Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 2 глава 8 стих)

αληθης (#239) истинный, подлинный. Это слово обозначает не только истинность логического содержания; новизна заповеди любви в настоящее время проявляется в Христе и адресатах письма (Schnackenburg), οτι (#4022) что. Может быть пояснительным, объясняющим новую заповедь ("а именно, что тьма отступает"); может обозначать причину ("потому что тьма уходит"); или же подразумеваются обе идеи (Brown), παραγεται praes. ind. med. (dep.) от παραγομαι (#4135) уходить. Praes. обозначает, что процесс уже начался, тьма уходит (Brooke), φως (#5890) свет, αληθινος (#240) истинный, подлинный, φαινει praes. ind. act. от φαινω (#5743) светить. Обыденный praes., указывает, что это текущее состояние (GGBB, 522).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 2 глава 8 стих)

2:7−11 Любовь между братьями составляет четвертый критерий истинного общения. Критерий поведения прежде всего обращает внимание на послушание заповеди любви, поскольку любовь есть исполнение закона (Mф. 22:34−40; Рим 13:8−10; Иак 2:8), а также новой заповеди Христа (Ин 13:34; 15:12,17). Истинное хождение во свете означает любовь. Свет Бога есть свет любви, поэтому ходить во свете означает ходить в любви.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 2 глава 8 стих)

2:8 Однако эта заповедь не только древняя, но и новая по своему смыслу. Когда Господь Иисус был на земле, Он не только учил учеников любить друг друга, но и показал им живой пример того, что имел в виду. Его жизнь была исполнена любви к другим. Когда Он жил на земле, заповедь истинно в Нем пребывала. Но теперь эта древняя заповедь в некотором смысле является новой. По милости Божьей она истинна не только в Господе Иисусе, но и в верующих. Эти христиане прежде были язычниками, живущими в ненависти и страстях. Теперь они показали пример и реализовали великий закон любви в своей жизни.

Таким образом, тьма проходит, когда люди получают свет Евангелия. Не вся тьма исчезла, ибо многие не пришли ко Христу, но Христос, истинный свет, уже светит, и всякий раз, когда грешники обращаются к Нему, они получают спасение и впредь любят своих верующих братьев.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 2 глава 8 стих)

Стихи 7−11. Седьмой стих можно относить либо к тому, что непосредственно предшествовало ему (тогда не новой, но древней заповедью следует понимать повеление тот должен поступать так, как Он поступал; апостолы внедряли это везде, куда приносили Христово Евангелие), либо к тому, что апостол намерен теперь предложить, — к закону о братолюбии; именно в этом состоит благовествование, слышанное от начала (1Ин 3:11), и древняя заповедь, 2Ин 1:5. Итак, собираясь рекомендовать нам эту заповедь, апостол готов дать пример исполнения ее в своем нежном обращении: «Возлюбленные, которых я люблю той любовью, к которой хочу побудить и вас». Итак, он предлагает заповедь о братолюбии:

I. Как древнюю заповедь: Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала.., ст. 7. Заповедь о любви такая же древняя, как и род человеческий, однако она может допускать различные постановления, усиления и мотивировки. Если бы люди размножились до грехопадения, то они должны были бы любить друг друга как происшедшие от одной крови, сотворенные для обитания на одной земле, как дети Божии, носящие Его образ. После грехопадения, имея обетование о восстановлении, они должны были любить друг друга как связанные родственными узами с Богом, их Творцом, как связанные друг с другом одной кровью и как участники в одной надежде. Когда евреи были выделены в особый народ, они должны были любить друг друга на том основании, что были привилегированными людьми, что им принадлежали завет и сыновство и от них должен был произойти Мессия и Глава Церкви. Новому Израилю Божиему, евангельской Церкви закон любви был дан как включающий в себя новые обязанности. Итак, это была древняя заповедь, то есть слово, слышанное евангельским Израилем от начала, ст. 7.

II. Как новую заповедь: «Но притом, чтобы побудить вас лучше исполнять этот долг, новую заповедь пишу вам, закон нового общества, христианского общества, что есть истинно и в Нем (сущность ее была истинной сначала в Главе Церкви и по отношению к Нему, истинная любовь была и изобиловала сначала в Нем: Он возлюбил церковь и отдал Себя за нее) и в вас. Этот закон записан и в ваших сердцах, вы научены Богом любить друг друга, потому что тьма проходит, тьма ваших необращенных, исполненных предубеждениями умов (будь то иудеев или язычников), ваше прискорбное невежество относительно Бога и Христа проходит, и истинный свет уже светит (ст. 8), свет евангельского откровения засиял жизнью и силой в ваших сердцах, вы познали превосходство христианской любви и основную обязанность, какую она налагает на вас». Из этого мы видим, что основы (и, в частности, основные заповеди) христианства могут быть представлены и как новые, и как старые; реформированное учение, то есть учение реформированных церквей, является и новым и старым: новым, поскольку оно было принесено светом Реформации после продолжительного периода тьмы и очищено от фальсификаций римской церкви. Но оно является и старым, поскольку было дано и слышано от начала. Мы должны понимать, что благодать, или добродетель, что была истинной во Христе, должна быть истинной и в нас, мы должны соответствовать нашей Главе. Чем более рассеивается тьма и чем более просвещает нас евангельский свет, тем более полным должно быть наше повиновение заповедям нашего Господа, независимо от того, считаем ли мы их старыми или новыми. Свет должен производить соответствующее тепло. Поэтому существует еще одно испытание нашего христианского света; выше говорилось об испытании его нашим послушанием Богу, а теперь — христианской любовью.

1. Кому недостает такой любви, тот напрасно думает, что он во свете: Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме, ст. 9. Искренним христианам следует исповедовать, что Бог сделал для их душ, но в видимой церкви часто встречаются души, исповедующие больше того, что имеют в действительности; они говорят, что находятся во свете, что божественное откровение произвело свое действие на их ум и дух и, в то же время, живут в ненависти и вражде со своими братьями-христианами, они не водятся чувством Христовой любви к братьям, следовательно, остаются еще во тьме, хотя и считают себя обращенными в христианскую веру.

2. Кто водится такой любовью, тем самым доказывает, что его свет истинный: Кто любит брата своего (как брата во Христе), тот пребывает во свете.., ст. 10. Он понимает, в чем состоит основа и причина христианской любви, он знает значение и ценность христианского искупления, понимает, как подобает нам любить тех, кого возлюбил Христос. Следствием этого будет: ...и нет в нем соблазна, cт. 10; он не будет соблазном, не будет камнем преткновения для своего брата; он будет остерегаться того, что может ввести его брата в грех или отвратить его от пути веры. Христианская любовь учит нас высоко ценить душу своего брата и опасаться всего, что может повредить его простодушию и миру.

3. Ненависть — это признак духовной темноты: А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме.., ст. 11. Духовный свет исходит от Духа благодати, и одним из первых плодов этого Духа является любовь; поэтому тот, кто одержим злобой против брата во Христе, лишен, конечно, духовного света и во тьме ходит (ст. 11), его жизнь свидетельствует о том, что у него темная душа и темная совесть и он не знает, куда идет; он не видит, куда темный дух ведет его, не видит того, что он приведет его в царство внешней тьмы, потому что тьма ослепила ему глаза, ст. 11. Тьма вырождения, доказываемого этим злобным духом, противоположна свету жизни; где обитает эта тьма, там дух, разум и совесть помрачены, и они сбиваются с пути, ведущего к небесной вечной жизни. Здесь мы можем заметить, что апостол совершенно исцелился от своего вспыльчивого горячего нрава. Было время, когда он предлагал низвести огонь с неба на несчастных невежественных самарян, не принявших их. Но Господь показал ему, что он не знает, какого он духа и куда этот дух его ведет. Теперь же, исполнившись в большей мере Духа Христова, он дышит доброжелательностью к человеку и любовью ко всем братьям. Господь Иисус Христос — великий Господин любви, и Его школа это школа любви. Его ученики — ученики любви, а Его семья семья любви.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 2 глава 8 стих)

Климент Александрийский (~150−~215)

но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Заповедь эта о том, что мрак, как мы понимаем, извращения, прошел и свет истинный вот уже воссиял, тотчас, разумеется, за верой [во Христа].

Источник: Заметки на Кафолические послания.

Иустин (Попович) (1894−1978)

паки заповедь нову пишу вам, еже есть поистине в Нем и в вас: яко тма мимоходит, и свет истинный сей уже сияет

Но сила Божия, Божественная сила, которая создает новую жизнь в людях, новую мысль, новое ощущение в уже “новом” человеке, — это “ветхая заповедь”, которая остается всегда новой. Ведь она постоянно исходит от Бога и разливается на людей в святых добродетелях. Нет сомнения, что Иисус Христос вчера и днесь (сегодня), Той же и во веки (Евр 13:8), и это значит, что Он тот же Богочеловек, Иисус из Назарета, и спасительные силы Его всегда те же, всегда действенны, всегда “новы” и “ветхи”, поскольку вечны. Вечное не значит “устаревшее”, но всегда новое и новое потому, что творческое и животворящее. Когда человек нашего века с верой принимает Богочеловека, посредством Его сразу же как бы “электризуется”, наполняется божественными животворными силами, которые “новотворят” человека полностью, дают ему новые мысли, новые чувства, новую жизнь. И эти мысли бессмертны, и эти чувства бессмертны, и эта жизнь бессмертна и вечна. И насколько человек с помощью святых таинств и святых добродетелей водворяет в себе божественные силы Христа, настолько с необходимостью вынужден бывает отступить грех, тьма греховная от души человека. Это Божественный результат святости и Божьего Просвещения. Тогда человек воспринимает себя и мир вокруг себя как нечто поистине “новое”, божественно новое, поскольку тогда он самого себя и окружающий мир видит в разумном свете. Поэтому святой Иоанн Богослов говорит: Паки заповедь нову пишу вам, еже есть поистинне в Нем и в вас: яко тма мимоходит, и свет истинный сей уже сияет. (Но при том и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит)

Истинный свет вселяется в человека верою в Богочеловека, и весь человек новотворится в Боге (Ин 1:9−13), вновь рождается в жизнь с Богом с помощью Божественных сил, которые находятся в святых добродетелях: в любви, молитве, посте, смирении, радости. Посредством каждой из перечисленных добродетелей истинный свет разливается по всей человеческой сущности, и свет этот окружает человека и его окружающих.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 8−11 но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

Так как послание это соборное, писано обще ко всем, к иудеям и к язычникам, то по отношению к иудеям можно сказать, что апостол пишет им заповедь о любви не новую, а древнюю. Ибо и на скрижалях Моисеевых написано было: люби, после Бога, и ближнего своего, как самого себя (Лев 19,18). Но как, скажет иной, по отношению к язычникам апостол пишет о древней заповеди, когда нигде ничего такого у них не находится? Отвечаем. Закон о любви к ближним написан и у язычников. Как так? Он написан у них на скрижали сердца естественными помыслами. А что помыслы, насажденные в нас с природой, называются естественным законом, в этом может удостоверить апостол Павел, который говорит: вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего (Рим 7,23). Итак, и язычники приняли закон или заповедь древнюю, так как сама природа предписывает нам быть кроткими друг ко другу и ко всему сродному; вследствие сего человек есть животное общественное, а это невозможно без любви. В древних историях записано даже много свидетельств о людях, которые умирали за других, а это есть знак высочайшей любви, как объяснил Спаситель наш, говоря: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Иоан. 15,13). Поскольку же заповедь о любви к ближним дана была и иудеям и язычникам, то апостол и говорит, что при древней заповеди, которую вы слышали, о любви к ближнему, пишу вам еще новую заповедь, которая истинна и в Том, Кто присвоил вас Богу чрез общение с Ним, и в вас, которые вступили в общение с Ним; ибо Он говорит: Я свет пришел в мир (Иоан. 12,46), и истинный Свет, по слову Его, уже светит, а во свете нет тьмы. Пусть же светит истинный свет любви в истинном и нелицемерном расположении к братьям, и тьма ненависти пройдет, то есть исчезнет; ибо такое значение придает слову «проходит» и апостол Павел, когда говорит: ибо проходит образ мира сего (1Кор 7:31).

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Экумений († X в.)

но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Эта заповедь — новая, поскольку заповедь Моисея предназначена не для всех, но дана была сородичем и соплеменником [для своих сородичей и соплеменников]. Она велит любить только друзей, врагов же ненавидеть. Поэтому и говорится: Ты будешь любить друга своего и ненавидеть врага своего (Мф 5:43). Заповедь же Господа и Его апостолов звучит совершенно по-новому, предписывая: Любите врагов ваших и Благодетельствуйте ненавидящих вас (Мф 5:44). [Господь и апостолы] обращают внимание на сущность [человека], данную ему от природы, а не на испорченную лукавством, какая бывает у суетных людей, следующих во всем за своими природными склонностями.

Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Беда Достопочтенный (672−735)

но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Это новая заповедь, поскольку ветхий человек живет во тьме, новый же — во свете. Как и сказал апостол Павел: отложите прежний образ жизни ветхого человека и облекитесь в нового (Еф 4:22−24); и еще: Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе (Еф 5:8).

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Какая же новая заповедь? То, что свет вошел в мир — Господь наш Иисус Христос, через Которого закончилась власть дьявола — духовной тьмы.

Источник: Фрагменты.

Иларий Арелатский (~401−449)

но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

В нем истинно, так как Христос так возлюбил нас, что за нас умер. И в нас истинно, когда мы любим друг друга.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Что есть истинно и проч.: истинно в смысле совершенства и исполнения. Истиной и совершенством явилась эта заповедь о любви, как новая, в Самом Христе Иисусе, так как до Него никто не исполнял ее в таком совершенстве; таковою явилась она и в последователях Христовых, так как верующие в Него силою Его любви и действием Святого Духа понимают и исполняют ее совершеннее, чем как понимали и исполняли ее не только язычники, но и иудеи; в общении с Ним они достигают высокого совершенства, так что эта заповедь о любви есть истинна и в Нем, и в верующих в Него. «Поелику заповедь о любви к ближним дана была и иудеям, и язычникам, то апостол и говорит, что при древней заповеди, которую вы слышали, о любви к ближнему пишу вам еще новую заповедь, которая истинна и в Том, Кто усвоил вас Богу чрез общение с Ним, и в вас, которые вступили в общение с Ним, ибо Он говорит: Я свет пришел в мир (Ин 12:46), и истинный свет, по слову Его, уже светит, а во свете нет тьмы. Пусть же светит истинный свет любви в истинном и нелицемерном расположении к братьям, и тьма ненависти пройдет, то есть исчезнет» (Феофилакт). — Потому что тьма проходит и проч.: тьма и свет в духовном смысле, как ложь и истина, как познание и неведение, как грех и добродетель (см. прим к Ин 1:4−5, 8−9). В этом смысле свет всегда боролся и борется со тьмою; кризис этой борьбы совершился жертвою Христовою на Голгофе. До нее по преимуществу тьма, с нее — по преимуществу свет, тьма начала проходить, свет начал светить; тьма неведения, заблуждений, греха со Христа и от Христа более и более рассеивается и проходит, прогоняемая светом истины Христовой во всех отраслях жизни, и свет от нее светит и просвещает всех, — что есть истинно и в Нем, и в нас и что совершается в любви и любовию.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит

Древнее учение о любви к Богу и ближнему, как оно ни естественно нашей духовной природе и как ни ясно было изображено в Моисеевом законе, действием грехов человеческих помрачено и потеряло силу. С повреждением человека, чрез грех ослабело и угасло в нем истинное ведение заповедей Божеских; ослабли и нравственные силы к исполнению их. Язычники коснели в неведении и пороках; а евреи, читая заповедь Божию о любви, давали ей неправильное значение и ограничивали ее как по предмету, почитая, например, долгом любить только любящих взаимно, так и по действию, выражая свою любовь только внешними действиями. Иисус Христос обновил эту заповедь о любви, раскрыв ее в новом свете, и обличив лжетолкование (Мф 5:20−48); возвысил и утвердил заповедь о любви собственным примером, в совершенстве исполнив волю Бога Отца из любви к Нему и положив душу Свою ради спасения человеков из любви к человекам Иисус Христос обновил сие учение о любви и тем, что дарует верующим в Него благодать, или силу Святого Духа, содействующую человеку в исполнении заповеди о любви. Об этой благодати пишет апостол Павел: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим 8:15). В другом месте: но благодатию Божиею есмь то, что есмь (1Кор 15:10). Также: будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр 12:28).

Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем, и в вас, т.е. во Иисусе Христе и в вас, верующих в Него. Заповедь о любви по истине явилась новою в Иисусе Христе: ибо никто до Него не исполнил в таком совершенстве сию заповедь, как Он исполнил; поистине явилась новою и в последователях Христовых; потому что верующие в Него, просвещаемые и вспомоществуемые благодатью Св. Духа, понимают и исполняют ее совершеннее, чем как древле понимали и исполняли ее не только язычники, но и иудеи. В этом разуме и Иисус Христос говорил Своим ученикам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин 13:34).

Потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Это говорит Богослов по отношению к верующим во Христа. Тьма неведения и заблуждения, с распространением евангельской проповеди, проходит, и свет истинного Боговедения и познание спасительных истин озаряет и просвещает косневших во тьме неведения и заблуждений. Иисус Христос явился на земле как находимое Солнце правды: свет Его учения и спасительной Благодати разгоняет тьму языческого неведения и иудейских заблуждений. Об этой чудной перемене апостол Павел так пишет, призывая к участию в дивных дарах Божиих: Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим 13:12−14).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно