Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 2 глава 18 стих)

παιδιον (#4086) маленький ребенок, дитя (см. ст. 1). εσχατη ωρα (#2274:6052) последний час. ηκουσατε aor. ind. act. от ακουω (#201) слышать, αντιχριστος (#532) Антихрист. Предлог может обозначать ли60 того, кто должен прийти вместо Христа, либо того, кто противостоит Христу. Отсутствие артикля подчеркивает категорию или качество (Schnackenburg; МТ, 132; DLNT, 50-53). ερχεται praes. ind. med. (dep.) от ερχομαι (#2262) приходить; "он идет", γεγονασιν perf. ind. act. от γινομαι (#1181) становиться. Здесь: "он появился", "возник" (Brooke), οθεν (#3854) следовательно, по этой причине, γινωσκομεν perf. ind. act. от γινωσκω (#1182) знать, признавать.


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 2 глава 18 стих)

2:18 антихрист Это первое употребление слова «антихрист». Слово встречается только в посланиях Иоанна (4:3; 2Ин 7). Здесь оно означает имя и говорит о пришествии последнего мирового правителя, раба сатаны, который будет стремиться заменить истинного Христа и противостоять Ему (Дан 8:9−11; 11:31−38; 12:11; Mф. 24:15; 2Фес 2:1−12; см. пояснения к Откр 13:1−5; 19:20; 20:10) появилось много антихристов Первое слово означает конкретное лицо, о котором пророки говорили в Писании; второе слово стоит во множественном числе и относится ко многим людям. Иоанн использовал множественное число для определения и характеристики лжеучителей, которые возмущали церкви Иоанна своим лжеучением, искажавшим истину и противостоявшим Христу (Mф. 24:24; Мк 1З:22; Деян 20:28-З0). Термин, таким образом, означает принцип зла, воплощенный в людях, которые враждебны Богу (ср. 2Кор 10:4,5). Иоанн пишет, чтобы выявить лжеучителей, волков в овечьей шкуре, которые проповедуют разрушительную ложь (ср. Eф. 5:11). последнее время Слова называют «последние дни», т.е. время между первым и Вторым пришествием Христа (1Tим. 4:1; Иак 5:3; 1Пет 4:7; 2Пет 3:3; Иуд 18).


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 2 глава 18 стих)

2:18 Другое испытание для пребывающих в христианском общении — проверка вероучения. Предупреждение адресовано младенцам во Христе, которые еще не могут противостоять лжеучителям. Неутвержденные в вере особенно восприимчивы к лжи антихриста. Читатели Иоанна слышали, что прежде пришествия Христа придет антихрист, выдающий себя за Христа.

Как надвигающимся событиям предшествуют определенные признаки, так и появлению антихриста предшествует появление многих антихристов. Это лжеучителя, предлагающие ложного христа и ложное евангелие. Примечательно, что для наших дней характерно наличие многих культов, отвергающих Христа, и этим все они доказывают, что пришествие Спасителя близко.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 2 глава 18 стих)

Стихи 18−19. I. Моральное предсказание о конце времени: Дети! последнее время.., ст. 18. Некоторые предполагают, что апостол снова обращается к самым младшим ученикам Христовой школы; молодые особенно склонны к обольщению, и поэтому он говорит: «Дети, молодые в вере, наблюдайте за собою, чтобы вам не развратиться». Но это обращение можно рассматривать и как всеобщее предостережение об опасности, грозящей всем христианам: «Дети! последнее время; наше иудейское государство и иудейская церковь спешат к своему концу. Моисеевы постановления и порядки почти исчезают, седмины Даниила истекают, приближается разрушение города и святилища евреев, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан 9:26). Учеников нужно предупреждать о приближающемся конце времени и ставить их в известность, насколько это возможно, о пророческих периодах времени.

II. Признак последнего времени: ...И теперь появилось много антихристов... (ст. 18), много восстающих против Христа, Его учения и Царствия. Допущение прихода антихристов составляет тайну божественного промысла, но когда они появятся, учеников, ради их блага и безопасности, необходимо известить о них; служителям надо быть стражами для дома Израилева. Существование антихристов не должно служить соблазном и преткновением для учеников:

1. Один великий антихрист им уже был предсказан: И как вы слышали, что придет антихрист.., ст. 18. Большая часть Церкви получила божественное откровение о пришествии великого смертельного врага Христа и Церкви, 2Фес 2:8−10. Поэтому неудивительно, что уже появляется так много предвестников и предшественников этого великого антихриста: И теперь появилось много антихристов; тайна беззакония уже в действии.

2. Появление множества антихристов тоже было предсказано как признак последнего времени. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных, Мф 24:24. Они были предвестниками уничтожения иудейского государства, народа и религии: ...то мы и познаем из того, что последнее время, ст. 18. Пусть предсказание об обольстителях, уже появляющихся в христианском мире, укрепит нас против их обольщения.

III. Описание этих обольстителей, или антихристов.

1. Некогда они приняли или исповедовали апостольское учение: «Они вышли от нас (ст. 19), из нашей среды и нашего общения». Возможно, вышли из иерусалимской церкви или церквей Иудеи, как написано в Деян 15:1, Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев, и далее. В самых чистых церквах могут быть свои отступники и мятежники: не все, убежденные в истинности апостольского учения, обращаются к нему.

2. «Внутренне они были не такие, как мы, они не были наши, они не были от сердца послушны здравому учению, переданному им, они не были в союзе с нами, глава которого — Христос». Далее говорится:

(1) На каком основании было сделано заключение о том, что они не были наши, не были теми, за кого выдавали себя или какими являемся мы, — на основании их отступления: «...Ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами.., ст. 19; если бы святая истина укоренилась в их сердцах, то они остались бы с нами; если бы они имели помазание свыше, если бы оно сделало их истинными, действительными христианами, то они не стали бы антихристами». Отступники своим отступничеством ясно показывают, что прежде они были лицемерами; воспринявшие дух евангельской истины хорошо защищены от пагубного заблуждения.

(2) Почему было допущено, чтобы они отошли от апостольского учения и общения, — чтобы их лицемерие обнаружилось: Но это было сделано (или: они вышли), чтобы открылось, что не все наши, ст. 19. Церковь не может знать точно, кто из ее членов является живым христианином, а кто нет, поэтому, с точки зрения внутреннего освящения, ее можно назвать невидимой. Некоторые из лицемеров уже здесь разоблачаются, к их собственному стыду, а также и для их пользы, чтобы они могли вернуться на истинный путь (если они согрешили не к смерти), а также для устрашения и предостережения других. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати, и далее, 2Пет 3:17−18.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 2 глава 18 стих)

Иустин (Попович) (1894−1978)

дети, последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть

Против блага, которое предложил Христос, восстает всякое сатанинское зло, против Его истины — всякая сатанинская ложь, против Его любви — всякая сатанинская ненависть, против Бога — весь дьявол, то есть вместо Христа появляется антихрист. Антихрист значит “против Христа”, противоположность Христу. Да, главнейшее желание антихриста, сущность его бытия состоит в противостоянии Христу, в захвате Его места. И этого он стремится достичь любыми средствами. Но особенно — посредством лукавства, поддельных истин (псевдоистины), замаскированной лжи, как будто бы евангельскими средствами. Он имеет образ благочестия, хотя отрекся силы его. Он имеет образ смиренномудрия, но под его одеянием кроется гордость. Он имеет образ доброделания, но в сердце он злодей. Он имеет образ “приятного” человека, но в действительности он “человекоубийца”. Все, что он есть, существует только для обмана избранных, обмана большей части людей, всех людей. Антихрист будет чем-то вроде “воплощения” дьявола, потому что Христос есть воплощение Бога. Антихрист будет воплощением зла, ненависти, лжи, гордости, неправды, потому что Христос есть воплощение добра, любви, истины, смирения, правды.

Так станет “господином” антихрист, который появится перед вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа, он встанет на место Бога (храма Божьего) и провозгласит себя богом (2Фес 2:4). И перед ним появится бесчисленное множество его предтеч, бесчисленное множество антихристов Ведь, как выше упомянуто, антихрист захочет захватить место Христа.

Антихристом является всякий, кто хочет вместо истины Христовой положить свою “псевдоистину”, вместо правды Христовой — свою “псевдоправду”, вместо любви Христовой — свою “псевдолюбовь”, вместо блага Христова — свое “псевдоблаго”, вместо Евангелия Христова — свое “псевдоевангелие”.

Приуготовляется антихрист всем тем, что противоположно Христу, каждым, кто борется против личности Христа, против Его истины, любви, правды. Одним словом, против Евангелия Христова, против Церкви Христовой, поскольку Церковь — это вочеловечение Евангелия. Да, вочеловечение Евангелия, ведь Церковь есть тело Христово. Святой тайнозритель благовествует здесь: Дети, последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть.

Ст. 18−29 дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша, от сего разумеваем, яко последний час есть. От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не суть вси от нас. И вы помазание имате от Святаго, и весте вся. Не писах вам, яко не весте истины, но яко весте ю и яко всяка лжа от истины несть. Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос; Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына. Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына, и Отца имать. Вы убо еже слышасте исперва, в вас да пребывает: (и) аще в вас пребудет, еже исперва слышасте, и вы в Сыне и Отце пребудете. И сие есть обетование, еже Сам обеща нам, живот вечный. Сия писах вам о льстящих вас. И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем. И ныне, чадца, пребывайте в Нем, да егда явится, имамы дерзновение и не посрамимся от Него в пришествии Его. Аще весте, яко праведник есть, разумейте, яко всяк творяй правду от Него родися

Святой Иоанн Богослов размышляет и выражается антитезами, они составляют его самые глубокие размышления и высокие его откровения. Он четко видит антитезы, и ими наполнено его благовествование: Бог и дьявол, Христос и антихрист, Истина и ложь, любовь и ненависть, свет и тьма, правосудие и несправедливость, добро и зло, жизнь и смерть, добродетель и грех. И все эти антитезы он прослеживает до их корня, он их видит во всем их пространстве. Он наблюдает каждую тезу и антитезу с глубочайшей подробностью и до конца. Он проникает в них абсолютно и совершенно определенным образом, ему доступны все тонкости и видения, и откровения, и опыта. Он является “таинником”, “видящим тайны” учеником, его же любляше Иисус (Ин 21:7), он первый Богослов, самый достоверный и неложный. И рядом с ним можно поставить только двух богословов: святого Григория Богослова и святого Симеона Нового Богослова.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Августин (354−430)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Давайте подумаем о том, как давно блаженный евангелист Иоанн сказал: наступило последнее время. Ведь если бы мы жили тогда, услышав такое, разве бы мы поверили, что столько лет пройдет после этого, и не надеялись ли бы мы скорее, что еще при земной, телесной жизни самого Иоанна придет Господь?

Источник: Послания.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Почему агнец приносится в жертву не при свете дня, но под вечер? Причина ясна: наш Господь и Спаситель претерпел страдания и смерть при скончании времен. Вот почему и Иоанн в своем послании пишет: Дети! последнее время.

Источник: Об исходе.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Последнее время. Легче объяснить так. Поскольку соборное послание направлено ко всякому человеку, а предел жизни не для всех один, собственная же кончина никому не известна, то апостол прилично напоминает каждому о его кончине, чтобы каждый чувствовал, что наступает последнее время его жизни, и непрестанно был трезвен, и чтобы таким образом все христиане всегда проводили жизнь непорочную и совершали дела чистые. Иное объяснение, смеяться над которым было бы неуместно и безумно. Всякая вещь может быть разделена на три части: начало, середину и конец. Без сомнения, нет ничего несообразного назвать концом все то, что следует далее середины. Посему, если Господь пришел в середине десяти тысячелетий (ибо Его пришествие на землю было почти в 5500 году), то все следующее за сим время, без всякого спора, может быть названо последним. И как порядок тысячелетий в пришествие Господне переступил за середину, то все последующее за сим время прилично может быть названо последним. Истинность такого объяснения принимает и Иоанн Златоуст.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Экумений († X в.)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Под последним надо понимать худшее. В подобных случаях мы говорим: я дошел до последней черты. Поскольку мир был тогда потрясаем великими бедами, — ведь их после явления Благого вызывал дьявол либо для испытания добрых, либо для смущения лучших, чтобы никто не мог различать, что прекрасно, а что таковым не является, — [апостол] назвал то время последним часом, так как под последним подразумевается худшее, например, молодое вино или винный осадок. Считается же, что последний час означает либо наихудшее время, либо состояние времени после прихода антихриста.

Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Беда Достопочтенный (672−735)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Господь в притче, повествующей о винограднике и работниках первого, третьего, шестого, девятого и одиннадцатого часа, говорит нам, что сейчас последний час последнего века. С первого часа возделывали виноградник своего Господина те, кто учил либо вел праведную жизнь и тем самым исполнял волю своего Создателя от начала времен. С третьего часа — те, кто пришел во времена Ноя, с шестого — те, кто приступил при Аврааме, с девятого — когда был дарован закон [Моисея]. Одиннадцатый же час — это время от воплощения Господа и до скончания века, когда, по свидетельству пророков, Спаситель придет во плоти и последует чума антихриста, который ополчится на вестников спасения.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец (~312−398)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Не обо всех, кто имеет ложное учение, это пишется, но об одних тех, кто отклоняется к ложному образу мыслей после евангельского наставления.

Источник: На 1-е послание Иоанна.

Андрей Монах

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Иоанн говорит: придет, в конце мира антихрист. Но он уже появился в мире. Ибо ему предшествовали ереси, ибо они его друзья и братья, ведь они тоже хулят Христа.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Связь речи с предыдущим и последующим такова: да, мир проходит и скоро прейдет, так как есть признаки, что теперь уже последнее время настает; главный признак сего тот, что появилось много антихристов, и это показывает, что настает последнее время, когда, как вы слышали, явится настоящий, последний, главный антихрист, которого теперешние и последующие антихристы будут только предтечами и предшественниками. — Последнее время: или, точнее, последний час, в смысле последующего неопределенного времени (ср. Ин 5:25−28 и прим). Это выражение в Ветхом Завете употреблялось в значении времени или, точнее, периода времени явления Мессии на земле (Ис 2:2; Мих 4:1; Ос 3:5 и парал.). Оно перешло и в Новый Завет, сначала для означения определенного уже времени первого явления на земле Богочеловека Иисуса Христа (Евр 1:2; 1Пет 1:20), а потом для означения второго Его пришествия и будущего века (Мк 10:30; Лк 20:34−35; Еф 1:21) или же для указания только на одно второе пришествие Христово будущее и явление при конце мира (ср. Иак 5:3 и прим; 1Пет 1:5 и прим; 2Тим 3:1 и парал.), и именно в смысле близости сего пришествия. О последних временах, или о последнем часе, в этом смысле прикровенно говорил и Сам Иисус Христос (ср. new:mf:24:42|Мф 24:42−44;]] Мф 25:1−12, 29; Мк и Лк парал.). Эту близость нужно измерять не временным расстоянием второго пришествия Христова от первого, но разуметь в том смысле, что с первым пришествием Христовым началась последняя эпоха домостроительства Божия о спасении рода человеческого, которою должен окончиться мир в настоящем своем виде, когда будет то угодно Богу; но когда именно это будет, ни Христос Сам, ни апостолы не указали точно, только признаки указали, но не вполне определительные. Близко может быть, но когда будет — неизвестно (ср. прим к Иак 5:7−9 и парал.). — И как вы слышали и проч.: несколько сокращенную речь для ясности лучше изложить несколько пространнее, и тогда она будет определительнее. Настала последняя эпоха домостроительства человеческого спасения, которая окончится вторым пришествием Иисуса Христа на всеобщий и всемирный суд Когда именно это будет, точно не открыто; нужно быть бдительными и внимательными, потому что это может быть скоро и внезапно, признаки таковой близости уже есть. Так, например: вы слышали уже от Самого Господа прикровенно, а от нас со слов Его ясно, что пред пришествием Его придет антихрист, страшный враг Его и Церкви Его, и вот теперь видите, что антихристов появилось уже много; это признак, или один из признаков, что последнее время. — Вы слышали, что придет антихрист: слышали частию из Евангелия Христова, но яснее и определительнее из учения апостольского, особенно апостола Павла, преимущественно же от самого Иоанна. Господь говорил иудеям, что Он пришел во имя Отца Своего, и они не принимают Его, а если иной придет во имя свое, того они примут (Ин 5:43 ср. прим); под этим иным, по мнению некоторых отцов Церкви (например, Златоуста, в Толковании на Ин 5:43), Господь прикровенно разумел антихриста, означая его как одно лицо, как одного человека. В другом месте (Мф 24:24 и парал.; ср. прим) Он говорит о лже-Христах, которые в известном смысле суть тоже противники Христа, или антихристы, и говорит о них во множественном числе, как бы отличая их от одного, особенного. Святой апостол Павел подробно изображает антихриста, не называя его, впрочем, именно этим словом (2Фес 2:2−10), и изображает его как особое, отдельное лицо, как одного человека, а не как общее понятие или собирательное лицо, или как общий противохристианский дух, или противохристианское направление, как это видно из самого состава речи. Святой же Иоанн Богослов называет его этим самым точным и определительным наименованием — антихрист — в рассматриваемом месте и далее (ст. 22; 1Ин 4:3 и парал.). В Апокалипсисе святой Иоанн подробно изображает его и его действия под образом зверя (Откр 13:2, 4, 8, 10 и парал.), отличая его как особое лицо от подобных противников Христа. В греческом подлиннике в рассматриваемом месте имя антихрист стоит с определенным указательным членом, совершенно отделяющим это имя, как известного, определенного лица, тогда как другие антихристы, кроме главного, не стоят с определенным членом и, следовательно, как многие, как общее понятие, отличаются от него. Таким образом, апостол различает в рассматриваемом месте антихриста и антихристов; первый придет пред вторым пришествием Христовым на последний суд, а те, как предтечи его, начали появляться еще при апостолах и, конечно, будут появляться во все времена христианства как представители антихристианского духа или направления. Это лжеучители, которые всегда являлись, и являются, и будут являться в христианской Церкви и вне ее, в которых как бы воплощается всегда антихристианский дух. Таковы в первенствующей Церкви были, например, Симон волхв, Керинф, николаиты и проч. Они и подобные им в другие времена суть как бы орудия антихриста, проникнутые его духом и направлением. Этот дух действовал и действует во все времена, но самый антихрист явится в последние времена. Антихрист как бы главный вождь всех противников Христовых, все же другие противники Христа, или антихристы, составляют как бы воинство его. С ними, или против них, борется воинствующая Церковь Христова на земле под невидимою главою — Христом, тогда как воинство антихристово состоит под невидимою главою антихриста, имеющего прийти, но до явления его только одушевленное его духом. В последнее время и Христос, и антихрист открыто с своими воинствами сразятся, и Христос убиет антихриста духом уст Своих (2Фес 2:8). — Так как, по воззрению или по прозрению апостола, таковых антихристов в его время появилось уже много, то из этого можно заключать, что и глава их может появиться; является воинство его, надобно ждать и вождя; из сего познаём, что последнее время, но о дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Небесный один (Мф 24:36; ср. прим).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Сказав: последнее время, Апостол далее показывает, почему говорит так. Как вы слышали, что придет антихрист; и теперь появилось много антихристов. Вот основание тому, что теперь последнее время. Христиане, к которым писал Иоанн, слышали, что Иисус Христос предсказывал о том, что в последнее время придет антихрист (Ин 5:43), и восстанут лжехристы и лжепророки (Мф 24:24). Об этом учили Апостолы (2 Сол. 2:4; Евр 10:37). Без сомнения, сам Иоанн устно передавал то же предсказание, как слышанное непосредственно от самого Господа. Но о чем прежде предсказывали, то теперь стало сбываться на самом деле. Слышали, что придет антихрист; и теперь появилось много антихристов. Антихрист изображается как главный противник Христов, которого апостол Павел называет человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею (2 Сол. 2:3, 4). Антихрист есть как бы начальник всех противников Христовых; а все другие противники Христовы, или антихристы, составляют воинство главного антихриста. Предсказано, что придет антихрист, величайший противник Христов И вот уже показалось много антихристов: отселе явно, что недалеко и глава их — антихрист; является воинство, надобно ожидать и вождя его; или: явно, что теперь настает то время, в которое предопределено прийти антихристу. Не говорит Иоанн, что пришел антихрист, но показывает, что настало то время, когда надобно ожидать и антихриста, потому что появились его предшественники.

Антихристами Апостол называет лжеучителей, еретиков. Таковы были в первенствующей Церкви: Симон волхв, Василид, Николай, Керинф и другие, извращавшие апостольское учение и распространявшие ложное учение об Иисусе Христе.

То мы и познаем из того, что последнее время, то есть то время, о котором предсказал Иисус Христос и о котором возвещали Апостолы, как писал апостол Павел к Тимофею: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1Тим 4:1). Не для того говорит святой Богослов о последнем времени, чтобы с точностью определить наступление этого времени, но для того, чтобы внушить христианам — ненарушимо хранить веру и бодрствовать в благочестии и добродетельной жизни, как и Господь Спаситель, предсказав о будущем появлении лжехристов и лжепророков, дал такое наставление: Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё (Марк. 13:23). Вы же берегитесь: вот Я предсказал вам все, — чтобы вам сохранить веру среди соблазнов и не попасть в сети лжехристов и лжепророков. Явление антихриста будет пред вторым пришествием Господа Иисуса Христа на земле, или перед кончиною мира; а о неизвестности кончины мира Сам Господь сказал: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф 24:36).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 18−19 дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши

Упомянув о том, что мир приходит и близится к гибели (ст. 17), Апостол теперь указывает наличность признаков близости наступления «последнего времени» (escath wra) мира, т. е. близости заключительной эпохи мира и второго пришествия Господа (ср. Иак 5:3, 8; 1Пет 1:5; 1Пет 4:7 и др.). Таким признаком Апостол называет явление антихриста, о anticristoV, даже многих антихристов, anticristoi, т. е. лжеучителей, ниспровергающих учение о Христе Спасителе и вместе все дело Христа, ст. 22−23; 1Ин 4:3; 2Ин 1:7. Апостол свидетельствует, что о пришествии этих антихристов верующие уже ранее слышали — разумеется, из учения и предсказаний Самого Спасителя (Ин 5:43; Мф 24:24), а еще более из учения Ап. Павла о «противнике», o antikeimenoV, 2 Сол 2:2−10. Вводя здесь новое название противников Христа и Его учения, Апостол различает антихриста, тожественного с «противником» (2 Сол II), имеющего явиться пред пришествием Господа на последний суд и антихристов, т. е. лжеучителей, начавших появляться еще при апостолах, особенно же к концу апостольского века (Симон волхв, Керинф, николаиты, докеты и др.). Все они представители духа антихриста (1Ин 4:3), который имеет прийти в последнее время и действия которого (как «зверя», qhrion) Апостол Иоанн подробно изображает в Апокалипсисе (гл. XIII). Здесь же Апостол, предостерегая верующих от соблазнов со стороны лжеучителей, отмечает, что лжеучители прежде принадлежали к церкви, но затем отделились от нее, как не имевшие с нею внутренних связей. «Для чего же антихристы из учеников Господних? Для того чтобы иметь доверие обольщаемых, чтобы обольщаемые думали, что они, как из числа учеников, проповедуют учение по мыслям Учителя, а не совершенно против Его проповеди. Посему, говорит, от нас. Изыдоша, т. е. хотя были учениками, но отстали от истины и выдумали собственные хулы. Не беша от нас, т. е. из части спасаемых. Ибо в противном случае они остались бы в союзе с своими (блаж. Феофил.).

Источник: Толковая Библия.

Александр (Шмеман) (1921−1983)

дети, последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть

Иоанн Богослов постоянно повторяет: «Дети! Последнее время!» Теперь говорят, он ошибался. Но утверждая это, мы, тем самым, навязываем первохристианам наши мысли, ибо если святой Иоанн ошибался в этом пункте, то, значит, он ошибался и во всем остальном. Церковь в те времена жила эсхатологическими чаяниями, т.е. ожиданиями конца («та эсхата» — конец — греч.) А мы? Когда мы повторяем: «Да приидет Царствие Твое», о чем мы думаем при этом? Конец уже наступил. Христос есть Альфа и Омега, Начало и Конец, и в Нем все открыто и все дано. Никакой новой истины уже не будет даровано людям, ибо вся полнота ее уже дана. Это последнее время может длиться миллионы лет. Церковь есть то странное общество людей, где все обращено к одному и тому же, тому, что уже было. Церковь всегда обращена к прошлому и одновременно к будущему — к тому Дню, «великому и страшному», дню Страшного Суда. И Страшный Суд будет то, что всякий признает, что Иисус есть Христос Церковь есть те младенцы, которые знают все, которым открыто все («Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» —Лк 10:21). И дни ранней Церкви запечатлены этим откровением, этим ожиданием, заключающимся в том, что Христос уже пришел. Всю суть перво-, да и вообще христианской веры можно выразить словами: «Господь пришел, Господь приходит, Господь придет!» («Маранафа» — Ей гряди! — др.-евр). Все то, что сейчас видно «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор 13:12), станет явным в день Второго Пришествия. И «последние времена» это время Церкви, живущей этим ожиданием.

Источник: Введение в богословие.


Открыть окно