Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 3 глава 12 стих)

ην impf. ind. act. от ειμι(#1639) быть, χαριν τινος (#5515:5920) ради чего? за что? (RWP). εσφαξεν aor. ind. act. от σφαζω (#5377) закалывать, убивать, забивать. Это слово часто относилось к забою скота, особенно к закалыванию жертвенных животных. Здесь имеется в виду жестокое убийство (Schnackenburg; Marshall; RWP). Каин — типичный ветхозаветный пример злодея. Возможно, еретики были вегетарианцами, поэтому Иоанн сознательно указывает на то, что Каин был земледельцем (Smalley).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 3 глава 12 стих)

3:4−24 Главная цель этого места Писания — сражение с лжеучителями, исказившими основы истины. Эти стихи расширяют, углубляют и повторяют критерий поведения, о котором Иоанн уже писал (см. 2:3−6,7−11). В стихах 4−10 говорится, что истинные верующие должны вести праведный образ жизни, а в стихах 11−24 говорится о любви, которую христиане должны проявлять к своим братьям по вере. Иоанн очень заботился о том, чтобы христиане знали, как отличить правду от лжи, искренность от лицемерия, истинных верующих от лжехристиан. Он предлагает ряд испытаний в своем послании, чтобы определить обоснованность человеческих притязаний на имя христианина.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 3 глава 12 стих)

3:12 Иоанн возвращается к первому описанному случаю нелюбви к своему брату. Каин показал, что был от лукавого, убив брата своего Авеля. Основная причина убийства изложена в словах: «дела его были злы, а дела брата его праведны».


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 3 глава 12 стих)

Стихи 11−13. Апостол, указав, что одним из отличительных признаков детей диавола является ненависть к братьям, берет из этого повод для того, чтобы:

I. Призвать к христианскому братолюбию, основываясь на превосходстве, или древности, или первостепенности относящегося к нему повеления: Ибо таково благовествование (поручение или задание), которое вы слышали от начала (оно относится к главной составной части практического христианства), чтобы мы любили друг друга, ст. 11. Мы должны любить Господа Иисуса и дорожить Его любовью и, следовательно, любить всех, кого любит Он то есть всех наших братьев во Христе.

II. Предостеречь от того, что противоречит братолюбию, от недоброжелательного отношения к братьям, и с этой целью приводит пример Каина. Его зависть и злоба должны удерживать нас от подобных чувств, потому что:

1. Они показали, что Каин был первенцем от семени змея, именно он, старший сын первого человека, был от лукавого. Он подражал диаволу, первому лукавому, и был похож на него.

2. Его зложелательство не знало границ, оно дошло до злого умысла об убийстве и осуществления его — до убийства близкого родственника, и это случилось в начале, когда мир был еще мало заселен. Он убил брата своего, ст. 12. Грех, когда ему предаются, не знает границ.

3. Зложелательство Каина зашло так далеко, в нем было так много диавольского, что он убил своего брата на религиозной почве. Он был раздражен тем, что Авель превзошел его в служении, и позавидовал благоволению, которое тот обрел у Бога. И за это он убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны, ст. 12. Зложелательство внушает ненависть и чувство мстительности к тому, что должно вызывать у нас восхищение и чему нам следует подражать. И далее:

III. Из этого апостол делает заключение: неудивительно, что и теперь так же обращаются с добрыми людьми: Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас, ст. 13. Змеиная природа все еще сохраняется в мире. Сам великий змей еще правит миром как бог его. И неудивительно, что этот змеиный мир шипит и ненавидит вас, принадлежащих к семени жены, поражающему его в голову.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 3 глава 12 стих)

Иустин (Попович) (1894−1978)

не якоже Каин от лукаваго бе, и закла брата своего. И за кую вину закла его? Яко дела его лукава беша, а брата его праведна

Такой человек не считает ни себя, ни людей созданием Божьим, “чадами Божьими”, поэтому и относится к ним как к малозначащим существам или совсем ничего не значащим и часто их губит. Например, Каин заклал своего безвинного брата, потому что ненависть помрачила его духовное зрение, и он не видел брата своего, ни своего телесного (родного) брата, ни своего Божественного собрата, брата по душе. Ненависть, как происходящая от дьявола, связала его с дьяволом, и он родился от дьявола, и все свои мысли и свои его желания он выводил из дьявольской мастерской зла. И, таким образом, он противостал всему Божественному, что было у его брата и, прежде всего, его праведности. И Каин убил своего брата, поскольку дела его были порочны, в то время как дела его брата праведны. Зло стало не только творческой силой его ума и мышления, но и высочайшим критерием, так что Каин был сознательно убийцей, убийцей разумных и здравых своих мыслей, он был сознательно братоубийцей и, более того, богоубийцей. Ведь он хотел убить то, что было в его брате от Бога, его праведность, то есть его правые дела. Никто другой, как святой Иоанн Богослов, не чувствовал и не усмотрел так полно и отчетливо, что наш мир руководится двумя началами и источниками: Богом и дьяволом. Все хорошее в человеческом мире имеет началом и источником Бога, и все плохое имеет началом и источником дьявола. В конечном счете, всякое добро происходит от Бога, и всякое зло — от дьявола.

Посредством своих злых дел Каин изменил на зло свою природу, свою совесть, свой разум. Зло сделало его сродным дьяволу, порождением зла, так что он добровольно родился душой от дьявола и стал чадом дьявола. И, напротив, посредствам благих дел человек изменяет на доброе свою природу, свою совесть, разум, характер, и его порождает это добро и делает его сродным добру, сродным Богу. Также и он добровольно душой рождается духовно от Бога, становится чадом Божьим, сыном Божьим.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

Любили, а не так поступали с ними, как поступил Каин с братом своим Авелем. Убив его. Заповедуемая Христом братская любовь друг ко другу до самоотвержения есть свойство, исключающее ненависть, доходящую и доводящую до братоубийства, первообраз которого был в Каине. — Который был от лукавого, то есть диавола (Мф 13:38−39; Мф 6:13 и прим; Ин 8:44 и прим), по расположению своему душевному и потому сделал дело диавольское, убив брата своего Авеля, по наущению человекоубийцы искони, и став первым сыном диавола и первым человекоубийцей. — Убил: греческое слово означает приносить жертву закланием; заклал Авеля, как бы принесши его в жертву. — А за что убил его?Дела его были злы: дела, как выражение и свидетельство внутреннего состояния, доброго — когда оно хорошо, худого — когда оно злое (ср. Мф 12:34; Мф 15:11, 19 и прим). Дела Каина были злы (дела диавола) и, как таковые, выразились в убиении брата его, которого дела были праведны, и за то он был как бы принесен в жертву. «Апостол примером подтверждает, сколь велико зло — ненавидеть брата. Смотрите, говорит, вот Каин возненавидел брата и убил его, несмотря на то что он родной брат его. Каин имел злые дела отца своего диавола. Авель же, делая правду, был сыном в отношении к Богу. Здесь диавол противополагается Богу, и злые дела — добрым. Потому-то Каин, противоположный брату, убил его» (Феофилакт). Зло противодействует добру и ненавидит доброе, завидуя ему. Каин позавидовал добрым делам брата своего и, ослепленный завистию, возненавидел его и поднял на него руку. Господь Сердцеведец видел душевное расположение обоих братьев и показал одному знамение своего расположения, а другому нет, и этот последний из зависти и досады убил первого, показав второй опыт дела диавола (первый опыт был в раю, когда завистию диавола вошел в мир грех и смерть, — Прем 2:24).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

В пояснение необходимости любить ближних по заповеди Христовой, Апостол указывает на страшные последствия отсутствия этой любви. Слова его можно так соединить: сие есть благовествование, которое слышали вы сначала, чтобы мы любили друг друга, и не были таковы, каков был Каин, который был от лукавого, был сыном или последователем диавола, подражая злобе диавола: Каин возненавидел брата своего, и убил его. — И, показывая, что в этом убийстве Каин точно поступил так, как поступил диавол, по злобе убив прародителей, Адама и Еву, вовлекши их в смертоносный грех, святой Иоанн говорит: А за что убил его? Чем обидел или оскорбил Авель Каина? или похитил его собственность, или возгордился пред ним, или поднял руку против старшего брата? Нет, ничего подобного не было. Как Адам и Ева в раю служили Богу, были угодны Ему и ничем не могли оскорбить диавола, но сей, по злобной зависти, лукаво подверг прародителей падению, и сделался их убийцею (Ин 8:44): так и Каин будучи злонравен и не имея добрых дел, позавидовал добродетелям брата своего Авеля; ослепленный злобною завистью, поднял руку на брата своего и стал первым человекоубийцею в роде человеческом.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно