Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 2 глава 23 стих)

αρνουμενος praes. med. (dep.) part, от αρνεομαι (#667) говорить нет, отрицать, ομολογων praes. act. part, от ομολογεω (#3933) соглашаться, исповедовать (см. 1:9). Subst. part, с арт. обозначает характерную черту, εχει praes. ind. act. от εχω (#2400) иметь. Гномический praes. (GGBB, 522).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 2 глава 23 стих)

2:22,23 отвергающий Отца и Сына Второе свойство антихристов состоит в том, что они отвергают веру (т.е. здравое учение). Любой, отвергающий истинную природу Христа, представленную в Священном Писании, есть антихрист (ср. 4:2; 2Фес 2:11). Отрицание Христа также является отрицанием Самого Бога, Который свидетельствовал о Своем Сыне (5:9; Ин 5:32−38; 8:18).


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 2 глава 23 стих)

2:23 В Ев. от Иоанна (8:19.42) Иисус сказал, что тот, кто не признает Его Божественной природы и не любит Его, не знает Отца и не может считать Бога своим Отцом. То же говорит Иоанн: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца». Здесь нам изложена замечательная истина о единстве Отца и Сына. Нельзя иметь Отца, не имея Сына.

Это следует принять во внимание всем унитариям, христианской науке, мусульманам, модернистам, свидетелям Иеговы и иудеям.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 2 глава 23 стих)

Стихи 20−27. Здесь:

I. В это опасное время, время обольстителей, апостол ободряет учеников (тех, кому он пишет); он уверяет их в том, что устоят в эти дни отступления: Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все. Мы видим:

1. Каким благословением они были обогащены — помазанием с неба: Вы имеете помазание. Истинные христиане — это помазанники, само название их подразумевает это. Они помазаны елеем благодати, дарами и духовными талантами, Духом благодати. Они помазаны на служение, подобное служению их Господа, как подчиненные Ему пророки, священники и цари Богу. Дух Святой сравнивается с водой, огнем, а также и с елеем, Его врачующая благодать есть наше помазание.

2. От кого исходит это благословение — от Святого, либо от Святого Духа, либо от Господа Христа, как написано в Откр 3:7: Так говорит Святый. Господь Христос славен Своей святостью. Господь Христос распоряжается дарами божественного Духа, и Он помазывает учеников, чтобы сделать их подобными Себе и сохранить их для Себя.

3. Действие этого помазания. Оно является духовной глазной мазью, просвещающей и укрепляющей очи разумения: «И поэтому вы знаете все (ст. 20), все касающееся Христа и Его веры, именно для этого вам было обещано и дано помазание» (Ин 14:26). Господь Христос не одинаково обходится со всеми, исповедующими себя Его учениками, некоторые из них помазаны более, чем другие. Существует большая опасность для тех, кто не имеет такого помазания, что они могут далеко уйти от верности Христу и превратиться в антихристов, врагов Христа, Его царства и славы.

II. Апостол объясняет им, с каким настроением и намерением он писал им об этом.

1. Путем отрицания: он писал им не потому, что сомневался в их знании или предполагал их невежество в великих истинах Евангелия: «Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины.., ст. 21. Тогда я не мог бы быть уверен в вашей непоколебимости в ней и не поздравлял бы вас как имеющих помазание свыше». Это хорошо, когда мы предполагаем лучшее о своих братьях, так мы и должны поступать, до тех пор пока наши добрые предположения не будут опровергнуты очевидными фактами; обоснованное доверие к благочестивым душам ободряет и содействует их верности.

2. Путем утверждения и признания: он писал им, полагаясь на их разумение в этих вопросах: ...но потому, что вы знаете ее (вы знаете истину в Иисусе), равно как и то, что всякая ложь не от истины. Знающие истину во всех отношениях способны различать, что противоречит ей и несообразно с ней. Rectum est index sui et obliqui — Прямая линия обнаруживает кривизну кривой. Истина и ложь не могут смешиваться, они несовместимы одна с другой. Хорошо знающие христианскую истину тем самым хорошо защищены против антихристианских заблуждений и обольщений. Ложь не имеет ничего общего ни с естественной религией, ни с данной по откровению свыше. Апостолы более всего осуждали ложь и показывали несовместимость лжи с их учением; если бы они распространяли истину с помощью лжи, то были бы осуждаемы самими собою более, чем кем-нибудь другим. Христианская религия достойна всякой похвалы, так как прекрасно гармонирует с естественной религией, являющейся ее основанием, и хорошо согласуется с иудейской религией, содержащей элементы, или начатки, ее. Всякая ложь не от истины, следовательно, обман и мошенничество не годятся для утверждения и распространения истины. Если бы к ним никогда не прибегали, то, я полагаю, положение религии было бы намного лучше. Их результатом явилось безбожие нашего века; разоблачение благочестивых хитростей, лжи во спасение, к каким прибегали древние, привели наш век почти к атеизму и нечестию; но величайшие герои-мученики за христианское откровение уверяют нас, что ложь не от истины.

III. Далее апостол обвиняет и осуждает недавно появившихся обольстителей.

1. Они — лжецы, отъявленные противники святой истины: Кто лжец, — известный лжец нашего времени, нашего поколения, — если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?.. Великая и пагубная ложь, распространяемая в мире отцом лжи, или отцом лжецов, стара: как всегда, это ложь и заблуждение относительно личности Христа. Нет истины более священной и более подтвержденной, однако находятся те, что противоречат ей и отвергают ее. То, что Иисус из Назарета — Сын Божий, было подтверждено небом, землей и преисподней. по-видимому, некоторых суд Божий предал сильному обольщению.

2. Они являются закоренелыми врагами как Бога, так и Господа Христа: ...Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына, ст. 22. Противящийся Христу отвергает свидетельство Отца и ту печать, какую Он положил на Своем Сыне: Ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог, Ин 6:27. Отвергающий Его свидетельство относительно Иисуса Христа отвергает, что Бог есть Отец Господа Иисуса Христа, то есть отказывается от познания Бога во Христе и, следовательно, от всего откровения Божиего, данного в Нем, в частности от того, что Бог во Христе примирил нас с Собою. Поэтому апостол справедливо заключает: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца.., ст. 23; он не имеет истинного познания об Отце, ибо Сын полнее и лучше всех открыл Его; он не имеет доли в Отце, в Его благоволении, благодати и спасении, ибо никто не приходит к Отцу, как только через Сына. В некоторых копиях добавлено: ...а исповедующий Сына имеет и Отца, ст. 23. Как между Богом и Его Сыном существует самая тесная связь, так нерушимо связаны и учения об Отце и Сыне, и наши познания Их обоих, а также наши интересы в Них; кто имеет познание о Сыне и право на Него, тот имеет и познание об Отце и право на Отца. Преданные христианскому откровению продолжают держаться и света естественной религии.

IV. Затем апостол советует ученикам и убеждает их оставаться в том старом учении, которое было преподано им с самого начала: Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас, ст. 24. Истина является более древней, чем заблуждение. Истину о Христе, от начала преподанную святым, не следует менять на новую. Апостолы были настолько уверены в истине относительно Христа, переданной ими от Самого Христа, что даже после всех трудов и страданий не желали отказываться от нее. Христианская истина может претендовать на древность и поэтому может быть рекомендована. Это увещание подкрепляется следующими рассуждениями:

1. О священном преимуществе, которое они получат при условии их преданности этой первоначальной истине и вере.

(1) Они пребудут в святом общении с Богом и Христом: ...Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце, ст. 24. Истина Христова, пребывающая в нас, есть средство, разделяющее нас с грехом и объединяющее с Сыном Божиим, Ин 15:3−4. Сын это Посредник, через Кого мы соединяемся с Отцом. Как же должны мы в таком случае ценить евангельскую истину!

(2) Им будет обеспечено обетование вечной жизни: Обетование же, которое Он (а именно — Бог Отец, 5:11) обещал нам, есть жизнь вечная, ст. 25. Велико обетование, данное Богом Его верным последователям! Оно соответствует Его собственному величию, Его силе и благости. Это обетование вечной жизни, никто, кроме Бога, не может дать ее. Как высоко ценит благословенный Бог Своего Сына и относящуюся к Нему истину, если пребывающим в этой истине (в ее свете, под ее властью и влиянием) Он благоволил обещать жизнь вечную.

2. О намерении, с каким апостол пишет им. Это послание должно было укрепить их против обольстителей века: «Это я написал вам об обольщающих вас (ст. 26), и поэтому если вы не пребудете в том, что слышали от начала, то мой труд и это послание будут тщетными». Мы должны опасаться того, чтобы апостольское послание, больше того все слово Божие не оказалось ничего не значащим и бесплодным для нас. Написал Я ему важные законы Мои (в том числе и Мое евангелие), но они сочтены им как бы чужие, Ос 8:12.

3. О том благословении, которое они получили с неба для их наставления: Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает.., ст. 27. Истинные христиане имеют внутреннее подтверждение божественной истины, усвоенной ими: Дух Святой запечатлел ее в их сердцах и умах. Так и должно быть, чтобы Иисус Христос имел постоянного свидетеля в сердцах Своих учеников. Помазание, излияние даров благодати на искренних учеников Христа — это печать, подкрепляющая истину и учение Христа, так как никто не может дать этой печати, кроме Бога. Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 2Кор 1:21. Этот святой елей, или божественное помазание, прославляется по следующим причинам:

(1) Оно является постоянным и пребывающим: елей, или помазание, не высыхает так быстро, как вода, — оно пребывает в вас, ст. 27. Божественное просвещение должно быть чем-то постоянным, не прекращающимся, чтобы оно могло содействовать нашему утверждению. Искушения, ловушки и обольщения появляются. Помазание должно пребывать.

(2) Оно лучше, чем человеческие наставления: «...Ивы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, ст. 27. Это не означает, что помазание будет учить вас без служителей. Это возможно, когда Богу угодно, но оно не будет так действовать, хотя будет учить вас лучше, чем мы: ...и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, ст. 27. Вы были наставлены нами, до того как получили помазание; но теперь наше наставление ничто в сравнении с его наставлением. Кто такой, как Он, наставник?» (Иов 36:22). Божественное помазание не подменяет наставления служителей, но превосходит его.

(3) Оно дает надежное свидетельство об истине. Все, чему оно учит, — непогрешимая истина: ...Но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно.., ст. 27. Святой Дух является, несомненно, Духом истины, как Он назван в Ин 14:17. Наставление и просвещение, предлагаемые Им, истинны и относятся к истине. Дух истины не лжет, и Он учит всему, то есть всему тому, что относится к современному домостроительству, всему, что необходимо для нашего познания Бога во Христе и для Их прославления.

(4) Оно оказывает охраняющее влияние. В ком оно пребывает, тех сохраняет от обольстителей и их обольщений: «...То, чему оно научило вас, в том пребывайте, ст. 27. Оно учит вас пребывать во Христе, и то, чему оно учит вас, сохранит вас; оно будет обуздывать ваши умы и сердца, чтобы вы не отвратились от Него. Помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор 1:21−22).


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 2 глава 23 стих)

Иннокентий (Борисов) (1800−1857)

всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына, и Отца имать

Некоторые (и мало ли таких?), отметаяся Сына, думают, однако же, иметь Отца: некоторые даже (так, по крайней мере, говорят они) для того и отметаются Сына, чтобы иметь Отца. Да ведают же таковые все, что это невозможно, решительно невозможно: отметаяйся Сына, по тому самому — ни Отца имать!..

Хочется знать: почему так? Потому, что никтоже знает… Отца… токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф 11; 27); но как Он откроет Отца тому, кто отметается Его Самого?.. Потому что никтоже может прийти ко Отцу, токмо Сыном (Ин 6; 44); но как Сын поведет чрез Себя к Отцу, когда убегают от Него Самого?.. Потому, наконец, что Сын и Отец суть едино! (Ин 10; 30).

Как же после сего жалка участь тех, кои всю жизнь проводят над тем, чтобы познать Отца без Сына!.. И не подобно ли это тому, как если бы кто усиливался познать солнце без лучей его, гром — без звука, им производимого, ветер — без движения воздуха?

Источник: Заметки.

Иустин (Попович) (1894−1978)

всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына, и Отца имать

Не существует Бога без Троичности Божества. Кто не признает Христа Богом, тот нечестивец и безбожник. Знает Бога, знает все тот, кто признает Христа за Бога. И кто сделает это признание, тот верит в Троическое Божество, и Господь Христос как Сын Божий руководит всякого, кто Ему последует, к Небесному Отцу. Кто отрицает Сына, одновременно отрицает и Отца, потому что Отец есть Отец, поскольку имеет Сына. И Господь Христос всей Своей жизнью на земле ясно показывает, что все в Нем Божественно и все его особенности Божественны, Он Весь от Бога Отца и Весь в Нем. Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына, и Отца имать. Связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

См. также Толкование на 1Ин 2:18

Беда Достопочтенный (672−735)

всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца

Иоанн ищет исповедания сердца, исповедания и словом, и делом, о котором говорил и апостол Павел: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор 12:3). Другими словами, никто не может, если не будет ему дарована благодать Святого Духа, служить Господу Иисусу Христу словом и делом.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца

И некоторые иные опять-таки, отрицая Сына, притворяются, что знают Отца. Пусть они ведают, что не знают Отца. Ведь если бы они знали Отца, то знали бы, что Он есть Отец Единородного Сына. Апостол применяет это и к иудеям, говорящим, что они знают Отца, но не исповедуют Сына. Прилагает апостол это и к последователям Симона. Ведь и они участвуют в том же самом нечестии.

Источник: Фрагменты.

Иларий Арелатский (~401−449)

всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца

Всякий отвергающий Сына не имеет ни Отца, ни Сына, потому что иначе чем через Сына не идут к Отцу; и кроме как через Отца не идут к Сыну.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца

«(Еретики) отвергают и Сына, когда говорят, что Он простой человек, а не Бог по естеству, Бог от Бога. Поэтому апостол присовокупляет: всякий отвергающий Сына не имеет и Отца. Иудеи, например, отвергают Сына и присвояют себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали, ибо если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сына Единородного» (Феофилакт). Но нужна не только вера в Сына Божия и познание Его, как и Отца, но и исповедание Его, ибо только исповедующий Сына имеет и Отца. Исповедовать Сына Божия, или Иисуса Христа, значит не только внутренно веровать в Него, но и словом и делом свидетельствовать, что Он есть истинный Бог, Спаситель всех людей, и действовать и жить сообразно с верою в Него и с учением Его (ср. прим к Мф 10:32−33; Рим 10:9−10; 1Тим 6:12−13). Посему исповедующий Сына имеет в себе и Отца: Сын и Отец едино (ср. Ин 10:30 и прим).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца. Кто имеет ложное понятие о Сыне, тот имеет ложное понятие и об Отце. Кто не верует в Сына, тот не верует и в Отца: потому что Отец познается чрез Сына; и в Сыне мы видим Отца. Один единородный Сын — одного нерожденного Бога Отца. Сам единородный Сын Божий на вопрос иудеев: где Твой Отец? — отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего (Ин 8:19). Также, когда Филипп спросил: Господи, покажи нам Отца? — Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? (Ин 14:9, 10).

Отселе понятно, что значат слова: а исповедующий Сына, имеет и Отца. Кто истинно познает Сына, тот истинно познает и Отца: ибо, по слову Господа, видевший Сына, видел Отца; истинно верующий в Сына, истинно верует и в Отца, истинно почитающий Сына истинно почитает и Отца; имеющий тесное благодатное общение с Сыном имеет оное и с Отцом, по обетованию Самого Сына Божия, говорящего: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно