Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 3 глава 4 стих)

λεγοντες praes. act. part, от λεγω (#3306) говорить, που (#4544) где? "Что стало с...?" Традиционная формула для выражения недоверия (Kelly), επαγγελια (#2039) обещание, παρουσια (#4242) приход (см. 1:16). Объекта, gen. передает содержание обещания, εκοιμηθησαν aor. ind. pass, (dep.) от κοιμαομαι (#3121) спать, засыпать. Это метафора, обозначающая смерть (Kelly), διαμενει praes. ind. act. от διαμενω (#1373) оставаться, пребывать, продолжаться. Praes. подчеркивает длительное действие: "Все вещи продолжают быть такими же, как были", αρχη (#794) начало, κτισεως gen. sing, от κτισις (#3232) творение. Они утверждают, что обещаниям Бога нельзя верить, что Его вселенная — устойчивая, неизменная система, в которой не может произойти такого события, как второе пришествие (Green). Gen. описания.


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 3 глава 4 стих)

3:4 где обетования пришествия Его Ранняя Церковь верила, что Иисус скоро вернется (1Кор 15:51; 1Фес 1:10; 2:19; 4:15−18; 5:1,2). Ругатели выдвигали против близости Пришествия Иисуса эмоциональные доводы, но не библейские доказательства. Они иронизировали над обманутыми надеждами. отцы Это ветхозаветные патриархи — Авраам, Исаак и Иаков (ср. Рим 9:5; Евр 1:1). все остается так же Этот довод против Второго пришествия Христа основывался на теории примитивного деизма, который утверждал, что все природные явления происходят по одним и тем же законам от начала времен. Лжеучителя также считали, что Бог не вмешивается в земные дела. Они учили: «История не закончится катаклизмом последнего суда, потому что это противоречит законам вселенной. Такого суда никогда не было в прошлом, поэтому мы не должны ожидать его и в будущем. Напротив, вселенная является стабильной, замкнутой, постоянной системой, которая управляется неизменными законами и принципами развития. В прошлом не было никаких катастроф, поэтому никаких катастроф не будет и в будущем. Не следует ожидать Божьего вмешательства и сверхъестественного суда над человечеством».


Комментарии МакДональда (2 Петра 3 глава 4 стих)

3:4 Прежде всего, они глумятся над пришествием Христа. Их позиция: «Где обетование пришествия Его?» — означает: «Где исполнение обещания?» Но что они подразумевают под Его пришествием?

Подразумевают ли они пришествие Христа за Его святыми, которые будут взяты живыми на небо (1Фес 4:13−18)?

Сомнительно, что эти наглые ругатели знают что-то об этом первом периоде возвращения Господа.

Имеют ли они в виду пришествие Христа со Своими святыми для основания всемирного Царства (1Фес 3:13)? Возможно, это могло бы входить в их размышления.

Но из оставшейся части стиха становится ясно, что они думают о заключительном Божьем суде над землей или о том, что обычно называют концом мира. Они думают об уничтожении небес и земли огнем в конце Тысячелетнего Царства.

В действительности они говорят: «Вы, христиане, угрожаете нам, предупреждая об ужасном суде над миром. Вы говорите, что Бог собирается вмешаться в историю, наказать зло и уничтожить землю. Все это ерунда. Нам нечего бояться. Мы можем жить, как нам хочется. Нет никакого подтверждения тому, что Бог когда-либо вмешивался в историю; почему мы должны верить, что Он когда-нибудь сделает это?»

Их вывод основан на легкомысленной гипотезе: «Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Они говорят, что природа постоянно подчиняется неизменным законам, что не бывает никаких сверхъестественных вмешательств, что всему есть естественное объяснение.

Они верят в закон единообразия, или униформизм. Этот закон гласит, что в прошлом действовали те же силы и с той же интенсивностью, что и в настоящее время, и что знания этих процессов достаточно для того, чтобы объяснить все происшедшие изменения.

Между законом униформизма и обычными теориями эволюции есть жизненно важная связь. Теория эволюционного развития живых организмов от более простых видов к сложным опирается на гипотезу, согласно которой условия обитания должны быть довольно однородными. Если же земля переживала катаклизмы и катастрофы, то некоторые из предположений Дарвина об эволюции ошибочны.


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 3 глава 4 стих)

Стихи 3−7. Для того чтобы побудить нас к серьезному размышлению об откровениях Божиих, данных нам через пророков и апостолов, и к твердой преданности им, Петр говорит, что явятся наглые ругатели, люди, которые будут смеяться над грехом и над спасением от него. Божий путь спасения грешников через Иисуса Христа — вот над чем они будут глумиться, и произойдет это в последние дни, в евангельские времена. Это может показаться очень странным, что новозаветное домостроительство благодати, являющееся духовным и поэтому более соответствующим Божией природе, чем ветхозаветное, подвергнется насмешкам и поруганию; но духовность и простота новозаветного богослужения прямо противоположны плотскому уму человека, и этим объясняется то, на что, вероятно, намекает здесь апостол, а именно: в последние дни ругатели будут более многочисленны и наглы, чем когда-либо прежде. Хотя во все времена рожденный и поступающий по плоти преследовал и поносил рожденного и поступающего по духу, тем не менее в последние дни насмешки над серьезным благочестием, над теми, кто твердо держится пути самоотречения и поступает осторожно, как предписывает Евангелие, будут наиболее изощренными и наглыми. Чтобы предотвратить поражение истинных христиан через нападки этих наглых ругателей, далее говорится о том:

I. Что представляют собой эти люди. Они поступают по собственным своим похотям, следуют помыслам и желаниям своих сердец, своим плотским наклонностям, а не велениям и указаниям здравого смысла и просвещенного суждения. Образ их жизни таков: они живут, как им заблагорассудится, и говорят, что им вздумается; они не просто поступают по помыслам сердца своего, которые зла и враждебны Богу, как у всякого невозрожденного грешника (Рим 8:7), отчужденного от Бога, не знающего Его и нерасположенного к Нему, но достигли такой степени нечестия, что открыто провозглашают то, что у других плотских людей только на уме; они говорят: «Наши языки, наша сила и наша жизнь — все это принадлежит нам самим, и кто есть господин над нами? Кто будет опровергать нас или господствовать над нами, кто призовет нас к отчету за наши слова и дела?» И как они насмехаются над всеми законами Божиими, ограничивающими их поведение, так не могут допустить того, чтобы откровения Божии указывали и предписывали им, во что они должны верить; как они желают ходить своими собственными путями и говорить своим собственным языком, так и думать они хотят своим собственным умом и придумывают принципы, во всем согласные с их собственными; они принимают во внимание только собственные свои похоти. Никто, кроме таких законченных вольнодумцев, какие описаны здесь, не может быть наглым ругателем. «По этому признаку вы должны узнавать этих людей, что бы остерегаться их».

II. Нам дается также предостережение о том, как далеко зайдут эти люди: они будут пытаться поколебать и смутить нас, нашу веру во второе пришествие Христа. Они будут насмехаться: ...Где обетование пришествия Его?.. (ст. 4). Без учения о втором пришествии Христа все другие догмы христианской веры значат очень мало, это то, что дополняет и кладет последний штрих на все остальное. Обетованный Мессия пришел, Он стал плотью и обитал с нами; Он был именно таким, как о Нем было предсказано, и сделал для нас все то, о чем прежде было возвещено. Враги христианства во все времена пытались подорвать эти основы, но поскольку все они утверждены на достоверных фактах, уже совершившихся, и все апостолы дали нам о них самые вернейшие доказательства, то, вероятно, в конце концов им надоест опровергать их. Но пока одна принципиально важная догма нашей веры относится к тому, что еще не совершилось и составляет только предмет обетования, на которое надо уповать, они будут нападать на нас до самого конца времен. До тех пор пока наш Господь не придет, они не поверят в Его пришествие, более того, они будут смеяться при всяком упоминании о нем и стараться смутить тех, кто серьезно верит в него и ожидает его. Поэтому рассмотрим, как этот вопрос выглядит с точки зрения верующего и с точки зрения этих обольстителей: верующие не только желают, чтобы Христос пришел, но, имея обетование о Его пришествии, данное и много раз повторенное Им Самим полученное и переданное верными свидетелями, твердо и абсолютно верят в то, что Он придет; эти же обманщики, не желающие пришествия Христа, делают все, что могут, чтобы внушить себе и другим, будто Он никогда не придет. Если они не могут отрицать существование этого обетования, то будут смеяться над самим обетованием, обнаруживая этим высшую степень неверия и пренебрежения: Где обетование пришествия Его?

III. Дается также предупреждение об их методах убеждения, ибо, насмехаясь над вторым пришествием Христа, они будут стараться аргументировать свои взгляды. С этой целью они добавляют, что «...с тех пор, как стали умирать отцы от начала творения, все остается так же» (ст. 4). Этот хитрый, хотя и не основательный способ аргументации, может произвести впечатление на слабые умы и, особенно, на нечестивые сердца. Не скоро совершается суд над худыми делами.., поэтому они утешают себя мыслью, будто он никогда не совершится, и не страшится сердце сынов человеческих делать зло, Еккл 8:11. Они сами так поступают и других убеждают поступать так. Они заявляют здесь: «Отцы наши умерли, все, кому было дано обетование, мертвы, оно не исполнилось в их время и маловероятно, что когда-нибудь исполнится; зачем же нам тревожить себя этим? Если бы в этом обетовании, о котором говорите вы, была хоть какая-нибудь доля истины или определенность, то мы уже должны были бы увидеть что-то прежде этого времени, какие-нибудь признаки Его пришествия, подготовительные шаги к нему, тогда как вплоть до настоящего времени все остается так же, без каких-либо изменений, причем от начала творения. С тех пор как стоит мир, в течение многих тысячелетий не происходит никаких изменений, почему же мы должны пугать себя, как будто ему придет конец?» Таковы аргументы этих насмешников. ...Потому что нет в них перемены; они не боятся Бога, Пс 54:20. Они не боятся ни Его, ни Его судов; того, что Бог никогда прежде не совершал, Он никогда не сможет или не захочет совершить, так заключают они.

IV. Разоблачается лживость их аргументов. В то время как они самоуверенно заявляют, что от начала творения не произошло никаких изменений, апостол напоминает об изменении, имевшем место в далеком прошлом и, в некотором смысле, похожем на то, которое он призывает нас ожидать, — о всемирном потопе в дни Ноя. Это событие они упустили из виду, они не принимают его во внимание. Хотя они могли и должны были бы знать об этом событии, но они не желают знать (ст. 5 — англ.), они предпочитают обходить его молчанием, как если бы никогда не слышали и ничего не знали о нем; если они и знали об этом событии, то не хотели сохранять его в своей памяти, они не приняли эту истину с любовью и не позаботились усвоить ее. Отметим: Трудно убедить людей поверить в то, в чем они не желают видеть истину, они остаются невежественными, во многих случаях потому, что хотят быть невежественными, и не знают потому, что не стремятся узнать. Но пусть грешники не думают, что такое неведение, как это, будет принято как извинение за грех, к которому оно может привести их. Распявшие Христа не знали, кем Он был, ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1Кор 2:8), но это неведение не сделало их невиновными в Его крови, само их неведение был грехом, как добровольное и умышленное, а один грех не может оправдать другого. Так обстоит и в данном случае: если бы они знали об ужасном возмездии Божием, уничтожившем некогда весь мир нечестивых грешников, то они, конечно, не насмехались бы над Его угрозами о будущем, таком же страшном суде. Но они были добровольными невеждами, они не знали, что сделал Бог, потому что не заботились узнать об этом. Перейдем теперь к рассмотрению того, что говорит апостол об уничтожении древнего мира водою и об окончательном огне, ожидающем наш современный мир. О первом он упоминает как о свершенном уже Богом, чтобы убедить нас больше верить в то, что и другое может быть и будет совершено.

1. Начнем с рассказа апостола о разрушении, однажды уже постигшем мир (ст. 5−6):

...Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. Первоначально наш мир был устроен несколько иначе: воды были разделены во время творения, что было в высшей степени мудро и благотворно для нас; часть воды была собрана над твердью, названной здесь небом (как и в Быт 1:8), другая часть — под твердью, собранная в одно место, так что было море и суша, удобная для обитания сынов человеческих. Но во время всемирного потопа произошло удивительное изменение: воды, что прежде Бог разделил, определив каждой части их определенное место, теперь Он во гневе Своем снова смешал. ...Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные (то есть облака) отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7:11), пока вся земля не покрылась водой и пока не исчезли бесследно самые высокие горы, над которыми вода поднялась на пятнадцать локтей, Быт 7:20. Таким образом Бог явил одновременно Свое страшное могущество и ярость гнева Своего, положив конец всему миру: ...Тогдашний мир погиб, быв потоплен водой, ст. 6. Разве это не изменение, причем ужаснейшее! Следует заметить также то, что все это было сделано словом Божиим, тем самым могущественным словом, каким был сотворен мир, так удобно и прекрасно устроенный, Евр 11:3, катртавш. И сказал Бог: да будет твердь, и далее, Быт 1:6−7. Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и далее, Быт 1:9−10. Ибо Он сказал — и сделалось Пс 32:9. Таким образом, говорит апостол, словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою. Здесь говорится, что не только первоначальное устройство мира и его порядок были учреждены словом Божиим, но также катастрофа и уничтожение этого мира, вместе с полным истреблением его обитателей произошли по этому слову; никто, кроме Бога, Который распростер небеса и основал землю, не мог сразу уничтожить и низвергнуть такое грандиозное сооружение. Это уничтожение было осуществлено словом Его могущества и по слову Его обетования, ибо Он сказал, что истребит человека и всякую плоть и что сделает это посредством потопа, Быт 6:7,13,17. Таковым было изменение мира, которое произвел Бог в прошлом и которого ругатели не хотели замечать; теперь рассмотрим:

2. Что говорит апостол о разрушительных изменениях, грядущих на наш мир: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков, ст. 7. Такое потрясающее описание дается здесь об окончательном уничтожении мира, имеющем более близкое отношение к нам. Когда мы читаем, слышим и размышляем о потопе, уничтожившем древний мир и его обитателей, это тоже печалит нас, хотя мы никогда не знали тех, кого он истребил; но суд, описываемый здесь апостолом, еще придет, и придет обязательно, хотя мы и не знаем когда, в какую конкретную эпоху или в какое поколение людей. Поэтому мы не можем быть уверены в том, что это не случится в наше время; можно допустить, что эти два суда во многом схожи, однако между ними существует значительная разница, и ее нельзя упускать из виду, ибо во время потопа некоторые, хотя и немногие, избежали всеобщей погибели, но во время уничтожения мира огнем не спасется ни один человек. Кроме того, нас не постигло первое бедствие, но нет никакой уверенности, что мы избежим второго. Этот мир, к которому принадлежим мы, будет уничтожен сразу, не только какой-то один человек, или одна семья, или даже нация, но весь мир будет мгновенно уничтожен, и не будет никакого ковчега, никакой возможности ни для кого избежать всеобщего бедствия; в этом заключается существенное отличие опустошения, которое было, от того, что ожидает нас.

Первое прошло и никогда более не повторится (ибо Бог ясно сказал, что не будет уже потопа на опустошение земли, Быт 9:11−17); другое еще предстоит и произойдет так же определенно, как определенно то, что истина и сила Божий могут совершить его; первое бедствие надвигалось на мир постепенно и изливалось на его обитателей в течение сорока дней, прежде чем истребило их, Быт 7:12,17; второе произойдет быстро и одновременно по всей земле, 2Пет 2:1; кроме того, тогда несколько человек избежали гибели, но то опустошение, которое ожидает наш мир, когда бы оно ни пришло, будет абсолютным и всеобщим: все будет охвачено пожирающим огнем, не будет ни одного убежища, куда могли бы убежать обитатели земли, ни единого уголка во всем мире, где можно было бы укрыться. Итак, все эти различия между прошлым уничтожением мира и тем, что описывается здесь, свидетельствуют о приближении ужаснейшего суда; то, что мир был уничтожен некогда всемирным потопом, делает более вероятным тот факт, что он снова будет истреблен, но уже всемирным пожаром. Поэтому пусть эти ругатели, насмехающиеся над пришествием Христа для суда над миром, подумают, наконец, что это может быть.

В Слове Божием не говорится об этом ничего, что было бы не в Его власти, и, хотя они по-прежнему смеются, им не удастся смутить нас, мы твердо уверены, что пришествие Христа будет, потому что Бог сказал об этом, а Его обетованию мы можем доверять. Они заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией (по крайней мере, не веря им); но мы знаем и доверяем, или должны доверять, и Писанию, и силе Божией. Бог сказал и обязательно исполнит сказанное, а именно: что нынешние небеса и земля (с которыми мы связаны сейчас, которые до сих пор существуют во всей своей красоте и порядке, созерцаемых нами, и которые мы находим такими приятными и полезными для себя) сберегаются не как сокровище для нас, чего желали бы плотские умы, но как то, что Бог желает иметь в Своей сокровищнице надежно охраняемым и сберегаемым для Его целей. Они сберегаются огню.

Отметим: Каждый последующий суд Божий страшнее предыдущего, старый мир был уничтожен водой, этот же сберегается огню, что в последний день сожжет всех нечестивых. Хотя и кажется, что он задерживается, тем не менее как этот нечестивый мир содержится словом Божиим, так и он сберегается лишь для отмщения Того, Кому оно принадлежит, Кто в день суда поступит с нечестивым миром по его заслугам, ибо день суда — это день погибели нечестивых человеков. Для тех, кто сейчас насмехается над грядущим судом, он будет днем отмщения и полного уничтожения. «Поэтому остерегайтесь оказаться в числе ругателей, никогда не сомневайтесь в том, что день Господень придет, и потщитесь быть найденными во Христе, чтобы тот день, который для нечестивого мира будет днем гнева, для вас стал днем обновления и искупления».


Толкование отцов церкви (2 Петра 3 глава 4 стих)

Михаил (Лузин) (1830−1887)

и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же

Где обетование пришествия Его: такая же форма речи, какая была, например, у тех насмешников, о которых говорится в Книге пророка Малахии (Мал 2:17) и которые нагло говорили: где Бог правосудия? Таковая же речь в (Лк 8:25; Пс 41:4; Пс 78:10). — Где? То есть нет такового обетования, нет исполнения такого обетования. — Обетование: насмешники говорят это в смысле верующих, не веря сами ни в какое такое обетование. — Пришествия Его: разумеется будущее видимое пришествие Господа на последний суд мира при окончании царства благодати (Мф 24:3; Мф 27:37; 1 Сол. 2:19; 1 Сол. 3:13; 2Пет 3:12). — Его: эти наглые ругатели не хотят даже произнесть достопоклоняемое имя Господа Иисуса Христа, а презрительно относятся к Нему с местоимением. — Ибо с тех пор и проч.: с начала все шло своим обычным порядком, ничего подобного тому, о чем говорится как о будущем пришествии, и не будет, как ничего подобного и не было, — такова мысль этих насмешников. — Как стали умирать отцы: отцы — в общем смысле предков, или всего рода человеческого, — с тех пор как начались на земле люди; от начала творения: еще более усиленное выражение — не только с того времени, как начали умирать люди, но даже с самого начала творения всеже идет своим заведенным порядком и на небе, и на земле во всех частях. — Все остается, или пребывает, так же: в сущности, в целом, кроме — разумеется — обычных частных перемен в природе и в жизни, не имеющих существенного значения для стояния основных законов мира. Основные законы мира действуют и будут действовать, по смыслу насмешников, о которых речь, всегда, как и действовали, и, следовательно, никакого особенного пришествия Христова не будет и не может быть; мир всегда будет такой же, как и был. «Страстно живущие по своим похотям… из-за того, что за предсказанием пришествия Господня не тотчас следует событие, но для спасения вписанных в книге спасаемых допущен промежуток, бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними» (Феофилакт).

Источник: Толковый Апостол


Открыть окно