Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 3 глава 21 стих)

καταγινωσκη praes. conj. act. от καταγινωσκω (#2861) осуждать, παρρησια (#4244) открытость, доверие, уверенность (см. 2:28). εχομεν praes. ind. act. от εχω (#2400) иметь.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 3 глава 21 стих)

3:4−24 Главная цель этого места Писания — сражение с лжеучителями, исказившими основы истины. Эти стихи расширяют, углубляют и повторяют критерий поведения, о котором Иоанн уже писал (см. 2:3−6,7−11). В стихах 4−10 говорится, что истинные верующие должны вести праведный образ жизни, а в стихах 11−24 говорится о любви, которую христиане должны проявлять к своим братьям по вере. Иоанн очень заботился о том, чтобы христиане знали, как отличить правду от лжи, искренность от лицемерия, истинных верующих от лжехристиан. Он предлагает ряд испытаний в своем послании, чтобы определить обоснованность человеческих притязаний на имя христианина.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 3 глава 21 стих)

3:21 Здесь показано отношение к Богу того, чья совесть чиста перед Богом. Дело не в том, что этот человек жил безгрешно, а скорее в том, что он сразу же признал и оставил свои грехи. Поступив так, он имеет дерзновение перед Богом и смелость в молитве. Таким образом, если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 3 глава 21 стих)

Стихи 20−22. Упомянув о возможности иметь такую привилегию как уверенность или здравое дерзновение пред Богом, апостол I. Обосновывает суд совести и утверждает его авторитет: Ибо, если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все, ст. 20. В данном контексте наше сердце — это наша способность судить о самих себе. Посредством этой благородной, возвышенной способности мы можем познавать самих себя, свои страсти, настроения и поступки и составлять суждение о нашем состоянии перед Богом; то же самое относится и к совести, или силе нравственного самосознания. Эта сила может действовать как свидетель, судья и исполнитель приговора: она может обвинить или извинить; осудить или оправдать. Она определена на это служение самим Богом: дух человека, наделенный такой способностью и силой, — светильник Господень, светильник, зажженный и установленный Господом, чтобы испытывать все глубины сердца, внимательно исследовать и просматривать все тайники — сокровенные уголки и тайные движения внутреннего человека, Притч 20:27. Совесть это Божий наместник, от Его имени она созывает суд и действует от Его имени. Обещание Богу доброй совести.., 1Пет 3:21. Бог — это верховный судья в суде: Если сердце (наше) осуждает нас, то... Бог больше сердца нашего. Он превосходит наше сердце и нашу совесть в силе и суждении, поэтому действия и приговор суда — это действия и приговор Бога, так как:

1. Если совесть осуждает, то и Бог осуждает: Ибо, если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все, ст. 20. Бог больший свидетель, чем наша совесть, Он больше знает против нас, нежели она: Он знает все. Он больший судья, нежели совесть, ибо поскольку Он Верховный Судия, то Его приговор имеет силу и подлежит полному и окончательному осуществлению. Вероятно, именно это имел в виду другой апостол, говоря: «Я ничего не знаю за собою, в том, за что другие осуждают меня. Я не вижу никакого обмана или допущенной неправды в своем домостроительстве и служении. Но тем не менее не оправдываюсь, не моей собственной совести судить, стою я или падаю, оправдательный приговор моей совести, или самосознания, не разрешит спора между мною и вами; так как вы не апеллируете к суждению моей совести, то не будете и руководствоваться ее решением; судия же мне (верховный и окончательный), чей суд должны принять и вы, и я, Господь» (1Кор 4:4). Или:

2. Если совесть оправдывает нас, то и Бог оправдывает: Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу (ст. 21), тогда мы уверены, что Он примет нас теперь и оправдает в великий день страшного суда. Но, возможно, некоторые самонадеянные души могут сказать: «Я рад этому, мое сердце не осуждает меня, а значит и Бог не осуждает». И напротив некоторые благочестивые и трепещущие души, основываясь на предыдущем стихе, готовы воскликнуть: «Господи, помилуй! Мое сердце и моя совесть осуждают меня, значит, я должен ожидать, что и Ты осудишь меня?» Но такие души должны знать, что ошибочные свидетельства суд не принимает к рассмотрению; неведение, ошибки, предвзятое мнение и самонадеянность — это недостатки не самого судьи, а судейских чиновников, или присутствующих на суде (таких как разум, воля, желания, чувства, плотской характер расстроенный рассудок), или присяжных, выносящих ложные решения; совесть auveiSrfaeug, это, собственно, самосознание. Действия неведения и заблуждения — это не действия самосознания, а некоей слепой силы; суд совести описывается здесь в его процессе, согласно первоначальному его установлению Самим Богом, в соответствии с которым, как этот процесс связан в совести, так он связывается и на небе. Поэтому, совесть наша должна быть хорошо осведомленной, а мы должны прислушиваться к ней и старательно следовать ей.

II. Далее апостол говорит о привилегиях тех, кто имеет перед Богом добрую совесть. У них есть преимущество на небе, в верховном суде — их прошения принимаются там: И, чего не попросим, получим от Него.., ст. 22. При этом предполагается, что просящий не просит и не имеет в виду ничего такого, что было бы противно чести и славе суда или его собственному духовному благу, только в таком случае он может надеяться на то, что получит просимое. Такое можно смело предположить относительно просящих или они сами могут смело предположить, что получат просимое, если учесть их состояние и практическую жизнь: ...Потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним, ст. 22. Послушные души готовы для благословений, им обещано, что они будут выслушаны; те же, что совершают дела, неугодные Богу, не могут рассчитывать на то, что Ему будет угодно выслушивать и исполнять их молитвы, Пс 65:18; Притч 28:9.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 3 глава 21 стих)

Григорий Двоеслов (~540−604)

Ст. 21−22 возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним

Как если бы сказал: если мы делаем то, что Он велит, мы получаем то, что просим. Ведь у Бога по необходимости и то, и другое весьма согласуются, чтобы словами действие и действием слова подкреплялись.

Источник: Нравственные поучения на Книгу Иова 18.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 21−22 возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним

Пока ты пребываешь в этой жизни (ибо жизнь — это путь, преодолеваемый всеми людьми), выслушивай увещевания своей совести и не пытайся ее обманывать. Если же ты обманываешь ее, пробегая по жизни, сама совесть, исполняя перед судьей роль истца, будет обвинять тебя и доведет дело до приговора, и ты будешь предан неизбывным наказаниям. Ты не испытаешь этого, если в пути проявишь благорасположение к истцу, принимая его обличения как высказанные с благосклонностью.

Источник: Фрагменты.

Исаак Сирин (~640−700)

возлюбленнии, аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу

Человек не может приобрести надежды на Бога, если прежде, в своей мере, не исполнял воли Его. Ибо надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести, и только при истинном свидетельстве ума нашего имеем мы упование на Бога. Свидетельство же ума состоит в том, что человека нимало не осуждает совесть, будто бы вознерадел о чем-либо таком, к чему обязан он, по мере сил своих. Если не осудит нас сердце наше, дерзновение имамы к Богу. Посему дерзновение бывает следствием преспеяния в добродетелях и доброй совести. Потому мучительное дело — раболепствовать телу. Кто хотя несколько ощутит в себе надежды на Бога, тот не согласится уже по нужде работать этому жестокому владыке — телу.

Источник: Слово 75.

Августин (354−430)

Ст. 21−22 возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним

Что означает: сердце верно почувствует? Оно нам подскажет правду, потому что мы любим, и любовь наша — истинная, не лицемерная, а искренняя, которая ищет спасения братьев и не ожидает от брата иной выгоды, кроме его спасения.

Источник: Трактат на 1-е послание Иоанна.

Экумений († X в.)

Ст. 21−22 возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним

[Апостол] говорит об истинной любви друг к другу. О каком месте [Евангелия идет речь]? О том, где сказано: Как хотите, чтобы поступали с вами люди, поступайте подобным образом и вы с ними. Итак, если мы желаем, чтобы наши ближние искренне и без коварства были расположены к нам, то точно так же и мы должны быть расположены к ним. Но если такова заповедь Господа, то и Сам Он вручит нам Себя при условии, что мы с еще большей готовностью пребудем и утвердимся в Нем. Ведь Он не может отказать в общении с Собой. То есть не тщетны усилия обрести Того, Кто дает нам Свои заповеди, истинность которых Он подтвердил прежде всего на Своем примере. Если дело обстоит так, то при условии выполнения нами всего, что было заповедано, и Он выполнит все, о чем мы будем Его просить, и милость Его будет нам обеспечена.

Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу

Возлюбленные (1Ин 3:2), если сердце наше не осуждает нас и проч.: это новый плод истинной любви к ближним — дерзновение к Богу. Если истинная любовь имеет такую великую силу, что, несмотря на некоторое зазрение совести нашей, успокаивает нас, таинственно примиряя нас с самими собою и с Богом и делая радость жизни нашей совершенною (1Ин 1:4), то это самое сильное и вернейшее свидетельство того, что мы имеем дерзновение к Богу. Дерзновение к Богу есть такое духовное состояние верующего, когда он, питая непоколебимую уверенность в благодатное оправдание себя пред Богом, обращается к Нему с полным и детским доверием во всех своих духовных нуждах и делах, как имеющий свободный доступ к Богу верою в Иисуса Христа и надеждою на исполнение всего просимого (1Ин 2:28; Рим 5:1; Еф 3:12; 1Тим 3:13). Чья совесть спокойна, кто носит в сердце своем мир и радость от истинной и искренней любви к ближним и Богу, тот питает в душе своей сыновнюю доверчивость и уверенность в сыновство свое к Богу и надежду на Бога, по которой он всегда является и явится непосрамленным пред Богом и людьми. Как дитя покоится на груди матери с любовию и доверием на любовь ее и безопасность от кого бы то ни было, так верующий с дерзновением и доверием успокаивает сердце свое в Боге; как дитя с доверием и уверенностию обращается к отцу в непоколебимом доверии на защиту его в нужде и во всем, так верующий с детскою любовию и доверием обращается к Отцу Небесному во всяких нуждах. Такое дерзновение даруется, как плод любви к ближним, тому, чье сердце спокойно и умиротворенно и которого совесть не зазирает и не осуждает.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу

Вот еще плод истинной любви к ближним — дерзновение пред Богом, свободный доступ к Нему или упование на Бога. Чья совесть спокойна пред Богом, тот носит в душе сыновнюю преданность к Богу и надежду на Бога. Как дитя покоится на лоне матери, так он успокаивается в уповании на Бога. И как дитя с полным доверием и надеждою обращается в нуждах своих к матери: так он, с детскою любовью и надеждою, обращается в своих нуждах к Отцу небесному. В таких людях действует Дух Христов К ним относятся слова св. Павла: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим 8:15).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 21−22 возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним

Речь ст. 21, по форме напоминающая противоположное выражение ст. 20, по мысли представляет раскрытие ст. 19: при спокойствии совести, христианин получает не только успокоение духа, но и некоторое дерзновение к Богу, т. е. детскую доверчивость, уверенность в благодатной близости к Богу, в Его любви к человеку, и в том, что всякая законная и достойная Бога молитва его будет услышана (ст. 24). «При дерзновении, несомненно, получим все, что ни попросим от Него. Почему? Потому что соблюдаем заповеди Его. Ибо кого просят, того весьма много преклоняет к выслушиванию благопокорность просителей, только бы просили не сомневаясь. А как мы соблюдаем заповеди Его и делаем угодное пред ним, то и будем надеяться, что молитвы наши не будут напрасны».

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно