Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 3 глава 22 стих)

αιτωμεν praes. conj. act. от αιτεω (#160) спрашивать, просить. Conj. в indef. rel. прид. λαμβανομεν praes. ind. act. от λαμβανω (#3284) брать, τηρουμεν praes. ind. act. от τηρεω (#5498) хранить, блюсти, повиноваться. αρεστος (#744) удовлетворяющий, отгл. adj. Здесь: "вещи, приносящие удовольствие", ποιουμεν praes. ind. act. от ποιεω (#4472) делать.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 3 глава 22 стих)

3:4−24 Главная цель этого места Писания — сражение с лжеучителями, исказившими основы истины. Эти стихи расширяют, углубляют и повторяют критерий поведения, о котором Иоанн уже писал (см. 2:3−6,7−11). В стихах 4−10 говорится, что истинные верующие должны вести праведный образ жизни, а в стихах 11−24 говорится о любви, которую христиане должны проявлять к своим братьям по вере. Иоанн очень заботился о том, чтобы христиане знали, как отличить правду от лжи, искренность от лицемерия, истинных верующих от лжехристиан. Он предлагает ряд испытаний в своем послании, чтобы определить обоснованность человеческих притязаний на имя христианина.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 3 глава 22 стих)

3:22 И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним. Соблюдать заповеди Его — значит пребывать в Нем, жить в тесной, жизненно необходимой близости со Спасителем. Когда мы таким образом пребываем в общении с Ним, Его воля становится нашей собственной волей. Посредством Духа Святого Он наполняет нас знанием Своей воли. В таком состоянии мы не попросим того, что не угодно воле Божьей. Когда мы просим согласно Его воле, то получим от Него просимое.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 3 глава 22 стих)

Стихи 20−22. Упомянув о возможности иметь такую привилегию как уверенность или здравое дерзновение пред Богом, апостол I. Обосновывает суд совести и утверждает его авторитет: Ибо, если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все, ст. 20. В данном контексте наше сердце — это наша способность судить о самих себе. Посредством этой благородной, возвышенной способности мы можем познавать самих себя, свои страсти, настроения и поступки и составлять суждение о нашем состоянии перед Богом; то же самое относится и к совести, или силе нравственного самосознания. Эта сила может действовать как свидетель, судья и исполнитель приговора: она может обвинить или извинить; осудить или оправдать. Она определена на это служение самим Богом: дух человека, наделенный такой способностью и силой, — светильник Господень, светильник, зажженный и установленный Господом, чтобы испытывать все глубины сердца, внимательно исследовать и просматривать все тайники — сокровенные уголки и тайные движения внутреннего человека, Притч 20:27. Совесть это Божий наместник, от Его имени она созывает суд и действует от Его имени. Обещание Богу доброй совести.., 1Пет 3:21. Бог — это верховный судья в суде: Если сердце (наше) осуждает нас, то... Бог больше сердца нашего. Он превосходит наше сердце и нашу совесть в силе и суждении, поэтому действия и приговор суда — это действия и приговор Бога, так как:

1. Если совесть осуждает, то и Бог осуждает: Ибо, если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все, ст. 20. Бог больший свидетель, чем наша совесть, Он больше знает против нас, нежели она: Он знает все. Он больший судья, нежели совесть, ибо поскольку Он Верховный Судия, то Его приговор имеет силу и подлежит полному и окончательному осуществлению. Вероятно, именно это имел в виду другой апостол, говоря: «Я ничего не знаю за собою, в том, за что другие осуждают меня. Я не вижу никакого обмана или допущенной неправды в своем домостроительстве и служении. Но тем не менее не оправдываюсь, не моей собственной совести судить, стою я или падаю, оправдательный приговор моей совести, или самосознания, не разрешит спора между мною и вами; так как вы не апеллируете к суждению моей совести, то не будете и руководствоваться ее решением; судия же мне (верховный и окончательный), чей суд должны принять и вы, и я, Господь» (1Кор 4:4). Или:

2. Если совесть оправдывает нас, то и Бог оправдывает: Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу (ст. 21), тогда мы уверены, что Он примет нас теперь и оправдает в великий день страшного суда. Но, возможно, некоторые самонадеянные души могут сказать: «Я рад этому, мое сердце не осуждает меня, а значит и Бог не осуждает». И напротив некоторые благочестивые и трепещущие души, основываясь на предыдущем стихе, готовы воскликнуть: «Господи, помилуй! Мое сердце и моя совесть осуждают меня, значит, я должен ожидать, что и Ты осудишь меня?» Но такие души должны знать, что ошибочные свидетельства суд не принимает к рассмотрению; неведение, ошибки, предвзятое мнение и самонадеянность — это недостатки не самого судьи, а судейских чиновников, или присутствующих на суде (таких как разум, воля, желания, чувства, плотской характер расстроенный рассудок), или присяжных, выносящих ложные решения; совесть auveiSrfaeug, это, собственно, самосознание. Действия неведения и заблуждения — это не действия самосознания, а некоей слепой силы; суд совести описывается здесь в его процессе, согласно первоначальному его установлению Самим Богом, в соответствии с которым, как этот процесс связан в совести, так он связывается и на небе. Поэтому, совесть наша должна быть хорошо осведомленной, а мы должны прислушиваться к ней и старательно следовать ей.

II. Далее апостол говорит о привилегиях тех, кто имеет перед Богом добрую совесть. У них есть преимущество на небе, в верховном суде — их прошения принимаются там: И, чего не попросим, получим от Него.., ст. 22. При этом предполагается, что просящий не просит и не имеет в виду ничего такого, что было бы противно чести и славе суда или его собственному духовному благу, только в таком случае он может надеяться на то, что получит просимое. Такое можно смело предположить относительно просящих или они сами могут смело предположить, что получат просимое, если учесть их состояние и практическую жизнь: ...Потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним, ст. 22. Послушные души готовы для благословений, им обещано, что они будут выслушаны; те же, что совершают дела, неугодные Богу, не могут рассчитывать на то, что Ему будет угодно выслушивать и исполнять их молитвы, Пс 65:18; Притч 28:9.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 3 глава 22 стих)

Михаил (Лузин) (1830−1887)

и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним

И, чего ни попросим, получим от Него: это новый плод истинной и искренней любви нашей к ближним. Если в сердце, или совести нашей, мир, тишина и спокойствие от любви, то нам не будет отказа ни в какой молитве нашей, все получим от Него, чего бы ни попросили мы, всякая молитва наша будет услышана, по слову Самого Христа (Мф 21:22; Ин 14:13; Ин 16:24). — Потому что соблюдаем и проч.: причина, почему нам не будет отказа ни в какой молитве нашей (разумеется, если молимся и о предмете, достойном молитвы, и если молитва наша сообразна с волею Божиею о нас), та, что мы соблюдаем заповеди Его, которые все заключаются в заповеди о любви к ближним, составляющей союз совершенства (Кол 3:14), и тем делаем благоугодное пред Ним. А соблюдающих по любви к Нему заповеди Его и тем благоугождающих Ему Он Сам любит и делает им по молитве их то, что Ему Самому благоугодно делать для них. «При дерзновении несомненно получим все, что ни попросим у Него. Почему? Потому, что соблюдаем заповеди Его. Ибо кого просят, того весьма много преклоняет к слушанию благопокорность просителей, только бы просили не сомневаясь. А как мы соблюдаем заповеди Его и делаем угодное пред Ним, то и будем надеяться, что молитвы наши будут не напрасны, потому что при искреннем взаимном расположении двоих один обыкновенно действует немедленно в пользу другого» (Феофилакт).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним

И еще плод истинной любви к ближним: в нашей молитве к Богу услышаны будем. Бог любит соблюдающих заповеди Его и делающих угодное Ему, и Сам делает по их молитве. Иисус Христос говорит: и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полýчите (Мф 21:22).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно