Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (1 Иоанна 3 глава 9 стих)

Многие старые комментаторы рассматривали выделенные глаголы в настоящем времени ( а также и другие глаголы в ст. 4-10 ) как относящиеся к категории настоящего обыкновения ( точка зрения, популяризованная британскими учеными и особенно Вескоттом ): “...не грешит непрерывно… не грешит непрерывно… не имеет обыкновения делать грех… не может грешить по привычке”. Такая точка зрения на настоящее время, похоже, хорошо гармонирует с 1:8-10, так как отрицать свой грех – это не соглашаться с Божьей оценкой. Но против данной точки зрения существует несколько аргументов. ( 1 ) Особая замысловатость этого подхода говорит против него. ( 2 ) Это, похоже, противоречит 5:16 ( εαν τις ιδη τον αδελφον αυτου αμαρτανοντα αμαρτιαν μη προς θανατον [если кто-либо видит брата, грешащего грехом не к смерти] ). Автор соединяет слово “брат” с настоящим временем от amartanw в заявлении о том, что это может и не вести к смерти. В случае настоящего обыкновения, автор был бы не способен сделать такое заявление. ( 3 ) С обобщенным подлежащим ( или дополнением ) наиболее часто встречается пословичное настоящее. Более того, “значение обобщенного высказывания – это, как правило, абсолютное утверждение, которое применимо к каждому, а не утверждение об обычной или привычной деятельности” . Данный текст определенно сюда подходит.
Как же мы должны воспринимать в таком случае настоящее время? Непосредственный контекст, похоже, указывает на намечающуюся эсхатологическую реальность ( Сакай Кубо приблизился к такому пониманию, настаивая, что это – идеальное установление ) . Существенная часть данного письма обращена к светлой стороне эсхатона: поскольку христиане живут в последние дни, их надежда на приближающееся пришествие Христа должна производить благочестивую жизнь ( 2:28-3:10 ). Автор сначала описывает, как такая эсхатологическая надежда должна производить святость ( 2:28-3:3 ). Затем, не указывая, что его обсуждение все еще идет по тому же руслу, он дает пророческое видение освящения ( 3:4-10 ), то есть, он рисует гиперболическую картину различий между верующими и неверующими, подразумевая, что хотя верующие еще не совершенны, они движутся в этом направлении ( 3:6, 9 следует толковать как предвосхищение ), тогда как неверующие движутся от истины ( 3:10; ср. 2:19 ). Так что автор абсолютным образом утверждает истинность того, что еще не истинно, потому что он говорит в контексте эсхатологической надежды ( 2:28-3:3 ) и эсхатологического суда ( 2:18-19 ).


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 3 глава 9 стих)

γεγεννημενος perf. pass. part, от γενναω (#1164) нести; pass, рождаться (см. 2:29). ποιει praes. ind. act. от ποιεω (#4472) делать, μενει praes. ind. act. от μενω (#3531) пребывать, δυναται praes. ind. med. (dep.) от δυναμαι (#1538) быть способным, αμαρτανειν praes. act. inf. от αμαρτανω (#279) грешить. Об использовании praes. здесь см. GGBB, 522, 524; см. Kubo, "I John 3:9: Absolute or Habitual?", AUSS 7 (1969): 4756. γεγεννηται perf. ind. pass, от γενναω (#1164) рождаться. Perf. обозначает не просто единичный акт рождение, но и постоянное присутствие его результатов (Westcott). В этом стихе говорится о вечном воздействии семени Его на каждого, заново рожденного в Боге, что позволяет Иоанну заявлять, не страшась возражений, что поеле такого рождения человек не может продолжать грешить. В самом деле, "если человек продолжит грешить, это будет значить, что он никогда не рождался свыше" (Stott); о разных толкованиях этого стиха см. Marshall; Smalley; Brown; HSB, 736-39.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 3 глава 9 стих)

3:4−10 Стихи говорят о несовместимости человека и греха. Лжеучителя, против которых боролся Иоанн, были сторонниками гностицизма (см. во Вступлении: Исторический фон и предпосылки написания) и недооценивали значение греха и послушания. Придерживаясь философского дуализма, они рассматривали материю как зло от рождения, а следовательно, любой грех, совершенный в физическом мире, не имел последствий для вечной жизни. В этом месте Иоанн перечисляет четыре причины, по которым христиане должны воздерживаться от грехов (Ин 8:31; 34−36; Рим 6:11; 2Ин 9).


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 3 глава 9 стих)

3:9 В данном стихе повторяется мысль о том, что рожденный от Бога не способен грешить. Некоторые богословы думают, что этот стих говорит о новой природе верующего: если старая природа может грешить, то новая — не может. Однако мы полагаем, что здесь апостол опять противопоставляет возрожденного человека невозрожденному и говорит о постоянном, или привычном, поведении. У верующего нет привычки грешить. Он не грешит преднамеренно и постоянно.

Причина в том, что семя Его пребывает в нем. Богословы значительно расходятся во мнении относительно значения этого выражения. Одни думают, что семя относится к новой природе, другие — к Духу Святому, третьи — к Слову Божьему. Все они правы, и поэтому есть всевозможные объяснения этого высказывания. Мы считаем, что семя относится к новой жизни, дарованной верующему в момент его уверования. Тогда в утверждении речь идет о Божественной жизни, пребывающей в верующем. Он находится в вечной безопасности. Эта безопасность не служит христианину оправданием, позволяющим идти и грешить, скорее его вечная безопасность гарантирует, что он не будет продолжать грешить. Он не может грешить, как прежде, потому что рожден от Бога. Эти Божественные отношения устраняют возможность греха как образа жизни.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 3 глава 9 стих)

Стихи 4−10. Доказав обязанность верующих быть чистыми, на основании их надежды на небо и на участие в славе Христа в день Его явления, апостол старается теперь наполнить свои уста и умы верующих множеством доводов против греха и всякой связи с нечистыми бесплодными делами тьмы. Итак, он приводит следующие доводы и аргументы:

I. Природа греха и присущее ему беззаконие. Грех противен закону Божиему: Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (или: всякий, совершающий грех, совершает преступление, то есть нарушение закона), ибо грех есть беззаконие, ст. 4. Грех есть недостаток соответствия, или отсутствие согласия, с законом Божиим, с тем законом, что представляет собой копию божественной природы и чистоты, содержит Его волю для управления миром, соответствует человеческому разуму и введен для блага человечества; он показывают человеку путь блаженства и мира и направляет его к Создателю природы и закона. Свершение греха есть отвержение божественного закона, а это означает отвержение божественного авторитета и, следовательно, Самого Бога.

II. Цель и задача Господа Иисуса в этом мире, и для этого мира, — устранение греха: И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха, ст. 5. Сын Божий явился в нашей человеческой природе и в ней был известен; Он пришел для того, чтобы защитить и возвысить закон Божий Своим послушанием заповедям, покорностью приговору закона и страданиями под его проклятием. Он явился для того, чтобы взять грехи наши, взять вину грехов путем принесения в жертву Себя Самого, прекратить совершение грехов путем насаждения в нас новой природы (ибо мы освящены Его смертью), отвратить и спасти нас от них Своим собственным примером, и (или ибо) в Нем нет греха. Или: Он взял грех, чтобы уподобить нас Себе, а в Нем нет греха. Надеющиеся иметь с Ним общение на небесах должны здесь достигать общения с Ним в наивысшей чистоте. Христианский мир должен знать и принимать во внимание великую цель прихода на землю Сына Божиего — взять наши грехи: И вы знаете (и это знание должно быть глубоким и действенным), что Он явился для того, чтобы взять грехи наши.

III. Грех противоречит подлинному единению, или связи, с Господом Христом: Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает.., ст. 6. Грешить здесь означает то же самое, что и делать грех (ст. 8−9), а делать грех — это значит заниматься грехом. Кто пребывает во Христе, тот не может продолжать грешить. Как живительный союз с Господом Иисусом разрушает власть греха в сердце и в природе человека, так пребывание в грехе препятствует Его правлению в жизни и поведении. Или же отрицательное выражение можно понимать как заменяющее положительное: не согрешает — то есть послушен, соблюдает заповеди Его (искренне и повседневно) и делает благоугодное пред Ним, как сказано в cт. 22. Пребывающие со Христом пребывают в завете с Ним и, следовательно, бодрствуют против греха, препятствующего этому. Они пребывают во свете и в познании Его. Из этого можно заключить, что всякий согрешающий (в жизни которого преобладает грех) не видел Его (в его разуме нет здравого евангельского понимания Христа) и не познал Его, не познал Его на своем личном опыте. Практическое отречение от греха — это главное доказательство спасительного познания Господа Христа, духовного союза с Ним и пребывания в Нем.

IV. Связь между делами правды и состоянием праведности, показывающая, что делание греха несовместимо с праведностью; эта мысль предваряется утверждением, что противоположное мнение является большим обольщением: «Дети! да не обольщает вас никто. Будут те, что превознесут вас как получивших новый свет и принявших христианство и заставят вас поверить, будто ваши познания, исповедание и крещение освобождают вас от необходимости быть осторожными и верными в вашей христианской жизни. Берегитесь такого самообольщения. Кто делает правду, тот праведен». В некоторых местах Священного Писания слово праведность, по-видимому, может переводиться как благочестие, например в Мф 5:10: Блаженны изгнанные за правду.., то есть за благочестие; 1Пет 3:14: Но если и страдаете за правду (за благочестие), то вы блаженны; 2Тим 3:16: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, то есть в благочестии, в его сущности и в его проявлениях. Следовательно, делать правду, противостоять деланию греха, свершению и практикованию его, означает упражняться в благочестии. Итак, упражняющийся в благочестии праведен; он праведен во всех отношениях, он искренен и прав перед Богом. Практическое благочестие не может существовать без принципов непорочности и добросовестности. Праведник имеет праведность, состоящую в прощении греха и в праве на жизнь, праведность, основанную на вменении праведности Посредника. Он имеет право на венец правды, который даст Господь, праведный Судия, согласно Своему завету и обетованию, всем возлюбившим явление Его, 2Тим 4:8. Он имеет общение со Христом, сообразуясь с Божиим законом, будучи в какой-то мере таким же практически праведным, как и Христос; он имеет общение с Ним в своем оправданном состоянии, став относительно праведным вместе с Ним.

V. Связь между грешником и диаволом и основанное на этом намерение Господа Христа и Его служение, направленные против диавола.

1. Связь между грешником и диаволом. Грешники и святые отличаются друг от друга во всем (хотя даже святые являются грешниками в широком значении этого слова); делать грех означает практиковать его так, как это делают грешники, отличающиеся от святых, это означает жить во власти греха, под его господством; кто так живет, тот от диавола, его греховная природа возбуждается диаволом, он согласен с диаволом и угождает ему; он принадлежит к его партии, служит интересам его царства. Диавол является инициатором и покровителем греха, он от начала мира творил грех, искушал грехом и подстрекал к нему.

2. Намерение Христа и Его служение, направленные против диавола: ...Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола, ст. 8. Диавол намеревался и пытался разрушить дело Божие в мире. Сын Божий предпринял против него святую войну. Христос пришел в мир и явился в нашей плоти, чтобы одержать победу над диаволом и разрушить его дела. Грех будет все более и более ослабевать и исчезать, пока полностью не будет уничтожен. Не станем же служить или предаваться тому, что Сын Божий пришел разрушить.

VI. Связь между возрождением и оставлением греха: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха. Рождение от Бога — это совершаемое силой Духа Божиего внутреннее обновление нашей природы, восстановление ее состояния святой непорочности. Рожденный от Бога не делает греха, не творит беззакония, не практикует непослушание, — это противоречит его новой природе и возрожденному состоянию его духа, потому что, как добавляет апостол, семя Его пребывает в нем, то есть слово Божие, в его свете и силе, пребывает в нем (как сказано в 1Пет 1:23: Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век). Или: Рожденное от Духа есть дух посеянный духовный принцип святости пребывает в нем. Возрождающая благодать есть пребывающий принцип. Благочестие, по происхождению своему, не есть искусство, требующее ловкости и умения, а новая природа. И поэтому, как следствие, возрожденный человек не может грешить. Я думаю, что всякий рассудительный толкователь не понимает это в таком смысле, что возрожденный не может совершить греховного поступка. Это противоречило бы 1:9, где нам вменяется как долг исповедовать свои грехи и предполагается при этом, что в этом случае мы имеем право на прощение их. Он не может грешить в том же смысле, в котором апостол говорит, что он не может делать греха. Он не может оставаться на пути греха и практиковать его. Он не может грешить так, чтобы его можно было назвать грешником в противоположность святому или рабу Божиему. И еще: Он не может грешить так, как грешил прежде, до своего возрождения от Бога, или как грешат другие, не родившиеся от Бога. Причина этого заключается в том, что он рожден от Бога, и это должно быть равносильно всем запретам и ограничениям.

1. В его уме есть свет, показывающий, как пагубен грех.

2. Его сердце склонно к ненависти и отвращению к греху.

3. Посеянный в нем духовный принцип, или духовное расположение, сокрушает силу греховных действий и разбивает их. Они происходят у него не от полной власти порока и не завладевают целиком его сердцем, душой и совестью, как это бывает с другими. Дух желает противного плоти. Поэтому относительно такого греха можно сказать: Уже не я делаю то, но живущий во мне грех. С точки зрения Евангелия, если ум и сердце настроены против греха, то считается, что человек не грешит.

4. Сделанный грех вызывает у него чувство смирения и сокрушения о грехе. Рожденный от Бога не может грешить. Здесь можно напомнить о различии между природным и нравственным бессилием. Невозрожденный человек нравственно бессилен для всего, что является добрым с точки зрения благочестия. Возрожденный человек блажен в своем бессилии творить грех. На его способность грешить наложено ограничение, эмбарго (как мы могли бы сказать). Сознательно и добровольно грешить ему претит. О человеке, известном своей честностью, мы обычно говорим: «Он не может лгать, не может мошенничать и совершать другие преступления». Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? (Быт 39:9). Поэтому упорствующие в греховной жизни тем самым показывает, что они не рождены от Бога.

VII. Разница между детьми Божиими и детьми диавола. Они имеют свои отличительные признаки. Дети Божии и дети диавола узнаются так.., ст. 10. В мире существует (согласно древнему признаку различия) семя Божие и семя змея. Семя змеи узнается по следующим двум признакам:

1. По пренебрежительному отношению к благочестию: Всякий, не делающий правды, пренебрегающий правами Бога и своим долгом перед Ним, — ибо благочестие заключается в нашей праведности перед Богом, то есть в исполнение нашего долга перед Ним, — и всякий, кто не делает этого сознательно, не есть от Бога, но от диавола. Диавол есть отец неправедных, или нечестивых, душ.

2. По ненависти к собратьям-христианам: ...и нелюбящий брата своего, ст. 10. Истинных христиан следует любить ради Бога и ради Христа. Кто не любит их, но презирает, ненавидит и преследует, в тех пребывает еще природа древнего змея.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 3 глава 9 стих)

Иоанн Кассиан (IV—V вв.)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Тот должен творить благое из любви к самому благу, кто хочет достигнуть истинного усыновления Богу, о чем апостол говорит так: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

Источник: Собеседования 11.10.

Максим Исповедник (580−662)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Вопрос: Если, согласно святому Иоанну, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, а рожденный от воды и Духа (Ин 3:5) — рожден от Бога, то как мы, рожденные от Бога через [святое] крещение, можем согрешать?

Ответ: Двояк образ нашего рождения от Бога: один дает рождаемым [постоянно] присутствующую благодать усыновления в состоянии возможности, другой же — приводит всю эту благодать в состояние действительности и через нее преобразует нравственно всё произволение рождаемого в отношении к рождающему Богу. Первый образ рождения содержит благодать в состоянии возможности, в одной только вере, другой же — сверх веры, по действенному познанию, осуществляет в познавшем божественное подобие Познанному. В ком созерцается первый образ рождения, в тех еще присутствует (если, конечно, они того пожелают) возможность грехопадения, потому что воля их не стала еще чистой от плотского пристрастия настолько, чтобы быть определенной Духом в самом действительном причастии познанным божественным тайнам Ибо не рождает Дух воли не хотящей, но Он лишь желающую [волю] преобразует для обожения. Причастный этому [обожению] в опытном познании не может уже отступать от того, что однажды реально было познано на деле, и [прилепиться] к чему-либо другому помимо него и выдающему себя за него, подобно тому, как и глаз, однажды видевший солнце, не может ошибочно принять за него луну или какие-либо звезды на небе. А у тех, у кого Святой Дух, приняв при рождении всё их произволение, переместил [его] всецело от земли на небо и путем действительного и истинного познания претворил [их] ум в блаженных лучах Бога и Отца так, чтобы этот ум считался за другого бога и испытал по благодатному причастию то, чем является по сущности (а не испытывает) [Сам] Бог, — у таких [людей] произволение явно стало безгрешным по навыку в добродетели и ведении, ибо они не могут уже отречься от того, что действенно и опытным путем было ими познано. Итак, хотя мы и имеем Дух усыновления (Рим 8:15), Который есть семя, воспроизводящее в рождаемых подобие Посеявшего его, но, поскольку не представляем Ему своей воли свободной от наклонности и расположения [к греху], то поэтому и после рождения водою и Духом согрешаем по своему желанию. А если мы сознательно приготовили бы волю к принятию их, то есть воды и Духа, то тогда таинственная вода совершила бы очищение [нашей] совести через деятельное любомудрие и животворящий Дух произвел бы в нас непреложное совершенство через опытное ведение. Таким образом, каждому из нас, еще могущих согрешать, остается преисполниться желанием добровольно предоставить себя Духу.

Источник: Вопросоответы к Фалассию.

Иустин (Попович) (1894−1978)

всяк рожденный от Бога, греха не творит, яко семя Его в нем пребывает: и не может согрешати, яко от Бога рожден есть

Творя добродетели, человек “рождается” от Бога. Подвизается человек в любви? Если да, тогда он рожден от Бога, поскольку любовь изгоняет из него ненависть, так что он не творит грехов. Таким образом, рожден от Бога человек и посредством Божественных таинств и святых добродетелей, которые изгоняют демонов греха, уничтожают грехи, так что человек их не творит. Первоначальное “семя Божие” находится в Богоподобных душах, в умах, в мышлении, в желаниях. Но в основном, множество семян Божьих развивается в человеке посредством священных таинств и святых евангельских добродетелей. Священные таинства и святые добродетели — это “семя Божие” в человеке, которое с возрастанием увеличивается и созревает. Например, “семя Божие” — это святое Причастие, в котором присутствует весь Богочеловек. В этом и состоит подвиг человека, чтобы развить это семя во все его существо, посредством всех мыслей, всех чувств, всей своей природы, и чтобы оно проникло в его душу, во все его сердце, в весь его ум, во всю его силу через ревность и непрерывную евангельскую деятельность. Уврачеванный святыми добродетелями человек ведет эти свои семена от возрастания к полной зрелости до “рода добродетелей”. Затем он уничтожает всякий грех и грешные силы и, таким образом, не может согрешати. И не может, потому что рожден от Бога, весь принадлежит Богу. И он настолько всесторонне и неотрывно рожден от Бога, что каждая его мысль рождается от Бога и преображается в Божью мысль, каждое чувство — в Божие чувство и каждое дело — в Божие дело. Он не может согрешить, потому что не хочет, и не хочет, потому что хранит себя (1Ин 5:18).

Вся его воля и каждое его желание рождается, образуется, исходит от Бога и преображается в Божью волю и Божие желание. Для богорожденного человека разумно и естественно делать то, что Божие, что “по Богу”. И так же для того, кто рожден от дьявола, естественно и разумно делать все дьявольское.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Августин (354−430)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Потому что, если положение дел таково, что по благодати Спасителя мы хотя бы чего-то добиваемся в этой жизни, когда ослабевает похоть и усиливается любовь, а совершенство обретаем лишь в той жизни, когда похоть исчезнет, а любовь достигнет полноты, тогда то, что сказано в Писании: рожденный от Бога не грешит, — сказано, конечно, по поводу той самой любви, которая одна не грешит. Ведь с тем рождением, которое от Бога, связано возрастание и совершенствование любви, а не та похоть, которую должно истреблять и умерщвлять и которая, однако, до тех пор, пока сохраняется в нашем теле, неким собственным законом противится закону ума; но рожденный от Бога — не подчиняющийся рождаемым ею желаниям, не делающий свое тело орудием беззакония для греха — может сказать: уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим 7:20).

Источник: Послания 177.


Что есть этот грех? Поступать против заповеди. Что есть заповедь? Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13:34). Внемлите. Эта заповедь Христа зовется любовью; посредством этой любви искупаются грехи.

Источник: Трактат на 1-е послание Иоанна.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 9−10 всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Всяк, кто делает грех, потому, что грешит, есть от диавола и называется сыном диавола, как апостол Павел сказал Елиме: сын диавола! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? (Деян 13,10). Очевидно, и тот, кто рожден от Бога, будучи сыном Божиим, не грешит; потому что семя его — Божие, то есть или Дух, Которого мы получили чрез дар, которого удостоились, и Который, пребывая в нас, соделывает ум наш не допускающим греха, или же Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими, как и Сам Христос в семени Авраама есть сын Авраамов (Матф. 1,1). И в семени Авраама, сказано, то есть во Христе, благословятся народы (Быт 12,3; Гал 3,16).

Объяснение Златоуста. Всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола; а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что семя Его пребывает в нем (1Иоан. 3,9). Семенем называет Духа, Которого мы получаем чрез крещение, и Который, пребывая в нас, делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого.

Иное объяснение. Семя Божие есть Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими. Так в семени Авраама, которое есть Христос, благословляются все народы. Иначе, семенем называет первое поколение родоначальника, отличающееся добродетелями, Родоначальник своими добродетелями как бы орошает свое племя, и чем сам приобрел славу, тем и своим преемникам дает возможность быть в славе, особенно если они соблюдут достоинства предка своего неомраченными, ибо они доставляют славу не всякому без разбора. Почему иудеи, хотя и напрасно, говорили Христу: мы семя Авраамово (Иоан. 8,33).

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Ориген (~185−~254)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Итак, когда мы призываемся дьяволом ко греху, то принимаем семя его. Но когда мы также исполняем работу, к которой он призвал, тогда он уже родил нас, ибо мы рождаемся ему через грех как дети.

Источник: Гомилии на книгу Исход 8.6.

Беда Достопочтенный (672−735)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Иоанн имеет в виду здесь: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем сами себя (1Ин 1:8) — не любой грех, но недостаток любви, и этот грех не способен совершить ни один человек, в котором пребывает семя Божие, то есть Его слово.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец (~312−398)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Еретики [манихеи], которые обманываются всегда во всем, даже с помощью этого высказывания хотят отнять Божественность [у Сына], говоря, что рождение, которое происходит от «Создателя мира» [т.е. «Бога Ветхого Завета»], — грешное, тогда как рождение, которое от «Бога Нового Завета», не может быть таковым; и, как они сами считают, заключают словами Ветхого Завета, где написано: Сыновей я породил и возвысил, они же возмутились против меня, и это: А Заступника, родившего тебя, ты забыл (Втор 32:18). Они приводят эти слова, говоря: если те, кто рождаются от Творца мира — то они грешат, но здесь также и признается: всякий, кто от Бога, греха не совершает — поскольку [в каждом случае] сыновья разные, ибо, когда одни грешат в чем-нибудь, то другие — никоим образом. Так что, конечно, необходимо признать, что отцы их различны. Это же они мыслят неверно из-за того, что не понимают слов священного Писания. Ибо ведь не написано, что всякий, рожденный от Бога, не будет грешить, а не делает греха, поскольку, конечно, не делает греха тот, кто действует по справедливости. Наконец, потому не может грешить тот, кто рожден от Бога (Иоанн даже причину назвал ту же), что семя Его в нем пребывает, которое приходит божественно. Это семя — или добродетель, или дух усыновления сыновей.

Источник: На 1-е послание Иоанна.

Андрей Монах

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Который, живя в верных, делает их сынами Божиими. Таким образом, в семени Авраамовом, которое опять-таки есть Христос, благословляются все народы.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Всякий, рожденный и проч.: выше апостол выразился, что всякий пребывающий в Боге, то есть во внутреннем живом общении духовном с Ним, не согрешает (1Ин 3:6), ту же мысль выражает он и здесь, употребляя вместо понятия — пребывающий понятие — рожденный, что в данном случае почти одно и то же. Выражения — не согрешает и не делает греха (ст. 6 и 9) означают одно и то же и в одном и том же смысле употребляются, в смысле не безгрешности возрожденного, а решительного противодействия греху и очищения себя от греха при исповедании (ст. 1Ин 3:3; 1Ин 1:9). В возрожденном дела диавола, то есть грехи, разрушены Христом, и потому он не делает греха, а если грешит, то имеет Ходатая о себе Христа (1Ин 2:1), Которого кровь очищает его от всякого греха (1Ин 1:7). Следовательно, по мысли апостола, родиться от Бога и грешить, в указанном смысле, — понятия, противоречащие и друг друга исключающие, как добро и зло, как свет и тьма; если они и сопоставимы, то только в факте несовершенства человека в этой жизни, во плоти, а не в идее чистоты и святости возрожденного человека. — В основание, утверждение и разъяснение этой мысли, что рожденный от Бога человек не творит греха, апостол указывает причину сего в том, что семя Его, то есть Бога, от Которого он рожден, пребывает в нем, то есть в человеке. Что это значит? Понятие семени употребляется, главным образом, в двояком значении: в значении рождения и в значении произрастания. Соответственно сему в двояком смысле объясняют это выражение и толкователи, как древние, так и новые, уподобляя возрождение или человеческому рождению (как Ин 1:13), или произрастанию семени в растении (как, например, в притче о сеятеле, Мф гл. 13). Действующее животворное начало возрождения духовного, по первому толкованию, есть непосредственно Лицо Святого Духа, Который и совершает таинственное возрождение, или новое, духовное рождение, человека излиянием благодати Своей в душу его (ср. Деян 2:16−18; Иоиль 2:28−29). По второму — возрождается человек действием слова Божия (ср. 1Пет 1:23), или проповедию Евангельского благовествования, по вере. Первое толкование без сомнения имеет преимущество пред последним. У Иоанна как в Евангелии, так и здесь постоянно возрождение уподобляется естественному рождению (Ин 1:13; Ин 3:3−4, 6−7; 1Ин 2:29; Ин 3:1), а не произрастанию. Впрочем, как другая сторона уподобления для объяснения таинственного понятия возрождения может быть приложено и подобие произрастания семени. Последнее объяснение принимают из древних Климент Александрийский и Августин; первое — между другими Златоуст и Феофилакт. Духовно возрожденный как бы оплодотворен духовно божественным семенем, и это божественное семя пребывает в нем, постоянно внутренне присуще ему. — «Всякий, кто делает грех по тому самому, что грешит, есть от диавола и называется сыном диавола… Очевидно, и тот, кто рожден от Бога, как сын Божий, не грешит, потому что семя его — Божие, то есть или Дух, Которого мы получили чрез дар, Которого удостоились и Который, пребывая в нас, соделывает ум наш недопускающим греха, или же — Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими, как и Сам Христос в семени Авраама есть сын Авраамов (Мф 1:1). Объяснение Златоуста: всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола, а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что семя Его пребывает в нас (1Ин 3:9). Семенем называет Духа, Которого мы получаем чрез крещение и Который, пребывая в нас, делает ум наш недопускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого» (Феофилакт). И он не может грешить: более усиленное выражение, чем в стихе 6-м; там говорится — не согрешает, здесь — и не может грешить; указывается решительно несовместимость греха с возрождением, совершенная противоположность нового бытия от Бога греху, или, точнее, склонности и стремления к нему. Кто делает грех, тот от диавола, а рожденный от Бога не грешит и не может грешить, именно потому, что рожден от Бога и пребывает в Боге и Бог в нем. Если же и имеет в себе грех (1Ин 1:8), живущий в нем, то кровию Христовою очищает себя от такового греха (1Ин 1:7) и делается непорочен (1Пет 1:4).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Всякий рожденный от Бога, не делает греха. Всякий, в купели святого крещения возрожденный благодатью Духа Христова в жизнь духовную и последующий внушениям сей Благодати, не порабощается беспечно грехам, не проводит жизни греховной. Потому что семя Его в нем пребывает. Семя духовного растения, семя внутренней духовной жизни есть благодать или сила Святого Духа, сообщаемая верующим в Иисуса Христа чрез спасительные таинства. Это благодатное семя, питаемое в душе возрожденного от Бога живою верою, постепенно более возрастает и приносит духовные плоды, каковы, по учению апостола Павла: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22, 23). В ком древо духовной жизни, возрастая, приносит сии плоды: тот искренно любит исполнять заповеди Божии, всеми силами противится греху и, согрешая по немощи человеческой, глубоким раскаянием спешит загладить свои грехи и восстановить внутренний мир и общение с Иисусом Христом. Поэтому Апостол присовокупляет: На таковых нет закона (Гал 5:23), т. е. те, кои приносят исчисленные плоды Духа, добровольно исполняют заповеди Христовы и не имеют нужды в принуждении к тому строгостью закона, подобно древним иудеям.

И он не может грешить, потому что рожден от Бога. Носящий в себе духовную жизнь и приносящий плоды Духа не может грешить, или проводить жизнь греховную: по силе действующей в нем Благодати, он любит и старается всеми силами исполнять заповеди Христовы. Если он, по немощи, падает в грех; то это падение не только не убивает его жизни духа, но еще более возбуждает в нем внутреннюю деятельность, питая чувство смирения, самоотвержения, раскаяния, сыновней любви к Отцу небесному, преданности и упования на Его беспредельное милосердие. Это потому, что он рожден от Бога; в нем есть семя благодатной жизни, или в нем действует благодать Духа Христова. Как не возрождённому человеку естественно грешить, и, по слову Апостола, и были по природе чадами гнева (Еф 2:3): так рожденным от Бога, детям Божиим, свойственно не грешить, по свойству живущей и действующей в них благодати Духа Божия.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно