Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 3 глава 14 стих)

οιδαμεν преф. ind. act. от οιδα (#3857) знать. Def. perf. со значением praes. μεταβεβηκαμεν perf. ind. act. от μεταβαινω (#3553) переходить с одного места на другое, мигрировать, передвигаться (RWP). Perf. указывает на постоянное продвижение к спасению (Schnackenburg). αγαπωμεν praes. ind. act. от αγαπαω (#26) любить. Praes. обозначает привычное действие, αγαπων praes. act. part, от αγαπαω (#26) любить. Subst. part., "тот, кто не любит". Praes. обозначает жизненную привычку, μενει praes. ind. act. от μενω (#3531) пребывать.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 3 глава 14 стих)

3:4−24 Главная цель этого места Писания — сражение с лжеучителями, исказившими основы истины. Эти стихи расширяют, углубляют и повторяют критерий поведения, о котором Иоанн уже писал (см. 2:3−6,7−11). В стихах 4−10 говорится, что истинные верующие должны вести праведный образ жизни, а в стихах 11−24 говорится о любви, которую христиане должны проявлять к своим братьям по вере. Иоанн очень заботился о том, чтобы христиане знали, как отличить правду от лжи, искренность от лицемерия, истинных верующих от лжехристиан. Он предлагает ряд испытаний в своем послании, чтобы определить обоснованность человеческих притязаний на имя христианина.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 3 глава 14 стих)

3:14 Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев. Как замечательно, что спасенный человек абсолютно по-иному относится к христианам. Это один из путей, благодаря которому он получает уверенность в спасении. Человек, который не любит истинное дитя Божье, может утверждать, что он христианин, но Священное Писание говорит, что он пребывает в смерти. Он всегда был мертв духовно и таким остается.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 3 глава 14 стих)

Стихи 14−19. Едва коснувшись темы святой любви, возлюбленный апостол не может не остановиться на ней более обстоятельно, что он и делает здесь, используя для этого различные аргументы и мотивировки, такие как:

I. Любовь является признаком того, что мы получили евангельское оправдание и перешли от смерти в жизнь: Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев.., ст. 14. По природе мы дети гнева и наследники смерти. Посредством Евангелия (по обетованию или завету Евангелия) наше положение относительно иного мира изменилось. Мы перешли от смерти в жизнь, от осуждения на смерть к праву на жизнь; переход этот осуществился на основании нашего уверования в Господа Иисуса: Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем, Ин 3:36. Мы уверены в этом счастливом изменении: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь; мы знаем об этом по проявлениям нашей веры в Иисуса Христа, одним из которых является любовь к нашим братьям; вера приводит нас к убеждению, что братолюбие есть признак того, что мы оправданы. Это не преданность какой-то партии в общем вероисповедании или привязанность к тем, кто принадлежит к нашей деноминации и разделяет наши мнения и понятия. Эта любовь 1. Подразумевает любовь к человечеству вообще; закон христианской любви, в рамках христианского общества, основывается на всеобщем законе, охватывающем все человеческое общество: Возлюби ближнего своего, как самого себя. Мы должны любить людей, главным образом, по двум причинам:

(1) Как превосходное творение Божие, сотворенное Им, причем по подобию Его. Довод, которой приводит Бог, определяя меру наказания для убийцы, направлен против нашей ненависти к кому-либо из братьев-людей и, следовательно, направлен в защиту нашей любви к ним, ибо человек создан по образу Божию, Быт 9:6.

(2) Как существа до некоторой степени возлюбленные во Христе. Вся человеческая раса — род человеческий, в отличие от падших ангелов, может рассматриваться как искупленный народ, имеющий божественного Искупителя, предназначенного, приготовленного для них и данного им. Ибо так возлюбил Бог мир, именно этот мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную, Ин 3:16. Мир, который Бог так возлюбил, должны любить и мы. Эта любовь должна проявляться в ревностном желании, в усердных молитвах и стараниях обратить и спасти еще не призванных, ослепленных людей этого мира. Желание моего сердца и молитва моя к Богу об Израиле во спасение. Такая любовь способна охватить даже наших врагов.

2. Она включает в себя особую любовь к христианскому обществу, к вселенской Церкви, любовь, питаемую ради ее Главы, поскольку она является Его телом, искуплена и оправдана Им, освящена в Нем и Им; эта любовь, в частности, проявляется в отношении тех членов вселенской Церкви, с кем мы имеем возможность быть лично знакомы или о ком располагаем достоверными сведениями. Мы должны любить их не столько ради них самих, сколько ради Бога и Христа, возлюбивших их. Именно Бога и Христа надо любить и ценить в братьях, или, если хотите, любовь Божию к ним и благодать Христа в них. Эта любовь является плодом веры во Христа и отличительным признаком нашего перехода из смерти в жизнь.

II. И наоборот, ненависть к нашим братьям есть признак нашего мертвого состоянии, нашего пребывания под смертным приговором закона: ...не любящий брата (своего брата во Христе) пребывает в смерти, ст. 14. Он все еще находится под проклятием и осуждением закона. Апостол доказывает это с помощью ясного силлогизма: «Вы знаете, что убийца не имеет жизни вечной, пребывающей в нем, а ненавидящий брата — убийца, поэтому вы не можете не знать, что ненавидящий брата своего не имеет вечной жизни, пребывающей в нем» (ст. 15). Или, как сказано в ст. 14, он пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, ибо ненависть к человеку равносильна ненависти к его жизни и благоденствию, что естественно приводит к желанию лишить его того и другого. Каин возненавидел, а затем и убил своего брата. Ненависть подавляет чувство сострадания к бедному брату и тем самым обрекает его на смерть. Как известно, из ненависти к братьям во все века давались им злые прозвища, ужасные характеристики, возводилась клевета на них, и они подвергались преследованию и мечу. Неудивительно поэтому, что тот, кто хорошо знал сердце человеческое или был научен Тем, Кто знает его совершенно, знает его природную склонность к низким и необузданным страстям и то, к чему они приводят, а также и полноту божественного закона, заявляет о ненавидящем брата своего, что он есть человекоубийца. Итак, кто является убийцей в сердце, по своему настроению и расположению, тот не имеет жизни вечной, в нем пребывающей, ибо таковой помышляет о плотском, а помышления плотские суть смерть, Рим 8:6. Под выражением жизнь вечная, пребывающая в нас, апостол, вероятно, имел в виду обладание внутренним источником вечной жизни, о чем говорил Спаситель в Ин 4:14: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. На основании этого некоторые склонны предполагать, что переход из смерти в жизнь (ст. 14) означает не относительное изменение, заключающееся в нашем оправдании к жизни, но реальное изменение, происходящее при возрождении к жизни, и, соответственно этому, пребывание в смерти упоминаемое в ст. 14, означает пребывание в духовной смерти, как это обычно называется, то есть пребывание в ветхом, мертвом природном состоянии. Но так как эти отрывки более естественно относить к состоянию личности, приговоренной либо к жизни, либо к смерти, то относительный переход из смерти в жизнь доказывается или опровергается на основании обладания внутренним источником вечной жизни или отсутствия его, так как омытие от вины греха нераздельно связано с омытием от скверны греха и освобождением от власти его. Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего, 1Кор 6:11.

III. Пример Бога и Христа должен воспламенять наши сердца святой любовью: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев, ст. 16. Здесь говорится о любви Самого Бога, Того, Кто в Своей собственной личности является Богом, хотя и не Отцом, о том, что Он принял жизнь, чтобы положить ее за нас! Бог пожелал искупить Церковь Своей собственной Кровью — какое снисхождение, какая чудная и непостижимая Божия любовь! И мы должны любить тех, кого так возлюбил Бог, и если у нас есть хоть сколько-то любви к Богу, то, конечно, мы так и будем поступать.

IV. Представив перед нами этот воспламеняющий и обязывающий пример любви и ее мотивы, теперь апостол хочет показать нам, какой должна быть наша христианская любовь и в чем она должна выражаться.

1. В своей наивысшей степени она должна быть такой горячей, чтобы вызвать в нас желание пострадать даже до смерти ради блага церкви, ради безопасности и спасения дорогих братьев: И мы должны полагать души свои за братьев (ст. 16), либо служа им (если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам, Флп 2:17), либо подвергая себя риску, когда это необходимо, ради безопасности и сохранности тех, кто более полезен для славы Божией и созидания Церкви, чем мы. Которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников.., Рим 16:4. Каким мертвым должен быть христианин для этой жизни! Каким готовым расстаться с ней! И каким уверенным в лучшей жизни!

2. В своей следующей степени любовь должна выражаться в сострадании, щедрости и внимательности к нуждам наших братьев: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? (ст. 17). Богу угодно, чтобы некоторые из христиан были бедны, а богатые упражнялись в любви и милосердии. Богу также угодно дать некоторым христианам блага этого мира, чтобы они могли упражняться в милосердии участвуя в нуждах святых. Обладающие земными благами должны больше любить благого Бога и своих братьев и быть готовы раздать свое имущество ради них. Любовь к братьям основывается на любви к Богу, как видно из слов апостола: Как пребывает в том любовь Божия? Любя своих братьев, мы любим в них Бога, а в ком нет братолюбия, в том нет истинной любви к Богу.

3. Я собирался упомянуть о третьей, низшей степени любви в следующем стихе, но апостол предупредил меня, указав, что этой низшей степенью любви, совместимой с любовью к Богу, является благотворительность состоятельных людей. Однако возможны и другие плоды этой любви, поэтому апостол желает, чтобы она была неподдельной и деятельной во всем, насколько позволяют обстоятельства: Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною, ст. 18. Комплименты и лесть не подобают христианину, но искренние выражения святой любви, служение и труд любви.

V. Такая любовь докажет искренность нашего благочестия и даст нам уверенность перед Богом: И вот, по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши, ст. 19. Это великое счастье — быть уверенным в непорочности своего благочестия. Имеющие такую уверенность имеют и святое дерзновение перед Богом, они могут обращаться к Нему, когда мир укоряет и осуждает их. Чтобы достичь уверенности в том, что мы являемся искренними, настоящими христианами, и обеспечить себе внутренний мир, необходимо пребывать в любви и изобиловать делами милосердия по отношению к братьям-христианам.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 3 глава 14 стих)

Тихон Задонский (1724−1783)

Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти

Такой хотя телом и живет, но душою мертв есть. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова.

Источник: Об истинном христианстве.

Макарий Великий (~300−391)

мы вемы, яко преидохом от смерти в живот

Вопрос: Поелику иные говорят, что человек, по приятии благодати, преходит от смерти в жизнь; то может ли кто, пребывая во свете, иметь нечистые помыслы?

Ответ: Написано: «наченше духом, ныне плотию скончаваете» (Гал 3:3). Еще говорит Апостол: «облецытеся во вся оружия Духа, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским» (Ефес. 6, 11). По слову сему, два места, на которых человек облекается в оружие и на которых ведет брань с началами и со властями, т. е. во свете, или во тьме. Еще: «яко возмощи вам вся стрелы лукавого разжженныя угасити» (Ефес. 6, 16). И еще: «не оскорбляйте Духа Святого, Божия» (Ефес. 4, 30). И также: «невозможно просвещенных единою, и вкусивших дара Божия и причастников бывших Духа Святого и отпадших обновляти» (Евр 6:4−6). Вот просвещенные и вкусившие отпадают. Видишь, что человек имеет волю согласоваться с Духом, и имеет волю оскорблять Его. Без сомнения же, для того восприемлет оружия, чтоб идти на брань и бороться со врагами; без сомнения, для того просвещен, чтобы воинствовать против тьмы.

Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 27.

Иустин (Попович) (1894−1978)

мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата, пребывает в смерти

Это общее христианское таинство, которое посредством любви переводит из смерти в жизнь, в бессмертие, в вечную жизнь.

Любовь — это единственный мост, который из пропасти смерти приводит из этого — в тот мир, из этой переменной жизни — в ту, вечную. По своей природе Богочеловеческая любовь вечна, вся от Вечного, и от Него черпает свою силу, которой делает бессмертными и вечными живущих ею. Любовь силой Бессмертного Бога господствует над всей смертью и приводит к вечной жизни. Любовью человек действительно воскресает от духовной смерти, от грехолюбия и живет для Бога и в Боге. Христиане посредством любви считают себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 6:11). Мы знаем сознательно, что перешли из смерти в жизнь, что значит, что мы бессмертны, вечны.

Христиане имеют новое восприятие и себя, и ближних своих, они имеют новое знание и ощущают себя и братий своих как бессмертные и вечные сущности.

Это наполняет их сердца Божественной радостью, поскольку евангельская любовь — это сила, которая превращает жизнь в Божественную любовь. Ведь нет большей радости, чем та, чтобы знать и чувствовать, что существуешь ты и рядом с тобой находится бессмертное и вечное существо, то есть твой брат, которого ты любишь. Таким образом все становится прекрасным, и жизнь, которая прежде была тяжестью, искушением, проклятием, становится теперь легкой, одухотворенной, благословенной. Мы знаем таинство смерти и жизни, поскольку посредством Божественной любви мы господствуем над смертью и вступили в вечную жизнь.

Любовь прежде всего нас соединяет с Богом, Который есть источник все-жизни, но и с братьями, которые также вечны в Боге. Вне любви все тлен, смерть: не любящий брата пребывает в смерти. Почему? Потому, что только любовь рассеивает тьму, эгоизм, самолюбие, выводит душу от корыстолюбия, от самообособленности, от личной уединенности и направляет ее во взаимосвязь с братьями, как живыми существами, как носителями жизни.

Кто не любит — пребывает в смерти, пребывает в личных, превременных и изменяемых чувствах, мыслях и расположениях, закрывает себя во тьме, в своем самолюбии, в корыстолюбии, и по причине их разрушаются его душа, его чувства, и умирают, умирают, умирают… И он весь находится в зловонии смерти, душа, которая пребывает в смерти, имеет отвратительный запах смерти, как и все мысли, чувства, пожелания и расположения. От этой все-смертности только Божественная любовь восставляет душу и руководит ее в вечную жизнь. И таким образом вся душа благоухает бессмертием. Только любовь благоухает бессмертием, поскольку благоухает “от Бога”. Живя в евангельской любви, христиане становятся “благоуханием Христа в Боге”, поскольку Господь Иисус Христос, Который Весь Любовь, Весь благоухает от бессмертия, которое живет и существует только в любви.

Поэтому святой Апостол благовествует: Христово благоухание есмы (мы есть) (2Кор 2:15). Любовь есть победитель смерти. Любовь есть спаситель, который спасает нас от смерти. И кто другой есть любовь, если не Христос? Ведь Он Победитель смерти. Он победил и побеждает смерть любовью. Любовь делает бессмертным человеческое существо, поскольку это боготворящая и боготворческая Божественная сила. Хочешь почувствовать себя бессмертным в этом мире? — Люби своих братьев. Люби людей как братьев. В этом заключается истинная радость жизни, радость, которую никто не может забрать от человека ни в этом, ни в том мире: и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин 16:22).

Пребывает в смерти. Кто не любит, тот пребывает в том, что предшествует смерти и порождает смерть. И это грехи, и в них заключается мучение, а в мучении дьявол, который непрестанно и беспрерывно внушает, что смерть есть нечто естественное и логичное, нечто, долженствующее упокоить человека, который не должен бороться с ней, поскольку смерть есть естественный закон, необходимость. Однако христианин весь противоположен этому. Он любовью господствует над смертью, над всеми ее производными, над всеми предтечами и спутниками смерти: над грехом, дьяволом и адом. Поскольку любовь — это все-добродетель, то, как первая и величайшая добродетель, она живет и существует посредством других евангельских добродетелей: молитвы, поста, смиренномудрия, кротости, терпения, милосердия и других, поскольку тот, кто любит брата своего, тот молится за него и постится за него, милостив к нему и смиренномудр, кроток и терпелив к нему. Таким образом, любовь с помощью этих добродетелей господствует над всем тем человеческим, что является злым, греховным, демоническим и оттого — смертным.

Источник: Толкование на 1-е соборное послание св. апостола Иоанна Богослова.


Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства: преображает их из смертных в бессмертные, из временных в вечные. Почему? Потому что любовь и приходит от Бога, Который есть любовь, и возвращается к Богу; любовь — это боготворящая, обожающая, дарующая бессмертие сила, ибо вся она от Бога. Поэтому апостол любви ясно и решительно благовествует: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Любовь — это, собственно говоря, воскресение души из мертвых, восстание от смерти. Не имеющий любви всем существом находится в безысходной темнице смерти без окон, без дверей, без каких-либо просветов: вся его душа, и мысль, и чувство заключены в смерть. Поэтому превыше всего необходима деятельная любовь. Без нее нет воскресения души.

Источник: Подвижнические и богословские главы.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти

Мы знаем: из точного и непреложного слова Самого Христа (Ин 5:24; см. прим), а равно из свидетельства обитающего в нас Святого Духа (1Ин 2:27), и потому несомненно уверены, без всякого прекословия. — Мы перешли из смерти в жизнь: это — то же изречение Самого Господа, повторяемое здесь Иоанном (Ин 5:24). Господь говорит в этом месте Евангелия о воскресении и суде (Ин 5:21−30), и именно о духовном воскресении и суде в настоящей жизни, как образе воскресения и суда телесного при конце мира (см. прим к указ. стихам в Евангелии Иоанновом). В рассматриваемом месте рассматриваемое изречение апостол употребляет и применяет только в отношении к духовно-нравственному воскресению, или оживотворению, или переходу из смерти в жизнь, то есть употребляет изречение Христово в более тесном смысле, чем в каком употребил Сам Христос Духовное воскресение есть то состояние, когда человек, погрязший во грехе, как бы умирает духовно, а потом, очистившись от греха покаянием и слезами, как бы вновь восстает из мертвых. В данном случае, или примере, ненависть есть смерть, любовь есть жизнь; ненавидящий брата или ближнего пребывает в смерти, а любящий пребывает в жизни вечной; кто из этого состояния ненависти или вообще зла выходит и входит в состояние любвеобильного и братского отношения к ближнему, тот переходит от смерти в жизнь, или воскресает духовно. Об этом-то переходе и говорит апостол, указывая, что верующие во Христа и исполняющие заповедь Христову о любви к ближнему самым тем, что приняли веру и полюбили брата, — ожили духовно, или воскресли духовно, перешли из области смерти в царство жизни, из состояния смерти вечной в состояние вечной жизни. — Не любящий брата и проч.: не имеющий братской любви не способен к оживотворению, или благодатному воскресению, он еще в греховном состоянии, благодать в нем еще не действует, он мертв и чужд надежды на жизнь вечную.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти

Так утешая последователей Христовых и ободряя к благодушному перенесению гонений и скорбей, Апостол обращает внимание христиан на то великое благо, которое мы приобретаем во Христе Спасителе. Мы знаем, говорит Богослов, что чрез веру в Иисуса Христа, силою благодати Его, мы перешли из области смерти в царство жизни; избавившись от смерти греховной, мы сделались участниками жизни благодатной, и потому перешли из состояния вечной смерти в состояние вечной жизни, если только до конца этой жизни сохраним живую веру в Иисуса Христа. Господь учит: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:36).

Потому что любим братьев. Истинная любовь к ближним есть любовь по учению Христову. Если мы любим ближних, как братьев во Христе, ради Бога, любим как себя, по заповеди Христовой; то такая любовь есть верный признак того, что мы вступили в благодатную жизнь, живем по Духу Христову. Такая любовь есть плод Святого Духа, есть благодатная любовь и отличительное свойство сынов Божиих, как учит апостол Павел: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим 8:15). Поэтому, кто желает знать, живет ли он благодатною жизнью, тот наблюдай свое сердце и смотри: имеет ли оно такую любовь к ближним, о какой говорит Апостол? Любит ли их ради Бога, как братьев, как детей одного Отца небесного, как искупленных кровью Христовою, как призываемых к вечной жизни? Если есть такая любовь в душе, то благодари Бога, дающего тебе благодать Духа Своего, и храни сей дар до конца жизни, как залог вечной блаженной жизни.

Не любящий брата пребывает в смерти. В ком нет любви к брату, т. е. ко всякому ближнему, тот пребывает еще в греховном состоянии; спасительная Благодать не действует в нем; тот мертв еще по духу и чужд надежды на вечную жизнь. В ком есть действующая любовь к ближним, в том есть оживляющая Благодать: потому что святая любовь к другим есть плод Благодати; а в ком нет сей любви, в том спасительная Благодать не действует, не совершает спасения человека.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно