Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 4 глава 11 стих)

ηγαπησεν aor. ind. act. от αγαπαω (#26) любить, οφειλομεν praes. ind. act. от οφειλω (#4053) быть морально обязанным, быть должным; "мы должны", αγαπαν praes. act. inf. от αγαπαω (#26) любить. Инфинитив как дополнение основного гл.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 4 глава 11 стих)

4:7−21 Верный своему правилу повторять одни и те же истины, каждый раз расширяя и углубляя их значение, Иоанн опять возвращается к любви как к нравственному критерию. Эти стихи едины по своему содержанию. Они говорят о совершенной любви, доступной для людей. Иоанн здесь третий и последний раз говорит о любви (см. также 2:7−11; 3:10−14). Он выдвигает пять причин, объясняющих необходимость наличия любви у христиан.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 4 глава 11 стих)

4:11 Теперь Иоанн заставляет нас задуматься об уроке, который преподает нам эта безграничная любовь: «Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга». Здесь слово «если» не выражает сомнения, оно используется в значении «поскольку», «так как». Поскольку Бог излил Свою любовь на тех, кто теперь является Его народом, то и мы должны любить тех, кто вместе с нами входит в Его благословенную семью.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 4 глава 11 стих)

Стихи 7−13. Дух истины узнается по учению (именно так должны испытываться духи), но также и по любви, поэтому далее следует горячий призыв к святой христианской любви: Возлюбленные! будем любить друг друга.., ст. 7. Апостол хотел бы объединить их своей любовью, чтобы помочь им объединиться в любви друг к другу: «Возлюбленные, умоляю вас своей любовью к вам, облекитесь истинной взаимной любовью». Этот призыв усиливается и подкрепляется несколькими аргументами:

I. Любовь имеет высокое, небесное происхождение: ...потому что любовь от Бога.., ст. 7. Он есть источник, инициатор и Отец любви, Он оставил заповедь о любви; в этом состоит сущность Его закона и Евангелия: ...всякий любящий (чей дух способен к святой чистой любви) рожден от Бога, ст. 7. Дух Божий — это Дух любви. Новая природа чад Божиих — это плод Его любви, и сущность этой природы — любовь. Плод же духа: любовь.., Гал 5:22. Любовь нисходит с неба.

II. Любовь доказывает истинное и верное познание Божеского естества: Всякий любящий... знает Бога.., ст. 7. Кто не любит, тот не познал Бога.., ст. 8. Какое из свойств Божиего величия сияет во всем мире так ярко, как Его благость, которая есть любовь. Мудрость, величие, гармония и полезность бесконечной Вселенной, так полно свидетельствующие о существовании Бога, в то же самое время обнаруживают и доказывают Его любовь; естественный разум, делая заключение о природе и превосходстве абсолютного совершенного Существа, должен прийти к заключению, что Он в высшей степени благ; а кто не любит (кого полученные знания о Боге не побуждают к чувствам любви и проявлениям ее в делах), тот не познал Бога. Это убедительное доказательство того, что в такой душе нет здравого и должного познания Бога; Его любовь сияет среди Его главных ярчайших совершенств, потому что Бог есть любовь (ст. 8), Его природа и Его сущность — любовь, Его воля и Его дела, прежде всего, — любовь. Это не означает, что это единственное понятие о Боге, которое мы должны иметь; мы уже знаем, что Он в такой же мере есть свет, как и любовь, 1:5; Бог есть любовь, в принципе, к Самому Себе, Он имеет совершенства, происходящие из этой необходимой любви к Себе, к Своему необходимому существованию, превосходству и Своей славе; но любовь естественна и присуща Божественному величию: Бог есть любовь. Это доказывается теми проявлениями и примерами Его любви, какие Он дал нам:

1. Он возлюбил нас такими, какие мы есть. Любовь Божия к нам открылась (ст. 9), к нам смертным, к нам, неблагодарным мятежникам. Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками, Рим 5:8. Удивительно, что Бог полюбил нечистое, пустое, негодное, полюбил прах и пепел!

2. Он возлюбил нас с такой силой, отдал за нас такую непомерную цену — Своего собственного, единородного, благословенного Сына: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него, ст. 9. Он является Сыном Божиим в совершенно особенном смысле, Он есть единородный Сын. Если предположить, что Он был рожден как любое другое творение или сотворенное существо, то Он не был бы единородным. Если же мы предположим, что Он является естественным и неизбежным порождением славы Отца, Его славной сущности, или субстанции, тогда Он должен быть единородным, — и каким тогда таинством и чудом Божией любви оказывается то, что такой Сын был послан в этот мир ради нас! Как прекрасно сказано: Так (так замечательно, так удивительно, так неправдоподобно) возлюбил Бог мир.

3. Бог первым полюбил нас, причем в том состоянии, в котором мы находились: В том любовь (необыкновенная, беспримерная любовь), что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас, ст. 10. Он возлюбил нас, когда мы еще не любили Его, когда мы лежали, обремененные виной, несчастные, в крови, когда мы были недостойными людьми, не заслуживающими добра, скверными и нечистыми, нуждающимися в омытии грехов святой Кровью.

4. Он отдал нам Своего Сына:

(1) Для того, чтобы Он стал умилостивлением за грехи наши, то есть умер за нас, умер по приговору закона, под проклятием Бога, чтобы грехи наши вознести Телом Своим на древо, чтобы быть распятым, израненным душой и пронзенным в ребро, быть мертвым и погребенным ради нас, ст. 10.

(2) С той целью, доброй и благословенной для нас целью, чтобы мы получили жизнь через Него (ст. 9), чтобы жили вечно через Него, жили на небе, жили с Богом, и жили в вечной славе и в вечном блаженстве с Ним и через Него. О, что это за любовь!

III. Божия любовь к братьям обязывает и нас любить их: Возлюбленные (умоляю вас своей любовью к вам, чтобы вы помнили), если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга, ст. 11. Его любовь должна быть неопровержимым аргументом. Божий пример должен быть убедительным для нас. Мы должны быть Его последователями (или подражателями) как чада Его возлюбленные. Объекты Божией любви должны быть объектами и нашей любви. Откажемся ли мы любить того, кого возлюбил вечный Бог? Мы должны восхищаться Его любовью, преклоняться перед ней (Его благожелательностью и благодушием) и, как следствие, любить тех, кого любит Он. Всеобъемлющая любовь Бога к миру должна вызывать всеобщую любовь между всеми людьми. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, Мф 5:45. Особая Божия любовь к Церкви и святым должна производить такую же особую любовь между ними: Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны (в той же степени) любить друг друга.

IV. Христианская любовь есть гарантия того, что Бог пребывает в нас: ...если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает.., ст. 12. Бог пребывает в нас не посредством Своего видимого присутствия — Он не является нашим глазам (Бога никто никогда не видел.., ст. 12), но посредством Своего Духа (ст. 13): «Бога никто никогда не видел; Он не представляется нашему непосредственному восприятию, поэтому и от нас не требует и не ожидает проявления любви таким путем; но Он требует и ожидает от нас таких проявлений ее, какие Он показал нам на Своем примере, на примере Своей любви к вселенской Церкви и, в частности, к братьям, членам этой Церкви. Бога надо любить в братьях, так как Он являет Себя в них и среди них, и поэтому: ...если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. Любящие братьев святой любовью являются храмами Божиими, Божие величие находит в них Свою особую обитель».

V. Этим самым Божия любовь достигает в нас своей замечательной цели и своего совершенства: «...И любовь Его совершенна есть в нас, ст. 12. Она приобретает свою полноту в нас и над нами. Божья любовь не достигает совершенства в Нем, но в нас и с нами. Она предназначалась не для того, чтобы быть бездейственной и бесплодной в отношении нас; когда ее благородные цели осуществляются и ее результаты достигаются, тогда только можно сказать, что она совершилась; как вера совершенствуется делами веры, так любовь — делами любви. Когда Божия любовь производит в нас Божий образ, любовь к Богу и, как следствие, любовь к братьям, чадам Божиим, ради имени Его, тогда она достигает совершенства и полноты, хотя наша любовь в настоящее время остается несовершенной и не достигает конечной цели любви Божией к нам». Как мы должны стремиться к этой братской христианской любви, если Бог считает, что Его собственная любовь совершенствуется посредством нашей любви! Упомянув о пребывании Бога в нас, как Его величайшем благоволении к нам, апостол добавляет, что является признаком его: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего, ст. 13. Безусловно, это обоюдное пребывание представляет собой нечто более прекрасное и великое, чем мы способны осознать или выразить. Можно было бы подумать, что говорить о пребывании Бога в нас и о нашем пребывании в Нем — это слишком большая честь для нас смертных, если бы Он не опередил нас в этом. О том, что означает это пребывание, вкратце говорилось в 3:3. Более полное объяснение следует оставить до времени откровения в блаженном мире. Но об этом обоюдном пребывании мы узнаем из того, говорит апостол, что Он дал нам от Духа Своего. Он вложил образ и плод Своего Духа в наши сердца (ст. 13), и этот Дух, которого Он дал нам, является как Дух Его, или от Него, так как Он есть Дух силы, ревности и великодушия ради Бога, любви, любви к Богу и людям, и целомудрия — разумения, хорошо наставленного в Божиих делах, в делах благочестия и в делах Его Царства среди людей, 2Тим 1:7.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 4 глава 11 стих)

Иустин (Попович) (1894−1978)

возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должни есмы друг друга любити

Пример любви и человеколюбия, совершенный и всесовершенный пример — это Господь Иисус Христос Мы должники любви Христовой, которую мы непрерывно видим, которой живем и которой мы не заслуживаем, и ради этой любви мы должны любить друг друга. Эта новая любовь и новая заповедь о любви.

Новая, потому что она любит человека несмотря на то, что он грешен. Новая, потому что милосердует о грешнике и грешащем и осуждает грех. Новая, потому что не убивает грешника по причине греха, но убивает грех и спасает грешника. Поэтому эта христоподобная любовь, столь совершенная и спасительная, стала первой обязанностью христиан: должны любить друг друга, поскольку, выполняя эту обязанность, мы продолжаем Богочеловеческое дело спасения людей, спасаем себя и других или, точнее, спасаемся через других.

Спасение состоит в продолжении любви Христовой через людей, верующих в Него. Мы спасаемся от греха, смерти и дьявола любовью Христовой, человеколюбием Христовым.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 11−14 возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру

Мы и прежде замечали, что у апостола Иоанна в обычае повторять одно и то же об одном и том же. Так он и теперь поступает. Бога, говорит, никто никогда не видал. Говоря о любви к братьям, он в пример любви указал Бога, Который по любви к нам предал Единородного Сына Своего на смерть. Иной, выслушав сие, мог спросить: на каком же основании говоришь ты о предметах невидимых? В ответ на такой вопрос он говорит: я и сам говорю, что Бога никто никогда не видел; но из любви друг к другу мы узнаем, что Бог есть в нас. И говорит это справедливо, потому что многие невидимые для нас предметы мы познаем из их действий. Например, души никто не видал, но из действий и движений мы убеждаемся, что она в нас есть и действует. Так и любовь Божию к нам мы узнаем чрез некоторое движение и действие. Если в этом нет ничего несообразного, то и сей святой муж прилично от действия доказывает, что Бог есть в нас. Какое же это действие? Чистая любовь к ближним нашим. Она есть признак нашего пребывания в Нем и Его в нас и потому еще, что Он дал нам от Духа Своего. Ибо чистый рождает чистое и непорочное. И как чрез чистую любовь мы имеем общение с Ним, то отсюда мы; видевшие Его по плоти, познали и свидетельствуем, что Отец послал Его, Спасителя миру. Чтобы совершеннее утвердить нас в таком нашем познании, Он и Сам давал объяснение о Своем Лице. Иногда говорил: Я исшел от Отца, и пришел в мир (Ин 16:28), то есть Отец из любви к нам послал с неба в мир Единородного Сына Своего. Иногда еще яснее: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб (Ин 3:16); и: Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин 12:47). Итак, мы и сами видели, и от Единородного, сущего в недре Отчем (Ин 1:18), слышали, и из действия — взаимной любви познаем, что Бог в нас, и дал нам от Духа Своего, и мы в общении с Ним.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Экумений († X в.)

возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга

Возлюбленными [апостол называет нас] потому, что Бог возлюбил и принял нас; любящими же — из-за любви к ближнему, любви непорочной и чистой, а не страстной и грязной, какая, вероятно, бывает у разбойников и других злодеев.

Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга

Если так и проч.: «мы и прежде замечали, что у блаженного Иоанна в обычае — повторять об одном и том же одно и то же. Так он и теперь поступает» (Феофилакт). Подражая примеру любви Божественной, и мы должны любить друг друга; не только вообще ближних своих, но и врагов своих, так как и мы были враги Богу, но смертию Христовою стали сынами Богу (1Ин 2:23; Мф 18:33).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга

Апостол Павел к Ефесянам пишет: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф 5:1, 2). Если великий и всесовершенный Бог, без всякой заслуги со стороны человеков, при всем нашем недостоинстве, так возлюбил нас, что и единородного Сына Своего послал в мир, для нашего спасения: то и мы, подражая примеру Божеской любви, должны любить друг друга. — Пример Божеской любви к человекам, явленной в то время, когда люди прогневали Бога и, закоснев во грехах, как рабы греха, неспособны были любить Бога, обязывает и нас любить не только любящих нас, как любят и язычники, но, по заповеди Христа Спасителя, любить и врагов наших, благословлять клянущих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих и гонящих нас, чтобы, по слову Господа, были мы сынами Отца небесного; потому что Он велит восходить солнцу над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и на неправедных (Мф 5:44, 45).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 11−12 возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас

Если таким образом любовь по своему существу происходит от Бога и, следовательно, наша любовь есть пламя от Божественного пламени; если через любовь Божию из врагов сделались детьми Божиими, то любить наших ближних, даже наших врагов (ср. Мф 18:33), — наш святейший долг (ст. 11). Кроме того, если любовь по сущности своей от Бога, то наша любовь к ближним заменяет нам недостаток непосредственного созерцания Бога. Бог совершенно недоступен чувственному созерцанию, и никто никогда не видел Бога (ст. 12, cл. Ин 1:18; 6:46) в Его существе (см. 1Тим 6:16), лишь в будущей жизни праведники «узрят Его, яко же есть» (1Ин 3:2; Мф 5:8). Но если любить Бога для нас первейший долг, то возможное наше с Ним общение совершеннейшим образом отражается в нашей любви к ближним: любовь к братьям показывает, что Бог пребывает в нас, и любовь Божия во всей ее полноте и совершенстве имеет в нас свое обитание (ст. 12).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно