Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 5 глава 2 стих)

γινωσκομεν praes. ind. act. от γινωσκω (#1182) знать, οταν (#4020) с conj., когда бы ни. αγαπωμεν praes. ind. act. от αγαπαω (#26) любить (после οτι), αγαπωμεν praes. conj. act. от αγαπαω. ποιωμεν praes. conj. act. от ποιεω (#4472) делать. Формы conj. используются в indef. temp. прид. (RWP; Schnackenburg).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 5 глава 2 стих)

5:1−5 Иоанн говорит о «победивших мир». В Библии много слов используется для описания христиан: верующие, друзья, братья, овцы, святые, воины, свидетели и т. д. Иоанн же освещает только одно: победитель (см. пояснения к 5:4 о значении слова). В Новом Завете слово встречается 24 раза, Иоанн употребляет его 21 раз (ср. также Откр 2:7,11,17; 2:26; 3:5,12,21). В этих стихах слово использовано в нескольких различных формах, чтобы подчеркнуть победоносную природу верующего.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 5 глава 2 стих)

5:2−3 Четвертый результат веры — повиновение заповедям Божьим. Что мы любим детей Божьих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Истинно спасенным присуще желание исполнять волю Божью.

Наша любовь к Богу выражается в желании соблюдать Его заповеди. Господь Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».

Когда Иоанн говорит, что заповеди Его не тяжки, он подразумевает не то, что они не трудны, а скорее, что они представляют собой именно то, что рожденные свыше любят исполнять. Когда вы советуете матери хорошо заботиться о своем младенце, то советуете лишь то, что она любит выполнять. Заповеди Господни — наилучшие для нас, они то, чем наша новая природа искреннее восхищается.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 5 глава 2 стих)

Стихи 1−5. I. В конце предыдущей главы апостол, побуждая к христианской любви, приводил два аргумента: соответствие любви их христианскому исповеданию и соответствие ее Божией заповеди; здесь он добавляет третий: такая любовь соответствует их высокому родству, требующему ее от них; наши братья-христиане находятся в близком родстве с Богом, они Его дети: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден.., ст. 1. Итак, брат-христианин:

1. Описывается как верующий, как тот, кто верует, что Иисус есть Христос — что Он является Мессией-Царем, что Он есть Сын Божий как по Своей природе, так и по достоинству, что Он является главным над всеми помазанниками, над священниками, пророками и царями, помазанными Богом или для Бога, что Он в совершенстве подготовлен для великого дела вечного искупления, — и поэтому отдает себя Его попечению и водительству.

2. Возвеличивается как имеющий высокое происхождение: Он от Бога рожден, ст. 1. Этот принцип веры и новая природа, сопровождающая веру или происходящая от нее, зарождаются от Духа Божиего; поэтому сыновство и усыновление теперь принадлежат не семени Авраамову по плоти, не древнему Израилю Божиему; все верующие, хотя и грешники из язычников по природе своей, духовно произошли от Бога и поэтому должны быть любимы, как сказано далее: ...и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него, ст. 1. Кажется вполне естественным, что любящий Отца должен также любить и детей, соразмерно с их подобием Отцу и любовью Отца к ним; поэтому в первую очередь и главным образом мы должны любить Сына Отчего, как Он выразительно назван во 2Ин 1:3, единородного и возлюбленного Сына, а затем тех, кто рожден по Божиему изволению и обновлен Духом благодати.

II. Апостол объясняет:

1. Как мы можем удостовериться в истинности нашей любви к возрожденным душам, имеет ли она истинно евангельскую природу. Она должна основываться на любви к Богу, Чьими они являются: Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога.., ст. 2. Наша любовь к ним будет чистой и истинной в том случае, если мы любим их не просто по каким-либо светским мотивам — потому что они богаты, образованны или являются нашими родственниками, либо принадлежат к нашей деноминации среди прочих религиозных партий, — но потому, что они дети Божии и в них проявляется Его возрождающая благодать, Его образ и Его печать отражаются в них, и, таким образом, в них мы любим Самого Бога. Таким образом, как мы видим, это послание настаивает на любви к братьям как к детям Божиим и усыновленным братьям Господа Иисуса.

2. Как мы можем определить истинность нашей любви к Богу. Она обнаруживается в нашем святом послушании: ...когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его, ст. 2. Мы тогда истинно, в евангельском смысле любим Бога, когда соблюдаем Его заповеди: Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его..; а соблюдение Его заповедей требует склонности к этому, чтобы мы находили в этом наслаждение: ...и заповеди Его не тяжки, ст. 3. Или: это есть любовь к Богу, что мы решили быть послушными и соблюдать Божии заповеди, поэтому Его заповеди становятся для нас легкими и приятными. Любящий Бога говорит: «О, как люблю я Твой закон! Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (Пс 118:32), когда Ты расширишь его любовью, или Духом Своим, источником любви».

3. Каковым является и должен быть результат, или плод, возрождения духовная победа над этим миром: Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир.., ст. 4. Рожденный Богом рожден для Бога и, следовательно, для иного мира. Его стремления направлены к горнему, лучшему миру; он обеспечен таким оружием, с помощью которого отвергает и побеждает этот мир. Затем добавляется; ...И сия есть победа, победившая мир, вера наша, ст. 4. Вера вот причина победы, она является тем средством, инструментом, духовным оружием, духовной артиллерией, с помощью которого мы побеждаем, ибо:

(1) Презирая этот мир и противостоя ему, мы в вере и верой прилепляемся к Христу.

(2) Вера действует из любви и любовью к Богу и Христу и таким образом уводит нас от любви к миру.

(3) Вера освящает и очищает сердце от плотских похотей, посредством которых мир приобретает власть и господствует над душами.

(4) Вера получает и извлекает силу для победы над миром, над угрозами и лестью его, из Того, Кто является предметом ее, из Сына Божиего.

(5) На основании обетования Евангелия она получает право на пребывание Духа благодати, а Он больше того, кто пребывает в мире.

(6) Вера видит невидимый мир, не идущий ни в какое сравнение с этим миром, и говорит душе, где она пребывает, что ей надо всегда быть готовой войти в этот мир. Из этого:

III. Апостол заключает, что только истинный христианин является истинным победителем мира: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? (ст. 5). Наш путь к небу проходит через мир, и он является огромным препятствием для нашего входа туда. Но кто верует, что Иисус есть Сын Божий, тот верит, что Иисус пришел от Бога, чтобы быть Спасителем мира и сильной рукой привести нас из мира к небу и к Богу, и что там мы в полной мере будем наслаждаться общением с Ним. И кто так верует, должен этой верою победить мир. Ибо:

1. Он твердо убежден в том, что этот мир является неистовым врагом для его души, для его святости, спасения и блаженства. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего), 2:16.

2. Он понимает, что искупление и избавление от этого злого мира составляет важную часть дела Спасителя и его собственного спасения. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века.., Гал 1:4.

3. Он видит на примере земной жизни Господа Иисуса и Его поведения в этом мире, что он должен быть отвергнут и побежден.

4. Он сознает, что Господь Иисус победил мир не только для Себя Самого, но и для Своих последователей, и что они должны стараться быть соучастниками Его победы. Мужайтесь: Я победил мир.

5. Смерть Господа Иисуса научила его быть мертвым и распятым для мира. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира, Гал 6:14.

6. Воскресением Иисуса Христа он возрожден из мертвых к живому упованию на блаженство горнего мира, 1Пет 1:3.

7. Он знает, что Спаситель ушел на небо и там готовит место для искренно верующих в Него, Ин 14:2.

8. Он знает, что его Спаситель придет снова и положит конец этому миру, будет судить его обитателей, а верующих в Него примет к Себе, в Свою славу, Ин 14:3.

9. Его дух и его стремления не могут найти удовлетворения в этом мире, он смотрит дальше его и стремится к небесному миру, прилагая все старания к достижению его. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, 2Кор 5:2. Итак, христианская вера обеспечивает исповедующим ее владычество над миром. Христианское откровение является величайшим средством победы над этим миром и достижения другого — самого чистого и мирного, блаженного и вечного. Именно в этом откровении мы видим, что является причиной борьбы и состязания между Богом и мятежным миром. В нем мы находим святое учение (как теоретическое, так и практическое), совершенно противоположное настроениям и устремлениям этого мира. Посредством этого учения передается и распространяется дух, превосходящий дух этого мира и враждебный ему. Оно говорит нам, что Сам Спаситель был не от мира сего, что Его Царство тоже было и есть не от сего мира, что оно должно быть отделено от мира и избрано из него для неба и для Бога. Из этого учения мы узнаем, что этот мир не предназначался Спасителем в качестве наследия и удела для спасенного Им народа. Возвращаясь на небо, Он уверял их, что идет приготовить им там место, чтобы они всегда были с Ним, и дал им понять, что если они только в этой жизни и в этом мире надеются на Него, то в конечном счете они окажутся несчастными. Это учение дает нам ясное откровение о вечном блаженном мире и предлагает, чтобы мы любили его и стремились к нему. Оно снабжает нас самым лучшим оружием против нападок и посягательств мира. Оно нас учит, как можно поразить мир его собственной стрелой или как его собственное оружие может быть обращено против него самого, как все его противодействия, вражда и гонения могут послужить нашей победе над ним и нашему восхождению в высший небесный мир. Оно ободряет нас, представляя нашему взору великую армию, облако святых воинов, одержавших в свое время и на своем месте победу над миром и получивших венцы. Истинный христианин это истинный герой, это тот, кто преодолел этот мир и наслаждается полной победой. Он не сетует на то (ибо он намного превосходит греческого монарха), что нет другого мира, которой он мог бы покорить, но крепко держится вечной жизни и старается силою, в святом смысле слова, овладеть Царством Небесным. Кто во всем мире, кроме верующих в Иисуса Христа, может так побеждать мир?


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 5 глава 2 стих)

Иустин (Попович) (1894−1978)

о сем вемы, яко любим чада Божия, егда Бога любим, и заповеди Его соблюдаем

Это является исполнением вышеприведенных слов (1Ин 4:20−21). Святой Иоанн Богослов разъясняет, почему мы должны любить людей, братьев наших. Мы должны их любить, потому что они суть чада Божия, и это значит, что они — Богоподобные, Божественные существа, они суть носители Божественных священнодеяний и достоинств. Мы должны их любить, потому что они рождены от Бога и потому что они подобятся Богу. Любя Христа Бога, мы ради Него любим и в людях все то, что есть Божественного, бессмертного, христоподобного, вечного и Богочеловеческого. Мы не можем истинно любить людей, если мы их не возлюбим ради этих причин Любая другая любовь есть псевдолюбовь, которая легко обращается в нелюбовь, в ненависть к людям. Истинное человеколюбие происходит от Боголюбия, и Боголюбие возрастает с соблюдением заповедей Божиих. Только Бог дает Божественные силы и возможности человеку любить людей и любить их без чувства пренебрежения и отвращения ввиду их греховности, поскольку нет ничего легче, как быть презираемым человеку по причине его недостатков и страстей, по причине того, что он смертен и преходящ в этом мире, по причине того, что он готов умереть.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его

Что мы любим чад Божиих и проч.: любовь к Богу и любовь христиан друг к другу свидетельствует одна о другой взаимно. Кто любит Бога, тот в этом самом имеет удостоверение, или свидетельство, что он любит и брата, равно, кто любит ближнего, тот сим свидетельствует, что он любит Бога. — И соблюдаем заповеди Его: тогда только можем свидетельствовать пред Богом своею совестию и ближними, когда соблюдаем заповеди Божии, то есть творим дела веры и любви, иначе это будет любовь на словах и языком, а не на деле и истиною (1Ин 3:18).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его

Не всякая любовь к ближним, или к детям Божиим, т. е. верующим в Иисуса Христа, есть истинная любовь, угодная Богу, спасительная для нас; но такова любовь к ближним только та, которая имеет основанием своим любовь к Богу. Мы должны любить своих ближних для Бога, потому что эта любовь угодна Богу и заповедана Богом. И своих ближних должны мы любить только так, чтобы сия любовь была выражением нашей любви к Богу, и чтобы из любви к ближним мы ничего не делали неугодного Богу. Потому наша любовь к ближним всегда должна подчиняться любви к Богу. Поэтому Богослов и говорит: что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Кто истинно любит Бога и соблюдает заповеди Его; тот истинно любит и ближних своих. А кто не имеет истинной любви к Богу и не соблюдает заповедей Его; тот не может истинно любить и ближних своих: в нем будет преобладать греховное самолюбие, которое несовместно с истинною любовью к ближним, требующею самоотвержения и самопожертвования для блага ближних, как учит Господь Спаситель: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно