Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 3 глава 15 стих)

μισων praes. act. part, от μισεω (#3631) ненавидеть, ανθρωποκτονος (#475) тот, кто убивает человека, убийца, οιδατε perf. ind. act. от οιδα (#3857) знать. Def. perf. со значением praes. εχει praes. ind. act. от εχω (#2400) иметь, обладать. Praes. указывает на обладание, μενουσαν praes. act. part, (adj.) асс. fem. sing, от μενω (#3531) пребывать. Praes. подчеркивает длительное действие.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 3 глава 15 стих)

3:4−24 Главная цель этого места Писания — сражение с лжеучителями, исказившими основы истины. Эти стихи расширяют, углубляют и повторяют критерий поведения, о котором Иоанн уже писал (см. 2:3−6,7−11). В стихах 4−10 говорится, что истинные верующие должны вести праведный образ жизни, а в стихах 11−24 говорится о любви, которую христиане должны проявлять к своим братьям по вере. Иоанн очень заботился о том, чтобы христиане знали, как отличить правду от лжи, искренность от лицемерия, истинных верующих от лжехристиан. Он предлагает ряд испытаний в своем послании, чтобы определить обоснованность человеческих притязаний на имя христианина.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 3 глава 15 стих)

3:15 Ненависть — не очень большое зло в глазах мира, но Бог называет ненавидящего убийцей. Стоит немного задуматься, и мы поймем, что это убийца в зародыше. Есть мотив, хотя убийство может и не совершиться. Таким образом, всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца. Когда Иоанн говорит, что никакой убийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей, он не подразумевает, что убийца не может спастись. Он просто имеет в виду, что человек, явно ненавидящий собратьев, — потенциальный убийца и не спасен.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 3 глава 15 стих)

Стихи 14−19. Едва коснувшись темы святой любви, возлюбленный апостол не может не остановиться на ней более обстоятельно, что он и делает здесь, используя для этого различные аргументы и мотивировки, такие как:

I. Любовь является признаком того, что мы получили евангельское оправдание и перешли от смерти в жизнь: Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев.., ст. 14. По природе мы дети гнева и наследники смерти. Посредством Евангелия (по обетованию или завету Евангелия) наше положение относительно иного мира изменилось. Мы перешли от смерти в жизнь, от осуждения на смерть к праву на жизнь; переход этот осуществился на основании нашего уверования в Господа Иисуса: Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем, Ин 3:36. Мы уверены в этом счастливом изменении: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь; мы знаем об этом по проявлениям нашей веры в Иисуса Христа, одним из которых является любовь к нашим братьям; вера приводит нас к убеждению, что братолюбие есть признак того, что мы оправданы. Это не преданность какой-то партии в общем вероисповедании или привязанность к тем, кто принадлежит к нашей деноминации и разделяет наши мнения и понятия. Эта любовь 1. Подразумевает любовь к человечеству вообще; закон христианской любви, в рамках христианского общества, основывается на всеобщем законе, охватывающем все человеческое общество: Возлюби ближнего своего, как самого себя. Мы должны любить людей, главным образом, по двум причинам:

(1) Как превосходное творение Божие, сотворенное Им, причем по подобию Его. Довод, которой приводит Бог, определяя меру наказания для убийцы, направлен против нашей ненависти к кому-либо из братьев-людей и, следовательно, направлен в защиту нашей любви к ним, ибо человек создан по образу Божию, Быт 9:6.

(2) Как существа до некоторой степени возлюбленные во Христе. Вся человеческая раса — род человеческий, в отличие от падших ангелов, может рассматриваться как искупленный народ, имеющий божественного Искупителя, предназначенного, приготовленного для них и данного им. Ибо так возлюбил Бог мир, именно этот мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную, Ин 3:16. Мир, который Бог так возлюбил, должны любить и мы. Эта любовь должна проявляться в ревностном желании, в усердных молитвах и стараниях обратить и спасти еще не призванных, ослепленных людей этого мира. Желание моего сердца и молитва моя к Богу об Израиле во спасение. Такая любовь способна охватить даже наших врагов.

2. Она включает в себя особую любовь к христианскому обществу, к вселенской Церкви, любовь, питаемую ради ее Главы, поскольку она является Его телом, искуплена и оправдана Им, освящена в Нем и Им; эта любовь, в частности, проявляется в отношении тех членов вселенской Церкви, с кем мы имеем возможность быть лично знакомы или о ком располагаем достоверными сведениями. Мы должны любить их не столько ради них самих, сколько ради Бога и Христа, возлюбивших их. Именно Бога и Христа надо любить и ценить в братьях, или, если хотите, любовь Божию к ним и благодать Христа в них. Эта любовь является плодом веры во Христа и отличительным признаком нашего перехода из смерти в жизнь.

II. И наоборот, ненависть к нашим братьям есть признак нашего мертвого состоянии, нашего пребывания под смертным приговором закона: ...не любящий брата (своего брата во Христе) пребывает в смерти, ст. 14. Он все еще находится под проклятием и осуждением закона. Апостол доказывает это с помощью ясного силлогизма: «Вы знаете, что убийца не имеет жизни вечной, пребывающей в нем, а ненавидящий брата — убийца, поэтому вы не можете не знать, что ненавидящий брата своего не имеет вечной жизни, пребывающей в нем» (ст. 15). Или, как сказано в ст. 14, он пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, ибо ненависть к человеку равносильна ненависти к его жизни и благоденствию, что естественно приводит к желанию лишить его того и другого. Каин возненавидел, а затем и убил своего брата. Ненависть подавляет чувство сострадания к бедному брату и тем самым обрекает его на смерть. Как известно, из ненависти к братьям во все века давались им злые прозвища, ужасные характеристики, возводилась клевета на них, и они подвергались преследованию и мечу. Неудивительно поэтому, что тот, кто хорошо знал сердце человеческое или был научен Тем, Кто знает его совершенно, знает его природную склонность к низким и необузданным страстям и то, к чему они приводят, а также и полноту божественного закона, заявляет о ненавидящем брата своего, что он есть человекоубийца. Итак, кто является убийцей в сердце, по своему настроению и расположению, тот не имеет жизни вечной, в нем пребывающей, ибо таковой помышляет о плотском, а помышления плотские суть смерть, Рим 8:6. Под выражением жизнь вечная, пребывающая в нас, апостол, вероятно, имел в виду обладание внутренним источником вечной жизни, о чем говорил Спаситель в Ин 4:14: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. На основании этого некоторые склонны предполагать, что переход из смерти в жизнь (ст. 14) означает не относительное изменение, заключающееся в нашем оправдании к жизни, но реальное изменение, происходящее при возрождении к жизни, и, соответственно этому, пребывание в смерти упоминаемое в ст. 14, означает пребывание в духовной смерти, как это обычно называется, то есть пребывание в ветхом, мертвом природном состоянии. Но так как эти отрывки более естественно относить к состоянию личности, приговоренной либо к жизни, либо к смерти, то относительный переход из смерти в жизнь доказывается или опровергается на основании обладания внутренним источником вечной жизни или отсутствия его, так как омытие от вины греха нераздельно связано с омытием от скверны греха и освобождением от власти его. Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего, 1Кор 6:11.

III. Пример Бога и Христа должен воспламенять наши сердца святой любовью: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев, ст. 16. Здесь говорится о любви Самого Бога, Того, Кто в Своей собственной личности является Богом, хотя и не Отцом, о том, что Он принял жизнь, чтобы положить ее за нас! Бог пожелал искупить Церковь Своей собственной Кровью — какое снисхождение, какая чудная и непостижимая Божия любовь! И мы должны любить тех, кого так возлюбил Бог, и если у нас есть хоть сколько-то любви к Богу, то, конечно, мы так и будем поступать.

IV. Представив перед нами этот воспламеняющий и обязывающий пример любви и ее мотивы, теперь апостол хочет показать нам, какой должна быть наша христианская любовь и в чем она должна выражаться.

1. В своей наивысшей степени она должна быть такой горячей, чтобы вызвать в нас желание пострадать даже до смерти ради блага церкви, ради безопасности и спасения дорогих братьев: И мы должны полагать души свои за братьев (ст. 16), либо служа им (если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам, Флп 2:17), либо подвергая себя риску, когда это необходимо, ради безопасности и сохранности тех, кто более полезен для славы Божией и созидания Церкви, чем мы. Которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников.., Рим 16:4. Каким мертвым должен быть христианин для этой жизни! Каким готовым расстаться с ней! И каким уверенным в лучшей жизни!

2. В своей следующей степени любовь должна выражаться в сострадании, щедрости и внимательности к нуждам наших братьев: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? (ст. 17). Богу угодно, чтобы некоторые из христиан были бедны, а богатые упражнялись в любви и милосердии. Богу также угодно дать некоторым христианам блага этого мира, чтобы они могли упражняться в милосердии участвуя в нуждах святых. Обладающие земными благами должны больше любить благого Бога и своих братьев и быть готовы раздать свое имущество ради них. Любовь к братьям основывается на любви к Богу, как видно из слов апостола: Как пребывает в том любовь Божия? Любя своих братьев, мы любим в них Бога, а в ком нет братолюбия, в том нет истинной любви к Богу.

3. Я собирался упомянуть о третьей, низшей степени любви в следующем стихе, но апостол предупредил меня, указав, что этой низшей степенью любви, совместимой с любовью к Богу, является благотворительность состоятельных людей. Однако возможны и другие плоды этой любви, поэтому апостол желает, чтобы она была неподдельной и деятельной во всем, насколько позволяют обстоятельства: Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною, ст. 18. Комплименты и лесть не подобают христианину, но искренние выражения святой любви, служение и труд любви.

V. Такая любовь докажет искренность нашего благочестия и даст нам уверенность перед Богом: И вот, по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши, ст. 19. Это великое счастье — быть уверенным в непорочности своего благочестия. Имеющие такую уверенность имеют и святое дерзновение перед Богом, они могут обращаться к Нему, когда мир укоряет и осуждает их. Чтобы достичь уверенности в том, что мы являемся искренними, настоящими христианами, и обеспечить себе внутренний мир, необходимо пребывать в любви и изобиловать делами милосердия по отношению к братьям-христианам.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 3 глава 15 стих)

Григорий Нисский (331/5−~394)

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

А о том, что такое ненависть, узнай от [апостола] Иоанна, глаголющего: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной. Он изгоняет из жизни ненавидящего брата, как человекоубийцу, и даже прямо называет ненависть убийством. Ибо если кто‑нибудь, уничтожая и губя [в себе] любовь к ближнему, вместо друга становится врагом, то такой человек причисляется к неимеющим жизни вечной, поскольку он хранит и [лелеет] в себе скрытую вражду к ближнему.

Источник: О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.

Кесарий Арелатский (470−543)

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

В этом месте следует понимать, что всякий человек — брат, ибо все мы братья во Христе.

Источник: Проповеди 219.

Григорий Палама (~1296−1357)

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Он показывает, что сущее в нас действование любви является сугубым: по отношению к Богу и по отношению к ближнему; хотя и разделяет ее на два проявления, но указывает, что она неразделима, и учит, что любовь состоит из двух нераздельных частей и состоит одна благодаря другой, и называет лжецом всякого того, кто полагает, что для обладания любовью достаточно иметь только одну часть ее без необходимости иметь и другую. Потому что он говорит, что — знак любви к Богу заключается в соблюдении Его слова и заповедей, как и Сам Господь научил, говоря: «Любяй Мя, заповеди Моя да соблюдет»; «Сия есть заповедь Моя, — говорит Он, — да любите друг друга»; «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин 14:21, 15:12, 13:35).

Источник: Омилия 49. В день памяти святого апостола и евангелиста и Христу весьма возлюбленного Иоанна Богослова.

Тихон Задонский (1724−1783)

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Ибо от ненависти последует убийство. Ибо как любящие ближних сохраняют их жизнь и не только не вредят им, но и от вреда предостерегают их и в нуждах помогают им, так и ненавистники, наоборот, или явный вред наносят им, или отнимают нужное, то, чем жизнь сохраняется, или не помогают в бедствии, которое жизнь отнимает, или опечаливают их, что для жизни вредно, и так жизнь их сокращают. Ибо не только тот убийца, который руками, мечом, или каким другим оружием убивает, но и тот, который путь к смерти стелет, или не избавляет от смерти, когда может.

Не помогаешь утопающему в воде, когда можешь, — ты убийца.

Не избавляешь от рук убийц брата твоего, когда можешь — ты убийца.

Не пускаешь в дом свой от мороза трясущегося — ты убийца.

Презираешь уязвленного и лежащего на дороге — ты убийца.

Отнимаешь у ближнего своего одежду, которою он одевается; отнимаешь пищу, которой насыщается — ты убийца.

Не питаешь от голода погибающего — ты убийца.

Не одеваешь от холода трясущегося — ты убийца.

Опечаливаешь брата своего злобой своей — ты убийца.

Клевещешь и злословишь ближнего твоего — как мечом, уязвляешь его языком своим.

Слушай, что Псаломник поет: Сыны человеческие! Зубы их — оружие и стрелы, и язык их — острый меч (Пс 56:5). Словом, отнимаешь у ближнего нужное для жизни — убиваешь его. Не помогаешь бедствующему, когда можешь, — убиваешь брата своего, ибо не отвращаешь способ, через который смерть приходит. Ты не помогаешь ему, другой от этого отказывается, и так без помощи оставшийся брат погибает. Ты, и другой, и третий, которые не помогли ему в бедствии его, в погибели его виновны, ибо могли отвратить погибель его помощью своею, но не хотели; не хотели, поскольку любви не имели.

Источник: Об истинном христианстве.

Иоанн Кассиан (IV—V вв.)

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Если хотим получить высшую божественную награду <…> то не только в наших действиях надо подавлять гнев, но с корнем должен быть извергнут он из сокровенности души <…> ибо всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, именно потому, что сердцем желает убить его.

Источник: Постановления киновитян 8.

Макарий Великий (~300−391)

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

А [Апостол] Иоанн сравнивает ненависть с убийством: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Он сравнивает тайную ненависть к брату с убийством.

Источник: Великое послание.

Иустин (Попович) (1894−1978)

всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть. И весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго в себе пребывающа

Как любовь — это все-добродетель, так и ненависть — это все-порок, поскольку ненависть представляет в брате все плохим. И что плохо в действительности, так это она сама (ненависть). Ненависть существует среди зависти, злобы, злословия, злопамятства, проклятия, ссор, лукавства, убийства и остального зла. Посредством всех этих зол ненависть совершает одну вещь: убивает человека и духовно, и телесно. Как любовь делает бессмертным, так ненависть убивает, умерщвляет. И, конечно, более всего убивает ее носителя и воспитателя, убивает душу. Так что человек, который ненавидит, является убийцей и, конечно, самоубийцей, поскольку ненавистью он убивает свою душу. И когда изливается ненависть, совершается двойное убийство. Во всех случаях ненависть враждебна всем людям. По природе своей зависть есть семя смерти, убийства, человекоубийства, поскольку она изгоняет из человека все бессмертное, Божественное, вечное и, таким образом, создает в нем чувство и осознание, что он весь смертен и что он в действительности не имеет бессмертной души.

И когда человек не признает бессмертия своей души, то он не признает бессмертия души и в других людях. Для него люди — это мертвые существа, в которых нет ни бессмертной души, ни бессмертной, вечной жизни. Поэтому ненавидящий действительно есть убийца. Он убивает и себя самого, и всех людей, и он их убивает, поскольку отрицает в них бессмертную душу и вечную жизнь. И такой воистину есть действительный убийца, действительно кровожадный человекоубийца. Поэтому святой Иоанн Богослов пишет: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Не имея жизни вечной, ненавидящий отвергает ее и в других людях. И всех их он превращает в ограниченные, мертвые существа, и, таким образом, их убивает. Но человекоубийца является всегда и богоубийцей, поскольку для него не существует ни вечной души, ни вечного Бога. Ибо если существует вечная душа, она может быть только творением вечного и бессмертного Бога. Но поскольку для него нет бессмертной души, то не существует и Бога. Это философия жизни каждого человекоубийцы, и у нее два вида — естественный и теоретический.

Идеологически, теоретически человекоубийца тот, кто отрицает Бога и бессмертие души, и тот, кто не признает в людях ничего Божественного и бессмертного. И таков всякий, кто ненавидит брата своего. Но такой человекоубийца есть прежде всего самоубийца, поскольку он не имеет вечной жизни. И он не имеет ее, поскольку ненависть и остальное зло парализует каждое Божественное, бессмертное и вечное ощущение и отвергает всякое осознание его, так что человек не чувствует, не постигает ничего Божественного и вечного. В своем ощущении, в своем постижении он убил Бога и душу. И поэтому он есть и богоубийца и человекоубийца, и прежде всего — самоубийца.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Августин (354−430)

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Также не только к мужчинам относится то, что сказано в Писании: ненавидящий брата своего есть человекоубийца, но заповедь для мужского пола, который Бог сотворил первым, относится и к полу женскому.

Источник: Послания 211.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 15−18 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною

Закончив о Каине и о злых делах, подобных его делу, опять обращается к любви, и говорит, что любовь преклонила Господа положить душу Свою за нас, и что по Его примеру и мы должны полагать души за братьев. Но как это делается редко и немногими, то апостол, как бы пристыжая верных, начиная с небольшого, убеждает к братолюбию. Он говорит как бы так: что говорить о положении души за брата, когда мы видим, что не удовлетворяют братьев своих в необходимом для жизни, и притом не бедные средствами жизни, — об этих я не говорю, — но владеющие богатством целого мира? Посему да постыдятся! Ибо если затворили сердце в этом малом и явились недостойными любви Божией, то что показали бы, когда бы потребовалось большее — умереть за брата? Потом еще продолжает обличать тех, которые ограничивают любовь словом и обнаруживают ее только на языке. Станем, говорит, любить не словом или языком, но делом и истиною.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Беда Достопочтенный (672−735)

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Если кто принял в свою душу чувство ненависти к брату, неужели не станет в своем сердце человекоубийцей? Он не поднял руки на человека, и все же Бог уже смотрит на него как на убийцу. Жертва жива, но палач уже осужден.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Всякий, ненавидящий брата и проч.: не любящий брата есть духовный мертвец, неспособный к духовному оживлению, пока в сердце его не раскроется благодатию Божиею любовь к брату; но ненавидящий брата не только духовный мертвец сам, но еще человекоубийца, как Каин, или, точнее, как диавол, человекоубийца искони (Ин 8:44). Человекоубийство разумеется здесь не столько физическое, как убийство Авеля Каином, сколько духовное, о котором говорит Христос (Мф 5:21−22), убийство ближнего в сердце, скрытым гневом, словом зложелательным, злобным равнодушием и вообще всем тем, чем духовно по ненависти может убивать человек человека. — Вы знаете: из закона как Моисеева, так и вообще из закона божественного (ср. Быт 9:5−6), что никакой человекоубийца, ни убивающий телесно, ни убивающий духовно, не имеет жизни вечной, в общении с Богом и Христом, не имеет в себе божественной и спасительной силы, дарующей духовную и вечную жизнь, которая бы вечно пребывала в нем. Следовательно, человекоубийца, по примеру исконного человекоубийцы, будет пребывать в вечной духовной смерти.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Как прежде, в примере Каина, показал Апостол, до чего доводят отсутствие любви и ненависть; так теперь показывает, что ненависть каждого человека делает человекоубийцею. Кто не имеет благодатной любви к ближнему, в том легко возрождается ненависть к ближнему. Ненависть есть чувство нерасположения, недоброжелательства или зложелательства к ближнему. Кто кого ненавидит, тот не желает его видеть. А такое неприязненное чувство есть злое семя той диавольской вражды или злобы, которая ищет уничтожения человека, решается на человекоубийство. Поэтому ненавидящий брата своего, по учению Богослова, в своем сердце уже есть человекоубийца. Апостол говорит подобно тому, как Господь сказал: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28).

А вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей; не имеет в себе спасительной Благодати, дающей духовную жизнь, которая есть и залог и предначатие вечной блаженной жизни. Если не любящий брата пребывает в смерти; то тем более ненавидящий брата, в сердце своем убивающий человека, чужд той благодатной жизни, которая, силою любви, соединяет человека с Иисусом Христом и, начинаясь в этой жизни, будет продолжаться вечно, как вечен источник её — Иисус Христос, истинный Бог.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно