Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 2 глава 1 стих)

τεκνια ιюс. pl. от τεκνιον (#5448) маленький ребенок, дитя. Уменьшительная форма выражает привязанность: "дорогие дети" (Marshall), γραφω (#1211) praes. ind. act. писать. Praes. указывает на написание этого послания, αμαρτητε aof. conj. act. от αμαρτανω (#279) грешить. Aor. обозначает отдельное греховное действие, а не состояние (Westcott). Conj. с ινα (#2671) используется в отр. прид. цели (GGBB, 472). αμαρτη aor. conj. act. от αμαρτανω (#279) грешить. Conj. в cond. 3 типа, предполагающем возможность условия, παρακλητος (#4156) помощник. В раввинистической литературе это слово могло обозначать человека, оказывающего другим юридическую помощь, посредника, защищающего чьил. интересы; в настоящем контексте оно несомненно обозначает адвоката или советника защиты (Marshall; Schnackenburg; Brooke; Klauck; BBC; TDNT; Ин. 14:16). εχομεν praes. ind. act. от εχω (#2400) иметь. Praes. обозначает длительное обладание, προς (#4639) для, с, посредством. Предлог обозначает присутствие и отношение: "в присутствии Отца" (Brown; NIDNTT, 3:1204-6).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 2 глава 1 стих)

2:1 чтобы вы не согрешали Хотя христианин должен постоянно признавать и исповедовать грех (1:9), он не бессилен против него. Выполнение обязанности исповедания не дает права грешить. Грех может и должен быть побежден силой Духа Святого (см. Рим 6:12−14; 8:12,13; 1Кор 15:34; Тит 2:11,12; 1Пет 1:13−16). ходатая В Ин 16:7 это слово переведено как «Утешитель» (буквально «Идущий рядом»). Возможно, современное значение этого термина — «адвокат», т.е. выступающий в суде в защиту обвиняемого. Хотя сатана обвиняет верующих в грехах днем и ночью перед Отцом (Откр 12:10), служение Христа как Первосвященника гарантирует им не только сочувствие, но и оправдание (Евр 4:14−16).


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 2 глава 1 стих)

2:1 Иоанн повествует нам о совершенном Божьем стандарте для Его народа и милосердных условиях в случае нашей неудачи. Слова «Дети мои!»

обращены ко всем членам Божьей семьи. Совершенный Божий стандарт сформулирован в словах «сие пишу вам, чтобы вы не согрешали». Бог совершенен, поэтому Его стандарт для людей — абсолютное совершенство. Он не был бы Богом, если бы сказал: «Это пишу вам, чтобы вы грешили как можно меньше». Бог не может потворствовать даже самому незначительному греху и потому ставит перед нами цель: совершенство. Так Господь Иисус поступил с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Он сказал: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

В то же самое время Господь знает нашу сущность. Он помнит, что мы — прах, и поэтому милостиво предпринял меры, позволяющие нам исправлять промахи. Эти меры описаны в словах: «...а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника». Ходатай — тот, кто становится на сторону другого человека, чтобы помочь ему в нужде. Именно так поступает Господь Иисус, когда мы грешим. Он тут же приходит к нам, чтобы восстановить наше общение с Ним. Заметьте, что здесь не сказано: «Если человек исповедует грехи свои...»

Как Ходатай, наш Господь настаивает на том, чтобы мы признали и оставили свой грех.

В этом стихе есть нечто очень замечательное, что нельзя выпустить из виду. В нем говорится: «...а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом». Здесь не сказано «пред Богом», но «пред Отцом». Даже если мы и согрешаем, Он все равно наш Отец.

Это напоминает нам благословенную истину о том, что грех в жизни верующего нарушает общение, но не разрушает родство. Человек, родившийся свыше, становится членом Божьей семьи. Отныне Бог — его Отец, и ничто не может нарушить эту связь. Рождение — это то, что невозможно уничтожить. Сын может опозорить своего отца, но он все равно останется сыном по факту рождения.

Заметьте, что наш Ходатай — Иисус Христос, праведник. Хорошо иметь праведного Заступника. Когда дьявол выдвигает против верующего обвинение, Господь Иисус указывает на завершенное Им на Голгофе дело и говорит: «Занеси это обвинение на Мой счет».


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 2 глава 1 стих)

Стихи 1−2. Эти стихи относятся к заключительной теме предыдущей главы, где апостол рассматривал предположение о согрешении истинных христиан. Здесь он дает им совет не грешить, а также предлагает помощь.

I. Совет не грешить. Он не хотел бы давать место греху: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали.., ст. 1. Намерение, или цель, этого послания, намерение, с каким я только что говорил относительно общения с Богом и утраты этого общения из-за нечестивого образа жизни, — убедить вас не грешить, увести вас от греха». Обратите внимание, как по-отечески нежно он начинает свое увещание: Дети мои! Они были его детьми, возможно, потому, что родились от его благовестия, или потому, что были младшими по возрасту и опыту, или были дороги ему, так как их связывали евангельские узы. Где и когда преизобилует любовь служителей, там и тогда Евангелие, несомненно, будет иметь наибольший успех. Или, может быть, рассудительный читатель сочтет, что совет и предостережение апостола следует понимать в таком смысле: Сие пишу вам не для того, чтобы вы грешили. Тогда их можно отнести к тому, что апостол говорил выше относительно гарантированного прощения греха: ...Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши.., 1:9. В таком случае эти слова предостерегают от злоупотребления таким благоволением и снисхождением. «Хотя грех будет прощен тому, кто исповедует его и раскается в нем, однако я пишу вам об этом не для того, чтобы поощрить вас на грех, но с совершенно другим намерением». Эти слова можно отнести также к тому, что апостол еще только собирается сказать относительно Ходатая грешников; в таком случае они являются предупреждением против аналогичной ошибки, или злоупотребления: «Сие пишу вам, не для того чтобы вы грешили, но чтобы вы знали средство искупления греха». А если бы кто согрешил, то он может найти помощь и исцеление. Итак мы видим:

II. Поддержка и облегчение для верующего в случае согрешения: ...А если бы кто согрешил (кто-нибудь из нас или кто-нибудь из нашего общения, о котором говорилось выше), то мы имеем Ходатая пред Отцем.., ст. 1. Даже верующие, достигшие блаженного евангельского положения, все-таки еще согрешают. Между грешниками, живущими в мире, существует большая разница. Существуют грешники, принявшие христианство (приобщившиеся к святым спасительным привилегиям мистического тела Христова) и грешники, не принявшие христианства, то есть, обращенные и необращенные грешники. Существуют те, которые хотя и согрешают, но о них говорится, что, в сравнении с другими, они не согрешают, 3:9. Как в состояние прощенных и оправданных верующие вступали на основании искупления, так теперь они имеют Ходатая на небе, сохраняющего для них это состояние, постоянно обеспечивающего им прощение грехов. Мы имеем Ходатая — и эти слова должны быть поддержкой, утешением и убежищем для верующих (или истинных христиан) при их согрешении. Первоначальное имя, данное некогда Святому Духу и позднее измененное, — Утешитель. Он действует внутри нас: Он вкладывает в наши сердца и уста мольбы и доводы и является нашим ходатаем, когда научает нас ходатайствовать за самих себя. Но здесь говорится о Ходатае, находящемся не в нас, а на небе, перед Отцом. По своей должности и занятию ходатай связан с судьей, перед ним он защищает своего клиента. Судия, Которого умоляет наш Ходатай, — Отец, Его Отец и наш. Тот, Кто был нашим Судией в суде, совершаемом по закону (суд за нарушение закона), является нашим Отцом в евангельском суде, суде неба и благодати. Его престол, или судейское место, является местом помилования. И Тот, Кто является нашим Отцом, является также и нашим Судией, высшим арбитром, рассматривающим наше состояние и наши обстоятельства в пользу либо приговора к жизни, либо приговора к смерти, временной или вечной. ...Вы приступили... к Судии всех Богу., Евр 12:23. Чтобы ободрить верующих надеяться на благополучный исход их дела, апостол представляет им их Судию как Отца, а их Ходатая описывает следующим образом:

1. Его Личность и личные имена. Это есть Иисус Христос, Сын Отца, помазанный Отцом на все дело посредничества, на все дело спасения и, следовательно, на дело защитника или ходатая.

2. Его квалификация для этого служения. Это есть Иисус Христос, Праведник перед судом и в очах Судии. Для других ходатаев это качество не обязательно. Они могут быть неправедными людьми, и тем не менее защищать справедливое дело (и дело справедливого человека) и могут правильно вести его дело. Но в данном случае подзащитные виновны, они не могут быть оправданы по закону на основании их невиновности и праведности, их грех должен быть исповедан или должен подразумеваться. Только собственная праведность Ходатая может защитить преступников. Он был праведен до смерти, праведен для них, Он принес вечную праведность. Судия не будет это отрицать. На этом основании Он просит, чтобы грехи Его подзащитных не вменялись им.

3. Его доводы, которые Он приводит в качестве основания Своего ходатайства: Он есть умилостивление за грехи наши.., ст. 2. Он есть искупительная жертва, жертва умилостивления, принесенная Судие за все наши преступления против Его величия, закона и власти. Тщетны попытки исповедующих римско-католическую религию установить различие между ходатаем искупления и ходатаем защиты, то есть посредником в другом служении. Посредник защиты, наш Ходатай, является Посредником искупления, умилостивлением за наши грехи. Он ходатайствует за нас именно на основании Своей искупительной жертвы. Мы склонны были бы предположить, что Кровь Его потеряла свою ценность и силу, если бы на небе не было никакого упоминания о ней, с тех пор как она была пролита. Но мы видим, что она там ценится, так как великий Ходатай постоянно представляет ее в деле заступничества за Церковь Божию. Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за тех, кто приходит через Него к Богу.

4. Масштабы Его ходатайства, широта Его умилостивления. Они не ограничиваются одним народом, в частности древним Израилем Божиим: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши (не только за грехи иудеев, семени Авраама по плоти), но и за грехи всего мира, ст. 2; и не только за грехи верующих прошлых времен или живущих сейчас, но и за грехи всех тех, кто придет через Него к Богу в будущем. Действие смерти Примирителя распространяется на все племена, народы и страны. Так как Он является единственным, то, стало быть, и всеобщим искуплением и умилостивлением, для всех, кто спасен и приведен к Богу, к Его благоволению и прощению.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 2 глава 1 стих)

Григорий Богослов (325/30−389/90)

дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника

Так мы имеем ходатая Иисуса Христа не в том смысле, что Он уничижается за нас пред Отцом и рабски припадает к Нему — да будет далека от нас такая подлинно рабская и недостойная Духа мысль: не свойственно и Отцу этого требовать, и Сыну терпеть это, да и несправедливо думать так о Боге, — но в том, что, пострадав за нас как человек, убеждает этим нас к терпению как Слово и Советник. Это я понимаю под именем ходатайства.

Источник: О Сыне.

Григорий Двоеслов (~540−604)

дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника

Действительно справедливый ходатай никогда не участвует в несправедливых тяжбах и не соглашается вступиться за несправедливость. Следовательно, что мы должны сделать, любезнейшие братья мои? <…> Зло, которые мы содеяли, давайте и оставим, и будем порицать. Написано: Первый в тяжбе своей прав (Притч 18:17). Любой ведь раскаявшийся в слезах грешник уже на пути праведности, когда начинает осуждать то, что сделал.

Источник: Гомилии на пророка Иезекииля.

Климент Александрийский (~150−~215)

дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника

Как пред Отцом ходатай за нас Господь [Иисус], так и после Своего вознесения Он послал нам ходатая [Духа].

Источник: Заметки на Кафолические послания.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника

Не буду радоваться потому, что праведен, но буду радоваться потому, что искуплен. Буду радоваться не потому, что свободен от грехов, но потому, что мне прощены грехи. Не буду радоваться ни потому, что служу, ни потому, что мне кто-то служит, но потому, что имею ходатая пред Отцом — Христа, и потому, что за меня пролита кровь Христова.

Источник: Об Иакове и блаженной жизни.

Максим Туринский (IV—V вв.)

дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника

Следовательно, Христос — судья, когда сидит, ходатай — когда стоит. Поистине, Он судья для иудеев и ходатай для христиан. С одной стороны, стоя перед Отцом христиан, пусть и совершающих грех, Он испрашивает их оправдания. С другой стороны, Он сидит с Отцом фарисеев, преследующих [христиан], проклиная их грехи. Гневный, Он беспощадно карает одних и, заступающийся, нежно милует других.

Источник: Проповеди.

Иустин (Попович) (1894−1978)

Ст. 1−2 чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете; и аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника. И Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира

С усилением осознания человеческой греховности, усиливается и желание спасения от нее. И Он, “Верный” и “Праведный”, приходит и “очищает нас” от всякого греха и дает нам Божественные силы, чтобы жизнь наша стала святой и праведной.

Человек Божий боится греха, как живого огня. Действительно, грех — это огонь, который сжигает в человеке все благое и боговожделенное. Одно является главным: не приклоняйся своей мыслью к совершению грехов всякий раз, когда можешь, и ты будешь силен избежать и самих грехов. Часто, однако, случается человеку падать в грехи, которые возбуждаются “непроизвольно” (в том, кто желает и вожделевает спасения). Но упавший боголюбящий человек прибегает с покаянием к Человеколюбцу Спасителю, Который всегда готов простить нам грех, очистить нас от грязи греха и быть Посредником за нас перед Богом Отцом. Одно является главным: носить и взращивать в душе любовь ко Христу. Человеколюбец Господь знает все несовершенства и слабости человеческой природы, потому и прощает грехи тем, кто их сделал, когда человек по-настоящему познает грехи свои, их исповедует и от них совершенно отвернется (греч. слово “meta-noia” — покаяние, дословно означает перемену мыслей). Наше спасение — в покаянии и, конечно, в ненависти ко греху, в борьбе с греховными поступками до полного к ним презрения с благодатной помощью Человеколюбца Спасителя.

Святой Иоанн Богослов пишет: Чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете; и аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника. И Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию (т.е. только), но и о всего мира.

Господь наш Иисус Христос есть очищение, умилостивление Бога за наши грехи, потому что, молясь Отцу о нашей телесной греховности, Он показывает язвы, ради нас подъятые на Своем Теле, которое было на земле безгрешно и будет таким во веки.

Он является умилостивлением Бога и за грехи всего мира. Ибо ради нас, ради нашего положения, ради нашего имени Он перенес невыразимые и неизмеримые мучения и уничижения — от яслей до крестной смерти, которая была “всежертвой” Его неизреченного человеколюбия. Не будь этого спасительного умилостивления о грехах мира, мир остался бы неизлечимым и по правосудию Божию открылись бы многие пути его разрушения и гибели — по причине его грехов.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Августин (354−430)

дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника

Если бы у тебя было дело, которое следовало бы разбирать в суде, и ты обратился бы к ходатаю, ходатай взял бы на себя попечение о тебе, вел бы в меру своих сил твое дело. И если бы он не довел твое дело до конца, а ты бы услышал, что он же окажется твоим судьей, как бы ты обрадовался тому, что твоим судьей смог стать тот, кто незадолго до этого был твоим ходатаем?

Источник: Проповеди.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 1−2 дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира

Апостол, зная, что природа наша непостоянна и греховна, что влечение к злу мы всегда носим в себе, что завистник диавол препятствует своими ковами спасению нашему, что посему и примирившиеся уже с Богом чрез исповедь, если живут невнимательно, не избегнут греха, внушает теперь, что если мы и пали после прощения грехов наших, то не должны отчаиваться. Ибо если обратимся, то можем и опять получить спасение чрез посредничество Господа Иисуса Христа, потому что Он, ходатайствуя о нас пред Отцом, умилостивит за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Апостол сказал это потому, что писал иудеям, сказал для того, чтобы показать, что благотворность покаяния не ограничивается только ими одними, но простирается и на язычников, или что обещание это относится не к одним только современникам, но и ко всем людям последующих веков. Иисуса Христа он называет ходатаем за нас, умоляющим или уговаривающим Отца. Это уподобление Бога человеку употребляется с особенной целью, как и следующие слова: Сын ничего не может творить Сам от Себя (Иоан. 5:19). Последнее сказано для того, чтобы не сочли Его богопротивником. А что и Сын имеет власть отпускать грехи, это Он показал на примере расслабленного (Матф. 9:6). Также, когда дал ученикам власть отпускать грехи, ясно показал, что Он дает такое право самовластно. Но апостол, как мы сказали, говорит так теперь с особенной целью, именно — представить, что Сын имеет одно естество и одну силу со Отцом, и что действия Одного из трех пресвятых Лиц общи и прочим Лицам

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Ориген (~185−~254)

дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника

Каким же образом ходатай [Иисус] мог бы стать умилостивлением и примирительной жертвой, если не без силы Божией, нисходящей в души верующих при содействии Иисуса и устраняющей нашу немощь?

Источник: Комментарии на Евангелие от Иоанна


Рассмотрим, не различный ли смысл соединяется со словом παράκλητος в приложении к Спасителю и в приложении к Святому Духу? В отношении к Спасителю παράκλητος означает ходатай, так как по-гречески παράκλητος означает то и другое: и ходатая, и утешителя. Действительно, последующее изречение Он есть умилостивление за грехи наши (1Ин 2:2), по-видимому, дает основание понимать имя παράκλητος по отношению к Спасителю в значении ходатая, ибо Он, говорится, умоляет Отца за наши грехи. В отношении же к Святому Духу имя παράκλητος нужно понимать в том смысле, что Он дает утешение душам, которым открывает разумение духовного знания.

Источник: О началах

Экумений († X в.)

дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника

[Апостол] называет [нашим] заступником Того, Кто молит за нас Отца или ходатайствует перед Ним. Сказано же это скорее в соответствии с человеческими представлениями или ради домостроительства, как [и в Евангелии]: Сын ничего не может делать Сам от Себя (Ин 5:19). Ведь говорит Он это для того, чтобы Его не считали равным Богу, поскольку на расслабленном Он показал, что Сын имеет власть отпускать грехи. Дав же и ученикам [власть] прощать грехи, Он показал, что наделяет ею самовластно.

Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Беда Достопочтенный (672−735)

дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника

Утверждая, что мы не можем жить безгрешно, апостол сразу же за тем говорит, чтобы мы не грешили, но тут нет противоречия. Ведь сначала он подает нам необходимое, предусмотрительное, здравое предостережение против нашей немощи, дабы никто не обольщался собственной невинностью и не усугублял погибели, превозносясь своими заслугами. А затем, вполне последовательно, убеждает, чтобы мы, хоть и не можем полностью освободиться от прегрешений, все же старались, сколько можем, не способствовать беспечностью этой нашей немощи, а бодро и бдительно боролись бы со всеми пороками, прежде всего с грубыми и очевидными, которые, с Божьей помощью, нам легче побеждать или избегать, по слову апостола Павла: Нас постигло искушение не иное, как человеческое (1Кор 10:13), то есть такое, которое одной человеческой немощи не под силу совершенно отклонить.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника

Апостол знает, что просвещенные не приобретают бесстрастную природу, но благодаря хранению себя не подвергаются воздействию греха.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника

Дети, или, точнее, деточки, детки, мои: это нежное, глубоко задушевное обращение апостола к своим любимым духовным чадам, которое, как видно из Евангелия, иногда в особенных случаях обращал к Своим ученикам Сам Христос (Ин 13:33; Ин 21:5), как особенно выразительное и трогательное. — Сие пишу вам: то есть то, что выше, в первой главе сего послания, излагал апостол о хождении во свете, о общении с Богом, об очищении грехов кровию Христовою. — Пишу, чтобы внушить вам не потворство греху, а отвращение от него, чтобы вы не согрешали. Кто говорит, что он не грешит, тот обманывает себя (1Ин 2:8) и Бога (1Ин 2:10), но вы не должны согрешать — в том смысле, чтобы не потворствовать греху. Грешить стало прирожденным свойством человеческой природы после падения человека, но поддаваться греху с желанием грешить не должно; другое дело — немощь естества, другое дело — стремление грешить, желание греха; вы не должны грешить с желанием грешить, и я пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая и проч.: должно стремиться быть чистым от греха, но совершенно не грешить невозможно; и старающиеся не грешить, по немощи естества, впадают во грех. Чрез таковое падение может приключиться такое малодушие иногда, что могут впадать даже в отчаяние. Апостол говорит, что если кто, при всем старании не грешить, по немощи естества впадает в грех, тот в самом падении не должен падать духом, не должен думать, будто спасение уже для него невозможно или безнадежно и он погиб. Нет, благость Божия так велика или, лучше сказать, беспредельна, что согрешающему дала полную возможность изгладить соделанный грех, или грехи, чрез Ходатая пред Богом — Иисуса Христа, Праведника. — «Апостол, зная, что природа наша непостоянна и греховна, что влечение к злу мы всегда носим в себе, что завистник диавол препятствует своими ковами спасению нашему, что посему и примирившиеся уже с Богом чрез исповедь, если живут невнимательно, не избежат греха, внушает теперь, что если бы мы и пали после прощения грехов наших, то не должны отчаиваться. Ибо если обратимся, то можем и опять получить спасение чрез посредничество Господа Иисуса Христа, потому что Он, ходатайствуя о нас пред Отцом, умилостивит за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (Феофилакт). — Имеем Ходатая пред Богом: ходатай значит защитник, или заступник, на суде. Пред правдой Божией весь мир грешен и подлежит суду и наказанию. Единородный Сын Божий, по изволению Отца, принял на Себя плоть человеческую, чтобы в естестве нашем принести умилостивительную жертву правде Божией за грехи всего человечества, или искупить весь род человеческий от греха, проклятия и смерти и воссоединить с Богом, смертию поправ смерть, и излиянною на кресте кровию очистить природу человеческую от скверны греха. Как Искупитель от греха человечества всего, Он стал вместе с сим и Ходатаем, или Защитником искупленного человека пред судом правды Божией, по ходатайству Которого грех снимается с человека, и он является пред судом Божиим оправданным и чистым от греха, и прирожденного, и произвольного. В этом смысле Он и называется Ходатаем всех, или за всех, пред Богом, Ходатаем Бога и человеков (1Тим 2:5). — «Иисуса Христа он (апостол) называет Ходатаем за нас, умоляющим, или уговаривающим, Отца. Это сказано человекообразно и с особенною целию, как и следующие слова: Сын не может ничего творить Сам от Себя (Ин 5:19). Последнее сказано для того, чтобы не сочли Его богопротивником. А что и Сын имеет власть отпущать грехи, это Он показал на расслабленном (Мф 9:6). Также когда дал ученикам власть отпущать грехи, ясно показал, что Он дает такое право самовластно. Но апостол, как мы сказали, говорит так теперь с особенною целию, именно чтобы показать, что Сын имеет одно естество и одну силу со Отцом и что действия одного из трех пресвятых Лиц общи и прочим Лицам» (Феофилакт). Словом ходатаи, которое приложено здесь к Иисусу Христу, переведено в Иоанновом Евангелии слово утешитель, коим наименовал Сам Господь Святого Духа — третье Лицо Святой Троицы (Ин 14:16, 26; Ин 15:26; Ин 16:7 и прим), то есть и Христос, и Дух Святой в Евангелии Иоанновом и в Первом послании называются одним и тем же именем Утешителя, или Ходатая. Подобным образом у святого апостола Павла представляются ходатайствующими пред Отцом за людей и Господь Иисус Христос, и Дух Святой (Рим 8:26−27, 34). Христос — Ходатай за людей, как за них принесший Богу Отцу умилостивительную жертву; и Дух Святой — Ходатай, как усвояющий людям принесенную Христом жертву молитвами их. Христос — Утешитель, утешающий искупленных им верующих людей Своим заступничеством пред судом правды Божией; и Дух Святой — Утешитель, утешающий молитвою плачущих и скорбящих о грехах. И Тот, и Другой — ходатаи, заступники, защитники и утешители людей, почему и называет Себя и Духа Святого Сам Христос сим словом (Ин 14:16), и святой апостол Павел в подобном же смысле называет Того и Другого (Рим 8:26−27, 34). — Праведника: совершенно праведного и единственно праведного, Богочеловека. Только Сын Божий, Господь Иисус мог совершить искупление всего рода человеческого от греха, как Сам единый безгрешный и праведный, ибо только от безгрешного могла быть принята жертва за грехи человека и всего человечества. Как безгрешный праведник, Господь Иисус в качестве первосвященника принес умилостивительную жертву за грехи людей однажды навсегда и за всех и тем соделался ходатаем, или утешителем, всех и навсегда, что так сильно и определительно разъяснил святой апостол Павел, а особенно в послании к Евреям (см. особенно Евр 7:24−27).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника

Водимый Духом Божиим, святой Богослов то предостерегает христиан от самомнения и ложной надежды, то удерживает их от малодушия и отчаяния, питая в них непоколебимую надежду на единого посредника между Богом и человеками, Христа Иисуса. Сказал он прежде: Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя (1Ин 1:8); потом говорит: если исповедуем грехи наши, то Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды (1Ин 1:9). Так он и обличает самомнение, или предохраняет от той мысли, будто возрожденный может сохранить себя совершенно чистым от греха; и ободряет согрешающих по немощи, говоря: если исповедаем грехи наши, то Бог простит нам Но, чтобы не помыслил кто, будто, имея такое удобство к получению отпущения грехов чрез исповедание их, можно безопасно предаваться грехам, святой Богослов показывает, что он говорит это не для того, чтобы, надеясь на благость Божию, беспечно предавались грехам, а для того, чтобы не грешили.

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали. Как бы так говорит св. Апостол: дети мои! пишу я вам, что, если мы согрешили и искренно исповедуем свои грехи, Бог простит нам грехи наши, пишу это не для того, чтобы вы не боялись грехов и не заботились удаляться их, но для того, чтобы вы, всегда внимая себе, всемерно старались удаляться грехов и всегда стремились к святости, с непоколебимым намерением, до конца жизни, пребыть верными Богу и Господу Спасителю, соблюдая заповеди Его.

А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. И опять любовь Апостола заботится о тех, которые, стараясь не грешить, по немощи впадают в грех и чрез это падение подвергаются опасности впасть в малодушие и отчаяние. Апостол говорит: всячески должно удаляться грехов; но если кто, при всем старании своем, по своей немощи, впадает в грех, тот и в самом падении не должен падать духом, не должен думать, будто для него спасение уже безнадежно, и он погиб; нет, благость Божия велика и беспредельна: мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника.

Великая и беспредельная благость Божия, — что имеем мы в Иисусе Христе, единородном Сыне Божием, нашего Ходатая пред Отцем.

Имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. Единородный Сын Божий для того, по всеблагой воле Отца Своего, и воспринял наше человечество, чтобы в естестве нашем принесть умилостивительную жертву правде Божией за грехи человеков. Только Сын Божий мог совершить искупление человеков от греха, проклятия и вечной смерти, как совершенный Праведник. И сделавшись человеком, Он хотя принял все немощи нашего человеческого естества, но был чист от греха, и Он не сделал никакого греха, как говорит слово Божие (1 Петр. 2:22). Он, пребывая на земле, всецело исполнил волю Отца Своего; наконец, пострадал и умер на кресте за грехи человеков, как совершенный Праведник за неправедных (1 Петр. 3:18).

Имеем Ходатая. Иисус Христос, как совершенный Праведник, в качестве Первосвященника и Ходатая, однажды принес умилостивительную жертву за человеков и соделался Ходатаем за нас навсегда. Иисус Христос, как Святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого (Евр 7:26, 27). Иисус Христос, пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр 7:24, 25).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 1−2 дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира

Желая предотвратить возможность перетолкования изложенного в 1, 5−10 учения, св. Иоанн Богослов с отеческою трогательностью выразительно напоминает читателям, что написанное им в этих стихах отнюдь не может служить оправданием легкого отношения ко греху и его многоразличным проявлениям, напротив: целью там сказанного является отвращение читателей и христиан вообще от греха: сие пишу вам, да не согрешаете. Но вместе с тем для людей особенно чуткой совести, искренно ищущих свободы от греха и истинного христианского совершенства, но глубоко сознающих греховность человеческой природы, Апостол присоединяет и ободрение в вере во всесильное ходатайство Господа Иисуса Христа, великого и вечного Ходатая (aduocatum) за человечество пред Богом Отцом (ср. 1Тим 2:5). «Апостол, зная, что природа наша непостоянна и греховна, что влечение ко злу мы всегда носим в себе, что завистник диавол препятствует своими ковами спасению нашему, что посему и примирившиеся уже с Богом через исповедь, если живут невнимательно, не избежат греха, внушает теперь, что, если бы мы пали после прощения грехов, то не должны отчаиваться. Ибо, если обратимся, то можем и опять получить спасение через посредничество Господа Иисуса Христа, потому что Он, ходатайствуя о нас пред Отцом, умилостивит за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Апостол сказал это потому, что писал иудеям, сказал для того, чтобы показать, что благотворность покаяния не ограничивается только ими одними, но простирается и на язычников, или что обещание это относится не к одним только современникам, но и ко всем людям последующих веков. Иисуса Христа он называет Ходатаем за нас, умоляющим или уговаривающим Отца… с особенною целью, именно — представить, что Сын имеет одно естество и одну силу со Отцом, и что действие одного из трех пресвятых Лиц общим прочим лицам» (Феофил.).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно