Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (1 Иоанна 4 глава 8 стих)

Конечно, значение не обратимо: “любовь есть Бог”. Смысл качественногосуществительного αγαπη состоит в том, что Божьей сущностью или природой является любовь, или что Он обладает качеством любви. Таким образом, “любовь” является атрибутом, и не тождественна Богу.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 4 глава 8 стих)

αγαπων praes. act. part, от αγαπαω (#26) любить. Здесь любовь упоминается как качество Бога (GGBB, 45, 245, 264). О термине "любовь" и его связи с природой и личностью Бога см. 2:5; Schnackenburg, 231-39; Marshall.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 4 глава 8 стих)

4:7,8 любовь от Бога… Бог есть любовь Иоанн объясняет читателям первую причину необходимости любви: Бог есть суть любви. Гностики верили, что Бог есть нематериальный дух и свет, но никогда не считали Его источником любви, исходящей из сокровенной глубины Его естества. Однако Бог есть любовь, так же как и дух (Ин 4:24), и свет (1:5) и Отец духов (Евр 12:9). Любовь есть Его внутренняя сущность, Его дела. Его наказания и Его гнев в совершенстве гармонируют с Его любовью.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 4 глава 8 стих)

4:7−8 Здесь Иоанн подводит итог теме братской любви. Он подчеркивает, что любовь — это обязанность, согласующаяся с природой Божьей. Как было упомянуто выше, Иоанн думает не о любви, которая обычна среди людей, но о той любви детей Божьих, которая обитает в рожденных свыше. Любовь от Бога по своему происхождению, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Здесь не сказано, что Бог любит. Это истинно, но Иоанн подчеркивает, что Бог есть любовь. Любовь — Его природа.

Любовь не в буквальном смысле, но любовь, источник которой находится в Нем. Слова «Бог есть любовь» достойны провозглашения на всех языках земли и на небесах. Г. С. Барретт называет их «...самыми великими словами, когда-либо произнесенными человеком, самыми великими словами во всей Библии... Невозможно даже на мгновение представить все то, что означают эти слова; ибо ни человеческий, ни искусственный интеллект ни сейчас, ни когда-либо не поймет их непостижимое значение; но мы можем благоговейно сказать, что эти слова о Боге содержат ключ ко всем Божьим делам и путям... к тайне мироздания... к искуплению... и самой сущности Бога». (G. S. Barrett, The First Epistle General of St. John, pp. 170−173.)


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 4 глава 8 стих)

Стихи 7−13. Дух истины узнается по учению (именно так должны испытываться духи), но также и по любви, поэтому далее следует горячий призыв к святой христианской любви: Возлюбленные! будем любить друг друга.., ст. 7. Апостол хотел бы объединить их своей любовью, чтобы помочь им объединиться в любви друг к другу: «Возлюбленные, умоляю вас своей любовью к вам, облекитесь истинной взаимной любовью». Этот призыв усиливается и подкрепляется несколькими аргументами:

I. Любовь имеет высокое, небесное происхождение: ...потому что любовь от Бога.., ст. 7. Он есть источник, инициатор и Отец любви, Он оставил заповедь о любви; в этом состоит сущность Его закона и Евангелия: ...всякий любящий (чей дух способен к святой чистой любви) рожден от Бога, ст. 7. Дух Божий — это Дух любви. Новая природа чад Божиих — это плод Его любви, и сущность этой природы — любовь. Плод же духа: любовь.., Гал 5:22. Любовь нисходит с неба.

II. Любовь доказывает истинное и верное познание Божеского естества: Всякий любящий... знает Бога.., ст. 7. Кто не любит, тот не познал Бога.., ст. 8. Какое из свойств Божиего величия сияет во всем мире так ярко, как Его благость, которая есть любовь. Мудрость, величие, гармония и полезность бесконечной Вселенной, так полно свидетельствующие о существовании Бога, в то же самое время обнаруживают и доказывают Его любовь; естественный разум, делая заключение о природе и превосходстве абсолютного совершенного Существа, должен прийти к заключению, что Он в высшей степени благ; а кто не любит (кого полученные знания о Боге не побуждают к чувствам любви и проявлениям ее в делах), тот не познал Бога. Это убедительное доказательство того, что в такой душе нет здравого и должного познания Бога; Его любовь сияет среди Его главных ярчайших совершенств, потому что Бог есть любовь (ст. 8), Его природа и Его сущность — любовь, Его воля и Его дела, прежде всего, — любовь. Это не означает, что это единственное понятие о Боге, которое мы должны иметь; мы уже знаем, что Он в такой же мере есть свет, как и любовь, 1:5; Бог есть любовь, в принципе, к Самому Себе, Он имеет совершенства, происходящие из этой необходимой любви к Себе, к Своему необходимому существованию, превосходству и Своей славе; но любовь естественна и присуща Божественному величию: Бог есть любовь. Это доказывается теми проявлениями и примерами Его любви, какие Он дал нам:

1. Он возлюбил нас такими, какие мы есть. Любовь Божия к нам открылась (ст. 9), к нам смертным, к нам, неблагодарным мятежникам. Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками, Рим 5:8. Удивительно, что Бог полюбил нечистое, пустое, негодное, полюбил прах и пепел!

2. Он возлюбил нас с такой силой, отдал за нас такую непомерную цену — Своего собственного, единородного, благословенного Сына: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него, ст. 9. Он является Сыном Божиим в совершенно особенном смысле, Он есть единородный Сын. Если предположить, что Он был рожден как любое другое творение или сотворенное существо, то Он не был бы единородным. Если же мы предположим, что Он является естественным и неизбежным порождением славы Отца, Его славной сущности, или субстанции, тогда Он должен быть единородным, — и каким тогда таинством и чудом Божией любви оказывается то, что такой Сын был послан в этот мир ради нас! Как прекрасно сказано: Так (так замечательно, так удивительно, так неправдоподобно) возлюбил Бог мир.

3. Бог первым полюбил нас, причем в том состоянии, в котором мы находились: В том любовь (необыкновенная, беспримерная любовь), что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас, ст. 10. Он возлюбил нас, когда мы еще не любили Его, когда мы лежали, обремененные виной, несчастные, в крови, когда мы были недостойными людьми, не заслуживающими добра, скверными и нечистыми, нуждающимися в омытии грехов святой Кровью.

4. Он отдал нам Своего Сына:

(1) Для того, чтобы Он стал умилостивлением за грехи наши, то есть умер за нас, умер по приговору закона, под проклятием Бога, чтобы грехи наши вознести Телом Своим на древо, чтобы быть распятым, израненным душой и пронзенным в ребро, быть мертвым и погребенным ради нас, ст. 10.

(2) С той целью, доброй и благословенной для нас целью, чтобы мы получили жизнь через Него (ст. 9), чтобы жили вечно через Него, жили на небе, жили с Богом, и жили в вечной славе и в вечном блаженстве с Ним и через Него. О, что это за любовь!

III. Божия любовь к братьям обязывает и нас любить их: Возлюбленные (умоляю вас своей любовью к вам, чтобы вы помнили), если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга, ст. 11. Его любовь должна быть неопровержимым аргументом. Божий пример должен быть убедительным для нас. Мы должны быть Его последователями (или подражателями) как чада Его возлюбленные. Объекты Божией любви должны быть объектами и нашей любви. Откажемся ли мы любить того, кого возлюбил вечный Бог? Мы должны восхищаться Его любовью, преклоняться перед ней (Его благожелательностью и благодушием) и, как следствие, любить тех, кого любит Он. Всеобъемлющая любовь Бога к миру должна вызывать всеобщую любовь между всеми людьми. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, Мф 5:45. Особая Божия любовь к Церкви и святым должна производить такую же особую любовь между ними: Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны (в той же степени) любить друг друга.

IV. Христианская любовь есть гарантия того, что Бог пребывает в нас: ...если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает.., ст. 12. Бог пребывает в нас не посредством Своего видимого присутствия — Он не является нашим глазам (Бога никто никогда не видел.., ст. 12), но посредством Своего Духа (ст. 13): «Бога никто никогда не видел; Он не представляется нашему непосредственному восприятию, поэтому и от нас не требует и не ожидает проявления любви таким путем; но Он требует и ожидает от нас таких проявлений ее, какие Он показал нам на Своем примере, на примере Своей любви к вселенской Церкви и, в частности, к братьям, членам этой Церкви. Бога надо любить в братьях, так как Он являет Себя в них и среди них, и поэтому: ...если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. Любящие братьев святой любовью являются храмами Божиими, Божие величие находит в них Свою особую обитель».

V. Этим самым Божия любовь достигает в нас своей замечательной цели и своего совершенства: «...И любовь Его совершенна есть в нас, ст. 12. Она приобретает свою полноту в нас и над нами. Божья любовь не достигает совершенства в Нем, но в нас и с нами. Она предназначалась не для того, чтобы быть бездейственной и бесплодной в отношении нас; когда ее благородные цели осуществляются и ее результаты достигаются, тогда только можно сказать, что она совершилась; как вера совершенствуется делами веры, так любовь — делами любви. Когда Божия любовь производит в нас Божий образ, любовь к Богу и, как следствие, любовь к братьям, чадам Божиим, ради имени Его, тогда она достигает совершенства и полноты, хотя наша любовь в настоящее время остается несовершенной и не достигает конечной цели любви Божией к нам». Как мы должны стремиться к этой братской христианской любви, если Бог считает, что Его собственная любовь совершенствуется посредством нашей любви! Упомянув о пребывании Бога в нас, как Его величайшем благоволении к нам, апостол добавляет, что является признаком его: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего, ст. 13. Безусловно, это обоюдное пребывание представляет собой нечто более прекрасное и великое, чем мы способны осознать или выразить. Можно было бы подумать, что говорить о пребывании Бога в нас и о нашем пребывании в Нем — это слишком большая честь для нас смертных, если бы Он не опередил нас в этом. О том, что означает это пребывание, вкратце говорилось в 3:3. Более полное объяснение следует оставить до времени откровения в блаженном мире. Но об этом обоюдном пребывании мы узнаем из того, говорит апостол, что Он дал нам от Духа Своего. Он вложил образ и плод Своего Духа в наши сердца (ст. 13), и этот Дух, которого Он дал нам, является как Дух Его, или от Него, так как Он есть Дух силы, ревности и великодушия ради Бога, любви, любви к Богу и людям, и целомудрия — разумения, хорошо наставленного в Божиих делах, в делах благочестия и в делах Его Царства среди людей, 2Тим 1:7.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 4 глава 8 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 8−9 кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него

О какой любви говорит? О чистосердечной, не ограничивающейся словами, о любви по расположению и убеждению, по искреннему состраданию. Есть любовь и у злых: разбойники любят разбойников, человекоубийцы — человекоубийц. Но это не от доброй совести, а от злой.

Источник: Фрагменты.

Григорий Богослов (325/30−389/90)

Ст. 8−9 кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него

Мы чтим любовь, ибо, по изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь, и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени.

Источник: Слово.

Макарий Великий (~300−391)

Ст. 8−9 кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него

Рождающийся же в свете истинном и неизреченном перешел от смерти вечной в жизнь вечную. И видящий этот свет истинный (Ин 1:9) и имеющий его в себе, стяжавший плоды духовные, неизбежно видит мрак исчезающим, ибо свет сей есть любовь неизреченная, долготерпение, благость, милосердие, вера (Гал 5:22) и прочие действия добродетели. Все это есть сей свет истинный, каковой есть Бог, как говорит апостол Иоанн: Бог же есть любовь.

Источник: Слово.

Исаак Сирин (~640−700)

Ст. 8−9 кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него

Иоанн свидетельствует, говоря: Бог есть любовь. Поэтому живущий в любви уже в этом тварном мире обоняет жизнь вечную от Бога, уже здесь обоняет воздух воскресения. И этим воздухом насладятся праведные по воскресении.

Источник: О духовном совершенстве.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь

Бог любит нас. В чем выразилась эта любовь? О! Эта любовь выразилась в самых исполинских размерах, или, лучше, она выразилась беспредельно: чтобы мы не погибли навеки, Он послал в мир Единородного Сына Своего — для чего? Да вкусит за всех смерть, хотя Сам и не заслужил ее — притом где? — На Кресте. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него — во веки веков. В том заключается все величие Божией к нам любви, что Он так горячо, беспредельно любит нас, тогда как мы не заслуживаем этого по своим грехам, за свое отвращение от Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

Источник: Мысли при чтении Священного Писания


Земля и всё, что на ней, — Господне, и все мы — Господни, не свои, и все пред лицем Господа ходим. А Бог есть любовь. Потому все мы должны жить в любви на земле Его, в кротости и смирении, с чувством благодарности за всё.

Источник: Дневники, том 7

Августин (354−430)

Ст. 8−9 кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него

Если Бог есть любовь, тогда чем больше, как мы видим, у нас появляется сопричастников и сотоварищей по вере, тем более полной любовью мы наслаждаемся.

Источник: Проповеди.


Любовь же до такой степени является даром Божиим, что зовется Богом.

Ибо хотя одно [совершается] благодаря вам, а другое благодаря нам, но одна [для всех] любовь сделала и то, и другое необходимым для братского спасения. Значит, это сделал Один для всех Бог, поскольку Бог есть любовь.

Источник: Послания.

Экумений († X в.)

Ст. 8−9 кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него

Бог есть любовь. Из чего это следует? Из того, что Он послал Сына Своего Единородного в мир, чтобы дать нам подлинную жизнь и чтобы мы жили через Него.

Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь

Напротив, не имеющий в сердце своем любви к ближнему истинной, тем более имеющий вражду или ненависть (1Ин 3:15), не познал Бога, не имеет надлежащего правильного понятия о Боге. «Любовь и любящий — от Бога, любящий, и один только он, рожден от Бога и знает Бога, а не имеющий любви не знает и Бога» (Феофилакт). — Бог есть любовь: выражение — Бог есть любовь принадлежит собственно Иоанну и не встречается в этом виде в священных книгах, хотя понятие такое есть и встречается в них. И это есть самое лучшее и полное определение понятия и существа Божия.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь

Кто не любит ближних, по заповеди Христовой, как себя: тот не имеет истинного познания о Боге. Кто не любит ближних, тот не знает, как должно, что Бог всеблаг и самосущая Любовь, и хочет, чтобы мы любили друг друга, и любит любящих. А если бы знал, как должно, умом и сердцем, что Бог есть Любовь, то не мог бы не любить Бога всем сердцем и не мог бы не любить ближних, подражая Богу и стремясь к единению с Богом.

Желая кратко показать величие беспредельной любви Божеской, Апостол указывает на искупление рода человеческого чрез Иисуса Христа, как на величайшее дело этой Божеской любви к человекам

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно