Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 4 глава 1 стих)

πιστευετε praes. imper. act. от πιστευω (#4409) верить. Praes. imper. с μη (#3590) может призывать к прекращению развивающегося действия, αλλα (#247) но, скорее, δοκιμαζετε praes. imper. act. от δοκομαζω (#1507) доказывать в результате испытания, проверять (TDNT; TLNT; EDNT). τα πνευματα (#4460) духи. PL. может обозначать дух заблуждения и дух истины, или же Дух Святой и злой дух (Smalley, Brown; см. 1 Кор. 12:10). О слове πνευμα в Ин. см. Schnackenburg, 209-15. ψευδοπροφητης (#6021) лжепророк, εξεληλυθασιν perf. ind. act. от εξερχομαι (#2002) выходить изнутри. Perf. обозначает их уход как длительное действие, а не единичный факт (Westcott).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 4 глава 1 стих)

4:1 не всякому духу верьте В 3:24 Иоанн говорит о Духе Святом так, чтобы читатели задумались о существовании других духов, т. е. бесовских духов, которые побуждают лжепророков и лжеучителей распространять свое лжеучение (см. пояснения к 1Тим 4:1,2). Христиане должны иметь здравое сомнение по отношению к любому учению, отличному от того, которое существовало в церквах, находившихся под опекой Иоанна. Верующие в этих церквах слишком восприимчивы к призывам последовать любому новому учению о вере, а христиане должны следовать примеру жителей Верии, которые, принимая слово, исследовали Писания, чтобы отделить истину от лжи (Деян 17:11,12). испытывайте Переведенное так слово являлось термином, применявшимся в металлургии. Оно обозначало пробу металла на определение его чистоты и ценности. Христиане должны испытывать Словом Божьим всякое учение для определения его истинности (см. пояснения к 1Фес 5:20−22), тщательно сравнивая учение с Писанием. духов… много лжепророков Сопоставляя «духов» с «лжепророками», Иоанн напоминает читателям, что за людьми, распространяющими ложные, ошибочные доктрины, стоят бесы, посылаемые сатаной (см. пояснения к 1Фес 5:20−22; ср. Деян 20:28−30). Лжепророки и лжеучителя служили физическим воплощением духовного бесовского мира (Мф 7:15; Мк 13:22).


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 4 глава 1 стих)

4:1 Упоминание о Святом Духе напоминает Иоанну о том, что сегодня в этом мире есть другие духи, о которых следует предупредить детей Божьих. Здесь он предостерегает верующих не доверять всякому духу. Слово «дух», вероятно, относится прежде всего к учителям, но не только исключительно к ним. Если человек говорит о Библии, Боге и Иисусе, это еще не значит, что он — истинное дитя Божье. Мы должны испытывать духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Они утверждают, что приняли христианство, но в целом преподают другое евангелие.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 4 глава 1 стих)

Стихи 1−3. Сказав, что о Божием пребывании в нас и с нами мы можем узнать по духу, который Он дал нам, апостол объясняет, как можно распознать и отличить этого духа от других духов, появляющихся в этом мире.

I. Он призывает учеников быть осторожными в отношении духов и испытывать называющих себя духовными, которых много появилось в мире.

1. Осторожность: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, не доверяйте и не следуйте за каждым, претендующим на то, что он имеет Духа Божиего, или утверждающим, будто он получил видение, или вдохновение, или откровение от Бога». Всякое притворство и все подделки основываются на истине: существовали подлинные откровения от Божиего Духа, поэтому и другие претендовали на них. Бог избирает путь для проявления Своей мудрости и благости, хотя им могут злоупотреблять; Он посылал в мир вдохновенных учителей и дает нам сверхъестественные откровения, хотя находились нечестивые и дерзкие люди, притязавшие на то же самое; нельзя верить каждому, кто претендует на обладание Духом Святым или на вдохновение от Него и необыкновенное озарение свыше. Было время, когда выдававший себя за вдохновенного (имевший духа и создававший много шума вокруг него и хвалившийся им) был безумен, Ос 9:7.

2. Надо испытывать, подвергать исследованию утверждения, приписываемые Святому Духу: ...испытывайте духов, от Бога ли они.., ст. 1. Бог изливает Духа Своего в эти последние дни, но не на всех, кто заявляет, будто он наделен Им; ученикам дозволяется испытывать духов — можно ли им доверять и полагаться на них в делах веры. Объясняется причина необходимости такого испытания: ...потому что много лжепророков появилось в мире, ст. 1. Около времени прихода нашего Спасителя в мир среди иудеев было общее ожидание Избавителя Израиля, но поскольку уничиженный вид Спасителя, духовная природа Его преобразований и Его страдания вызывали у них предубеждение против Него, то, как и предсказывал наш Спаситель, они поставляли других пророками и Мессиями Израиля, Мф 24:23−24. Нам не должно казаться странным, что в церкви появляются лжеучители, ибо так было и в апостольские времена; дух заблуждения губителен, и печально, что люди хвалятся собою, будто они пророки и вдохновенные проповедники, в то время как в действительности не являются таковыми.

II. Апостол дает критерий, чтобы с его помощью ученики могли испытывать духов, подделывающихся под Божиих. Эти духи ставят себя пророками, учеными или диктаторами в вопросах веры, поэтому их следует испытывать по их учению; в те времена, или в той части мира, где жили тогда апостолы, их следовало испытывать следующим образом (в различные времена и в различных церквах методы испытания были разные): Духа Божия... узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, ст. 2. Иисуса Христа надо исповедовать как Сына Божиего, как вечную жизнь и как Слово, бывшее с Богом от начала мира; как Сына Божиего, пришедшего в мир, причем пришедшего в нашей человеческой смертной природе, в которой Он пострадал и умер в Иерусалиме. Тот, кто исповедует и проповедует это учение, будучи в разуме своем наставленным и просвещенным свыше, делает это Духом Божиим, то есть источником этого просвещения является Бог. И напротив: «А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога.., ст. 3. Бог дал много свидетельств относительно Иисуса Христа, недавно бывшего здесь, на земле, и причем во плоти (то есть в теле, подобном нашему), поэтому, хотя теперь Он и на небе, вы можете быть уверены в том, что любой дух или претендующий на вдохновение свыше, который противоречит этому, не с неба и не от Бога». Сущность учения, данного по откровению свыше, сводится к учению о Христе, о Его личности и служении. Поэтому мы видим, как усиливается систематическое противодействие Христу и Его учению. Это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире, ст. 3. Бог предвидел, что восстанут антихристы и что духи антихриста будут противодействовать Его Духу и истине; также Он знал наперед, что восстанет один выдающийся антихрист и предпримет длительную и смертельную войну против Христа Божиего, Его установлений, против Его чести и царства в мире. Этот великий антихрист будет готовить себе путь и облегчать свое выдвижение с помощью других, меньших антихристов и духа заблуждения, действующего в умах людей и располагающего их к нему; дух антихриста появился давно, еще во времена апостолов. Страшны и неисповедимы суды Божии, отдающие людей во власть духа антихриста, во власть такой тьмы и заблуждения, что они восстают против Сына Божиего и всех свидетельств, какие дал Отец о Сыне! Но мы заранее предупреждены, что такое противодействие будет, поэтому не должны претыкаться, но чем больше видим слово Божие сбывающимся, тем больше должны утверждаться в его истинности.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 4 глава 1 стих)

Иоанн Кассиан (IV—V вв.)

возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире

Мы должны тщательно исследовать все то, что вошло в наши сердца или было предложено в учении, — очищено ли это божественным, небесным огнем Святого Духа, или принадлежит к иудейскому суеверию, или происходит от надменности мирской философии и носит только личину благочестия? Мы так и поступим, если будем исполнять апостольское наставление.

Источник: Собеседования.

Иустин (Попович) (1894−1978)

возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир

Что есть дух? В сущности, мы не знаем, что он есть, но по проявлениям его мы знаем и заключаем о нем. Дух есть сущность без тела, есть индивидуальность, которая обладает пониманием и свободой, и как индивидуальность он ведет себя и проявляется. О сущности духа мы знаем так же мало, как и о сущности материи. Они, то есть дух и материя, покрыты недоступной сокровенной таинственностью. Нет сомнения, что сущность духа и сущность материи нам открываются только через свои проявления. Человек есть душевно-телесная сущность. Но несмотря на то что дух и составляет жизненную основу человека, даже сам человек не знает сущности своего духа. Им он думает, чувствует, живет, видит, слышит, но не знает сущности его. Он не знает, откуда он, не знает его составляющих. Духом человек познает себя и все о себе, но не знает, откуда происходит сущность познания и какой материей заканчивается. С такой таинственностью создана человеческая сущность. На основе своего духа человек заключает и о существе других духов, и о проявлении их. Различны духи, потому различны и их проявления. Только с сошествием Святого Духа в день Пятидесятницы людям открылось свидетельство Духа Божия, Кто Он, каков Он. Таким образом, впервые дана возможность и критерий для верной ориентации в мире духовных существ. Мы одновременно знаем теперь и то, что не есть Дух Божий: что не есть, как Он, что не подобно Ему, но имеет противоположное свойство. Этот дух не от Бога.

Это самая точная мера. Дух Божий, Святой Дух весь свидетельствует, что Иисус есть Сын Божий, Бог и Господь, Спаситель мира. Все Его действия ведут к одному свидетельству — что Иисус есть Богочеловек. Это свидетельствует и уверяет Святой Дух Своими проявлениями, Своими делами, Своими чудесами, Своими благодатными силами. И Он пребывает в Церкви посредством богоносных людей, особенно посредством святости их жизни.

Наш человеческий мир является жилищем духов разных видов и сортов Для христианского сознания мир является просто разбойничеством и искушением этих духов, которых трудно различить. Поэтому “различение духов” является вместе и даром Духа Святого, и достижением человека. Святой Дух дает человеку благодать различения духов, “испытание духов” (1Кор 12:10). И это дается тому человеку, который имеет веру и другие добродетели, составляющие его постоянный евангельский подвиг. Этот подвиг есть вместе и дело благодати Божьей, и дело свободной воли человека. Человек глубоко наставляется и тренируется в различении духов и постепенно совершенствуется. Только совершенные имеют дар различения духов для полной и четкой ориентации, для полного и четкого знания и различия добра и зла в их существе. Поэтому богоносный апостол Павел благовествует: Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр 5:14). И это значит: способность различения добра и зла, добрых и злых духов созидается духовным подвигом, духовным упражнением, духовной борьбой. И это прежде всего благодатная практика, созидающая благодатную мудрость, которая одна, когда находится в человеческом мире духов, может различать духов, от Бога ли они или нет.

Поэтому святой Иоанн Богослов с многой любовью советует христианам: Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духовной борьбой тренированные чувства, внутренние и внешние, могут определить с точностью: от Бога ли дух или нет. Органы чувств обучаются с помощью всех благодатных евангельских добродетелей. С молитвой все чувства становятся молитвенными, с любовью становятся человеколюбивыми, с милостью становятся милосердными и т. д. Необученные чувства являются безблагодатными и легко создают лжепророков.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 1−2 возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога

Разъяснив учение о любви к ближнему, указав в этой любви признак пребывания Духа, которого мы получили, апостол теперь присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних, дабы мы, имея в виду это различие, по поводу заповеди о любви не вошли в близкие отношения с лжебратиями, лжеапостолами и лжепророками, и тем не причинили себе великого вреда. Ибо, имея общение с ними, как единонравными, мы, во-первых, повредим самим себе, без опасения сообщая учение веры нечестивым и повергая святыню псам; потом — повредим тем, которые преданы нам Ибо любовь наша к лжебратиям, лжеапостолам и лжепророкам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем они вдадутся в обман из нашего обращения с ними. Какой же признак их? Следующий: всякий дух, то есть всякий, носящий звание пророка или апостола, который исповедует Господа Иисуса, пришедшего во плоти, есть от Бога, а который не исповедует этого, тот не от Бога, но достоинство его от антихриста, что вы и слышали. Апостол немного выше (1Ин 2:18) говорил, что в мире появилось много антихристов, то есть предтечей антихриста. А исповедание пришествия Христова во плоти должно совершаться не на языке только, но и в делах, как говорит апостол Павел: всегда носим в теле мертвостъ Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2Кор 4:10). Итак, кто имеет в себе Иисуса действующего, умер для мира, живет уже не для мира, но для Христа, и носит Его не в Христовой только плоти, но и в своей собственной, тот от Бога. А кто живет не для Христа, но для самого себя и для мира, то есть для удовольствий мирских, тот не от Бога. Посему Павел и опять говорит: если между вами есть споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1Кор 3:3). Поступающий по обычаю человеческому не имеет Духа Христова; а кто не имеет Духа Христова, то есть не живет по учению Христову, тот не есть Христов

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Дидим Слепец (~312−398)

возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире

Были в Иудее пророки Божий, а много было и притворяющихся пророками, так что необходимо прочное знание, [чтобы различать их]. Некоторые из говорящих: так говорит Господь, имели Святого Духа и Бога Слова, другие же — движимые дьяволом — были лжепророками. Так и начиная со времени жизни апостолов Христовых, глаголавших и имевших Святого Духа, Которого давал им Господь, часто дьяволом выставлялись лжеапостолы, притворяющиеся учителями Евангелия. Итак, необходимо иметь тот дар Святого Духа, который зовется различением духов, чтобы, имея знание, испытывать духов, дабы одним верить, а другим противостоять.

Источник: На 1-е послание Иоанна.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире

Возлюбленные (1Ин 3:2, 21), не всякому духу верьте: хотя несомненно, что вы получили в залог и обеспечение духовной благодатной жизни Духа Святого, Духа сыноположения, Духа от Бога, Который пребывает в вас (1Ин 3:24), тем не менее вы должны быть очень осторожны в деле духовной вашей жизни, иначе вы можете впасть в ошибку и принять за Духа от Бога духа, который не от Бога, а от антихриста (1Ин 4:3). Основной пункт в этом предостережении апостольском есть понятие о духе, от какового понятия зависит и правильное понимание этого отделения. Апостол различает духа от Бога и духа, который не от Бога (1Ин 3:24; 1Ин 4:2−3), духа истины и духа льсти. Признаком различия того и другого духа служит исповедание веры: тот исповедует Иисуса Христа, этот отрицает Его. Тот могущественнее этого, почему верующий побеждает обольстителей, или лжепророков; слово последнего происходит от мира, и мир его принимает, слово первого принимается теми, кто от Бога. Исходный пункт для разъяснения главного понятия о сем есть понятие лжепророка, или лжепророков, в рассматриваемом стихе. Истинные пророки изрекали свои пророчества, будучи движимы Духом Святым (2Пет 1:21); источник откровений, какие они изрекали (или прорекали, — пророк), есть Дух Святой, или Дух Божий, одушевляющий, или движущий, пророка, почему пророк говорил слова свои не от себя, а от Духа, или слова его были слова не его, а Духа, точнее же — слова и Духа, и его (ср. 2Пет 1:21 и прим). Так как в каждом пророке, кроме одушевлявшего его Духа Божественного был и ему присущий его собственный дух человеческий, то, таким образом, во множестве пророков было и множество духов, почему апостол говорит не об одном духе, но о духах от Бога. То же самое имеет место и в другом отношении, в отношении к лжепророкам И они стояли под влиянием духа, только духа, который не был от Бога и не был от истины, а был дух антихриста (1Ин 4:3), от диавола (1Ин 3:8), дух льсти, или обольщения, действующий в обольстителях (1Ин 2:26), или в лжепророках, о которых говорит здесь апостол, который (дух) одушевляет их, живет в них, как бы соединившись, или сроднившись, с их духом. И эти духи не от Бога, по числу лиц, одушевленных ими, были многие, как много было лжепророков. Потому и духи от Бога и духи не от Бога были многие, а посему апостол говорит об испытании не духа, а духов. — Переводя вдохновенный язык апостола на простой, обычный язык, изъясняемые слова его можно и должно перефразировать так: возлюбленные, не всякому учителю, или пророку, который учит как бы по божественному вдохновению, или внушению от Духа Божия, или выдает себя за просвещенного от Духа Божия, верьте; но испытывайте внимательно и осмотрительно, точно ли учитель говорит слово от Бога, точно ли проповедует богодухновенное, непререкаемо истинное учение, не говорит ли он слова, внушаемые духом льсти и обмана. «Разъяснив учение о любви к ближнему, указав в этой любви признак пребывания Духа, которого мы получили, апостол теперь присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних, дабы мы, имея в виду это различие, по поводу заповеди о любви не вошли в близкие сношения со лжебратиями, лжеапостолами и лжепророками и тем не причинили себе великого вреда. Ибо, имея общение с ними, как единонравными, мы, во-первых, повредим самим себе, без опасения сообщая учение веры нечестивым и повергая святыню псам; потом — повредим тем, которые преданы нам Ибо любовь наша ко лжебратиям, лжепророкам и лжеапостолам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем они вдадутся в обман из-за нашего обращения с ними» (Феофилакт). В первохристианской Церкви среди верующих были люди, которые обладали чрезвычайным духовным дарованием различения духов (1Кор 12:10). Без сомнения, и этот дар, или обладающих и этим даром, апостол имеет в виду здесь; но так как он говорит всем без различия верующим в Церкви, повелевая им испытывать духов, от Бога ли они, то, без сомнения, не этот только дар чрезвычайный разумеется здесь, а вообще дар, или способность мудрой прозорливости и проникновения в истину христианского учения веры. Причину, по которой апостол повелевает верующим испытывать учителей и их учение, указывает он ту, что много лжепророков появилось в мире; проповедуют учение не одни только просвещенные Духом Божиим учители, но и чуждые Духа от Бога, лжеучители, которых апостол называет обольстителями (1Ин 2:26) и апостол Петр — лжеучителями (2Пет 2:1), которые лживо присвояют себе дар пророчества или дар учительства (см. прим к 2Пет 2:1). Эти-то учители или лжеучители и явились в мире, и появилось их много, как на поле плевелы посреди пшеницы (Мф 13:25−26), и против них-то направляет речь свою апостол.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире

Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Явно, Богослов имел в виду лжеучителей, которые, как сеятели плевелов посреди пшеницы, явились на ниве Христовой Церкви очень рано. Были, как можно видеть из этого же послания Апостола, лжеучители, отвергавшие Божественное достоинство Иисуса Христа; им крестная смерть Его служила соблазном (1Ин 2:22; 4:1−3; 5:6); были такие лжеучители, которые отвергали воплощение Иисуса Христа (1:1; 2:22; 4:2, 8; 5:1). Эти лжеучители присвоили себе таинственное ведение, или дар пророчества, т. е. дар постигать и сокровенные истины. Имея в виду таких лжеучителей, Апостол, в предостережение, говорит: не всякому духу веруйте, т. е. не всякому такому учителю верьте, который учит как бы по внушению Духа Божия, или выдает себя за просвещаемого Духом Божиим.

Но испытывайте духов, от Бога ли. Испытывайте учителей, точно ли говорят они по внушению Духа Божия? Точно ли проповедуют Божественное учение. Не говорит ли их устами дух тьмы, дух лжи и обмана?

Потому что много лжепророков появилось в мире. Это причина, почему надобно испытывать духов или учителей. — Потому что проповедуют не одни просвещаемые Духом Божиим учители, но и чуждые Духа Христова, и преданные заблуждениям лжеучители, еретики, которые ложно присвояют себе дар пророческий или ведение сокровенных истин; потому Апостол называет их лжепророками.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире

Упомянув в (1Ин 3:24) о благодатных дарованиях Святого Духа, присущих христианам, Апостол теперь считает необходимым предостеречь читателей от возможной опасности со стороны злоупотребляющих упомянутыми дарованиями. В первенствующей Церкви было обилие духовных дарований, подаваемых Духом Святым на пользу Церкви (1Кор 7:7−11): учительство, пророчество, чудесные исцеления, глоссолалия и др. были проявлениями Божественного Духа в верующих. Но рядом и по подобию с истинным вдохновением от Духа Святого, с истинными учителями и чудотворцами, выступило ложное вдохновение от духа тьмы — диавола, явились ложные учители, одушевляемые духом антихристианским, которые легко могли прельщать и увлекать за собою нетвердых членов христианской общины. Посему от таких «духов» или «лжепророков» и предостерегает христиан Ап. Иоанн — «присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних, дабы мы, имея в виду это различие, по поводу заповеди о любви не вошли в близкие отношения с лжебратьями, лжеапостолами и лжепророками и тем не причинили себе великого вреда. Ибо, имея общение с ними, как единоправными, мы, во-первых, повредим сами себе, без опасения сообщая учение веры нечестивым и повергая святыню псам, потом повредим тем, которые преданы нам Ибо любовь наша к лжебратиям, лжепророкам и лжеапостолам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем они вдадутся в обман из-за нашего обращения с ними» (блаж. Феофил.).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно