Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Иоанна 1 глава 1 стих)

ην impf. ind. act. от ειμι (#1639) быть, αρχη (#794) начало. Это может быть начало сотворения, или вообще начало всего; это слово подчеркивает идею предсущности и божественности, или же это начало проповеди христианства, или начало служения Иисуса (Schnackenburg; Marshall; Brown; Klauck; Smalley; Strecker). ακηκοαμεν perf. ind. act. от ακουω (#201) слышать, εωρακαμεν perf. act. ind. от οραω (#3972) видеть. Перфекты выражают действие в прошлом, результаты которого сохраняются. Откровение было таким, что люди поняли его, и результаты откровения пребывают поныне (Marshall; Brooke; JG, 344). Форма 1 pers. pl. "мы" может обозначать автора послания и его соратников, но скорее всего она значит "все мы", "мы, ученики Христа" (JG, 311; Schnackenburg, 52-58; Brown; Klauck, 73-78). οφθαλμος (#4057) глаз. Instr. dat., здесь: "своими глазами", εθεασαμεθα aor. ind. med. (dep.) от θεαομαι (#2517) смотреть, наблюдать. Гл. обозначает спокойное, сознательное, длительное созерцание объекта (Westcott; см. Ин. 1:14). εψηλαφησαν aor. act. ind. от ψηλαφεω (#6027) ощупывать, чтобы найти; подобно тому, кто движется на ощупь в темноте; следовательно, "держать, прикасаться". Идея поиска может вообще отсутствовать; здесь имеется в виду, что необходимо задействовать и прочие способности восприятия, помимо зрейия и слуха.'Автор претендует на физический контакт с Иисусом (Brooke; Brown; Klauck). Возможно, это onровержение некоего докетизма (DLNT, 306-9). ζωης gen. sing, от ζωη (#2437) жизнь (Strecker; Klauck). Gen. может обозначать содержание слова или, как gen. качества, обозначать "живое слово", или же может быть пояснительным: "слово, которое представляет собой жизнь" (Stott; Marshall; Brown).


Учебная Библия МакАртура (1 Иоанна 1 глава 1 стих)

1:1 О том, что было Эта фраза провозглашает благовестие, в центре которого стоит Личность Христа, Его слова и дела, как свидетельствует апостол. от начала Хотя в Евангелии от Иоанна употребляется аналогичная фраза, означающая начало мироздания (Ин 1:1 — «в начале»), в данном контексте (ст. 1−4) фраза относится к началу евангельской проповеди, когда читатели впервые услышали о Христе (ср. 2:7,24). Фраза также подчеркивает неизменность благой вести. Суть ее остается той же, что и в начале. Она не может измениться из-за преходящих мирских поветрий или философских рассуждений. мы слышали... видели... рассматривали… осязали руки наши Эти слова указывают на живую память о Личности Иисуса, которую Иоанн сохранил даже в преклонном возрасте. Для Иоанна даже 60 лет спустя эти воспоминания жили в памяти, как если бы события только что произошли. Он применяет слова, которые ярко свидетельствуют о физической реальности Иисуса. Духа нельзя услышать, его нельзя долго рассматривать («рассматривали»), к нему нельзя прикоснуться («осязали»), как это было возможно с Иисусом во время Его земного служения и даже после Его Воскресения. о Слове жизни Это относится не только к Иисусу Христу, но и к провозглашению Его благой вести.


Комментарии МакДональда (1 Иоанна 1 глава 1 стих)

1:1 Доктринальная основа всякого истинного общения — Личность Господа Иисуса Христа. Не может быть никакого истинного общения с теми, у кого ложные представления о Нем.

Первые два стиха учат о Его предвечности и реальности Его воплощения.

Он Тот, Кто извечно был с Богом Отцом и сошел в этот мир как реальный Человек. Действительность Его воплощения доказывается тем, что апостолы слышали Его, видели своими очами, с глубокой сосредоточенностью внимали Ему и на самом деле осязали Его руками. Слово жизни было для них не просто преходящей иллюзией, но реальной Личностью в плоти и крови.


Толкование Мэтью Генри (1 Иоанна 1 глава 1 стих)

Стихи 1−4. Апостол не упоминает своего имени и звания (как и автор послания к Евреям) либо из скромности, либо из желания, чтобы на христианского читателя воздействовали свет и сила написанного, а не имя, могущее придать авторитетность написанному. Итак, он начинает с:

I. Описания, или характеристики, личности Посредника. Он является великим предметом Евангелия, основанием и объектом нашей веры и упования, узами, связывающими нас с Богом. Мы должны хорошо знать Его, и здесь Он представлен как:

1. Слово жизни, cт. 1. В евангелии эти два понятия разделяются, Христос сначала называется Словом (Ин 1:1), а далее — Жизнью, при этом подразумевается духовная жизнь. В Нем была жизнь, и жизнь была (действительно и объективно) свет человеков, Ин 1:4. Здесь эти два понятия объединяются: Слово жизни, живое Слово. Отождествление Его со Словом означает, что Он есть слово некоей личности, и этой личностью является Бог, Бог Отец. Он есть Слово Божие, следовательно, Он исшел от Бога, так же (хотя и не таким же образом), как слово (или речь) исходит от говорящего. Но Он не просто звучащее слово, Adyogокод, но живое Слово, Слово жизни, живущее слово, то есть:

2. Вечная жизнь. Его долговечность доказывает Его превосходство. Он был от вечности, следовательно, согласно Писанию, Он есть сама жизнь, неотъемлемая, присущая Ему, несотворенная жизнь. То, что апостол имеет в виду Его вечность, a parte ante (как обычно говорят), Его существование от вечности, видно из сказанного им о Нем как о сущем в начале и от начала, когда Он был с Отцом, прежде Своего явления нам, и даже прежде сотворения всего сотворенного, Ин 1:2−3. Так что Он вечное, живое духовное Слово вечного живого Отца.

3. Явленная жизнь (ст. 2), явленная во плоти, явленная нам. Вечная жизнь принимает на Себя образ смертного человека, облекается в плоть и кровь (в совершенную человеческую природу) и таким образом обитает среди нас и общается с нами, Ин 1:14. Какое это великое снисхождение и благоволение, что вечная жизнь (олицетворенная вечная жизнь) пришла, чтобы посетить смертных, приобрести для них вечную жизнь и потом даровать ее им!

II. Со свидетельства и убедительных доказательств апостола и его братьев о том, как Посредник обитал в этом мире и обращался с людьми. О реальности Его обитания на земле, как и о превосходстве и достоинстве Его личности, явленных миру, было достаточно свидетельств. Жизнь, слово жизни, вечная жизнь сами по себе невидимы и неосязаемы, но жизнь, явленная во плоти, может быть и была видимой и осязаемой. Жизнь облеклась в плоть, приняла состояние и свойства униженной человеческой природы и как таковая дала ощутимые доказательства Своего существования и деятельности на земле. Божественная жизнь, или Слово, воплотилась и явила Себя реальным чувствам апостолов.

1. Их ушам: О том, что... мы слышали, ст. 1,. Жизнь приняла уста и язык, чтобы произносить слова жизни. Апостолы не просто слышали о Нем, они слышали Его Самого. Более трех лет они были свидетелями Его служения и слушателями Его публичных проповедей и личных бесед (ибо Он учил их в Своем доме) и приходили в восхищение от Его слов, ибо Он говорил так, как никто никогда не говорил до Него. Божественное слово требует внимательного уха, уха, посвященного слушанию слова жизни. Тем, кому надлежало стать Его представителями и Его подражателями в этом мире, необходимо было лично познакомиться с Его служением.

2. Их глазам: О том,.. что мы видели своими очами.., ст. 1−3. Слово стало видимым, чтобы Его можно было не только слышать, но и видеть — видеть в обществе и наедине, на расстоянии и вблизи, что может подразумеваться под словами видели своими очами, то есть использовали все способности и возможности человеческого глаза. Они видели Его в Его жизни и служении, видели Его преображенным на горе, видели Его висящим, истекающим кровью, умирающим и умершим на кресте, видели Его восставшим из гроба и воскресшим из мертвых. Апостолы Христа должны были не только слышать Его своими ушами, но и видеть Его своими глазами. Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его, Деян 1:21−22. Они были очевидцами Его величия, 2Пет 1:16.

3. Их внутренним чувствам, очам их разума, ибо так (вероятно) можно объяснить следующее выражение: Что рассматривали. Оно отличается от предыдущего — видели своими очами, и, возможно, имеет то же значение, что и сказанное апостолом в его евангелии (Ин 1:14): ...Мы видели ἐθεασάμεθα славу Его, славу как единородного от Отца. Это слово применяется не к непосредственному объекту зрения, но к тому, что воспринимается разумом на основании увиденного. «Что мы хорошо разглядели, обдумали и оценили, что мы хорошо поняли об этом Слове жизни, о том возвещаем вам». Чувства должны быть осведомителями разума.

4. Их рукам и чувству осязания: О том, что... осязали (к чему прикасались и что чувствовали) руки наши. Это относится, конечно, к той полной убежденности, которую наш Господь дал апостолам после Своего воскресения из мертвых относительно Своего тела, его истинности и реальности, целости и невредимости. Когда Он показал им Свои руки и Свой бок, то, вероятно, позволил и прикоснуться к ним. По крайней мере, Он знал о неверии Фомы и о заявленном им решении не верить до тех пор, пока он не увидит и не ощупает следы от ран, от которых Христос умер. Поэтому при следующей встрече Он, в присутствии остальных учеников, предложил Фоме удовлетворить любознательность своего неверующего сердца. Вероятно, и другие сделали то же самое. Наши руки осязали Слово жизни. Невидимая жизнь и невидимое Слово не пренебрегали свидетельством чувств. Чувства, на своем месте и в своей сфере, являются средствами, предназначенными Богом и употребляемыми Господом Христом для нашего осведомления. Наш Господь позаботился удовлетворить (насколько это было возможно) все чувства Своих апостолов, чтобы они могли быть Его верными свидетелями для этого мира. Относить все это к слушанию евангелия значит исключать разнообразие перечисленных здесь ощущений, делать неуместными употребляемые при этом выражения и бессмысленным их повторное перечисление: О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам.., ст. 3. Апостолов не могли обмануть столь продолжительные и разнообразные ощущения. Чувства должны служить разуму и рассудительности, а разум и рассудительность должны содействовать принятию Господа Иисуса Христа и Его Евангелия. Отвержение христианского откровения в конце концов сводится к отвержению самого разума. Он упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили, Mк 26:14.

III. С торжественного подтверждения и удостоверения этих оснований и свидетельств христианской истины и христианского учения, ст. 2−3. Апостол возвещает о них ради нашего удовлетворения: И мы ...свидетельствуем, и возвещаем вам.., ст. 2. О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам.., ст. 3. Апостолам должно было свидетельствовать ученикам о том, чем они сами руководились, и объяснять причины, побуждавшие их возвещать и распространять христианское учение в мире. Мудрость и честность обязывали их показать миру, что то, о чем они свидетельствовали, не было ни их собственной фантазией, ни хитросплетенными баснями. Очевидная истина заставляла их открывать уста и побуждала к публичному исповеданию. Мы не можем не говорить того, что видели и слышали, Деян 4:20. Ученики должны позаботиться о том, чтобы иметь твердую уверенность в истинности принятого ими учения. Они должны знать основания своей святой веры. Она не боится света, ни самого тщательного исследования. Она может представить разумные доводы и твердые убеждения для ума и совести. Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии (и Иераполе), и ради всех, кто не видел лица моего во плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, Кол 2:1−2.

IV. С причины, побудившей апостола дать это краткое изложение сути святой веры и перечня сопровождающих его доказательств. Эта причина двойная:

1. Чтобы верующие могли достичь того же блаженства вместе с ними (с самими апостолами): О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами.., ст. 3. Апостол имеет в виду не личное общение и не объединение в одном и том же церковном служении, но такое общение, которое возможно и при наличии разделяющего расстояния. Это общение с небом и участие в благословениях, сходящих с неба и ведущих в небо. «Мы заявляем и утверждаем, что вы можете участвовать вместе с нами в наших привилегиях и в нашем блаженстве». Евангельские души (те, которые обрели счастье посредством евангельской благодати) готовы и других сделать такими же счастливыми. Мы знаем также, что существует товарищество, или общение, охватывающее всю Церковь Божию. Могут существовать какие-то личные различия и особенности, но есть общение (то есть общее участие в привилегиях и достоинствах), принадлежащее всем верующим, от высших апостолов до самых рядовых христиан. Так же как существует одна драгоценная вера, существуют одни и те же драгоценные обетования, возвышающие и венчающие эту веру, одни и те же драгоценные благословения, украшающие эти обетования, и одна и та же слава, являющаяся исполнением их. Чтобы верующие стремились к этому общению, чтобы побудить их твердо держаться веры как средства такого общения, а также для того, чтобы показать свою любовь к ученикам в содействии их общения с ними, апостолы указывают, в чем оно состоит и где оно находится: ...А наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом. Наше общение с Отцом и с Сыном Отчим (как Он очень выразительно назван в 2Ин 1:3) выражается в нашем счастливом родстве с Ними, в получении от Них небесных благословений и в наших духовных беседах с Ними. Это сверхъестественное общение с Богом и Господом Христом, которое мы имеем сейчас, является залогом и предвкушением нашего вечного пребывания с Ними и наслаждения Ими в небесной славе. Смотрите, к чему направлено евангельское откровение — к тому, чтобы поднять нас над грехом и над землей и привести к благословенному общению с Отцом и Сыном. Смотрите, ради чего вечная Жизнь стала плотью чтобы возвысить нас до вечной жизни в общении с Отцом и Самим Собой. Смотрите, насколько ниже уровень жизни тех, кто не имеет блаженного духовного общения с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, по сравнению с достоинством и назначением, определяемыми христианской верой.

2. Чтобы верующие могли возрастать и совершенствоваться в святой радости: И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна, ст. 4. Евангельское домостроительство не есть домостроительство страха, печали и ужаса, но мира и радости. Гора Синай приводила в ужас и изумление, а гора Сион, где вечное слово, вечная жизнь является в нашей плоти, вызывает ликование и радость. Таинство христианской веры предназначено для радости смертных. Разве не должно нас радовать то, что вечный Сын пришел взыскать и спасти нас, что Он совершил полное искупление наших грехов, одержал победу над грехом, смертью и адом, что Он живет как наш Ходатай и Заступник перед Отцом и что Он снова придет, чтобы усовершить и прославить сохранивших веру в Него? И поэтому те, что не исполнены духовной радости, живут ниже цели и назначения евангельского откровения. Верующие должны радоваться своему блаженному родству с Богом, будучи Его детьми и наследниками, возлюбленными и усыновленными Им; своему блаженному родству с Сыном Отчим как члены Его возлюбленного тела и Его сонаследники; прощению своих грехов, освящению своей природы, усыновлению своей души, ожидающей их благодати и славе, что откроются при возвращении их Господа и Главы с неба. Если бы они были утверждены в святой вере, то какими бы они были радостными! А ученики исполнялись радости и Духа Святого, Деян 13:52.


Толкование отцов церкви (1 Иоанна 1 глава 1 стих)

Климент Александрийский (~150−~215)

о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни

Говоря от начала, старец показывал,что принцип рождения неотделим от принципа творения. Ведь когда он говорит: что было от начала, — он упоминает о рождении Сына без начала, поскольку Он сосуществует с Отцом. Было, следовательно, есть слово, указывающее на вечность, не имеющую начала, так как даже само Слово — это Сын, Который в соответствии с равенством сущности одно с Отцом составляет, вечное и непроизведенное. То, что всегда было Слово, указывается выражением что было от начала; то, что он действительно сказал: что видели своими очами, — указывает на присутствие Господа во плоти. И что осязали руки наши, он говорит о Слове жизни, указывает не только на плоть Его, но также и на добродетели того же Сына. Как луч солнца, проникающий вплоть до самых глубоких мест, этот Луч, придя во плоти, сделался осязаемым для учеников. Так, в одном предании говорится, что Иоанн, касаясь физического тела [Христа], проник рукой своей внутрь, и твердость плоти этому не оказала сопротивления, но уступила руке ученика.

Источник: Заметки на Кафолические послания.

Иустин (Попович) (1894−1978)

еже бе исперва, еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом, и руки наша осязаша, о Словеси животнем

Основное радостное известие, идея и истина состоит в том, что Бог Слово вочеловечился, чтобы мы могли богосоделаться в Нем. Иными словами, Он восприял человеческую плоть, чтобы нас соделать богами по благодати. Тот, Кто является Вечной Жизнью, пришел на землю, чтобы мы имели живое общение с Ним. Слово жизни является главным предметом настоящего благовествования. Как хочет нам разъяснить святой Иоанн Богослов, основа радостного известия этого благовествования состоит в том, что Слово плоть бысть (Ин 1:14). Бог Слово, Который есть жизнь вечная, явился нам, будучи безначальным (еже бе исперва): это значит, что Вечное спустилось на землю, сделалось телом, приняло земную реальность, всегда является доступным, близким нашему слуху, в нашем восприятии и чувствовании; еже слышахом благовестие Бога Слова; еже видехом очима нашима, видели Бога с человеческим телом, Бога в мире, Бога среди нас, еже узрехом, мы видели, созерцали Бога в человеке, Того, Которого руки наша осязаша как до крестной смерти, так и после Его воскресения из мертвых. Слышали, видели, созерцали и осязали Слово жизни, Бога жизни. Бог Слово сделался в нас самой доступной реальностью, и мы уверились в этом самым очевидным опытным путем. Способ является подлинно опытным (экспериментальным), путь опытным (Путь жизни). Христос есть “Слово жизни”, есть воистину разумность жизни, премудрость жизни. До тех пор, пока Христос не пришел на землю, жизнь была неразумной, без смысла и цели, была сплошным безумием, потому что не существовало ничего разумного, потому что все было хаосом, показателем неразумности. До Него, Слова жизни, жизнь была негодной, она не могла подумать, высказать, выразить, исповедать с искренностью и рассказать что-либо о своих мучениях, радости. Жизнь начала говорить, упремудрилась, наполнилась благодати, потому что приобрела смысл. До этого она была неразумной, бессмысленной, бесцельной, опустошенной грехом. Все существовавшие тогда идеи о жизни (эллинские, римские, индийские) рассеялись, потеряли значение с вочеловечением Бога Слова, Который стал жизнью, нашей земной жизнью. Разум и Слово жизни есть между нами. Мы имеем Слово жизни, потому что знаем смысл ее, цель жизни. Тут начало жизни, Бог Слово, потому что Он Тот, Кто бе исперва. Жизнь уже не является чем-то безрассудным, но наделена Божественным разумом, ведь грех является силой, которая все лишает смысла, лишает Божественной разумности, Божьего смысла и благодати. В действительности грех — это полное лишение смысла и цели жизни.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Августин (354−430)

о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни

Толкуя его послание, давайте не будем от него отступать, тем более что само послание, достаточно привлекательное для всех, в ком не поврежден вкус сердца, в ком остается невредимой восприимчивость сердца ко вкусу хлеба Божьего, и достаточно часто упоминаемое в святой Церкви Божией, больше всего учит любви. Он собирается рассказать многое и даже, пожалуй, все о любви. Кто имеет в себе то, о чем слышит, непременно пусть возрадуется тому, что слышит. Ведь для него чтение этого послания будет словно масло, подливаемое в огонь. В равной мере для некоторых оно должно быть словно пламя для соломы, так что пламенной она речью воспламенится, если еще не загорелась.

Источник: Трактат на 1-е послание Иоанна.

Петр Хрисолог (~380−450)

о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни

Что пребывало, уж точно не возникло; что было [всегда], очевидно, что оно, во всяком случае, и не начиналось.

Источник: Собрание проповедей.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 1−2 о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами

Это он говорит и к иудеям, и к язычникам, которые порочат таинство спасения нашего как позднейшее. Апостол показывает, что оно и древнее, ибо оно от начала и современно представляемому в уме началу, или что оно древнее не только закона, но и самой видимой твари, ибо она имела начало, а оно было и прежде самого начала. Ибо что может кто-нибудь сказать о языческих таинствах, которые появились вчера и третьего дня? Они, сопровождаемые развратом, произошли поздно, тогда, когда уже в людях жила нечистота, которой разврат тот служит как бы верхом и памятником, и чрез которую мы из хорошего состояния дошли до самой темной ночи. Представляя величие нашего таинства в сравнительной его древности, апостол прибавляет, что оно есть еще и Жизнь, — Жизнь, не измеряемая сроком времени, но самобытная, как всегда сущая у Отца, как и в Евангелии сказано: и Слово было у Бога (Иоан. 1:1). Слово было означает не временное существование, но самобытное бытие известного предмета, начало и основание всего, что получило бытие, такое, без которого последнее и не могло бы придти в бытие. Хотя и о каждом сотворенном существе говорится, что оно есть, например, есть ангел, есть небо, есть солнце, и прочее; но собственно и совершенно есть Один только Сын, при участии Которого все приходит в бытие. Посему и Павел говорит: мы Им живем, и движемся, и существуем (Деян 17:28). Кто прежде слышал об этом из начального учения, тот переходит к видению Его, не телесно, но разумно, и не телесными глазами, но мысленными. Осязали сказано о Слове Жизни, сказавшем: Я есмь жизнь (Иоан. 14:6). Может быть, сказано так и о Слове, сущем в начале, потому что мы слышали от закона и пророков, что Оно придет. Когда Оно пришло явно с плотью, мы видели Его и осязали. Ибо Бога, как Он есть Сам в Себе, не видел никто никогда (Иоан. 1:18). И мы присоединились к явившемуся Слову не легкомысленно, но, как уже сказано, после осязания, то есть после изыскания в законе и пророках мы поверили явившемуся во плоти Слову. Мы увидели и осязали не то, чем Оно было (ибо род Его кто изъяснит? (Ис 53:8)), но то, чем Оно стало, осязали и умственным прикосновением, и вместе чувственным, как, например, Фома сделал по воскресении. Ибо Он был Один и неразделен, Один и Тот же — зримый и невидимый, объемлемый и необъятный, неприкосновенный и осязаемый, вещающий как человек, и чудотворящий как Бог. Так говорим мы о Слове по причине теснейшего единения Бога с плотью.

что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам

Рассматривали — то же, что видели собственными глазами и удивлялись; ибо θεάσασθαι происходит от θαυμάζειν и значит: с удивлением смотреть. Осязали — то же, что исследовали. Связь речи такая: что было от начала, что мы слышали, и видели, и рассматривали своими глазами, и что осязали руки наши о Слове жизни, которая явилась, и которую мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам, то есть вечную жизнь, которая есть у Отца и явилась нам; итак, что мы видели, то и возвещаем вам,

Апостол возвестил не так, как мы, во-первых, для краткости речи, потом из неуважения к эллинскому пустословию, далее, чтобы показать, что спасение наше не в словах, но в делах, наконец, чтобы сделать нас внимательнейшими, дабы мы, находя предлагаемое удобно и как бы само собой, не рассеялись. Сверх сего Богослов хотел неясностью прикрыть то, что выше нечистого слуха и чем небезопасно огласить его; ибо давать святыню псам и бросать жемчуг пред свиньями (Матф. 7:6) несогласно со здравым смыслом.

Источник: Толкование на Первое послание святого апостола Иоанна.

Экумений († X в.)

о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни

Эти слова обращены к иудеям и эллинам, которые клевещут на наше таинство веры как на новое. Апостол же изображает его как древнее. Ведь от начала означает одновременно: с постижением начала. Наше таинство древнее не только закона, но и самого видимого творения. Ведь последнее имело начало, таинство же существовало и до его начала.

Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Беда Достопочтенный (672−735)

о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни

Вместе с дарованной благодатью Духа укрепляло уверенность учеников и то, что они с самого начала были с Господом и поэтому могли с полной точностью проповедовать, что Он совершал и что они слышали от Него.

Источник: Гомилии на Евангелия.


В этом послании блаженный апостол Иоанн порицал главным образом Керинфа и Маркиона, утверждавших, будто до Марии Христа не было. Из-за них он даже свое Евангелие написал, в котором он, излагая собственными речами то, что узнал от Господа, и опровергая еретические глупости апостольским авторитетом, и своими словами, и словами Господа утверждает, что Сын единосущен Отцу.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец (~312−398)

о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни

Многие полагают, что этими словами указывается на явление Спасителя ученикам после того, как совершилось воскресение, заявляя, что сказал это Иоанн о себе и остальных учениках, потому что они прежде услышали, что Господь воскрес, потом действительно глазами увидели, так что осязали и ноги, и руки, и бока Его, и чувством восприняли следы от гвоздей Его. Ведь хотя лишь один Фома касался Его, однако это было показано всем, так как Сам Спаситель сказал всем в совокупности: осяжите Меня и рассмотрите: ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк 24:39).

Другие же возражают, что поистине эти слова глубже, потому что не просто сказал Иоанн: осязали руки наши, но добавил — о Слове жизни, а сверх того и то, что было от начала. Действительно, эти слова, которыми он утверждает, что было от начала, значат то же самое, что он говорит в другом месте: Я есть тот, кто есть (Исх 3:14). <…> Ведь можно сказать, что отдельные из творений есть нечто, как есть ангел, солнце, небо; один Спаситель есть полностью Тот, Кто есть, участвуя в Котором, все приходит к существованию <…> А можно сказать и так: о Том, Кто был изначала, мы услышали в законе и от пророков, что Он придет, и Его пришедшего мы действительно увидели своими глазами во плоти, и, исследуя с большим благоговением Писание, свидетельствующее о Нем, мы и уверовали в Слово жизни.

Источник: На 1-е послание Иоанна.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни

Сложную речь в стихах 1−3 нужно перестановкою слов упростить и перефразировать так: о Слове жизни, которое было от начала, которое мы слышали, которое видели своими очами, которое рассматривали и которое осязали руки наши; мы возвещаем вам — Словом, как в Евангелии от Иоанна, так и здесь, именуется второе лицо достопоклоняемой Троицы Сын Божий, в воплощении — Господь наш Иисус Христос (Ин 1:4; 14). Сын Божий называется Словом потому, что это слово выражает особенное отношение Сына Божия и к Богу Отцу, и к твари, как Творца ее, и особенно к разумной твари — человеку (см. прим к Ин 1:1). Словом жизни именуется Сын Божий, как здесь, так и в Евангелии, потому и в том смысле, что в Нем, как вечном (в начале от начала), есть жизнь самосущая, дающая бытие всякой твари, в Нем — источник жизни всего живущего. Так и Сам Господь говорит о Себе, что Он имеет жизнь в Себе, следовательно, жизнь самосущую (Ин 5:26, 21), называет Себя жизнию (Ин 11:25; Ин 14:6), почему и далее апостол называет Его жизнию вечною (ст. 2), то есть самосущею, и источником всякой жизни (ср. прим к Ин 1:4). — От начала: то же, что в Евангелии от Иоанна — в начале; этим словом как здесь, так и в Евангелии, выражается, или изображается, вечность Сына Божия, в том смысле, что, когда начал только устрояться мир, Слово уже было, то есть Слово было еще до устроения мира; а если оно было прежде устроения мира, или прежде мира, то, значит, оно было прежде времени, ибо начало мира есть вместе и начало времени; а бывшее прежде времени было от вечности, следовательно, бытие Слова есть вечное, безначальное, а что не имеет начала своего бытия, то не может иметь и конца. Следовательно, бытие Слова в полном смысле вечное, безначальное и бесконечное. — Слово от начала было: не произошло, или получило бытие, то есть не начинает собою ряда творений, но уже было, существовало, когда начиналось творение мира (см. прим к Ин 1:1). «Слово было означает не временное существование, но самобытное бытие известного предмета, начало и основание всего, что получило бытие, такое, без которого последнее и не могло бы прийти в бытие» (Феофилакт). Таким образом, целое выражение, которым начинается Первое послание Иоанна, по сопоставлению его с началом его Евангелия, значит: вечное Слово Божие, Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, мы возвещаем вам — Мы слышали, видели и проч.: мы, то есть апостолы и прочие ученики Христовы и все верующие, тогда жившие, и именно только верующие — по мере веры. Неверие и ослепление, как видно из всей Евангельской истории Христа Сына Божия, видя, не видело и, слыша, не слышало, то есть, видя Его деяния, слыша Его учение, не разумело и не понимало их и все равно что не видело и не слышало, было глухо и слепо, как говорил о неверующих и Сам Спаситель (Мф 13:13−15) словами пророка Исаии (Ис 6:8−9). Апостолы же и ученики Христовы и все верующие слышали и видели все не телесными только очами и ушами, но и внутренним слухом и оком веры, а потому слышали и видели с пониманием и разумением. Значит, они вполне достоверные свидетели всего виденного и слышанного, ибо понимают то виденное и слышанное, следовательно — действуют в них и внешние чувства, и разумение. «Не телесно (только слышали и видели), но разумно и не телесными глазами, но мысленными… Ибо Он был Один и неразделен, Один и Тот же — зримый и невидимый, объемлемый и необъятный, неприкосновенный и осязаемый, вещающий как человек и чудотворящий как Бог» (Феофилакт). И притом слышат и видят апостолы не по свидетельству других, но сами непосредственно, и, следовательно во всех отношениях непреложно свидетельство их. — Мы слышали: Бог-Слово как от начала, от вечности, сущее в лоне Отчем и обитающее в свете неприступном, недоступно было людям, облеченным бренною плотию; но мы слышали Его, когда, вечное и непостижимое, Оно явилось во плоти (Ин 1:14) и обитало между людьми, полное благодати и истины. — Видели своими очами: усиленное выражение; видели не чрез других, но сами, собственными своими глазами, видели не внутренними только очами веры, или духовным созерцанием, не в видении или во сне, как древние пророки и святые мужи, но обыкновенными телесными глазами, просветленными умным разумением. — Рассматривали и осязали: Бога-Слово, воспринявшее естество человеческое, мы не только слышали и видели, но, созерцая, рассматривали, то есть не мгновенно, или кратковременно, увидели или услышали Его, как, например, в видении или созерцании пророки видели и слышали Его, но рассматривали, или созерцали, подробно и внимательно, часто, много, продолжительно в продолжение всего земного служения Его роду человеческому. И не только слышали, и видели, и рассматривали пристально и продолжительно, но мы осязали Его собственными своими руками. Слух и зрение иногда могут обманывать, хотя то невероятно, когда видят и слышат весьма многие и весьма часто или постоянно; но мы не только видели, и слышали, и рассматривали, но осязали своими руками собственными. Так, возлюбленный ученик Его возлежал на персях Его; Фома, а может быть и другие ученики, чрез прикосновение и осязание удостоверились в действительности Его воскресения, когда Он Сам призывал их к тому; прикосновением и лобзанием ученики часто осязали Его, когда возвращались к Нему и оставляли Его, так как был обычай в этих случаях лобзать Его; без сомнения прикасались к Нему очень многие, причем и осязали Его, когда вместе с Ним путешествовали, окружали Его во время бесед Его, теснили иногда Его и проч. т. п. Особенно же ближайшие ученики Его постоянно пребывали с Ним, слышали, видели, рассматривали, осязали Его, и все это непреложно и непререкаемо свидетельствует об истине явления Бога Слова, Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа во плоти и возвещается апостолами в лице Иоанна всем верующим и неверующим.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни

Так начинает свое послание святой Иоанн Богослов. И это начало послания показывает, что оно написано непосредственно или вскоре после другого писания, в котором предложено было о том, что было от начала, о том, что Апостолы слышали и что видели своими очами, что рассматривали, и осязали своими руками, т.е. о Слове жизни. Это писание есть Евангелие святого Иоанна. Иначе слов Апостола нельзя понимать: потому что в рассматриваемом послании не раскрывается, а только напоминается учение о том, что Апостолы видели, слышали и осязали своими руками; подробно же было написано об этом в его Евангелии. О чем говорит здесь Апостол, рассмотрим по порядку.

О том, что было от начала, т.е. возвещаем о том, что было от начала. О чем же это таком, что было от начала? Апостол далее сам раскрыл это, т.е. о словеси́ живóтнем, или о Слове жизни, об Иисусе Христе. О Боге Слове говорит Иоанн: о том, что было от начала. Это то же значит, что сказанное в Евангелии Иоанна: В начале было Слово (Ин 1:1). Так изображается вечность Иисуса Христа, как истинного Бога. В начале, или от начала, когда мир еще не получил свое бытие, и когда начали существовать все творения мира, видимого и невидимого, Бог-Слово уже было, то есть Оно существует от вечности, без начала бытия. Прежде начала времени и прежде создания всех тварей не было никакого начала, не было и времени, а был один Триипостасный Бог-Отец, Сын и Дух Святой. Потому слова Апостола и Евангелиста: о том, что было от начала и в начале было — означают не время преходящее, но безначальную, постоянную и неизменную вечность.

Св. Иоанн в начале послания не показывает своего имени, может быть, потому, что писал послание как бы от лица Апостолов как очевидных свидетелей всего того, о чем говорит он как о главном предмете своего послания. Говорит: что мы слышали, что видели своими очами, — т.е. что мы, ученики и Апостолы Иисуса Христа, слышали и видели.

О чем же свидетельствует Иоанн от лица Апостолов? О том, говорит он, — О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни. Как бы так пишет Богослов: мы, Апостолы, возвещаем о Бог-Слове, которое было от вечности, которое мы слушали, когда Оно, восприняв естество человеческое, говорило нам устами человеческими, которое мы видели нашими очами, внимательно рассматривали, осязали нашими руками, возвещаем о Боге Слове, источнике и подателе жизни.

Слова Апостола направлены к обличению лжеучителей, нечестиво учивших о лице Иисуса Христа, из коих одни отвергали Божество Иисуса, а другие — Его человечество. Говоря об Иисусе Христе: о том, что было от начала, — или называя Его вечным, и далее — Словом жизни или источником жизни, изображает Иоанн Божеское величие Иисуса Христа как Сына Божия, а словами: что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, представляет себя и других Апостолов очевидными и достоверными свидетелями истинного явления Сына Божия на земле и Его служения спасению рода человеческого в воспринятом Им естестве человеческом.

Что мы слышали. Бог Слово, от начала, или от вечности сущее в лоне Отчем, как обитающее во свете неприступном, недоступно было человекам, облеченным бренною плотью; но мы слушали Оное, когда вечное, непостижимое Слово стало плотью (Ин 1, 14).

Что видели своими очами. Бог Слово, единородный Сын Божий, по Божеству Своему, невидим для чувственных взоров человеческих; но мы Его видели не чрез других, а своими очами, видели Его, как Богочеловека, видели славу Его, как Единородного от Отца (Ин 1, 14).

Что рассматривали и что осязали руки наши. Бога-Слово, воспринявшего естество человеческое, Сына Божия, Иисуса Христа, мы слушали и видели не мгновенно, не бегло или кратковременно, но рассматривали внимательно, в продолжение земного служения Его спасению рода человеческого. И не только слышали и видели (глаза и слух могут иногда обманывать призраками): мы осязали Его собственными руками; прикасались к Нему; иные из нас возлежали на персях Его и лобызали Его.

Возлюбленный ученик Иисуса возлежал на груди Его (Ин 13:23); могли прикасаться к Нему и другие, когда вместе с Ним путешествовали, окружали Его во время бесед Его к окружающим слушателям, возлежали с Ним за трапезою.

Фома, а, может быть, и другие Апостолы чрез прикосновение и осязание удостоверились в действительности воскресения Господа, когда Сам Он призывал к этому Своих учеников, говоря: посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лук. 24:39; слич. 20, 27). А лобзанием ученики часто осязали своего Господа: тогда был такой обычай, что ученики, оставляя учителя или возвращаясь к нему, лобызали его, что видим из примера вероломного ученика, лобзанием предавшего своего Учителя и Господа (Мф 26:49). Этот обычай перешел и к христианам первенствующей Церкви.

О Слове жизни возвещаем. Словом жизни именуется Иисус Христос, потому что Он, как Бог, есть самосущая Жизнь, как Сам Он свидетельствовал о Себе: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин 5:26); Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6); Он подает жизнь всем тварям (Ин 1, 3), а человекам подает жизнь духовную (Ин 1:4, Еф 2:5), вечную (Ин 3:16; 5:24).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 1−4 о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна

Выражая свою мысль несколько сложным периодом, Апостол начинает послание свидетельством: возвещаем (απαγγέλλομεν) или пишем вам о Слове жизни (περί τού λόγου τής Ζωής), которое было от начала (ό ήν άπ᾿ αρχής), которое мы слышали, которое видели своими очами и которое осязали руки наши. Как мы видели, уже в древности было отмечено близкое сходство этого начала послания с началом Евангелия, причем это сходство, по мнению древних церковных учителей, показывает тяжество предмета писаний и учения о Боге-Слове или Божественном Логосе. Слово жизни здесь, вопреки мнению некоторых комментаторов (Весткотта, Дюстердика и др.), не означает только божественного учения, которое возвестил людям Христос Спаситель (ср. Флп 2:16), а есть именно название Бога-Слова, как показывает и конструкция (περί — у Ап. Иоанна обычно употребляется с род. пад. лица, см. Ин 1:15, 22, 47; 2:25 и др.), и контекст речи Апостола: только о личном Божественном слове или Богочеловеке Апостол о себе и других апостолах мог сказать: «мы слышали, видели своими очами, рассматривали, осязали руки наши», и в ст. 2 Апостол свидетельствует, что эта жизнь — вечная жизнь Богочеловека — была у Отца и явились нам, что вполне напоминает слова св. Апостола Иоанна о Божественном Слове-Христе в Евангелии: в том живот бе, и живот бе свет человеком (Ин 1:4). Употребление же Апостолом и в послании тех же слов и выражений, что и в Евангелии, каковы: λόγος, ζωή, ήν, πρός, еще более сродство или тожество понятий и отношение их к одному и тому же главному предмету — Богу-Слову. Не повторяя здесь сказанного в примечаниях к Евангелию Иоанна гл. I, заметим лишь, что наименование Сына Божия Логосом как в Евангелии, так и в послании не было делом самостоятельного умозрения Апостола, а открыто было Тайнозрителю в нарочитом сверхъестественном откровении (см. Откр 19:13). Вечное бытие Бога Слова выражается в рассматриваемом месте послания словами ήν απ᾿ αρχής, как и в Евангелии: εν αρχή ήν, от начала, как и в начале значит до начала времени, иначе безначально и бесконечно, следовательно, вечно. Равным образом и слово: было означает не временное существование, но самостоятельное бытие известного предмета, начало и основание всего, что получило бытие, такое, без которого последнее и не могло бы прийти в бытие« (блаж. Феофил.).

Показывая совершенную достоверность благовестнической проповеди апостолов о Боге-Слове, св. Апостол указывает на полноту, исключающую возможность какого-либо сомнения, знания апостолов о Богочеловеке, основанного на всестороннем духовно-чувственном опыте апостольском: все чувства внешние и все внутренние духовные силы апостолов участвовали в опытном постижении Бога-Слова, явившегося во плоти: «осязали и умственным прикосновением и вместе чувственным, как, напр., Фома сделал по воскресении. Ибо Он был Один и неразделен, Один и Тот же — зримый и невидимый, объемлемый и необъятный, неприкосновенный и осязаемый, вещающий, как человек, и чудотворящий, как Бог» (Феофил.).

Слово Божественное у Апостола здесь, в ст. 1-м, названо Словом жизни, а в ст. 2-м — Жизнью (ή ζωή), бывшею у Отца и явившеюся людям, жизнью вечною (τήν ζωήν τήν αιώνιον), которую возвещают апостолы, в том числе и пишущий настоящее послание св. Иоанн. В ст. 3 и 4 целью и проповеди вообще, и настоящего послания поставляется то, чтобы христиане проповеданное и написанное слово апостольское имели общие (κοινωνίαν) не только с апостолами, но через них — и с Богом Отцом и Иисусом Христом: «через слово мы принимаем вас в общники виденного и слышанного нами, так мы имеем вас общниками Отца и Сына Его Иисуса Христа, а получив это, мы, как прилепившиеся к Богу, можем исполниться радости», (блаж. Феофил.). Таким образом, в послании учение о Слове Божественном раскрывается, главным образом, со стороны непреходящей, вечной блаженной жизни, имеющей свой источник в Боге-Слове, и со стороны общения христиан с этим самобытным источником всякой жизни. Если в Евангелии Иоанна раскрыто собственно учение о лице Бога-Слова Иисуса Христа, то послание дает приложение этого учения к жизни; на основе истинного Боговедения и веры в Иисуса Христа, как воплотившееся Слово Божие, оно созидает жизнь каждого отдельного члена Христовой Церкви, чтобы всех привести к вечной жизни, к вечному блаженству в общении с Богом.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно