Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 3 глава 2 стих)

ουπω (#4037) еще не. εφανερωθη aor. ind. pass, от φανεροω (#5746) прояснять, проявлять, разоблачать, εσομεθα fut. ind. med. (dep.) от ειμι (#1639) быть, οιδαμεν perf. ind. act. от οιδα (#3857) знать. Def. perf. со значением praes. φανερωθη aor. conj. pass, от φανεροω (#5746) являться. Подлежащим гл. может быть Сам Иисус, или же он может относиться к τιεσομεθα (Marshall; Schnackenburg; Westcott). ομοιος (#3927) подобный. Подобие искупленного и усовершенствованного человека Богу — это подобие творения, отражающего славу Творца (Westcott). εσομεθα fut. ind. med. (dep.) от ειμι (#1639) быть, οψομεθα fut. ind. med. (dep.) от οραω (#3972) видеть. О двойственной конструкции см. Marshall; Brown; Smalley.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 3 глава 2 стих)

3:2 мы теперь дети Божии Каждый, кто имеет искреннюю, спасающую веру, становится дитем Божиим в момент уверования (Ин 1:12; Рим 8:16; 2Пет 1:4). Небесная, божественная жизнь, зарожденная в таком человеке, откроется лишь при явлении Иисуса (см. пояснение к Рим 8:19). В ожидании Его явления Дух Святой будет трудиться в нас, преображая нас в образ Христов (см. пояснение к 2Кор 3:18). будем подобны Ему Фраза содержит четвертую характеристику надежды верующего в 2:28−3:3. Когда вернется Христос, Он преобразит каждого верующего в Свой образ, явит в нем Свою природу. Между первой частью стиха («мы теперь дети») и последней («будем подобны Ему») существует кажущееся противоречие. Решение этого противоречия в твердой надежде, что при возвращении Христа верующие испытают полное преображение в Его образ (см. пояснения к Рим 8:29; 1Кор 15:42−49; Флп 3:21). Славная природа этого преображения не поддается описанию; насколько человечество в славе может быть подобно Богу, не становясь при этом Самим Богом, настолько верующие будут подобны Христу.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 3 глава 2 стих)

3:2 Но поняты мы или нет, мы теперь дети Божьи, и это — гарантия будущей славы. Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда Христос откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Это не значит, что в небесах мы будем физически подобны Иисусу. Господь Иисус будет иметь собственную определенную внешность, и следы от голгофских ран будут с Ним повсюду и в вечности. Мы верим, что каждый будет иметь свои отличительные черты и будет узнаваем. Библия не учит, что в небесах все будут выглядеть одинаково. Однако нравственно мы будем подобны Господу Иисусу Христу. Мы будем свободны от осквернения, греха, болезни, горя и смерти.

Как же произойдет это изумительное преобразование? Ответ таков: одного взгляда на Христа достаточно для превращения. Потому что увидим Его, как Он есть. Живя на земле, мы находимся в процессе обретения подобия Христу, верой созерцая Его в Слове Божьем. Но этот процесс окончательно завершится, когда мы увидим Его, как Он есть, ибо видеть Его — значит быть подобными Ему.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 3 глава 2 стих)

Стихи 1−3. Показав достоинство верных последователей Христа, что они рождены от Него, а потому являются близкими родственниками Богу, в этой главе апостол:

I. Предается восхищению благодатью Божией, являющейся источником Его удивительного снисхождения: Смотрите, какую любовь, или какую великую любовь, дал нам Отец, чтобы нам называться, действительно называться (Тот, Кто называет несуществующее как существующее, делает их такими, какими они не были) и быть чадами Божиими! Отец усыновляет всех детей Сына. Сын действительно называет и делает их Своими братьями и тем самым дарует им власть и достоинство быть чадами Божиими. Только удивительно снисходительная любовь вечного Отца могла сделать и назвать таких, как мы, Своими сыновьями — нас, наследников греха по нашей природе, виновных перед Ним и проклятых Им; нас, ставших по своим делам сынами порока, непослушания и неблагодарности! Удивительно, что святой Бог не стыдится называть Себя нашим Отцом, а нас — Своими детьми. Из этого апостол:

II. Заключает, что честь, которой удостоены верующие, превосходит понимание этого мира, ст. 1. Неверующие плохо знают их. Мир потому (или по той причине) не знает нас, ст. 1. Мир совсем не понимает преимущества и блаженства истинных последователей Христа. Они подвергаются все общим бедствиям, земным и временным, их постигает все то, что и других, они даже испытывают больше скорбей, чем все остальные, ибо у них часто бывает основание говорить: Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор 15:19). Поэтому нехристианский мир, живущий видением, не знает того достоинства, тех привилегий и наслаждений, какими христиане уже обладают, ни того звания, которое они носят. Мир плохо себе представляет, что эти бедные, смиренные, презираемые люди — избранники неба и вскоре будут его обитателями. Им легче переносить свое положение в мире, так как их Господь был так же неизвестен миру, как и они: Мир потому не знает нас, что не познал Его, ст. 1. Мир не знал, какой великий Человек некогда странствовал здесь, по земле, что Творец мира был некогда жителем его. Иудейский мир не знал, что Бог Авраама, Исаака и Иакова был одной крови с ними и обитал в их стране; Он пришел к Своим, и Свои не приняли Его. Он пришел к Своим, и Свои распяли Его. Конечно, если бы они познали Его, то не распяли бы Господа славы, 1Кор 2:8. Пусть же последователи Христа смиряются со своей тяжелой долей здесь, на земле, так как они находятся в земле странников, среди людей, мало знающих их, так как с их Господом еще прежде их обращались таким же образом. Далее апостол:

III. Возбуждает в этих верных учениках предвкушение их будущего положения и достоинства. Здесь:

1. Утверждается их почетное родство в настоящее время: Возлюбленные! (вы можете быть нашими возлюбленными, потому что вы возлюблены Богом), мы теперь дети Божии.., ст. 2. Через возрождение мы приобрели природу сыновей Божиих, через усыновление звание сыновей и дух сыновства, а также право на наследство сыновей. Эту честь имеют все святые.

2. Отрицается возможность откровения в настоящее время того блаженства, которое принадлежит и подобает этому родству: ...но еще не открылось, что будем, ст. 2. Слава, подобающая усыновлению и сыновству, откладывается, она сберегается для иного мира. Откровение ее здесь, на земле, положило бы конец ходу событий который должен еще продолжаться. Сыны Божии должны ходить верой и жить надеждой.

3. Определяется время откровения истинного состояния и славы детей Божиих; это будет тогда, когда придет Старший Брат, чтобы призвать их и собрать всех вместе: Знаем только, что когда Он откроется, будем подобны Ему... Когда единородный от Отца, Глава Церкви, явится, тогда явятся и откроются вместе с Ним и Его члены, усыновленные Отцом. И в таком случае они могут с верой, надеждой и искренним желанием ожидать откровения Господа Иисуса, как даже тварь ожидает своего освобождения и откровения сынов Божиих, Рим 8:19. Сыны Божии будут узнаны и откроются миру благодаря своему сходству с Главой: будем подобны Ему — подобны Ему в чести, силе и славе. Их уничиженные тела станут подобны Его славному телу, они исполнятся жизнью, светом и блаженством от Него. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе, Кол 3:4. Далее:

4. Их уподобление Христу объясняется тем, что они увидят Его: ...будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Их подобие Христу будет причиной того, что они увидят Его как Он есть. Все увидят Его, но не так, как они, не как Он есть, не так, как увидят Его жители небес. Нечестивые увидят Его грозным, страшным в Его величии, в великолепии Его совершенств, требующих отмщения. Но дети Божии увидят Его лицо, сияющее радостью и красотой, увидят Его облеченным в Его славу и любезность, в гармонии Его спасительных совершенств. Их подобие Христу сделает их способными видеть Его так, как видят Его сейчас прославленные святые на небесах. Или: созерцание Христа будет причиной их уподобления Ему, это созерцание будет преобразующим: глядя на Него, они преобразятся в Его образ. Далее апостол:

IV. Побуждает детей Божиих стремиться к святости: И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист, ст. 3. Дети Божии знают, что их Господь свят и чист, Он имеет такое чистое сердце и такие чистые глаза, что не может допустить присутствия рядом с Собой какой-либо нечистоты или скверны. Поэтому надеющиеся жить с Ним должны стремиться к полной чистоте от мира, плоти и греха, они должны возрастать в благодати и святости. Не только Господь повелевает им так поступать, но их собственная новая природа тоже побуждает их к этому; более того, надежда на небо внушает им и обязывает их это делать. Они знают, что их Первосвященник свят, чист и непорочен. Они знают, что их Бог и Отец высок и свят, что все общество чисто и свято, что их наследство есть наследство святых во свете. Предаваться греху и нечистоте несовместимо с такой надеждой. Поэтому как мы освящаемся верой, так должны освящаться и надеждой. Чтобы спастись надеждой, надо очищаться ею. Только надежда лицемеров, но не сынов Божиих, допускает удовлетворение нечистых желаний и похотей.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 3 глава 2 стих)

Григорий Палама (~1296−1357)

возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

«Ныне», говорит, «чада Божия есмы». Это — начало усыновления, но — «не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть». Это — завершение, дарованного нам чрез Христа (или — «благодаря Христу») усыновления о Бозе и обновления; о чем также и в Евангелии он же самый говорит: «Даде Христос область верующим во имя Его чадом Божиим быти, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин 1:12−13); ибо говоря, что мы не от плоти, но от Бога родились, Он являет пакибытие и усыновление чрез божественное крещение, о чем он и в послании говорит, что мы «ныне чада Божия есмы». Говоря же, что Он нам дал власть быть чадами Божиими, как будто мы еще не таковые, он показал завершение усыновления; ибо как новорожденный младенец имеет силу от природы стать мудрым, и потенциально он — мудр; с течением же лет, если при этом сшествуют и содействующие развитию обстоятельства, тогда и, действительно, будет мудрым, — так и возрожденный чрез божественное крещение, воистину восприял потенциальную силу, чтобы стать сообразным телу славы Сына Божияго; так что если будет шествовать в новизне жизни, жительствуя согласно Христу и по Его Евангелию, то в воскресении, при происходящей от сего силы для совершенства, уже не верою и надеждою, но самой истиной и вещью возымеет прославленное и чистейшее тело, какое и Сам Господь имел после Воскресения.

Источник: Омилия 16. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа.

Симеон Новый Богослов (949−1022)

возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Подобны то есть Христу, Сыну Божию, ибо царство Божие приемлет только тех, которые подобны Сыну Божию. Подобие сие водворяется чрез исполнение заповедей Божиих; исполнение заповедей бывает от любви ко Христу, как говорит Сам Он: любяй Мя, заповеди Моя соблюдет. Кто исполняет заповеди Христа, тот бывает по подобию Его, потому что в нем воображается Христос, как говорит Апостол Павел: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится в вас Христос (Гал 4:19). Царство Божие не отверзается для того христианина, в коем не вообразился Христос

Источник: Слова (Слово 30-е).

Максим Исповедник (580−662)

возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Вопрос: В каком смысле еще говорит святой Иоанн: Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем? Если еще не открылось, что будем, то почему святой Павел говорит: Нам Бог открыл это Духом [Своим]; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии (1Кор 2:10)? Разве и он любомудрствует тождественным образом о том, «что мы будем»?

Ответ: Святой Евангелист Иоанн говорит, что он не знает образ будущего обожения тех, которые стали здесь чадами Божиими через [совершение] добродетелей по вере, потому что не явилась еще видимо самосущная наличность будущих благ. Ибо здесь мы ходим верою, а не видением (2Кор 5:7). Святой же Павел говорит о том, что по откровению он постиг божественную цель относительно будущих благ, но не [говорит] о том, что познал сам образ обожения, соответствующий [этой] божественной цели. Поэтому, ясно толкуя самого себя, он и говорит: стремлюсь к цели, к почести вышнего звания (Флп 3:14), конечно, желая познать на опыте образ действительного исполнения Божиего и цель обоживающей достойных Силы, познанную им здесь через откровение. Итак, при кажущейся дисгармонии в учении вполне созвучны и единодушны друг с другом [оба Апостола], как движимые одним и тем же Духом. Ибо один исповедует неведение образа будущего благодатного обожения, а другой величественно истолковывает [божественную] цель [его]. А что именно такого образа мыслей придерживался великий Апостол, этому он сам является свидетелем, через все свои божественные слова: то говоря, что упразднится всякое знание и пророчество (1Кор 13:8), то высказываясь, что не почитает себя достигшим (Флп 3:13), то что видит будущее как бы сквозь тусклое стекло, гадательно и что будет время, когда он лицем к лицу (1Кор 13:12) вкусит великой и премысленной благодати чаемых [благ], то исповедуя, что отчасти знает и отчасти пророчествует (1Кор 13:9), то ясно изрекая, что он должен познать, как и сам он познан (1Кор 13:12), как не познавший еще того, что будет познано. И, короче говоря, слова Апостола: Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится (1 Кор1:10), представляются мне тождественными [словам] Богослова: еще не открылось, что будем.

Источник: Вопросоответы к Фалассию.

Иустин (Попович) (1894−1978)

возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, якоже есть

И каждое чадо Божие растит возращение Божие (растет возрастом Божиим — Кол 2:19) в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф 4:13) и увеличивает Церковь, увеличивает тело Церкви со всеми святыми (Еф 3:18; Еф 4:11−16,18; Кол 2:19).

Спаситель нам даровал в Своем Богочеловеческом теле Божественные животворные силы, которые нам необходимы для “христотворения” и “вохристосывания”, для “церкветворения” и “Христооцерквления”, да подобны Ему будем. Это христотворение и христоподобие дает человеку всеобъемлющее представление о Богочеловеке, в полном сиянии Его Богочеловеческих совершенств, поскольку узрим Его якоже есть. Самое глубокое и истинное, единственное и верное познание Христа может быть достигнуто только с “вохристосыванием” и “христотворением”, поскольку мы становимся, как и Он, подобными Ему.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

То должно быть несомненно, что мы будем подобны Ему, когда Он явится нам: дети должны быть подобны Отцу, с Которым они будут вместе; иначе как же можно видеть незримое и неописанное Божество! Видеть такое Существо может только тварь, одаренная некоторым подобием с Ним. Чтобы видеть, например, человека, нужно иметь орган зрения, способный переводить в нашу душу черты видимого человека, по которым мы составляем понятие об нем; или чтобы видеть инфузорию, нужен микроскоп, или такой инструмент, который ничтожную, незримую простым глазом тварь делал бы заметною и удобозримою; словом, каков предмет, таково должно быть и орудие зрения, то есть нужна сообразность между предметом зрения с самым органом зрения. Так как Бог есть Чистейший Дух, то естественно, что для созерцания Его нужен не вещественный дебелый глаз, а совершенно другое зрение — духовное; а как это духовное зрение закрывается теперь телесною нашею оболочкою, которая материальна и груба, то необходимо верить, что эта оболочка утончится до того, что не будет препятствовать нам созерцать предметы мира духовного, будет сама духовною. Итак, когда Бог явится нам опять, мы непременно подобны Ему будем, ибо увидим Его, как Он есть.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 2−3 возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист

Апостол как бы так говорит: из предыдущего вы, без сомнения, узнали, что мы приняты Богом как дети. Хотя это еще не открылось, однако не смущайтесь. Ибо неизвестное ныне сделается явным, когда Он откроется. И мы, оказавшись подобными Ему, наглядно представим свое усыновление; ибо дети, конечно, подобны Отцу. Имея же дерзновение пред Ним, как дети, мы увидим Его как Он есть, впрочем — не по естеству, ибо это невозможно для сотворенного существа, а так, что чистые увидят Чистого, праведные Праведного; ибо подобные пристанут к Подобному. Посему-то перед этим и сказал я только, что мы будем подобны Ему, а не одинаковой природы с Ним; ибо тогда я сказал бы не подобны, а такие же точно; а как этого не будет, то я и сказал: подобны, то есть по качеству славы. Заметить также нужно, что апостол не сказал выше: всякий, кто сделал или сделает правду, но — делающий; ибо добродетели деятельны и имеют бытие только во время совершения, а когда прекратятся или остаются только в намерении, то не имеют и бытия.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Дальнейшее разъяснение того, почему мир не знает сынов Божиих, разъяснение, предваряемое указанием на любовь к ним Бога, в смысле теснейшего общения Его с ними (возлюбленные). — Мы теперь дети Божии: или точнее — мы уже и теперь, с того времени, как уверовали во Христа, доселе и на будущее время будем (если, конечно, не отпадем) дети Божии. Пусть мир не знает нас, пусть не признаёт нас таковыми, пусть отрицает наше сыновство Богу; тем не менее мы действительно и несомненно чада Божии, и в этом качестве имеем право (область) на вечное блаженство и таковым и теперь обладаем. Но как высоко это блаженство сыновства Богу, мы теперь еще и представить себе не можем, так как еще и не открылось теперь, что такое мы будем на небесах при втором пришествии Христовом. Для мира совсем сокрыто, что мы такое, он сего не разумеет; но и от самих верующих еще многое сокрыто, и еще не открылось, что такое мы будем, и если несколько и гадаем о том, то очень темно. Слово Божие, правда, говорит, но в общих чертах, что верующие ожидают себе радости неизглаголанной (1Пет 1:8), наследства нетленного (1Пет 1:4), венца правды (2Тим 4:8), Царства Небесного и проч. т. п., но в чем состоит по существу эта радость, это наследство, венец и проч., каковы их степени и под., в Писании ясно не говорится, и в этой жизни мы понять и выразуметь того не можем. — Знаем только: относительно этой будущей нашей славы, которая откроется в нас, знаем — частию из Божественного откровения вообще, частию из обетований Самого Господа Иисуса, частию из помазания от Святого (1Пет 2:20−27), что, когда откроется то, что в нас сокровенно теперь, но вполне еще не обнаруживается, эти духовные свойства и качества сынов Божиих, состоящие в любви к Богу и единении с Ним сокровенном, в смирении, в терпении, самоотвержении, в преданности Богу и проч., знаем, что, когда это, сокровенное теперь, откроется тогда, в пришествие Христово, в откровении главы и начальника нашей жизни и совершителя Иисуса (Евр 12:2), мы будем подобны Ему — нашему Отцу Небесному, насколько может тварь подобиться Творцу при ее несовершенстве, по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Это уподобление будет состоять в святости (Мф 5:48 и прим). — Увидим Его, как Он есть: увидим Триединого Бога, в особенности Господа Иисуса по Его богочеловеческой природе, так как в Нем обитает всякая полнота Божества телесно (Кол 2:9). — Увидим, как Он есть: конечно, не по существу, что невозможно для человека, но и не в притчах, подобиях и образах, как видим ныне. Теперь мы, как говорит святой апостол Павел (1Кор 13:12), видим Бога как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же увидим лицом к лицу. Лицо Моисея просветилось, когда он увидел славу Божию и беседовал с Богом лицом к лицу (Исх 34:29) и далее; так, когда верующие узрят Бога лицом к лицу, то есть совершеннейшим образом, то и сами прославятся, или просветятся, как солнце (Мф 13:43). «Апостол как бы так говорит: из предыдущего вы, без сомнения, узнали, что мы приняты Богом в дети. Хотя это еще не открылось, однако не смущайтесь. Ибо неизвестное ныне сделается явным, когда Он откроется. И мы, оказавшись подобными Ему, наглядно представим свое сыноположение: ибо дети, конечно, подобны отцу. Имея же дерзновение пред Ним, как дети, мы увидим Его как Он есть, впрочем — не по естеству, ибо это невозможно для сотворенного существа, а так, что чистые увидят Чистого, праведные — Праведного, ибо подобные пристанут к Подобному. Потому-то пред этим только и сказал я, что мы будем подобны Ему, но не одинаковой природы с Ним; ибо тогда сказал бы я: не подобны, а такие же точно; а как этого не будет, то я и сказал: подобны, то есть по качеству славы» (Феофилакт). От видения, или созерцания, Бога апостол производит славу чад Божиих, и, без сомнения, степенью этого видения определяется степень совершенства созерцающего. На таковую степень видения, или созерцания, указывает апостол Павел (1Кор 15:40−42). Чем совершеннее кто познает Бога, тем более просветляется существо познающего. Это замечается и в настоящей жизни: у кого светлее вера, у того совершеннее душа, светлее и чище вся жизнь; по мере видения и ведение и по мере ведения видение, но есть степени ведения и видения. Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам, звезда бо от звезды разнствует во славе, тако и в воскресение мертвых в пришествии и откровении Господнем (Там же).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, чтó будем. Это также объяснение того, почему мир не знает нас. Хотя мы теперь дети Божии, говорит Апостол, несомненно приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим 8:15), как говорит другой Апостол; но еще не открылось, что мы будем. Наше достоинство внутри нас — в любви к Богу, в тайном единении с Ним, в смирении, в терпении, в самоотвержении, в преданности Богу. Неверующие или чувственные и внешние люди не знают сих достоинств: не зная Бога, они не знают и духовных совершенств; судят только по внешнему; а наша слава еще сокрыта, и еще не открылось, чем будем мы в день славного пришествия Спасителя. Потому не сетуйте и не смущайтесь тем, что вас не знают, вас презирают и преследуют неверующие во Христа или не последующие духу Его учения. Но утешайтесь и укрепляйтесь надеждою и упованием.

Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Знаем из Божественного откровения, из обетований Самого Господа Спасителя, что, когда сокровенное ныне сделается явным, когда Господь явится во славе, тогда мы будем подобны Ему, и будем участвовать в Его славе и блаженстве; потому что увидим Его, как Он есть.

Увидим Его, как Он есть. Увидим, или познаем Его, не так, как теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1Кор 13:12), — как познаем чрез веру и чрез видимые творения Божии; тогда будем видеть Его лицем к лицу: тогда, т. е. во второе пришествие Господа на землю, дети Божии будут взирать на Господа не чрез этот тусклый покров бренного тела; тогда, по воскресении из мертвых, облекшись в прославленное, духовное тело, они будут видеть славу и величие Господа Бога совершеннейшим образом.

От видения или ведения производит Апостол будущую славу детей Божиих, или всех истинно верующих в Иисуса Христа: потому что степенью созерцания Бога определяется степень совершенства созерцающего. Чем совершеннее кто познает Бога; тем более просветляется существо познающего. Это можем видеть и в настоящей жизни: у кого светлее вера, у того совершеннее душа, светлее вся жизнь. По степени, в какой принимается человеком свет Боговедения, совершенствуется и его душа — его ум, сердце и воля, мысли, чувства и желания. Когда же праведники, по пришествии Господа на землю во славе, увидят Его совершеннейшим образом; тогда и существо их в высшей степени просветится от света славы Божеской: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф 13:43). В этом озарении светом славы Божеской будет источник их вечного блаженства. Свет лица Божия незаходим, вечен: так нескончаемо и вечно будет и блаженство праведников. Эту истину возвещает Господь Спаситель, когда говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Еще выше и непостижимее для самих чад Божиих будущее блаженство верующих: изображая блаженство праведников в будущем мире, слово Божие представляет его лишь в общих чертах (ср. 1Пет 1:4, 8; 2Тим 4:8 и др.), не касаясь самой его сущности. Известно лишь, что условием будущего блаженства является наше уподобление Богу (ср. Мф 5:48) в праведности, милосердии, святости и др. совершенствах, и что источником неизреченного блаженства для праведников будет лицезрение Божие, когда они будут зреть Бога не тускло и гадательно, а как бы лицом к лицу (1 Кор13:12), — «чистые увидят Чистого, праведные — Праведного, ибо подобные пристанут к Подобному» (Феофил.).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно