Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 3 глава 10 стих)

φανερος (#5745) ясный, очевидный, проявленный (ММ), ποιων praes. act. part, от ποιεω (#4472) делать, αγαπων praes. act. pari, от αγαπαω (#26) любить.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 3 глава 10 стих)

3:4−10 Стихи говорят о несовместимости человека и греха. Лжеучителя, против которых боролся Иоанн, были сторонниками гностицизма (см. во Вступлении: Исторический фон и предпосылки написания) и недооценивали значение греха и послушания. Придерживаясь философского дуализма, они рассматривали материю как зло от рождения, а следовательно, любой грех, совершенный в физическом мире, не имел последствий для вечной жизни. В этом месте Иоанн перечисляет четыре причины, по которым христиане должны воздерживаться от грехов (Ин 8:31; 34−36; Рим 6:11; 2Ин 9).


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 3 глава 10 стих)

3:10 Есть и четвертое отличие детей Божьих от детей дьявола. Тот, кто не делает правды, — не от Бога. Нет никакого промежуточного состояния. Нет ни одного, кто поступает и так и эдак. Дети Божьи известны своей праведной жизнью.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 3 глава 10 стих)

Стихи 4−10. Доказав обязанность верующих быть чистыми, на основании их надежды на небо и на участие в славе Христа в день Его явления, апостол старается теперь наполнить свои уста и умы верующих множеством доводов против греха и всякой связи с нечистыми бесплодными делами тьмы. Итак, он приводит следующие доводы и аргументы:

I. Природа греха и присущее ему беззаконие. Грех противен закону Божиему: Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (или: всякий, совершающий грех, совершает преступление, то есть нарушение закона), ибо грех есть беззаконие, ст. 4. Грех есть недостаток соответствия, или отсутствие согласия, с законом Божиим, с тем законом, что представляет собой копию божественной природы и чистоты, содержит Его волю для управления миром, соответствует человеческому разуму и введен для блага человечества; он показывают человеку путь блаженства и мира и направляет его к Создателю природы и закона. Свершение греха есть отвержение божественного закона, а это означает отвержение божественного авторитета и, следовательно, Самого Бога.

II. Цель и задача Господа Иисуса в этом мире, и для этого мира, — устранение греха: И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха, ст. 5. Сын Божий явился в нашей человеческой природе и в ней был известен; Он пришел для того, чтобы защитить и возвысить закон Божий Своим послушанием заповедям, покорностью приговору закона и страданиями под его проклятием. Он явился для того, чтобы взять грехи наши, взять вину грехов путем принесения в жертву Себя Самого, прекратить совершение грехов путем насаждения в нас новой природы (ибо мы освящены Его смертью), отвратить и спасти нас от них Своим собственным примером, и (или ибо) в Нем нет греха. Или: Он взял грех, чтобы уподобить нас Себе, а в Нем нет греха. Надеющиеся иметь с Ним общение на небесах должны здесь достигать общения с Ним в наивысшей чистоте. Христианский мир должен знать и принимать во внимание великую цель прихода на землю Сына Божиего — взять наши грехи: И вы знаете (и это знание должно быть глубоким и действенным), что Он явился для того, чтобы взять грехи наши.

III. Грех противоречит подлинному единению, или связи, с Господом Христом: Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает.., ст. 6. Грешить здесь означает то же самое, что и делать грех (ст. 8−9), а делать грех — это значит заниматься грехом. Кто пребывает во Христе, тот не может продолжать грешить. Как живительный союз с Господом Иисусом разрушает власть греха в сердце и в природе человека, так пребывание в грехе препятствует Его правлению в жизни и поведении. Или же отрицательное выражение можно понимать как заменяющее положительное: не согрешает — то есть послушен, соблюдает заповеди Его (искренне и повседневно) и делает благоугодное пред Ним, как сказано в cт. 22. Пребывающие со Христом пребывают в завете с Ним и, следовательно, бодрствуют против греха, препятствующего этому. Они пребывают во свете и в познании Его. Из этого можно заключить, что всякий согрешающий (в жизни которого преобладает грех) не видел Его (в его разуме нет здравого евангельского понимания Христа) и не познал Его, не познал Его на своем личном опыте. Практическое отречение от греха — это главное доказательство спасительного познания Господа Христа, духовного союза с Ним и пребывания в Нем.

IV. Связь между делами правды и состоянием праведности, показывающая, что делание греха несовместимо с праведностью; эта мысль предваряется утверждением, что противоположное мнение является большим обольщением: «Дети! да не обольщает вас никто. Будут те, что превознесут вас как получивших новый свет и принявших христианство и заставят вас поверить, будто ваши познания, исповедание и крещение освобождают вас от необходимости быть осторожными и верными в вашей христианской жизни. Берегитесь такого самообольщения. Кто делает правду, тот праведен». В некоторых местах Священного Писания слово праведность, по-видимому, может переводиться как благочестие, например в Мф 5:10: Блаженны изгнанные за правду.., то есть за благочестие; 1Пет 3:14: Но если и страдаете за правду (за благочестие), то вы блаженны; 2Тим 3:16: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, то есть в благочестии, в его сущности и в его проявлениях. Следовательно, делать правду, противостоять деланию греха, свершению и практикованию его, означает упражняться в благочестии. Итак, упражняющийся в благочестии праведен; он праведен во всех отношениях, он искренен и прав перед Богом. Практическое благочестие не может существовать без принципов непорочности и добросовестности. Праведник имеет праведность, состоящую в прощении греха и в праве на жизнь, праведность, основанную на вменении праведности Посредника. Он имеет право на венец правды, который даст Господь, праведный Судия, согласно Своему завету и обетованию, всем возлюбившим явление Его, 2Тим 4:8. Он имеет общение со Христом, сообразуясь с Божиим законом, будучи в какой-то мере таким же практически праведным, как и Христос; он имеет общение с Ним в своем оправданном состоянии, став относительно праведным вместе с Ним.

V. Связь между грешником и диаволом и основанное на этом намерение Господа Христа и Его служение, направленные против диавола.

1. Связь между грешником и диаволом. Грешники и святые отличаются друг от друга во всем (хотя даже святые являются грешниками в широком значении этого слова); делать грех означает практиковать его так, как это делают грешники, отличающиеся от святых, это означает жить во власти греха, под его господством; кто так живет, тот от диавола, его греховная природа возбуждается диаволом, он согласен с диаволом и угождает ему; он принадлежит к его партии, служит интересам его царства. Диавол является инициатором и покровителем греха, он от начала мира творил грех, искушал грехом и подстрекал к нему.

2. Намерение Христа и Его служение, направленные против диавола: ...Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола, ст. 8. Диавол намеревался и пытался разрушить дело Божие в мире. Сын Божий предпринял против него святую войну. Христос пришел в мир и явился в нашей плоти, чтобы одержать победу над диаволом и разрушить его дела. Грех будет все более и более ослабевать и исчезать, пока полностью не будет уничтожен. Не станем же служить или предаваться тому, что Сын Божий пришел разрушить.

VI. Связь между возрождением и оставлением греха: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха. Рождение от Бога — это совершаемое силой Духа Божиего внутреннее обновление нашей природы, восстановление ее состояния святой непорочности. Рожденный от Бога не делает греха, не творит беззакония, не практикует непослушание, — это противоречит его новой природе и возрожденному состоянию его духа, потому что, как добавляет апостол, семя Его пребывает в нем, то есть слово Божие, в его свете и силе, пребывает в нем (как сказано в 1Пет 1:23: Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век). Или: Рожденное от Духа есть дух посеянный духовный принцип святости пребывает в нем. Возрождающая благодать есть пребывающий принцип. Благочестие, по происхождению своему, не есть искусство, требующее ловкости и умения, а новая природа. И поэтому, как следствие, возрожденный человек не может грешить. Я думаю, что всякий рассудительный толкователь не понимает это в таком смысле, что возрожденный не может совершить греховного поступка. Это противоречило бы 1:9, где нам вменяется как долг исповедовать свои грехи и предполагается при этом, что в этом случае мы имеем право на прощение их. Он не может грешить в том же смысле, в котором апостол говорит, что он не может делать греха. Он не может оставаться на пути греха и практиковать его. Он не может грешить так, чтобы его можно было назвать грешником в противоположность святому или рабу Божиему. И еще: Он не может грешить так, как грешил прежде, до своего возрождения от Бога, или как грешат другие, не родившиеся от Бога. Причина этого заключается в том, что он рожден от Бога, и это должно быть равносильно всем запретам и ограничениям.

1. В его уме есть свет, показывающий, как пагубен грех.

2. Его сердце склонно к ненависти и отвращению к греху.

3. Посеянный в нем духовный принцип, или духовное расположение, сокрушает силу греховных действий и разбивает их. Они происходят у него не от полной власти порока и не завладевают целиком его сердцем, душой и совестью, как это бывает с другими. Дух желает противного плоти. Поэтому относительно такого греха можно сказать: Уже не я делаю то, но живущий во мне грех. С точки зрения Евангелия, если ум и сердце настроены против греха, то считается, что человек не грешит.

4. Сделанный грех вызывает у него чувство смирения и сокрушения о грехе. Рожденный от Бога не может грешить. Здесь можно напомнить о различии между природным и нравственным бессилием. Невозрожденный человек нравственно бессилен для всего, что является добрым с точки зрения благочестия. Возрожденный человек блажен в своем бессилии творить грех. На его способность грешить наложено ограничение, эмбарго (как мы могли бы сказать). Сознательно и добровольно грешить ему претит. О человеке, известном своей честностью, мы обычно говорим: «Он не может лгать, не может мошенничать и совершать другие преступления». Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? (Быт 39:9). Поэтому упорствующие в греховной жизни тем самым показывает, что они не рождены от Бога.

VII. Разница между детьми Божиими и детьми диавола. Они имеют свои отличительные признаки. Дети Божии и дети диавола узнаются так.., ст. 10. В мире существует (согласно древнему признаку различия) семя Божие и семя змея. Семя змеи узнается по следующим двум признакам:

1. По пренебрежительному отношению к благочестию: Всякий, не делающий правды, пренебрегающий правами Бога и своим долгом перед Ним, — ибо благочестие заключается в нашей праведности перед Богом, то есть в исполнение нашего долга перед Ним, — и всякий, кто не делает этого сознательно, не есть от Бога, но от диавола. Диавол есть отец неправедных, или нечестивых, душ.

2. По ненависти к собратьям-христианам: ...и нелюбящий брата своего, ст. 10. Истинных христиан следует любить ради Бога и ради Христа. Кто не любит их, но презирает, ненавидит и преследует, в тех пребывает еще природа древнего змея.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 3 глава 10 стих)

Кирилл Иерусалимский

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Первый виновник греха и отец зла есть дьявол. Это сказал Господь, а не я. Потому что сначала дьявол согрешил (1Ин 3:8). Прежде его никто не согрешил. Согрешил же он не потому, чтобы от природы получил необходимую наклонность к греху (иначе причина греха падала бы на того, кто таковым сотворил его). Он, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался дьяволом, от действий получив это наименование. Ибо, будучи архангелом, после уже, по причине клеветы своей, назван дьяволом и, будучи изначально добрым служителем Божиим, получил себе свойственное имя сатаны.

Источник: Огласительные слова для просвещаемых.

Тихон Задонский (1724−1783)

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Но там, вместо этого, — дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется; или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Ибо одно из двух непременно последует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, как где нет жизни телесной, там смерть телесная. За смертью духовной последует смерть вечная, если душа покаянием истинным не воскреснет.

Источник: Об истинном христианстве.

Иустин (Попович) (1894−1978)

сего ради явлена суть чада Божия и чада дьяволя. Всяк не творяй правды, несть от Бога, и не любяй брата своего

Правдой и любовью узнаются чада Божия. И “чада дьявола” познаются от неправды, ненависти, от греха и беззакония. В действительности в мире существует две семьи — одна Божия и другая дьявольская. Каждый человек должен принадлежать к одной из них. Если он правдив, то принадлежит Богу, если он грехолюбив, то принадлежит дьяволу; несть от Бога не только тот, кто подвизается во зле, но и тот, кто “не творит правды”, не только тот, кто ненавидит брата своего, но и “кто не любит брата своего”.

Это эсхатологическая евангельская Богочеловеческая мерка, которая безусловно показывает, к какому из двух семейств принадлежит человек: к Божьему или к дьявольскому. Правда и любовь. Правда (правдивость) как совокупность всех евангельских добродетелей, любовь же как Божественная сила осуществляет их и является характерной чертой “чад Божиих”, “сынов Божиих” в этом мире. Для них (этих добродетелей) и в них живут дети Божии и через них обретают покой.

Неправда и ненависть — это характерные черты чад дьявола в этом мире. Для них и в них живут они и через них обретают покой. Человеческая сущность вступает в семью Божию, в Царство Божие, только если ее праведность “превосходит праведность книжников и фарисеев” (Мф 5:20), и это значит, что она Божия, Богочеловеческая, а не человеческая, “гуманистическая”, праведность “homo”, только человека.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Беда Достопочтенный (672−735)

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Детей Божиих от детей дьявола отличает только любовь. В ком есть любовь, те рождены от Бога. Те, в ком ее нет, не от Бога. Если у тебя есть все, что угодно, но нет любви, тебе ничто не пойдет на пользу. И напротив: если у тебя ничего нет, но есть любовь, — у тебя есть все, и ты исполнил закон. Всякий, кто любит ближнего, исполнил закон. Полнота закона есть любовь.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец (~312−398)

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Поскольку тот, кто творит справедливость, рожден от Бога, следует, что тот, кто не имеет справедливости, не совершая ее и испытывая ненависть к брату своему, не рожден от Бога никоим образом, разве лишь в том смысле, что рожденным от Него он не является.

Источник: На 1-е послание Иоанна.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Этот стих по конструкции (составу) речи разделяется на две половины, и первую можно относить к предшествующему, а последнюю к последующему, или же обе их можно считать как одно цельное предложение. Отделяя первую половину от второй, можно, по составу речи, ее толковать так: вот как распознаются чада Божии от сынов диавола, то есть теми чертами, которые выше изложил и объяснил апостол (ст. 1−9), так что эту первую половину стиха можно считать сокращением или заключением сказанного в стихах от 1-го до 9-го главы этой. Отделяя вторую половину от первой, можно считать ее как бы оглавлением, или сущностию, того, о чем будет говорить апостол в дальнейших стихах той же главы — о любви к ближним (ст. 11 и далее). Не отделяя одной половины от другой и считая их за одно цельное предложение, можно их толковать так, как толкует наш русский перевод: сыны Божии и дети диавола узнаются так, или следующими чертами: не делающий правды — не от Бога, а следовательно от диавола, а равно и не любящий брата своего — не от Бога, а от диавола. — Так ли, так ли толковать, мысль, в сущности, одна и та же, и препираться о словах нет нужды. Славянский текст по видимому разделяет, русский — соединяет; смысл и русского перевода правильный. — Итак, как бы сокращая все сказанное о сынах Божиих и детях диавола в их существенном различии по их внутреннему расположению, или духу, и по их делам, апостол кратко выражает это различие так: всякий, не делающий правды, то есть не поступающий по воле и закону Божию (1Ин 2:29 и парал.), предающийся тяжким грехам, делающийся рабом греха, не есть от Бога, а от диавола. Точно так же не от Бога и тот, кто не любит или ненавидит брата своего (1Ин 2:10). Следовательно, наоборот, кто творит правду, исполняет волю и заповеди Божии и, ненавидя грех, не предается греховным влечениям, а равно и тот, кто любит брата своего, тот рожден от Бога, чадо Божие, чистое, святое. Таким образом, делание правды, или исполнение закона и заповедей Божиих, есть несомненный признак, или свидетельство, или выражение, сыновства Богу и любви к Нему, которая есть первая и главная заповедь, а любовь к брату или ближнему есть вторая заповедь, подобная первой и главной (ср. Мф 22:36−40). Вот главнейший признак, отличающий сынов Божиих от детей диавола: любовь к Богу от всего сердца и к ближнему своему, как к себе. О таковой любви к ближним и говорит далее апостол.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Сокращая вышесказанное о различии возрожденных в благодатную жизнь и не возрождённых, Апостол говорит: Дети Божии и дети диавола узнаются так, то есть по их внутреннему расположению, или духу, и по их делам Дети Божии не предаются тяжким грехам, не проводят греховной жизни или не делаются рабами греха, водимые Духом Божиим (Рим 8:14); а дети диавола беспечно предаются грехам, следуя греховным желаниям или похотям, и не исполняют заповедей Божиих. Дети Божии, любя Бога, любят и ближних; а дети диавола, не имея любви к Богу, не любят и созданных по образу Божию, своих ближних. Всякий, не делающий правды, — т. е. не исполняющий заповедей Божиих, — не есть от Бога, равно и нелюбящий брата своего. Делание правды, или исполнение заповедей Божиих, есть свидетельство или выражение любви к Богу; а любовь к своему брату, т. е. к каждому человеку, есть исполнение второй наибольшей заповеди Божией, не исполняя которой, нельзя любить Бога, как ниже пишет святой Богослов: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога (1Ин 4:20).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 10−12 дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

Усиливая мысль ст. 8, Апостол говорит, что чужд Бога и свойственник диаволу не только тот, кто сознательно грешит, но и тот, кто а) не делает правды, б) не любит брата своего, — с тем вместе оканчивается данная Апостолом характеристика детей Божиих и детей диавола (ст. 10). Обосновывая далее положение, что не любящий брата — не от Бога, Апостол напоминает христианам, что заповедь о любви христиан друг к другу ведома читателям с самого начала их христианского состояния (ст. 11), разумеется, из учения Самого Господа (Ин 13:34−35; 15:12−13), возвещенного людям апостолами. А чтобы еще более оттенить нравственную обязательность взаимной любви в христианском обществе, Апостол на историческом примере Каина показывает (ст. 12), к каким страшным последствиям приводит нарушение заповеди о любви. «Апостол примером подтверждает, сколь великое дело — ненавидеть брата. Смотрите, говорит, вот Каин возненавидел брата и убил его, несмотря на то, что он был родной брат его. Каин имел злые дела отца своего диавола, Авель же, делая правду, был сыном в отношении к Богу. Здесь диавол противополагается Богу, и злые дела — добрым. Потому-то Каин, противоположный брату, убил его (блаж. Феофил.). Выражением »заклал«, esfaxe, нередко означающим жертвенное заклание (Откр 5:6, 9, 12; 6:4, 9 и др.), оттеняется невинная и мученическая смерть Авеля.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно