Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 3 глава 5 стих)

οιδατε perf. ind. act. отοιδα (#3857) знать. Def. perf. созначением praes. οτι (#4022) что, передаетсодержаниезнания, εφανερωθη aor. ind. pass, отφανεροω (#5746) являться, αρη aor. conj. act. отαιρω (#149)поднимать, забирать, полностьюудалять. Conj. сινα (#2671) используетсявприд. цели.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 3 глава 5 стих)

3:4−10 Стихи говорят о несовместимости человека и греха. Лжеучителя, против которых боролся Иоанн, были сторонниками гностицизма (см. во Вступлении: Исторический фон и предпосылки написания) и недооценивали значение греха и послушания. Придерживаясь философского дуализма, они рассматривали материю как зло от рождения, а следовательно, любой грех, совершенный в физическом мире, не имел последствий для вечной жизни. В этом месте Иоанн перечисляет четыре причины, по которым христиане должны воздерживаться от грехов (Ин 8:31; 34−36; Рим 6:11; 2Ин 9).


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 3 глава 5 стих)

3:5 Христианин не может грешить — иначе это будет полным отрицанием цели, ради которой Господь Иисус пришел в мир. Он явился для того, чтобы взять грехи наши. Продолжать грешить — значит жить, полностью игнорируя цель Его воплощения.

Христианин не может продолжать грешить, потому что этим он будет отрицать Того, Чье имя носит. В Нем нет греха. Это одно из трех ключевых мест НЗ, где говорится о безгрешной человеческой природе Господа Иисуса Христа. Петр сообщает нам, что Он не сделал никакого греха. Павел говорит, что Он не знал никакого греха. Теперь Иоанн, ученик, который знал Господа особенно близко, присоединяет в доказательство этому свои слова: «В Нем нет греха».


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 3 глава 5 стих)

Стихи 4−10. Доказав обязанность верующих быть чистыми, на основании их надежды на небо и на участие в славе Христа в день Его явления, апостол старается теперь наполнить свои уста и умы верующих множеством доводов против греха и всякой связи с нечистыми бесплодными делами тьмы. Итак, он приводит следующие доводы и аргументы:

I. Природа греха и присущее ему беззаконие. Грех противен закону Божиему: Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (или: всякий, совершающий грех, совершает преступление, то есть нарушение закона), ибо грех есть беззаконие, ст. 4. Грех есть недостаток соответствия, или отсутствие согласия, с законом Божиим, с тем законом, что представляет собой копию божественной природы и чистоты, содержит Его волю для управления миром, соответствует человеческому разуму и введен для блага человечества; он показывают человеку путь блаженства и мира и направляет его к Создателю природы и закона. Свершение греха есть отвержение божественного закона, а это означает отвержение божественного авторитета и, следовательно, Самого Бога.

II. Цель и задача Господа Иисуса в этом мире, и для этого мира, — устранение греха: И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха, ст. 5. Сын Божий явился в нашей человеческой природе и в ней был известен; Он пришел для того, чтобы защитить и возвысить закон Божий Своим послушанием заповедям, покорностью приговору закона и страданиями под его проклятием. Он явился для того, чтобы взять грехи наши, взять вину грехов путем принесения в жертву Себя Самого, прекратить совершение грехов путем насаждения в нас новой природы (ибо мы освящены Его смертью), отвратить и спасти нас от них Своим собственным примером, и (или ибо) в Нем нет греха. Или: Он взял грех, чтобы уподобить нас Себе, а в Нем нет греха. Надеющиеся иметь с Ним общение на небесах должны здесь достигать общения с Ним в наивысшей чистоте. Христианский мир должен знать и принимать во внимание великую цель прихода на землю Сына Божиего — взять наши грехи: И вы знаете (и это знание должно быть глубоким и действенным), что Он явился для того, чтобы взять грехи наши.

III. Грех противоречит подлинному единению, или связи, с Господом Христом: Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает.., ст. 6. Грешить здесь означает то же самое, что и делать грех (ст. 8−9), а делать грех — это значит заниматься грехом. Кто пребывает во Христе, тот не может продолжать грешить. Как живительный союз с Господом Иисусом разрушает власть греха в сердце и в природе человека, так пребывание в грехе препятствует Его правлению в жизни и поведении. Или же отрицательное выражение можно понимать как заменяющее положительное: не согрешает — то есть послушен, соблюдает заповеди Его (искренне и повседневно) и делает благоугодное пред Ним, как сказано в cт. 22. Пребывающие со Христом пребывают в завете с Ним и, следовательно, бодрствуют против греха, препятствующего этому. Они пребывают во свете и в познании Его. Из этого можно заключить, что всякий согрешающий (в жизни которого преобладает грех) не видел Его (в его разуме нет здравого евангельского понимания Христа) и не познал Его, не познал Его на своем личном опыте. Практическое отречение от греха — это главное доказательство спасительного познания Господа Христа, духовного союза с Ним и пребывания в Нем.

IV. Связь между делами правды и состоянием праведности, показывающая, что делание греха несовместимо с праведностью; эта мысль предваряется утверждением, что противоположное мнение является большим обольщением: «Дети! да не обольщает вас никто. Будут те, что превознесут вас как получивших новый свет и принявших христианство и заставят вас поверить, будто ваши познания, исповедание и крещение освобождают вас от необходимости быть осторожными и верными в вашей христианской жизни. Берегитесь такого самообольщения. Кто делает правду, тот праведен». В некоторых местах Священного Писания слово праведность, по-видимому, может переводиться как благочестие, например в Мф 5:10: Блаженны изгнанные за правду.., то есть за благочестие; 1Пет 3:14: Но если и страдаете за правду (за благочестие), то вы блаженны; 2Тим 3:16: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, то есть в благочестии, в его сущности и в его проявлениях. Следовательно, делать правду, противостоять деланию греха, свершению и практикованию его, означает упражняться в благочестии. Итак, упражняющийся в благочестии праведен; он праведен во всех отношениях, он искренен и прав перед Богом. Практическое благочестие не может существовать без принципов непорочности и добросовестности. Праведник имеет праведность, состоящую в прощении греха и в праве на жизнь, праведность, основанную на вменении праведности Посредника. Он имеет право на венец правды, который даст Господь, праведный Судия, согласно Своему завету и обетованию, всем возлюбившим явление Его, 2Тим 4:8. Он имеет общение со Христом, сообразуясь с Божиим законом, будучи в какой-то мере таким же практически праведным, как и Христос; он имеет общение с Ним в своем оправданном состоянии, став относительно праведным вместе с Ним.

V. Связь между грешником и диаволом и основанное на этом намерение Господа Христа и Его служение, направленные против диавола.

1. Связь между грешником и диаволом. Грешники и святые отличаются друг от друга во всем (хотя даже святые являются грешниками в широком значении этого слова); делать грех означает практиковать его так, как это делают грешники, отличающиеся от святых, это означает жить во власти греха, под его господством; кто так живет, тот от диавола, его греховная природа возбуждается диаволом, он согласен с диаволом и угождает ему; он принадлежит к его партии, служит интересам его царства. Диавол является инициатором и покровителем греха, он от начала мира творил грех, искушал грехом и подстрекал к нему.

2. Намерение Христа и Его служение, направленные против диавола: ...Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола, ст. 8. Диавол намеревался и пытался разрушить дело Божие в мире. Сын Божий предпринял против него святую войну. Христос пришел в мир и явился в нашей плоти, чтобы одержать победу над диаволом и разрушить его дела. Грех будет все более и более ослабевать и исчезать, пока полностью не будет уничтожен. Не станем же служить или предаваться тому, что Сын Божий пришел разрушить.

VI. Связь между возрождением и оставлением греха: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха. Рождение от Бога — это совершаемое силой Духа Божиего внутреннее обновление нашей природы, восстановление ее состояния святой непорочности. Рожденный от Бога не делает греха, не творит беззакония, не практикует непослушание, — это противоречит его новой природе и возрожденному состоянию его духа, потому что, как добавляет апостол, семя Его пребывает в нем, то есть слово Божие, в его свете и силе, пребывает в нем (как сказано в 1Пет 1:23: Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век). Или: Рожденное от Духа есть дух посеянный духовный принцип святости пребывает в нем. Возрождающая благодать есть пребывающий принцип. Благочестие, по происхождению своему, не есть искусство, требующее ловкости и умения, а новая природа. И поэтому, как следствие, возрожденный человек не может грешить. Я думаю, что всякий рассудительный толкователь не понимает это в таком смысле, что возрожденный не может совершить греховного поступка. Это противоречило бы 1:9, где нам вменяется как долг исповедовать свои грехи и предполагается при этом, что в этом случае мы имеем право на прощение их. Он не может грешить в том же смысле, в котором апостол говорит, что он не может делать греха. Он не может оставаться на пути греха и практиковать его. Он не может грешить так, чтобы его можно было назвать грешником в противоположность святому или рабу Божиему. И еще: Он не может грешить так, как грешил прежде, до своего возрождения от Бога, или как грешат другие, не родившиеся от Бога. Причина этого заключается в том, что он рожден от Бога, и это должно быть равносильно всем запретам и ограничениям.

1. В его уме есть свет, показывающий, как пагубен грех.

2. Его сердце склонно к ненависти и отвращению к греху.

3. Посеянный в нем духовный принцип, или духовное расположение, сокрушает силу греховных действий и разбивает их. Они происходят у него не от полной власти порока и не завладевают целиком его сердцем, душой и совестью, как это бывает с другими. Дух желает противного плоти. Поэтому относительно такого греха можно сказать: Уже не я делаю то, но живущий во мне грех. С точки зрения Евангелия, если ум и сердце настроены против греха, то считается, что человек не грешит.

4. Сделанный грех вызывает у него чувство смирения и сокрушения о грехе. Рожденный от Бога не может грешить. Здесь можно напомнить о различии между природным и нравственным бессилием. Невозрожденный человек нравственно бессилен для всего, что является добрым с точки зрения благочестия. Возрожденный человек блажен в своем бессилии творить грех. На его способность грешить наложено ограничение, эмбарго (как мы могли бы сказать). Сознательно и добровольно грешить ему претит. О человеке, известном своей честностью, мы обычно говорим: «Он не может лгать, не может мошенничать и совершать другие преступления». Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? (Быт 39:9). Поэтому упорствующие в греховной жизни тем самым показывает, что они не рождены от Бога.

VII. Разница между детьми Божиими и детьми диавола. Они имеют свои отличительные признаки. Дети Божии и дети диавола узнаются так.., ст. 10. В мире существует (согласно древнему признаку различия) семя Божие и семя змея. Семя змеи узнается по следующим двум признакам:

1. По пренебрежительному отношению к благочестию: Всякий, не делающий правды, пренебрегающий правами Бога и своим долгом перед Ним, — ибо благочестие заключается в нашей праведности перед Богом, то есть в исполнение нашего долга перед Ним, — и всякий, кто не делает этого сознательно, не есть от Бога, но от диавола. Диавол есть отец неправедных, или нечестивых, душ.

2. По ненависти к собратьям-христианам: ...и нелюбящий брата своего, ст. 10. Истинных христиан следует любить ради Бога и ради Христа. Кто не любит их, но презирает, ненавидит и преследует, в тех пребывает еще природа древнего змея.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 3 глава 5 стих)

Иустин (Попович) (1894−1978)

и весте, яко Он явися, да грехи наша возмет: и греха в Нем несть

Одна цель вочеловечения Бога Слова — да грехи наша возмет, чтобы освободить нас от беззакония и его страшных сил. Что внутри нас не от Бога, так это грехи. И они нам препятствуют соединиться с Богом, видеть Бога, познать Бога. Бог Слово явился среди нас, да грехи наша возмет, да и нас сделает способными познать, увидеть Бога и соединиться с Ним. Грехи — это человекоубийственные силы, и без них, и если бы их не было, человек был бы бессмертным. Они (грехи) мешают жизни и убивают все человеческое. Эти грехи Господь Иисус Христос может “взять” без того, чтобы Ему Самому согрешить или умереть. Поэтому Он без греха, и греха в Нем несть. Ведь грех не может осуществить в Нем свою человекоубийственную силу, смерть. Грех — это ядовитая змея, которая жалит человека и впускает в него яд смерти. Но этого грех не может сделать Богочеловеку, поскольку Его совершенная Светлость сильнее всякого греха и сил его. В Богочеловеке не существует беззакония, поскольку не существует греха. Он Праведен. Он весь в законе Божьем, весь в Божественной любви, истине, правосудии, доброте, мудрости и во всех остальных Божественных совершенствах.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Экумений († X в.)

и вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха

Да не будет, говорит [апостол], греха в вас. Ведь так как Христос, будучи непричастен греху, пришел для уничтожения греха, вы, пребывающие в Нем и укрепленные верой в Него, не должны более грешить.

Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Беда Достопочтенный (672−735)

и вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха

Иоанн Креститель свидетельствует о Господе, говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Господь потому смог понести грехи, что в Нем Самом нет греха. В мире столько людей почитаемы за совершенных, но никто из них не был способен понести грехи мира, поскольку никто не сохранил себя в мире от греха. Поэтому не следует прославлять Пелагия, и пусть не возвеличивает себя его сторонник Юлиан, слыша, что освящается всякий, надеющийся на Господа. Никто не может освободить от греха, и никакой, даже самый святой, благой и праведный закон не может, только Единому безгрешному это подвластно.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Иларий Арелатский (~401−449)

и вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха

И в Нем нет греха, потому что не зачат от греха.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

и вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха

И вы знаете: из учения Самого Спасителя нашего Иисуса Христа, из апостольского благовествования, из самых начатков христианского оглашения. — Он, то есть Сын Божий, Господь Иисус Христос, явился на земле, в человеческом естестве, в последок дней, чтобы взять грехи наши: на Себя Самого, принесши пред судом правды Божией умилостивительную жертву за грехи не только верующих в Него и избранных, но за грехи всего мира (1Ин 1:2), чтобы уничтожить своею смертию виновность всех людей за грех и тем избавить их от вечного осуждения и смерти, простив им грехи (1Пет 2:24). Выражение — взять имеет значение прежде всего принять на себя, как, например, ношу, или бремя, поднять и понести и затем эту ношу, в приложении ко Христу и совершенному Им делу искупления, вознести на крест, сняв это бремя с человечества и пригвоздив ее телом (Христовым) на кресте (Кол 2:14), и далее — изгладить, уничтожить грех, как изглаждается и уничтожается написанное на грамоте (там же), так что для человека, искупленного Христом, грех стал как ничто, не существует для него, снятый с него Искупителем. Господь Иисус, и только Он один, мог совершить это дело, так как в Нем нет греха: Он только один, Всесвятой и совершенный, мог своим искупительным действием даровать всем спасение, ибо своих собственных грехов человек никак не мог загладить, как сам грешный, и только Безгрешный мог сделать это (1Пет 2:21).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха

Вы знаете, из учения Самого Спасителя и из проповеди апостольской, что Он, Сын Божий, явился на земле в естестве человеческом для того, чтобы взять на Себя грехи наши, чтобы Своими заслугами уничтожить виновность их и избавить нас от вечного осуждения и смерти, которым неминуемо подвергались мы за грехи свои. Он исполнил это: ибо в Нем нет греха. Он только один, как всесвятой и всесовершенный, и мог Своими заслугами даровать нам спасение; а человек, как повинный греху, никогда не мог бы сам себя освободить от осуждения и вечной смерти. Христос пострадал за нас, учит апостол Петр, — Он не сделал никакого греха. — Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1Пет 2:21, 22, 24). Отселе явно, как грех противен Иисусу Христу Спасителю; как вреден нашему спасению, и как пагубен он для человека.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 5−6 и вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его

Апостол теперь, ссылаясь на собственный внутренний опыт и христианское познание читателей, еще далее раскрывает несовместимость греха с состоянием возрожденного во Христе, указывая на то, что целью самого явления Христа было принести умилостивительную жертву за грехи всех и уничтожить ответственность вечного осуждения за них пред Богам (ср. II:2; см. 1Пет 2:21, 24), причем самое общение христиан с Безгрешным Христом Спасителем обязывает их не грешить; допустимы лишь грехи немощи и слабости природы человеческой. «Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» — «под видением Его разумеет не видение простым прикосновением глаза или легким воспроизведением в своем воображении чего-либо известного, но нежелание сколько-нибудь обсудить и разузнать дело и присоединиться к Нему» (Феофил.).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно