I. Путь, каким Он пришел; имеется в виду не просто путь, каким Он пришел в мир, но путь, каким Он явился миру и действовал в нем как Спаситель: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... Он пришел спасти нас от грехов наших, дать нам вечную жизнь и привести нас к Богу, и чтобы надежнее и вернее осуществить это, Он пришел водою и кровью. Сей есть Иисус Христос, именно Иисус Христос, говорю я, и никто другой. И, повторяю, Он пришел не водою только, но водою и кровью, ст. 6. Иисус Христос пришел водою и кровью, или с водою и кровью как знаками и удостоверениями истинного Спасителя мира, могущего совершить спасение; Он пришел с водою и кровью как средствами исцеления и спасения нашего. Почему Он должен был прийти, и пришел, именно таким образом для осуществления Своей спасительной миссии, мы поймем, если вспомним следующее:
1. Мы осквернены как внутри, так и снаружи.
(1) Господство греха над нашей природой и его нечистота оскверняют нас изнутри. Для очищения от этой скверны нам необходима духовная вода, такая, которая может достичь души с ее способностями. Поэтому во Христе и через Христа осуществляется омовение баней возрождения и обновления Святым Духом. Именно на это указывал наш Господь апостолам, когда, умывая им ноги, сказал Петру в ответ на его протест: Если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
(2) Снаружи нас оскверняет вина греха и его власть осуждать нас. Это разделяет нас с Богом и навсегда лишает Его благосклонного и милостивого присутствия. От этой скверны мы должны быть очищены искупительной кровью. Закон, или определение небесного суда, гласит: ...без пролития крови не бывает прощения, Евр 9:22. Поэтому Спаситель от греха должен был прийти с кровью.
2. Оба эти способа очищения представлены в древних обрядах, установленных Богом. Люди и предметы должны были очищаться водой и кровью: ...различные омовения и обряды, относящиеся до плоти, установленные только до времени исправления, Евр 9:10. Пепел телицы, смешанный с водой, через окропление освящал оскверненных, дабы чисто было тело, Евр 9:13; Чис 19:9. Да и все почти по закону очищается кровью.., Евр 9:22. Эти два обряда открывают наше двойное осквернение, а также указывают на двойное очищение, совершаемое Спасителем.
3. Когда после смерти Иисуса Христа воин пронзил Его ребро копьем, то из раны излилась вода и кровь. Возлюбленный апостол это видел, и увиденное произвело, по-видимому, на него сильное впечатление; он один сообщает нам и, вероятно, считал себя обязанным сообщить об этом как о явлении, имеющем таинственное значение: И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, так как был очевидцем, что говорит истину, дабы вы поверили, в частности чтобы поверили в то, что из Его пронзенного ребра тотчас истекла вода и кровь, Ин 19:34−35. Эти вода и кровь объемлют собой все, что необходимо и достаточно для нашего спасения. Водою наши души омываются и очищаются для неба, для царства святых во свете. Кровь же прославляет Бога, возвеличивает Его закон и открывает Его совершенное возмездие. Которого Бог предложил, или предназначил, в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его, [...] да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса, Рим 3:25−26. Кровью мы оправдываемся, примиряемся с Богом и предстаем перед Ним праведными. Кровь устраняет проклятие закона и открывает доступ очищающему Духу для внутреннего очищения нашей природы. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, [...] дабы благословение Авраамово... распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою, Гал 3:13. Вода, как и кровь, истекла из ребра принесенного в жертву Искупителя. Поэтому вода и кровь включают в себя все, что требуется для нашего спасения. Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью.., Еф 5:25−27. Пришедший водою и кровью является абсолютно совершенным Спасителем. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью! Таким образом мы видим, каким путем и каким образом, или, если хотите, с какими орудиями, Он пришел. Но мы видим Его удостоверения также в II. Свидетельстве Того, Кто сопровождал Его, то есть Духа Святого, того Духа, кому обычно приписывается осуществление дел Божиих: ...и Дух свидетельствует о Нем.., ст. 6. Уполномоченный Спаситель мира должен был иметь постоянного помощника для поддержки Его дела и для свидетельства о Нем миру. Божия сила должна была содействовать Ему, Его Евангелию и Его слугам, чтобы возвещать миру, с каким поручением они пришли и какой властью были посланы. Все это осуществлялось Духом Божиим, согласно собственному предсказанию Спасителя: «Он прославит Меня, даже когда Я буду отвержен и распят людьми, ибо от Моего возьмет. Он не будет брать на Себя Моего служения; Он не умрет и не воскреснет для вас, но Он от Моего возьмет, чтобы продолжать строительство на положенном Мною основании, Он примет Мои законы, Мою истину, Мое дело и возвестит это вам, а через вас — миру» (Ин 16:14). Затем апостол добавляет, что это свидетельство достойно принятия: ...потому что Дух есть истина, ст. 6. Это Дух Божий, и он не может лгать. Существует копия, предлагающая нам очень удачный вариант этого стиха: потому что или что Христос есть истина. Таким образом эта копия указывает на сущность свидетельства Духа, на предмет, о котором Он свидетельствует, и этим предметом является истина о Христе: и Дух свидетельствует о том, что Христос есть истина. Отсюда следует, что христианство, или христианская вера, есть истина Божия. Но наличие одной или двух копий вынуждает изменять текст; наш вариант текста вполне приемлем и поэтому мы сохраняем его. Дух есть истина. Он действительно есть Дух истины, Ин 14:7. То, что Он есть Дух истины и свидетель, достойный всякого доверия, вытекает из того, что Он небесный свидетель, или один из небесных свидетелей, несущих с неба свидетельство относительно истины и авторитета Христа. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. Таким образом, ст. 7 очень удачно стоит здесь как доказательство достоверности свидетельства Духа Святого: Он, конечно, является истинным свидетелем, или даже самой истиной, так как является не просто небесным свидетелем, но свидетелем, равным (не только в свидетельстве, ибо таковыми могут быть и ангелы, но по Своей сущности) с Отцом и Словом. Но здесь 1. Мы вынуждены приостановить свои рассуждения в связи с теми спорами, что ведутся относительно подлинности ст. 7. Утверждают, что многие древние греческие манускрипты не содержат этого стиха. Мы не будем здесь вступать в полемику. Критики, по-видимому, не могут прийти к единому мнению относительно того, какие манускрипты содержат этот стих, а какие нет; они также не могут дать нам достаточных сведений о подлинности и ценности манускриптов, исследованных ими. Некоторые из них такие плохие (как имеющийся у меня Греческий Завет старого издания, содержащий массу опечаток), что ни один критик, думается, не смог бы на основании их утверждать о наличии различных вариантов. Но предоставим это дело тем, кто добросовестно занимается сличением копий. Можно привести ряд разумных предположений, подтверждающих настоящий текст и его прочтение. Так например:
(1) Если вместо ст. 7 мы поставим ст. 8, то получится нечто похожее на тавтологию, повторение того, что сказано в ст. 6: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию.., не водою только, но водою и кровию; и Дух свидетельствует о Нем [...] и три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь. Здесь нет того благородного предисловия к этим трем свидетелям, которое содержится в нашем настоящем тексте.
(2) Замечено, что многие копии содержат характерное выражение — на земле: И три свидетельствуют на земле. А так как в этом содержится явное противопоставление каком-уто другому свидетелю или свидетелям, то противники этого текста говорят нам, что данное выражение было опущено в большинстве тех книг, где отсутствует ст. 7. Но по той же самой причине оно должно бы быть опущено во всех книгах. Возьмем ст. 6: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Добавлять к этому ибо три свидетельствуют на земле было бы неестественно, если не принять предположения, будто апостол хотел сказать, что свидетельствующие на земле являются единственными свидетелями, в то время как он уверяет нас, что есть один, непогрешимо истинный, свидетель, и что он сам является истиной.
(3) Замечено, что существует большое разночтение даже в греческом тексте. Так ст. 7 в некоторых копиях содержит ἕν εἰσιν — суть едино, а в других (по крайней мере, в Complutensian) — εἰσ τὸ ἕν εἰσιν — об одном или согласны в одном. И в cт. 8 (в той части его, которая, предполагается, должна быть оставлена): вместо обычного ἐν τῆ γῆ — на земле в Complutensian стоит ἐπἰ τῆς γῆς — на землю; это должно означать, по-видимому, что данное издание основано на каком-то греческом авторитете, и не просто, как некоторым хотелось бы нас убедить, на авторитете Вульгаты или Фомы Аквинского, хотя его свидетельство и могло бы быть добавлено к этому.
(4) Седьмой стих вполне соответствует стилю и богословию нашего апостола. Так например:
[1] Ему нравится титул Отец, подразумевает ли он под ним просто Бога или божественную личность в отличие от Сына. Я и Отец одно. Но Я не один, потому что Отец со Мною. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего.., 2Ин 1:3. Затем:
[2] Имя Слово присуще почти (если не исключительно) только этому апостолу. Если бы этот текст был изобретен кем-то другим, то естественнее и очевиднее (исходя из формулы крещения и обычного церковного языка) было бы употребить здесь имя Сын вместо имени Слово. О Тертуллиане и Киприане отмечают, что они употребляли имя Сын, даже когда ссылались на данный стих; или делают возражение против их ссылки на этот стих, так как они употребляют слово Сын, а не Слово; и тем не менее из цитаты самого Факундуса становится очень ясным, как выражался Киприан. Quod Johannis apostoli testimonium beatus Cyprianus, Carthaginensis antistes et martyr, in epistola sive libro, quem de Trinitate scripsit, de Patre, Filio, et Scriptu sancto dictumintelligit; ait enim, Dicit Dominus, Ego et Pater unum sumus; et iterum de Patre, Filio, et Spiritu sancto scriptum est, Et hi tres unum sunt. — Блаженный Киприан, карфагенский епископ и мученик, в послании, или книге, которую он написал по вопросу о Троице, рассматривал свидетельство апостола Иоанна как относящееся к Отцу, Сыну и Духу Святому; ибо он говорит, что Господь сказал: Я и Отец одно; и еще: об Отце, Сыне и Духе Святом написано: и сии три суть едино. Но нигде не написано, что они суть одно, кроме как в ст. 7. Вероятно, что Св. Киприан назвал вторую личность Божества Сын, а не Слово, либо по причине слабой памяти, либо потому, что предпочитал вещи словам, а личности — именам, либо желал называть личности именами, более принятыми в церкви (как в популярных, так и в полемических беседах). Если кто-то признает вымысел Факундуса, будто под духом, водой и кровью Киприан подразумевал Отца, Слово и Духа, о которых Иоанн говорит, что они суть одно, то пусть себе пользуется своим мнением. Ибо:
Во-первых, Он должен исходить из предположения, будто Киприан не только переменил все имена, но также и порядок их, приведенный апостолом. Ибо кровь (Сына) Киприан ставит на второе место, а апостол Иоанн на последнее.
Во-вторых, Он должен предположить, что под кровью истекавшей из ребра Спасителя, апостол подразумевал самого Спасителя (Кого с таким же успехом можно было обозначить и водою), а под водою, что также истекала из ребра Сына, апостол подразумевает личность Святого Духа; что под Духом, Который в ст. 6 отождествляется с истиной и в евангелии назван Духом истины, апостол подразумевает личность Отца, тогда как Отец нигде не упоминается иначе, как составляющий одно с Сыном и Духом Святым. Мы требуем основательного доказательства для утверждения, будто карфагенский отец церкви мог так понимать апостола. Кто так понимает его, тот должен тогда признать, что об Отце, Сыне и Духе Святом говорится как о трех свидетелях на земле.
В-третьих, Факундус признает высказывание Киприана о том, что о трех Личностях написано: Et hi tres unum sunt — и сии три суть едино. Но это написано не в восьмом, а в седьмом стихе. Эти слова применяются не к трем свидетелям на земле — духу, воде и крови, но к трем свидетелям на небе — Отцу, Слову и Духу Святому. Поэтому нам говорят, что автор книги De baptismo haereticorum, считающийся современником Киприана, цитирует слова Иоанна, согласно греческим манускриптам и древним переводам, таким образом: Ait einim Johannes de Domino nostro in epistola nos docens, Hic es qui venit per aquam et sanguinem, Jesus Christus, non in aqua tantum, sed in aqua et sanguine; et Spiritus est qui testimonium perhibent, Spiritus et aqua et sanguis, et isti tres in unum sunt. — Ибо Иоанн в своем послании говорит о нашем Господе: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью, не водою только, но водою и кровью; и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют: Дух, вода и кровь, и сии три об одном. Если все греческие манускрипты и древние переводы говорят о духе, воде и крови in unum sunt — сии три об одном, тогда, какое бы разнообразие копий ни существовало во время Киприана, он не их имел в виду, когда сказал, что написано: unum sunt — Сии три суть едино. Следовательно, высказывание Киприана представляет собой хорошее подтверждение в пользу ст. 7; оно также намекает на то, что подделывателю текстов едва ли удалось найти у апостола имя для второго свидетеля на небесах, для Слова.
[3] Апостол Иоанн был единственным, оставившим свидетельство об истечении воды и крови из ребра Спасителя, и также только он один (или, в основном, он) сообщает нам об обетовании и предсказании Спасителя относительно сошествия Духа Святого для прославления Его, для свидетельства о Нем, для обличения мира в грехе неверия и для убеждения его в правде Божией, как мы находим в его Евангелии, Ин 14:16−17,26; Ин 15:26; Ин 16:7−15. Поэтому упоминание о Духе Святом как о свидетеле Иисуса Христа вполне соответствует слогу апостола и его евангелию. Далее:
(5) Гораздо легче переписчику потерять или пропустить отрывок текста по своей невнимательности или по причине неясности копии (потертой, с поврежденными верхними или нижними краями страницы, или пострадавшей от износа материалов, на которых древние обычно писали), чем подделывающему тексты изобрести и вставить какой-то отрывок. Он должен быть крайне смелым и наглым, чтобы надеяться избежать разоблачения и позора, а также очень нечестивым, чтобы отважиться делать дополнения к книге почитаемой священной. И:
(6) Едва ли можно предположить такое (опущение ст. 7. — Прим. переводчика), когда апостол говорит о вере христианина как о средстве победы над миром, о преданности Иисусу Христу как основании веры, о Свидетеле, сопровождавшем Его, особенно если учесть то, что он подразумевал в своем заключении (ст. 9): Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это (что он уже повторил прежде) есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Среди трех свидетелей на земле нет ни одного свидетеля Божиего, ни одного, кто являлся бы истинным Богом. Противники учения о святой Троице, отвергающие этот текст, будут отрицать, что под духом, водой или кровью можно подразумевать Самого Бога; однако этот текст, в его настоящем, принятом нами виде, содержит замечательный перечень свидетельств и доказательств, подтверждающих истину о Господе Иисусе и о божественности Его миссии. Этот перечень доводов в пользу веры во Христа, удостоверений, какие Спаситель принес с Собой, и доказательств нашего христианства является, я думаю, самым превосходным из всех, какие могут быть найдены в книге Божией; ради него одного, даже не считая учения о Святой Троице, этот текст достоин всякого принятия.
2. Оставив в стороне эти рационалистические основы, пойдем дальше. Апостол, сказав, что Дух, свидетельствующий о Христе, есть истина, доказывает, что это действительно так, потому как Он обитает на небе, и там же обитают и другие свидетели, могущие быть только истинными или являться самой истиной, и их свидетельство сходится со свидетельством Духа: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино, ст. 7.
(1) Здесь представлены три небесных свидетеля, свидетельствующих миру и удостоверяющих его в законности и авторитете служения Христа и Его притязаний.
[1] Первый по порядку свидетель Отец; Он положил Свою печать на все земное служение Господа Христа:
Во-первых, Заявлением, сделанным Им во время крещения Христа, Мф 3:17.
Во-вторых, Подтверждением Его личности во время преображения, Мф 17:5.
В-третьих, Чудотворной силой и сверхъестественными делами, сопровождавшими служение Христа: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем, Ин 10:37.
В-четвертых, Удостоверением, данным при Его смерти, Мф 27:54.
В-пятых, Воскрешением Его из мертвых и принятием в Свою славу: О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня, Ин 16:10; Рим 1:4.
[2] Второй свидетель — Слово; это таинственное имя, означающее, что Христос имел высшую природу, что Он существовал до создания мира и сотворил мир, что в этой природе Он является истинным Богом, наравне с Отцом. Слово свидетельствовало человеческой природе Христа (или человеку Иисусу Христу), в которой и посредством которой Он искупил и спас нас. И оно свидетельствовало:
Во-первых, Великими делами, совершенными Им. Ин 5:17: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
Во-вторых, Прославлением Его во время преображения, Ин 1:14. И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца, Ин 1:14.
В-третьих, Воскресением Его из мертвых (Ин 2:19): ...Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
[3] Третий свидетель есть Святой Дух — величественное, достопочтенное имя, Ему принадлежит святость, и Он является ее источником. Тот, на кого Дух святости ставит Свою печать и свидетельствует о нем, должен быть верным и истинным. Он сделал это в отношении Иисуса Христа, Главы христианского мира:
Во-первых, Чудесным сотворением Его безупречной человеческой природы во чреве девы. Дух Святый найдет на тебя.., Лк 1:35.
Во-вторых, Видимым сошествием на Него во время крещения. И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, и далее, Лк 3:22.
В-третьих, Изгнанием бесов и духов тьмы. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие, Мф 12:28.
В-четвертых, Могущественным и видимым сошествием на апостолов, когда Он наделил их дарами и способностями для проповедования Христа и Его Евангелия после Его вознесения на небо, Деян 1:4−5; 2:2−4.
В-пятых, Прославляя имя Христа, содействуя делу Его и распространению Евангелия через учеников, которых Он наделял чудесными дарами, действовал в них и через них, а также и в церквах, на протяжении двух тысяч лет (1Кор 12:7), о чем смотри превосходную беседу д-ра Уайтби в предисловии ко второму тому его Комментария на Новый Завет. Это свидетели на небе, они свидетельствуют с неба, они едины, и не только в Своих свидетельствах, но и в Своей небесной сущности. И если Они едины с Отцом, то должны быть единым Богом.
(2) В следующем стихе этим трем свидетелям противопоставляются, хотя в то же самое время и объединяются с ними, три свидетеля на земле: И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном, ст. 8.
[1] Первый из этих свидетелей — Дух. Его следует отличать от личности Духа Святого, находящегося на небесах. Мы можем сказать вместе со Спасителем (согласно написанному этим же апостолом), что рожденное от Духа есть дух, Ин 3:6. Ученики Христа, как и прочие люди, родились от плоти. Они приходят в мир, наделенные порочными плотскими наклонностями, враждебными Богу. Должно осуществиться умерщвление и уничтожение этих наклонностей и приобщение к новой природе. Ветхие похоти и пороки должны быть искоренены, и тогда истинный ученик становится новой тварью. Возрождение, или обновление души, является свидетельством о Спасителе. Это есть действительное спасение, хотя и представляет собой только начальную стадию его. Оно свидетельствует на земле, потому что осуществляется в Церкви здесь, на земле, и не таким явным, поразительным образом, как знамения с неба. Этому Духу принадлежит не только дело возрождения и обращения, но также процесс освящения Церкви, победа над миром, любовь, мир и радость Церкви и вся та благодать, с чьей помощью она готовится к наследию святых во свете.
[2] Второй свидетель — вода. Выше вода рассматривалась как средство спасения, теперь же — как свидетель о Самом Спасителе, как символизирующая Его чистоту и очищающую силу. Таким образом, вода здесь символизирует, по-видимому, следующее:
Во-первых, Чистоту Его собственной природы и непорочность Его хождения в этом мире. Он был свят, невинен и непорочен.
Во-вторых, Крещение Иоанна, который свидетельствовал о Христе, готовил людей к Его приходу и направлял их к Нему, Mк 1:4,7−8.
В-третьих, Чистоту Его учения, очищающего и омывающего души. Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам, Ин 15:3.
В-четвертых, Подлинную чистоту и святость Его учеников. Его тело это святая вселенская Церковь. Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши.., 1Пет 1:22.
В-пятых, Крещение, предназначенное Им для посвящения Его учеников, о чем Он символически говорит: Если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести.., 1Пет 3:21.
[3] Третий свидетель — кровь; Он пролил ее, и она стала нашим выкупом. Она свидетельствует об Иисусе Христе:
Во-первых, Тем, что положила конец жертвоприношениям Ветхого завета — Христос, Пасха наша, заклан за нас.
Во-вторых, Тем, что подтвердила Его собственные предсказания и истинность всего Его служения и учения, Ин 18:37.
В-третьих, Тем, что показала Его беспримерную любовь к Богу, явленную в Его самопожертвовании ради чести и славы Божией, чтобы сделаться искуплением за грех мира, Ин 14:30−31.
В-четвертых, Тем, что продемонстрировала Его неизреченную любовь к нам; кого любят всецело, те не будут обмануты, Ин 14:13−15.
В-пятых, Тем, что продемонстрировала равнодушие Господа Иисуса к мирским интересам и преимуществам. Никакой самозванец и обманщик никогда бы не позволил, чтобы его унизили и подвергли жестокой насильственной смерти, Ин 18:36.
В-шестых, Тем, что побуждает учеников Христа страдать и умирать за Него. Никакой обманщик не мог бы привлечь к себе сторонников таким путем, каким это делал Господь Иисус: Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу, Ин 16:2. Он часто призывает Своих рабов к сообразованию с Ним в Его страданиях: Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание, Евр 13:13. Это показывает, что и Он, и Его Царствие не от мира сего.
В-седьмых, Привилегии, приобретенные и даруемые Его Кровью (хорошо понятые), непосредственно доказывают, что Он действительно Спаситель мира. И поэтому:
В-восьмых, Эти привилегии представлены и запечатлены в вечере Господней: Ибо сие есть Кровь Моя.., за многих изливаемая во оставление грехов, Мф 24:28. Таковы свидетели на земле. Так разносторонне свидетельство, данное о Начальнике нашей веры. Неудивительно, если отвергающий все эти свидетельства будет судим как хулитель Духа Божиего, будет лишен прощения своих грехов и оставлен на погибель. Об этих трех свидетелях (более различающихся между собой, чем первые три) было бы неправильно сказать, что они суть едино, но можно сказать, что они за одно, за одно и то же дело, или что они согласны в одном, единодушны между собой и единодушны в своем свидетельстве с теми, что свидетельствуют на небе.
III. Апостол делает справедливое заключение: Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем, ст. 9. Здесь мы находим:
1. Предположение, хорошо обоснованное вышеприведенными посылками. Это есть свидетельство Божие, свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем; это самое непосредственное, безошибочное свидетельство — свидетельство Отца о Своем Сыне. Он Сам провозгласил и засвидетельствовал о Нем миру.
2. Авторитетность и приемлемость Его свидетельства, доказываемые по правилу от меньшего к большему: Если мы принимаем свидетельство человеческое (которое принимается, и должно приниматься, во всех судах и у всех народов), свидетельство Божие — больше. Его свидетельство — это сама истина, оно имеет высший авторитет и бесспорную непогрешимость. И далее:
3. Применение этого правила к данному случаю: Ибо это есть свидетельство, здесь есть свидетельство Божие, то есть Отца, а также Слова и Духа, которым Он свидетельствовал о Сыне Своем. Бог, Который не может лгать, дал достаточное доказательство миру, что Иисус Христос — Его Сын, Его возлюбленный Сын, посланный Им на служение, чтобы через Него примирить с Собою мир и возвратить его к Себе; Он свидетельствует, следовательно, об истинности и божественном происхождении христианской веры, о том, что она является средством и верным путем для приведения нас к Богу.
Ст. 9−10 аще свидетельство человеческое приемлем, свидетельство Божие более есть: яко сие есть свидетельство Божие, еже свидетельствова о Сыне Своем. Веруяй в Сына Божия, имать свидетельство в себе: не веруяй Богови, лжа сотворил есть Его, яко не верова во свидетельство, еже свидетельствова Бог о Сыне Своем
Таково свидетельство Бога о Богочеловеке и, посредством Его, о Пресвятой Троице. Это человек, если захочет, может установить личным опытом, может установить личной жизнью. Поэтому Всесильный и Всеведущий Бог дал свидетельство, “свидетельствующее”, что Иисус есть действительно и истинно Бог и Спаситель. Все другие реальности и истины в человеческом мире в меньшей мере свидетельствуют о Богочеловеческих реальностях и истинах. И когда человек не принимает даже этого совершенного и убедительного свидетельства Божия о Иисусе, то это значит, что он считает Бога вне истины. Это есть величайшее падение, в какое может только ниспасть человеческая душа. По сущности оно подобно падению предателя Иуды, поскольку он, несмотря на убедительные, достоверные свидетельства, не захотел поверить в Иисуса как Бога и Спасителя.
Очевидна истина. Все Божественные и человеческие слова о вере во Христа как Бога и Спасителя показывают человеческому роду и личность, и дело Богочеловека, которые отчетливо видны в Его Евангелии, Его Церкви, в жизни Его святых. Нет извинения людям за их неверие во Христа (Ин 15:22,24). И тот, кто верит во Христа, верит всем своим сердцем, всей своей душою, всем своим умом, всей своей силой и переживает как самую великую реальность все Божественные и человеческие свидетельства о Иисусе как Боге и Единственном Спасителе людей. Эта реальность становится в его душе все-реальностью. Его мысли устремляются во все-мысль, все его чувства соединяются во все-чувство. В этой все-мысли, в этом все-чувстве для верующего Христос есть Господь его и Бог его, его рай, его душа, его истина, его любовь, его радость, его вечность, всё его, всё во всём человеческом.
Да, требуется одна прямая личная встреча с Господом Иисусом Христом, и после того, как человек уверует в Него, он живет Им и опытно знает Его. После того, как самаряне опытно узнали Господа, после личного общения с Ним, они сказали самарянке, которая их привела к Иисусу: Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос (Ин 4:42).
К человеку, который живет верой в Господа Иисуса Христа, приходит самое убедительное и всесильное свидетельство о Иисусе как о Боге и Спасителе, и ни одна сила не может его лишить этого свидетельства. Святой Иоанн Богослов благовествует: Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем
То есть истинно свидетельство воплощения или свидетельство Моисея и пророков, которые были людьми Бога.
Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.
если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем
Кроме свидетельства вышеуказанных высочайших свидетелей о Богочеловеке Иисусе Христе, Сыне Божием, Искупителе мира, дарующем победу над миром и верующим в Него, верующий верою живою и истинною (Ин 3:15 и далее; Ин 18:34; Ин 6:29; Ин 9:35) в Сына Божия, а следовательно и в свидетельствующего о Нем Бога Отца, имеет внутреннее удостоверительное свидетельство в себе самом, в своем собственном духе, запечатленном помазанием (Ин 2:20), или печатью Святого Духа (2Кор 1:21−22; Еф 1:13), по которому он знает и уверен, что он во Христе, примирен с Богом, и потому имеет упование жизни вечной (ср. Феофилакт). Об этом внутреннем свидетельстве о Христе в духе самого верующего говорил Сам Господь (Ин 7:16, 7).
Источник: Толковый Апостол.
Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем
В Моисееве законе есть правило, говорящее: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело (Втор 19:15; сл. Мф 18:16; 2Кор 13:1; Евр 10:28). По-видимому, слова: три свидетельствуют, дважды сказанные, имеют отношение к этому закону. Апостол чрез это показывает полное соответствие приведенного свидетельства требованию закона Моисеева. Но затем св. Иоанн раскрывает и несравненное превосходство показанного им свидетельства: если мы принимаем свидетельство человеческое, т. е. верим свидетельству двух или трех свидетелей; то тем более должны мы верить свидетельству Божию: потому что свидетельство Божие больше, т. е. то свидетельство, которое выше предложено (6, 7 и 8 стих пятой главы его послания); и далее сам Богослов показывает, о каком свидетельстве говорит он, присовокупляя: ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем, — свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, обетованный Спаситель мира, есть свидетельство Божеское, преподанное свидетелями небесными и земными. Это свидетельство, как Божеское, говорит Богослов, больше свидетельства человеческого, т. е., как свидетельство Божеское, несравненно больше, несравненно превосходно того человеческого свидетельства, которому, по закону Моисееву, надобно верить: потому что человек ограниченное существо, подверженное греху, а Бог есть существо беспредельное, Бог беспредельно истинен, свят и всесовершен.
Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.