Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 5 глава 18 стих)

οιδαμεν perf. ind. act. от οιδα (#3857) знать. Def. perf. со значением praes. γεγεννημενος perf. pass. part, от γενναω (#1164) порождать, αμαρτανειpraes. ind. act. от αμαρτανω (#279) грешить, γεννηθεις aor. pass. part, от γενναω (#1164) рождаться, τηρει praes. ind. act. от τηρεω (#5498) хранить, πονηρος (#4505) зло, подлость. Это активное зло (TDNT; Trench, Synonyms, 315f). απτεται praes. ind. med. (dep.) от απτομαι (#721) дотрагиваться, с gen. Гл. означает хватать кого-л. с целью причинить ему вред (Marshall).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 5 глава 18 стих)

5:13−21 Иоанн заканчивает свое послание обсуждением пяти неоспоримых фактов, действующих в жизни христиан, которые составляют кульминацию всего послания. Иоанн подчеркивает эти факты, употребляя в данном месте слово «знаем» 7 раз.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 5 глава 18 стих)

5:18 Начиная со стиха 18, Иоанн приводит свое Послание к величественному завершению, повторяя великие и несомненные реалии христианской веры.

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит. Основываясь на этом, мы можем быть уверены, что имеющий Божественную природу больше не грешит.

Далее следует объяснение: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. (Если в греческом критическом тексте вместо «всякий» читать «Он, Кто», то слова «Он, Кто был рожден от Бога» относятся к Христу.) Как и в 3:9, эти слова относятся к истинно верующему, который, благодаря своей Божественной природе, усердно соблюдает себя от греха. Только такому человеку зло не может повредить.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 5 глава 18 стих)

Стихи 18−21. I. Краткое перечисление привилегий и преимуществ, какими обладают честные христиане.

1. Они застрахованы от греха, от полного господства его, или от полной вины за него: Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, (а верующий во Христа является рожденным от Бога) не грешит... (ст. 18), не грешит от всего сердца и духа, как это делают невозрожденные (1Ин 3:6,9), и, следовательно, не с той полнотой вины, какая лежит на грехах других; поэтому он застрахован от греха, неминуемо ведущего к смерти, или неизбежно навлекающего возмездие вечной смерти; новая природа и пребывание Святого Духа не допускают совершения непростительного греха.

2. Они защищены против губительных сатанинских искушений: ...но рожденный от Бога хранит себя, то есть способен хранить себя, и лукавый не прикасается к нему (ст. 18), то есть лукавый не может прикоснуться к нему смертельным прикосновением. Здесь, вероятно, не просто описывается долг или опыт возрожденных, но говорится о той силе, какую они имеют благодаря своему возрождению. Они подготовлены и наставлены, как противостоять губительным прикосновениям лукавого, его жалу; он не прикасается к их душам, чтобы влить в них свой яд, как он это делает с другими, или чтобы изгнать из них тот принцип возрождения, что является противоядием для его яда, или ввести их в грех, который, согласно установлению Евангелия, приводит к неминуемой вечной смерти. Он может взять верх над ними, вовлечь в некоторые греховные поступки, но (что, по-видимому, утверждает здесь апостол) их возрожденное состояние хранит их от таких нападок диавола, какие могли бы привести их в такое же положение и подвергнуть такому же осуждению, как и самого диавола.

3. Они находятся на стороне Бога и являются Его уделом, в противоположность положению этого мира: Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле, ст. 19. Весь род человеческий делится на два огромных владения — одно принадлежит Богу, а другое — лукавому. Христиане принадлежат Богу. Они — Божий, они от Него, к Нему и для Него. Они вошли в права и заняли положение древнего Израиля Божиего, о котором сказано: Ибо часть Господа народ Его — Его имение в этом мире; Иаков наследственный удел Его — доход, приходящийся на Его долю от избранного Им самим удела, Втор 32:9. И, с другой стороны, весь мир, все остальные, представляющие собой значительно большую часть, лежит во зле, в челюстях, в сердце лукавого. В действительности, в небесных, или эфирных, сферах существует множество злых существ, злых духов, но их объединяет одна злая природа и злая политика, одни злые принципы, они объединены под одной главой. Существует князь бесов и бесовского царства. Существует глава злобы и злобного мира, и он обладает такой властью на земле, что его называют богом века сего. Удивительно, что такой знающий дух так непримиримо враждует против Всемогущего и Его интересов, хотя не может не знать того, что все это закончится его свержением и вечным осуждением! Какой ужасный суд ожидает лукавого! Да разрушает непрестанно Бог, Владыка христианского мира, владычество сатаны в этом мире и да переводит души в Царство Своего возлюбленного Сына!

4. Они просвещены познанием истинного вечного Бога: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам... разум, да познаем (Бога) истинного.., ст. 20. Сын Божий пришел в наш мир, и мы видели Его, и мы знаем Его по свидетельствам, уже утвержденным; Он открыл нам истинного Бога (Ин 1:18) и отверз также наши умы, чтобы мы могли понять это откровение, дал нам внутренний свет разумения, чтобы мы могли созерцать славу истинного Бога, и мы уверены, что Бог, открывшийся нам, — это истинный Бог. Он бесконечно превосходит всех языческих богов по Своей чистоте, силе и по Своему совершенству. В Нем соединены все превосходство, красота и богатство живого истинного Бога. Это тот самый Бог, сотворивший, согласно писаниям Моисея, небеса и землю, тот самый, который вступил в особый завет с нашими отцами и патриархами, вывел наших предков из Египта, дал нам страшный закон на горе Синай и Свои святые изречения, а также обетование о призвании язычников и их обращении. На основании Его советов и дел, Его любви и благодати, Его страшных судов мы знаем, что Он, и только Он, во всей полноте Своего бытия, есть живой и истинный Бог». Великое блаженство — знать истинного Бога, познание Его в Иисусе Христе есть жизнь вечная, Ин 17:3. В этом состоит слава христианского откровения, что оно дает наилучшее представление об истинном Боге и обеспечивает нас наилучшей глазной мазью, чтобы мы могли распознать живого и истинного Бога.

5. Они имеют блаженный союз с Богом и Его Сыном: «И да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе.., ст. 20. Сын приводит нас к Отцу, и мы пребываем в Том и Другом, в любви и благоволении Того и Другого, в завете и брачном договоре, в духовном единении с Ними посредством пребывающего и действующего в нас Духа; и чтобы вам понять, как велики эта честь и это блаженство, то вспомните, что Сей есть истинный Бог и жизнь вечная, или точнее: сей Самый Сын Божий является истинным Богом и жизнью вечной (Ин 1:1 и здесь 1:2), так что находясь в союзе с Тем или Другим или тем более с Ними обоими, мы соединяемся с истинным Богом и вечной жизнью».

II. Заключительное увещание апостола: «Дети! храните себя от идолов, cт. 21. Поскольку вы знаете истинного Бога и пребываете в Нем, то пусть ваше познание и любовь охраняют вас от всего, что может подвигнуть нас на противодействие Ему или состязание с Ним. Избегайте ложных богов языческого мира. Они не идут ни в какое сравнение с Богом, Которому вы принадлежите и служите. Не поклоняйтесь вашему Богу в виде статуй и изображений, какие имеют место в языческом идолослужении. Ваш Бог есть непостижимый Дух, и Его оскорбляют такие низменные представления. Не участвуйте вместе с вашими языческими соседями в их идолослужении. Ваш Бог ревнив, и Он хочет, чтобы вы вышли из среды их и отделились от них; умерщвляйте плоть и будьте распятыми для мира, чтобы они не узурпировали престол в вашем сердце, принадлежащий исключительно Богу. Бог, Которого вы познали, есть Тот, Кто сотворил вас, Кто искупил вас через Своего Сына, Кто послал вам Евангелие, простил ваши грехи, возродил вас через Духа Своего для Себя Самого и даровал вам вечную жизнь. Прилепитесь к Нему любовью, верой и постоянным послушанием, противостоя всему, что может отчуждать ваш ум и ваше сердце от Бога. Этому живому и истинному Богу слава и владычество во веки веков. Аминь».


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 5 глава 18 стих)

Иоанн Кассиан (IV—V вв.)

мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему

Это впрочем, следует разуметь не о всяком роде грехов, а только о грехах смертных. Кто не хочет удерживать и очищать себя от них, о том и молиться не должно, как говорит апостол же Иоанн <…> А от тех грехов, которые называются грехами не к смерти, не могут быть свободны и самые верные рабы Христовы, с каким бы вниманием ни охраняли себя от них.

Источник: Собеседования.

Иустин (Попович) (1894−1978)

вемы, яко всяк рожденный от Бога, не согрешает: но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему

Божественные силы изливаются на христиан, которые рождены от Бога посредством священных таинств и святых добродетелей, и поэтому они берегутся от греха, не согрешают. И лукавый не прикасается к ним, потому что лукавый прикасается к человеку через грех, входит в человека со грехом. Поскольку грех — это сила, которая “сияет” в нечистоте и во зле, сила порочная, дьявольская и нечистая. Посредством каждого греха дьявол отрывает нечто от себя, от своего духа и переносит это в человека. Поэтому христианин должен всегда бодрствовать против греха. Он должен беречься от греха, и, блюдясь от него, он соблюдается от враждебного лагеря, от лагеря зла, от всех его черных и нечистых полчищ. Каким образом он бережется? — Евангельскими добродетелями, живя в них постоянно. Потому что только так христианин соблюдается от погибели, от страшной и непрерывной брани вражьей, от страшной битвы, которая ведется против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6:12). Все эти лукавые воины зла бегут от святых Божественных добродетелей, и лукавый не прикоснется, не тронет воина Христова. Не согрешает тот, кто рожден от Бога и кто блюдет себя, потому что и первое (т.е. рождение) есть от Бога, и второе проистекает от Него. Рождение от Бога есть дар Божий, и Бог пребывает в том, кто блюдет себя от греха, живя в священных таинствах и святых добродетелях.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 18−20 мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная

Наставив нас тому, какой грех к смерти и какой не к смерти, затем обозначает, кто может грешить к смерти, и говорит: усыновленный Богом никогда не может болеть грехом ни к смерти, ни не к смерти. Ибо однажды предав самого себя Христу, обитающему в нем чрез усыновление, он остается неприкосновенным для греха. Однако, чтобы кто-нибудь не подумал, что природа его претворяется и становится уже неуловимой для греха, прибавляет: хранит себя, то есть если не будет хранить и беречь себя от лукавого, то, без сомнения, согрешит. Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, сохраняя и соблюдая поданный нам от Него дар, можем и не грешить. В противном случае, так как мир (под миром разумеет тех, которые не поставили себя в отношении к Богу в положение сынов чрез правые дела) во зле лежит, ничто не воспрепятствовало бы нам пристать к погибающим, потому что мысль человека от юности его усердно прилежит на зло (Быт 8:21), как Бог показал это при потопе. Но как пришел Сын Божий и дал нам разум к познанию Его, истинного Бога, и пребыванию в Нем, истинном Сыне Его, Иисус Христе; то чрез этот великий дар мы познали, что Он есть истинный Бог и жизнь вечная, и, познав, пребываем неискушенными от лукавого и соблазнов его.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Дидим Слепец (~312−398)

мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему

Если ведь, совершая справедливое, [человек] обладает бытием от Бога, невозможно же, чтобы были одновременно грех и справедливость. Очевидно, следовательно, что до тех пор, пока так поступает человек, он справедлив и не грешит. Затем, предостерегая, — так как таковой человек есть сын Бога по собственной воле, а не по природе, — Иоанн соответственно добавил: но хранит себя, и лукавый пе прикасается к нему.

Источник: На 1-е послание Иоанна.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему

Последние четыре стиха составляют как бы заключение всего послания. С нарочитым указанием — мы знаем апостол в трех стихах как бы повторяет сущность всего того, что он изложил пространно во всем послании и что верующие должны особенно напечатлеть в своем уме и памяти; последний стих с восклицанием — дети есть последнее краткое и сильное заключительное слово, имеющее, впрочем, связь с общим последним заключением, хотя афоризмом оканчивающее послание. Мы знаем (ст. 18): по вере во Христа Иисуса, просветившего нас светом Своего ведения тайн Божественных (1Ин 2:27), из откровения и внутреннего свидетельства Духа, что всякий рожденный от Бога или возрожденный от Духа Святого (1Ин 2:29; 1Ин 3:1) не грешит (1Ин 3:6, 9); не предается греху, не обладается грехом, не препобеждается грехом; но рожденный от Бога хранит себя благодатию возрождения и полученных в нем духовных сил и дарований (Иак 1:27; 1Тим 5:22), со всяким рачением от греха к смерти, и лукавый, сатана или диавол (1Ин 2:14; 1Ин 3:12; Еф 6:16; 2Кор 11:3), от падения своего ставший лукавым и лукавством соблазняющий и искушающий мир, не прикасается к нему, несмотря на всякие усилия и обольщения, не приближается к нему для искушения и соблазна грехом, чтобы он ниспал из благодатного состояния (1Пет 5:8; Еф 6:11).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему

Апостол, говоря, что всякий, рожденный от Бога, не грешит, не то разумеет, будто рожденный от Бога, т. е. чрез таинство крещения возрожденный в благодатную жизнь, более уже не грешит, становится навсегда чистым от всякого греха: это было бы несогласно с учением его, выше предложенным. В первой главе послания читаем: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1Ин 1:8). Также Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слóва Его нет в нас (1Ин 1:10). Слово: не согрешает, у Апостола значит: не предается греху; грех не преобладает над ним. Такое разумение слов Апостола согласно с учением его, предложенным прежде: Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает (1Ин 3:6). Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (1Ин 3:9). Живущая в возрожденном Благодать, или сила Св. Духа, удерживает его от греха, помогает ему преодолевать грех, не допускает быть рабом греха.

Но рожденный от Бога хранит себя, т. е., при содействии живущей в нем Благодати, хранит себя от греха, и, если согрешит по немощи, спешит освободиться от греха силою веры в Иисуса Христа, Сына Божия, нашего Ходатая пред Отцем небесным, посредством искреннего раскаяния во грехе.

И лукавый не прикасается к нему. Доколе возрожденный носит в себе семя Благодати, водится Духом Святым, — лукавый враг спасения человеческого, диавол, не дерзает нападать на него, и не может победить его: ибо сила Духа Христова ограждает возрожденного; и диавол страшится той печати Духа, которою знаменуются возрожденные в день крещения (1Ин 2:13, 14; 5:4, 5).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 18−21 мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь

Теперь следует заключение послания. Троекратным мы знаем (ст. 18, 19, 20) Апостол еще раз приводит читателям основные истины, раскрытые им в послании, совершенно бесспорные и для Апостола, и для всех христиан. Первое положение, ранее раскрытое Апостолом (1Ин 3:9), гласит: всякий, рожденный от Бога, не грешит (ст. 18) «Однако ж, чтобы кто-нибудь не подумал, что природа его (возрожденного) претворяется и становится уже неуловимою для греха, прибавляет: хранить себя, т. е. если не будет хранить и беречь себя, то, без сомнения, согрешит.

Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, соблюдая и сохраняя поданный от него дар, можем и не грешить» (Феофил.).

Второе положение состоит из двух противоположных суждений: мы от Бога, а мир весь во зле лежит (ст. 19) — мир боговраждебный обнимает прежде всего князя мира сего (Ин 12:31) и чад его, особенно лжеучителей и антихристов, о которых говорил Апостол (1Ин 2:18−19; 22−23; 1Ин 4:2−8), а также тех, которые следуют похотям мира (1Ин 2:15−16). Всего этого должны быть чужды истинные христиане, как рожденные от Бога. Такое состояние верующего обусловливается тем, что Господь Иисус Христос, явившись в мир, дал нам возможность познать истинного Бога, и мы находимся в общении с Богом, будучи в общении с Его Сыном Иисусом Христом, Который есть истинный Бог и жизнь вечная (ст. 20). Это третье положение суммирует все сказанное Апостолом в отделе 1Ин 4:9 — 1Ин 5:12.

Находясь в общении с истинным Богом, имея от Него жизнь вечную, христиане должны всячески уклоняться от почитания ложных богов и от всякого вида идолопоклонства (ст. 21). «Апостол писал это всей церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иной был и с неправым расположением. Таким он и дает заповедь эту, опасаясь за их слабость» (блаж. Феофил).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно