1. День Господень относится к великой скорби, семилетнему периоду, когда Бог будет судить неверующий Израиль (1Фес 5:2; 2Фес 2:2).
2. Он включает Его возвращение на землю, чтобы воздать возмездие тем, кто не знает Бога и не повинуется Евангелию Господа Иисуса (2Фес 1:7−10).
3. Он используется для обозначения Тысячелетнего Царства, когда Христос будет управлять землей с жезлом в руке (Деян 2:20).
4. Он относится к завершающему разрушению небес и земли огнем.
Именно это значение имеется в виду здесь, в главе 3.
Он придет, как тать ночью, то есть неожиданно и пагубно. Небеса с шумом прейдут. Здесь, естественно, подразумевается небесная атмосфера и, возможно, звездные небеса, но не третьи небеса — место пребывания Бога. Поскольку они прейдут с оглушительным взрывом, стихии, разгоревшись, распадутся. Стихии здесь означают элементарные частицы материи. Во всемирном ядерном всесожжении вся материя будет разрушена.
Земля и все дела на ней сгорят. (Вместо «сгорят» (katakaesetai) в греческом тексте читаем «heurethesetai», что, возможно, означает «опустошатся».) Будут сожжены не только плоды живого мироздания, но и вся цивилизация.
Великие столицы мира, внушительные здания, феноменальные научные труды — все будет полностью уничтожено.
I. Что кажущееся человеку промедлением в действительности является долготерпением и что оно относится к нам; это означает, что Бог дает время людям Своим, избранным Им прежде основания мира, многие из которых до сих пор еще не обращены; а также тем, кто познал благодать и благоволение Божий и должен совершенствоваться в познании и святости, в упражнении веры и терпения, изобиловать добрыми делами, трудиться и страдать, к чему они призваны, чтобы прославить Бога и приготовить себя к небу; ибо Бог не хочет, чтобы кто-нибудь погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Заметьте:
1. Покаяние абсолютно необходимо для спасения. ...Если не покаетесь, все так же погибнете, Лк 13:3,5.
2. Бог не желает смерти грешников; так как наказание за грех мучительно для Его творений, то милостивый Бог не находит в нем удовольствия; и хотя главная цель Божиего долготерпения есть блаженство тех, кого Он через освящение Духа и веру истине избрал ко спасению, однако Его доброта и долготерпение сами по себе побуждают и призывают к покаянию всех, кто испытал их; и если человек не раскаивается, когда Бог дает ему время для покаяния, то Он поступит с ним более сурово; однако главная причина, почему Бог не торопится со Своим пришествием, это то, что не наполнилось число Его избранных. «Поэтому не злоупотребляйте долготерпением Божиим, предаваясь нечестию, не позволяйте себе дерзко следовать по пути грешников, спокойно пребывать в нераскаянном состоянии, подобно тому, кто сказал (Мф 24:48): ...Не скоро придет господин мой, чтобы Его приход не был неожиданным для вас», — ибо:
II. Придет же день Господень, как тать ночью.., ст. 10. Здесь можно заметить следующее:
1. Определенность прихода дня Господня; хотя со времени написания этого послания прошло уже более шестнадцати столетий, а день этот так еще и не пришел, тем не менее он придет обязательно. Бог определил день, в который будет судить мир по правде, и Он соблюдет Свое определение. Человекам положено однажды умереть, а потом суд, Евр 9:27. «Поэтому вложите в сердца ваши, что этот день Господень обязательно придет и вы обязательно дадите отчет за все, что делали в теле, доброе или злое; и пусть ваше верное хождение перед Богом, осуждение вами самих себя докажет вашу твердую веру в грядущий суд, несмотря на то что многие живут так, как будто им никогда не придется давать отчет».
2. Внезапность наступления этого дня: он придет, как тать ночью, в то время, когда люди спят и благодушествуют, не предчувствуя и не ожидая дня Господня, подобно человеку, крепко спящему в ночной тишине и не ожидающему прихода вора. В полночь раздался крик: «вот, жених идет...» (Мф 25:6), и в это время не только неразумные, но и разумные девы задремали и уснули. Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает. Пришествие Господа будет в такое время, какое для людей покажется самым невероятным и неподходящим, и они будут наиболее спокойны. Поэтому будем остерегаться в своих мыслях и воображении отдалять этот день от себя, лучше предполагать, что в действительности он настолько ближе к нам, насколько дальше он отстоит по мнению нечестивого мира.
3. Торжественность этого пришествия.
(1) Небеса с шумом прейдут. Видимые небеса, неспособные вынести явления Господа во славе, прейдут, они подвергнутся чрезвычайным изменениям, и все это произойдет внезапно и с таким шумом, какой неизбежен при разрушении и низвержении такого грандиозного сооружения.
(2) Стихии же, разгоревшись, разрушатся. Во время этого пришествия Господа будет не только сильная буря вокруг Него, сметающая небеса подобно сильнейшему урагану, но и огонь будет идти пред Ним, так что стихии, разгоревшись, разрушатся, то есть распадутся элементы, из которых составлены творения.
(3) Земля и все дела на ней сгорят. Земля, ее обитатели и все дела на земле сгорят. Все будет разрушено: земля с живущими на ней и все дела, как природного, так и искусственного происхождения. Величественные дворцы и парки, все, в чем мирской человек находил свое счастье, будет сожжено; всякое творение Божие, всякое дело рук человеческих должно покориться огню, все должно пройти через огонь; он будет поедающим огнем для всего, что грех принес в мир, и в то же время очищающим для всего созданного Божиими руками, чтобы святые могли яснее увидеть славу Господню в очищенном зеркале Его творения.
И кто может не заметить разницу между первым и вторым пришествием Христа! То пришествие Христа было названо днем Господним, великим и страшным, Мал 4:5. Насколько же страшнее будет день, когда Он придет судить мир! Будем же мудры, чтобы нам приготовиться к этому дню, чтобы он не стал для нас днем мщения и гибели. О, что будет с нами, если мы полюбим этот мир, сделаем его своим уделом, когда увидим, что все горит? Поэтому будем бодрствовать и обеспечивать себе блаженство вне видимого мира, который будет разрушен.
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят
Вопрос. Будет ли когда-нибудь, что небеса будут разрушены, и светила погибнут?
Ответ. Будет разрушаемо творение. Но погибель не дойдет до конца; но будет претворение в лучшее, как мы научены от Давида, воспевавшего божественным гласом: «Вначале, Господи, Ты основал землю, и небеса — создания руки Твоей. Они погибнут, а Ты будешь.» И еще сказано о начале пакибытия, что все обветшает как риза (верхнее одеяние) и как ткань одежды будет свито и сложено; и прекратит существование вода, которая выше небес, тогда все растает от страшнейшего огня, звезды упадут, как листья падают с ветки — как сказал великий среди пророков Исайя. А в книгах соборных посланий сказал Петр, что составы от огня разрушатся, а все переменится на иное и при этом неразрушающееся. Сказал божественный Песнопевец настоящих и будущих событий: «Ты пошлешь Духа Своего, и будет создано; и обновишь лице земли».
Источник: Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 72.
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят
Не то сие значит, что небеса и стихии исчезнут, но что они возъустроены и обновлены будут, и приидут в лучшее и нетленное состояние. И это, что говорю я, явно опять из слов того же Апостола Петра, который говорит: нова небесе и новы земли по обетованию Его чаем (13), то есть по обетованию Христа и Бога нашего, Который сказал: небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Мф 24:35), — мимошествием неба называя изменение его, то есть небо изменится, а словеса Мои не изменятся, а пребудут навсегда неизменными. И святой пророк Давид предсказал то же там, где говорит: и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (Пс 101:27). Из таких слов что другое явствует, как не то, что я сказал?
Источник: Слова (Слово 45-е).
Видишь, как он говорит, что все будет переплавлено и изменится в огне? А потому [апостол] продолжает: «Если так все это разрушится, то какими должно быть вам в святой жизни и благочестии? (ст. 13)». Каким же образом все это расплавится? Как медный сосуд, обветшавший, закоптившийся и ставший негодным от яда, предается ремесленником огню и таким образом, после переплавки, опять делается новым, подобным образом и тварь, которая обветшала и осквернилась нашими грехами, будет разрушена Богом всяческих в огне, затем расплавлена и снова отлита, и станет несравненно светлее и удивительнее, чем все, что мы видим теперь.
Источник: Слова нравственные. Слово первое. Перевод священника Максима Михайлова.
Ст. 10−12 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают
Чтобы объяснить неизвестность и неожиданность пришествия Господня, апостол сравнивает оное с приходом вора и ночи. Ночь указывает на неизвестность, а вор — на неожиданность; ибо никто, ожидающий вора, не бывает ограблен. Посему и Господь говорит, что как во дни Ноя были люди, пристрастные к пирам и к бракам, пока не застиг их потоп, так и пришествие Господа застигнет нечестивых неожиданно (Мф 24:37−39). С шумом значит с треском, а такой треск обыкновенно бывает, когда что-нибудь горит. Примечай. Апостол сказал: земля и дела на ней сгорят, а не люди; следовательно, он говорит только о погибели нечестивых или их дел нечестивых; ибо путь нечестивых погибнет (Пс 1:6), а не сам нечестивый.
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят
Неизвестно, когда свершится пришествие Господа. Потому и говорит Господь, что, как и во дни Ноя люди жили беззаботно, женились и пили, не подозревая о бедствии, которое их постигнет, пока не настал потоп, [так будет и пришествие Сына Человеческого (Мф 24:38−39)].
Источник: Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят
Всякое тело со временем и от продолжительной жизни старится, как изнашивается платье. Но, хотя и состарившееся, оно будет снова обновлено Твоей, [Господи], божественной волей. Ведь [апостол] не говорит, что удел небес погибнуть, но что они разрешатся в нечто лучшее.
Источник: Фрагменты.
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят
Приидет день Господень и проч.: апостол упомянул о долготерпении Божием; но при сем предостерегает, что никто не должен обманывать себя и обольщаться мыслию относительно сего и почивать в беспечности; день Господень придет, как тать приходит ночью, неожиданно, без нарочитого предуведомления и внезапно. — «Чтобы объяснить неизвестность и неожиданность пришествия Господня, апостол сравнивает оное с приходом вора и ночи. Ночь указывает на неизвестность, а вор — на неожиданность, ибо никто, ожидающий вора, не будет ограблен» (Феофилакт). — День Господень: ниже он называется днем Божиим (2Пет 3:12), следовательно, день Господень и день Божий одно и то же наименование. Так он называется и в Ветхом и в Новом Завете (ср. Иоиль 1:15; Ис 2:12; Иез 13:5; Иак 5:7). В Новом Завете говорится также о дне Христовом (2 Сол. 2:2), о дне Господа Иисуса (2Кор 1:14). — Этот день придет, как приходит тать (вор) ночью: этот образ речи употреблял Сам Христос, когда говорил о наступлении этого дня (Мф 24:43; Лк 12:39), и апостол Павел (1 Сол. 5:2), а равно и апостол Иоанн в Апокалипсисе (Откр 3:3; Откр 16:15). Тать приходит обыкновенно ночью, когда обыкновенно люди спят, чтобы никто его не заметил, а потому обыкновенно неожиданно и внезапно для людей, а потому сопутствует ему страх и тревога. Для тех, кто духовно не дремлет, а бодрствует, внимателен к своему духовному состоянию и понимает признаки времени (Мф 16:3), день этот будет, конечно, страшен и поразителен, но вместе и радостен (Лк 21:28 и прим) и не будет совсем неожидан, ибо предсказан (ср. 1 Сол. 4:16). При этом образе речи, как побочная мысль представляется та, что погруженные в сон греховный и беспечность при этом решительном событии потеряют все то, что приобрели и имели, ибо тать похитит все это и погубит (Мф 13:12; Ин 10:10). — Ночью: слово не значит, что событие случится ночью, то есть пришествие Христово и суд, ибо это будет день; слово ночью относится к татю и сопрягается с этим словом, а не со словом приидет. — Небеса с шумом прейдут: слово с шумом употребляется, когда говорится о сильном ветре или буре, о грохочущей колеснице, о ревущем водопаде или волнующемся грозно море, о рыкающем звере, о ревущем пожаре, о разрушающемся здании, — о всем, что действует с шумом чрезвычайным и непомерным. — Прейдут: минуются; то же слово употребляется Господом Самим в том же смысле (Мф 24:35; ср. Ис 34:4; Откр 20:11). — Стихии, разгоревшись, разрушатся: стихии — простейшие основные составные части природы, или элементы; само собою разумеется, что элементы принимаются не в смысле новейшей химии, а в смысле древних представлений, по которым основных элементов было, как известно, четыре: огонь, вода, воздух и земля (ср. Прем 7:17; Прем 19:17); причем земля понимается не в смысле вообще земного шара, а в смысле одного из составных элементов этого шара. — Разгоревшись: разрушение последует, главным образом, действием огня (ср. 2Пет 3:7). — Разрушатся: но не уничтожатся; последует разрушение старого неба и старой земли, которые обновятся преобразованием. Когда всемогущая содержительная сила Божия, которая, как душа тело, поддерживает вселенную, отнята будет от нее, то она будет как мертвый труп, но, восстановленная, она снова оживет и явится в новом виде. — Земля и дела: земля и все то, что на ней есть, природа и искусство, древа, растения, минералы, животные, города и дома, орудия, учреждения и проч. (ср. Авм. 2:13), — все будет страшным образом разрушено действием огня. «Примечай: апостол сказал — земля и дела на ней сгорят, а не люди. Следовательно, он говорит только о погибели нечестивых и их дел нечестивых; ибо погибнет путь нечестивых (Пс 1:6), а не вместе и сам нечестивый» (Феофилакт).
Источник: Толковый Апостол.
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят
Упомянув (2Пет 3:9) о долготерпении Божием, зовущем всех людей к покаянию и спасению, Апостол сейчас же предостерегает, что никто не должен на этом основании предаваться беспечности: этого не допускает внезапность наступления пришествия Господа и кончины мира. «Чтобы объяснить неизвестность и неожиданность пришествия Господня, Апостол сравнивает оное с приходом вора и ночи. Ночь указывает на неизвестность, а вор — на неожиданность; ибо никто, ожидающий вора, не будет ограблен» (блаж. Феофил.). Во второй половине ст. 10 подробнее раскрывает мысль (2Пет 3:7) о будущей гибели мира от огня, различая в общем представлении об этом три момента: 1) «нeбeca c шумом (ροιζηδόν) прейдут», причем выражением «с шумом» обозначается представление о страшной, разрушительной стихийной силе; 2) «стихии — основные элементы природы (огонь, вода, воздух, земля, ср. Прем 7:17) — разгоревшись, разрушатся»; 3) «земля и все дела на ней сгорят». «Апостол сказал: земля и дела на ней сгорят, а не люди; следовательно, он говорит только о погибели нечестивых или их дел нечестивых: ибо погибнет путь нечестивых (Пс 1:6), а не вместе и сам нечестивый» (блаж. Феофил.).