Возможно, кто-то скажет: «Но как я могу знать волю Божью?» Ответ таков: воля Божья открыта нам в Священном Писании, и поэтому мы должны изучать Слово, чтобы лучше знать волю Божью и молиться более благоразумно.
I. Привилегия, которую дает вера во Христа, а именно: привилегия быть услышанным в молитве: И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас, ст. 14. Господь Иисус дает нам дерзновение приближаться к Богу во всех обстоятельствах, со всеми нашими молениями и прошениями. Через Него наши молитвы допускаются к Богу и принимаются Им. Содержание наших молитв должно быть согласовано с открытой нам волей Божией. Нам, принадлежащим Богу и находящимся в зависимости от Него, не подобает просить о том, что не служит к Его славе или к нашему собственному благу. И тогда мы можем быть уверены, что молитва веры будет услышана на небе.
II. Преимущество, которое дает нам эта привилегия: А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него, ст. 15. Святой проситель нуждается в великих избавлениях, милостях и благословениях. Знать, что его прошения услышаны, или приняты, равносильно знанию, что ответ на них уже дан, — то есть что он помилован, прощен, или получил совет, освящение, поддержку и спасение, так как он имеет право просить у Бога.
III. Указание относительно молитвы за грехи других: Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился, ст. 16. Здесь мы можем отметить:
1. Мы должны молиться за других, как и за себя: за наших братьев в этом мире, чтобы они могли быть просвещены, обращены и спасены; за наших братьев во Христе, о том, чтобы они могли быть искренними, о прощении их грехов, об избавлении их от бедствий и наказаний Божиих, о сохранении их во Христе Иисусе.
2. Грехи очень разнятся по своей гнусности и виновности: Есть грех к смерти (ст. 16), и есть грех не к смерти, ст. 17.
(1) Есть грех к смерти. Любой грех есть грех к смерти, так как заслуживает ее и подлежит ей по приговору закона. Возмездие за грех есть смерть; и «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал 3:10). Но существует грех к смерти в противоположность греху, как здесь сказано, не к смерти. Следовательно, существует:
(2) Грех не к смерти. Под ним подразумевается всякий грех, совместимый, по Божиему закону и по человеческому, с жизнью: по человеческому закону — с временной, или телесной, жизнью, а по Божиему — с телесной или духовной евангельской жизнью.
[1] Существуют грехи, не подлежащие, согласно праведному человеческому закону, смерти, например различные виды правонарушения, возмещаемые без осуждения к смерти преступника. В противоположность им есть грехи, наказываемые смертью согласно человеческим законам, то есть законным лишением жизни.
[2] Существуют грехи, подлежащие смерти согласно Божиему закону, либо телесной, либо духовной, евангельской.
Во-первых, Те, что ведут или могут привести к телесной смерти. Это либо грехи великих лицемеров, какими были Анания и Сапфира, либо, насколько нам известно, грехи искренних христиан, каких имел в виду апостол, когда говорил о согрешающих членах коринфской церкви: Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает, 1Кор 11:30. Среди тех, кто не может быть осужден с миром, может случиться грех, ведущий к телесной смерти. Такой грех, как я сказал, либо ведет, либо может привести к телесной смерти. Божественный карательный закон не угрожает окончательным приговором к смерти членам тела Христова за их открытые грехи, но предусматривает определенное наказание: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает, Евр 12:6. В определении меры наказания оставляется место для божественной мудрости, или благости, равно как и для евангельской строгости. И мы не можем отрицать того, что иногда этой мерой может быть (in terrorem — для устрашения других) и смерть.
Во-вторых, Есть грехи, ведущие, согласно Божиему закону, к смерти духовной и евангельской, то есть грехи, несовместимые с духовной жизнью души и с евангельским правом на вечную жизнь. К ним относится полная закоснелость в грехах и неверии. Окончательная нераскаянность и неверие неизбежно ведут к вечной смерти, так же как и хула на свидетельство Духа Святого о Христе и Его Евангелии и полное отступление от света христианской веры, от убедительной очевидности ее истинности. Эти грехи влекут за собой осуждение на вечную смерть.
IV. Применение указания о молитве в соответствии с установленными различиями между грехами. Под молитвой подразумевается прошение о жизни: Пусть молится, и Бог даст ему жить. О жизни следует просить у Бога. Он — Бог жизни, Он дает ее, когда и кому Ему угодно, и отбирает ее, либо Своим постановлением, либо путем провидения, либо посредством того и другого, как Он найдет нужным. В том случае, если брат грешит грехом не к смерти, то мы можем с верой и надеждой молиться о нем, в частности о жизни его души и тела. Но в случае греха к смерти, такого, как вышеупомянутые, нам не позволяется молиться о нем. Возможно что выражение апостола: Не о том говорю, чтобы он молился, — означает не более, чем: «В этом случае у меня нет для вас обетовании и я не могу указать основания для молитвы веры».
1. Карательные законы правосудия должны исполняться ради всеобщей безопасности и блага рода человеческого, и даже согрешающий брат в таком случае должен быть предан общественному суду (который в основании своем является божественным), и в то же самое время — милости Божией.
2. Об освобождении от евангельского наказания или о предотвращении смерти (которая может последовать в результате какого-то греха или быть следствием смертного приговора за него) можно молиться только условно, то есть только при условии, чтобы это было совместимо с мудростью, волей и славой Бога.
3. Мы не можем просить о прощении людей, закосневших в грехе и неверии, если они продолжают оставаться в таком состоянии, или просить о помиловании их и даровании им жизни, предполагающем прощение греха, в то время как они остаются все такими же. Но мы можем молиться об их покаянии, о том, чтобы они обрели веру во Христа, а потом уже о всех других спасительных милостях.
4. Если же окажется, что кто-то совершил непрощаемый грех хуления Духа Святого и полностью отвергает убедительные доказательства христианской веры, то за таковых, вероятно, не следует молиться совсем. Ибо для них ничего не остается, кроме некоего страшного ожидания суда и ярости огня, готового пожрать противников, Евр 10:27. по-видимому, именно эти грехи имел в виду апостол, когда говорил о грехах к смерти. Далее 5. Апостол утверждает, что существует грех не к смерти; Всякая неправда есть грех... (ст. 17), но если бы всякая неправда была грехом к смерти, тогда мы, безусловно, были бы обречены на смерть (так как все бываем в чем-то неправы перед Богом или перед человеком, или и перед Богом, и перед человеком, когда упускаем возможность исполнить свой долг перед ними или пренебрегаем им). Но поскольку это не так (христиане, вообще говоря, имеют право на жизнь), то, значит, должен быть грех не к смерти. Хотя и не существует простительных грехов (в обычном понимании), однако существуют прощаемые грехи, не влекущие за собой безоговорочного наказания вечной смертью. Если бы это было не так, то не могло бы быть никакого ни оправдания, ни сохранения состояния оправданности. Евангельский закон, или завет, уничтожает вину греха.
Ст. 14−15 и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него
Следовательно, [апостол] повелел иметь полную и несомненную надежду на то, что Бог услышит только то, что относится не к нашим выгодам и временным утешениям, а согласуется с волею Божией.
Источник: Собеседования.
и сие есть дерзновение, еже имамы к Нему, яко аще чесо просим по воли Его, послушает нас
Истина есть свобода людей в свободе Божьей, и это значит, что если человеческая свобода находится в свободе Божьей, то она бесконечна, всеполезна, приносит спасение; предел этой свободы таков: “…впрочем не как я хочу, но как Ты”, “…да будет воля Твоя” (Мф 26:39,42). И какова воля Божия о нас, людях? — Чтобы мы верой в Сына Божия стяжали вечную жизнь. Эта воля Божия полностью и совершенно выражена в Богочеловеке Христе, в Его Евангелии, в деле спасения (ср. Еф 1:9−10).
Поэтому наша свобода состоит в том, чтобы искать того, что Христово, того, что относится ко Христу, то есть евангельского, и чтобы получить это от Бога. Потому не будет свободой, но слепой несвободой, слепым порабощением искать от Бога того, что не евангельское, и ожидать исполнения нашего прошения. В конечном счете это значит, что мы хотим, чтобы Бог стал соучастником в нашем грехе, в нашем грехолюбии. По этой причине многие наши молитвы Господь, Всеблагой и Всеведущий Бог, “не слышит” и не исполняет наши прошения, поскольку они не созвучны Его воле. Условия исполнения наших прошений есть их согласие с волей Божией. Следовательно, как правило, как меру, мы можем положить следующее: ищи того, что согласно с волей Божией, и ты это получишь. Согласно с волей Божией то, что вытекает из Евангелия и согласуется с ним. С такой свободой каждое человеческое движение есть надежное житие в бесконечных добротах Божиих, в бесконечной истине Божией, в бесконечной правде Божией, иными словами, в бесконечной благости Божией. Это есть самая совершенная и самая сладкая свобода. Все остальное, прямо или косвенно, порабощено греху, смерти и дьяволу, порабощено злу.
Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
Ст. 14−15 и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него
Если мы просим в соответствии с Его волей, Он слышит нас. А если Он слышит нас в наших молитвах, мы знаем, что в соответствии с Его волей мы творим их, и то, о чем мы молились, находится в нас самих А это и есть царствие Его и справедливость, просить о которых Он Сам заповедал нам
Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.
Ст. 14−15 и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него
Апостол дает нам великую уверенность, что мы можем уповать на небесные блага от Господа, ибо и в этой жизни, что бы мы здраво ни просили, то получаем, согласно тому, что Он и Сам в Евангелии верующим обещает: говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (Мк 11:24).
Источник: О семи Кафолических посланиях.
Ст. 14−15 и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него
Те, кто узнает из опыта ремесла, каким образом достигается все необходимое для какого-нибудь труда, имеют более совершенную надежду, что, когда будет дело, они смогут это осуществить. Потому что даже святые мужи — Иоанн и те, кто с ним, апостолы, — узнали из своего опыта, что Ему было бы приятно и приемлемо, поскольку часто просят Бога. Они усвоили [это] и заранее предвидят, что, сколько раз так они попросят, чего желают, того удостаиваются по воле Бога.
Источник: На 1-е послание Иоанна.
и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас
Вера в Иисуса Христа, Сына Божия, засвидетельствованная необычайными свидетелями и соединяющая верующего с Богом, возвышает молитву верующего до необычайного также дерзновения, молитву не только за себя, но и за других верующих (1Ин 5:16). Дерзновение верующих ко Господу (ср. 1Ин 2:28; 1Ин 3:21; 1Ин 4:17; Еф 3:12; Евр 4:16) так велико, что, когда они просят Его о чем-либо в молитве, Он слушает их (1Ин 3:22 и прим). — По воле Его: это необходимое условие просимого в молитве, чтобы верующий просил лишь того, что согласно с волею о нем Божиею. — «Если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас… А кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан» (Феофилакт).
Источник: Толковый Апостол.
Ст. 14−15 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него
Верующие в Иисуса Христа, Сына Божия, такую уверенность в благости Отца небесного должны иметь на основании учения Самого Господа Спасителя. Он говорит Своим ученикам: Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф 7:7, 8). И всё, чего ни попросите в молитве с верою, полýчите (Мф 21:22). Также говорил: Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками (Ин 15:7, 8). Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин 16:23).
Как добрые дети просят у своих родителей только того, что согласно с волею родителей, или что родители охотно готовы дать им: так и истинные ученики Христовы, по Благодати дети Божии, должны просить у отца небесного только того, что согласно с Его волею, что служит к прославлению имени Его. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам (Ин 15:7): в этих словах Господь обещает просимое под тем условием — если мы пребудем верны или послушны Его учению. Так и Иоанн Богослов говорит: когда просим чего по воле Его, Он послушает нас. Это необходимое условие — чтобы мы просили Бога по воле Его, или согласно с Его волею, т. е. чтобы просили у Бога только тех благ, которые Он благоволит даровать нам Главнейшие предметы молитвы Сам Господь указал в данной ученикам молитве: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое и пр. (Мф 6:9 и след.).
А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получаем просимое от Него. Если мы имеем такую уверенность, что Бог внимает нашим молитвам в каждом случае, о чем бы мы ни стали просить Его: то мы имеем уверенность и в том, что получим от Него то просимое, о чем в определенном случае молим Его. От общей истины Божеского благоволения к просящим Апостол делает заключение к частным случаям молитвы о каких-либо известных нуждах. Но в том и в другом случае, без сомнения, Апостол предполагает то необходимое условие, которое он высказал прежде, то есть: когда просим по воле Божией, согласно с Божеским учением.
Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Ст. 14−15 и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него
В верующем сознании обладания истинною, вечною жизнью заключается, как необходимый момент, сыновнее дерзновение верующего пред Богом (ст. 14, см. 1Ин 2:28; 1Ин 3:21; 1Ин 4:17), состоящее в радостной надежде, что Бог услышит наши молитвы, если только они согласуются с Его святейшею волею (ср. Ин 16:24; Евр 4:16), — «если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас… А кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан» (блаж. Феофил.). В силу этой христианской надежды происходит то, что просимое у Бога, ожидаемое от Него, является для верующего христианина как бы исполнившимся (ст. 15). Такова сущность христианской молитвы вообще.
Источник: Толковая Библия.