Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 2 глава 7 стих)

δικαιος (#1465) праведный. Согласно иудейской традиции, считалось, что мольба Авраама за праведников Содома относится к Лоту, поэтому он упоминается как праведный человек (Bauckham; SB, 3:76971). καταπονουμενον praes. pass. part, от καταπονεω (#2930) изматывать тяжелым трудом, беспокоить, αθεσμος (#118) беззаконный. Имеется в виду бунт против законов природы, а не закона Моисея (Bigg), ασελγεια (#816) распутство, разнузданное поведение; здесь: "в разврате" (см. ст. 2). Предложная фраза (εν ασελγειςι) указывает на область, в которой проявилось их поведение, αναστροφη (#419) поведение (см. 1 Пет. 1:15). ερρυσατο aor. ind. med. (dep.) от ρυομαι (#4861) спасать.


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 2 глава 7 стих)

2:7,8 праведного Лота... избавил Он был праведен, как и все спасенные через веру в истинного Бога. Праведность вменилась ему, как и Аврааму (Быт 15:6; Рим 4:3,11,22,23), по благодати через веру. Лот был духовно слаб (Быт 19:6), неустойчив (Быт 19:8) и подвержен пьянству (Быт 19:33−35). Сердце его было склонно к Содому (Быт 19:16), хотя он ненавидел грех этих городов и приложил все старания, чтобы защитить ангелов Божиих от осквернения. Он послушался Бога и не обернулся (Быт 19). В обоих случаях суд Божий был сокрушительным по отношению к живущим людям (один раз по отношению ко всей земле, а другой раз по отношению к региону, расположенному к югу от Мертвого моря). Вместе с тем, Петр указывал, что народ Божий был спасен (ст. 5; ср. ст. 9). В греческом слово, переведенное как «утомленный», означает, что Лот был измучен (в значении «изведен») аморальным, жестоким поведением людей, живших в Содоме и Гоморре и их окрестностях. К сожалению, иногда современных верующих беспредельные грехи в сегодняшнем обществе не шокируют.


Комментарии МакДональда (2 Петра 2 глава 7 стих)

2:7 Тот же самый Бог, Который уничтожает нечестивых, спасает праведных. Петр иллюстрирует это на примере Лота. Если бы у нас были сведения о Лоте только из ВЗ, мы и не подумали бы, что он истинно верующий. В Бытие он описан как не находящий себе места, ищущий выгоды человек, желающий покончить с грехом и растлением, чтобы завоевать себе место и имя в мире. Но Петр, который писал по вдохновению от Бога, сообщает нам, что Лот был праведным человеком, утомленным обращением между людьми неистово развратными. Бог видел, что Лот имел подлинную веру, любил справедливость и ненавидел грех.


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 2 глава 7 стих)

Стихи 7−9. Когда Бог истребляет нечестивых, Он избавляет праведного, посылая огонь и серу на развратных, защищает головы праведников, и они укрываются в день Его гнева. Примером такого избавления служит спасение Лота.

1. Характеристика Лота: он назван праведным, в его сердце преобладали праведные наклонности и таковым было, в основном, его поведение. Бог определяет человека праведным или неправедным не по отдельному поступку, но по общему направлению его жизни. И вот среди самого развратного и распутного рода, совершенно лишенного всего доброго, живет праведный человек. Он не следует за большинством на зло, но живет праведно в городе неправедных.

2. Какое впечатление производили на этого праведного человека грехи других. В то время как грешники находят удовольствие в грехе, праведной душе он доставляет огорчение и мучение. В дурном обществе не избежать либо греха, либо огорчения. Пусть тревожат нас грехи других, иначе мы не сможем сохранить себя чистыми от них.

3. Здесь особенно отмечается, что огорчения и мучения, какие испытывал этот добрый человек, были продолжительными и непрерывными: ежедневно. Постоянно видя и слыша беззаконные дела жителей Содома, он не примирился с ними, и отвращение, вызываемое ими, не уменьшилось у него. Таковым был праведный человек, которого Бог сохранил от суда, уничтожившего все вокруг него. Этот пример убеждает нас в том, что Бог знает, как избавлять Своих людей и наказывать Своих врагов. Здесь предполагается, что праведных ожидают искушения и испытания. Сатана и его помощники будут наносить им раны, чтобы привести их к падению; и если мы хотим достичь неба, то должны пройти через многие скорби. Поэтому наш долг — учитывать это и быть готовыми к этому. Заметьте здесь:

(1) Бог знает Своих. Он сберегает благочестивых для Себя, и если в пяти городах есть всего лишь один праведник, Он знает Его.

(2) Мудрость Божия никогда не бывает в затруднении относительно путей и средств избавления Своих людей. Они сами часто находятся в крайнем затруднении и не видят путей выхода, но у Бога много путей для избавления их.

(3) Избавление благочестивых — это дело Бога, дело, в котором Он лично участвует: Его мудрость замышляет, как спасти их, а Его сила осуществляет само избавление от искушения, чтобы удержать их от падения в грех и чтобы они не погибли в своих бедствиях. И если Он может избавить их от искушения, то, конечно, мог бы и сохранить их от него, если бы не видел необходимости в таком испытании.

(4) Бог делает огромное различие в Своем обращении с благочестивыми и нечестивыми. Спасая Своих людей от уничтожения, Он предает Своих врагов заслуженной погибели. Нечестивые не имеют части в спасении, которое Бог совершает для праведных. Они сберегаются ко дню суда. Здесь мы видим:

[1] Существует день суда. Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную.

[2] Сохранение нераскаянных грешников — это всего лишь соблюдение их на день откровения праведного суда Божиего.


Толкование отцов церкви (2 Петра 2 глава 7 стих)

Климент Римский (†~101)

Ст. 7−8 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)

За гостеприимство и благочестие Лот вышел невредимым из Содома, тогда как вся окрестная страна была наказана огнем и серою. И тем ясно показал Господь, что Он не оставляет уповающих на Него, а уклоняющихся от Него подвергает мучениям и казни. Ибо вышедшая с ним жена его, так как была других мыслей и не согласна с ним, поставлена в знамение: она сделалась соляным столбом и осталась даже до сего дня.

Источник: 1-е послание к Коринфянам

Исихий Иерусалимский (вт.п.IV—~451)

Ст. 7−8 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)

Петр присоединяет к [другим приведенным примерам] и [историю] Лота, с тем чтобы научить нас, что можно и не быть общниками порочных людей и таким образом избежать равного с ними наказания.

Источник: Фрагменты.

Экумений († X в.)

Ст. 7−8 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)

Видя и слыша, ибо многое побуждало его к распутству: зрение, слух, пребывание среди лукавых [людей]. Когда [содомляне] по распутству своему требовали у него вывести им ангелов в образе человеческом, которым он дал кров, Лот не вывел их, хотя те немало угрожали ему.

Источник: Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.

Север Антиохийский

Ст. 7−8 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)

Необходимо быть уверенными со всею ясностью, что за эти мучения [от жизни среди грешников] и сострадание к ним претерпевшим эти страдания будет принесено от Бога великое вознаграждение и они будут приняты Им как Свои. Тем более что часто народный гнев угрожает истребить тех, кто поражен скорбью и сострадает духом. По этой-то причине и написал первейший и избранный из апостолов Петр о Лоте, спасшемся из погибшего Содома: сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные, и так далее.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил

Лота избавил, чрез Ангела Своего (Быт 19:15 и далее).

Источник: Толковый Апостол


Открыть окно