Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 5 глава 17 стих)

αδικια (#94) неправедность.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 5 глава 17 стих)

5:13−21 Иоанн заканчивает свое послание обсуждением пяти неоспоримых фактов, действующих в жизни христиан, которые составляют кульминацию всего послания. Иоанн подчеркивает эти факты, употребляя в данном месте слово «знаем» 7 раз.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 5 глава 17 стих)

5:17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Существуют определенные различия в степени греха, и есть грехи, которые не носят такого серьезного характера, чтобы повлечь за собой смерть.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 5 глава 17 стих)

Стихи 14−17. Здесь приведены:

I. Привилегия, которую дает вера во Христа, а именно: привилегия быть услышанным в молитве: И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас, ст. 14. Господь Иисус дает нам дерзновение приближаться к Богу во всех обстоятельствах, со всеми нашими молениями и прошениями. Через Него наши молитвы допускаются к Богу и принимаются Им. Содержание наших молитв должно быть согласовано с открытой нам волей Божией. Нам, принадлежащим Богу и находящимся в зависимости от Него, не подобает просить о том, что не служит к Его славе или к нашему собственному благу. И тогда мы можем быть уверены, что молитва веры будет услышана на небе.

II. Преимущество, которое дает нам эта привилегия: А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него, ст. 15. Святой проситель нуждается в великих избавлениях, милостях и благословениях. Знать, что его прошения услышаны, или приняты, равносильно знанию, что ответ на них уже дан, — то есть что он помилован, прощен, или получил совет, освящение, поддержку и спасение, так как он имеет право просить у Бога.

III. Указание относительно молитвы за грехи других: Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился, ст. 16. Здесь мы можем отметить:

1. Мы должны молиться за других, как и за себя: за наших братьев в этом мире, чтобы они могли быть просвещены, обращены и спасены; за наших братьев во Христе, о том, чтобы они могли быть искренними, о прощении их грехов, об избавлении их от бедствий и наказаний Божиих, о сохранении их во Христе Иисусе.

2. Грехи очень разнятся по своей гнусности и виновности: Есть грех к смерти (ст. 16), и есть грех не к смерти, ст. 17.

(1) Есть грех к смерти. Любой грех есть грех к смерти, так как заслуживает ее и подлежит ей по приговору закона. Возмездие за грех есть смерть; и «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал 3:10). Но существует грех к смерти в противоположность греху, как здесь сказано, не к смерти. Следовательно, существует:

(2) Грех не к смерти. Под ним подразумевается всякий грех, совместимый, по Божиему закону и по человеческому, с жизнью: по человеческому закону — с временной, или телесной, жизнью, а по Божиему — с телесной или духовной евангельской жизнью.

[1] Существуют грехи, не подлежащие, согласно праведному человеческому закону, смерти, например различные виды правонарушения, возмещаемые без осуждения к смерти преступника. В противоположность им есть грехи, наказываемые смертью согласно человеческим законам, то есть законным лишением жизни.

[2] Существуют грехи, подлежащие смерти согласно Божиему закону, либо телесной, либо духовной, евангельской.

Во-первых, Те, что ведут или могут привести к телесной смерти. Это либо грехи великих лицемеров, какими были Анания и Сапфира, либо, насколько нам известно, грехи искренних христиан, каких имел в виду апостол, когда говорил о согрешающих членах коринфской церкви: Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает, 1Кор 11:30. Среди тех, кто не может быть осужден с миром, может случиться грех, ведущий к телесной смерти. Такой грех, как я сказал, либо ведет, либо может привести к телесной смерти. Божественный карательный закон не угрожает окончательным приговором к смерти членам тела Христова за их открытые грехи, но предусматривает определенное наказание: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает, Евр 12:6. В определении меры наказания оставляется место для божественной мудрости, или благости, равно как и для евангельской строгости. И мы не можем отрицать того, что иногда этой мерой может быть (in terrorem — для устрашения других) и смерть.

Во-вторых, Есть грехи, ведущие, согласно Божиему закону, к смерти духовной и евангельской, то есть грехи, несовместимые с духовной жизнью души и с евангельским правом на вечную жизнь. К ним относится полная закоснелость в грехах и неверии. Окончательная нераскаянность и неверие неизбежно ведут к вечной смерти, так же как и хула на свидетельство Духа Святого о Христе и Его Евангелии и полное отступление от света христианской веры, от убедительной очевидности ее истинности. Эти грехи влекут за собой осуждение на вечную смерть.

IV. Применение указания о молитве в соответствии с установленными различиями между грехами. Под молитвой подразумевается прошение о жизни: Пусть молится, и Бог даст ему жить. О жизни следует просить у Бога. Он — Бог жизни, Он дает ее, когда и кому Ему угодно, и отбирает ее, либо Своим постановлением, либо путем провидения, либо посредством того и другого, как Он найдет нужным. В том случае, если брат грешит грехом не к смерти, то мы можем с верой и надеждой молиться о нем, в частности о жизни его души и тела. Но в случае греха к смерти, такого, как вышеупомянутые, нам не позволяется молиться о нем. Возможно что выражение апостола: Не о том говорю, чтобы он молился, — означает не более, чем: «В этом случае у меня нет для вас обетовании и я не могу указать основания для молитвы веры».

1. Карательные законы правосудия должны исполняться ради всеобщей безопасности и блага рода человеческого, и даже согрешающий брат в таком случае должен быть предан общественному суду (который в основании своем является божественным), и в то же самое время — милости Божией.

2. Об освобождении от евангельского наказания или о предотвращении смерти (которая может последовать в результате какого-то греха или быть следствием смертного приговора за него) можно молиться только условно, то есть только при условии, чтобы это было совместимо с мудростью, волей и славой Бога.

3. Мы не можем просить о прощении людей, закосневших в грехе и неверии, если они продолжают оставаться в таком состоянии, или просить о помиловании их и даровании им жизни, предполагающем прощение греха, в то время как они остаются все такими же. Но мы можем молиться об их покаянии, о том, чтобы они обрели веру во Христа, а потом уже о всех других спасительных милостях.

4. Если же окажется, что кто-то совершил непрощаемый грех хуления Духа Святого и полностью отвергает убедительные доказательства христианской веры, то за таковых, вероятно, не следует молиться совсем. Ибо для них ничего не остается, кроме некоего страшного ожидания суда и ярости огня, готового пожрать противников, Евр 10:27. по-видимому, именно эти грехи имел в виду апостол, когда говорил о грехах к смерти. Далее 5. Апостол утверждает, что существует грех не к смерти; Всякая неправда есть грех... (ст. 17), но если бы всякая неправда была грехом к смерти, тогда мы, безусловно, были бы обречены на смерть (так как все бываем в чем-то неправы перед Богом или перед человеком, или и перед Богом, и перед человеком, когда упускаем возможность исполнить свой долг перед ними или пренебрегаем им). Но поскольку это не так (христиане, вообще говоря, имеют право на жизнь), то, значит, должен быть грех не к смерти. Хотя и не существует простительных грехов (в обычном понимании), однако существуют прощаемые грехи, не влекущие за собой безоговорочного наказания вечной смертью. Если бы это было не так, то не могло бы быть никакого ни оправдания, ни сохранения состояния оправданности. Евангельский закон, или завет, уничтожает вину греха.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 5 глава 17 стих)

Иустин (Попович) (1894−1978)

всякая неправда грех есть, и есть грех не к смерти

Мы можем узнать, что есть неправда, только когда узнаем, что есть правда. Человеческий род никогда бы не узнал определенно, с ясностью, что есть правда, что есть единая правда Божия, если бы она не являлась в лице Богочеловека Христа. Как только мы посмотрим на Него, мы видим всеобъемлющую правду и научаемся от Него, что есть правда. Что же есть правда? — Это Богочеловек Христос и Его Евангелие. И неправда есть все то, что не Он, все, что не в Его Евангелии и против Евангелия. Поэтому и вера во Христа есть служение правды (2Кор 3:9). Кто не служит Христу, тот служит неправде. Как каждая неправда есть грех, так и каждый грех есть неправда. Неправедный обязательно и грешен, и наоборот, грешный обязательно неправеден. Только жизнь, согласная с Евангелием Христовым, превращает неправедного в праведного; только со Христом и во Христе совершается и есть правда Божия (ср. 2Кор 5:21 и 1Ин 2:29), и кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен (1Ин 3:7).

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Всякая неправда и проч.: мысль о грехах не к смерти могла повести кого-либо к тому, что могли бы к таковым грехам относиться равнодушно и ослабевать в строгости законных требований. Апостол потому научает строгому исполнению требований закона, так как всякое нарушение закона есть грех, всякая неправда есть грех, достойный наказания. Но не всякий грех угрожает опасностию духовной жизни грешника и подвергает осуждению на вечную смерть.

Источник: Толковый Апостол.


Открыть окно