Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 1 глава 5 стих)

αγγελια (#32) сообщение, весть. Весть, содержащая представление о Боге, не может быть воспринята людьми без Его помощи. Это откровение, а не открытие (Brooke), ακηκοαμεν perf. ind. act. от ακουω (#201) слышать. Perf. указывает на непреходящие результаты услышанного, αναγγελλομεν praes. ind. act. от αναγγελλω (#334) объявлять. Предложное сочетание дополнительно выражает идею донесения известий до человека, который их принимает (Westcott). Praes. обозначает развивающееся действие, οτι (#4022) что. Союз вводит содержание объявления, φως (#5890) свет и σκοτια (#5028) тьма. Бог — это свет, Он проникает повсюду, Он абсолютен в Своей славе, истине и святости (Smalley; Klauck; Strecker, 76-83; DLNT, 657-59).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 1 глава 5 стих)

1:5 мы слышали от Него Весть, которую Иоанн и другие апостолы проповедовали, пришла от Бога, а не от человека (ср. Гал 1:12). Бог есть свет В Писании свет и тьма часто упоминаются как символы. В рациональном смысле «свет» относится к библейской истине, в то время как «тьма» относится к ошибкам и лжи (ср. Пс 118:105; Пр. 6:23; Ин 1:4; 8:12). В нравственном смысле «свет» означает святость или чистоту, а «тьма» означает грех, неправедные поступки (Рим 13:11−14; 1Фес 5:4−7). Еретики заявляли, что они поистине просвещены и ходят в истинном свете, но Иоанн отказывал им в этом, поскольку они не признавали свои грехи. Относительно этой основной истины они ходили во тьме. никакой тьмы Этой фразой Иоанн утверждает, что Бог абсолютно совершен и в Нем нет ничего, что вызывало бы сомнения в Его истине и святости (ср. Иак 1:17).


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 1 глава 5 стих)

1:5 Общение представляет собой ситуацию, когда двое и больше человек делятся чем-то друг с другом. Это — общность, или товарищество. Теперь Иоанн хочет сообщить своим читателям требования, обязательные для общения с Богом. Для этого он обращается к учению Господа Иисуса, когда Тот был на земле. Хотя здесь не цитируются точные слова Господа, итог и сущность Его учения в том, что Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. Этим Он подразумевал, что Бог абсолютно свят, абсолютно праведен и абсолютно чист. Бог не может потворствовать никакой форме греха.

Ничто не скрыто от Него, но «все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр 4:13).


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 1 глава 5 стих)

Стихи 5−7. Провозгласив истинность и достоинство Автора Евангелия, апостол передает благовестие от Него и делает из этого благовестия соответствующее заключение для вразумления и убеждения исповедующих себя верующими, или принявшими это славное Евангелие.

I. Благовестие, принятое апостолом, как он утверждает, от Господа Иисуса: И вот благовестие, которое мы слышали от Него... (ст. 5), от Его Сына Иисуса Христа. Поскольку Христос непосредственно Сам посылал апостолов и является главным лицом, о Ком идет речь в предыдущем отрывке, то и местоимение Него в последующем тексте следует также отнести к Нему. Апостолы и их служители — посланники Господа Иисуса. Возвещать о Его намерениях и нести Его благовестие миру и Церкви составляет честь для них, это то главное, на что они претендуют. Послав Свое благовестие через подобных нам людей, Господь проявил Свою мудрость и открыл сущность Своего домостроительства. Принявший на Себя человеческую природу захотел почтить глиняные сосуды. Стремлением апостолов было оказаться верными и верно передающими поручения и послания, принятые ими от Господа. Что было передано им, они старались сообщить другим: И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам. Благовестие от Слова жизни, вечного Слова мы должны принимать с радостью; это благовестие касается природы Бога, Того, Кому мы должны служить и с Кем должны жаждать всякого возможного общения, и заключается оно в следующем: ...Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы, ст. 5. Этими словами утверждается превосходство Божией природы. Он есть совокупность красоты и совершенства, какие только могут быть представлены понятием «свет». Ему присущи самодействующая, цельная, беспримесная духовность, чистота, мудрость, святость и слава. Это означает абсолютность и полноту превосходства и совершенства. В Нем нет никакого недостатка или несовершенства, никакой примеси чего-то чуждого или противоположного абсолютному превосходству, никакой изменчивости и тенденции к разрушению: Нет в Нем никакой тьмы, ст. 5. Эти слова можно также отнести непосредственно к тому, что обычно называется нравственным совершенством божественной природы, которой мы должны подражать, или, еще более непосредственно, к влиянию, которое мы испытываем в нашем евангельском труде. В таком случае это слово включает в себя святость Божию, абсолютную чистоту Его природы и воли, Его всепроникающее ведение (особенно человеческого сердца), Его ревность, горящую ярким и всепоглощающим пламенем. Это представление великого Бога в виде чистого и совершенного света очень подходит для нашего темного мира. Лучше всех открывает нам имя и природу неисследимого Бога Господь Иисус: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Это прерогатива христианского откровения — нести нам самое прекрасное, величественное и верное представление о благословенном Боге, наилучшим образом соответствующее свету разума и поэтому доказуемое, наиболее всего подобающее величию Его дел, окружающих нас, а также природе и достоинствам Того, Кто есть высший Правитель и Судия мира. Есть ли какое другое слово, способное вместить в себя больше (охватывающее все эти совершенства), чем это — Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Далее:

II. Справедливое заключение, неизбежно вытекающее из этого благовестия и предназначенное для вразумления и убеждения исповедующих себя верующими, или принявшими Евангелие.

1. Для убеждения исповедующих веру, но не имеющих истинного общения с Богом: Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Известно, что на языке Священного Писания слово «ходить» означает упорядочивать общее направление и отдельные поступки нравственной жизни, то есть жизни, подчиняющейся закону Божиему. Ходить во тьме — это значит жить и поступать в соответствии с невежеством, заблуждением и ложными обычаями, прямо противоположными фундаментальным установлениям нашей святой веры. Могут быть люди, претендующие на великие достижения в религии и заявляющие, что они имеют общение с Богом, и в то же время ведущие нечестивую, безнравственную, нечистую жизнь. Таковых апостол не боится обвинить во лжи: Они лгут и не поступают по истине. Они лгут о Боге, ибо Он не имеет общения с нечестивыми душами. Что общего у света с тьмой? Они лгут о самих себе, ибо не имеют ни посланий от Бога, ни доступа к Нему. Ни в их исповедании, ни в их жизни нет истины, своим поведением они обнаруживают, что их исповедание и претензии ложны и доказывают их безрассудство и фальшь.

2. Для убеждения и последующего ободрения тех, кто близок к Богу: Если же ходим во свете,.. то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Как благословенный Бог является вечным, безграничным светом, а Посредник, посланный от Него, — светом для этого мира, так христианство есть великое светило, светящее в нашей сфере, здесь внизу. Сообразование с этим светом в духе и практическом поведении свидетельствует о наличии общения с Богом. Те, кто так ходит, тем самым показывают, что они знают Бога, что они приняли Духа от Бога и божественный образ запечатлен в их душах. Тогда мы имеем общение друг с другом, они — с нами, мы — с ними, и те и другие — с Богом, общение в Его благословенных, или спасительных, сообщениях нам. Одно из этих благословенных сообщений состоит в том, что Кровь Его Сына, или Его смерть, действует в нас: Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Вечная жизнь, вечный Сын облекся в плоть и кровь и стал Иисусом Христом. Иисус Христос пролил Свою Кровь за нас, или умер, чтобы омыть нас от наших грехов Своей собственною Кровью. Его Кровь, действующая в нас, освобождает нас от вины греха, как первородного, так и действительного, как врожденного, так и свершенного нами, и делает нас праведными в очах Его. И не только это, Его Кровь производит на нас освящающее действие, посредством которого грех все более и более подавляется, пока он полностью не будет уничтожен, Гал 3:13−14.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 1 глава 5 стих)

Климент Александрийский (~150−~215)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Иоанн описывает не Божественную сущность, но, желая провозгласить величие Божие, он то, что считается лучшим и выдающимся среди людей, особо приспособил к Божеству. Так и Павел возглашает: [Он обитает] в неприступном свете (1Тим 6:16).

Источник: Заметки на Кафолические послания.

Симеон Новый Богослов (949−1022)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Никто да не прельщает вас. Бог есть свет, и тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает, соразмерно их очищению, Свое сияние.

Источник: Катехизис

Максим Исповедник (580−662)

Ст. 5−7 и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха

Вопрос: Поскольку святой Иоанн говорит, что Бог есть свет, и спустя еще немного: если же ходим во свете, подобно как Он во свете (1Ин 1:7), то каким образом Один и Тот же и называется [светом], и находится во свете, как иной в ином?

Ответ: Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей. Как все святые — это «свет по причастию» — через боголюбие оказываются в Свете по сущности, так и Свет по сущности становится через человеколюбие [Свое] светом «в свете по причастию». И если мы по добродетели и ведению находимся в Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете. Ибо Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе. Или лучше: Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, то есть в Сыне и Святом Духе, существуя не как иной, иной и иной Свет, но как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия — Трисиянный.

Источник: Вопросоответы к Фалассию.

Иустин (Попович) (1894−1978)

и сие есть обетование, еже слышахом от Него, и поведаем вам, яко Бог свет есть, и тмы в Нем несть ни единыя

В этих словах содержится чрезвычайно важное благовествование Богочеловека. Бог свет есть. Он — начало и источник всякого света, всего благого, всего справедливого и бессмертного! Он является всеистиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи. Благая весть состоит в том, что Христос говорил и показал Своей жизнью, что, поскольку Бог есть бесспорно и безусловно свет, то в Нем нет ни следа тьмы: ни единыя тмы. Где тьма в Богочеловеке? Где грех в Нем? Никто и никогда не укажет в Нем ни единого греха, поскольку Он был совершенно безгрешен. Тьма происходит от греха, а грех от дьявола, который является совершенной тьмой. Поскольку дьявол есть дьявол (греч. клевещущий), все, что в нем, является сущностью, противоположной Богу. Бог есть Свет, дьявол — тьма. Бог есть Жизнь, дьявол — смерть. Бог есть Истина, дьявол — ложь. Ведь Господь наш Иисус Христос как истинный Бог может сказать про Себя: Аз есмь Свет миру (Ин 8:12), “Аз есмь Свет жизни”. И дьявол может сказать: “я есть тьма миру”, “я есть тьма жизни”. Единственно из-за него мир, люди не могут увидеть смысл этого мира и цель жизни. Своей тьмой дьявол затмевает глаза людей, чтобы они не видели, что есть в сущности своей мир и что есть воистину жизнь. Если человеческие глаза могут видеть, то необходимо существует Христос Только со светом Христа мы видим. Поэтому, если мы не видим, всуе имеем глаза.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Августин (354−430)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы, но свет умов очистившихся, а не наших телесных очей. Стало быть, тогда будет надлежащим ум, который увидит этот свет, чего теперь еще нет.

Источник: Послания.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Говоря, что в Божественном свете нет никакой тьмы, Иоанн утверждает, что любой иной свет загрязнен.

Источник: Беседы против пелагиан.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 5−8 и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас

Апостол опять возвращается к прежней речи, и объясняет, какое он слышал благовестие, именно следующее: Бог есть свет, и тьмы в Нем нет. От кого это слышал он? От Самого Христа, Который говорил: Я свет миру (Иоан. 8,12), и еще: Я свет пришел в мир (Иоан. 12,46). Итак, Он есть свет, и тьмы в Нем нет, но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с самой сильной любовью. Под тьмой разумеет или незнание, или грех; ибо в Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место в веществе и в нашем расположении. Если же сказано негде: мрак сделал покровом Своим (Псал. 17:12); то сказано, что сделал тьму, а не есть тьма, как сказано есть свет. Ибо полагающий и полагаемое не одно и то же. Итак, здесь тьма означает наше незнание о Боге, по причине Его непостижимости, а это незнание наше есть, а не Божие. Ибо иному придается нечто такое, чего нет в нем, не для него самого, но для кого-нибудь из имеющих отношение к нему. А что апостол называет тьмой грех, это видно из евангельского изречения его: и свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Иоан. 1:5), где тьмой он называет нашу греховную природу, которая по своей склонности к падению уступает завистнику нашему диаволу, увлекающему ко греху. Итак, свет, соединившийся с нашим, существом, весьма удобоуловимым, стал совершенно неуловим для искусителя. Ибо Он не сделал греха (Ис 53:9). Итак, когда мы принимаем вас в общники с Богом, Который есть свет, а в этом свете, как показано, не может быть тьмы; то и мы, как общники света, не должны принимать в себя тьму, чтобы не понести наказания за ложь и вместе с ложью не быть отторгнутыми от общения со светом. Посему, держась общения друг с другом, то есть с нами и со светом, мы должны поставить себя непобедимыми для греха. Но как это будет, когда мы прежде погрязли уже во многих грехах? Ибо никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен кровью Его, пролитой за нас. Примечай, что по причине теснейшего единения называет Его Сыном Отца и по тому, что воспринято Им от нас; ибо кровь, без сомнения, принадлежит нашему естеству, а не Богу. И Несторий, очевидно, безумен и нечестив, когда отделяет плоть от Сына и не позволяет называть Матерь Его Богородицею. Нужно знать также, что вся мысль этого изречения ниспровергает и хулу иудеев, которые говорили: мы знаем, что Человек Тот грешник (Иоан. 9:24). Итак, говорит, если мы творим дела света, то мы в общении с Ним, а если не делаем их, то мы чужды Ему. И как же Он не свет истинный и не безгрешен совершенно, когда к злодеям причтен был за вас (Ис 53,12)? Итак, если мы, кричавшие некогда: кровь Его на нас и на детях наших (Матф. 27:25), бесстыдно скажем, что мы не согрешили; то мы обманываем самих себя, как будто распять Христа не грех. Апостол не сказал: мы лжем, но: обманываем себя, потому что обман вне истины. Если же сознаем грех и исповедаем, Он простит нам

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Ориген (~185−~254)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Бог, по Иоанну, есть свет. Итак, единородный Сын есть сияние этого света, освещающее все творение; и происходящее от Него неотделимо, наподобие того, как сияние происходит от света.

Источник: О началах.


Конечно, Он есть тот свет, Который просвещает всякое чувство людей, могущих воспринимать истину, как говорится в псалме 35: «Во свете Твоем узрим свет» (Пс 35:10). Но что иное нужно разуметь под светом Божиим, в котором кто-либо видит свет, как не силу Божию, чрез просвещение от которой человек познает, как истину всех вещей, так и Самого Бога, Который есть истина? Таков смысл слов: «во свете Твоем узрим свет»; а именно: в Слове и Премудрости Твоей, Которая есть Сын Твой, — в Тебе Самом мы увидим Отца. Неужели же Бога можно считать подобным свету этого солнца потому только, что Он называется светом? И какой, хотя бы поверхностный, смысл получится в том случае, если будет признано, что от этого телесного света кто-нибудь получает причину знания и находит разумение истины?

Источник: О началах. Книга 1.

Беда Достопочтенный (672−735)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

В этом высказывании блаженный Иоанн и показывает совершенство Божественной чистоты, которой Сам Господь нам приказывает подражать, говоря: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш (Лев 19:2), — и опровергает безумное учение манихеев, говорящих, будто Божественная природа была в борьбе побеждена князем тьмы и испорчена.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец (~312−398)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Иоанн написал, что благовестие, в котором показывается, что, так как Бог сам является светом, нет в Нем никакой тьмы, было дано ученикам самим Спасителем. Это благовестие, говорит он, и мы вам приносим, чтобы вы имели то же самое суждение о Боге, что и мы, поскольку Бог есть свет.

Источник: На 1-е послание Иоанна.

Андрей Монах

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Какое же это благовестие? Сказанное апостолом, что явилась наша жизнь вечная. Ведь Отец так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин 3:16), и мы возвещаем вам, что Слово Божие, пришедшее в мир и ставшее человеком, есть Бог и свет.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

И вот благовестие и проч.: изложив возвышенное благовествование о Слове жизни, вечном Сыне Божием (ст. 1−4), евангелист Богослов излагает сущность благовестил, принесенного Словом от Бога Отца, которое они слышали от Него как благовестив, и возвещают верующим как благовесте апостольское. — Мы слышали от Него: может быть, это — точное изречение Самого Господа, не записанное буквально в Евангелии, но которое точно записано в сем послании Иоанновом, точно так же, как точное слово Господа, не записанное в Евангелии, записано в книге Деяний в речи Павла как слово Христово — блаженнее давать, нежели принимать (Деян 20:35 см. прим); афоризм речи, по-видимому, указывает на это. Но может быть также, что это изречение есть обобщение характерное нескольких подобных изречений Христовых в кратком, составленном самим Иоанном на основании подобных слов Христовых афоризме. Подобное можно видеть в Евангелии Иоанновом (Ин 12:44) и далее и прим). Дело не в форме и букве изречения, а в смысле содержания. — Бог есть свет и проч.: и Бог Отец и Христос, Сын Божий, называются светом, как свет от света. В приложении к Тому и Другому это понятие образное, и из всех понятий, которыми обозначаются Они, самое полное и чистое понятие есть понятие света; свет — это совершеннейшее изображение и понятие всесовершеннейшего существа Божия. В видимом мире свет есть вещество превосходнейшее и благодетельнейшее; простираясь на все без исключения, он все являет в истинном виде, все освещает, согревает, оживляет, сохраняет, возращает, радует. И Богсвет, всех равно любит, озаряет, оживляет, просвещает, облаженствует, дарует радость, счастие, мир. Свет — это полнота всех Божеских совершенств — благости, всеведения, премудрости, святости и прочих высочайших свойств. — Кажется, в языке человеческом нет лучшего слова и выражения для изображения понятия Бога. И нет в Нем никакой тьмы, то есть в Боге всесовершенном нет никакого несовершенства. В видимой природе тьма есть отсутствие света, в переносном смысле тьма означает недостаток совершенства. Частнее: тьма означает неведение, грех, ложь; в Боге нет тьмы никакой, то есть никакой нравственной нечистоты, неведения, греха, лжи; Он всесвят и всесовершен (см. прим к Ин 1:4−9; Ин 8:12; Ин 12:46 и парал.). «Итак, Он есть свет, и тьмы в Нем нет, но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с самою сильною любовию. Под тьмою разумеет или незнание, или грех, ибо в Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место (только) в веществе и в нашем расположении… А что апостол называет тьмою грех, это видно из евангельского изречения его: и свет во тьме светит и тьма его не объяла (Ин 1:5), где тьмою он называет нашу греховную природу, которая по своей склонности к падению уступает завистнику нашему диаволу, увлекающему ко греху. Итак, свет, соединившийся с нашим естеством, весьма удобоуловляемым, стал совершенно неуловим для искусителя, ибо Он греха не сотворил и проч. (Ис 53:9)» (Феофилакт).

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Сказав прежде, что: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1Ин 1:3), — святой Апостол объясняет, как важно это общение, и к чему оно обязывает нас. Он пишет: и вот благовестие, которое мы слышали от Него, Иисуса Христа, и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Так святой Иоанн изображает всесовершенное существо Божеское, чуждое всякого недостатка: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

Бог есть свет. В видимом мире свет есть вещество превосходнейшее и благодетельнейшее: потому понятием света, по отношению к Богу, изображается полнота Его Божеских совершенств. Бог есть свет, т.е. Бог всеведущ, премудр, всесвят, всеблаг, всесовершенен и всеблажен. Понятие света в различных отношениях изображает разные Божеские совершенства. Так, Иисус Христос неоднократно светом называл Себя, как Просветителя человеков, верующих в Него. Я свет миру, говорил Господь (Ин 8:12). Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин 12:36). Так и Иоанн, словами: Бог есть свет, — указывает в Боге полноту совершенств, премудрость, святость, благость и другие совершенства.

И нет в Нем никакой тьмы. В видимой природе тьма есть отсутствие или недостаток света; а в переносном смысле тьма означает недостаток совершенства, ведения, мудрости, святости и других совершенств или добродетелей. Поэтому слова: нет в Нем никакой тьмы, — значат: нет в Нем никакого недостатка или несовершенства, нет в Нем никакой нравственной нечистоты или греха. Он всесвят и всесовершен.

Так, если Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы; если Бог всесовершен, премудр, всесвят и непричастен никакому недостатку, никакой нравственной нечистоте: то и мы, говорит Апостол, имея общение с Богом Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом, должны ходить во свете, то есть должны стремиться к совершенству, к тому, чтобы всегда познавать Бога, жить по заповедям Божиим, любить Бога всею душою и ближних как себя, и удаляться всякого греха. Кто так поступает, тот ходит во свете.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

Сущность благовестия, принесенного на землю Воплотившимся Словом Божиим, слышанного от Него апостолами и ими возвещаемого людям, Апостол Иоанн здесь выражает в форме краткого афоризма с противоположением мысли положительной и мысли отрицательной (параллелизм антитетический): Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы. Судя по афористическому характеру этого выражения, а еще более по прямому свидетельству Апостола: мы слышали от Него, — можно думать, что здесь воспроизведено точное изречение, собственные слова Спасителя — одно из тех немалочисленных аграфа (agrafa) — не записанных в Евангелии изречений Господа, которые сохранились лишь в писаниях апостолов (таково приводимое Ап. Павлом в речи к ефесским пастырям изречение Господа: блаженнее давать, нежели принимать Деян 20:35) или в более поздних памятниках христианского церковного предания. Возможно, впрочем, как и предполагают некоторые толкователи, что рассматриваемое изречение есть обобщение, сокращение или напоминание нескольких подобных изречений Христа Спасителя о Себе, как о свете (Ин 8:12; 9:5), самим Апостолом выраженное в афоризме.

Во всяком случае, положение: Бог есть свет есть одно из выражений, употребляемых Ап. Иоанном, которыми описывается собственное существо Бога, каковы: Бог есть Дух (Ин 4:24) и Бог есть Любовь (1Ин 4:8): если другие новозаветные писатели говорят о свойствах и действиях Бога, то св. Иоанн, говорит о том, что есть Бог в своем существе. Основное понятие, даваемое именем света в приложении к Богу, есть понятие абсолютного нравственного совершенства, ср. (Иак 1:17), совершеннейшей святости. Как в видимом мире свет есть стихия превосходнейшая и благодетельнейшая, все освещающая, согревающая, оживляющая, так и в Боге свет есть совокупность и полнота Его Божеских совершенств — святости, премудрости, всеведения, благодати и др., по которым Бог все в мире озаряет, просвещает, оживотворяет, приводит к блаженству. И нет никакого недостатка ни в одном из этих свойств Божиих, нет никакой тени в присносущем свете существа Божия. Итак Он есть свет, и тьмы в Нем нет, но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с самою сильною любовию. Под тьмою разумеет или незнание, или грех, ибо в Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место (только) в веществе и в нашем расположении… А что Апостол называет тьмою грех, это видно из евангельского изречения его: и свет во тьме светит, и тьма его не объяла (Ин 1:5), где тьмою он называет нашу греховную природу, которая по всей склонности к падению уступает завистнику нашему диаволу, увлекающему к греху. Итак, Свет, соединившийся с нашим естеством, весьма уловляемым, стал совершенно неуловим для искусителя, ибо Он греха не сотворил (Ис 53:9)«.

Из учения о Боге, как Свете, Апостол далее делает два нравственно-практических вывода: а) о необходимости для христиан ходить в вере истины и чистоты, признавать и исповедывать свои грехи и очищаться кровью искупителя (1ИН 1:6; 1Ин 2:2) и б) о долге их соблюдать заповеди Божии, особенно заповедь о любви (1Ин 2:3−11).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно