Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 4 глава 9 стих)

εφανερωθη aor. ind. pass, от φανεροω (#5746) объяснять, делать очевидным, разоблачать. Это слово передает идею проявления того, что раньше было сокрыто (Marshall)μονογενης (#3666) единственный в своем роде, неповторимый, уникальный (Marshall; Smalley; Brown; см. Ин. 3:16). απεσταλκεν perf. ind. act. от αποστελλω (#90) посылать, посылать официального представителя с поручением (TNDT). Perf. означает, что Бог Отец послал Его, и мы теперь наслаждаемся результатами Его служения (Westcott). ζησωμεν aor. conj. act. от ζαω (#2409) жить. Conj. с ινα (#2671) используется в прид. цели.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 4 глава 9 стих)

4:7−21 Верный своему правилу повторять одни и те же истины, каждый раз расширяя и углубляя их значение, Иоанн опять возвращается к любви как к нравственному критерию. Эти стихи едины по своему содержанию. Они говорят о совершенной любви, доступной для людей. Иоанн здесь третий и последний раз говорит о любви (см. также 2:7−11; 3:10−14). Он выдвигает пять причин, объясняющих необходимость наличия любви у христиан.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 4 глава 9 стих)

4:9−10 В следующих стихах описаны проявления Божьей любви в трех временах. В прошлом она была явлена нам, грешникам, в том, что Он отдал в дар единородного Сына Своего (4:9−11).

В настоящем она проявляется к нам, святым, в том, что Он пребывает в нас (4:12−16). В будущем она проявится к нам в том, что Он дарует нам дерзновение в день суда.

Прежде всего Бог явил Свою любовь к нам, как к грешникам. Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. Он послал Его в умилостивление за грехи наши. (Умилостивление означает искупление греха через жертву. В оригинале слово происходит от греческого «место милости». Британец С. Х. Додд успешно провел крестовый поход против этого слова (и доктрины), и таким образом в большинстве современных английских переводов Библии это слово заменено.) Мы были мертвы и нуждались в жизни, мы были виновны и нуждались в умилостивлении. Выражение «единородного Сына Своего» содержит в себе идею особых отношений, в которых никакой другой сын не смог бы участвовать. Эти отношения делают любовь Божью столь замечательной, что Он посылает Своего особенного Сына в мир, чтобы мы могли жить через Него. Божья любовь открылась нам не потому, что мы прежде возлюбили Его.

Как раз наоборот; в действительности мы были Его врагами и ненавидели Его. Другими словами, Он любил нас не потому, что мы любили Его, а несмотря на наш ожесточенный антагонизм. И как Он проявил Свою любовь? Послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Умилостивление означает удовлетворение, или урегулирование вопроса греха.

Некоторые либералы любят рассуждать о любви Божьей в отрыве от искупительной жертвы Христа. Здесь же Иоанн объединяет оба явления, не находя в них ни малейшего противоречия. Денни комментирует:

«Обратите внимание на потрясающий парадокс этого стиха, который состоит в том, что Бог одновременно и любит, и гневается и Его любовь предусматривает умилостивление, предотвращающее гнев против нас. Вместо того чтобы искать противоречие между любовью и умилостивлением, апостол не выдвигает никакой другой идеи любви к кому-либо, кроме идеи умилостивления». (James R. Denney, The Death of Christ, 2d. ed.,

 . 276. Первая часть цитаты взята, очевидно, из более раннего издания.)


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 4 глава 9 стих)

Стихи 7−13. Дух истины узнается по учению (именно так должны испытываться духи), но также и по любви, поэтому далее следует горячий призыв к святой христианской любви: Возлюбленные! будем любить друг друга.., ст. 7. Апостол хотел бы объединить их своей любовью, чтобы помочь им объединиться в любви друг к другу: «Возлюбленные, умоляю вас своей любовью к вам, облекитесь истинной взаимной любовью». Этот призыв усиливается и подкрепляется несколькими аргументами:

I. Любовь имеет высокое, небесное происхождение: ...потому что любовь от Бога.., ст. 7. Он есть источник, инициатор и Отец любви, Он оставил заповедь о любви; в этом состоит сущность Его закона и Евангелия: ...всякий любящий (чей дух способен к святой чистой любви) рожден от Бога, ст. 7. Дух Божий — это Дух любви. Новая природа чад Божиих — это плод Его любви, и сущность этой природы — любовь. Плод же духа: любовь.., Гал 5:22. Любовь нисходит с неба.

II. Любовь доказывает истинное и верное познание Божеского естества: Всякий любящий... знает Бога.., ст. 7. Кто не любит, тот не познал Бога.., ст. 8. Какое из свойств Божиего величия сияет во всем мире так ярко, как Его благость, которая есть любовь. Мудрость, величие, гармония и полезность бесконечной Вселенной, так полно свидетельствующие о существовании Бога, в то же самое время обнаруживают и доказывают Его любовь; естественный разум, делая заключение о природе и превосходстве абсолютного совершенного Существа, должен прийти к заключению, что Он в высшей степени благ; а кто не любит (кого полученные знания о Боге не побуждают к чувствам любви и проявлениям ее в делах), тот не познал Бога. Это убедительное доказательство того, что в такой душе нет здравого и должного познания Бога; Его любовь сияет среди Его главных ярчайших совершенств, потому что Бог есть любовь (ст. 8), Его природа и Его сущность — любовь, Его воля и Его дела, прежде всего, — любовь. Это не означает, что это единственное понятие о Боге, которое мы должны иметь; мы уже знаем, что Он в такой же мере есть свет, как и любовь, 1:5; Бог есть любовь, в принципе, к Самому Себе, Он имеет совершенства, происходящие из этой необходимой любви к Себе, к Своему необходимому существованию, превосходству и Своей славе; но любовь естественна и присуща Божественному величию: Бог есть любовь. Это доказывается теми проявлениями и примерами Его любви, какие Он дал нам:

1. Он возлюбил нас такими, какие мы есть. Любовь Божия к нам открылась (ст. 9), к нам смертным, к нам, неблагодарным мятежникам. Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками, Рим 5:8. Удивительно, что Бог полюбил нечистое, пустое, негодное, полюбил прах и пепел!

2. Он возлюбил нас с такой силой, отдал за нас такую непомерную цену — Своего собственного, единородного, благословенного Сына: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него, ст. 9. Он является Сыном Божиим в совершенно особенном смысле, Он есть единородный Сын. Если предположить, что Он был рожден как любое другое творение или сотворенное существо, то Он не был бы единородным. Если же мы предположим, что Он является естественным и неизбежным порождением славы Отца, Его славной сущности, или субстанции, тогда Он должен быть единородным, — и каким тогда таинством и чудом Божией любви оказывается то, что такой Сын был послан в этот мир ради нас! Как прекрасно сказано: Так (так замечательно, так удивительно, так неправдоподобно) возлюбил Бог мир.

3. Бог первым полюбил нас, причем в том состоянии, в котором мы находились: В том любовь (необыкновенная, беспримерная любовь), что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас, ст. 10. Он возлюбил нас, когда мы еще не любили Его, когда мы лежали, обремененные виной, несчастные, в крови, когда мы были недостойными людьми, не заслуживающими добра, скверными и нечистыми, нуждающимися в омытии грехов святой Кровью.

4. Он отдал нам Своего Сына:

(1) Для того, чтобы Он стал умилостивлением за грехи наши, то есть умер за нас, умер по приговору закона, под проклятием Бога, чтобы грехи наши вознести Телом Своим на древо, чтобы быть распятым, израненным душой и пронзенным в ребро, быть мертвым и погребенным ради нас, ст. 10.

(2) С той целью, доброй и благословенной для нас целью, чтобы мы получили жизнь через Него (ст. 9), чтобы жили вечно через Него, жили на небе, жили с Богом, и жили в вечной славе и в вечном блаженстве с Ним и через Него. О, что это за любовь!

III. Божия любовь к братьям обязывает и нас любить их: Возлюбленные (умоляю вас своей любовью к вам, чтобы вы помнили), если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга, ст. 11. Его любовь должна быть неопровержимым аргументом. Божий пример должен быть убедительным для нас. Мы должны быть Его последователями (или подражателями) как чада Его возлюбленные. Объекты Божией любви должны быть объектами и нашей любви. Откажемся ли мы любить того, кого возлюбил вечный Бог? Мы должны восхищаться Его любовью, преклоняться перед ней (Его благожелательностью и благодушием) и, как следствие, любить тех, кого любит Он. Всеобъемлющая любовь Бога к миру должна вызывать всеобщую любовь между всеми людьми. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, Мф 5:45. Особая Божия любовь к Церкви и святым должна производить такую же особую любовь между ними: Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны (в той же степени) любить друг друга.

IV. Христианская любовь есть гарантия того, что Бог пребывает в нас: ...если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает.., ст. 12. Бог пребывает в нас не посредством Своего видимого присутствия — Он не является нашим глазам (Бога никто никогда не видел.., ст. 12), но посредством Своего Духа (ст. 13): «Бога никто никогда не видел; Он не представляется нашему непосредственному восприятию, поэтому и от нас не требует и не ожидает проявления любви таким путем; но Он требует и ожидает от нас таких проявлений ее, какие Он показал нам на Своем примере, на примере Своей любви к вселенской Церкви и, в частности, к братьям, членам этой Церкви. Бога надо любить в братьях, так как Он являет Себя в них и среди них, и поэтому: ...если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. Любящие братьев святой любовью являются храмами Божиими, Божие величие находит в них Свою особую обитель».

V. Этим самым Божия любовь достигает в нас своей замечательной цели и своего совершенства: «...И любовь Его совершенна есть в нас, ст. 12. Она приобретает свою полноту в нас и над нами. Божья любовь не достигает совершенства в Нем, но в нас и с нами. Она предназначалась не для того, чтобы быть бездейственной и бесплодной в отношении нас; когда ее благородные цели осуществляются и ее результаты достигаются, тогда только можно сказать, что она совершилась; как вера совершенствуется делами веры, так любовь — делами любви. Когда Божия любовь производит в нас Божий образ, любовь к Богу и, как следствие, любовь к братьям, чадам Божиим, ради имени Его, тогда она достигает совершенства и полноты, хотя наша любовь в настоящее время остается несовершенной и не достигает конечной цели любви Божией к нам». Как мы должны стремиться к этой братской христианской любви, если Бог считает, что Его собственная любовь совершенствуется посредством нашей любви! Упомянув о пребывании Бога в нас, как Его величайшем благоволении к нам, апостол добавляет, что является признаком его: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего, ст. 13. Безусловно, это обоюдное пребывание представляет собой нечто более прекрасное и великое, чем мы способны осознать или выразить. Можно было бы подумать, что говорить о пребывании Бога в нас и о нашем пребывании в Нем — это слишком большая честь для нас смертных, если бы Он не опередил нас в этом. О том, что означает это пребывание, вкратце говорилось в 3:3. Более полное объяснение следует оставить до времени откровения в блаженном мире. Но об этом обоюдном пребывании мы узнаем из того, говорит апостол, что Он дал нам от Духа Своего. Он вложил образ и плод Своего Духа в наши сердца (ст. 13), и этот Дух, которого Он дал нам, является как Дух Его, или от Него, так как Он есть Дух силы, ревности и великодушия ради Бога, любви, любви к Богу и людям, и целомудрия — разумения, хорошо наставленного в Божиих делах, в делах благочестия и в делах Его Царства среди людей, 2Тим 1:7.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 4 глава 9 стих)

Иустин (Попович) (1894−1978)

о сем явися любы Божия в нас, яко Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир, да живи будем Им

Действительно, любовь Бога к людям не могла лучше обнаружиться, чем в послании в мир Бога Слова, чтобы люди жили в Нем. Божественная жизнь с воплощением Слова стала нашей собственной человеческой жизнью. Бог Слово стал Человеком и дал человеку Свою Божественную жизнь, Он наставил человека в этой жизни и дал ему силы для осуществления этой жизни вопреки земным и человеческим законам

Что есть Божественная жизнь? — Это жизнь Христа на земле. В чем состоит эта Божественная жизнь? В жизненном опыте Божественной истины, Божественной любви, Божественной праведности, Божественной святости и всех остальных Божественных свойств.

Все эти одухотворенные жизненные силы Богочеловек перенес в наш мир и насадил в нашей человеческой жизни. Он пришел в нашу жизнь, принес с Собой силы одухотворенной жизни, и, таким образом, превратил нашу человеческую жизнь в Бого-жизнь. Бог Слово стал Богочеловеком, чтобы сделать нашу жизнь одухотворенной. В Нем заключаются все таинства. В Нем существует вся любовь Божия к нам, людям. Так Богочеловек самым совершенным образом разрешил проблему человеческой жизни. И люди благодатью этой Бого-жизни становятся богоподобными. Да, если люди живут с богоподобными и богожеланными силами, то они полнее достигают Бого-жизни и живут всегда в раю. Поскольку рай — это не что иное, как жизнь с Богом, жизнь в Боге. Нет ничего иного, кроме этой Бого-жизни. И наоборот, если человек привносит в себя грех, то жизнь его начинает превращаться в дьяволо-жизнь. Поскольку жить во грехе значит жить в дьяволе, который живет только грехом. Хочешь узнать, как живет дьявол? — Сделай грех, и узнаешь тотчас, поскольку во грехе существуют все таинства жизни дьявола. Дьявол весь во грехе и не существует вне греха. И где дьявол, там и мучения (ад). Ад есть не что иное, как жизнь во грехе. В действительности Бого-жизнь и дьяволо-жизнь, Бого-любовь и дьяволо-любовь — это два пути человеческой жизни на земле. И в остальных мирских вещах человеческого существования есть эти два пути, две категории, которые являются вечными истоками человеческой сущности. Человек бессилен, не может жить вне их. Если бы он смог освободиться от них, то он перестал бы быть человеческим существом.

Чтобы мы получили жизнь через Него — значит, чтобы мы жили со Христом и ради Христа. И когда мы живем Им? Когда живем согласно Его истине, согласно Его любви, Его правде, Его доброте. Одним словом, когда мы живем согласно Его Евангелию, Его Церкви. Ведь в Церкви не только Его Евангелие, но и Сам Он, удивительный Богочеловек со всеми Своими совершенствами, со всеми Своими силами, со всеми Своими добродетелями. Также Церковь есть вечноживое Тело Богочеловека Христа, вечноживой Его Организм, и члены Церкви — это частички и клеточки этого Организма (в хорошем смысле), и все они живут Им, живут с Богочеловеком, живут от Богочеловека и в Богочеловеке.

Здесь заключается великое благовествование святого Иоанна, “сына громова”: да живи будем Им, которое осуществляется в Церкви во всех членах Ее от начала до сего дня, поскольку все живут Им и в Нем. Это непрекращающийся опыт Бого-жизни. В нее вступают посредством всех священных таинств. В ней пребывают всегда посредством святых добродетелей. Ведь Церковь есть не что иное, как Богочеловек, продленный во все века, и в Нем существует Бого-жизнь.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него

Бог любит нас. В чем выразилась эта любовь? О! Эта любовь выразилась в самых исполинских размерах, или, лучше, она выразилась беспредельно: чтобы мы не погибли навеки, Он послал в мир Единородного Сына Своего — для чего? Да вкусит за всех смерть, хотя Сам и не заслужил ее — притом где? — На Кресте. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него — во веки веков. В том заключается все величие Божией к нам любви, что Он так горячо, беспредельно любит нас, тогда как мы не заслуживаем этого по своим грехам, за свое отвращение от Него.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него

Раскрывая здесь учение о взаимной любви друг к другу, апостол указал первое побуждение к взаимной любви в том, что любовь — от Бога, что любящий есть сын Божий и знает Бога, а не любящий не знает Бога, Который есть любовь. Другое же, и величайшее побуждение взаимно любить друг друга апостол указывает в том, что по этой любви и ради этой любви Бог послал в мир Единородного Сына Своего как умилостивление за грехи людей, чтобы осуществилась любовь Божия к людям (или открылась) и любовь людей между собою взаимная. — Любовь Божия, составляющая сущность Божеского существа к нам, открылась, или явилась, в том, сделалась для нас известною и удобопонятною чрез то, что Бог Отец послал в мир Сына Своего и проч.: это есть высочайшее, беспредельное проявление любви Божией к людям. Апостол эту высочайшую и величайшую истину выражает почти в тех же самых словах, в каких изрек ее Сам Господь в одной из возвышеннейших бесед Своих, записанной в Евангелии от Иоанна (1Ин 3:16). Чтобы явить Свою беспредельную любовь к людям, Бог, вечный, беспредельный и всесовершенный, послал в грешный мир, к людям, которые подлежали проклятию и смерти за бесконечно грехом оскорбленное правосудие Божие, Единородного Сына Своего во искупление за грех человеческий крестною смертию Его, чтобы мы, весь род человеческий, получили жизнь, будучи в духовной смерти чрез удаление от Бога грехом, благодатную в Церкви Христовой и вечную в Царстве Его Небесном (подробное разъяснение этих понятий см. Ин 3:16 в Толковом Евангелии).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него

Любовь Божия — вечное всесовершенное свойство существа Божеского, существенное свойство всех Божеских Лиц Святыя Троицы, — любовь Божия по отношению к нам, человекам, открылась — сделалась нам удобопонятною и известною чрез то, что Бог Отец послал в мир единородного Сына Своего. Мог бы Апостол показывать любовь Божию к людям и в создании человека по образу Божию, в его назначении к вечной жизни и в особенном Божием промышлении о человеке: но Апостол указывает явление любви Божией в послании Сына Божия в мир для спасения человеков. Это потому, что в сем действии Божием особенно ясно раскрылась беспредельная любовь Божия к человекам И в кратких словах Богослова ясно выражается величие Божеской любви. Представим: кто изображается действующим, или посылающим посредника — Спасителя? — Вечный, беспредельный и всесовершенный Бог, Творец мира, видимого и невидимого, начало и конец всего. Кого Бог послал? — Не человека и не Ангела, но единородного Сына Своего, истинного Бога, держа все словом силы (Евр 1:3). Куда, или к кому послал Бог единородного Сына Своего? — В мир, который не познал Бога, к человекам, которые своими грехами прогневали Бога и подверглись праведному гневу Божию, проклятию и осуждению и были мертвы во грехах. Для чего Бог послал Сына Своего к нам, человекам? — Чтобы Он Своими заслугами, Своими страданиями и крестною смертью избавил нас от греха, проклятия и вечной смерти; чтобы мы получили жизнь чрез Него. Какую жизнь? — И благодатную, — доколе пребываем на земле, и нескончаемую, блаженную в будущем веке, в обителях небесных. Сам Господь Спаситель указывает на величие сей любви, взывая: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16). Апостол Павел пишет: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим 8:32).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно