Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 3 глава 13 стих)

επαγγελμα (#2041) обещанное, обетование. προσδοκωμεν praes. ind. act. от προσδοκεω (#4659) ожидать, ждать. "Мы", включающее в себя говорящего (GGBB, 398). κατοικει praes. ind. act. от κατοικεω (#2997) устанавливаться, пребывать, быть дома (см. Отк. 21:1).


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 3 глава 13 стих)

3:13 нового неба и новой земли «Обетование» новой вселенной берет свое начало в Ветхом Завете (например, Пс 101:26; Ис 65:17; 66:22). Слово «новый» означает качественно новый, т. е. отличный от предыдущего, а не хронологически новый. обитает правда Вселенная будет качественно новой, потому что праведность будет постоянно пребывать в ней (ср. Ис 60:19−22; Откр 21:1−7).


Комментарии МакДональда (2 Петра 3 глава 13 стих)

3:13 В стихе 12 верующим настоятельно рекомендуется ждать дня Божьего. Здесь они описываются как ожидающие нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Эти слова подкрепляют представление о дне Божьем как о вечности, где будет новое небо и новая земля.

У Исаии (65:17; 66:22) слова «новое небо и новая земля» используются для описания Тысячелетнего Царства, а также вечности. Мы знаем, что эти места включают тысячелетний период, поскольку там будет присутствовать грех (65:20) и будут рождаться дети (65:23). Петр относит эти слова исключительно к вечности, когда существующие небо и земля уже прейдут.

Петр говорит о правде, обитающей на новом небе и новой земле. В настоящее время благодать воцарилась через праведность (Рим 5:21). В Тысячелетнем Царстве будет царствовать правда (Ис 32:1); в вечности правда будет обитать. На земле Христос будет царствовать, насаждая праведность с жезлом в руках. Именно в этом смысле будет царствовать праведность. Но в вечности не будет потребности в жезле. Правда будет обитать у себя дома. Никакой грех не сможет войти и испортить мир и красоту этой картины.


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 3 глава 13 стих)

Стихи 11−18. После наставления в учении о втором пришествии Христа, апостол:

I. Пользуется случаем, чтобы призвать их быть святыми и благочестивыми во всех поступках; все истины, открываемые в Писании, должны использоваться для нашего продвижения в практическом благочестии, именно такое действие должно производить знание, а иначе оно никогда не сделает нас лучше. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, имеющим уверенность в этом, отделяющимся от мира и умирающим для греха, который развратил и осквернил все видимое творение до такой степени, что оно должно быть полностью уничтожено! Все, что было сотворено для блага человека, через человеческий грех поработилось суете; и если через него видимые небеса, стихии и земля подверглись проклятию, от чего они не могут освободиться, пока не будут уничтожены, то какое же отвратительное зло есть грех и как мы должны ненавидеть его! И поскольку это уничтожение имеет целью последующее восстановление всего в первозданной красоте и великолепии, то какими чистыми и святыми должны быть мы, чтобы удостоиться нового неба и новой земли, на которых обитает правда! Апостол призывает нас достигать святости строгой и полной, не останавливаясь на какой-то низшей мере или степени ее, но стремясь превзойти обычный уровень святости, а именно: быть святыми как в доме Божием, так и в своем собственном доме, как в поклонении Богу, так и в общении с людьми. Все наше поведение, будь то со знатными или простолюдинами, с богатыми или бедными, с добрыми или дурными, с друзьями или врагами, должно быть святым. Соприкасаясь с миром, мы должны хранить себя неоскверненными от мира. Мы должны совершать святыню в страхе Божием, а также в любви к Нему. Мы должны упражняться в благочестии, во всех его проявлениях: уповать только на Бога и находить наслаждение только в Боге, Кто останется Тем же, когда все видимое творение будет уничтожено; посвятить себя на служение Богу, хвалиться Богом и искать утешения в Боге, пребывающем вовек, в то время как мирские люди ищут наслаждения в том, что подлежит уничтожению. То, что мы видим вокруг себя, скоро прейдет и уже не будет таким, как сейчас, поэтому будем взирать на то, что пребывает вечно; хотя его еще и нет, но оно определенно будет в недалеком будущем. Ожидать дня Божия — это одно из указаний апостола, данное нам для того, чтобы мы были святыми и благочестивыми во всех поступках. «Ожидайте дня Божиего как дня, в пришествии которого вы уверены и искренно желаете его». Каждый христианин должен надеяться на пришествие дня Божия и ревностно ожидать его, ибо это день, когда Христос явится во славе Отца и докажет Свою божественность и Свое Божество даже тем, кто считал Его простым человеком. Дети Божии ревностно ожидали и чаяли первого пришествия нашего Господа Иисуса Христа, когда Он явился в образе раба, оно было утешением Израиля, Лк 2:25. Насколько же больше должны они ожидать, с надеждой и ревностью, Его второго пришествия, которое будет днем их полного избавления и самого славного явления Его! Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших. В то время как нечестивые не смогут без страха и ужаса смотреть на то, как видимые небеса воспламеняются и разгоревшиеся стихии расплавляются, верующие, для кого вера есть уверенность в невидимом, смогут радоваться в надежде на более славные небеса, после того как нынешние будут расплавлены и очищены ужасным огнем, сжигающим все скверны видимого творения. Здесь мы должны заметить:

1. Чего ожидают истинные христиане — нового неба и новой земли, где мудрость, могущество и благость Бога и Спасителя Иисуса Христа будут явлены нам намного яснее, чем мы можем обнаружить их в том, что видим сейчас, ибо новая земля и новое небо будут свободны от суеты, которой были порабощены прежние небо и земля, и от греха, каким они были осквернены; на них будет обитать только правда, их будут населять праведные люди, творящие правду и свободные от власти и скверны греха; все нечестивые будут повержены в ад; только тем, кто облечен в праведность Христа и освящен Святым Духом, будет позволено пребывать в этом святом месте.

2. На чем основаны их ожидания и надежды — на обетовании Божием. Ожидать того, что Бог не обещал, — это самонадеянность, но если наши ожидания соответствуют Божиим обетованиям, как относительно предмета ожидания, так и относительно времени и пути его осуществления, то мы никогда не разочаруемся, ибо верен Обещавший. «Поэтому наблюдайте, чтобы ваши ожидания всех этих великих грядущих событий строились и направлялись в согласии со Словом Божиим; что касается нового неба и новой земли, ваши ожидания должны основываться на указаниях Божиих, данных в рассматриваемом нами отрывке Священного Писания, а также в пророчествах Исайи 65:17 и 66:22, на которые, вероятно, ссылается здесь апостол».

II. В ст. 11 апостол призывает нас к святости, мотивируя свой призыв тем, что небо и земля прейдут, а в ст. 14 он повторяет его, основываясь на том, что небо и земля будут обновлены. «Поскольку вы ожидаете дня Господня, когда Иисус Христос явится в Своем славном величии, когда небо и земля разрушатся и стихии растают, а после очищения они будут восстановлены, то готовьтесь встретить Его. Вам надо позаботиться о своем состоянии, в котором вы окажетесь, когда Судия всего мира придет для вынесения приговора людям и определения их вечной участи. Это верховный суд, не принимающий жалоб; каков бы ни был приговор великого Судии, он будет окончательным; поэтому приготовьтесь предстать пред судилище Христово и потщитесь (старайтесь, усердствуйте — прим. bible.by ).

1. Явиться пред Ним в мире — примиренными с Богом через Христа, в Ком одном Бог примирил с Собою мир. Все, кто вне Христа, находятся в состоянии вражды с Богом, они отвергают Бога, противятся Ему и Его Помазаннику, поэтому подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его. Только те находятся в состоянии безопасности и блаженства, кто получил прощение грехов и мир с Богом, поэтому ищите мира, мира со всеми».

(1) Мира с Богом через нашего Господа Иисуса Христа.

(2) Мира с собственной совестью через Духа благодати, свидетельствующего духу нашему, что мы дети Божии.

(3) Мира с людьми посредством спокойного и миролюбивого нрава, подобного нраву нашего благословенного Господа.

2. Явиться пред Ним неоскверненными и непорочными. Достигайте не только мира, но и святости, святости непорочной и совершенной; мы не только должны остерегаться пороков, которых не должно быть у детей Божиих (таким образом мы будем безупречны лишь в глазах человека), но и стремиться к безупречной чистоте, абсолютному совершенству. Христиане должны совершенствоваться в святости, чтобы быть непорочными не только перед людьми, но и в глазах Божиих; все это заслуживает и требует величайших стараний, и тот, кто совершает это дело небрежно, никогда не достигнет успеха. «Не надейтесь, что в день Божий вы окажетесь в мире с Ним, если вы ленивы и праздны в ваши дни, когда должны совершить труд, предназначенный вам. Только усердный христианин будет блажен в день Господень. Наш Господь внезапно придет за нами или вскоре отзовет нас к Себе; неужели вы хотите, чтобы Он нашел вас праздными?» Помните о проклятии, провозглашенном на того, кто дело Господне делает небрежно, Иер 48:10. Небо будет прекрасным вознаграждениям за все наше усердие и старание, поэтому будем трудиться и прилагать все возможные усилия в деле Господнем; Он непременно вознаградит нас, если мы будем усердны в исполнении порученного Им; итак, чтобы вам быть усердными, долготерпение Господа нашего почитайте спасением. «Ваш Господь задерживается? Не думайте, что Он делает это, для того чтобы дать вам время для удовлетворения ваших похотей; Он дает людям время покаяться и потрудиться над своим спасением. Он медлит не потому, что недостаточно заботится о Своих страдающих слугах или не сочувствует им, и не для того, чтобы успокоить или ободрить нечестивых но чтобы люди успели приготовиться к вечности». Научитесь правильно использовать долготерпение нашего Господа, Который до сих пор медлит. Достигайте мира и святости, а иначе Его приход будет для вас страшным». Так как очень трудно предотвратить злоупотребление Божиим терпением и заставить человека правильно пользоваться им, то Петр цитирует апостола Павла, тоже дававшего наставления, как правильно использовать Божие долготерпение, чтобы устами двух апостолов подтвердить истину. Здесь можно заметить, с каким уважением и любовью он говорит о том, кто недавно публично противостоял ему и строго обличал его. Если праведник укоряет истинно верующего человека, то это воспринимается как доброе дело; пусть он обличает, это как елей, который смягчает и освежает доброго человека, обличаемого за совершенный проступок. С каким уважением этот апостол обрезания упоминает того самого человека, кто некогда открыто, пред всеми, укорял его за непоследовательное поведение, не по истине евангельской!

(1) Он называет его братом, подразумевая под этим не только то, что он его собрат-христианин (в каком смысле используется слово «брат» в 1Фес 5:27) или собрат-проповедник (как Павел называет Тимофея, Кол 1:1), но и собрат-апостол, получивший такие же, как и он, полномочия непосредственно от Христа: проповедовать Евангелие на всяком месте и учить все народы. Хотя многие лжеучители отрицали апостольство Павла, Петр признавал его как апостола.

(2) Он называет его возлюбленным; поскольку у них были одинаковые полномочия, их объединяло служение одному Господу, то было бы очень нехорошо, если бы они не были объединены любовью друг к другу, чтобы укреплять руки друг друга, желать друг другу успеха и радоваться ему.

(3) Петр говорит о Павле как о человеке, наделенном необыкновенной мудростью. Он имел выдающиеся познания тайн Евангелия и ни в чем не уступал никому из всех других апостолов. Как хотелось бы, чтобы проповедующие одно и то же Евангелие относились друг к другу по примеру, оставленному здесь для них Петром! Их долг — предотвращать, или удалять, с помощью правильных методов, всякие предубеждения, мешающие служителю приносить пользу, внушать людям, чтобы они ценили и уважали своих служителей, что содействует успеху их трудов. Заметим также следующее:

[1] О выдающейся мудрости Павла сказано, что она была дана ему. Разумение и познания, делающие человека способным к проповеди Евангелия, — это дар Божий. Мы должны искать знания и стараться достигать разумения в надежде, что они будут дарованы нам свыше, если мы усердно применим все надлежащие средства для этого.

[2] Апостол передает людям то, что сам получил от Бога. Он старается ввести других в познание тайн Евангелия настолько, насколько сам проник в них. Он не вторгается в то, чего сам не видел или в чем полностью не уверен, и в то же время не упускает возвещать им всю волю Божию, Деян 20:27.

[3] Послания, написанные апостолом язычников и адресованные язычникам, уверовавшим во Христа, предназначались и для наставления принявших Его иудеев, как видно из того, что в данном стихе, согласно общему мнению, содержится намек на слова из послания Римлянам 2:4; да и все послания Павла касаются тех или иных вопросов, рассматриваемых в этой и предыдущей главах. И нет ничего странного в том, что апостолы, преследующие одну и ту же цель, говорят в своих посланиях об одном и том же. Однако далее Петр пишет, что в посланиях Павла встречается нечто неудобовразумительное. Среди разнообразных предметов, обсуждаемых в Священном Писании, некоторые представляют трудности для понимания вследствие их неясности, например пророчества; другие нелегко уразуметь по причине их возвышенности и величественности, как например, тайны Евангелия; третьи понимаются с трудом из-за слабости человеческого разума, не способного принимать то, что от Духа Божиего, как сказано в 1Кор 2:14. Невежды и неутвержденные души в таких случаях делают негодное дело — извращают Писания, приписывая им то, чего не намеревался говорить Дух Святой. Люди, недостаточно хорошо наставленные и утвержденные в истине, находятся в серьезной опасности исказить Слово Божие. Те, что слышали и научились от Отца, лучше всего застрахованы от неправильного понимания и применения любой части Слова Божиего; тем, что утверждаются и наставляются в божественной истине силой Божией, не грозит опасность впасть в заблуждение. Какое великое благословение, что мы можем познавать путем наблюдения, как страшны последствия заблуждений, в какие впадают невежды и неутвержденные, — их ожидает погибель. В частности, очень многих приводит к гибели заблуждение относительно святости и справедливости Божией. Поэтому будем горячо молить Духа Святого наставить нас в истине, чтобы мы познали истину, которая в Иисусе чтобы наши сердца были утверждены благодатью, чтобы мы могли стоять твердо и непоколебимо даже в самые смутные времена, когда другие колеблются и увлекаются всяким ветром учения.

III. Предостережение, данное апостолом, ст. 17−18.

1. Он подразумевает, что полученное нами о сем знание должно сделать нас крайне осторожными и бдительными, поскольку существует двойная опасность, ст. 17.

(1) Мы находимся в опасности быть обманутыми и отвращенными от истины. Несведущие и неутвержденные, а таковых очень много, обычно искажают Писание. Многие, имеющие Писание и читающие его, не разумеют того, что читают; и слишком многие из тех, кто правильно понимает смысл и значение слова, не утверждены в вере истине; и все они склонны к заблуждениям. Немногие достигают понимания христианских доктрин и признания их истинности, и еще меньше тех, что находят путь практического благочестия и держатся его, того узкого пути, единственного, ведущего в жизнь вечную. Прежде чем мы сможем искренно принять все истины Евангелия, необходима большая доля самоотречения и недоверия к себе и покорность авторитету Христа Иисуса, нашего великого Пророка; поэтому мы находимся в большой опасности отвержения истины.

(2) Нам угрожает опасность, связанная с нахождением в состоянии обмана ибо [1] Насколько далеко мы удаляемся от истины, настолько же уклоняемся от пути к истинному блаженству на путь, ведущий в погибель. Если люди искажают Слово Божие, это кончается их собственной погибелью.

[2] Извращая Слово Божие, люди увлекаются заблуждением беззаконников, людей, живущих без закона, не соблюдающих никаких правил, не знающих никаких границ, вольнодумцев, которых гнушался псалмопевец (Пс 118:113): Вымыслы человеческие ненавижу а закон Твой люблю. Какими бы ни были похожими на законы Божии понятия и измышления людей и как бы они ни оправдывались ими, добрый человек отвергает и гнушается их, все это вымыслы и советы нечестивых, оставивших Божий закон, и если мы усваиваем их понятия, то очень скоро будем подражать их жизни.

[3] Увлекающиеся заблуждением отпадают от своего утверждения. Они оказываются совершенно выведенными из строя и равновесия, не знают, на что опереться, находятся в полной неопределенности, подобно морским волнам, носимым и разбиваемым ветром. Это касается и нас, поэтому мы должны бодрствовать, сознавая, как велика опасность.

2. Апостол указывает нам, что мы должны делать, для того чтобы избежать отпадения, ст. 18.

(1) Мы должны возрастать в благодати. В начале своего послания апостол призывал нас дополнять одну благодать другой, здесь же он советует нам возрастать во всякой благодати, в вере, в добродетельности и в рассудительности. Чем сильнее в нас благодать, тем более утвержденными мы будем в истине.

(2) Мы должны возрастать в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. «Стремитесь познавать Господа. Старайтесь познавать Его более ясно и более полно, больше узнавать о Христе и с более высокой целью, чтобы больше уподобиться Ему и больше любить Его». Именно такого познания Христа стремился и желал достичь апостол Павел, Флп 3:10. Такое познание Христа содействует нашему уподоблению Ему и делает Его более дорогим для нас, поэтому оно сохранит нас от падения во времена всеобщего отступления; пережившие на опыте такое познание Господа и Спасителя Иисуса Христа будут благодарить и славить Его за полученную благодать и присоединятся к словам апостола — Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.


Толкование отцов церкви (2 Петра 3 глава 13 стих)

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 13−15 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением

Господь устроит новое небо и новую землю, новые не по сущности и веществу; ибо если кто строит новый дом, то это не значит уже, что он строит его и из вещества, не существовавшего прежде. Нет, Бог однажды создал вещество и образовал его во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотой нетленной и неувядающей, и дозволит наполнять другой и нетленный мир.

как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам

См. Толкование на 2Пет 3:16

Андрей Монах

Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда

Не только мы, говорит апостол, но и видимое нами творение изменится к лучшему и будет соучаствовать в нашей светлости, так как из-за нас перенесла тление и изменение. И поскольку она явилась ради нас, то она следует за нашим состоянием.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда

Впрочем… нового неба и новой земли и проч.: разрушаемому небу и земле апостол противополагает, для утешения верующих, ожидание нового неба и новой земли. Это сладостное ожидание опирается на обетовании Его, то есть Бога и Господа Иисуса Христа (Ис 30:26; Ис 65:17; Ис 66:22; Откр 21:1). Это не значит, кажется, что новый мир, с новым небом и новою землею, будет вновь создан Богом из ничего, как мир первый; но значит то, что этот древний мир, имеющий разрушиться огнем, преображенный и обновленный, явится в несравненно лучшем виде. «Господь устроит новое небо и новую землю, новые не по существу и веществу; ибо если кто строит новый дом, то это не значит еще, что он строит его и из вещества, не существовавшего прежде. Нет, Бог однажды создал вещество и образовал оное во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней, нетленной, бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ, с красотою нетленною и неувядаемою, и дозволит наполнять другой и нетленный мир» (Феофилакт). Каков будет этот новый мир по существу, ведомо, конечно, Единому Всеведущему, но, без сомнения, будет по отношению к земле духовно-телесный, соответственно состоянию блаженных и святых людей, которые воскреснут к новой жизни в одухотворенном виде, духовно-телесном (ср. 1Кор 15:28). — На которых обитает правда: правда как полное и совершенное соответствие правды человеческой с правдою Божией, воли человеческой с волей Божией, жизни и деятельности человеческой с жизнию и деятельностию Божией, да будет Бог всё во всем (1Кор 15:28). — Указывается именно на правду, как справедливость, в частном смысле слова, отчасти для утешения верующих в противоположность несправедливости и бедствиям, какие они терпели от неверующих, отчасти для воодушевления среди тягости времени; но слово здесь не должно ограничивать частным понятием справедливости, а принимать в обширном смысле соответствия блаженной жизни человеческой с блаженной жизнию Божией, чтобы святые люди были в Боге и Бог в них (Откр 21:3, 27).

Источник: Толковый Апостол

Лопухин А.П. (1852−1904)

Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда

Но гибель мира от огня не будет совершенным его уничтожением, превращением в ничто. Христиане, по обетованиям Божиим (Ис 65:17; 66:22; Откр 21:1), ожидают «нового неба и новой земли». И эти последние не будут новым, вновь созданным миром, а миром воссозданным, обновленным, улучшенным, но в основе тем же миром, какой существует и теперь. «Господь устроит новое небо и новую землю, новые не по сущности и веществу; ибо кто строит новый дом, то это не значит еще, что он строит его и из вещества, не существовавшего прежде. Нет, Бог однажды создал вещество и образовал оное во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной бесполезно и излишне, то он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотою нетленною и неувядаемою и дозволит наполнять другой и нетленный мир» (блаж. Феофил.). Отличительною особенностью нового мира Апостол указывает вселение там правды. Принесенная в мир Христом правда — в смысле соответствия святой и блаженной жизни человеческой со святою и блаженною жизнью Божией — в новом, будущем мире получит полноту проявления во всем: и в ведении, и в чувстве и во всей жизни его обитателей, где Бог будет всяческая во всех (1 Кор15:28; ср. Откр 21:3, 27).


Открыть окно