Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 1 глава 7 стих)

περιπατωμεν praes. conj. act. от περιπατεω (#4344) вести образ жизни (см. ст. 6). Cond. в ст. 7 и 9 выражают предположение текущей и длительной христианской жизни: "предположим, что мы будем ходить или исповедовать..." (JG, 372) — это включает настоящую реальность вообще (GGBB, 663). "Хождение в свете" — это сознательное и упорное старание жить в соответствии с откровением Бога, Который — свет, особенно после того, как это откровение было нам дано полностью и окончательно Иисусом Христом (Brooke), κοινωνια (#3126) содружество (см. ст. 3). εχομεν praes. ind. act. от εχω (#2400) иметь, μετ' = μετα(#3552) с. αλληλων (#253) друг друга; "друг с другом". Хотя эта фраза может обозначать содружество Бога и человека, Иоанн обычно использует это слово для обозначения общения христиан между собой, в котором проявляется зримо их общение с Богом (Westcott; Schnackenburg). αιμα (#135) кровь. Об использовании термина "кровь" в Писании см. АРС, 108-124; ВВС; А. М. Stibbs, The Meaning of the Word "Blood" in Scripture [London: The Tyndale Press, 1962]. καθαριζει praes. ind. act. от καθαριζω (#2751) очищать. Эти гл. предполагают, что Бог не только прощает. Он очищает нас от клейма греха. Praes. указывает на длительный процесс (Stott).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 1 глава 7 стих)

1:7 Истинный христианин ходит во свете (истине и святости), а не во тьме (лжи и грехе). См. пояснение к З:9. Хождение в свете приводит к очищению от греха, так как Господь постоянно прощает Своих. Поскольку хождение в свете открывает Божий характер, они характеризуются Его святостью (3Ин 11), проявляя истинное общение с Ним (Иак 1:27). Истинный христианин не ходит во тьме, но только в свете (2Кор 6:14; Еф 5:8; Кол 1:12,23) и очищение от греха происходит постоянно (ср. ст. 9).


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 1 глава 7 стих)

1:7 И напротив, если мы ходим во свете, то имеем общение с Господом Иисусом и с верующими христианами. Иоанну не безразлично, ходит человек во свете или во тьме. Если он находится в свете, он член Божьего семейства, если во тьме, то не имеет ничего общего с Богом, потому что в Боге нет никакой тьмы. Ходящие во свете, то есть христиане, имеют общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа постоянно очищает их от всякого греха. Божье всепрощение основано на Крови Сына Его, пролитой на Голгофе. Эта Кровь обеспечила Богу справедливое основание, на котором Он может прощать грехи, и, как мы поем, «Кровь никогда не потеряет силу».

Она никогда не утратит способность очищать нас. Конечно, прежде чем получить прощение, верующие должны исповедать грехи, о чем Иоанн пишет в стихе 9.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 1 глава 7 стих)

Стихи 5−7. Провозгласив истинность и достоинство Автора Евангелия, апостол передает благовестие от Него и делает из этого благовестия соответствующее заключение для вразумления и убеждения исповедующих себя верующими, или принявшими это славное Евангелие.

I. Благовестие, принятое апостолом, как он утверждает, от Господа Иисуса: И вот благовестие, которое мы слышали от Него... (ст. 5), от Его Сына Иисуса Христа. Поскольку Христос непосредственно Сам посылал апостолов и является главным лицом, о Ком идет речь в предыдущем отрывке, то и местоимение Него в последующем тексте следует также отнести к Нему. Апостолы и их служители — посланники Господа Иисуса. Возвещать о Его намерениях и нести Его благовестие миру и Церкви составляет честь для них, это то главное, на что они претендуют. Послав Свое благовестие через подобных нам людей, Господь проявил Свою мудрость и открыл сущность Своего домостроительства. Принявший на Себя человеческую природу захотел почтить глиняные сосуды. Стремлением апостолов было оказаться верными и верно передающими поручения и послания, принятые ими от Господа. Что было передано им, они старались сообщить другим: И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам. Благовестие от Слова жизни, вечного Слова мы должны принимать с радостью; это благовестие касается природы Бога, Того, Кому мы должны служить и с Кем должны жаждать всякого возможного общения, и заключается оно в следующем: ...Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы, ст. 5. Этими словами утверждается превосходство Божией природы. Он есть совокупность красоты и совершенства, какие только могут быть представлены понятием «свет». Ему присущи самодействующая, цельная, беспримесная духовность, чистота, мудрость, святость и слава. Это означает абсолютность и полноту превосходства и совершенства. В Нем нет никакого недостатка или несовершенства, никакой примеси чего-то чуждого или противоположного абсолютному превосходству, никакой изменчивости и тенденции к разрушению: Нет в Нем никакой тьмы, ст. 5. Эти слова можно также отнести непосредственно к тому, что обычно называется нравственным совершенством божественной природы, которой мы должны подражать, или, еще более непосредственно, к влиянию, которое мы испытываем в нашем евангельском труде. В таком случае это слово включает в себя святость Божию, абсолютную чистоту Его природы и воли, Его всепроникающее ведение (особенно человеческого сердца), Его ревность, горящую ярким и всепоглощающим пламенем. Это представление великого Бога в виде чистого и совершенного света очень подходит для нашего темного мира. Лучше всех открывает нам имя и природу неисследимого Бога Господь Иисус: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Это прерогатива христианского откровения — нести нам самое прекрасное, величественное и верное представление о благословенном Боге, наилучшим образом соответствующее свету разума и поэтому доказуемое, наиболее всего подобающее величию Его дел, окружающих нас, а также природе и достоинствам Того, Кто есть высший Правитель и Судия мира. Есть ли какое другое слово, способное вместить в себя больше (охватывающее все эти совершенства), чем это — Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Далее:

II. Справедливое заключение, неизбежно вытекающее из этого благовестия и предназначенное для вразумления и убеждения исповедующих себя верующими, или принявшими Евангелие.

1. Для убеждения исповедующих веру, но не имеющих истинного общения с Богом: Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Известно, что на языке Священного Писания слово «ходить» означает упорядочивать общее направление и отдельные поступки нравственной жизни, то есть жизни, подчиняющейся закону Божиему. Ходить во тьме — это значит жить и поступать в соответствии с невежеством, заблуждением и ложными обычаями, прямо противоположными фундаментальным установлениям нашей святой веры. Могут быть люди, претендующие на великие достижения в религии и заявляющие, что они имеют общение с Богом, и в то же время ведущие нечестивую, безнравственную, нечистую жизнь. Таковых апостол не боится обвинить во лжи: Они лгут и не поступают по истине. Они лгут о Боге, ибо Он не имеет общения с нечестивыми душами. Что общего у света с тьмой? Они лгут о самих себе, ибо не имеют ни посланий от Бога, ни доступа к Нему. Ни в их исповедании, ни в их жизни нет истины, своим поведением они обнаруживают, что их исповедание и претензии ложны и доказывают их безрассудство и фальшь.

2. Для убеждения и последующего ободрения тех, кто близок к Богу: Если же ходим во свете,.. то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Как благословенный Бог является вечным, безграничным светом, а Посредник, посланный от Него, — светом для этого мира, так христианство есть великое светило, светящее в нашей сфере, здесь внизу. Сообразование с этим светом в духе и практическом поведении свидетельствует о наличии общения с Богом. Те, кто так ходит, тем самым показывают, что они знают Бога, что они приняли Духа от Бога и божественный образ запечатлен в их душах. Тогда мы имеем общение друг с другом, они — с нами, мы — с ними, и те и другие — с Богом, общение в Его благословенных, или спасительных, сообщениях нам. Одно из этих благословенных сообщений состоит в том, что Кровь Его Сына, или Его смерть, действует в нас: Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Вечная жизнь, вечный Сын облекся в плоть и кровь и стал Иисусом Христом. Иисус Христос пролил Свою Кровь за нас, или умер, чтобы омыть нас от наших грехов Своей собственною Кровью. Его Кровь, действующая в нас, освобождает нас от вины греха, как первородного, так и действительного, как врожденного, так и свершенного нами, и делает нас праведными в очах Его. И не только это, Его Кровь производит на нас освящающее действие, посредством которого грех все более и более подавляется, пока он полностью не будет уничтожен, Гал 3:13−14.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 1 глава 7 стих)

Климент Александрийский (~150−~215)

если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха

Речь идет об учении Господа, конечно, (которое весьма сильно) названо кровью Его.

Источник: Заметки на Кафолические послания.

Иустин (Попович) (1894−1978)

аще же во свете ходим, якоже Сам Той есть во свете, общение имамы друг ко другу, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякаго греха

Бог Слово, Который есть Свет, стал человеком, чтобы даровать Свой Божественный Свет и чтобы сблизить людей между собой. Его Свет стал их светом. Итак, вочеловечением Своим Бог Слово хочет, чтобы все было Божественным, передалось людям, воплотилось в человеческой жизни и в мире. Призыв дан: каков Он, таковы должны стать и мы.

Как Он является Светом, так и мы должны стать светом. Как Он во свете, так и мы — во свете. Как Он в Истине, так и мы. Все с Его вочеловечением стало нашим. Тот, Кто есть Вечная Жизнь, принес с небес на землю то, что есть с Ним и что существует по причине Его, и это есть не что иное, как вечная истина, вечная благость, вечная премудрость и все остальные вечные, совершенные и Божественные блага. И все их Он принес с небес на землю, чтобы они стали нашими, человеческими. Ведь вечная жизнь становится нашей, если мы живем с Божественным и боговдохновенным благом. Если живем так, Божественные силы этих совершенных благ устраняют нас от всякого греха, очищают нас от всякой грязи. Понятно, что все эти совершенства составляют сущность Богочеловеческой Личности. Иными словами, это Его Кровь и Его Тело, и где Его Божественная Кровь, там и вся вечная жизнь. И как в Богочеловеке Его Кровь есть Его жизнь, то через Него и от Него и по причине Его — жизнь даруется и нам Богочеловек — это Тот, Кто распространяет вечную жизнь в людях, и совершенство Его с их содействием соединяет их в новую общность, бессмертную, Богочеловеческую, вечную, в одно тело Церкви. Кровь Богочеловека Христа, которая изливается непрестанно, очищает от всякого греха и все объединяет, все сочленяет в Его Богочеловеческое тело. Его Пресвятая Кровь нас очищает, омывает и руководит к святости, к истине, к правде, к любви. И человеческая сущность просвещается, озаряется неописуемой чистотой и блаженством. Поэтому евангелист благовествует: Аще же во свете ходим, якоже Сам Той есть во свете, общение имамы друг ко другу, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякаго греха.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Беда Достопочтенный (672−735)

если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха

Заметь различие в словах: о Боге он говорит, что Тот пребывает в свете, а о нас — что мы должны ходить в свете. Праведники ведь ходят в свете, служа [Богу] делами добродетели и восходя к лучшему, а Божественная Святость, Которой говорится Ты — тот же (Пс 101:28), по справедливости понимается пребывающей в свете, ибо некуда восходить совершенной вечной благости. Говорится ведь верным: Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф 5:8−9). А Бог и безо всякого действия вечно пребывает благ, праведен и истинен.

Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом. Этими словами [Иоанн] явно указывает, что хождением в свете мы продвигаемся вперед, раз радуемся братскому сообществу, вместе с которым достигаем истинного света. Но даже если мы вроде бы совершаем дела света и ненарушимо храним верность взаимной любви, то и тогда не должны полагать, что сможем полностью очиститься от грехов собственным поступанием и прилежанием, потому что затем говорится: и Кровь Иисуса, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Ведь таинство страданий Господа и все прошлые наши грехи растворило в крещении, и те, что мы по слабости ежедневно совершаем после крещения, отпускает нам по милосердию Того же Спасителя нашего, наипаче когда, творя дела света, мы ежедневно исповедуем Ему наши проступки, приемлем таинство Его Крови, молим отпустить нам наши долги и сами прощаем долги нашим должникам; когда, памятуя о Его страданиях, с готовностью претерпеваем любые тяготы.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Иларий Арелатский (~401−449)

если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха

Кровь жертв смывает один грех, из-за которого она проливалась. Кровь Иисуса Христа смыла все грехи тех, кто ходит в любви.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха

Если же ходим во свете и проч.: если не только говорим, что стоим в общении с Богом, но и действительно имеем в духе это общение и потому ходим во свете, стремимся к святости и истине, как и Он — всесвятой и обитает в неприступном свете и истине, то имеем общение друг с другом; разумеется братское взаимное общение верующих всех между собою в единении духа любви и истины. Кто живет и ходит верою и по вере, в общении любви и добродетели, тот поистине ходит во свете Божием, и свет величия Божия отражается в общении любви со всеми верующими. При этом свете все верующие соединены, или имеют общение, и с апостолами, и со всеми святыми, живущими на земле и обитающими на небе; так как один и тот же Дух Божий сообщает духовную жизнь всем святым — и человекам, и Ангелам — И кровь Иисуса Христа и проч.: ходящий во свете имеет общение со всеми святыми, так как все имеют один источник спасения — кровь Иисуса Христа, которая очищает всех от всякого греха.

Такова связь понятий. При представлении о хождении во свете и братском единении во Христе со всеми верующими, взор Богослова устремляется к тому величайшему и безмерному дару милости и человеколюбия Божия, силою которого мы только и можем ходить во свете Божием и иметь общение со всеми святыми, — к искуплению всего мира страданиями и крестною смертию Сына Божия. Если мы живем свято и праведно, то мы имеем общение со всеми, ибо Сын Божий пострадал и умер за грехи всего мира, смертию Своею примирил весь мир с Богом, и потому сила заслуг Его, или цена крови Его, покрывает все наши грехи, соединяя всех искупленных в одно святое общество, или тело Его — Церковь. «Посему, держась общения друг с другом, то есть с нами и со Светом, мы должны себя поставить непобедимыми для греха. Но как это будет, когда мы прежде погрязали уже во многих грехах? Ибо никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен кровию Его, пролитою за нас» (Феофилакт). — Кровь очищает: пролитою на кресте кровию Господа Иисуса Христа, Сына Божия совершилось примирение всего мира с Богом (Евр 9:14), и потому она имеет очистительное для всего мира значение. Только ценою страданий и смерти Спасителя мира человечество освобождается от первородного греха и осуждения за грех, очищается верою от всех грехов, соделанных до возрождения в крещении, получает прощение и тех грехов, которым человек подвергается по немощи своей природы после крещения. Таким образом, общение друг с другом в единении любви и в союзе мира и очищение кровию Иисуса Христа поистине являет христиан единым телом Господа Христа, которое есть Церковь Его (Еф 4:16). Это очищение и общение совершается главным образом в таинстве Евхаристии, под условием искреннего и деятельного раскаяния во грехах вольных и невольных (ср. 1Кор 11:23−29 и парал.).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха

Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом. Как бы так говорит Иоанн: если мы, помышляя о всесвятом и всесовершенном Боге, проводим жизнь благочестивую и добродетельную, стараясь всеми силами подражать совершенствам Божиим и быть святыми, как Бог свят: то имеем взаимное общение между собою (выше ст. 3); и вы участвуете в тех благодатных дарах и спасительных сокровищах, которыми пользуемся мы, Апостолы, имея общение с Богом Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.

Кто всегда носит в душе живую веру в Триипостасного Бога, по учению слова Божия, и живет по вере, соблюдая заповеди Божии: тот, поистине, ходит во свете Божием. Свет величия Божия, созерцаемый очами веры, просвещает верующего ведением истины, согревает сердце его святою любовью, оплодотворяет жизнь его добрыми делами. А кто не видит сего света, тот мрачен, холоден и бесплоден в благом делании. Кто ходит во свете Божием, соблюдая заповеди Божии: тот, при этом свете, имеет общение и с Апостолами, и со всеми Святыми, живущими на земле, и обитающими на небе; ибо один и тот же Дух Божий сообщает духовную жизнь всем Святым, человекам и Ангелам

И Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Сказавши: если во свете ходим, — то имеем общение друг с другом, святой Богослов устремляет свой взор к тому великому и безмерному дару Божеского человеколюбия, за который должны мы вечно благодарить Бога, к тому Божескому дару, силою которого мы только и можем ходить во свете Божием, и иметь общение с Апостолами и всеми Святыми, обращает взор к искуплению всех человеков страданиями и крестною смертью Сына Божия, Иисуса Христа. Апостол говорит: если мы, просвещенные верою в Бога, живем благочестиво и свято, подражая совершенствам всесвятого Бога, то мы имеем общение друг с другом, и тесно соединяемся между собою; ибо Сын Божий, Иисус Христос, пострадал и умер за грехи всего мира; Своею смертью примирил нас с Богом; сила заслуг Его или цена крови Его покрывает наши грехи, и кровь Его очищает нас от всякого греха, и всех, как искупленных одною кровью Господа Спасителя, соединяет в одно общество, или одно тело Его.

Имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Так все верующие во Христа, спасаемые сею верою, тесно между собою связаны, потому что все имеют один источник спасения, т.е. кровь Иисуса Христа, или искупительные заслуги Его. Только ценою Его страдания и смерти освобождаемся от прародительского греха и осуждения за грех; очищаемся от всех наших грехов, соделанных нами до возрождения в святом крещении, и надеемся получить прощение и тех грехов, коим, по немощи нашей растленной грехом природы, после крещения подвергаемся, доколе носим это бренное тело. И кто может сказать, что он не участвует в сем великом даре милости Божией? Кто вправе подумать, что для него не нужна сия очистительная кровь Господа Искупителя?

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Открыть окно