Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 2 глава 13 стих)

εγνωκατε perf. ind. act. от γινωσκω (#1182) знать. Perf. указывает на длительные результаты знания, τον απ' αρχης (#608:794) тот, кто был с начала. Артикль используется с предложной фразой, νεανισκος (#3734) молодой человек. Это недавно пришедший к вере человек или физически молодой. νενικηκατε perf. act. ind. от νικαω (#377л приводить к победе, побеждать, покорять. Perf. указывает на следствие прошлого события в настоящем (Stott). τον πονηρον (#4505) асс. sing. злой. Очевидно, имеется в виду дьявол (Brown).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 2 глава 13 стих)

2:12−14 С точки зрения Бога есть только две семьи: дети Бога и дети сатаны (см. Ин 8:З9−44). Иоанн напоминает читателям в этих стихах, что как христиане они прощены и пришли к познанию Бога как своего Небесного Отца. В результате они стали частью семьи Божьей. Они не должны любить семью сатаны или хранить верность миру, которым он правит (см. ст. 15). Слово «дети» в ст. 12 относится к потомкам любого возраста в отличие от другого греческого слова, употребленного в ст. 13, которое обозначает детей по возрасту (см. пояснения к ст. 13,14). Пишу… написал Иоанн повторяет свои слова в этих стихах, чтобы уверить читателей в их принадлежности к семье Божьей. «Пишу» отражает точку зрения Иоанна, а «написал» отражает мнение его читателей после прочтения послания.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 2 глава 13 стих)

2:13 Отцы описаны как познавшие Сущего от начала, как зрелые верующие, познавшие приятное товарищество Сына Божьего и искупленные Им. Юноши в духовной семье отличаются энергией и боевой готовностью.

Это период столкновения и борьбы с противником. Юноши победили лукавого, потому что познали тайну победы: «Не я, но Христос, живущий во мне». Дети — младенцы в вере. Они знают Отца, хотя, возможно, и не очень хорошо.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 2 глава 13 стих)

Стихи 12−17. Возможно, апостол, обращаясь к различным категориям учеников, направляет к ним эту новую заповедь о святой любви, с побудительными мотивами к ней. Учащиеся христианского университета, вселенской Церкви, должны обязательно сохранять узы святой любви. Или: переходя к важному предостережению, без соблюдения которого не может существовать живая религия, состоящая в любви к Богу и к братьям, апостол вполне справедливо предваряет его торжественным обращением к различным классам, или ступеням, школы Христовой: пусть и дети, то есть младшие, и совершеннолетние, и старшие (или сведущие, teAewi, самые совершенные) в христианском институте знают, что им не следует любить мира. Итак:

I. Само обращение к различным классам и рангам Церкви Христовой. Не все христиане имеют одинаковое положение и одинаковый возраст: существуют младенцы во Христе, зрелые мужи и старцы. Каждому положению присущи свои обязанности, однако существуют общие для всех заповеди, которым все должны повиноваться, в частности заповедь о взаимной любви и презрении к миру. Мы видим также, что мудрые пасторы рассудительно распределяют слово жизни и дают каждому члену христианской семьи соответствующую долю: Пишу вам, дети,.. отцы... и юноши. Так и апостол, распределяя слово, обращается:

1. К самым младшим ученикам в школе Христа: Пишу вам, дети.., cт. 12. Есть новички в вере, младенцы во Христе, обучающиеся начаткам христианского благочестия. по-видимому, апостол желает ободрить их, обращаясь к ним в первую очередь. Кроме того, более опытным может быть полезно послушать то, что говорится младшим: основы необходимо повторять, главные принципы — это фундамент всего. Обращаясь к детям, он основывается на том, что:

(1) ...Прощены им грехи ради имени Его, ст. 12. Самые младшие из искренних учеников являются прощенными, общение святых связано с прощением грехов. Грехи прощены либо ради имени Божиего, либо ради Его славы (в прощении проявляются Его славные совершенства), либо ради имени Христова, то есть благодаря Ему, благодаря совершенному Им искуплению; и те, что прощены Богом, обязаны отвергнуть этот мир, так как он сильно препятствует любви к Богу.

(2) Они познали Бога: ...Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца, ст. 13. Дети никого не хотят знать, кроме своего отца. Дети во Христе должны знать и знают Бога. ...Все, от малого до большого, будут знать Меня, Евр 8:11. Дети во Христе должны знать, что Бог их Отец, в этом заключается их мудрость. Мы говорим: «Дитя, знающее своего отца, разумно». Дети Божии не могут не знать своего Отца, они с уверенностью могут сказать, чьей силой они возрождены и чьей благодатью усыновлены. Познавшие Отца могут оставить любовь к этому миру. Далее апостол обращается:

2. К самым старшим в школе Христа, самым высоким по положению и возрасту, присваивая им почетное звание: Пишу вам, отцы.., (ст. 13−14), вам, Мнасонам, давним ученикам, Деян 21:16. С самого низа апостол сразу переходит на самый верх, от низшей ступени школы к высшей, чтобы находящиеся на средней ступени могли услышать оба урока, вспомнить то, чему они уже научились и что приняли, и узнать о том, к чему они должны стремиться: Пишу вам, отцы... Тот, кто дольше всех учится в школе Христа, тоже нуждается в советах и наставлениях самые старые ученики должны идти на небо (в высший университет) с Его книгой в руках, с Библией; отцы тоже нуждаются в том, чтобы им писали и проповедовали, никто не слишком стар, чтобы учиться. Он пишет им, основываясь на их знании: Я написал вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала, ст. 13−14. Старые люди имеют опыт и знание и ожидают уважения. Апостол готов признать познания старых христиан и поздравить их с ними. Они знают Господа Христа как Того, Кто был от начала, 1:1. Поскольку Христос — это Альфа и Омега, то Он должен быть и началом и концом нашего христианского познания. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего.., Флп 3:8. Апостол пишет им, потому что они познали Сущего от начала, ст. 13−14. Познавшие Того, Кто был от начала, прежде создания мира, испытывают сильное побуждение отказаться от этого мира. Затем:

3. К христианам среднего возраста, к тем, кто находится в расцвете сил: Пишу вам, юноши.., ст. 13−14. Это зрелые во Христе Иисусе люди, они достигли крепости духа и здравого смысла и способны различать между добром и злом. Апостол обращается к ним, принимая в расчет следующее:

(1) Их боевые подвиги. Это опытные воины в стане Христа: ...Потому что вы победили лукавого, ст. 13. Лукавый ведет постоянную борьбу против душ, и особенно против учеников, но тот, кто хорошо учится в школе Христа умеет обращаться с оружием и может победить лукавого; а победивший лукавого может победить и мир — грозное орудие диавола.

(2) Их силу, проявленную в их подвигах: Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, [...] и вы победили лукавого, ст. 14. Юноши склонны хвалиться своей силой; но им следует хвалиться тем, что они сильны во Христе и в Его благодати; победа над лукавым вот в чем испытывается их сила и вот чем они могут хвалиться; если они не будут сильны против лукавого, то он будет силен против них. Пусть мужественные христиане покажут свою силу в победе над миром, для победы над миром нужно употреблять такую же силу, что и для победы над лукавым.

(3) Их знание слова Божиего: ...И слово Божие пребывает в вас, ст. 14. В зрелых учениках слово Божие должно пребывать, это их пища, оно дает им силу; это их оружие, которым они побеждают лукавого; это меч Духа, которым они отражают его раскаленные стрелы; те, в ком пребывает слово Божие, хорошо подготовлены для победы над миром.

II. Само предостережение, предваренное или введенное таким образом, являющееся фундаментальным для живой практической веры: «Не любите мира, ни того, что в мире.., ст. 15. Будьте распятыми для мира, мертвыми для всего мирского, для его дел и его соблазнов». Все категории христиан должны быть едины в том, чтобы умереть для мира. Если бы они были едины в этом, то скоро достигли бы единства и в других вопросах; они должны хранить свою любовь для Бога, а не расточать ее на этот мир. Поэтому далее приводятся причины данного предостережения. Их несколько, как и должно быть (даже учеников трудно отговорить от любви к миру). Этими причинами являются:

1. Несовместимость любви к миру с любовью к Богу: ...Кто любит мир, в том нет любви Отчей, ст. 15. Сердце человека узкое, оно не в состоянии вмещать в себя любовь к тому и другому. Мир увлекает сердце от Бога, и чем больше преобладает любовь к миру, тем больше угасает и приходит в упадок любовь к Богу.

2. Запрещение мирской любви, то есть похоти; она не от Бога: Ибо все, что в мире [...] не есть от Отца, но от мира (сего), ст. 16. Эта любовь, или похоть, не от Бога (Он призывает нас от нее), она вторгается из мира, мир узурпирует нашу любовь. Поэтому здесь дается должное представление и понятие о мире, согласно которому он должен быть распят и отвергнут. Мир, рассматриваемый с его физической стороны, прекрасен, и им следует восхищаться как творением Божиим, как зеркалом, отражающим Его совершенства. Но на мир следует смотреть в свете его взаимоотношений с нами, имеющими развращенную природу, учитывая то, как он действует на наши слабости, как возбуждает и разжигает наши низменные страсти. Между плотью и миром существует родство и союз, мир вторгается в плоть, завладевает ею и восстанавливает ее против Бога. Все, что в мире, делится на три категории в соответствии с тремя доминирующими наклонностями развращенной природы:

(1) Похоть плоти. Плоть в данном случае, отличаемая от очей и гордости житейской, означает тело. Похоть плоти, в субъективном значении, есть склонность предаваться плотским удовольствиям, а в объективном — это все то, что возбуждает и разжигает желание плотских удовольствий. Эта похоть обычно называется сластолюбием.

(2) Похоть очей. Глаза находят удовольствие в сокровищах, жадные глаза страстно желают богатства и богатых владений, это похоть называется алчностью.

(3) Гордость житейская. Суетный ум жаждет величия, роскоши и блеска тщеславной жизни; это честолюбие, жажда почестей и одобрений. В частности, это болезнь уха, требующего лести, восхищения и похвал. Объекты этих похотей должны быть оставлены и отвергнуты; так как они завладевают чувствами и желаниями человека, то они не есть от Отца, но от мира, ст. 16. Отец отвергает их, а мир держит при себе. Похоть, или желание мирских вещей, должна подавляться и умерщвляться; потворство похоти не от Бога, это внушение от обольщающего мира.

3. Тщета и скоротечность всего земного и всех земных наслаждений: И мир проходит, и похоть его.., ст. 17. Все земное быстро увядает и умирает. Сама похоть и удовлетворение ее блекнут и угасают, желание вскоре ослабевает и исчезает, Еккл 12:5. Что осталось от всего великолепия и всех наслаждений, какими пользовались те, чьи тела теперь разлагаются в могилах?

4. Бессмертие любящих Бога: ...А исполняющий волю Божию (что должно быть характерной чертой каждого, кто любит Бога, в отличие от того, кто любит мир) пребывает вовек, ст. 17. Объект его любви, в противоположность миру, который проходит, пребывает вовек; его святые чувства, его любовь, в отличие от преходящей похоти, пребывают вовек. Любовь никогда не перестанет, и он сам является наследником бессмертия и вечной жизни, куда перейдет в свое время.

Прочитав эти стихи, мы можем отметить чистоту и духовность апостольского учения. Животная жизнь должна быть подчинена божественной; тело, со всеми его наклонностями, должно управляться благочестием, или победоносной любовью к Богу.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 2 глава 13 стих)

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

Ст. 13−14 пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого

Юношами названы здесь христиане, обновленные Божественною благодатью. Когда служитель Христов окажет должное мужество и постоянство в борьбе с духами злобы, тогда нисходит в душу его Божественная благодать и дарует победу, тогда обновляется яко орля юность его (Пс 102.5), та нестареющая юность, которою он украшен был Создателем при создании, которую заменил неисцельною ветхостью при произвольном падении.

Источник: Аскетическая проповедь.

Антоний Великий (~251−~356)

Ст. 13−14 пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого

Вы должны также знать, что как тело, доколе находится в нем душа, проходит три состояния: отроческое, мужеское и старческое, — так и душа, находясь в теле, преемственно имеет три же состояния — то есть состояние веры рожающейся, усовершающейся и усовершившейся. Когда в душе начинается вера, тогда человек духовно рождается, как говорится о сем в Евангелии.

Апостол Иоанн, чтобы показать нам все три состояния души, — то есть состояния веры рождающейся, укрепляющейся и укрепившейся, — так говорит в послании своем: пишу вам, юноши… пишу вам, дети… писах вам, отцы. Сие послание он писал к верующим, которые были троякого состояния и которые имели нужду в словесном млеке и стремились к совершенству, чтобы получить благодать от Бога.

И пророк Давид знал, что душа здесь на земле имеет различные степени совершенства. Будучи уже в преклонных летах, он еще не хотел разрешиться от тела, потому что еще не достиг духовного совершеннолетия. Не возведи мене, так молился он Господу, в преполовение дней моих (Пс 101:25).

Он опасался, чтобы Господь не взял его к Себе, не потому, чтобы дни земной его жизни были еще немногочисленны, но потому, что дни духовной жизни еще не исполнились. Словами в преполовение дней моих он показывает опасение свое, чтобы душа его не была взята у него прежде исполнения духовных дней ее и чтобы смерть не постигла его, когда он еще не достиг совершенства. Об Аврааме сказано, что он состарился и был исполнен духовных дней (см.: Быт 25:8). Подобным образом и все новозаветные святые умерщвляли и порабощали тело свое и, достигши старости, достигли вместе и совершенства в благочестии.

Источник: Письма к монахам

Иустин (Попович) (1894−1978)

пишу вам, отцы, яко познасте Безначальнаго. Пишу вам, юношы, яко победисте лукаваго. Пишу вам, дети, яко познасте Отца

Посредством оставления грехов Господь дает силу человеку, чтобы он воевал против них до полной победы, чтобы господствовал над ними. И, победив грехи, человек побеждает одновременно и их творца, которым является дьявол. В нашем человеческом мире грех представляется как некая безличная сила и как зло. Человеку нужно приняться за борьбу, чтобы найти, почему грех является страшной силой. А он страшен потому, что под грехом таится нечто более сильное, чем сам грех. И если человек внимательно исследует, где корень греха, то он найдет его в дьяволе. И, таким образом, причиной всякого зла является “лукавый”, “нечистый”, “противник”. И кто хоть однажды боролся со своими грехами, тот знает очень хорошо, что он не может их одолеть без помощи Единого Безгрешного. Кто борется против многих грехов, борется и против творца их, защитника их и оправдателя — дьявола. Только со Христом человек является всесильным в борьбе против греха и дьявола. Тут действует апостольское вся могу о Укрепляющем мя Иисусе Христе (Филип. 4:13). Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: Пишу вам, отцы, яко познасте Безначальнаго. Пишу вам, юношы, яко победисте лукаваго. Пишу вам, дети, яко познасте Отца.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 13−14 пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого

Дети — те, кои погрешают по незрелости и неосновательности детской, почему апостол и говорит им: вы удостоились прощения, когда вам довелось познать, что благ Господь ко всем и щедроты Его на всех делах Его (Псал. 144:9). Отцы — те, кои с преспеянием в возрасте получили познание Сущего от начала. Юноши — те, которые по своей зрелости искусно могут и готовы носить знаки победы над неприятелями.

Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

Эти самые имена от возраста апостол выше приноровил к нравственному учению, а теперь повторяет от расположения, не прерывая своего наставления.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

Отцы, вы познали Сущего от начала: отцы — это те, которых святой апостол Павел называет мужами, достигшими полного возраста Христова (Еф 4:13), которые достигли высокой степени совершенства и истины. Им приписывается познание Сущего от начала, или Безначального, то есть познание самой высшей тайны спасения, познание Иисуса Христа, как Безначального, как вечного Слова жизни (Ин 1:1−2). И это познание Безначального должно служить сильнейшим побуждением для них предпочитать любовь к Безначальному всякой привязанности к миру и его тленным благам, а любить Бога и Христа, соблюдая заповеди о любви к ним и ближним. — Для сильных — сильное, для мужей — мужественное, для отцов — пример юношам и отрокам — Юноши, вы победили лукавого: злого, или, точнее, виновника всего зла, что есть в мире и противодействует всему доброму, исконного врага Бога и человеков — диавола. Юношеский возраст, как естественный, так и духовный, прекрасен по своим свойствам и качествам, — возраст силы, свежести, гибкости, но и возраст страстности и неопытности. Он подвержен сильному влиянию сердечных возмущений и страстей и при этом не имеет полной опытности, и лукавый лукаво пользуется этими качествами его, чтобы осилить его и отклонить от надлежащего пути истины. Но сильные силою Христовою и одушевленные христианским духом, юноши преодолевают все соблазны мира и победили лукавого, быв при живости и восприимчивости постоянными в любви к Богу и соблюдении заповедей Его. — Отроки, вы познали Отца: отроческий возраст по степени ниже юношеского и граничит с детским, или младенческим, как по естественному развитию, так и по духовному совершенству. Детям приписывается общее — прощение грехов, как новорожденным младенцам в крещении, отрокам тоже общее — познание Отца. Они еще не проникли в тайну искупления, или спасения, не познали еще Сына, хотя веровали в Него, а познали только Отца. Так и в естественном возрасте бывает, что при первом раскрытии смысла дети прежде всего познают своих родителей, и для них достаточно бывает того, чтобы питать преимущественную любовь к родителям. То же и в возрасте отроческом духовном. Познанием Отца Небесного питается их смысл и любовь, и эта любовь выше для них всякой иной любви, и в этом смысле апостол говорит, что они познали Отца, отроческой любовию уразумели и познали Его. Таким образом, всем духовным степеням, или возрастам, предлагается высокое наставление о любви к Богу и ближним и нелюбви к миру; и детям, или младенцам, и отрокам, и юношам, и мужам, или отцам Нет только наставления, или побуждения, старческому возрасту, может быть потому, что старость предполагает возможно высшую для человека степень духовного совершенства, так что она и не требует и не нуждается в особых побуждениях; она должна сама учить и детей, и отроков, и юношей, и мужей.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

Обращает Апостол свое слово к отцам, юношам, детям или отрокам И для каждого возраста указывает особое побуждение к тому, чтобы любить Бога и не любить мира. Под возрастами отцев, юношей, детей или отроков надобно разуметь более степени духовных совершенств, чем возрасты естественные, хотя нельзя исключать и последних, потому что нередко один возраст соединяется с другим, т. е. духовный с естественным. Называет по возрастам не для того, чтобы положить строгое разделение между ними по их свойствам или достоинствам, но для того, чтобы сильнее подействовать на внимание, c помощью особого обращения к называемым лицам

Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Обращается к отцам, как старшим, как опытнейшим в духовной жизни, которые должны служить добрым примером для юношей и детей. Им приписывает совершеннейшее познание Сущего от начала, или Первоначального, т. е. познание Иисуса Христа, познание того, что Иисус Христос был в начале (Ин 1:1), и есть вечен, Творец и Правитель неба и земли, Спаситель человеков, единородный Сын Божий, истинный Бог. Такое ведение должно служить сильным побуждением — любовь к вечному Богу предпочитать всякой привязанности к тленным и скоропреходящим благам мира.

Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Юношеский возраст особенно подвержен влиянию сердечных возмущений и страстей, которыми враг спасения человеческого пользуется как средствами к порабощению себе подвижников Христовых. Но юноши в духовной жизни, пользуясь крепостью сил, как воины Христовы, мужественно преодолев преграды, победили врага. А как юношеский возраст предполагает еще неполное знание, неполную опытность и твердость в действиях: то приобретенная победа над врагом — диаволом — тем более должна побуждать и одушевлять их к приобретению высших добродетелей, т. е. чтобы быть постоянными в любви к Богу и соблюдении Его заповедей, и мужественными в преодолении соблазнов мира. Лукавым по преимуществу называется диавол, как исконный лжец и отец лжи (Ин 8:44).

Пишу вам, отроки; потому что вы познали Отца. Это низшая степень возраста, или нравственного совершенства. Отрокам приписывается познание Отца. В естественном возрасте так бывает, что дети, при первом раскрытии их смысла, прежде всего познают родителей, и этого довольно бывает для того, чтобы детям питать преимущественную любовь к родителям. Так и в духовном значении, познание Отца небесного, как Творца и Промыслителя мира видимого и невидимого, и Спасителя человеков, должно служить достаточным побуждением к тому, чтобы детям любить Его более всего и не любить мира ради Него, чтобы любовью или пристрастием к миру не ослаблять своей любви к всеблагому и всесовершенному Отцу небесному.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно