Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 2 глава 5 стих)

τηρη praes. conj. act. от τηρεω (#5498) хранить. Conj. с обобщающим или indef. rel. pron. ος αν, в значении: "любой, кто хранит", αληθως (#242) adv., истинно, ηαγαπη του θεου любовь Бога. Gen. может быть субъектным: "любовь Бога к челове¬ку", объектным: "любовь человека к Богу" или обозначать качество: "божественная любовь" (Marshall). О значении термина "любовь" см. 1 Кор. 13:1; Oda Wischmeyer, "Agape in der ausserchristlichen Antike", ZNW 69 [1978]: 212-38; TLNT; TDNT; EDNT. τετελειωται perf. ind. pass, от τελειοω (#5457) достигать цели, совершать. Предвосхищающий perf. используется по отношению к состоянию, которое является результатом еще не совершенного действия (GGBB, 581). Истинная любовь к Богу — не чувство и не мистический опыт, но моральное повиновение. Доказательством любви служит верность. Такая любовь совершенна (Stott). γινωσκομεν praes. ind. act. от γινωσκω (#1182) знать, εσμεν praes. ind. act. от ειμι (#1639) быть.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 2 глава 5 стих)

2:3−6 Послушание Божьим заповедям составляет третий критерий истинного общения. 1-ое Иоанна представляет два внешних критерия, которые свидетельствуют о спасении: критерий учения и критерий нравственный. Критерий учения состоит в правильной точке зрения на Христа и грех (см. 1:1−4 и 1:5−2:2), в то время как нравственный критерий заключается в послушании и любви (см. также ст. 7−11). В то время как субъективная уверенность в спасении приходит через внутреннее свидетельство Духа Святого (1Ин 5:10; Рим 8:14−16; 2Кор 1:12), критерий послушания дает объективную уверенность, что человек действительно спасен. Послушание есть внешнее, видимое доказательство спасения (см. пояснения к Иак 2:14−26; 2Пет 2:5−11). Отказ лжеучителей повиноваться Божьим заповедям — объективное доказательство того, что они не спасены (Лк 6:46). Те, кто истинно ходит во свете и знает Бога, послушны Его Слову.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 2 глава 5 стих)

2:5 Напротив, когда мы соблюдаем Его слово, тогда любовь Божья совершилась в нас. Любовь Божья означает не нашу любовь к Богу, а скорее Его любовь к нам. Дело в том, что Божья любовь к нам достигла цели через соблюдение нами Его слова. Она достигает своей цели и приближается к завершению, научив повиноваться Ему.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 2 глава 5 стих)

Стихи 3−6. Эти стихи могут рассматриваться как примыкающие к седьмому стиху предыдущей главы, а стихи, расположенные между ними, — как вводное рассуждение об обязанности верующего и облегчении его положения в случае согрешения, вызванное упоминанием о привилегии христианина об очищении от греха Кровью Посредника. В том стихе апостол говорил о благословенном последствии хождения во свете: «...то имеем общение друг с другом — то божественное товарищество и общение, что составляют прерогативу Церкви Христовой». Здесь же он приступает к испытанию, или проверке, нашего света и нашей любви.

I. Испытание нашего света: А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди, ст. 3. Божественный свет и познание Бога составляет красоту и совершенство ума ученикам Посредника подобает быть людьми мудрыми и разумными. Молодые христиане склонны преувеличивать свой недавно приобретенный свет и хвалиться своими собственными знаниями, особенно, если они получили их внезапно, или в течение короткого времени; а старые верующие склонны сомневаться в достаточности и полноте своих познаний, они сетуют на то, что мало знают Бога и Христа, не постигли богатого содержания Его Евангелия. Но эти стихи свидетельствуют, что наше познание истинно, если оно побуждает нас соблюдать Его заповеди. Каждое совершенство Его природы усиливает Его авторитет; мудрость Его определений, богатство Его благодати, величие Его дел говорят в пользу Его закона и правления. Старательное и добросовестное повиновение Его заповедям показывает, что восприятие и разумение этих свойств Бога оказало благотворное влияние на душу; поэтому из этого следует противоположное заключение: Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины, ст. 4. Исповедующие истину часто стыдятся своего невежества или стыдятся признаться в нем, они нередко претендуют на большие достижения в познании божественных тайн: Вот, ты... хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь (по твоему мнению) лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых... (то есть годишься для этого), Рим 2:17−19. Но что это за познание Бога, если оно не приводит к пониманию того, что Он более всех достоин самого полного и ревностного послушания? А если такое понимание есть, но оно все-таки не приводит к сердечному послушанию, то как тщетно и поверхностно такое познание! Неповиновение Божиим заповедям опровергает и постыжает претендующих на познание Бога, оно обнаруживает лживость их похвал и претензий и показывает, что у них нет ни благочестия, ни честности.

II. Испытание нашей любви: А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем, ст. 5. Соблюдать слово Божие, или слово Христа, означает свято следовать ему во всех своих действиях и поступках; в том, кто так делает, истинно любовь Божия совершилась. Возможно, некоторые могут понимать под этим Божию любовь к нам. Действительно, Его любовь к нам не может совершиться (то есть достичь своей совершенной цели и принести совершенный плод) без практического послушания Его слову с нашей стороны. Мы избраны к тому, чтобы быть святыми и непорочными пред Ним в любви; мы искуплены, чтобы быть народом особенным, ревностным к добрым делам; мы прощены и оправданы, чтобы стать причастниками Духа Божиего для освящения нашего; мы освящаемся, чтобы ходить путями святости и послушания; ни одно действие Божией любви, которое совершается в нас, не достигает должной цели, должного результата и эффекта без нашего святого послушания слову Божиему. Но, скорее всего, эти слова указывают на нашу любовь к Богу, как и в cт. 15: ...В том нет любви Отчей (к Отцу), а также в 3:3: ...Как пребывает в том любовь Божия? Итак, свет должен воспламенять любовь, а любовь должна и будет соблюдать слово Божие. Она ищет, чем угодить и послужить Возлюбленному, и найдя, что Ему можно угодить исполнением Его воли, усердствует и истощает себя: так доказывается любовь, так она достигает своего совершенного (или полного) действия и наслаждения, и из сего (из почтительного соблюдения воли Божией, или Христовой) узнаем, что мы в Нем (ст. 5), узнаем, что принадлежим Ему и объединены с Ним тем Духом, Который возвышает нас до этого послушания и содействует ему. Если же мы признаем наше родство и единство с Ним, то это налагает на нас дальнейшее обязательство: Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступая, ст. 6. Господь Христос был жителем этого мира, ходил здесь, на земле, и здесь дал нам прекрасный пример полного послушания Богу. Тот, кто заявляет, что является Его последователем и пребывает в Нем, должен и поступать так, как поступал Он, по Его образцу и примеру. Приверженцы древних философских школ с большим почтением относились к велениям и образу жизни своих уважаемых учителей; тем более христиане, говорящие, что они пребывают со Христом и во Христе, должны стараться походить на своего непогрешимого Учителя и Главу, подражать Его образу жизни и следовать Его заповедями: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам, Ин 15:14.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 2 глава 5 стих)

Григорий Двоеслов (~540−604)

Ст. 5−6 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал

Мы истинно любим Бога, если ради заповедей Его ограничиваем себя в наших наслаждениях.

Источник: Гомилии на Евангелия.

Лев Великий (440−461)

Ст. 5−6 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал

Следовательно, в Ком для нас надежда вечной жизни, в Том же и образ терпения. Впрочем, мы пользуемся описанием ложного заявления, если мы не следуем установлениям Того, именем Которого гордимся, которые повсюду не были бы для нас обременительны и освободили бы нас от всех опасностей, если бы мы не любили ничего другого, кроме того, что Он приказывает любить.

Источник: Проповеди.

Иустин (Попович) (1894−1978)

а иже аще соблюдает слово Его поистинне, в сем любы Божия совершенна есть. О сем разумеем, яко в Нем есмы

Любовь ко Христу — это сила, которая укрепляет, воодушевляет и дает силу человеку к исполнению Его заповедей (Ин 14:21). Познание Христа является плодом любви ко Христу. И любовь ко Христу выражается в исполнении заповедей Христовых и Его Евангелия. Поэтому Евангелие от начала до конца является собранием заповедей Господних. Тот, кто живет и действует по-евангельски, знает Христа и истину о Нем, потому что любит Его. Кто хочет оценить и уяснить свое познание о Христе, тот пусть примет во внимание свои евангельские дела, и кто хочет уяснить, насколько любит Иисуса, пусть откроет это своими поступками по Евангелию. Эти дела и поступки ему сразу скажут, какова Его любовь ко Христу и знание о Нем. Поэтому святой Иоанн Богослов благовествует: А иже аще (если кто) соблюдает слово Его поистинне, в сем любы Божия совершенна есть. О сем разумеем, яко в Нем есмы (т. е. что мы в Нем). Все евангельские дела происходят от любви и вооружают всякого, и руководят его к совершенству. Когда же любовь является совершенной? Она совершенна, когда всю душу человека посредством евангельской жизни ведет ко Христу, и она заставляет все создание жить во Христе и ради Христа. Совершенная любовь исполняет все заповеди Христа, о сем разумеем, яко в Нем есмы. Когда Он не пребывает в нас, тогда и мы не в Нем, а наоборот — против Него.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Беда Достопочтенный (672−735)

Ст. 5−6 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал

Значит, тот поистине познал Бога, кто соблюдением Его заповедей доказывает, что в нем есть любовь Божия. Ведь знать Бога и есть любить Его. Из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал, то есть по любви молиться даже за врагов: Отче, прости им (Лк 23:34).

Источник: О семи Кафолических посланиях


Последуем же за Ним всеми силами нашего разума и, дабы заслужить право войти в двери Его Царства, приложим все силы к тому, чтобы жить так же, как жил и Он во время Своего пребывания на земле.

Источник: Гомилии на Евангелия 2.11

Дидим Слепец (~312−398)

Ст. 5−6 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал

Когда кто действительно от всей души и от всего сердца любит Бога и соблюдает слова Его повеления, то из самого дела узнается, что он имеет любовь к Богу, чем и опровергается это обвинение. Бога любят, когда соблюдают слова Его.

Источник: На 1-е послание Иоанна.

Иларий Арелатский (~401−449)

Ст. 5−6 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал

Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась, потому что любовь выдерживает все в исполнении заповедей.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий


Тремя способами мы пребываем в Нем: через посредство веры, через посредство надежды, через посредство любви. В нас пребывает Бог через терпение и смирение.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин) (1830−1887)

а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем

Кто соблюдает, в том любовь: познание, любовь и исполнение заповедей суть понятия, взаимно себя предполагающие и взаимно себя сопоставляющие и восполняющие. Познание возбуждает любовь, и совершенствуется им и ею то, что сосредоточивается в исполнении заповедей, и взаимно. Но если одно качество не восполняется другим, то полнота и совершенство не достигаются. Если познание не сопутствуется любовию, то, значит, любовь несовершенна; совершенства она достигает в том случае, когда в ней полно и познание, и действие, то есть исполнение заповедей. — Истинно любовь Божия: любовь Бога Отца и любовь Христова, отражаемая в любви такового человека, по изречению Самого Христа: да будут все (верующие) едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:21 и прим и парал.). Разумеется нравственное общение верующих с Богом во Христе по силе любви и человека к Богу, и Бога к человеку. — Совершилась: или совершенна; не в том смысле, что любовь достигла последней степени совершенства, так как в настоящей жизни она не может достигнуть совершенной полноты и может только постепенно совершенствоваться по образу любви Божественной, полной и всесовершенной, но в том смысле, что любовь, свидетельствуемая исполнением заповедей, есть любовь истинная, спасительная. — Из этого узнаём и проч.: соблюдение заповедей Христовых, или слова Его, в смысле совокупности всех заповедей закона Его (ст. 5; 1, 10), показывая, что человек имеет истинную любовь к Богу, свидетельствует и о том, что исполняющий заповеди Его состоит в общении, или единении, с Богом во Христе и Святом Духе, о Котором молился Христос: да будут все едино, как мы с Тобою, Отче (Ин 17:21).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем

Богослов показывает, как естественно истинному познанию Бога раскрываться чрез исполнение заповедей Божиих или учения Христова. Познание возбуждает любовь, а любовь совершенствуется исполнением слова Божия. Если знание возбуждает только внутреннее расположение или стремление любви, — любовь еще не достигает совершенства; а когда любовь обнаруживается в действиях, чрез исполнение заповедей Божиих, тогда она достигает совершенства, или становится любовью полною, обнимая и внутреннюю, и внешнюю сторону человека, по мере его приемлемости.

Любовь Божия совершилась. Это не означает того, будто любовь достигла последней степени совершенства: в этой жизни она может постепенно более совершенствоваться по образцу любви Божеской, всесовершенной, и не может достигнуть последнего предела; но означает то, что любовь, свидетельствуемая исполнением заповедей Божиих, есть истинная любовь, угодная Богу и спасительная для души.

Из сего узнаем, что мы в Нем. Соблюдение слова Божия, или исполнение заповедей Божиих, показывая истинную любовь к Богу, свидетельствует и о том, что соблюдающий заповеди — в единении с Богом, что Бог благоволит к нему, и благодать Божия осеняет его. Если есть в нас такая деятельная любовь к Богу, искренно ревнующая об исполнении заповедей Божиих, то это показывает, по слову Богослова, что мы в Боге, — что благодать Божия осеняет нас и действует в нас.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно