Лексема: αἰτία
αἰτία ион. αἰτίη ἡ
1) причина
Пр.:δι΄ ἣν αἰτίην ; Геродот (ок. 484 — 425 до н.э.) — по какой причине?;
τοιαύτη ἢ ὅτι ἐγγύτατα τούτων αἰτιᾳ Лисий (ок. 445-380 до н.э.) — по этой или почти по этой причине;
κοινοῦ ἀγαθοῦ αἰτίᾳ Лисий (ок. 445-380 до н.э.) — ради общего блага;
τίν΄ αἰτίαν ἔχων ; Эврипид (ок. 480-406 до н.э.) — побуждаемый какой причиной …?, по какой причине …?;
αἱ ἐξ ἀρχῆς αἰτίαι Аристотель (384-322 до н.э.) — первоначальные причины
2) основание, повод
Пр.:αἰτίαν τινὸς ἐμβάλλειν Пиндар (ок. 518-ок. 438 до н.э.) или παρέχειν Лукиан (ок. 120 — ок. 190) — давать повод к чему-л.;
ἡ αἰ. τίς ἀνθ΄ ὅτου ; Эврипид (ок. 480-406 до н.э.) — на каком основании?;
αἰτίαν ἔχειν διαφέρειν περί τινος Платон (427-347 до н.э.) — иметь основание выделяться, т.е. заслуженно считаться знатоком в чем-л.
3) обвинение
Пр.:ἐν αἰτίᾳ εἶναι или γίγνεσθαί τινος Ксенофонт (ок. 428 — ок. 354 до н.э.) и αἰτίαν ἔχειν τινός Геродот (ок. 484 — 425 до н.э.), Эсхил (525/4-456 до н.э.), Эврипид (ок. 480-406 до н.э.) — быть обвиняемым в чем-л.;
αἰτίαν ἔχειν ὑπό и πρός τινος Эсхил (525/4-456 до н.э.), Софокл (ок. 496-406 до н.э.), Лисий (ок. 445-380 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.) — быть обвиняемым кем-л.;
τῆς αἰτίας τινὰ ἀπολύειν Эсхин философ, из Стеффы, IV в до н. э. или ἀφιέναι Лисий (ок. 445-380 до н.э.) — снять с кого-л. обвинение;
αἰ. ἔχει τινά Геродот (ок. 484 — 425 до н.э.) — обвинение падает на кого-л.