Иоанн описывает повиновение верующего в трех областях: соблюдать Его заповеди (ст. 3); соблюдать Его слово (ст. 5); поступать так, как Он поступал (ст. 6). Здесь прослеживается определенное развитие мысли. Соблюдать Его заповеди — значит повиноваться учению Господа Иисуса, изложенному в НЗ. Для того чтобы соблюдать Его слово, нужно не только повиноваться написанному, но и желать делать то, что угодно Богу. Поступать так, как Он поступал, — а это полное выражение Божьего стандарта для Его народа, — значит жить так, как жил Иисус.
I. Испытание нашего света: А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди, ст. 3. Божественный свет и познание Бога составляет красоту и совершенство ума ученикам Посредника подобает быть людьми мудрыми и разумными. Молодые христиане склонны преувеличивать свой недавно приобретенный свет и хвалиться своими собственными знаниями, особенно, если они получили их внезапно, или в течение короткого времени; а старые верующие склонны сомневаться в достаточности и полноте своих познаний, они сетуют на то, что мало знают Бога и Христа, не постигли богатого содержания Его Евангелия. Но эти стихи свидетельствуют, что наше познание истинно, если оно побуждает нас соблюдать Его заповеди. Каждое совершенство Его природы усиливает Его авторитет; мудрость Его определений, богатство Его благодати, величие Его дел говорят в пользу Его закона и правления. Старательное и добросовестное повиновение Его заповедям показывает, что восприятие и разумение этих свойств Бога оказало благотворное влияние на душу; поэтому из этого следует противоположное заключение: Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины, ст. 4. Исповедующие истину часто стыдятся своего невежества или стыдятся признаться в нем, они нередко претендуют на большие достижения в познании божественных тайн: Вот, ты... хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь (по твоему мнению) лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых... (то есть годишься для этого), Рим 2:17−19. Но что это за познание Бога, если оно не приводит к пониманию того, что Он более всех достоин самого полного и ревностного послушания? А если такое понимание есть, но оно все-таки не приводит к сердечному послушанию, то как тщетно и поверхностно такое познание! Неповиновение Божиим заповедям опровергает и постыжает претендующих на познание Бога, оно обнаруживает лживость их похвал и претензий и показывает, что у них нет ни благочестия, ни честности.
II. Испытание нашей любви: А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем, ст. 5. Соблюдать слово Божие, или слово Христа, означает свято следовать ему во всех своих действиях и поступках; в том, кто так делает, истинно любовь Божия совершилась. Возможно, некоторые могут понимать под этим Божию любовь к нам. Действительно, Его любовь к нам не может совершиться (то есть достичь своей совершенной цели и принести совершенный плод) без практического послушания Его слову с нашей стороны. Мы избраны к тому, чтобы быть святыми и непорочными пред Ним в любви; мы искуплены, чтобы быть народом особенным, ревностным к добрым делам; мы прощены и оправданы, чтобы стать причастниками Духа Божиего для освящения нашего; мы освящаемся, чтобы ходить путями святости и послушания; ни одно действие Божией любви, которое совершается в нас, не достигает должной цели, должного результата и эффекта без нашего святого послушания слову Божиему. Но, скорее всего, эти слова указывают на нашу любовь к Богу, как и в cт. 15: ...В том нет любви Отчей (к Отцу), а также в 3:3: ...Как пребывает в том любовь Божия? Итак, свет должен воспламенять любовь, а любовь должна и будет соблюдать слово Божие. Она ищет, чем угодить и послужить Возлюбленному, и найдя, что Ему можно угодить исполнением Его воли, усердствует и истощает себя: так доказывается любовь, так она достигает своего совершенного (или полного) действия и наслаждения, и из сего (из почтительного соблюдения воли Божией, или Христовой) узнаем, что мы в Нем (ст. 5), узнаем, что принадлежим Ему и объединены с Ним тем Духом, Который возвышает нас до этого послушания и содействует ему. Если же мы признаем наше родство и единство с Ним, то это налагает на нас дальнейшее обязательство: Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступая, ст. 6. Господь Христос был жителем этого мира, ходил здесь, на земле, и здесь дал нам прекрасный пример полного послушания Богу. Тот, кто заявляет, что является Его последователем и пребывает в Нем, должен и поступать так, как поступал Он, по Его образцу и примеру. Приверженцы древних философских школ с большим почтением относились к велениям и образу жизни своих уважаемых учителей; тем более христиане, говорящие, что они пребывают со Христом и во Христе, должны стараться походить на своего непогрешимого Учителя и Главу, подражать Его образу жизни и следовать Его заповедями: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам, Ин 15:14.
Ст. 3−4 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины
Тот, кто познал, и дела совершает, которые относятся к обязанности добродетели. Кто же совершает дела, в силу этого еще не познал: ведь может быть тем, кто знает о правильных делах, однако не об умопостигаемых таинствах. Зная, далее, что некоторые люди совершают добрые дела из страха наказания, а некоторые ради вознаграждения, апостол учит, что познавший Бога в совершенстве творит добрые дела из любви.
Источник: Заметки на Кафолические послания.
и о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем
Мерило нашего познания Христа просто и ясно, меркой и проверкой является “соблюдение заповедей Христа”. Если человек исполняет заповеди Христовы, значит, он признает Христа Богом и Спасителем. Человеческое знание о Христе растет с творческой благодатью исполнения заповедей Христа. Каждое исполнение заповеди увеличивает знание человека о Христе. Христос лучше знает того, кто достойнее исполняет Его заповеди. И тот совершеннее знает Христа, кто совершеннее исполняет Его заповеди. Таковыми являются святые. Христос “не знает” того, кто не исполняет Его заповедей (ср. Аминь глаголю вам, не вем вас (Мф 25:12). Дорога к истине для всех опытна. И вера может быть получена только личным опытом. Без исполнения заповедей Христа Христос не может быть познан.
Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
Ст. 3−4 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины
Путь познания Бога, Его бытия и свойств, но не Его сущности, которая для нас непостижима, путь не столько чрез отвлеченное мышление, сколько чрез добродетельную жизнь. Нам нужно самим почувствовать бытие Божие, в своей душе ощутить бытие Бога. А это бывает, когда мы ведем добрую жизнь. Сам Спаситель говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня: а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь к нему Сам» (Ин 14:21).
Источник: Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).
а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди
У блаженного сего мужа в обычае употреблять одинаковые слова для обозначения разных предметов, как например, в стихе: в мире был, и мир произошел чрез Него, и мир Его не познал (Ин 1:10). Так и теперь он употребил слово знать в разных значениях. Ибо словом знать выражается и знание чего-нибудь, и весьма тесное знакомство с кем-нибудь. Такое значение в словах: познал Господь Своих (2Тим 2:19), и: не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2Кор 5:21).
Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.
Ст. 3−4 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины
В священном Писании речь о знании, или познавании, указывает не только на ясное понимание, но и на обладание переживанием чего-либо <…> Как, например, в случае Того, Кто не знал греха, как сказано: Я никогда не знал вас, делатели неправды. Ведь Он не знал греха не оттого, что не имел понимания того, что является грехом, но потому, что не совершал его. И хотя Он испытал все, будучи подобным нам, кроме греха, Он греха не совершил. Кто говорит, что он знает Бога, и связан с Ним, и причастен Ему, по необходимости, следовательно, будет обладать Им, так что и Его заповеди будет соблюдать, поскольку это взаимосвязано. Тогда как совершенно лжет тот, кто, заповедей Его не соблюдая, утверждает, что он Им обладает.
Источник: На 1-е послание Иоанна.
Ст. 3−4 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины
Не соблюдающий заповеди явно находится вне познания Бога.
Источник: Фрагменты.
Ст. 3−4 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины
Как не знали Бога погибшие, так и Бог не знал их, как Сам говорит, что Я никогда не знал вас.
Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.
а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди
А что мы познали Его и проч.: познали ли мы Христа как Искупителя? Мы можем узнать это по тому, соблюдаем или не соблюдаем заповеди Его. Если соблюдаем — значит, мы познали Его; если не соблюдаем — значит, не познали. Что значит познать Его? Познать, что Он есть Искупитель мира и Ходатай. И это знание не есть просто отвлеченное знание, в котором нет деятельной любви (1Кор 8:1) и каковое может быть и у диавола (Иак 2:19), но познание, истекающее от сердца и действующее на волю и воздействующее в любви. В этом смысле выражение — познаем Его равнозначительно предшествующему выражению (ст. 1) имеем Ходатая, у нас есть Ходатай, и мы познаем, или познали Его, в смысле — обладаем и любим. «У блаженного сего мужа в обычае употреблять однозначащие слова для обозначения разных предметов, как, например, в стихе: в мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал (Ин 1:10). Так и теперь он употребил слово знать в разных значениях. Ибо словом знать выражается и знание чего-либо, и весьма тесное знакомство с кем-нибудь. Такое значение в словах: позна Господь сущия Своя (2Тим 2:19) и: неведевшаго греха по нас грех сотвори (2Кор 5:21)» (Феофилакт). Знание понимается не в смысле только созерцательного, но в смысле деятельного знания, или знание, соединенное с деятельною любовию; это есть самая любовь, почему в Писании нередко принимаются в одинаковом значении слова — знать и любить. — Узнаём из того, что (если) соблюдаем Его заповеди: познали мы Его, — но чем удостовериться, что мы истинно знаем своего Умилостивителя, или Ходатая? Что может служить непогрешительным признаком такого познания? — Соблюдение заповедей Его: если соблюдаем заповеди Его. Знание не пустое и отвлеченное, но деятельно соединенное с любовию необходимо выражается исполнением заповедей (Ин 14:21, 23). Истинное знание Бога и Христа, любовь и соблюдение заповедей нераздельны между собою. — Соблюдаем: есть некоторый тонкий оттенок в выражениях — соблюдать заповеди и творить заповеди (ср. Лк 17:10; Мф 28:20 и парал.). Творить заповеданное, или заповеди, — это означает более внешние дела, или заповеди закона Христова; соблюдение, или хранение, заповедей относится более к внутреннему исполнению заповедей, к хранению в сердце всего заповеданного Христом, к соблюдению чистоты и непорочности сердца. Важное дело — творить дела внешнего закона, но еще выше — хранить внутреннюю чистоту сердца при внешней законности.
Источник: Толковый Апостол.
А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди
Это пишет Апостол непосредственно после того, что слышали вы из его послания в предыдущей беседе: то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши. Для чего Богослов присовокупляет: а что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди? Он чрез это показывает, что требуется от нас, чтобы наша надежда на Иисуса Христа, на Его ходатайство о нас пред Отцем не была погрешительна и бесплодна: он показывает, что нам необходимо истинное познание Иисуса Христа, и раскрывает верные признаки, по которым непогрешительно можем судить о том, точно ли знаем мы Иисуса Христа, нашего Спасителя, нашего вечного и всесильного Ходатая пред Богом Отцом. Будьте внимательны и прилагайте к сердцу спасительные наставления Апостола, чтобы, всегда содержа их в памяти, повседневно последовать им.
А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его. Апостол сказал: мы имеем Ходатая, в том же разуме, как бы сказал: мы знаем Ходатая. Иметь Ходатая значит верно знать Его, и истинно знать Ходатая, по смыслу Богослова, значит иметь Ходатая. Знание разумеет Апостол не созерцательное только, но деятельное, или знание, соединенное с деятельною любовью; слова знать и любить в священном писании нередко принимаются в одинаковом значении. Так Иисус Христос говорит: Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня (Ин 10:14); также: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3).
Как же можем удостовериться в том, что мы истинно знаем своего Ходатая пред Богом Отцем, Иисуса Христа? Что может служить непогрешительным признаком такого нашего познания? Соблюдение заповедей Божиих, отвечает Апостол. Что мы познали Его, Спасителя и Ходатая нашего, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его. Деятельное знание, или знание, соединенное с любовью, какое разумеет Богослов, необходимо выражается исполнением заповедей Божиих. Иисус Христос говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин 14:21). Также: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (Ин 14:23). Истинное знание Бога, любовь и соблюдение заповедей Божиих, или стремление к соблюдению их, по духу учения апостольского, нераздельны между собою: познавая Бога, Его совершенства, Его дела и оказываемые нам благодеяния, мы не можем не любить Его, как высочайшее Благо, как Виновника всех благ, какими пользуемся и каких надеемся; а питая такую благоговейную любовь к Богу, не можем не стремиться к исполнению Его заповедей. Таково свойство нашей разумной природы. По этому свойству нашей природы, истинное познание Бога необходимо соединяется с любовью к Нему и так же необходимо выражается соблюдением заповедей Божиих. Поэтому Богослов и говорит: что мы познали Его, Спасителя и Бога нашего, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его.
А кто не соблюдает заповедей Божиих, или учения Христова, тот показывает чрез это, что он не имеет истинного познания Бога и Господа Иисуса Христа. Так учит Богослов.
Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Ст. 3−6 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал
Высказав основной догмат Христовой христианской веры о Христе, как Искупителе и Ходатае человечества и всего мира, Апостол теперь указывает то непременное условие, при котором ходатайство Спасителя будет действенно и спасительно для нас, — именно соблюдение заповедей Его, деятельное осуществление Его заветов, а не одно только интеллектуальное познание Его. Имея, по-видимому, в виду каких-то лжеучителей, хвалившихся своим христианским ведением, но ничего не делавших для проведения этого знания в жизнь (ст. 4−6), Апостол со всею силою настаивает на том, что правильное отношение человека к Богу и чистота самого ведения его обнаруживаются только из соответственного жизненного поведения человека.
Соблюдение нами заповедей Божиих (ст. 3−5) служит лучшим доказательством того, что мы знаем Бога. При этом жизненною связью между Богосознанием и соблюдением заповедей является истинная христианская любовь. «Совершенная любовь, говорит, доказывается делами. Но как бывает, что иной (по-видимому) правильно и точно соблюдает заповеди, а внутреннее его расположение нечисто, почему он далек от Бога; то Апостол говорит, что присвоившийся Богу должен и жить так, как требует близость к Богу… И от противного подтверждает то же, употребляя самое полное доказательство» (блаж. Феофил.). Постоянным образцом жизненного поведения должен быть Христос Спаситель, осуществивший волю Божию во всей полноте (ст. 6. см. 1Пет 2:21; Ин 8:29; 17:4).
Источник: Толковая Библия.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента