Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 4 глава 6 стих)

εσμεν praes. ind. act. от ειμι(#1639) быть, γινωσκων praes. act. part, от γινωσκω (#1182) знать, πλανη (#4415) ошибка. Описательный gen. или объекта, gen. Это слово может иметь значение "причина ошибки". Об этом и других упоминаниях о духах истины и обмана см. Marshall; Schnackenburg, 21 If; TDNT; NIDNTT.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 4 глава 6 стих)

4:1−6 Иоанн переходит от значения любви к значению веры в истину Божию. Он опять обращает внимание на испытание учения и подчеркивает необходимость повиноваться здравому учению (Мф 24:11; 2Пет 2; 3; Иуд 3). Писание содержит строгие предупреждения о лжеучениях. Со времен искушения Евы сатана пытался извратить и отвергнуть слово Божие (Быт 3:1−5). Сатана является источником, который стоит за лжеучителями и лжеучениями (2Кор 11:13,14). В этом месте Иоанн предлагает два испытания, которые помогу отделить истинное учение от ложного и лжеучителей от истинных учителей.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 4 глава 6 стих)

4:6 В этом стихе Иоанн говорит как представитель апостолов: «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас». Это означает, что все, действительно рожденные от Бога, примут учение апостолов, изложенное в НЗ. Напротив, те, кто не от Бога, отказываются от свидетельств НЗ или же стремятся добавить к нему что-то или фальсифицировать его.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 4 глава 6 стих)

Стихи 4−6. В этих стихах апостол ободряет учеников, чтобы они не боялись антихристовых духов обольстителей, и делает это следующим образом:

1. Он уверяет их, что в них вложен более превосходный, божественный закон: «Дети, вы от Бога.., ст. 4. Вы дети Божии. Мы от Бога, ст. 6. Мы рождены от Бога, научены Богом, помазаны Богом и поэтому защищены от заражения губительными заблуждениями. Тем, кого избрал Бог, не страшны пагубные обольщения».

2. Он дает им надежду на победу: «...и победили их.., ст. 4. До сих пор вы побеждали этих обольстителей с их искушениями, и это залог того, что и впредь вы будете побеждать их, потому что:

(1) Внутри вас находится сильный страж: ...ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире, ст. 4. В вас обитает Дух Божий, и этот Дух намного сильнее тех, кто от диавола». Великое блаженство — находиться под влиянием Духа Святого.

(2) «Вы не той природы, как эти обольстители. Дух Божий образовал ваш дух для Бога и для неба, а они от мира. Дух, обладающий ими, склоняет их к этому миру, их сердца привязаны к нему, они стремятся к роскоши, к мирским наслаждениям и интересам, потому и говорят по-мирски; они исповедуют земного мессию и спасителя, строят планы о земном царстве и владычестве, они хотели бы присвоить себе все богатства и сокровища этого мира, забывая о том, что царство истинного Искупителя не от мира сего. Благодаря этим земным целям они приобретают себе прозелитов: ...и мир слушает их, ст. 5. За ними следуют подобные им, мир любит своих, и свои любят его». Но одержавшие победу над любовью к обольстительному миру находятся на прямом пути к победе над губительными обольщениями. Далее:

3. Он объясняет, что хотя их круг может быть и меньше, однако он лучше, ибо они более наделены божественным, святым познанием: «Знающий Бога слушает нас. Познавшие чистоту и святость Бога, Его любовь и благодать, Его истину и верность знакомые с древним Словом Божиим и Его пророчествами, знамениями и свидетельствами должны знать, что Он с нами, и, зная это, последовать за нами и оставаться с нами». Кто богат познаниями в естественной религии, тот примыкает к христианству. Знающий Бога (Его естественные и нравственные совершенства, откровения и дела) слушает нас, ст. 6. И наоборот, «Кто не от Бога, тот не слушает нас. Кто не знает Бога, тот не принимает нас. Кто же рожден от Бога (ходит по своим природным наклонностям), тот не ходит с нами. Чем дальше люди от Бога (как наблюдается во все века), тем дальше они от Христа и Его служителей; чем больше люди преданы этому миру, тем дальше они от духа христианства. Таким образом, вы видите разницу между нами и другими: Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения, ст. 6. Это учение относительно личности Христа, ведущее вас от мира к Богу, является печатью Духа истины, в противоположность духу заблуждения. Чем чище и святее учение, тем больше вероятности, что оно от Бога».


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 4 глава 6 стих)

Иустин (Попович) (1894−1978)

мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас: и иже несть от Бога, не послушает нас. О сем познаваем духа истины и духа лестча

Мы от Бога всем нашим существом рождены и заново рождены (паки рождены). Или точнее: мы непрерывно рождаемся от Бога. Мы верим, любим, молимся, постимся, созидаемся каждым евангельским подвигом, рождаемся от Бога, вкушаем Бога. Мы черпаем от Бога все наши мысли, всю нашу душу, все наше сердце, всю нашу силу, всю нашу жизнь. Поэтому мы и подтверждаем, что мы от Бога, живя священными таинствами и святыми добродетелями. Мы действительно живем в Боге, потому что “мы Им живем и движемся и существуем” (Деян 17:28).

Поэтому мы и уверяем, что от Бога есмы. То, что мы имеем, принадлежит Богу: и дух, и душа, и сердце, и блага, и знание, и мысли, и дела, и жизнь, и существование. Так что, кто знает и верит в Истинного Бога, тот послушает нас, потому что убедится лично. Кто утверждает, что он вдохновлен каким-либо духом, тот не слушает Бога, не признает ни Бога, ни богоносцев (Апостолов и отцов), тот не от Бога, не от истины, но от духа заблуждения. Дух заблуждения прельщает людей, уча их лжи о мире и человеке, о жизни и смерти, о добре и зле, вообще о всем этом, о всем мире. Когда говорит он ложь, говорит свое (Ин 8:44), и его слушают те, кто любит ложь. И главная ложь, которую сеял и сеет отец лжи, состоит в том, что Христос не Бог. И от нее происходит другая основная ложь — о несуществовании Бога. От этих двух разлетаются, как пчелы, и остальные виды лжи во весь мир. Дух лести весь выткан всей этой ложью.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения

Мы от Бога, потому что исповедуем, что Бог Слово Иисус Христос был на земле во плоти.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения

Мы от Бога: мы — апостолы и прочие учители (а равно и все верующие, руководимые Духом Божиим) от Бога посланы и проповедуем Божию премудрость и возвещаем истину, открытую нам Богом. — Знающий Бога слушает и проч.: знающий, то есть верою постигающий и приемлющий Его (1Ин 2:3−4), слушает нас (Ин 6:45; Ин 8:47; Ин 10:27 и прим), принимает наше слово, как слово Божие (1Фес 2:13), или внимает нашему учению, как божественному, конечно — и последует оному, и исполняет, и хранит его в сердце своем, и делает по написанному (ср. Ин 10:12−14, 27 и прим), и только тот, кто не от Бога, не слушает нас. «Апостол дает другой признак для узнания лжепророков в том, что немало печалило простецов из самих верных. Некоторые из них естественно могли скорбеть, видя, что тех многие принимают весьма усердно, а их презирают. Апостол и говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают; ибо подобное стремится к подобному. Они от мира и говорят мирское, то есть учат плотским пожеланиям, почему и слушателей имеют таких же, то есть развратные — развратных. А мы, будучи от Бога и удалившись от мирских похотей, становимся для них неприятными. Нас же слушает тот, кто живет целомудренно, и посему знает Бога и готов слушать нас» (Феофилакт). — Посему-то, или вот почему (1Ин 4:3, 19), мы узнаём и проч.: «как бы прилагает печать (апостол) к сказанному: посему-то узнаем, кто имеет Духа истины, а кто — духа заблуждения, лжепророчества» (Феофилакт). Это — заключение всей речи апостола о распознавании, или испытании, духов, или учителей и лжеучителей, и вместе — другой признак, по которому распознаются учители и лжеучители, имеющий тесную связь с первым признаком. Первый признак: исповедующий богочеловечество Христово есть истинный учитель, не исповедующий сей истины есть лжеучитель. Второй признак: знающий Бога и Христа и слушающий слово Христово, проповеданное апостолами и чрез них учителями церковными, есть истинный учитель, кто не слушает их есть лжеучитель, последователь антихриста, сын диавола.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения

Мы от Бога, говорит Богослов от лица Апостолов и истинных учителей Христовой Церкви, — мы, водимые Духом Божиим, проповедуем Божию премудрость и возвещаем истину, которая открыта Богом и приводит к Богу; говорим о благах небесных, о вечной жизни и блаженстве праведных и показываем путь к достижению вечного блаженства.

Знающий Бога слушает нас. Кто живою верою знает Бога, и, как возрожденный от Бога и усыновленный Богу, любит Бога: тот внимает нашему учению, и последует ему, как учению Божественному. У пророков написано, сказал Господь, и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне (Ин 6:45). Также: Кто от Бога, тот слушает слова Божии (Ин 8:47). И еще: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною (Ин 10:27). Это говорит Господь о верующих в Него, или знающих Его. Знание Бога, по разуму священного Писания, есть истинная вера в Иисуса Христа и Бога Отца, оправдываемая любовью и соблюдением заповедей Божиих. В этом смысле Господь говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3).

Кто не от Бога, тот не слушает нас. Кто не возрожден от Бога, не водится Духом Божиим, не имеет живой веры в Иисуса Христа: тот не внимает нашему учению, и не последует ему Сам Господь Спаситель, сказав: Кто от Бога, тот слушает слова Божии, обращаясь к неверующим иудеям, присовокупил: Вы потому не слушаете, что вы не от Бога (Ин 8:47).

По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения. Выше Апостол показал особенный признак, служащий к распознанию учителей истинных и ложных, говоря: кто исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, т. е. вочеловечившегося, тот от Бога, тот истинный учитель; а кто не исповедует вочеловечения Иисуса Христа, Сына Божия, тот не от Бога, тот есть антихрист или противник Христов А теперь раскрывает св. Иоанн общий признак к распознанию истинно верующих в Иисуса Христа и заблуждающихся.

Знающий Бога, или истинно верующий в Иисуса Христа, слушает нас, говорит Иоанн, т. е. принимает учение Апостолов и преемников их — учителей православной Церкви Христовой; а кто не от Бога, кто не верует в Иисуса Христа, или не имеет истинной веры в Иисуса Христа, тот не слушает нас, тот не принимает учения Апостолов и учителей Христовой Церкви. И заключает св. Богослов: по сему-то узнаем мы духа истины и духа заблуждения, — поэтому узнаем мы, кто истинно верует в Иисуса Христа и живет до Духу Христову, и кто не верует в Иисуса Христа, или кто неистинно верует и последует духу заблуждения. Истинные христиане внимают проповеди Апостолов и учителей Церкви, и последуют наставлениям их; а неверующие и неистинно верующие, и заблуждающиеся, не внимают Апостолам и учителям православной Церкви и не последуют их наставлениям.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно