Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 5 глава 21 стих)

φυλαξατε aor. imper. act. от φυλασσω (#5875) стеречь, хранить. Использование формы act. с возвратным местоимением может рассматриваться как выделение необходимости приложить личные усилия (Westcott). ειδωλων (#1631)образ, идол, ложный бог. О почитании идолов в античном мире рассказывают не только географические описания Страбона и Павзании, но также литература, искусство, театр, музыка и разнообразные археологические раскопки (см. Деян. 17:16; DPL, 424-26).Второе послание Иоанна


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 5 глава 21 стих)

5:13−21 Иоанн заканчивает свое послание обсуждением пяти неоспоримых фактов, действующих в жизни христиан, которые составляют кульминацию всего послания. Иоанн подчеркивает эти факты, употребляя в данном месте слово «знаем» 7 раз.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 5 глава 21 стих)

Стихи 18−21. I. Краткое перечисление привилегий и преимуществ, какими обладают честные христиане.

1. Они застрахованы от греха, от полного господства его, или от полной вины за него: Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, (а верующий во Христа является рожденным от Бога) не грешит... (ст. 18), не грешит от всего сердца и духа, как это делают невозрожденные (1Ин 3:6,9), и, следовательно, не с той полнотой вины, какая лежит на грехах других; поэтому он застрахован от греха, неминуемо ведущего к смерти, или неизбежно навлекающего возмездие вечной смерти; новая природа и пребывание Святого Духа не допускают совершения непростительного греха.

2. Они защищены против губительных сатанинских искушений: ...но рожденный от Бога хранит себя, то есть способен хранить себя, и лукавый не прикасается к нему (ст. 18), то есть лукавый не может прикоснуться к нему смертельным прикосновением. Здесь, вероятно, не просто описывается долг или опыт возрожденных, но говорится о той силе, какую они имеют благодаря своему возрождению. Они подготовлены и наставлены, как противостоять губительным прикосновениям лукавого, его жалу; он не прикасается к их душам, чтобы влить в них свой яд, как он это делает с другими, или чтобы изгнать из них тот принцип возрождения, что является противоядием для его яда, или ввести их в грех, который, согласно установлению Евангелия, приводит к неминуемой вечной смерти. Он может взять верх над ними, вовлечь в некоторые греховные поступки, но (что, по-видимому, утверждает здесь апостол) их возрожденное состояние хранит их от таких нападок диавола, какие могли бы привести их в такое же положение и подвергнуть такому же осуждению, как и самого диавола.

3. Они находятся на стороне Бога и являются Его уделом, в противоположность положению этого мира: Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле, ст. 19. Весь род человеческий делится на два огромных владения — одно принадлежит Богу, а другое — лукавому. Христиане принадлежат Богу. Они — Божий, они от Него, к Нему и для Него. Они вошли в права и заняли положение древнего Израиля Божиего, о котором сказано: Ибо часть Господа народ Его — Его имение в этом мире; Иаков наследственный удел Его — доход, приходящийся на Его долю от избранного Им самим удела, Втор 32:9. И, с другой стороны, весь мир, все остальные, представляющие собой значительно большую часть, лежит во зле, в челюстях, в сердце лукавого. В действительности, в небесных, или эфирных, сферах существует множество злых существ, злых духов, но их объединяет одна злая природа и злая политика, одни злые принципы, они объединены под одной главой. Существует князь бесов и бесовского царства. Существует глава злобы и злобного мира, и он обладает такой властью на земле, что его называют богом века сего. Удивительно, что такой знающий дух так непримиримо враждует против Всемогущего и Его интересов, хотя не может не знать того, что все это закончится его свержением и вечным осуждением! Какой ужасный суд ожидает лукавого! Да разрушает непрестанно Бог, Владыка христианского мира, владычество сатаны в этом мире и да переводит души в Царство Своего возлюбленного Сына!

4. Они просвещены познанием истинного вечного Бога: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам... разум, да познаем (Бога) истинного.., ст. 20. Сын Божий пришел в наш мир, и мы видели Его, и мы знаем Его по свидетельствам, уже утвержденным; Он открыл нам истинного Бога (Ин 1:18) и отверз также наши умы, чтобы мы могли понять это откровение, дал нам внутренний свет разумения, чтобы мы могли созерцать славу истинного Бога, и мы уверены, что Бог, открывшийся нам, — это истинный Бог. Он бесконечно превосходит всех языческих богов по Своей чистоте, силе и по Своему совершенству. В Нем соединены все превосходство, красота и богатство живого истинного Бога. Это тот самый Бог, сотворивший, согласно писаниям Моисея, небеса и землю, тот самый, который вступил в особый завет с нашими отцами и патриархами, вывел наших предков из Египта, дал нам страшный закон на горе Синай и Свои святые изречения, а также обетование о призвании язычников и их обращении. На основании Его советов и дел, Его любви и благодати, Его страшных судов мы знаем, что Он, и только Он, во всей полноте Своего бытия, есть живой и истинный Бог». Великое блаженство — знать истинного Бога, познание Его в Иисусе Христе есть жизнь вечная, Ин 17:3. В этом состоит слава христианского откровения, что оно дает наилучшее представление об истинном Боге и обеспечивает нас наилучшей глазной мазью, чтобы мы могли распознать живого и истинного Бога.

5. Они имеют блаженный союз с Богом и Его Сыном: «И да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе.., ст. 20. Сын приводит нас к Отцу, и мы пребываем в Том и Другом, в любви и благоволении Того и Другого, в завете и брачном договоре, в духовном единении с Ними посредством пребывающего и действующего в нас Духа; и чтобы вам понять, как велики эта честь и это блаженство, то вспомните, что Сей есть истинный Бог и жизнь вечная, или точнее: сей Самый Сын Божий является истинным Богом и жизнью вечной (Ин 1:1 и здесь 1:2), так что находясь в союзе с Тем или Другим или тем более с Ними обоими, мы соединяемся с истинным Богом и вечной жизнью».

II. Заключительное увещание апостола: «Дети! храните себя от идолов, cт. 21. Поскольку вы знаете истинного Бога и пребываете в Нем, то пусть ваше познание и любовь охраняют вас от всего, что может подвигнуть нас на противодействие Ему или состязание с Ним. Избегайте ложных богов языческого мира. Они не идут ни в какое сравнение с Богом, Которому вы принадлежите и служите. Не поклоняйтесь вашему Богу в виде статуй и изображений, какие имеют место в языческом идолослужении. Ваш Бог есть непостижимый Дух, и Его оскорбляют такие низменные представления. Не участвуйте вместе с вашими языческими соседями в их идолослужении. Ваш Бог ревнив, и Он хочет, чтобы вы вышли из среды их и отделились от них; умерщвляйте плоть и будьте распятыми для мира, чтобы они не узурпировали престол в вашем сердце, принадлежащий исключительно Богу. Бог, Которого вы познали, есть Тот, Кто сотворил вас, Кто искупил вас через Своего Сына, Кто послал вам Евангелие, простил ваши грехи, возродил вас через Духа Своего для Себя Самого и даровал вам вечную жизнь. Прилепитесь к Нему любовью, верой и постоянным послушанием, противостоя всему, что может отчуждать ваш ум и ваше сердце от Бога. Этому живому и истинному Богу слава и владычество во веки веков. Аминь».


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 5 глава 21 стих)

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

дети! храните себя от идолов. Аминь

Так как апостол писал настоящее послание к совершенным верующим, то некоторые спрашивали, для чего он заповедует им хранить себя от идолов. Отвечаем. Апостол писал это всей Церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иные были и с неправым расположением. Таким и дает он заповедь эту, опасаясь за их слабость.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Тертуллиан (155/60−220/40)

дети! храните себя от идолов. Аминь

Я как бы предостерегаю уже не от идолопоклонничества, но от идолов — то есть от самого уподобления им. Ибо постыдно, чтобы ты — образ Бога живого — стал образом идола и образом смертного.

Источник: О венце.

Дидим Слепец (~312−398)

дети! храните себя от идолов. Аминь

Почему же через все свое послание, свидетельствуя о совершенстве тем, кому он пишет, Иоанн теперь [в самом конце] увещевает их хранить себя от идолов? Мы полагаем, что он писал всей церкви. Вероятно, в собрании были и те, кто только что оставил идолослужение, — ради них он эти слова и начертал.

Источник: На 1-е послание Иоанна.

Иларий Арелатский (~401−449)

дети! храните себя от идолов. Аминь

Послание завершается так же, как началось, так как в начале он изложил, что есть Бог, чтобы люди не молились пустым идолам Здесь золотой круг Иоанна, который начало и конец в одном.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

дети! храните себя от идолов. Аминь

Дети (1Ин 2:1, 28; 1Ин 3:18; 1Ин 4:4), храните себя от идолов: сказав о необходимости хранить истинную веру в Бога и Господа Иисуса Христа, апостол в заключение предостерегает от идолопоклонства, или вообще от идолослужения и от безбожия. Кратко это наставление, или предостережение, апостола, так как читатели, без сомнения, уже не верили в идолов и не почитали их; но апостол счел за нужное сделать такое предостережение в заключение послания, чтобы кратким и сильным словом выразить противоположность между верою христиан и суеверием язычников. Или, как говорит блаженный Феофилакт: «апостол писал это всей Церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иной был и с неправым расположением. Таким и дает он заповедь эту, опасаясь за их слабость». Аминь.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Дети! храните себя от идолов. Аминь

Это заключение послания. После наставлений, которыми Апостол убеждал хранить веру в Иисуса Христа, Сына Божия, и всегда соблюдать Его заповеди, без чего вера недействительна и получение спасения невозможно, св. Иоанн предостерегает христиан от такого искушения, которое в первенствующей Церкви могло многих отвлекать от пути истины и спасения и ввергать в пропасть языческих суеверий и пороков. Много христиан было новообращенных из язычества; многие из таких могли быть не совсем свободны от языческих обычаев и заблуждений; многие могли находиться в близком отношении к язычникам, будучи, например, членами семейства, состоящего из христиан и язычников. При таких обстоятельствах современной Апостолу Церкви, его наставление могло относиться ко многим, а может быть, и к большей части христиан.

Наставление апостольское допускает и такое обширное значение, что может относиться ко всем заблуждениям и порокам, которые противны духу христианского благочестия, и потому, подобно идолопоклонству, удаляют человека от истинного Бога и Господа Спасителя, и от истинной жизни в Нем и вечного блаженства. А если мы слова Апостола приложим к современным христианам, и рассмотрим внимательно современные учения и господствующие обычаи; то сколько найдем заблуждений и пороков, которые, подобно идолам, содержат многих в узах неведения об истинном Боге и служении Ему, и о благах духовной жизни, по учению Христову!

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно