Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 4 глава 7 стих)

αγαπωμεν praes. conj. act. от αγαπαω (#26) любить. Побудительный conj., "давайте любить", αγαπων praes. act. part, от αγαπαω. γεγεννηται perf. ind. pass, от γενναω (#1164) нести; pass, рождаться. Perf. подчеркивает длительные результаты ро¬ждения свыше, γινωσκει praes. ind. act. от γινο')σκω (#1182) знать. Praes. обозначает длительное знание.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 4 глава 7 стих)

4:7 будем любить друг друга Фраза в ст. 7 является ключом ко всему фрагменту (см. ст. 21). Изначально эта фраза направлена на то, чтобы убедить читателей сделать любовь неотъемлемой частью своей жизни, «привычкой». Иоанн уже писал, что истинно рожденные свыше отличаются любовью, которая стала частью их жизни (ср. 2:10,11; 3:14). всякий любящий рожден от Бога Рожденные свыше получают Божью природу (ср. 2Пет 1:4). Любовь является отличительной чертой Божьей природы (см. также ст. 8), дети Божьи также обладают любовью.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 4 глава 7 стих)

4:7−8 Здесь Иоанн подводит итог теме братской любви. Он подчеркивает, что любовь — это обязанность, согласующаяся с природой Божьей. Как было упомянуто выше, Иоанн думает не о любви, которая обычна среди людей, но о той любви детей Божьих, которая обитает в рожденных свыше. Любовь от Бога по своему происхождению, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Здесь не сказано, что Бог любит. Это истинно, но Иоанн подчеркивает, что Бог есть любовь. Любовь — Его природа.

Любовь не в буквальном смысле, но любовь, источник которой находится в Нем. Слова «Бог есть любовь» достойны провозглашения на всех языках земли и на небесах. Г. С. Барретт называет их «...самыми великими словами, когда-либо произнесенными человеком, самыми великими словами во всей Библии... Невозможно даже на мгновение представить все то, что означают эти слова; ибо ни человеческий, ни искусственный интеллект ни сейчас, ни когда-либо не поймет их непостижимое значение; но мы можем благоговейно сказать, что эти слова о Боге содержат ключ ко всем Божьим делам и путям... к тайне мироздания... к искуплению... и самой сущности Бога». (G. S. Barrett, The First Epistle General of St. John, pp. 170−173.)


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 4 глава 7 стих)

Стихи 7−13. Дух истины узнается по учению (именно так должны испытываться духи), но также и по любви, поэтому далее следует горячий призыв к святой христианской любви: Возлюбленные! будем любить друг друга.., ст. 7. Апостол хотел бы объединить их своей любовью, чтобы помочь им объединиться в любви друг к другу: «Возлюбленные, умоляю вас своей любовью к вам, облекитесь истинной взаимной любовью». Этот призыв усиливается и подкрепляется несколькими аргументами:

I. Любовь имеет высокое, небесное происхождение: ...потому что любовь от Бога.., ст. 7. Он есть источник, инициатор и Отец любви, Он оставил заповедь о любви; в этом состоит сущность Его закона и Евангелия: ...всякий любящий (чей дух способен к святой чистой любви) рожден от Бога, ст. 7. Дух Божий — это Дух любви. Новая природа чад Божиих — это плод Его любви, и сущность этой природы — любовь. Плод же духа: любовь.., Гал 5:22. Любовь нисходит с неба.

II. Любовь доказывает истинное и верное познание Божеского естества: Всякий любящий... знает Бога.., ст. 7. Кто не любит, тот не познал Бога.., ст. 8. Какое из свойств Божиего величия сияет во всем мире так ярко, как Его благость, которая есть любовь. Мудрость, величие, гармония и полезность бесконечной Вселенной, так полно свидетельствующие о существовании Бога, в то же самое время обнаруживают и доказывают Его любовь; естественный разум, делая заключение о природе и превосходстве абсолютного совершенного Существа, должен прийти к заключению, что Он в высшей степени благ; а кто не любит (кого полученные знания о Боге не побуждают к чувствам любви и проявлениям ее в делах), тот не познал Бога. Это убедительное доказательство того, что в такой душе нет здравого и должного познания Бога; Его любовь сияет среди Его главных ярчайших совершенств, потому что Бог есть любовь (ст. 8), Его природа и Его сущность — любовь, Его воля и Его дела, прежде всего, — любовь. Это не означает, что это единственное понятие о Боге, которое мы должны иметь; мы уже знаем, что Он в такой же мере есть свет, как и любовь, 1:5; Бог есть любовь, в принципе, к Самому Себе, Он имеет совершенства, происходящие из этой необходимой любви к Себе, к Своему необходимому существованию, превосходству и Своей славе; но любовь естественна и присуща Божественному величию: Бог есть любовь. Это доказывается теми проявлениями и примерами Его любви, какие Он дал нам:

1. Он возлюбил нас такими, какие мы есть. Любовь Божия к нам открылась (ст. 9), к нам смертным, к нам, неблагодарным мятежникам. Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками, Рим 5:8. Удивительно, что Бог полюбил нечистое, пустое, негодное, полюбил прах и пепел!

2. Он возлюбил нас с такой силой, отдал за нас такую непомерную цену — Своего собственного, единородного, благословенного Сына: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него, ст. 9. Он является Сыном Божиим в совершенно особенном смысле, Он есть единородный Сын. Если предположить, что Он был рожден как любое другое творение или сотворенное существо, то Он не был бы единородным. Если же мы предположим, что Он является естественным и неизбежным порождением славы Отца, Его славной сущности, или субстанции, тогда Он должен быть единородным, — и каким тогда таинством и чудом Божией любви оказывается то, что такой Сын был послан в этот мир ради нас! Как прекрасно сказано: Так (так замечательно, так удивительно, так неправдоподобно) возлюбил Бог мир.

3. Бог первым полюбил нас, причем в том состоянии, в котором мы находились: В том любовь (необыкновенная, беспримерная любовь), что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас, ст. 10. Он возлюбил нас, когда мы еще не любили Его, когда мы лежали, обремененные виной, несчастные, в крови, когда мы были недостойными людьми, не заслуживающими добра, скверными и нечистыми, нуждающимися в омытии грехов святой Кровью.

4. Он отдал нам Своего Сына:

(1) Для того, чтобы Он стал умилостивлением за грехи наши, то есть умер за нас, умер по приговору закона, под проклятием Бога, чтобы грехи наши вознести Телом Своим на древо, чтобы быть распятым, израненным душой и пронзенным в ребро, быть мертвым и погребенным ради нас, ст. 10.

(2) С той целью, доброй и благословенной для нас целью, чтобы мы получили жизнь через Него (ст. 9), чтобы жили вечно через Него, жили на небе, жили с Богом, и жили в вечной славе и в вечном блаженстве с Ним и через Него. О, что это за любовь!

III. Божия любовь к братьям обязывает и нас любить их: Возлюбленные (умоляю вас своей любовью к вам, чтобы вы помнили), если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга, ст. 11. Его любовь должна быть неопровержимым аргументом. Божий пример должен быть убедительным для нас. Мы должны быть Его последователями (или подражателями) как чада Его возлюбленные. Объекты Божией любви должны быть объектами и нашей любви. Откажемся ли мы любить того, кого возлюбил вечный Бог? Мы должны восхищаться Его любовью, преклоняться перед ней (Его благожелательностью и благодушием) и, как следствие, любить тех, кого любит Он. Всеобъемлющая любовь Бога к миру должна вызывать всеобщую любовь между всеми людьми. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, Мф 5:45. Особая Божия любовь к Церкви и святым должна производить такую же особую любовь между ними: Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны (в той же степени) любить друг друга.

IV. Христианская любовь есть гарантия того, что Бог пребывает в нас: ...если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает.., ст. 12. Бог пребывает в нас не посредством Своего видимого присутствия — Он не является нашим глазам (Бога никто никогда не видел.., ст. 12), но посредством Своего Духа (ст. 13): «Бога никто никогда не видел; Он не представляется нашему непосредственному восприятию, поэтому и от нас не требует и не ожидает проявления любви таким путем; но Он требует и ожидает от нас таких проявлений ее, какие Он показал нам на Своем примере, на примере Своей любви к вселенской Церкви и, в частности, к братьям, членам этой Церкви. Бога надо любить в братьях, так как Он являет Себя в них и среди них, и поэтому: ...если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. Любящие братьев святой любовью являются храмами Божиими, Божие величие находит в них Свою особую обитель».

V. Этим самым Божия любовь достигает в нас своей замечательной цели и своего совершенства: «...И любовь Его совершенна есть в нас, ст. 12. Она приобретает свою полноту в нас и над нами. Божья любовь не достигает совершенства в Нем, но в нас и с нами. Она предназначалась не для того, чтобы быть бездейственной и бесплодной в отношении нас; когда ее благородные цели осуществляются и ее результаты достигаются, тогда только можно сказать, что она совершилась; как вера совершенствуется делами веры, так любовь — делами любви. Когда Божия любовь производит в нас Божий образ, любовь к Богу и, как следствие, любовь к братьям, чадам Божиим, ради имени Его, тогда она достигает совершенства и полноты, хотя наша любовь в настоящее время остается несовершенной и не достигает конечной цели любви Божией к нам». Как мы должны стремиться к этой братской христианской любви, если Бог считает, что Его собственная любовь совершенствуется посредством нашей любви! Упомянув о пребывании Бога в нас, как Его величайшем благоволении к нам, апостол добавляет, что является признаком его: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего, ст. 13. Безусловно, это обоюдное пребывание представляет собой нечто более прекрасное и великое, чем мы способны осознать или выразить. Можно было бы подумать, что говорить о пребывании Бога в нас и о нашем пребывании в Нем — это слишком большая честь для нас смертных, если бы Он не опередил нас в этом. О том, что означает это пребывание, вкратце говорилось в 3:3. Более полное объяснение следует оставить до времени откровения в блаженном мире. Но об этом обоюдном пребывании мы узнаем из того, говорит апостол, что Он дал нам от Духа Своего. Он вложил образ и плод Своего Духа в наши сердца (ст. 13), и этот Дух, которого Он дал нам, является как Дух Его, или от Него, так как Он есть Дух силы, ревности и великодушия ради Бога, любви, любви к Богу и людям, и целомудрия — разумения, хорошо наставленного в Божиих делах, в делах благочестия и в делах Его Царства среди людей, 2Тим 1:7.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 4 глава 7 стих)

Иустин (Попович) (1894−1978)

Ст. 7−8 возлюбленнии, возлюбим друг друга: яко любы от Бога есть, и всяк любяй, от Бога рожден есть, и знает Бога. А не любяй, не позна Бога, яко Бог любы есть

От Бога есмы каким образом? — Любовью. Поскольку любовь есть прежде всего Божественная, нравственная сила, которая нас рождает от Бога, нас делает сынами Божьими, нас “обоживает”. Бог есть любовь, поскольку любовь — это боготворческая, нравственная сила, которая “обоживает”. Трепещет человеческая сущность, человек? — Любовь делает его трепещущим Божественными силами, которые его преображают, возрождают в новую сущность, в новую душу, в новое восприятие, в новую жизнь. Так что в нем все мысли, все чувства и все дела становятся от Бога. И он знает Бога новым, обновленным путем, реальным и убедительным путем. Только истинное, органическое единение с Богом, которое достигается только рождением от Бога в любви, дает истинное знание о Боге. Если человек не родится от Бога любовью, он не может знать Бога. Тот же, кто не знает Бога, обычно и не признает Его. Поскольку Бог есть любовь, Он нам дает, нас соединяет любовью и духовным сближением со всем творением, и, прежде всего, с людьми. Кто любит братьев, тот имеет Бога в себе, знает Бога, поскольку рожден от Него. Кто не любит братьев, тот не имеет Бога, не знает Бога, не видит Божественных, богоподобных сущностей в людях, поскольку не рожден от Бога. Святой Иоанн Богослов благовествует: Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Итогом, результатом любви является человеческое богорождение и богопознание. Без любви человек не рождается от Бога, не знает Бога, является нечестивым, идолопоклонником.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Августин (354−430)

возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога

Так как любовь — от Него Самого, как говорили те, кого Он сделал не только великими боголюбцами, но и Своими проповедниками.

Источник: О дape терпения.


Творит суд и правду тот, кто живет праведно. Живет же праведно тот, кто подчиняется увещаниям Бога. А цель же увещания, то есть то, на что направлено увещание, есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1Тим 1:5). Любовь же эта, как свидетельствует апостол Иоанн, от Бога.

Источник: О граде Божием 17.4.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 7−10 возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши

Выше апостол показал, с кем нужно обращаться и с кем не нужно; теперь как бы прилагает печать к сказанному: посему-то узнаем, кто имеет Духа истины, и кто — духа заблуждения, лжепророчества. Затем опять начинает речь о любви. Показав, что нужно любить некоторых, именно единонравных, возвращается к тому, что говорил в начале. Говорит, что любовь и любящий от Бога, что любящий, и один только он, рожден от Бога и знает Бога, а не имеющий любви не знает и Бога. Отчего же тот, кто не любит, не познает Бога? Это подтверждает следующим образом. Бог есть любовь. Это видно из того, что Он Сына Своего Единородного послал в мир, чтобы Он доставил нам истинную жизнь и мы ожили чрез Него. Ибо как благостью называется Бог потому, что по благости создал мир мысленный и чувственный, так, из любви к нам послав Единородного Сына Своего в мир, показал чрез сие, что Он есть и любовь. Посему и прибавляет: в том любовь, то есть сим и доказывается, что Бог есть любовь. Потом, показывая превосходство любви Божией, говорит: Бог сделал это, то есть предал за нас Собственного Сына Своего, не потому, что мы любили Его, но первый начал благодетельствовать нам по любви и послал Сына Своего, и не только послал, но и собственной Его кровью соделал очищение наших грехов. Если же, говорит, Бог так возлюбил нас, хотя мы отнюдь не одинаковой с Ним природы, то гораздо более мы должны любить, любить сродных нам, и, узнав превосходство любви, оказывать ее другим. Ибо как виновен тот, кто не избирает достойное избрания, так похвала принадлежит тем, которые любят достойных любви, потому что они возлюблены. Мы же, расположив себя так, имеем то и другое: мы и любимы, потому что нас любит и воспринял к себе (в дети) Бог; мы и возлюблены, потому что любим ближних.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Дидим Слепец (~312−398)

возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога

Как вызывает упрек и порицание тот, кто не избирает то, что следует избирать, не любит то, что следует любить, так стремятся к похвале любящие достойных и тех, кого следует любить.

Источник: На 1-е послание Иоанна.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога

Возлюбленные (1Ин 4:1; 1Ин 3:2, 21), чтобы охранить себя от обольстителей и их заблуждения и привлечь на себя все дары милости Божией, будем любить друг друга (1Ин 3:23), конечно не словом или языком, но делом и истиною (1Ин 3:18). — Ибо любовь — от Бога: она не от мира, но божественного происхождения. Преданные миру не могут иметь истинной любви друг к другу, они не понимают истинной любви, ибо истинная любовь есть высочайшее свойство, Божественное, а душевный человек вообще не понимает того, что происходит от Духа Божия (1Кор 2:14). И так как любовь происходит от Бога, а мир по существу своему не понимает истинной любви, то имеющий истинную любовь в сердце к брату своему рожден от Бога, возрожден Духом Святым (1Ин 2:29; 1Ин 3:9), есть чадо Божие (1Ин 3:1) и знает Его, не верою только и созерцанием духовным, но и чувством, наслаждаясь даром благодатной любви.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога

Святой Богослов, сказав прежде (ст. 4), что верующие во Христа — от Бога, т. е. возрождены Богом, — теперь призывает их к богоподобной жизни, свидетельствуемой искреннею любовью к ближним, говоря: Возлюбленные! будем любить друг друга; потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Как бы так учит: Возлюбленные! сказал я вам, что вы от Бога, и победили козни лжеучителей: пребудем же в единении с Богом, будем покорны Духу Божию, — будем любить друг друга, ибо любовь от Бога. — Любовь от Бога, а не от мира. Преданные миру, раболепствуя своим чувственным пожеланиям и порочным страстям, не могут иметь истинной любви друг к другу, не имея любви к Богу; а любви ко врагам и оскорбителям они не понимают. Живущим по духу мира обычны — недоброжелательство, ненависть, вражда, мщение. Но истинная любовь к другим свойственна только живущим по Духу Божию, — эта любовь изливается в сердца наши Духом Святым (Рим 5:5); истинная любовь есть свойство Божеское, ибо существо Божие, как полнота совершенств, есть вечная всесовершенная любовь. Бог есть любовь.

И всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто питает в душе истинную любовь к ближним и обнаруживает ее делами любви: тот показывает чрез это, что он возрожден Духом Божиим, что он сын Божий, имеет благодатную жизнь от Бога и знает Бога не верою только и созерцанием, но и чувством, наслаждаясь даром благодатной любви. Любовь есть превосходнейший дар Духа Божия: она соединяет человека с ближними, с Богом и с Ангелами. Любовь, как Божественный дар, отражающий в человеке свойство Божеской любви и благости, делает человека богоподобным. Святая любовь и на земле дает человеку предвкушать блаженство будущей жизни в единении с Богом и Его Святыми.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 7−10 возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши

Раскрыв учение об истинном исповедании веры в воплотившегося Сына Божия и указав источник этого исповедания в Боге (ст. 2) в противоположность лжеучению лжепророков и антихристов, Апостол теперь показывает, что и вторая половина Божественной «заповеди» (1Ин 2:23) — любовь к ближним, способность любить их, происходит также от Бога. Уясняя понятие любви, Апостол ставит ее в связь со знанием: подобно тому, как познание чего-либо предполагает некоторое родство познающего с познаваемым, и чем выше в нас расположение и интерес к предмету познания, почему еще древние говорили, что подобное познается подобным, — так подобное явление имеет место и в религиозной жизни, и в религиозном познании. Здесь, где только имеет место истинная любовь, там она образует нечто пришедшее к людям от Бога; кто любит, тому Бог открылся, следовательно, он знает Бога; рожденный от Бога (1Ин 2:29; 1Ин 3:9) и будучи чадом Бога (1Ин 3:1); любящий знает Бога не только верою, но и непосредственным внутренним чувством. Напротив, не любящий ближнего, тем более враждующий с ним (1Ин 3:15), как человек душевный и не понимающий того, что происходит от Духа Божия (1 Кор2:14), неизбежно чужд правильного познания о Боге — потому что Бог есть любовь ό θείς αγάπη εστίν (ст. 8). Это — без сомнения, самое полное и самое глубокое определение нравственной природы Бога, и богословие никогда не могло создать более высокого и более отвечающего христианскому понятию о нравственном существе Бога определения, как это определение апостола любви. Св. Григорий Богослов говорит: «Если бы у нас кто спросил: что мы чествуем и чему поклоняемся? Ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по изречению Св. Духа, Бог наш есть любовь, и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени» (сл. XXIII).

Но, возвещая учение о Боге, как о любви, Апостол имеет дело не с отвлеченною доктриною, а с действительным событием величайшей всемирно-исторической важности: с неизмеримым в своем значении событием посольства Богом в мир Единородного Сына Своего и принесенными Им на землю неоцененными благами жизни вечной (ст. 9). В этом именно открылась недомыслимая Любовь Божия к миру и человечеству (ст. 9; ср. 1Ин 3:16), и особенное величие этой любви видно из того, что она дарована была грешным людям без всякой с их стороны заслуги, напротив, при наличности тяжкой и многоразличной виновности их пред Богом (ст. 10; см. Рим 5:8; Рим 8:32). Таким образом, источник любви заключается не в человеке, а в Боге.

«Как благостью называется потому, что по благости создал мир мысленный и чувственный, так из любви к нам послав Единородного Сына Своего в мир, показал через сие, что Он есть и любовь» (блаж. Феофил.).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно