Грешники блюдутся для ада (ст. 9), а ад — для них (ст. 17). В противоположность этому для верующих сохраняется наследство, и они хранятся для наследства (1Пет 1:4−5).
1. Характеристика Лота: он назван праведным, в его сердце преобладали праведные наклонности и таковым было, в основном, его поведение. Бог определяет человека праведным или неправедным не по отдельному поступку, но по общему направлению его жизни. И вот среди самого развратного и распутного рода, совершенно лишенного всего доброго, живет праведный человек. Он не следует за большинством на зло, но живет праведно в городе неправедных.
2. Какое впечатление производили на этого праведного человека грехи других. В то время как грешники находят удовольствие в грехе, праведной душе он доставляет огорчение и мучение. В дурном обществе не избежать либо греха, либо огорчения. Пусть тревожат нас грехи других, иначе мы не сможем сохранить себя чистыми от них.
3. Здесь особенно отмечается, что огорчения и мучения, какие испытывал этот добрый человек, были продолжительными и непрерывными: ежедневно. Постоянно видя и слыша беззаконные дела жителей Содома, он не примирился с ними, и отвращение, вызываемое ими, не уменьшилось у него. Таковым был праведный человек, которого Бог сохранил от суда, уничтожившего все вокруг него. Этот пример убеждает нас в том, что Бог знает, как избавлять Своих людей и наказывать Своих врагов. Здесь предполагается, что праведных ожидают искушения и испытания. Сатана и его помощники будут наносить им раны, чтобы привести их к падению; и если мы хотим достичь неба, то должны пройти через многие скорби. Поэтому наш долг — учитывать это и быть готовыми к этому. Заметьте здесь:
(1) Бог знает Своих. Он сберегает благочестивых для Себя, и если в пяти городах есть всего лишь один праведник, Он знает Его.
(2) Мудрость Божия никогда не бывает в затруднении относительно путей и средств избавления Своих людей. Они сами часто находятся в крайнем затруднении и не видят путей выхода, но у Бога много путей для избавления их.
(3) Избавление благочестивых — это дело Бога, дело, в котором Он лично участвует: Его мудрость замышляет, как спасти их, а Его сила осуществляет само избавление от искушения, чтобы удержать их от падения в грех и чтобы они не погибли в своих бедствиях. И если Он может избавить их от искушения, то, конечно, мог бы и сохранить их от него, если бы не видел необходимости в таком испытании.
(4) Бог делает огромное различие в Своем обращении с благочестивыми и нечестивыми. Спасая Своих людей от уничтожения, Он предает Своих врагов заслуженной погибели. Нечестивые не имеют части в спасении, которое Бог совершает для праведных. Они сберегаются ко дню суда. Здесь мы видим:
[1] Существует день суда. Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную.
[2] Сохранение нераскаянных грешников — это всего лишь соблюдение их на день откровения праведного суда Божиего.
Ст. 9−11 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда
Человек не уклоняется до такой степени, чтобы совершенно обратиться в ничто; но, уклонившись к самому себе, становится менее, чем был, когда прилеплялся к Тому, кто обладает бытием высочайшим. Итак, оставить Бога и быть в самом себе, то есть быть довольным собою, не значит обратиться уже в ничто, но — приближаться к ничтожеству. Поэтому гордые в Священном Писании называются иначе угождающими себе.
Источник: О граде Божием.
Ст. 9−11 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда
То же здесь хочет сказать и Петр: эти безумцы нисколько не стыдятся злословить высших, хотя даже превосходящие [их], то есть этих грешников, крепостью и силою, не произносят, то есть не творят на них, то есть на высших, пред Господом укоризненного суда.
Источник: Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.
Ст. 9−11 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда
Беззаконники, говорит, соблюдаются ко дню суда для наказания, не потому, что они до дня суда, лишенные телесного облика, еще не отбывают наказания за грехи, но потому, что более тяжелая мука на суде им уготована, ведь они будут мучимы, восприняв тело, а не только душу, как сейчас.
Источник: О семи Кафолических посланиях.
Ст. 9−11 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда
Ангелы, пребывающие в святости, которую имеют от Бога, могущественнее людей, хотя бы люди были в высшей степени счастливы: ангелы действительно охраняют святых людей и им помогают, тогда как люди никогда не могут дать ангелам утешение.
Источник: Комментарии на Псалмы.
то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания
Из указанных трех примеров (2Пет 2:4−8) апостол извлекает то несомненное следствие, что Господь (по связи речи Бог Отец, 2Пет 2:4) знает, в смысле силы и умения, как поступить с благочестивыми и нечестивыми. — Благочестивых, то есть всех чтущих Бога и угодное Ему творящих, избавлять, или освобождать, от искушений, от всех скорбей и бедствий, коими, как золото огнем, испытывается их вера и добродетель (ср. 1Пет 1:6; 1Пет 2:12; Иак 1:2 и далее и прим). — Беззаконников, не поступающих по закону и заповедям Божиим, следовательно — преступающих закон Божий, соблюдать, как и падших ангелов, ко дню последнего суда, для наказания, которому подвергнутся они за беззакония и грехи вообще. «Доказывает (апостол) примерами, что за грехи бывает наказание, а за правду награда. Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать без пощады живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота. Ход речи такой: сказано, что лжеучители наказаны будут за хуления свои и за развратную жизнь; представляются примеры: Бог не пощадил ангелов согрешивших, не пощадил и первого мира. Потом упоминаются подвизавшиеся в правде и говорится, что Бог и Ноя, и Лота за целомудрие их сохранил от погибели [от] современных им людей» (Феофилакт).
Источник: Толковый Апостол
то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания
Из приведенных в (2Пет 2:4−8) примеров Апостол делает нравоучительный вывод в духе вообще библейского воззрения на Божественное вознаграждение и возмездие людям (ср. Пс 33:20; Притч 16:4; 1Кор 10:13; Откр 3:10). Все сказано Апостолом «для того, во-первых, чтобы вместе воспомянуть историю о погибели нечестивых и спасении праведных; во-вторых, для того, чтобы через сопоставление их выставить ужасную злобу грешников и светлые совершенства добродетельных; наконец, для того, чтобы убедить своих слушателей возненавидеть нечестие одних по причине наказаний за оное и возлюбить добродетель других по причине ее спасительности» (блаж. Феофил.).
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента