Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 3 глава 11 стих)

αγγελια (#32) сообщение, послание (см. 1:5). ηκουσατε aor. ind. act. от ακουω (#201) слышать, αγαπωμεν praes. conj. act. от αγαπαω (#26) любить. Conj. с ινα (#2671) в прид., объясняющем αγγελια (RWP; GGBB, 476). Praes. может обозначать длительное, привычное отношение, αλληλους асс. pl. от αλληλων (#253) друг друга, взаимное pron.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 3 глава 11 стих)

3:4−24 Главная цель этого места Писания — сражение с лжеучителями, исказившими основы истины. Эти стихи расширяют, углубляют и повторяют критерий поведения, о котором Иоанн уже писал (см. 2:3−6,7−11). В стихах 4−10 говорится, что истинные верующие должны вести праведный образ жизни, а в стихах 11−24 говорится о любви, которую христиане должны проявлять к своим братьям по вере. Иоанн очень заботился о том, чтобы христиане знали, как отличить правду от лжи, искренность от лицемерия, истинных верующих от лжехристиан. Он предлагает ряд испытаний в своем послании, чтобы определить обоснованность человеческих притязаний на имя христианина.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 3 глава 11 стих)

3:10−11 В этом отрывке речь вновь идет о втором проверочном тесте для тех, кто пребывает в семье Божьей, — проверке на любовь. Начало его дано в 2:7−17. С первых дней появления христианства известно, что любовь к братьям является Божьей заповедью. Под любовью здесь понимается не дружелюбие или обычная человеческая привязанность, но Божественная. любовь.

Мы должны любить других так, как Христос возлюбил нас. В действительности проявлять такую любовь собственными силами невозможно; только сила Духа Святого дает способность так любить.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 3 глава 11 стих)

Стихи 11−13. Апостол, указав, что одним из отличительных признаков детей диавола является ненависть к братьям, берет из этого повод для того, чтобы:

I. Призвать к христианскому братолюбию, основываясь на превосходстве, или древности, или первостепенности относящегося к нему повеления: Ибо таково благовествование (поручение или задание), которое вы слышали от начала (оно относится к главной составной части практического христианства), чтобы мы любили друг друга, ст. 11. Мы должны любить Господа Иисуса и дорожить Его любовью и, следовательно, любить всех, кого любит Он то есть всех наших братьев во Христе.

II. Предостеречь от того, что противоречит братолюбию, от недоброжелательного отношения к братьям, и с этой целью приводит пример Каина. Его зависть и злоба должны удерживать нас от подобных чувств, потому что:

1. Они показали, что Каин был первенцем от семени змея, именно он, старший сын первого человека, был от лукавого. Он подражал диаволу, первому лукавому, и был похож на него.

2. Его зложелательство не знало границ, оно дошло до злого умысла об убийстве и осуществления его — до убийства близкого родственника, и это случилось в начале, когда мир был еще мало заселен. Он убил брата своего, ст. 12. Грех, когда ему предаются, не знает границ.

3. Зложелательство Каина зашло так далеко, в нем было так много диавольского, что он убил своего брата на религиозной почве. Он был раздражен тем, что Авель превзошел его в служении, и позавидовал благоволению, которое тот обрел у Бога. И за это он убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны, ст. 12. Зложелательство внушает ненависть и чувство мстительности к тому, что должно вызывать у нас восхищение и чему нам следует подражать. И далее:

III. Из этого апостол делает заключение: неудивительно, что и теперь так же обращаются с добрыми людьми: Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас, ст. 13. Змеиная природа все еще сохраняется в мире. Сам великий змей еще правит миром как бог его. И неудивительно, что этот змеиный мир шипит и ненавидит вас, принадлежащих к семени жены, поражающему его в голову.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 3 глава 11 стих)

Григорий Двоеслов (~540−604)

Ст. 11−12 ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

Итак, любовь наша всегда должна проявляться и в почтительности речи, и в проявлении щедрости.

Источник: Нравственные поучения на Книгу Иова 21.19.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 11−12 ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

Он [т.е. Каин] поступает нечестиво и своего единокровника предает смерти, как первенца и начаток смерти, и явился учителем для человеческой природы пути к убийству.

Источник: Главы на Пятикнижие.

Иустин (Попович) (1894−1978)

яко се есть завещание, еже слышасте исперва, да любим друг друга

Для святого Иоанна Богослова заповедь исперва, небесная заповедь — это взаимная любовь. Эта любовь показывает, что человек от Бога, и что люди от Бога по происхождению и в обновленном духовном рождении. Может быть, существует человеколюбие (филантропия), которое не знает действительного, онтологического, истинного происхождения человека? Тогда оно (это человеколюбие) неразумно, поскольку во тьме разыскивает происхождение свое от животных, стихий и вещей этого мира.

Человеколюбие и действительная любовь ведет человеческое чувство и разум к Богу. Человек себя и брата, которого он любит, видит “в Боге” и “с Богом” и обнаруживает, что его происхождение и происхождение его брата идет от Бога, в Боге и с Богом. Поэтому и заповедь о любви, заповедь исперва — это всезаповедь во Христе Иисусе. По своей природе любовь разумна, Божественна, и человек по природе разумен и Богоподобен. И эта Божественная, разумная, богочеловеческая любовь для него есть нечто естественное, близкое.

И Бог Слово стал Человеком, чтобы показать эту близость между Богом и человеком, это единство между разнородностью Его природы и сущности. Если речь идет о человеческом роде, имеет силу заповедь любите друг друга, которая существует от начала, исперва человеческого рода. Если речь идет о новом человечестве “во Христе”, о Богочеловечестве, то опять эта заповедь имеет силу, поскольку есть от начала.

И это потому, что должно быть осознано наше Божественное происхождение, поскольку несть от Бога, и не любяй брата своего (1Ин 13:10).

Когда человек любит брата своего, тогда тотчас же чувствует, что и он, и его брат от Бога. Так же, если обращение его в Боге с братом есть любовь, то это, конечно, Божественное обращение любящего с любимым. Когда кто ненавидит брата своего, такой потерял чувство и разум и о Божественном происхождении, и о своей душе, и он ведется сознательно дьяволом, поскольку мы помним, что творяй грех, от диавола есть (1Ин 3:8).

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 11−14 ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти

Апостол примером подтверждает, сколь великое зло — ненавидеть брата. Смотрите, говорит, вот Каин возненавидел брата и убил его, несмотря на то, что он родной брат его. Каин творил злые дела отца своего диавола, Авель же, делая правду, был сыном в отношении к Богу. Здесь диавол противопоставляется Богу, а злые дела добрым. Посему-то Каин, противоположный брату, убил его. Таково объяснение по ходу речи. Но апостол Иоанн изменил этот порядок, имея особое побуждение. Ибо ему, после того, как упомянул о диаволе и о том, что делающие зло становятся детьми его, естественно было выставить в пример того, кто в начале мира поспешил сделаться сыном диавола чрез злые дела. Высказав нужное о Каине и об участи, которую наследуют подражающие ему, опять переходит к любви.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Беда Достопочтенный (672−735)

Ст. 11−12 ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

Господь говорит: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга (Ин 15:12).

Иоанн утверждает, что Каин был от лукавого, поскольку и сам совершал дела лукавого. Где зависть, там братская любовь невозможна; в сердце такого человека живет грех лукавого, то есть дьявола, поскольку дьявол тоже отверг человека из зависти. Дела Авеля — это дела любви; злые дела Каина — дела ненависти к брату. Он не только ненавидит своего брата, он еще и завидует его добрым делам

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец (~312−398)

Ст. 11−12 ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

Поскольку мы имеем приказание от начала, чтобы мы любили друг друга, не следует ненавидеть брата, чтобы мы не оказались во зле, подобно Каину, который убил своего брата.

Источник: На 1-е послание Иоанна.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга

Любовь к ближним, составляющая один из признаков сыновства Богу, есть возвещение, или заповедь, или завещание, которое (ср. 1Ин 2:7, 24) читатели послания слышали от начала, как основную заповедь Христову. — Вы слышали от начала: первые ученики Христовы слышали такую заповедь лично от Самого Господа (Ин 13:34−35; Ин 15:12−13) и передали всем, кому проповедовали учение Христово.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга

Благовествование о том, что надобно любить друг друга, и что это необходимая обязанность каждого ученика Христова, слышали первые ученики Христовы от Самого Иисуса Христа. Господь говорил им: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин 13:34). И эту любовь завещал как отличительный признак Его учеников. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). И опять Господь повторял: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:12, 13). Что слышали Апостолы от своего Учителя и Господа, то, без сомнения, повторяли и сами, проповедуя о спасении чрез веру в Иисуса Христа и следование заповедям Его. Потому и те христиане, для которых писал Богослов свое послание, когда стали слышать евангельскую проповедь, слышали и это благовествование, эту заповедь Господа о любви к ближним.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно