В наш ядерный век мы понимаем, что материя состоит из накопленной энергии. Расщепление атомного ядра приводит к огненному высвобождению огромного количества энергии. Таким образом, вся мировая материя представляет собой огромный взрывчатый потенциал. В настоящее время он сдерживается Господом (Кол 1:17: «...все Им стоит»). Если бы Он отнял Свою сдерживающую руку, разгоревшиеся стихии растаяли бы. Тем временем небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
I. Что представляют собой эти люди. Они поступают по собственным своим похотям, следуют помыслам и желаниям своих сердец, своим плотским наклонностям, а не велениям и указаниям здравого смысла и просвещенного суждения. Образ их жизни таков: они живут, как им заблагорассудится, и говорят, что им вздумается; они не просто поступают по помыслам сердца своего, которые зла и враждебны Богу, как у всякого невозрожденного грешника (Рим 8:7), отчужденного от Бога, не знающего Его и нерасположенного к Нему, но достигли такой степени нечестия, что открыто провозглашают то, что у других плотских людей только на уме; они говорят: «Наши языки, наша сила и наша жизнь — все это принадлежит нам самим, и кто есть господин над нами? Кто будет опровергать нас или господствовать над нами, кто призовет нас к отчету за наши слова и дела?» И как они насмехаются над всеми законами Божиими, ограничивающими их поведение, так не могут допустить того, чтобы откровения Божии указывали и предписывали им, во что они должны верить; как они желают ходить своими собственными путями и говорить своим собственным языком, так и думать они хотят своим собственным умом и придумывают принципы, во всем согласные с их собственными; они принимают во внимание только собственные свои похоти. Никто, кроме таких законченных вольнодумцев, какие описаны здесь, не может быть наглым ругателем. «По этому признаку вы должны узнавать этих людей, что бы остерегаться их».
II. Нам дается также предостережение о том, как далеко зайдут эти люди: они будут пытаться поколебать и смутить нас, нашу веру во второе пришествие Христа. Они будут насмехаться: ...Где обетование пришествия Его?.. (ст. 4). Без учения о втором пришествии Христа все другие догмы христианской веры значат очень мало, это то, что дополняет и кладет последний штрих на все остальное. Обетованный Мессия пришел, Он стал плотью и обитал с нами; Он был именно таким, как о Нем было предсказано, и сделал для нас все то, о чем прежде было возвещено. Враги христианства во все времена пытались подорвать эти основы, но поскольку все они утверждены на достоверных фактах, уже совершившихся, и все апостолы дали нам о них самые вернейшие доказательства, то, вероятно, в конце концов им надоест опровергать их. Но пока одна принципиально важная догма нашей веры относится к тому, что еще не совершилось и составляет только предмет обетования, на которое надо уповать, они будут нападать на нас до самого конца времен. До тех пор пока наш Господь не придет, они не поверят в Его пришествие, более того, они будут смеяться при всяком упоминании о нем и стараться смутить тех, кто серьезно верит в него и ожидает его. Поэтому рассмотрим, как этот вопрос выглядит с точки зрения верующего и с точки зрения этих обольстителей: верующие не только желают, чтобы Христос пришел, но, имея обетование о Его пришествии, данное и много раз повторенное Им Самим полученное и переданное верными свидетелями, твердо и абсолютно верят в то, что Он придет; эти же обманщики, не желающие пришествия Христа, делают все, что могут, чтобы внушить себе и другим, будто Он никогда не придет. Если они не могут отрицать существование этого обетования, то будут смеяться над самим обетованием, обнаруживая этим высшую степень неверия и пренебрежения: Где обетование пришествия Его?
III. Дается также предупреждение об их методах убеждения, ибо, насмехаясь над вторым пришествием Христа, они будут стараться аргументировать свои взгляды. С этой целью они добавляют, что «...с тех пор, как стали умирать отцы от начала творения, все остается так же» (ст. 4). Этот хитрый, хотя и не основательный способ аргументации, может произвести впечатление на слабые умы и, особенно, на нечестивые сердца. Не скоро совершается суд над худыми делами.., поэтому они утешают себя мыслью, будто он никогда не совершится, и не страшится сердце сынов человеческих делать зло, Еккл 8:11. Они сами так поступают и других убеждают поступать так. Они заявляют здесь: «Отцы наши умерли, все, кому было дано обетование, мертвы, оно не исполнилось в их время и маловероятно, что когда-нибудь исполнится; зачем же нам тревожить себя этим? Если бы в этом обетовании, о котором говорите вы, была хоть какая-нибудь доля истины или определенность, то мы уже должны были бы увидеть что-то прежде этого времени, какие-нибудь признаки Его пришествия, подготовительные шаги к нему, тогда как вплоть до настоящего времени все остается так же, без каких-либо изменений, причем от начала творения. С тех пор как стоит мир, в течение многих тысячелетий не происходит никаких изменений, почему же мы должны пугать себя, как будто ему придет конец?» Таковы аргументы этих насмешников. ...Потому что нет в них перемены; они не боятся Бога, Пс 54:20. Они не боятся ни Его, ни Его судов; того, что Бог никогда прежде не совершал, Он никогда не сможет или не захочет совершить, так заключают они.
IV. Разоблачается лживость их аргументов. В то время как они самоуверенно заявляют, что от начала творения не произошло никаких изменений, апостол напоминает об изменении, имевшем место в далеком прошлом и, в некотором смысле, похожем на то, которое он призывает нас ожидать, — о всемирном потопе в дни Ноя. Это событие они упустили из виду, они не принимают его во внимание. Хотя они могли и должны были бы знать об этом событии, но они не желают знать (ст. 5 — англ.), они предпочитают обходить его молчанием, как если бы никогда не слышали и ничего не знали о нем; если они и знали об этом событии, то не хотели сохранять его в своей памяти, они не приняли эту истину с любовью и не позаботились усвоить ее. Отметим: Трудно убедить людей поверить в то, в чем они не желают видеть истину, они остаются невежественными, во многих случаях потому, что хотят быть невежественными, и не знают потому, что не стремятся узнать. Но пусть грешники не думают, что такое неведение, как это, будет принято как извинение за грех, к которому оно может привести их. Распявшие Христа не знали, кем Он был, ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1Кор 2:8), но это неведение не сделало их невиновными в Его крови, само их неведение был грехом, как добровольное и умышленное, а один грех не может оправдать другого. Так обстоит и в данном случае: если бы они знали об ужасном возмездии Божием, уничтожившем некогда весь мир нечестивых грешников, то они, конечно, не насмехались бы над Его угрозами о будущем, таком же страшном суде. Но они были добровольными невеждами, они не знали, что сделал Бог, потому что не заботились узнать об этом. Перейдем теперь к рассмотрению того, что говорит апостол об уничтожении древнего мира водою и об окончательном огне, ожидающем наш современный мир. О первом он упоминает как о свершенном уже Богом, чтобы убедить нас больше верить в то, что и другое может быть и будет совершено.
1. Начнем с рассказа апостола о разрушении, однажды уже постигшем мир (ст. 5−6):
...Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. Первоначально наш мир был устроен несколько иначе: воды были разделены во время творения, что было в высшей степени мудро и благотворно для нас; часть воды была собрана над твердью, названной здесь небом (как и в Быт 1:8), другая часть — под твердью, собранная в одно место, так что было море и суша, удобная для обитания сынов человеческих. Но во время всемирного потопа произошло удивительное изменение: воды, что прежде Бог разделил, определив каждой части их определенное место, теперь Он во гневе Своем снова смешал. ...Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные (то есть облака) отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7:11), пока вся земля не покрылась водой и пока не исчезли бесследно самые высокие горы, над которыми вода поднялась на пятнадцать локтей, Быт 7:20. Таким образом Бог явил одновременно Свое страшное могущество и ярость гнева Своего, положив конец всему миру: ...Тогдашний мир погиб, быв потоплен водой, ст. 6. Разве это не изменение, причем ужаснейшее! Следует заметить также то, что все это было сделано словом Божиим, тем самым могущественным словом, каким был сотворен мир, так удобно и прекрасно устроенный, Евр 11:3, катртавш. И сказал Бог: да будет твердь, и далее, Быт 1:6−7. Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и далее, Быт 1:9−10. Ибо Он сказал — и сделалось Пс 32:9. Таким образом, говорит апостол, словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою. Здесь говорится, что не только первоначальное устройство мира и его порядок были учреждены словом Божиим, но также катастрофа и уничтожение этого мира, вместе с полным истреблением его обитателей произошли по этому слову; никто, кроме Бога, Который распростер небеса и основал землю, не мог сразу уничтожить и низвергнуть такое грандиозное сооружение. Это уничтожение было осуществлено словом Его могущества и по слову Его обетования, ибо Он сказал, что истребит человека и всякую плоть и что сделает это посредством потопа, Быт 6:7,13,17. Таковым было изменение мира, которое произвел Бог в прошлом и которого ругатели не хотели замечать; теперь рассмотрим:
2. Что говорит апостол о разрушительных изменениях, грядущих на наш мир: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков, ст. 7. Такое потрясающее описание дается здесь об окончательном уничтожении мира, имеющем более близкое отношение к нам. Когда мы читаем, слышим и размышляем о потопе, уничтожившем древний мир и его обитателей, это тоже печалит нас, хотя мы никогда не знали тех, кого он истребил; но суд, описываемый здесь апостолом, еще придет, и придет обязательно, хотя мы и не знаем когда, в какую конкретную эпоху или в какое поколение людей. Поэтому мы не можем быть уверены в том, что это не случится в наше время; можно допустить, что эти два суда во многом схожи, однако между ними существует значительная разница, и ее нельзя упускать из виду, ибо во время потопа некоторые, хотя и немногие, избежали всеобщей погибели, но во время уничтожения мира огнем не спасется ни один человек. Кроме того, нас не постигло первое бедствие, но нет никакой уверенности, что мы избежим второго. Этот мир, к которому принадлежим мы, будет уничтожен сразу, не только какой-то один человек, или одна семья, или даже нация, но весь мир будет мгновенно уничтожен, и не будет никакого ковчега, никакой возможности ни для кого избежать всеобщего бедствия; в этом заключается существенное отличие опустошения, которое было, от того, что ожидает нас.
Первое прошло и никогда более не повторится (ибо Бог ясно сказал, что не будет уже потопа на опустошение земли, Быт 9:11−17); другое еще предстоит и произойдет так же определенно, как определенно то, что истина и сила Божий могут совершить его; первое бедствие надвигалось на мир постепенно и изливалось на его обитателей в течение сорока дней, прежде чем истребило их, Быт 7:12,17; второе произойдет быстро и одновременно по всей земле, 2Пет 2:1; кроме того, тогда несколько человек избежали гибели, но то опустошение, которое ожидает наш мир, когда бы оно ни пришло, будет абсолютным и всеобщим: все будет охвачено пожирающим огнем, не будет ни одного убежища, куда могли бы убежать обитатели земли, ни единого уголка во всем мире, где можно было бы укрыться. Итак, все эти различия между прошлым уничтожением мира и тем, что описывается здесь, свидетельствуют о приближении ужаснейшего суда; то, что мир был уничтожен некогда всемирным потопом, делает более вероятным тот факт, что он снова будет истреблен, но уже всемирным пожаром. Поэтому пусть эти ругатели, насмехающиеся над пришествием Христа для суда над миром, подумают, наконец, что это может быть.
В Слове Божием не говорится об этом ничего, что было бы не в Его власти, и, хотя они по-прежнему смеются, им не удастся смутить нас, мы твердо уверены, что пришествие Христа будет, потому что Бог сказал об этом, а Его обетованию мы можем доверять. Они заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией (по крайней мере, не веря им); но мы знаем и доверяем, или должны доверять, и Писанию, и силе Божией. Бог сказал и обязательно исполнит сказанное, а именно: что нынешние небеса и земля (с которыми мы связаны сейчас, которые до сих пор существуют во всей своей красоте и порядке, созерцаемых нами, и которые мы находим такими приятными и полезными для себя) сберегаются не как сокровище для нас, чего желали бы плотские умы, но как то, что Бог желает иметь в Своей сокровищнице надежно охраняемым и сберегаемым для Его целей. Они сберегаются огню.
Отметим: Каждый последующий суд Божий страшнее предыдущего, старый мир был уничтожен водой, этот же сберегается огню, что в последний день сожжет всех нечестивых. Хотя и кажется, что он задерживается, тем не менее как этот нечестивый мир содержится словом Божиим, так и он сберегается лишь для отмщения Того, Кому оно принадлежит, Кто в день суда поступит с нечестивым миром по его заслугам, ибо день суда — это день погибели нечестивых человеков. Для тех, кто сейчас насмехается над грядущим судом, он будет днем отмщения и полного уничтожения. «Поэтому остерегайтесь оказаться в числе ругателей, никогда не сомневайтесь в том, что день Господень придет, и потщитесь быть найденными во Христе, чтобы тот день, который для нечестивого мира будет днем гнева, для вас стал днем обновления и искупления».
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков
Что будет разрушение настоящего мира посредством огня — это мысль не одних только христиан, но и языческих мудрецов. Но скажет иной: зачем созидать мир, если он опять должен обратиться в тление? Такому скажем, что мир не уничтожится совершенно, но разрушится, чтобы обновиться, почему и пророк говорит: и Ты обновишь лице земли (Пс 103:30). Чувственная тварь, по создании Богом, была хороша весьма (Быт 1:31), а за преступление человека и сама эта тварь покорилась суете (Рим 8:20), то есть утратила твердость бытия своего. Потом, когда во время потопа стало на земле мало людей богочестивых, мир как бы вторично восстановился и получил начало чрез Ноя и прочие живые существа, сохранившиеся в ковчеге для того, чтобы послужить семенем нового состояния мира. Между тем род человеческий и тогда не улучшился, но пошел на худшее прежнего, от чего не отвратил его ни закон, данный чрез Моисея, ни пришествие Господне. Итак, поскольку и призвание ко спасению было многообразно, и погибель от непокорности была многоразлична, то необходим будет огненный потоп, то есть разрушение, хотя и не всецелое, разрушение не душ, но и не тел. Ибо всем нам должно явиться пред судом Христовым (2Кор 5:10) не без тел, с одними только душами, но вместе с нетленными телами. Ибо как может быть наказана одна душа без тела, когда она носит на себе сделанное ею чрез тело? Ибо праведному Судии не свойственно, когда двое погрешили в одном и том же, одного прощать, а на другого слагать всю тяжесть вины. Скажем, во-вторых, и то, что и мы посредством огня обыкновенно очищаем нечистые вещи от примеси и восстановляем их светлость. Сберегаются на день суда и погибели. Суда — то же, что осуждения.
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков
В каком смысле небеса и земля (чрез которые) представляются орудиями разрушения потопного мира водою? — Небеса были орудием этого разрушения потому, что тогда разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей, такое явление, какого не было со времени самого создания мира (Быт 7:11). Земля, которая на водах основана (Пс 23:2) и составлена из воды и водою, излила из недр своих великое водное сокровище, чтобы по суду Божию истребить все живое, чтобы омыть всякую скверну, и таким образом также стала орудием разрушения мира тогдашнего (ср. Феофилакт).
В чем сила апостольской речи о потопе, в противоположность речи ругателей или насмешников? Небеса были изначала и земля была со времени ее сотворения; можно было полагать, что так будет и всегда, и все останется также и после, но страшное действие потопа, разрушившее тогдашний весь земной мир, обнаружило другое, чем можно было ожидать. Обнаружилось, что допотопный мир был разрушен действием небес и земли, которые должны были по видимому пребывать вечно в том состоянии, в каком они устроены изначала. Если же в них по отношению к земле произошла такая страшная для мира земного перемена, то таковая же может быть и еще, и в отношении не к земле только, но и к небесам, хотя и не действием воды (ибо потопа более не будет, по слову Господа), (Быт 9:11−15), но действием огня. «Таким образом, как во время потопа последовало разрушение чрез воду, так и теперь предлежит разрушиться всему чрез огонь… Две главные стихии вселенной — вода и огонь, от которых получают бытие еще две стихии — воздух от испаряющихся вод, и земля от вод сгущающихся, испарение же сие и сгущение производятся огнем… Итак, если две только стихии, и первое истребление нечестивых было чрез воду, то совершенно необходимо, говорит (апостол), чтобы второе погубление нечестивых совершилось через огонь» (Феофилакт). — Всё, таким образом, зависит от действия Божественного всемогущества; если по слову Божию составлена земля из воды и водою и допотопный мир погиб водою, то по тому же слову Божию весь мир, не только земля, но и небеса, то есть вся вселенная, может быть разрушена, и будет разрушена огнем. И это будет действительно: ибо нынешние небеса и земля сберегаются огню. — Сберегаются сохраняемые, по подлинному тексту. Слово сбережение означает заботливое охранение сокровища; смысл этого сбережения указывает отчасти на то обетование, которое даровал Бог непосредственно после потопа (Быт 9:15); отчасти на то, что небеса и земля суть поистине чудное дело рук Божиих (Пс 103:24); отчасти на искупление мира Христом, так как он драгоценен в очах Божиих по драгоценной крови Христа. — Сохраняемые: сберегаются, как драгоценность, но сохраняются на погибель, — сильное по мысли и выражению сопоставление. — Огню: огонь как всегда был и есть орудие суда для мира, так он же будет орудием разрушения мира при последнем суде (ср. Быт 19:24; Ам 7:4; Ис 66:15; Дан 7:9; 2 Сол. 1:8; Мф 3:12; Мф 25:41; Откр 19:20; Откр 20:10). В стихе (2Пет 3:10) подробнее раскрывается это. — Для погибели: не для полного и окончательного уничтожения, а для наказания и вечной смерти. Примечательно, что погибель нечестивых человеков не ограничивается здесь одною землею. Таким образом, по суду Божию «необходим будет огненный потоп, то есть разрушение, хотя и не всецелое, разрушение не душ, но и не тел. Ибо всем нам должно явиться пред судище Христово (2Кор 5:10) не без тел, с одними только душами, но вместе с нетленными телами. Ибо как может быть наказана одна душа без тела, когда она носит на себе сделанное ею чрез тело? Ибо праведному судии не свойственно, когда двое нагрешили в одном и том же, одного прощать, а на другого слагать всю тяжесть вины» (Феофилакт).
Источник: Толковый Апостол
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков
См. Толкование на 2Пет 3:5