У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Он может расширить день до тысячелетия или сжать тысячелетие до одного дня. Он может как распространять, так и концентрировать Свои действия.
I. Истина, утверждаемая апостолом, со стоит в том, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день. С человеческой точки зрения, между годом и одним днем существует громадная разница, и тем более между одним днем и тысячею лет, но с точки зрения Бога, обитающего в вечности, в которой нет течения времени, между ними нет никакой разницы, ибо все прошлое, настоящее и будущее всегда находится перед Ним, и задержка на тысячу лет для Него не значит так много, как для человека отсрочка на один час или день.
II. Важность этой истины: это есть одно то, относительно чего апостол не хотел бы, чтобы они оставались в неведении. В наших богослужениях и прославлении Бога необходимы святой страх и благоговение перед Ним; сознание непостижимой дистанции между нами и Богом порождает и сохраняет этот благочестивый страх перед Господом, являющийся началом мудрости. Это та истина, что служит к нашему миру, поэтому апостол не хочет, чтобы она была сокрыта от нас: Одно то не должно быть сокрыто от вас... Если у людей нет знания о вечном Боге или веры в Него как такового, то они будут очень склонны представлять Его таким же, как они сами. Однако как трудно постичь вечность! Поэтому-то так нелегко достичь такого познания о Боге, которое абсолютно необходимо.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день
Поскольку о дне суда написано, что будет один день как тысяча лет, то откуда кто-либо знает, проведет ли он в этом огне дни, месяцы или даже годы?
Источник: Проповеди.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день
Петр разумеет время подзаконного служения, в которое особенно процветали израильтяне по сооружении храма Божия. Ибо от Соломона, создавшего дом, до осады [римлянами], бывшей после честного креста, исполнилась тысяча лет. Но эта тысяча лет вменена пред Тобою в день един, или, лучше сказать, в малую часть дня. Справедливо же [апостол] уподобляет ночи время, предшествовавшее пришествию Спасителя, потому что все люди пребывали во тьме и смятении, так как не воссияло еще для них солнце правды.
Источник: Изложение Псалмов.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день
Но и промежуток времени длиною в тысячу лет, если бы его окончание было концом мира, мог бы называться последним для всех временем или даже последним днем, ибо сказано в Писании: Пред очами Твоими тысяча лет, как один день, так что, что бы в течение этих тысячи лет ни делалось, об этом бы говорили как о совершаемом в последние времена или в последний день.
Источник: Проповеди 199.
Ст. 8−9 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию
Заключив слово о кончине века, что она непременно будет и будет чрез огонь (что и мы пространно разъяснили), апостол перешел к протяжению времени кончины мира и говорит, что не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит, ожидая спасения нашего и полноты имеющих спастись, и что пред Ним, бесконечным, никакое время не продолжительно, но что у Него и тысяча лет, как один день; даже, по словам Давида, нет и множества дней, ибо он так говорит: тысяча лет пред очами Твоими, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи (Пс 89:5). Когда тысячу лет уподобляет страже ночной, то имеет в виду самый краткий срок. А ночь делится на четыре промежутка. Так Господь, по словам Евангелия (Мф 14:25), предстал Своим апостолам в четвертую стражу ночи.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день
[Писание] говорит, что кратка человеческая жизнь и исполнена скорбей, Один Ты [Боже] вечен и неизменен, и тысяча лет [у Тебя] как один день или даже короче, чем часть ночи. Ведь те, кому вверяется ночная стража, сменяются в четвертую стражу, и именно в четвертую стражу Господь явился Своим святым апостолам Если [апостол] так говорит о тысяче лет, то ясно, что человеческая жизнь — промежуток совсем маленький. И хотя день Господень как тысяча лет, он неделим; но никто из людей не живет тысячу лет, и никто из людей не знает всего дня Господня.
Источник: Фрагменты.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день
Ведь как человек удерживает в памяти один день и дела, которые делаются в этот день, так и Бог не забывает дела за тысячу лет; и на протяжении сколь долгого времени Он не удаляет грешников из мира — мимолетно у Него, и [в этом] Он проявляет могущество.
Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день
Одно то не должно быть сокрыто и проч.: от насмешников сокрыто то, что апостол сказал относительно устроения небес и земли от начала и о нынешних небесах и земле, сокрыто от них, ибо они не веруют тому, не зная истины о сем. И для верующих это — тайна веры, но для них — нечто, и не сокрыто, и не должно быть сокрыто, тогда как от насмешников неверующих сокрыто именно, что Господь не медлит исполнением обетования, как иные думают, а делает то по долготерпению Своему, хотя для Него время не так измеряется, как измеряется оно для людей, считающих время как медленное и как скорое. — День один, как тысяча лет и проч.: самого краткого периода времени, как наш день, для Бога достаточно для того, чтобы совершить такие дела, для исполнения которых по нашему счету времени нужен такой продолжительный период времени, как тысяча лет, и самый продолжительный период, например в тысячу лет, идет для Господа так быстро, как у нас один день. Потому к вечности мы должны применять иное измерение, если хотим правильно судить о времени пришествия Христова. Понятно, что у Бога нет такого измерения времени, какое существует у людей, и определять для Него время человеческими определениями невозможно. Тот, Кто в шесть дней создал небо и землю, по Своему изволению, может и в один день внезапно совершить то, для чего по нашему порядку и измерению может потребоваться тысяча лет, и наоборот: тысяча лет мира может пройти, как одна седмица, когда настанет Великая суббота всемирного дня. Продолжительное для человека время для Бога кратко, как день, и краткое столько же продолжительно, как тысячи лет и вся вечность.
Источник: Толковый Апостол
Ст. 8−9 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию
Доказав неизбежность кончины мира, и именно посредством огня, Апостол теперь переходит к вопросу о времени наступления кончины мира, имея в виду опровергнуть лжеучение «ругателей» о замедлении парусии и о не исполнившемся будто бы обещании Господа. Вопреки этому лжеучению, Апостол прежде всего, согласно с учением Самого Господа (Мк 13:32), признает время наступления конца мира тайною Божией всеведения и домостроительства, а затем для веры и назидания истинных христиан останавливает два положения: первое — согласно с изречением псалмопевца (пророка Моисея), (Пс 89:5), что все человеческие измерения времени не имеют никакого значения в очах Вечного, пред Которым уравниваются сроки самой различной длительности, напр., один день и тысяча лет, — ст. 8; второе — уже поэтому нельзя думать о каком-либо промедлении со стороны Господа, Который притом имеет особую благую цель — дать всякую возможность всем людям (не исключая и «ругателей» и им подобных) избегнуть гибели и спастись путем покаяния и исправления, ст. 9. Апостол смиренно и себя самого включает в число людей грешных, требующих долготерпения Божия.
Из слов Апостола ст. 8, где он в несколько расширенном виде приводит изречение псалма (Пс 89:5), хилиасты заключали, что между днями творения и тысячелетиями существования мира должно быть соотношение, почему 7000-й год от сотворения мира или 1492 г. от Р. X. считали годом конца мира. Но как не сбылось это ожидание, так невозможно и всякое другое вычисление об этом предмете, так как изречение псалмопевца и Апостола не имеет, конечно, буквального, математического смысла, итак как полная неизвестность дня и часа пришествия Господа и кончины мира определенно засвидетельствована Самим Господом (Мф 24:36; Мк 13:32).
Источник: Толковая Библия.