Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 2 глава 12 стих)

γραφω (#1211) praes. ind. act. писать. Praes. может обозначать письмо, которое Иоанн пишет теперь, то есть процесс написания: "я пишу", εγραψα aor. ind. act. от γραφω писать. Aor. может быть эпистолярным, относящимся к текущему письму, но в тот момент, когда они будут уже читать его; или же может относиться к другому письму, написанному в прошлом. О временных формах гл. γραφω см. Marshall; Schnackenburg; Plummer; Brown; Smalley. οτι (#4022) что. В ст. 12-14 эта частица используется шесть раз. Она может быть причинной ("потому что") или обозначать содержание написанного Иоанном, αφεωνται perf. ind. pass, от αφιημι (#918) отпускать, прощать. Perf. обозначает, что грехи были прощены и остаются прощен¬ными (Scott). Pass, может быть богосл. pass., указывающим, что грехи прощает Бог. δια (#1328) с асс. потому что; "потому что Бог — тот, кто прощает наши грехи".


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 2 глава 12 стих)

2:12−14 С точки зрения Бога есть только две семьи: дети Бога и дети сатаны (см. Ин 8:З9−44). Иоанн напоминает читателям в этих стихах, что как христиане они прощены и пришли к познанию Бога как своего Небесного Отца. В результате они стали частью семьи Божьей. Они не должны любить семью сатаны или хранить верность миру, которым он правит (см. ст. 15). Слово «дети» в ст. 12 относится к потомкам любого возраста в отличие от другого греческого слова, употребленного в ст. 13, которое обозначает детей по возрасту (см. пояснения к ст. 13,14). Пишу… написал Иоанн повторяет свои слова в этих стихах, чтобы уверить читателей в их принадлежности к семье Божьей. «Пишу» отражает точку зрения Иоанна, а «написал» отражает мнение его читателей после прочтения послания.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 2 глава 12 стих)

2:12 Сначала Иоанн обращается ко всей семье со словом «дети». Здесь не имеется в виду возраст или духовное развитие. Иоанн говорит со всеми, кто принадлежит Господу, и это подтверждает вторая часть стиха: потому что прощены вам грехи ради имени Его. Это истинно для всех христиан. Как замечательно — иметь полное освобождение от грехов и знать об этом. Обратите внимание: наши грехи прощены ради имени Его. Именно ради имени Христа Бог прощает нам грехи.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 2 глава 12 стих)

Стихи 12−17. Возможно, апостол, обращаясь к различным категориям учеников, направляет к ним эту новую заповедь о святой любви, с побудительными мотивами к ней. Учащиеся христианского университета, вселенской Церкви, должны обязательно сохранять узы святой любви. Или: переходя к важному предостережению, без соблюдения которого не может существовать живая религия, состоящая в любви к Богу и к братьям, апостол вполне справедливо предваряет его торжественным обращением к различным классам, или ступеням, школы Христовой: пусть и дети, то есть младшие, и совершеннолетние, и старшие (или сведущие, teAewi, самые совершенные) в христианском институте знают, что им не следует любить мира. Итак:

I. Само обращение к различным классам и рангам Церкви Христовой. Не все христиане имеют одинаковое положение и одинаковый возраст: существуют младенцы во Христе, зрелые мужи и старцы. Каждому положению присущи свои обязанности, однако существуют общие для всех заповеди, которым все должны повиноваться, в частности заповедь о взаимной любви и презрении к миру. Мы видим также, что мудрые пасторы рассудительно распределяют слово жизни и дают каждому члену христианской семьи соответствующую долю: Пишу вам, дети,.. отцы... и юноши. Так и апостол, распределяя слово, обращается:

1. К самым младшим ученикам в школе Христа: Пишу вам, дети.., cт. 12. Есть новички в вере, младенцы во Христе, обучающиеся начаткам христианского благочестия. по-видимому, апостол желает ободрить их, обращаясь к ним в первую очередь. Кроме того, более опытным может быть полезно послушать то, что говорится младшим: основы необходимо повторять, главные принципы — это фундамент всего. Обращаясь к детям, он основывается на том, что:

(1) ...Прощены им грехи ради имени Его, ст. 12. Самые младшие из искренних учеников являются прощенными, общение святых связано с прощением грехов. Грехи прощены либо ради имени Божиего, либо ради Его славы (в прощении проявляются Его славные совершенства), либо ради имени Христова, то есть благодаря Ему, благодаря совершенному Им искуплению; и те, что прощены Богом, обязаны отвергнуть этот мир, так как он сильно препятствует любви к Богу.

(2) Они познали Бога: ...Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца, ст. 13. Дети никого не хотят знать, кроме своего отца. Дети во Христе должны знать и знают Бога. ...Все, от малого до большого, будут знать Меня, Евр 8:11. Дети во Христе должны знать, что Бог их Отец, в этом заключается их мудрость. Мы говорим: «Дитя, знающее своего отца, разумно». Дети Божии не могут не знать своего Отца, они с уверенностью могут сказать, чьей силой они возрождены и чьей благодатью усыновлены. Познавшие Отца могут оставить любовь к этому миру. Далее апостол обращается:

2. К самым старшим в школе Христа, самым высоким по положению и возрасту, присваивая им почетное звание: Пишу вам, отцы.., (ст. 13−14), вам, Мнасонам, давним ученикам, Деян 21:16. С самого низа апостол сразу переходит на самый верх, от низшей ступени школы к высшей, чтобы находящиеся на средней ступени могли услышать оба урока, вспомнить то, чему они уже научились и что приняли, и узнать о том, к чему они должны стремиться: Пишу вам, отцы... Тот, кто дольше всех учится в школе Христа, тоже нуждается в советах и наставлениях самые старые ученики должны идти на небо (в высший университет) с Его книгой в руках, с Библией; отцы тоже нуждаются в том, чтобы им писали и проповедовали, никто не слишком стар, чтобы учиться. Он пишет им, основываясь на их знании: Я написал вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала, ст. 13−14. Старые люди имеют опыт и знание и ожидают уважения. Апостол готов признать познания старых христиан и поздравить их с ними. Они знают Господа Христа как Того, Кто был от начала, 1:1. Поскольку Христос — это Альфа и Омега, то Он должен быть и началом и концом нашего христианского познания. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего.., Флп 3:8. Апостол пишет им, потому что они познали Сущего от начала, ст. 13−14. Познавшие Того, Кто был от начала, прежде создания мира, испытывают сильное побуждение отказаться от этого мира. Затем:

3. К христианам среднего возраста, к тем, кто находится в расцвете сил: Пишу вам, юноши.., ст. 13−14. Это зрелые во Христе Иисусе люди, они достигли крепости духа и здравого смысла и способны различать между добром и злом. Апостол обращается к ним, принимая в расчет следующее:

(1) Их боевые подвиги. Это опытные воины в стане Христа: ...Потому что вы победили лукавого, ст. 13. Лукавый ведет постоянную борьбу против душ, и особенно против учеников, но тот, кто хорошо учится в школе Христа умеет обращаться с оружием и может победить лукавого; а победивший лукавого может победить и мир — грозное орудие диавола.

(2) Их силу, проявленную в их подвигах: Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, [...] и вы победили лукавого, ст. 14. Юноши склонны хвалиться своей силой; но им следует хвалиться тем, что они сильны во Христе и в Его благодати; победа над лукавым вот в чем испытывается их сила и вот чем они могут хвалиться; если они не будут сильны против лукавого, то он будет силен против них. Пусть мужественные христиане покажут свою силу в победе над миром, для победы над миром нужно употреблять такую же силу, что и для победы над лукавым.

(3) Их знание слова Божиего: ...И слово Божие пребывает в вас, ст. 14. В зрелых учениках слово Божие должно пребывать, это их пища, оно дает им силу; это их оружие, которым они побеждают лукавого; это меч Духа, которым они отражают его раскаленные стрелы; те, в ком пребывает слово Божие, хорошо подготовлены для победы над миром.

II. Само предостережение, предваренное или введенное таким образом, являющееся фундаментальным для живой практической веры: «Не любите мира, ни того, что в мире.., ст. 15. Будьте распятыми для мира, мертвыми для всего мирского, для его дел и его соблазнов». Все категории христиан должны быть едины в том, чтобы умереть для мира. Если бы они были едины в этом, то скоро достигли бы единства и в других вопросах; они должны хранить свою любовь для Бога, а не расточать ее на этот мир. Поэтому далее приводятся причины данного предостережения. Их несколько, как и должно быть (даже учеников трудно отговорить от любви к миру). Этими причинами являются:

1. Несовместимость любви к миру с любовью к Богу: ...Кто любит мир, в том нет любви Отчей, ст. 15. Сердце человека узкое, оно не в состоянии вмещать в себя любовь к тому и другому. Мир увлекает сердце от Бога, и чем больше преобладает любовь к миру, тем больше угасает и приходит в упадок любовь к Богу.

2. Запрещение мирской любви, то есть похоти; она не от Бога: Ибо все, что в мире [...] не есть от Отца, но от мира (сего), ст. 16. Эта любовь, или похоть, не от Бога (Он призывает нас от нее), она вторгается из мира, мир узурпирует нашу любовь. Поэтому здесь дается должное представление и понятие о мире, согласно которому он должен быть распят и отвергнут. Мир, рассматриваемый с его физической стороны, прекрасен, и им следует восхищаться как творением Божиим, как зеркалом, отражающим Его совершенства. Но на мир следует смотреть в свете его взаимоотношений с нами, имеющими развращенную природу, учитывая то, как он действует на наши слабости, как возбуждает и разжигает наши низменные страсти. Между плотью и миром существует родство и союз, мир вторгается в плоть, завладевает ею и восстанавливает ее против Бога. Все, что в мире, делится на три категории в соответствии с тремя доминирующими наклонностями развращенной природы:

(1) Похоть плоти. Плоть в данном случае, отличаемая от очей и гордости житейской, означает тело. Похоть плоти, в субъективном значении, есть склонность предаваться плотским удовольствиям, а в объективном — это все то, что возбуждает и разжигает желание плотских удовольствий. Эта похоть обычно называется сластолюбием.

(2) Похоть очей. Глаза находят удовольствие в сокровищах, жадные глаза страстно желают богатства и богатых владений, это похоть называется алчностью.

(3) Гордость житейская. Суетный ум жаждет величия, роскоши и блеска тщеславной жизни; это честолюбие, жажда почестей и одобрений. В частности, это болезнь уха, требующего лести, восхищения и похвал. Объекты этих похотей должны быть оставлены и отвергнуты; так как они завладевают чувствами и желаниями человека, то они не есть от Отца, но от мира, ст. 16. Отец отвергает их, а мир держит при себе. Похоть, или желание мирских вещей, должна подавляться и умерщвляться; потворство похоти не от Бога, это внушение от обольщающего мира.

3. Тщета и скоротечность всего земного и всех земных наслаждений: И мир проходит, и похоть его.., ст. 17. Все земное быстро увядает и умирает. Сама похоть и удовлетворение ее блекнут и угасают, желание вскоре ослабевает и исчезает, Еккл 12:5. Что осталось от всего великолепия и всех наслаждений, какими пользовались те, чьи тела теперь разлагаются в могилах?

4. Бессмертие любящих Бога: ...А исполняющий волю Божию (что должно быть характерной чертой каждого, кто любит Бога, в отличие от того, кто любит мир) пребывает вовек, ст. 17. Объект его любви, в противоположность миру, который проходит, пребывает вовек; его святые чувства, его любовь, в отличие от преходящей похоти, пребывают вовек. Любовь никогда не перестанет, и он сам является наследником бессмертия и вечной жизни, куда перейдет в свое время.

Прочитав эти стихи, мы можем отметить чистоту и духовность апостольского учения. Животная жизнь должна быть подчинена божественной; тело, со всеми его наклонностями, должно управляться благочестием, или победоносной любовью к Богу.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 2 глава 12 стих)

Климент Александрийский (~150−~215)

Ст. 12−13 пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

Отцами он называет тех совершенных, кто познали, что было от начала, и умом восприняли, очевидно, что Сын, о котором он раньше сказал, то, что было от начала.

Источник: Заметки на Кафолические послания.

Иустин (Попович) (1894−1978)

пишу вам, чадца, яко оставляются вам греси имене Его ради

Не существует более страшной силы, чем грех, потому что только он порождает смерть. И что страшнее смерти? Несомненно, только создатель греха и смерти. И кто может властвовать над этой трехглавой химерой? Никто другой, кроме того, кто не имеет греха. И таких нет в человеческом роде, кроме Одного — Богочеловека Христа, Который сказал о Себе: Кто от вас обличает Мя о гресе? Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне? (Ин 8:46). Но и сам дьявол не имеет никакого обвинения против Него: Ктому не много глаголю с вами. Грядет бо сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже (Ин 14:30).

И это значит, что Христос является первым и единственным Человеком, Который во всем Своем существе не имеет ни “семени”, ни “жала” греха, ни “следов” греховных сил. И поэтому, как Таковой, Он (Богочеловек) имеет власть над грехом: но да увесте (узнаете), яко власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи (Мк 2:10). И действительно, Он “изначала” простил человеческие грехи Своими Богочеловеческими делами на земле: Своим Рождеством, Своим Крещением, Своим учением, Своими чудесами, Своим Преображением, Своими страданиями, Своей крестной смертью, Своим Воскресением, и, наконец, Своим Вознесением. И это Он сделал по Своему неизреченному человеколюбию, которое достигает своей вершины в крестной смерти и Воскресении. Что Он имеет право и может прощать грехи людей, подтверждает Его добровольная смерть и Воскресение, которым Он победил всесильный грех и смерть. Подтверждением того, что Он действительно прощает грехи, является Закхей, который получил силу обновить себя (Лк 19:1−10). Равным образом Мария Магдалина, Савл, Кифа. И с сошествием Святого Духа на Церковь и посредством ее у нас есть бесчисленные примеры этого оставления грехов. Потому святой Иоанн Богослов пишет: Пишу вам, чадца, яко оставляются вам греси имене Его ради.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его

Сказав, что пишет им новую заповедь, апостол обозначает и расположение тех, которые примут его послание; обозначает теми степенями, которые бывают при возрастании телесном. Ибо он знал, что не все примут слова его с одинаковым уважением и вниманием, но одни примут поверхностно, как дети, которым он и усвояет прощение грехов чрез веру в Иисуса Христа. Другие примут, как достигшие в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Ефес. 4:13), так что могут быть для других отцами: таким приписывает познание Сущего от начала. Кто же это, как не Слово Божие, которое и в начале было у Бога (Иоан. 1:1)? Иные примут, как юноши: им, как цветущим и полным, приписывает честь победы над бесчестными страстями. Потом снова повторяет то же самое в другом порядке, применяя учительное слово свое к мере духовного возраста. Так как я, говорит, знаю, что примете вы послание мое к вам по различию возрастов, то необходимо и мне соразмерять учение свое с расположением возраста вашего и с одними из вас беседовать, как с детьми, познавшими Отца, то есть Бога; с другими, как с отцами, которые имеют познание большее, нежели дети, именно — познали не только то, что Он Отец, но и то, что Он от вечности и неизъясним, ибо Он был от начала: таковым нужно и совершеннейшее учение о Боге; с иными, как с юношами, сильными и способными к борьбе и подвигам Воздавая последним славу победы, показывает, что им и речи нужны отважные и воинственные.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Экумений († X в.)

Ст. 12−13 пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

Апостол в качестве примеров называет различные возрастные группы. Ведь он знал, что не с одинаковым почетом все примут слово и не с одинаковым усердием [будут ему следовать], но одни [примут его] как дети, которым еще только предстоит учиться. Им он и дает отпущение грехов через веру во Христа.

Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Беда Достопочтенный (672−735)

Ст. 12−13 пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

Иоанн называет своих слушателей, своих последователей во Христе, детьми, потому что они воистину возродились от воды и Духа и приняли отпущение грехов.

Он называет нищих духом детьми, потому что, чем более они смиряются под сильной рукой Божией, тем более сокровенные тайны Его вечности постигают; о таких говорит Сын Всевышнего: Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам (Лк 10:21; Мф 11:25).

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

Ст. 12−13 пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

Надлежит вначале стать ребенком и младенчествовать для зла и таким образом отложить тяжесть старческих грехов, чтобы услышать: Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Затем, превзойдя чин детей, юношески подвизаться против страстей и снова услышать: Пишу вам, юноши, что вы сильны. А затем, пройдя далее и удостоившись божественного знания, взойти на степень отцов и услышать: Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Этот чин является наилучшим и истиннейшим для проповеди об Отце.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его

Со стиха 12-го апостол начинает излагать новое наставление, именно — предостережение против любви к миру, чему предпосылает воззвание к христианам разных возрастов Связь речи с предыдущим и последующим такова: апостол указал (1Ин 2:7−11) как отличительный признак христианского совершенства необходимость исполнения заповеди о любви к Богу и Христу и ближним; но сильнейшим препятствием к исполнению этой основной заповеди христианской служит любовь к миру и к тому, что в мире (1Ин 2:15−17), почему апостол с силою предостерегает от таковой любви, и — с особенными воззваниями. — Дети, отцы, юноши, отроки: этими возрастами обозначаются более степени духовных совершенств и качеств, чем возрасты естественные, хотя нельзя исключать и последних, так как нередко случается, что один возраст совпадает с другим, естественный с духовным. В Царстве Христовом может быть и действительно бывает, что старцы возрастом могут быть не только детьми, но и младенцами по умственному и нравственному совершенству, и наоборот. — Дети: апостол в сем послании не раз обращается к читателям — христианам с этим названием — дети, в смысле ближайшего отношения между ними, как отца к его чадам по духу и вере, как любимого учителя к возлюбленным ученикам (так — 1Ин 2:1, 18, 28; 1Ин 3:1, 18 и под.). Но в рассматриваемом месте обращение делается не в этом общем, а в более частном смысле и означаются здесь дети по возрасту, конечно, духовному, в известном, впрочем, соответствии в указанном смысле и с естественным возрастом. Что разумеются дети по возрасту, видно из того, что они сопоставляются с отцами, юношами и отроками, а равно из конструкции речи (особенно греческой) — пишу вам, дети, пишу вам, отцы и проч. — Преподавая наставление христианам соответственно возрастам, апостол для каждого возраста указывает особенное побуждение к тому, чтобы каждый возраст не прилеплялся к миру и к тому, что в мире, впрочем, так, что не следует полагать строгого разделения и разграничения между ними, а так, что свойственное одному возрасту побуждение свойственно и прочим, и отличаются они один от другого только преимущественным, а не исключительным характером. Так, например, детям прощены грехи, но и отцам и отрокам они прощены; или — отроки познали Отца, но и дети, и отцы, и юноши познали Его, — характеризуются преимущественно свойственные тому или другому возрасту совершенства и качества, а не исключительно. Дети, прощены вам грехи: детский, вместе с младенческим, первый возраст, в котором верующие, возрождаясь в купели крещения, получают (или получили уже) прощение грехов и чрез то примирились с Богом, крестною смертию Христа Спасителя. Посему, как получившие ради имени Христова прощение грехов, они с самого раннего возраста, и духовного и естественного, должны всецело посвящать себя Богу и Христу исполнением заповедей, отвергая служение миру и что в мире. Прощение грехов их ради имени Христова — для них главное, соответственно их возрасту, побуждение любить Бога и Христа и ближнего и не любить мир и все, что в нем.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его

Предложив наставление о любви к Богу и ближним (1Ин 2:7−11), Апостол хочет преподать наставление о том, что не должно любить мира и всех благ, и удовольствий его. Приготовляя к принятию сего наставления, необходимого для того, чтобы могли мы любить Бога и ближних, по заповеди Спасителя, св. Иоанн обращает слово к своим духовным детям, и каждый возраст призывает порознь, показывая каждому особое, свойственное ему, побуждение не любить мира, а устремлять свое сердце к Богу, чтобы всегда ревностно исполнять Его заповеди.

Сперва говорит Иоанн вообще ко всем своим духовным детям, или ко всем христианам, призывая всех ко вниманию и принятию наставления.

Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его, Христа Спасителя мира. Обращая слово ко всем, принявшим от Бога благодать усыновления, Иоанн напоминает о величайшем даре Божием, который обязывает всех, возрожденных в купели святого крещения, жить для Бога, а не для мира, — о том, что в святом крещении все верующие во Христа получили прощение грехов, и чрез то примирились с Богом, по заслугам Господа, Спасителя всех человеков. А потому, как искупленные кровью Сына Божия, должны мы всецело посвящать себя на служение Богу, любить Его более всего и всеми силами исполнять святые заповеди Его, и, таким образом служа Богу, не должны привязывать своего сердца к миру и благам его.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 12−14 пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого

Предложив вниманию читателей учение о хождении в свете и сущности Богослужения и о любви, как главнейшем условии последнего 1Ин 1:6 1Ин 2:8), и имея в виду далее (со ст. 15) дать указания, как христианам должно относиться к миру, Апостол этому последнему предостережению предпосылает сильное и настойчивое воззвание к христианам разных возрастов Обращение: «чадца», teknia (ст. 12) и «дети» paidia (ст. 14) суть не названия детей в собственном смысле, а отеческое обращение старца Апостола ко всем читателям-христианам без различия возраста, как показывает употребление teknia в 1Ин 2:1, 28; 1Ин 3:7, 18; 1Ин 4:4; 1Ин 5:21; и paidia в 1Ин 2:18. Другими же названиями: «отцы», «юноши» обозначаются более степени духовных совершенств и качеств, чем возрасты естественные, хотя нельзя исключать совсем и последних (слово neaniskoi не идет для обозначения одной лишь духовной зрелости), потому что возможно совпадение возраста естественного с духовным. Обращение к разным возрастам или классам читателей Апостолом сделано в двух параллельных рядах, причем первый ряд обращений объединяется глаголом grafw, пишу, в наст. вр., а обращения второго ряда связываются тем же глаголом в форме аориста. Различая в христианском обществе отдельных членов неодинакового возраста, духовного и естественного, Апостол всем им усвояет высокие духовные преимущества и блага, полученные ими в христианстве, — с целью отвратить их от привязанности к миру (ст. 15). Именно, «обращаясь прежде всего ко всем христианам общины (teknia), Апостол говорит, что он пишет им потому, что грехи их прощены им (1Ин 2:12). Но прощение грехов предполагает познание Того, через Кого даровано нам это высочайшее благо — познание Спасителя Иисуса Христа. Хотя познание такого рода, как и прощение грехов, принадлежит всем христианам, но оно преимущественно отличает «отцев». Пишу вам, отцы, говорит Апостол, яко познаете Безначальнаго. Ощущение грехов предполагает, далее, борьбу с грехом и победу над ним, и так как эта борьба сравнительно недавно совершена юношами, и, следовательно, последние должны особенно заботиться, чтобы не потерять приобретенного, то Апостол Иоанн, обращаясь к ним, говорит: пишу вам, юноши, яко победисте лукаваго… (проф. прот. Д. И. Богдашевский, с. 15−16). Возможно, что здесь имеется в виду «какое-нибудь особенно сильное столкновение с еретиками, из которого малоазийская церковь вышла победительницею, благодаря преимущественно энергии молодого поколения» (проф. Н. И. Сагарда, с. 395). Во втором обращении к юношам (ст. 14) Апостол поясняет, что сила, при помощи которой юноши победили лукавого, была не собственная их сила юношеской полноты жизни, а сила Божественная, духовная — сила слова Божия, Евангелия, пребывающего в них.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно