Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 5 глава 5 стих)

νικων praes. act. part, от νικαω (#3771) покорять, ει μη (#1623:3590) кроме, если не. πιστευων praes. act. part, от πιστευω (#4409) верить.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 5 глава 5 стих)

5:1−5 Иоанн говорит о «победивших мир». В Библии много слов используется для описания христиан: верующие, друзья, братья, овцы, святые, воины, свидетели и т. д. Иоанн же освещает только одно: победитель (см. пояснения к 5:4 о значении слова). В Новом Завете слово встречается 24 раза, Иоанн употребляет его 21 раз (ср. также Откр 2:7,11,17; 2:26; 3:5,12,21). В этих стихах слово использовано в нескольких различных формах, чтобы подчеркнуть победоносную природу верующего.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 5 глава 5 стих)

5:5 Как мы видим, тема этой главы — вера как мерило вечной жизни. Иоанн только что упомянул: кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Теперь он продолжает разъяснять истину о служении Господа Иисуса Христа.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 5 глава 5 стих)

Стихи 1−5. I. В конце предыдущей главы апостол, побуждая к христианской любви, приводил два аргумента: соответствие любви их христианскому исповеданию и соответствие ее Божией заповеди; здесь он добавляет третий: такая любовь соответствует их высокому родству, требующему ее от них; наши братья-христиане находятся в близком родстве с Богом, они Его дети: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден.., ст. 1. Итак, брат-христианин:

1. Описывается как верующий, как тот, кто верует, что Иисус есть Христос — что Он является Мессией-Царем, что Он есть Сын Божий как по Своей природе, так и по достоинству, что Он является главным над всеми помазанниками, над священниками, пророками и царями, помазанными Богом или для Бога, что Он в совершенстве подготовлен для великого дела вечного искупления, — и поэтому отдает себя Его попечению и водительству.

2. Возвеличивается как имеющий высокое происхождение: Он от Бога рожден, ст. 1. Этот принцип веры и новая природа, сопровождающая веру или происходящая от нее, зарождаются от Духа Божиего; поэтому сыновство и усыновление теперь принадлежат не семени Авраамову по плоти, не древнему Израилю Божиему; все верующие, хотя и грешники из язычников по природе своей, духовно произошли от Бога и поэтому должны быть любимы, как сказано далее: ...и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него, ст. 1. Кажется вполне естественным, что любящий Отца должен также любить и детей, соразмерно с их подобием Отцу и любовью Отца к ним; поэтому в первую очередь и главным образом мы должны любить Сына Отчего, как Он выразительно назван во 2Ин 1:3, единородного и возлюбленного Сына, а затем тех, кто рожден по Божиему изволению и обновлен Духом благодати.

II. Апостол объясняет:

1. Как мы можем удостовериться в истинности нашей любви к возрожденным душам, имеет ли она истинно евангельскую природу. Она должна основываться на любви к Богу, Чьими они являются: Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога.., ст. 2. Наша любовь к ним будет чистой и истинной в том случае, если мы любим их не просто по каким-либо светским мотивам — потому что они богаты, образованны или являются нашими родственниками, либо принадлежат к нашей деноминации среди прочих религиозных партий, — но потому, что они дети Божии и в них проявляется Его возрождающая благодать, Его образ и Его печать отражаются в них, и, таким образом, в них мы любим Самого Бога. Таким образом, как мы видим, это послание настаивает на любви к братьям как к детям Божиим и усыновленным братьям Господа Иисуса.

2. Как мы можем определить истинность нашей любви к Богу. Она обнаруживается в нашем святом послушании: ...когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его, ст. 2. Мы тогда истинно, в евангельском смысле любим Бога, когда соблюдаем Его заповеди: Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его..; а соблюдение Его заповедей требует склонности к этому, чтобы мы находили в этом наслаждение: ...и заповеди Его не тяжки, ст. 3. Или: это есть любовь к Богу, что мы решили быть послушными и соблюдать Божии заповеди, поэтому Его заповеди становятся для нас легкими и приятными. Любящий Бога говорит: «О, как люблю я Твой закон! Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (Пс 118:32), когда Ты расширишь его любовью, или Духом Своим, источником любви».

3. Каковым является и должен быть результат, или плод, возрождения духовная победа над этим миром: Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир.., ст. 4. Рожденный Богом рожден для Бога и, следовательно, для иного мира. Его стремления направлены к горнему, лучшему миру; он обеспечен таким оружием, с помощью которого отвергает и побеждает этот мир. Затем добавляется; ...И сия есть победа, победившая мир, вера наша, ст. 4. Вера вот причина победы, она является тем средством, инструментом, духовным оружием, духовной артиллерией, с помощью которого мы побеждаем, ибо:

(1) Презирая этот мир и противостоя ему, мы в вере и верой прилепляемся к Христу.

(2) Вера действует из любви и любовью к Богу и Христу и таким образом уводит нас от любви к миру.

(3) Вера освящает и очищает сердце от плотских похотей, посредством которых мир приобретает власть и господствует над душами.

(4) Вера получает и извлекает силу для победы над миром, над угрозами и лестью его, из Того, Кто является предметом ее, из Сына Божиего.

(5) На основании обетования Евангелия она получает право на пребывание Духа благодати, а Он больше того, кто пребывает в мире.

(6) Вера видит невидимый мир, не идущий ни в какое сравнение с этим миром, и говорит душе, где она пребывает, что ей надо всегда быть готовой войти в этот мир. Из этого:

III. Апостол заключает, что только истинный христианин является истинным победителем мира: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? (ст. 5). Наш путь к небу проходит через мир, и он является огромным препятствием для нашего входа туда. Но кто верует, что Иисус есть Сын Божий, тот верит, что Иисус пришел от Бога, чтобы быть Спасителем мира и сильной рукой привести нас из мира к небу и к Богу, и что там мы в полной мере будем наслаждаться общением с Ним. И кто так верует, должен этой верою победить мир. Ибо:

1. Он твердо убежден в том, что этот мир является неистовым врагом для его души, для его святости, спасения и блаженства. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего), 2:16.

2. Он понимает, что искупление и избавление от этого злого мира составляет важную часть дела Спасителя и его собственного спасения. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века.., Гал 1:4.

3. Он видит на примере земной жизни Господа Иисуса и Его поведения в этом мире, что он должен быть отвергнут и побежден.

4. Он сознает, что Господь Иисус победил мир не только для Себя Самого, но и для Своих последователей, и что они должны стараться быть соучастниками Его победы. Мужайтесь: Я победил мир.

5. Смерть Господа Иисуса научила его быть мертвым и распятым для мира. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира, Гал 6:14.

6. Воскресением Иисуса Христа он возрожден из мертвых к живому упованию на блаженство горнего мира, 1Пет 1:3.

7. Он знает, что Спаситель ушел на небо и там готовит место для искренно верующих в Него, Ин 14:2.

8. Он знает, что его Спаситель придет снова и положит конец этому миру, будет судить его обитателей, а верующих в Него примет к Себе, в Свою славу, Ин 14:3.

9. Его дух и его стремления не могут найти удовлетворения в этом мире, он смотрит дальше его и стремится к небесному миру, прилагая все старания к достижению его. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, 2Кор 5:2. Итак, христианская вера обеспечивает исповедующим ее владычество над миром. Христианское откровение является величайшим средством победы над этим миром и достижения другого — самого чистого и мирного, блаженного и вечного. Именно в этом откровении мы видим, что является причиной борьбы и состязания между Богом и мятежным миром. В нем мы находим святое учение (как теоретическое, так и практическое), совершенно противоположное настроениям и устремлениям этого мира. Посредством этого учения передается и распространяется дух, превосходящий дух этого мира и враждебный ему. Оно говорит нам, что Сам Спаситель был не от мира сего, что Его Царство тоже было и есть не от сего мира, что оно должно быть отделено от мира и избрано из него для неба и для Бога. Из этого учения мы узнаем, что этот мир не предназначался Спасителем в качестве наследия и удела для спасенного Им народа. Возвращаясь на небо, Он уверял их, что идет приготовить им там место, чтобы они всегда были с Ним, и дал им понять, что если они только в этой жизни и в этом мире надеются на Него, то в конечном счете они окажутся несчастными. Это учение дает нам ясное откровение о вечном блаженном мире и предлагает, чтобы мы любили его и стремились к нему. Оно снабжает нас самым лучшим оружием против нападок и посягательств мира. Оно нас учит, как можно поразить мир его собственной стрелой или как его собственное оружие может быть обращено против него самого, как все его противодействия, вражда и гонения могут послужить нашей победе над ним и нашему восхождению в высший небесный мир. Оно ободряет нас, представляя нашему взору великую армию, облако святых воинов, одержавших в свое время и на своем месте победу над миром и получивших венцы. Истинный христианин это истинный герой, это тот, кто преодолел этот мир и наслаждается полной победой. Он не сетует на то (ибо он намного превосходит греческого монарха), что нет другого мира, которой он мог бы покорить, но крепко держится вечной жизни и старается силою, в святом смысле слова, овладеть Царством Небесным. Кто во всем мире, кроме верующих в Иисуса Христа, может так побеждать мир?


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 5 глава 5 стих)

Филарет (Дроздов) (1782−1867)

кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Удивительно, что Св. Евангелист Иоанн провозглашал уже победу веры Христовой над миром, когда мир далеко не истощил еще против нея своих враждебных сил и средств. Так прозорливо видел Апостол ход дела; так верно предвидел исход. Нам удобнее видеть в совершении то, что он провидел в начатках. Мир Римский (как любила называть себя Римская держава, гордо, но не без основания, потому что в ней заключалось все значительное и сильное в мире), мир языческий, в продолжении нескольких веков, вел войну против Христианства. На стороне мира были: власть, сила, искусство, образованность, многолюдство, народное мнение. Жестокость и ласка, лесть и клевета, угроза и обещание, награда и казнь, обогащение и грабительство, освобождение и порабощение, возвышение и изгнание, умствование мудреца и пытка мучителя, предразсудки и ярость народа, — все превращено было в оружия против Христианства. С другой стороны Христианство являлось без власти, без силы, без искусства, без защиты, без оружия, кроме пренебрегаемаго миром оружия веры в Бога невидимаго и в Сына Его Иисуса Распятаго. Но чем кончилась сия слишком неравная брань? — Мир языческий рушился и разсыпался в прах, а Христианство возвысилось и возгосподствовало, переродив мир в новую жизнь. Воистину, сия есть победа, победившая мир, вера наша.

Источник: Слово по освящении храма Св. Архистратига Михаила. 1849 г.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Как не побеждать мира тому, кто верует, что Иисус Христос есть всемогущий Бог, Который силен исполнить Свои обетования и никогда не может отречься от того, что обещал? Как не побеждать мира тому, кто верит, что он сядет на одном престоле с Сыном Божиим? Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Откр 3:21).

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 5−6 кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию

В словах всякий, рожденный от Бога, апостол упомянул об усыновлении Богу и о рождении. А это вместе совершается чрез святое крещение. Посему говорит: Сей есть пришедший водой и кровию Иисус Христос, возрождающий и делающий нас сынами Божиими. Ибо это подразумевается и как следствие в словах: рожденный от Бога побеждает мир. Как рожденный? Водой и кровию. Ибо пришедший Иисус Христос возрождает водой и кровию. И опять прибавляет с повторением слова: не водой только возрождающий, но водой и кровию. Ибо хочет прежде доказать прославление усыновляющего нас Христа, потому что прежде усыновлен Богом человек, сущий во Христе, а потом Христос чрез Свое усыновление даровал и нам такое достоинство. А сыновство Его объявлено трижды: один раз при крещении на Иордане, когда Отец свыше свидетельствовал, что крещаемый есть Сын возлюбленный. Итак, Иисус пришел водой, то есть объявлен Сыном Божиим чрез свидетельство Отца при крещении в воде. Кровию, когда, идя на крест, говорил: прославь Меня Ты, Отче! и когда принесся глас: и прославил, и еще прославлю, который слышавшие приняли за гром (Ин 17:5; Ин 12,28−29). Духом, когда как Бог воскрес из мертвых; ибо воскрешать Самому Себя свойственно одному только Богу, а словом Дух называется Бог, как можно видеть в изречении: Бог есть дух (Ин 4:24). Итак, при свидетельстве трех (крещения, креста и воскресения) о сыновстве Иисуса, сыновство Господа непререкаемо. А чрез Свое сыновство, как начаток всего рода человеческого, Он даровал и нам право быть сынами Божиими. И сии три в одном Христе. Ибо это значит выражение: и сии три едино, то есть по отношению к свидетельству о Христе. Нужно знать, что некоторые из отцов слово Дух разумели не о воскресении Христа, но об Отце, когда Он воззвал на Иордане: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17), так как Бог есть Дух, как мы выше сказали.

Сказав это, подтверждает слова свои доказательством от меньшего. Если мы принимаем свидетельство человеческое о чем-либо, не тем ли справедливее должны принять свидетельство большее, от Бога? Ибо это свидетельство о Сыне Божием, то есть Христе, не от Самого ли Бога? Итак, верующий в Сына Божия, что Он есть Бог, как Сын Божий, имеет свидетельство в Самом Себе, потому что верующий и сам усыновлен чрез Иисуса, усыновленного Богом. А неверующий виновен в двух отношениях: в неверии, представляя Бога лжецом, и в том, что лишает себя усыновления, а чрез это — жизни вечной, которую и Христос имеет в Самом Себе, как в Евангелии сказано: в Нем была жизнь (Ин 1:4). Посему кто имеет в себе Сына чрез крещение, тот имеет и жизнь, ибо все мы, крестившиеся во Христа, облеклись во Христа (Гал 3:27). А кто не имеет Сына Божия чрез крещение, тот не имеет и жизни, тот мертв. Ибо принимая нас, мертвых прегрешениями, Он воскрешает чрез святое крещение. Каким образом? Потому что кто чрез погружение в крещении спогребся со Христом, тот мертв для мира, то есть для мирских прихотей, и живет уже не для мира, но для Христа.

и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

См. также Толкование на 1Ин 5:7

Михаил (Лузин) (1830−1887)

кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

«А как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: и кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (Феофилакт). Побеждает мир тот, кто верует, что Иисус из Назарета есть Сын Божий, Искупитель мира. Он победил мир (Ин 16:33), и этой верой в Него и совершенное Им дело верующий также побеждает мир, враждебный ему. Победный клик Спасителя стал победным кликом верующих о победе их над миром!

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий

Какая это вера, дающая силу побеждать мир, — преодолевать все препятствия к исполнению заповедей Божиих? Святой Богослов отвечает: кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Это та вера, которая научает нас, что Иисус есть Сын Божий, Спаситель мира; что Иисус Сын Божий избавил нас от осуждения и вечной смерти; что Он в естестве человеческом победил мир (Ин 16:33), и нам, верующим в Него, дарует Божественную силу побеждать мир, т. е., при содействии Духа Его, преодолевать все препятствия к исполнению Его заповедей; что Он, Спаситель и Бог наш, и в настоящей жизни дарует верующим благодатные спасительные дары, и в будущем веке уготовал вечную жизнь и невообразимое блаженство.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно