Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 5 глава 1 стих)

πιστευων praes. act.part, от πιστευω (#4409) верить, οτι (#4022) что. Частица вводит содержание веры, γεγεννηται perf. ind. pass, от γενναω (#1164) нести; pass, рождаться (см. Ин. 2:29; RAC, 9:43-171). αγαπων praes. act. part, от αγαπαω (#26) любить, γεννησαντα aor. act. part, от γενναω, αγαπφ praes. conj. act. от αγαπαω. γεγεννημενον perf. pass. part, от γενναω. Это рождение заново, которое приводит нас к вере и признанию вечного Сына, дает также нам возможность вступить в отношения с Отцом, подобно любимым детям. Part, здесь относится к каждому сыну Бога (Stott). Perf. обозначает длительное состояние.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 5 глава 1 стих)

5:1 Всякий верующий Спасающая вера является первым характерным признаком победителя. Слово «верующий» передает идею постоянства в вере, подчеркивая, что отличительной чертой каждого верующего является постоянство в вере в течение всей жизни. Спасающая вера не является только решением разума, но подразумевает неизменную преданность Иисусу Христу от всего сердца. Иисус есть Христос Объектом христианской веры является Иисус, особенно то, что Он есть обещанный Мессия, или «Помазанник», Которого Бог послал быть Спасителем от грехов. Верующий в Иисуса Христа как единственного Спасителя рождается свыше, а, следовательно, становится победителем (ст. 5). от Бога рожден Здесь имеется в виду рождение свыше и в оригинале используется то же слово, которое Иисус употребил в Ин 3:7. Время греческого глагола указывает, что постоянная вера является результатом рождения свыше и в то же время доказательством этого рождения. Дети Божии докажут реальность своего возрождения стойкостью веры в Сына Божия, Спасителя. Рождение свыше приводит нас к постоянным отношениям в вере с Богом и Христом. всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него Любовь есть второй признак победителя. Победитель не только верит в Бога, но любит и Бога и братьев по вере. Иоанн возвращается к принципу поведения.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 5 глава 1 стих)

5:1 Если мы действительно рождены от Бога, то будем любить Его. И любить не только Его, но и Его детей. Следует заметить, что мы должны любить всех верующих, а не только тех, кто входит в нашу поместную общину или братство.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 5 глава 1 стих)

Стихи 1−5. I. В конце предыдущей главы апостол, побуждая к христианской любви, приводил два аргумента: соответствие любви их христианскому исповеданию и соответствие ее Божией заповеди; здесь он добавляет третий: такая любовь соответствует их высокому родству, требующему ее от них; наши братья-христиане находятся в близком родстве с Богом, они Его дети: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден.., ст. 1. Итак, брат-христианин:

1. Описывается как верующий, как тот, кто верует, что Иисус есть Христос — что Он является Мессией-Царем, что Он есть Сын Божий как по Своей природе, так и по достоинству, что Он является главным над всеми помазанниками, над священниками, пророками и царями, помазанными Богом или для Бога, что Он в совершенстве подготовлен для великого дела вечного искупления, — и поэтому отдает себя Его попечению и водительству.

2. Возвеличивается как имеющий высокое происхождение: Он от Бога рожден, ст. 1. Этот принцип веры и новая природа, сопровождающая веру или происходящая от нее, зарождаются от Духа Божиего; поэтому сыновство и усыновление теперь принадлежат не семени Авраамову по плоти, не древнему Израилю Божиему; все верующие, хотя и грешники из язычников по природе своей, духовно произошли от Бога и поэтому должны быть любимы, как сказано далее: ...и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него, ст. 1. Кажется вполне естественным, что любящий Отца должен также любить и детей, соразмерно с их подобием Отцу и любовью Отца к ним; поэтому в первую очередь и главным образом мы должны любить Сына Отчего, как Он выразительно назван во 2Ин 1:3, единородного и возлюбленного Сына, а затем тех, кто рожден по Божиему изволению и обновлен Духом благодати.

II. Апостол объясняет:

1. Как мы можем удостовериться в истинности нашей любви к возрожденным душам, имеет ли она истинно евангельскую природу. Она должна основываться на любви к Богу, Чьими они являются: Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога.., ст. 2. Наша любовь к ним будет чистой и истинной в том случае, если мы любим их не просто по каким-либо светским мотивам — потому что они богаты, образованны или являются нашими родственниками, либо принадлежат к нашей деноминации среди прочих религиозных партий, — но потому, что они дети Божии и в них проявляется Его возрождающая благодать, Его образ и Его печать отражаются в них, и, таким образом, в них мы любим Самого Бога. Таким образом, как мы видим, это послание настаивает на любви к братьям как к детям Божиим и усыновленным братьям Господа Иисуса.

2. Как мы можем определить истинность нашей любви к Богу. Она обнаруживается в нашем святом послушании: ...когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его, ст. 2. Мы тогда истинно, в евангельском смысле любим Бога, когда соблюдаем Его заповеди: Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его..; а соблюдение Его заповедей требует склонности к этому, чтобы мы находили в этом наслаждение: ...и заповеди Его не тяжки, ст. 3. Или: это есть любовь к Богу, что мы решили быть послушными и соблюдать Божии заповеди, поэтому Его заповеди становятся для нас легкими и приятными. Любящий Бога говорит: «О, как люблю я Твой закон! Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (Пс 118:32), когда Ты расширишь его любовью, или Духом Своим, источником любви».

3. Каковым является и должен быть результат, или плод, возрождения духовная победа над этим миром: Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир.., ст. 4. Рожденный Богом рожден для Бога и, следовательно, для иного мира. Его стремления направлены к горнему, лучшему миру; он обеспечен таким оружием, с помощью которого отвергает и побеждает этот мир. Затем добавляется; ...И сия есть победа, победившая мир, вера наша, ст. 4. Вера вот причина победы, она является тем средством, инструментом, духовным оружием, духовной артиллерией, с помощью которого мы побеждаем, ибо:

(1) Презирая этот мир и противостоя ему, мы в вере и верой прилепляемся к Христу.

(2) Вера действует из любви и любовью к Богу и Христу и таким образом уводит нас от любви к миру.

(3) Вера освящает и очищает сердце от плотских похотей, посредством которых мир приобретает власть и господствует над душами.

(4) Вера получает и извлекает силу для победы над миром, над угрозами и лестью его, из Того, Кто является предметом ее, из Сына Божиего.

(5) На основании обетования Евангелия она получает право на пребывание Духа благодати, а Он больше того, кто пребывает в мире.

(6) Вера видит невидимый мир, не идущий ни в какое сравнение с этим миром, и говорит душе, где она пребывает, что ей надо всегда быть готовой войти в этот мир. Из этого:

III. Апостол заключает, что только истинный христианин является истинным победителем мира: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? (ст. 5). Наш путь к небу проходит через мир, и он является огромным препятствием для нашего входа туда. Но кто верует, что Иисус есть Сын Божий, тот верит, что Иисус пришел от Бога, чтобы быть Спасителем мира и сильной рукой привести нас из мира к небу и к Богу, и что там мы в полной мере будем наслаждаться общением с Ним. И кто так верует, должен этой верою победить мир. Ибо:

1. Он твердо убежден в том, что этот мир является неистовым врагом для его души, для его святости, спасения и блаженства. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего), 2:16.

2. Он понимает, что искупление и избавление от этого злого мира составляет важную часть дела Спасителя и его собственного спасения. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века.., Гал 1:4.

3. Он видит на примере земной жизни Господа Иисуса и Его поведения в этом мире, что он должен быть отвергнут и побежден.

4. Он сознает, что Господь Иисус победил мир не только для Себя Самого, но и для Своих последователей, и что они должны стараться быть соучастниками Его победы. Мужайтесь: Я победил мир.

5. Смерть Господа Иисуса научила его быть мертвым и распятым для мира. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира, Гал 6:14.

6. Воскресением Иисуса Христа он возрожден из мертвых к живому упованию на блаженство горнего мира, 1Пет 1:3.

7. Он знает, что Спаситель ушел на небо и там готовит место для искренно верующих в Него, Ин 14:2.

8. Он знает, что его Спаситель придет снова и положит конец этому миру, будет судить его обитателей, а верующих в Него примет к Себе, в Свою славу, Ин 14:3.

9. Его дух и его стремления не могут найти удовлетворения в этом мире, он смотрит дальше его и стремится к небесному миру, прилагая все старания к достижению его. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, 2Кор 5:2. Итак, христианская вера обеспечивает исповедующим ее владычество над миром. Христианское откровение является величайшим средством победы над этим миром и достижения другого — самого чистого и мирного, блаженного и вечного. Именно в этом откровении мы видим, что является причиной борьбы и состязания между Богом и мятежным миром. В нем мы находим святое учение (как теоретическое, так и практическое), совершенно противоположное настроениям и устремлениям этого мира. Посредством этого учения передается и распространяется дух, превосходящий дух этого мира и враждебный ему. Оно говорит нам, что Сам Спаситель был не от мира сего, что Его Царство тоже было и есть не от сего мира, что оно должно быть отделено от мира и избрано из него для неба и для Бога. Из этого учения мы узнаем, что этот мир не предназначался Спасителем в качестве наследия и удела для спасенного Им народа. Возвращаясь на небо, Он уверял их, что идет приготовить им там место, чтобы они всегда были с Ним, и дал им понять, что если они только в этой жизни и в этом мире надеются на Него, то в конечном счете они окажутся несчастными. Это учение дает нам ясное откровение о вечном блаженном мире и предлагает, чтобы мы любили его и стремились к нему. Оно снабжает нас самым лучшим оружием против нападок и посягательств мира. Оно нас учит, как можно поразить мир его собственной стрелой или как его собственное оружие может быть обращено против него самого, как все его противодействия, вражда и гонения могут послужить нашей победе над ним и нашему восхождению в высший небесный мир. Оно ободряет нас, представляя нашему взору великую армию, облако святых воинов, одержавших в свое время и на своем месте победу над миром и получивших венцы. Истинный христианин это истинный герой, это тот, кто преодолел этот мир и наслаждается полной победой. Он не сетует на то (ибо он намного превосходит греческого монарха), что нет другого мира, которой он мог бы покорить, но крепко держится вечной жизни и старается силою, в святом смысле слова, овладеть Царством Небесным. Кто во всем мире, кроме верующих в Иисуса Христа, может так побеждать мир?


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 5 глава 1 стих)

Кесарий Арелатский (470−543)

Ст. 1−2 всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его

Сразу [Иоанн] соединил любовь с верой, потому что без любви вера напрасна. Если [поступают] по любви — это вера христиан, а без любви — вера демонов. Но те, кто не верит, хуже демонов.

Источник: Проповеди.

Кирилл Иерусалимский

Ст. 1−2 всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его

Всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного, а отвергающий Рожденного причиняет оскорбление Родившему.

Источник: Огласительные слова для просвещаемых.

Иустин (Попович) (1894−1978)

всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть и всяк любяй Рождшаго, любит и рожденнаго от Него

Вера в Иисуса как Мессию, как Спасителя мира есть вера в Него как Бога и Господа. И в такой вере находятся все слова о безмерной любви ко Христу. Так что вера и любовь в действительности есть двойственная сила, двойная добродетель. Вера во Христа как Бога и Спасителя любит Христа как Бога и Спасителя. И любовь ко Христу как Богу и Спасителю верит во Христа как Бога и Спасителя. И только это может быть названо верой во Христа, христианской верой. Итак, истинно любит Христа тот, кто любит Его как Бога и Спасителя, а не как нечто меньшее этого. Только такая любовь есть действительная любовь ко Христу. С помощью этих веры и любви ко Христу человек рождается всем своим существом от Бога, поскольку все его существо живет в Боге и ради Бога. В этом состоит благовестие святых слов Божественного Евангелиста.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Августин (354−430)

Ст. 1−2 всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его

Стало быть, кто любит детей Божиих, любит и Сына Божьего, а кто любит Сына Божьего, любит и Отца. Никто не может любить Отца, если не любит Сына, а кто любит Сына, любит и детей Божиих.

Источник: Трактат на 1-е послание Иоанна.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 1−2 всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его

И это говорится в подтверждение вышесказанного. Если мы от Учителя получили заповедь любить друг друга, то, без сомнения, если веруем, что Учитель наш Иисус есть Христос, а Христос Он в том смысле, что есть Бог и вместе человек, должны соблюдать и заповеди Его, как Учителя и как Бога. Веруя же, что Он есть Бог, мы получаем имя детей Его, как и в Евангелии сказано: тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин 1:12), то есть, которые уверовали в Него, те и стали детьми Его. Если же мы родились от Него, то, без сомнения, должны и оказывать должное Родителю, то есть любить Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить и друг друга и как братья, и как рожденные от Него. В подтверждение сего апостол и говорит, что любящий родившего любит и рожденного от него; Потом опять говорит, что любовь к братьям или чадам Божиим доказывает любовь к Родившему. Выше он говорил, что любящий Бога любит и брата своего, а теперь говорит, что любящий детей Божиих любит и Бога, и любовь к брату поставляет доказательством любви к Богу.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Андрей Монах

Ст. 1−2 всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его

Творя добродетели, мы становимся рожденными от Бога и детьми и друзьями Его, как Авраам И опять-таки Иоанн касается учения об истине, разрушая до основ зловерие еретиков.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него

Эти стихи служат разъяснением или развитием предшествующего стиха и потому тесно связаны с ним. В нем апостол кратко и выразительно сказал о любви к Богу и ближним, а в этих указывает и основания к тому, именно: поелику Бог и верующие так близко внутренно и нравственно соединены между собою, то из этого необходимо следует, что истинно любить Бога нельзя, не любя ближнего, и истинно любить ближнего нельзя, не любя Бога. — Всякий верующий правым и чистым сердцем и таковую веру исповедующий устами и всею жизнию (ср. Рим 10:9), что Иисус из Назарета, сын Марии, есть Христос — обетованный Спаситель и Искупитель мира, истинный Сын Божий (1Ин 4:15; 1Ин 2:22; 1Ин 4:2−3), всякий верующий — так от Бога рожден (1Ин 2:29; 1Ин 3:9), то есть возрожден благодатию, так что стал истинным чадом Божиим (1Ин 3:1; 1Ин 2:21). Таким образом, в рождении от Бога — основание и источник веры, и верующими в Сына Божия могут быть только дети Божии. Вера во Христа и сыновство Богу — понятия соотносительные и одинаковые в своем соотношении. Нельзя веровать во Христа как истинного Сына Божия и Спасителя мира и исповедовать Его, не будучи возрожденным от Бога Духом Святым и чадом Божиим; нельзя быть рожденным, или возрожденным, от Бога истинно и не веровать и не исповедовать Иисуса Христом, истинным Сыном Божиим. — «Если мы от Учителя получили заповедь любить друг друга, то, без сомнения, если веруем, что Учитель наш Иисус есть Христос, а Христос Он в том смысле, что есть Бог и вместе человек, должны соблюдать и заповеди Его, как Учителя и как Бога. Веруя же, что Он есть Бог, мы получаем имя детей Его, как и в Евангелии сказано (Ин 1:12)» (Феофилакт). И всякий, кто имеет такую живую и твердую веру во Христа Иисуса, как необходимое следствие заключает в своем сознании положение: любящий Родившего, то есть Бога, общего всем Отца Небесного, любит деятельною и сильною любовию и Рожденного от Него, то есть своего собрата по духовному рождению, или возрождению, и, таким образом, в его сознании и по самому существу любовь к Богу и любовь к ближнему нераздельны в возрождении; любящий Бога не может не любить ближнего, любящий ближнего не может не любить Бога, внутренняя связь их соединяющая — сыновство Богу. «Если мы родились от Него, то, без сомнения, должны оказывать должное и Родителю, то есть любить Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить друг друга и как братья, и как Рожденные от Него» (Феофилакт). Эту высокую истину в разных сочетаниях в своем послании настойчиво утверждает и разъясняет апостол, и с разными оттенками мысли, как и здесь, в рассматриваемом выражении.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него

Предложенные слова св. Иоанна Богослова служат объяснением слов, раскрытых в конце предыдущей беседы: И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Ин 4:21). Показывая тесную связь между собою любви к Богу и любви к ближнему, Апостол говорит: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден. Святой Богослов разумеет веру живую и действующую, или веру спасительную, свойственную христианам, уже возрожденным благодатью Святого Духа. Всякий истинно верующий и чрез веру приемлющий и содержащий умом и сердцем то учение, что Иисус есть обетованный Помазанник — Христос и Спаситель рода человеческого, всякий, питающий в себе такую живую уверенность, от Бога рожден, благодатью Святого Духа усыновлен Богу, — есть сын Божий.

Всякий истинно верующий в Иисуса, как обетованного Спасителя Христа, своею верою показывает, что в нем действует спасительная Благодать, что он принял, по слову Апостола, Духа сыноположения, или усыновления (Рим 8:15). Об этом усыновлении святой Иоанн в евангелии говорит: тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Также апостол Павел пишет: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор 12:3). Слова Апостола показывают, что Иисуса Христа, Сына Божия, человек может истинно познавать и исповедовать, как Спасителя и Господа, только при содействии Святого Духа, чрез возрождение Святым Духом. Кто не получил еще Благодати возрождения и усыновления Богу, тот не может истинно веровать в Иисуса Христа Сына Божия; тот не может достойно исповедовать Его, как обетованного и пришедшего в мир Спасителя человеков, единородного Сына Божия.

Всякий любящий Родившего любит и рожденного от Него. Эти слова показывают, кого разумеет Апостол под верующим, которого называет он рожденным от Отца: он присвояет ему и живую любовь к Родившему, или Богу, возродившему его благодатью — силою Своего Духа, и любовь к возрожденным или детям Божиим, т. е. верующим в Иисуса Христа. Любящий Родившего любит и рожденного от Него: этот порядок отношений, известный в естественной жизни, Апостол указывает и в жизни благодатной, как закон для сынов Божиих, возрожденных Благодатью, согласно тому, как выше сказал: И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Ин 4:21).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 1−3 всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки

Указанная выше (гл. IV) Апостолом неразрывная связь любви к Богу и к ближнему здесь раскрывается и уясняется со стороны причины: Бог и верующие, которых Апостол именует рожденными от Бога, столь тесно и нравственно связаны между собою, что любовь к Богу, возродившему людей, должна влечь за собою и любовь к возрожденным Им людям. «Если мы родились от Него, то, без сомнения, должны оказывать должное и Родителю, т. е., любить и Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить и друг друга и как братья, и как рожденные от Него» (Феофил). Далее (ст. 2−3) Апостол оттеняет ту мысль, что любовь непременно должна быть деятельною (ср. 1Ин 2:3; 1Ин 3:18), и свидетельством действительности любви служит соблюдение заповедей Божьих, о которых Апостол здесь замечает, что они не тяжки, как и Сам Господь назвал иго Своих заповедей благим, и бремя их легким (Мф 11:30), — в смысле, конечно, содействующей благодати по вере в искупительную силу крови Христовой (ср. 1Ин 1:7; 1Ин 2:1−2). «Заповеди Его не тяжки. Ибо что тяжелого в деле любви брата. Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице, ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И больного повелевается не освободить от болезни, а только посетить» (Феофил.).

Быть может, говоря об отсутствии в заповедях Божиих тягостности по сравнению с благодатными средствами, данными людям в христианстве, Апостол имел в виду лжеучителей, оправдывавших свою нравственную распущенность ссылкою на трудность и мнимую невозможность исполнения заповедей Божиих.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно