Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (1 Иоанна 5 глава 20 стих)

С данным текстом связаны различные экзегетические проблемы. Нас же интересует, что здесь является антецедентом? Многие ученые считают, что антецедент – это ο θεος, а не χριστος, не смотря на то, что χριστος ближе. Винер, например, утверждает: “Прежде всего, αληθινος θεος является постоянным и исключительным эпитетом к слову ‘Отец’; во-вторых, далее следует предупреждение относительно идолопоклонства, а αληθινος θεος всегда противопоставлены ειδωλα”.
Аргументы в пользу того, что χριστος следует считать антецедентом, таковы. ( 1 ) Хотя верно, что αληθινος θεος нигде больше не относится ко Христу, но к нему относится определение αληθεια, причем в произведениях Иоанна ( Ин. 14:6 ). Более того, αληθινος θεος не является “постоянным… эпитетом” как полагает Винер, оно встречаясь только в Ин. 17:3 и 1 Ин. 5:20! ( 2 ) У Иоанна Христос также назван ζωη ( Ин. 11:25; 14:6; 1 Ин. 1:1-2 ), эпитет, нигде больше не относящийся к Отцу. ( 3 ) Похоже, что указательное местоимение ουτος в Евангелии и посланиях Иоанна имело богословскую значимость. В частности, из семидесяти случаев, где ουτος ссылается на личность, приблизительно в сорока четырех ( почти две трети ) оно относится к Сыну. Среди оставшихся примеров в большинстве подразумевается некоторого рода связь с Сыном ( Если такой способ употребления богословски обусловлен, то автор не вполне последователен, поскольку существует несколько текстов, которые совершенно не соответствуют данной модели ( например, Ин. 6:71; 1 Ин. 2:22 ). То же можно сказать и об употреблении εγω ειμι, хотя при этом все же все согласны, что фраза εγω ειμι, у Иоанна богословски обусловлена {ср. Ин. 9:9}. ). Что особо значительно, оно никогда не ссылается на Отца. Данная информация усиливает вероятность того, что в 1 Ин. 5:20 антецедентом является ιησου χριστω ( Другие доказательства в пользу того, что ιησου χριστω является антецедентом, см. в Marshall, The Epistles of John, 254, n. 47; Brown, The Epistles of John, 625-626. ).
Эту проблему нельзя решить лишь с помощью грамматики. Но достаточно будет сказать, что нет никаких грамматических оснований отрицать тот факт, что αληθινος θεος является описанием Иисуса Христа.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 5 глава 20 стих)

οιδαμεν perf. ind. act. от οιδα (#3857) знать. Def. perf. со значением praes. ηκει praes. ind. act. от ηκω (#2457) приходить. Perf. praes., "Сын Бога пришел", δεδωκεν perf. ind. act. от διδωμι (#1443) давать, διανοια (#1379) знание, понимание. Способность познания и распознавания, способность к правильному рассуждению, в греч. философии — силлогизм (Brooke; Westcott; GPT, 37). γινωσκωμεν praes. conj. act. от γινωσκω (#1182) знать. Conj. с ινα (#2671) в прид. цели, αληθινος (#240) истинный, подлинный. ουτος (#4047) этот. Pron. очевидно относится к Иисусу (Marshall; см. также GGBB, 326-27).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 5 глава 20 стих)

5:13−21 Иоанн заканчивает свое послание обсуждением пяти неоспоримых фактов, действующих в жизни христиан, которые составляют кульминацию всего послания. Иоанн подчеркивает эти факты, употребляя в данном месте слово «знаем» 7 раз.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 5 глава 20 стих)

5:20 Третья великая истина — истина о воплощении. Знаем также, что Сын Божий пришел. Этой темой Иоанн начал свое Послание и ею же завершает его. Приход Господа Иисуса явил нам Того, Кто истинен, то есть истинного Бога. Бога Отца можно познать только через Господа Иисуса Христа.

«Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Затем Иоанн добавляет: «и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе». Снова внимание акцентируется на том, что только через пребывание в Иисусе Христе мы можем пребывать в Боге. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Иными словами, Иоанн учит тому, что отрицали гностики, а именно: Иисус Христос есть Бог, и вечная жизнь находится лишь в Нем.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 5 глава 20 стих)

Стихи 18−21. I. Краткое перечисление привилегий и преимуществ, какими обладают честные христиане.

1. Они застрахованы от греха, от полного господства его, или от полной вины за него: Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, (а верующий во Христа является рожденным от Бога) не грешит... (ст. 18), не грешит от всего сердца и духа, как это делают невозрожденные (1Ин 3:6,9), и, следовательно, не с той полнотой вины, какая лежит на грехах других; поэтому он застрахован от греха, неминуемо ведущего к смерти, или неизбежно навлекающего возмездие вечной смерти; новая природа и пребывание Святого Духа не допускают совершения непростительного греха.

2. Они защищены против губительных сатанинских искушений: ...но рожденный от Бога хранит себя, то есть способен хранить себя, и лукавый не прикасается к нему (ст. 18), то есть лукавый не может прикоснуться к нему смертельным прикосновением. Здесь, вероятно, не просто описывается долг или опыт возрожденных, но говорится о той силе, какую они имеют благодаря своему возрождению. Они подготовлены и наставлены, как противостоять губительным прикосновениям лукавого, его жалу; он не прикасается к их душам, чтобы влить в них свой яд, как он это делает с другими, или чтобы изгнать из них тот принцип возрождения, что является противоядием для его яда, или ввести их в грех, который, согласно установлению Евангелия, приводит к неминуемой вечной смерти. Он может взять верх над ними, вовлечь в некоторые греховные поступки, но (что, по-видимому, утверждает здесь апостол) их возрожденное состояние хранит их от таких нападок диавола, какие могли бы привести их в такое же положение и подвергнуть такому же осуждению, как и самого диавола.

3. Они находятся на стороне Бога и являются Его уделом, в противоположность положению этого мира: Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле, ст. 19. Весь род человеческий делится на два огромных владения — одно принадлежит Богу, а другое — лукавому. Христиане принадлежат Богу. Они — Божий, они от Него, к Нему и для Него. Они вошли в права и заняли положение древнего Израиля Божиего, о котором сказано: Ибо часть Господа народ Его — Его имение в этом мире; Иаков наследственный удел Его — доход, приходящийся на Его долю от избранного Им самим удела, Втор 32:9. И, с другой стороны, весь мир, все остальные, представляющие собой значительно большую часть, лежит во зле, в челюстях, в сердце лукавого. В действительности, в небесных, или эфирных, сферах существует множество злых существ, злых духов, но их объединяет одна злая природа и злая политика, одни злые принципы, они объединены под одной главой. Существует князь бесов и бесовского царства. Существует глава злобы и злобного мира, и он обладает такой властью на земле, что его называют богом века сего. Удивительно, что такой знающий дух так непримиримо враждует против Всемогущего и Его интересов, хотя не может не знать того, что все это закончится его свержением и вечным осуждением! Какой ужасный суд ожидает лукавого! Да разрушает непрестанно Бог, Владыка христианского мира, владычество сатаны в этом мире и да переводит души в Царство Своего возлюбленного Сына!

4. Они просвещены познанием истинного вечного Бога: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам... разум, да познаем (Бога) истинного.., ст. 20. Сын Божий пришел в наш мир, и мы видели Его, и мы знаем Его по свидетельствам, уже утвержденным; Он открыл нам истинного Бога (Ин 1:18) и отверз также наши умы, чтобы мы могли понять это откровение, дал нам внутренний свет разумения, чтобы мы могли созерцать славу истинного Бога, и мы уверены, что Бог, открывшийся нам, — это истинный Бог. Он бесконечно превосходит всех языческих богов по Своей чистоте, силе и по Своему совершенству. В Нем соединены все превосходство, красота и богатство живого истинного Бога. Это тот самый Бог, сотворивший, согласно писаниям Моисея, небеса и землю, тот самый, который вступил в особый завет с нашими отцами и патриархами, вывел наших предков из Египта, дал нам страшный закон на горе Синай и Свои святые изречения, а также обетование о призвании язычников и их обращении. На основании Его советов и дел, Его любви и благодати, Его страшных судов мы знаем, что Он, и только Он, во всей полноте Своего бытия, есть живой и истинный Бог». Великое блаженство — знать истинного Бога, познание Его в Иисусе Христе есть жизнь вечная, Ин 17:3. В этом состоит слава христианского откровения, что оно дает наилучшее представление об истинном Боге и обеспечивает нас наилучшей глазной мазью, чтобы мы могли распознать живого и истинного Бога.

5. Они имеют блаженный союз с Богом и Его Сыном: «И да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе.., ст. 20. Сын приводит нас к Отцу, и мы пребываем в Том и Другом, в любви и благоволении Того и Другого, в завете и брачном договоре, в духовном единении с Ними посредством пребывающего и действующего в нас Духа; и чтобы вам понять, как велики эта честь и это блаженство, то вспомните, что Сей есть истинный Бог и жизнь вечная, или точнее: сей Самый Сын Божий является истинным Богом и жизнью вечной (Ин 1:1 и здесь 1:2), так что находясь в союзе с Тем или Другим или тем более с Ними обоими, мы соединяемся с истинным Богом и вечной жизнью».

II. Заключительное увещание апостола: «Дети! храните себя от идолов, cт. 21. Поскольку вы знаете истинного Бога и пребываете в Нем, то пусть ваше познание и любовь охраняют вас от всего, что может подвигнуть нас на противодействие Ему или состязание с Ним. Избегайте ложных богов языческого мира. Они не идут ни в какое сравнение с Богом, Которому вы принадлежите и служите. Не поклоняйтесь вашему Богу в виде статуй и изображений, какие имеют место в языческом идолослужении. Ваш Бог есть непостижимый Дух, и Его оскорбляют такие низменные представления. Не участвуйте вместе с вашими языческими соседями в их идолослужении. Ваш Бог ревнив, и Он хочет, чтобы вы вышли из среды их и отделились от них; умерщвляйте плоть и будьте распятыми для мира, чтобы они не узурпировали престол в вашем сердце, принадлежащий исключительно Богу. Бог, Которого вы познали, есть Тот, Кто сотворил вас, Кто искупил вас через Своего Сына, Кто послал вам Евангелие, простил ваши грехи, возродил вас через Духа Своего для Себя Самого и даровал вам вечную жизнь. Прилепитесь к Нему любовью, верой и постоянным послушанием, противостоя всему, что может отчуждать ваш ум и ваше сердце от Бога. Этому живому и истинному Богу слава и владычество во веки веков. Аминь».


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 5 глава 20 стих)

Василий Великий (329/30−379)

знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная

А что Сын есть истинный Бог, об этом говорит сам Иоанн в послании: да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.

Источник: Против Евномия.

Иустин (Попович) (1894−1978)

Ст. 20−21 вемы же, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и Живот вечный. Чадца, храните себе от треб идольских. Аминь

В этом стихе раскрывается, строится и подытоживается все благовествование святого Иоанна Богослова и все его богословие. Сын Божий пришел и дал нам просвещенный разум, которым, находясь в Нем, вемы (знаем) истинного Бога. Кроме того, Он нам дал и те силы, с которыми мы становимся Его, с которыми мы устанавливаемся в Нем, и, следовательно, мы всем нашим существом пребываем в Нем, в истинном Боге, и Им — в вечной жизни. На вопрос христиан — где вы, где находитесь? — верный ответ следующий: хотя мы находимся в этом мире, который весь во зле лежит, но живем мы в Иисусе Христе, в истинном Боге и в вечной жизни. Если бы нам Бог не дал просвещенный разум и рассудок, то мы не познали бы Праведного Бога и все были бы идолопоклонниками, поскольку лишь Богочеловек Христос есть истинный Бог. Кто не видит Христа и не признает Его, тот является идолопоклонником, поскольку не знает истинного Бога. И кто признает кого-либо другого или что-нибудь другое за Бога, и такой является идолопоклонником, поскольку и он не знает Единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа. И то, что Он есть истинный Бог, Он показал не тем только, что Он имеет жизнь вечную, но и тем, что Он дает ее другим, людям, которые веруют в Него. Этим познается истинный Бог — тем, что Он Единственный, Кто имеет жизнь вечную и дает ее всем Своим последователям. Это самое точное определение для отличия истинного Бога от других, ложных, богов. Ибо ложен каждый бог, который не может даровать людям вечную жизнь. А этого не может сделать никто из тех, кто не победил смерти. Богочеловек Христос есть Единственный, Кто победил смерть Воскресением. Поэтому Он и есть истинный Бог и Жизнь вечная. Любой другой есть “небог”, есть ложный бог. Признание, исповедание и проповедь о любом другом боге, кроме Христа, есть не что иное, как идолопоклонство. Да, идолопоклонство — это поклонение любому идолу, вместо поклонения Единому истинному Богу, Господу Иисусу Христу. Идолопоклонство включает все, начиная от наиболее грубого, пошлого и дикого суеверного культа и кончая самым высоким символизмом. В идолопоклонстве почитаются за богов не только камни, деревья, животные, планеты, скульптуры, но и люди, и герои, и духи (добра и зла), и открытия, и идеи, и страсти, и культуры, и политика, и наука, и философии, и искусства, и все, что противопоставляется по собственному желанию идолопоклонников истинному Богу и Господу Иисусу Христу (т.е. заменяет Его). Поэтому святой Иоанн Богослов, “сын громов” новозаветной истины, заканчивает свое чудесное благовествование словами: Дети! Храните себя от идолов, храните себя от идолопоклонства. Аминь.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)

Сей есть истинный Бог и жизнь вечная

Люди нуждаются в абсолютной опоре для своих воззрений и жизни. И только в христианской вере есть эта надежная непоколебимая опора: это — Бог и вечная жизнь с Богом. А блаженная вечная жизнь с Богом — это самая радостная и счастливая жизнь, пред коей меркнет самая страстная любовь мужчины к женщине и всякое самое утонченное наслаждение от наук и искусств!

Источник: Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Беда Достопочтенный (672−735)

знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная

Что же яснее этих слов, что слаще, что все ереси сильнее ниспровергает? Христос есть истинный Сын Божий, Отец Господа нашего Иисуса Христа есть истинный Бог. Вечный Сын Божий пришел временным образом в мир, пребывал в мире и через Него мир начал быть. И нет иной причины, кроме нашего спасения, по которой Он пришел, то есть чтобы дать нам разум познать Бога истинного. Ибо никому без познания Бога к жизни не прийти. Что Он Бог истинный, Иоанн повторяет снова и снова.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная

Апостол не остановился, пока до конца не истребил учение лукавых, обеспечивая нам такую безопасность, давая разум, согласно которому познается пришедший истинный Сын Божий. Или это означает именно то, что мы имеем ум Христов (1Кор 2:16). Имеющий таковой разум и такой ум знает Истинного по сущности и соединяется с Ним.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная

Мы знаем также (ст. 20): из всего вышеизложенного, что Сын Божий пришел в мир (1Ин 5:6−13) и дал нам, омраченным и сидящим во тме и сени смертной, свет и разум, истинное ведение о Боге и делах Его и о нашем отношении к Нему, да познаем Бога истинного, Бога Отца (Ин 17:3 и прим) и да будем, или пребудем (1Ин 3:6 и парал.), в истинном Сыне Его (1Ин 5:6; Ин 14:6 и прим и парал.) Иисусе Христе. Сей, то есть Иисус Христос, рожденный от Девы, есть истинный по существу Своему Бог, имеющий самосущую и вечную жизнь в Себе Самом (1Ин 1:1−2; Ин 1:4; Ин 14:6).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная

Апостол продолжает раскрывать ту истину, что мы от Бога, и повторяет главное содержание своего послания, то есть свидетельство о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, обетованный Спаситель мира.

Знаем также, что Сын Божий пришел. О том, что Сын Божий пришел, т. е. воспринял наше человечество, жил на земле, Своими страданиями и крестною смертью совершил искупление человеков, говорит Апостол, мы знаем несомненно. Об этом свидетельствовал Иоанн в начале своего послания, говоря: о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали наши руки, о Слове жизни — возвещаем вам (1Ин 1:1−3). Богослов свидетельствует о пришествии на землю Ипостасного Слова, Иисуса Христа, о пребывании Его на земле и о Его искупительном подвиге, как очевидец, бывший в близком, видимом общении с Иисусом Христом Сыном Божиим, с начала общественного служения Его спасению человеков до Его крестной смерти и вознесения на небо.

И дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного. Свет и разум — это истинное ведение о Боге и делах Его и о нашем отношении к Нему. Иисус Христос научил истинному ведению о едином истинном Боге, и наставленные Им избранные ученики Его, Апостолы, пронесли это ведение во все концы вселенной, как засвидетельствовал об этом апостол языков святой Павел: по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Рим 10:18). Сам Господь свидетельствовал о Себе: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин 8:12). Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин 12:46).

Да познаем Бога истинного. Принесенное Иисусом Христом ведение об истинном Боге, в трех Лицах прославляемом, и чрез Апостолов проповеданное по всей вселенной, разогнало тьму языческого неведения и идолопоклонства, которое, пред явлением Иисуса Христа на земле, за исключением иудейского народа, господствовало по всей вселенной. Словом: познаем, Апостол в настоящем месте выражает не умственное только познание, но познание, соединенное с любовью и деятельностью, или вместе познание и истинное Богопочтение, в каком разуме и Господь сказал: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3).

И да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Иисус Христос есть истинный единородный Сын Божий по существу, как истинный Бог, нераздельный с Отцем и Святым Духом, а не так, как называются сынами Божиими св. Ангелы и облагодатствованные человеки, по усыновлению, действием Св. Духа. Сын Божий, Иисус Христос, открыв истинное ведение о едином истинном, в трех Лицах поклоняемом Боге, открыл вместе и то, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16); что Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:36). Также говорит Господь: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14:6). Согласно с этим учением Самого Господа Спасителя, слова Апостола: да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе, то же значат, если скажем: да веруем в истинного Сына Его Иисуса Христа, — как и сам Богослов выше написал: А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам; И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем (1Ин 3:23, 24). Верующий в Иисуса Христа, Сына Божия, и соблюдающий заповеди Его, в Нем пребывает, верою и любовью соединяется с Ним, как выше было сказано (см. 1Ин 3:19 и далее), и пребывая в Нем, имеет истинную жизнь.

Сей есть истинный Бог и живот вечный. Еще раз повторяет святой Богослов ту великую истину, которая составляет главный предмет всего его послания, т. е. что Иисус Христос есть Сын Божий, истинный Бог и Спаситель мира, виновник нашей истинной жизни.

Истинный Бог: Иисус Христос есть истинный Бог, единосущный Отцу, равный Ему по силе, власти и славе, вечный, всесовершенный, всеблаженный.

И жизнь вечная. Иисус Христос, как истинный Бог, есть вечная жизнь Сам в Себе; не имеет ни начала, ни конца; вседовольный, всеблаженный. Но Он, как Спаситель мира, есть виновник вечной жизни для всех верующих в Него. Сам Иисус Христос, в Своей молитве к Отцу, изображает эту истину так: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:1−3).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно