Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (2 Петра 2 глава 22 стих)

Оба предложения нужно переводить так, как если бы причастия были быличными глаголами ( в отличие от ASV ). Похоже, что это зависимые причастия, поскольку данные строки были вырваны из их первоначального контекста ( По крайней мере, ввиду рассматриваемого нами жанра трудно утверждать, что эти причастиядействительно являются независимыми. ). Первая фраза заимствована из Пр. 26:11 ( хотя цитата не точно соответствует Септуагинте, но и в НЗ, и в LXX данное выражение является зависимым оборотом ); источник второй фразы спорен ( Часто упоминается Гераклит, но это сомнительно. См. R. J. Bauckham, Jude, 2 Peter ( WBC;Waco: Word, 1983 ) 279-80. ).


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 2 глава 22 стих)

συμβεβηκεν perf. ind. act. от συμβαινω (#5201) случаться. Драматический perf. рассматривает событие в будущем как уже совершенное (Kelly), παροιμια (#4231) поговорка, κυων (#3264) собака, επιστρεψας aor. act. part, от επιστρεφω (#2188) обращаться. Part, следует переводить как конечный гл. (GGBB, 55). εξεραμα (#2000) то, что исторгнуто, блевотина (см. Пр. 26:11). υς (#5725) свинья. Собака и свинья — нечистые животные, λουσαμενη aor. med. part, от λουω (#3374) мыться. Temp, part., "помывшись". Это значит "искупавшись в грязи" (Bigg), κυλισμος (#3243) валяние, βορβορος (#1079) грязь (BAGD). Эпиктет пишет о тех, кто не хочет соблюдать чистоту: "иди и поговори со свиньей, чтобы она больше не купалась в грязи!" (Epictetus, 4: 11, 29; Bauckham).


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 2 глава 22 стих)

2:22 пес… свинья Два образных изображения отступничества. Первое взято из Пр. 26:11, а второе Петр привел сам.


Комментарии МакДональда (2 Петра 2 глава 22 стих)

2:22 Эти люди поступают согласно верной пословице о псе, который возвращается на свою отвратительную блевотину (см. Притч 26:11), и вымытой свинье, которая идет валяться в грязи.

Символично то, что для иллюстрации Петр использует пса и свинью. Согласно закону Моисея, пес и свинья были нечистыми животными. В пословице ничего не говорится о том, что в их характере что-то изменилось. Они были нечистыми до освобождения от блевотины и грязи, и, возвратившись туда же, все равно были нечистыми.

То же происходит с людьми, о которых писал Петр. Они подверглись моральному обновлению, но так и не получили новую природу. Говоря языком Ев. от Матфея (12:43−45), их дом был незанят, выметен и убран, но они так и не пригласили в него Спасителя.

Нечистый дух, вышедший оттуда, пошел и нашел семь других духов, более злых, чем он, и они заняли пустой дом. Последнее состояние того дома бывает хуже первоначального.

Это место не следует использовать для подтверждения учения о том, что истинные верующие могут отпасть от благодати и погибнуть. Эти люди никогда не были истинными верующими. Они так и не получили новую природу. Своим последним состоянием они демонстрируют, что их природа все еще нечиста и зла. Конечно же, урок здесь в том, что преобразования не только не достаточно, но оно и безусловно опасно, потому что может усыпить человека, внушив ложную безопасность. Человек может получить новую природу, только когда родится свыше. Он рождается свыше, раскаявшись перед Богом и поверив в нашего Господа Иисуса Христа.


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 2 глава 22 стих)

Стихи 10−22. Поскольку цель апостола состоит в том, чтобы предостеречь и вооружить нас против обольстителей, то он обращается теперь к более подробному обсуждению этих людей и дает описание их характера и поведения, которые вполне оправдывают праведного Судию, соблюдающего их для самого сурового и тяжелого наказания, подобно тому как Каин был взят под особую защиту, с тем чтобы сохранить его для необычайного возмездия. Но почему Бог таким образом поступает с лжеучителями? Апостол объясняет это далее.

I. Они идут вслед скверных похотей плоти, они следуют помыслам и желаниям своих сердец, предаются водительству своего собственного плотского ума, отказываясь склонить свой разум к божественным откровениям и привести всякое помышление в послушание Христу; они действуют в своей жизни прямо противоположно святым Божиим заповедям и сообразуются с требованиями своей испорченной природы. Порочные убеждения часто сопровождаются порочной жизнью, и кто выступает за распространение заблуждения, тот стоит и за преуспевание в нечестии. Они не хотят довольствоваться достигнутой ими меры беззаконий, им недостаточно отстаивать, сохранять и защищать беззаконие, которое они уже совершили, но они идут вслед скверных похотей плоти, продолжают свой греховный путь, и все более и более возрастают в нечестии и достигают все большей степени нечистоты и осквернения; они презирают тех, кого Бог поставил начальствовать над ними и к кому Он требует почтения. Они презирают установление Божие, и нам не следует этому удивляться, ибо они дерзки и своевольны, упрямы и непокорны, они не только питают презрение в своем сердце, но и не страшатся языками своими злословить высших.

II. Апостол усугубляет их вину, приводя в пример совершенно иное поведение более превосходных творений — ангелов, о которых он говорит, что:

1. Они превосходят крепостию и силою даже тех, кто облечен властью и силой среди сынов человеческих, и намного более — этих лжеучителей, злословящих власти и правителей; добрые ангелы значительно превосходят нас во всех природных и нравственных качествах: в силе, в разумении, а также в святости.

2. Божии ангелы — обвинители грешных тварей, либо таких же, как они сами, либо людей, либо тех и других. Те, кому позволено созерцать лицо Божие и стоять перед Его престолом, не могут не ревновать о Его чести и не обвинять тех, кто Его бесчестит.

3. Ангелы выносят обвинение согрешившим творениям перед Господом; они не разглашают об их грехах и не рассказывают об их преступлениях подобным себе, клевеща и злословя, но делают это пред Господом, Который есть Судия и воздаст за всякое нечестие и неправду.

4. К своим обвинениям против самых нечестивых и самых страшных преступников добрые ангелы не примешивают ни грубых оскорблений, ни позорящих укоризн. И мы, молящиеся о том, чтобы воля Божия творилась и на земле, как на небе, будем подражать в этом ангелам; свои жалобы на нечестивых людей будем высказывать Богу, причем без гнева и оскорблений в их адрес, но с сочувствием к ним и в спокойном духе, чтобы доказать свою принадлежность Тому, Кто кроток и милостив.

III. Показав (ст. 11), как не похожи эти обольстители лжеучители на превосходнейшие творения, теперь апостол указывает (ст. 12) на их сходство с низшими творениями: они как конь, как лошак несмысленный, они как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление. Люди, находящиеся под властью греха, очень далеки от соблюдения божественного откровения, они не размышляют о нем и не живут соответственно его указаниям. Они ходят видением, а не верою и судят о вещах согласно своим чувствам, одобряя и ценя то, что приятно и приемлемо для их чувств. Бессловесные животные следуют своим инстинктивным потребностям, и грешники следуют наклонностям своего плотского ума, они отказываются использовать свой разум, данный им Богом, и поэтому невежественны относительно того, что должны и могли бы знать. Отсюда следует:

1. Причиной злословия является невежество.

2. Результатом этого невежества будет погибель. Эти люди истребятся в своем растлении. Их пороки не только навлекают на них грядущий гнев Божий, но и в этой жизни часто подвергают их несчастьям и гибели; эти дерзкие беззаконники, гордящиеся своим позором и находящие особое удовольствие в том, чтобы открыто грешить, справедливо заслуживают всех наказаний в этой жизни и величайших мучений в будущей. Поэтому все случающееся с ними есть всего лишь справедливое возмездие за беззаконие. Грешники, делающие развлечение из зла, обманывают самих себя и оскверняют все, к чему прикасаются, ибо одним грехом они подготавливают себя к другому; их расточительные пиршества, неумеренность в пище и питье приводят их ко всякого рода распущенности, так что глаза у них исполнены любострастия, их похотливые взгляды выдают их собственные нечистые страсти и направлены к тому, чтобы возжигать подобные похоти в других; и они делают это непрестанно — сердце их не может насытиться похотью, и глаза непрестанно ищут того, что могло бы удовлетворить их нечистые желания; кто сам постоянно и дерзко грешит, очень усердно и часто с успехом обольщает других, увлекая их в такой же разгул. Но заметим здесь, что самой большой опасности увлечения заблуждением подвергаются неутвержденные. Те, чьи сердца не утверждены благодатью, легко уклоняются на путь греха, а иначе над ними не смогли бы одержать победы эти презренные распутные твари, которые не только похотливы и разгульны, но также и алчны, их сердца приучены к любостяжанию; они жаждут богатства, стремление их душ направлено к благам этого мира; изобретение путей к обогащению составляет их главное занятие, в этом упражняются их сердца, и в результате они осуществляют свои замыслы. Не следует удивляться тому, что таких людей, предающихся похотям всякого рода, апостол называет сынами проклятия, ибо они подлежат проклятию Божиему, провозглашенному на нечестивых и неправедных людей, и они несут с собой это проклятие всем, кто слушает их и соглашается с ними.

IV. Апостол доказывает, что они — сыны проклятия (ст. 15−16), алчные люди, каковых гнушается Господь, отмечая:

1. Они оставили прямой путь; иначе и не могло быть, своекорыстные люди не могут идти прямым путем, так как он есть путь самоотречения.

2. Они свернули на неправильный путь: они заблудились и уклонились от пути жизни и вступили на путь, ведущий к смерти, в ад; апостол подтверждает это, показывая, что они идут по следам Валаама, сына Восорова.

(1) Путь, на который приводит человека мзда неправедная, есть путь неправды.

(2) Вознаграждение, которого ожидают и надеются получить грешники, — временные земные блага, но они часто разочаровываются в них.

(3) Чрезмерная любовь к благам этого мира совращает человека с пути, ведущего его к обладанию несравненно лучшими благами иного мира; любовь к богатству и почестям совратила Валаама с пути долга, хотя он знал, что избранный им путь неугоден Богу.

(4) Те, кто виновен в тех же самых делах и совершает их из тех же самых принципов, что и великие грешники, являются, согласно определению Бога, последователями этих отъявленных преступников, поэтому должны рассчитывать на то, что окажутся в конце концов там же, где и они; в ином мире они разделят участь с теми, кому подражали в этом.

(5) Упорные, ожесточенные грешники иногда получают обличение в своих беззакониях. Бог останавливает их на их путях, заставляя говорить их совесть, или изумляет и устрашает их каким-нибудь потрясающим происшествием.

(6) Хотя необычайные обличения могут на какое-то время остудить дерзость человека и помешать его продвижению по греховному пути, однако они не заставят его оставить путь неправды и встать на путь святости. Если бы обличение грешника в его беззаконии могло вернуть его на путь долга, то, конечно, и обличение Валаама возымело бы такое действие, ибо с ним произошло поразительное чудо: бессловесная ослица, из уст которой никто не мог ожидать обличения, заговорила, причем человеческим голосом, обратившись к своему владельцу и хозяину (названному здесь пророком, ибо Господь иногда являлся ему и говорил с ним, Чис 22:23−24; в действительности же он был среди пророков Божиих, как Иуда среди апостолов Иисуса Христа), обнаружила безумие его поступка и воспротивилась его продвижению по злому пути, однако все было напрасно. Тот, кто не поддается обычным обличениям, едва ли оставит греховный путь под воздействием какого-то чудесного явления. Валаам был удержан от проклятия народа, но он так сильно жаждал славы и богатства, обещанных ему, что при всех наложенных на него ограничениях он сделал все от него зависящее для получения их.

V. Апостол продолжает описание лжеучителей (ст. 17), представляя их:

1. Как безводные источники. Отметим:

(1) Служители должны быть подобны источникам, из которых народ Божий может черпать наставления, указания, утешения, но (2) Лжеучители ничего не могут дать тем, кто обращается к ним; слово истины — это слово жизни, оно оживляет принимающих его, а лжеучители содействуют распространению заблуждений, в них нет истины, они уподобляются пустым источникам. Поэтому напрасно ожидать от них, невежественных и пустых, что они могут напитать нас и наполнить знаниями.

2. Как облака и мглы, гонимые бурею. Когда мы видим облако, то ожидаем, что оно прольет освежающий поток, но обольстители подобны облакам, не проливающим дождя, потому что они гонимы ветром; они водимы не Духом Святым, а своими собственными честолюбием и корыстью. Они поддерживают и распространяют идеи, наиболее выгодные им самим; как облака препятствуют проникновению солнечных лучей и омрачают небо, так и они омрачают Провидение словами без смысла, не содержащими истины; поскольку эти люди распространяют тьму в этом мире, то вполне справедливо, что их участь в будущем мире — мрак тьмы. Абсолютная тьма была приготовлена для диавола, великого обольстителя, и его ангелов, помощников, используемых им, для того чтобы отвращать людей от истины; поэтому им приготовлен мрак тьмы, причем вечной тьмы; адский огонь тоже вечен, и дым из преисподней поднимается во веки веков. Такое обращение Бога с лжеучителями вполне справедливо, потому что:

(1) Они увлекают тех, с кем общаются, и улавливают их в сети, как рыбак ловит рыбу.

(2) Они достигают этого, произнося надутое пустословие — высокопарные изречения, в которых много шума, но мало смысла.

(3) Они воздействуют на плотские похоти и порочные наклонности человека, предлагая им приятное для них.

(4) Они обольщают людей, отставших и держащихся на расстоянии от распространяющих вредные и пагубные заблуждения. Отметим:

[1] Прилежанием и усердием обольстители достигают мастерства и ловкости в распространении заблуждений. Они искусны и удачливы, как рыбаки, ежедневно занимающиеся рыбной ловлей. Их задача состоит в том, чтобы увлекать учеников за собою, и в их методах есть нечто достойное замечания, — то, как они приготовляют приманку для людей, которых хотят уловить.

[2] У лжеучителей есть преимущество в борьбе за овладение человеком они улавливают его с помощью его же плотских похотей, в то время как служители Христа побуждают человека к самоотречению и умерщвлению тех самых похотей, которым другие потворствуют; неудивительно поэтому, что истина не преобладает, а заблуждения так широко распространяются.

[3] Люди, в течение какого-то времени сохранявшие верность истине и чистоту от всяких заблуждений, могут быть так обмануты лукавством и усердием обольстителей, что снова впадут в заблуждения, от которых едва отстали. «Поэтому будьте всегда на страже, сохраняйте благочестивую ревность о самих себе, исследуйте Писания, молитесь, чтобы Дух Святой наставил и утвердил вас в истине, ходите смиренно перед Богом, остерегайтесь всего, что может вынудить Его предоставить вас превратному уму, чтобы лжеучители не уловили вас красивым и правдоподобным обманом, обещая свободу всем, слушающим их, не истинную христианскую свободу для служения Богу, а греховную распущенность, свободу следовать помыслам и похотям своего сердца». Чтобы предостеречь нас против этих людей, ищущих себе последователей, апостол говорит, что обещая другим свободу, они сами являются жалкими рабами, рабами тления, ибо их собственные похоти одержали над ними полную победу и, фактически, они находятся у них в полном порабощении, исполняя желания плоти, удовлетворяя ее страсти, соглашаясь с ее указаниями и подчиняясь ее велениям. Их умы повреждены, и сердца развращены настолько, что у них нет ни сил, ни желания отвергать то, что навязывается им. Они побеждены и пленены своими духовными врагами и предали свои члены в рабы неправедности; какой позор — быть побежденными и покоренными теми, кто сам является рабом тления, рабом собственных похотей! Размышление об этом должно предохранять нас от уловления обольстителями; к сказанному Петр добавляет (ст. 20): быть обольщенным теми, что сами являются рабами греха, быть плененным диаволом, к его великому удовольствию, — это не только позорно, но и приносит реальный вред тем, кто отстал от находящихся в заблуждении, ибо последнее для таковых бывает хуже первого. Здесь мы видим:

Во-первых, Очень хорошо избегать скверн мира и удерживаться от грубых и позорных грехов, хотя еще и нет полного обращения и изменения, которое производит спасительная благодать ибо таким образом мы храним себя от огорчения тех, кто поистине благочестив, и от поощрения тех, кто откровенно нечестив; если же мы вместе с другими ведем себя необузданно и предаемся грехам века сего, то смущаем и приводим в уныние стремящихся жить по Евангелию и укрепляем руки открыто восстающих против Всевышнего, а сами при этом все более отчуждаемся от Бога и ожесточаем против Него свои сердца.

Во-вторых, Некоторые люди на время избегают скверн мира чрез познание... Христа, не будучи при этом обновленными духом ума своего. Религиозное воспитание сдерживает многих, еще не обновленных Божией благодатью; если мы восприняли свет истины и имеем умозрительное познание о Христе, это может принести нам некоторую пользу, но мы должны полюбить истину и сокрыть Божие слово в своем сердце, так как иначе оно не освятит и не спасет нас.

В-третьих, Некоторые, избегшие на время скверн мира, с самого начала улавливаются и обольщаются лжеучителями, смущающими людей правдоподобными и обманчивыми возражениями против истин евангельских, в результате чего наиболее невежественные и неустойчивые начинают колебаться и сомневаться в истинности учения, принятого ими, потому что не могут решить трудные вопросы и ответить на все возражения, выдвигаемые лжеучителями.

В-четвертых, Если человек однажды запутывается в сквернах мира, то легко побеждается ими, поэтому христиане должны держаться Слова Божиего и остерегаться желающих смутить их, потому что если люди, избегши скверн мира.., опять запутываются в них.., то последнее бывает для таковых хуже первого.

VI. В последних двух стихах этой главы апостол доказывает, что состояние отступления хуже, чем состояние неведения, ибо является поношением пути истины: приобретя некоторое познание о пути истины и выразив некоторое расположение к нему, отступники своим поведением заявляют, что обнаружили какую-то неправду в этом пути праведности и в слове истины — какую-то ложь. Подвергать поношениям добрый путь Божий и вызывать ложные обвинения на путь истины означает навлекать на себя суровое осуждение; гибель таких отступников от Христа и предателей Евангелия более неизбежна, чем любых других грешников, ибо:

1. Наибольший гнев возгорается у Бога на тех, кто своим поведением выказывает презрение к Евангелию и непослушание закону, кто позорит и оскорбляет Его благодать.

2. Диавол наиболее пристально наблюдает за теми, удерживая их, кто возвратился назад после того, как ушел от него и исповедовал себя последователем Господа Иисуса Христа, Мф 12:45; они содержатся под более усиленной охраной, и неудивительно поэтому, что они лижут свою блевотину, возвращаясь к тем же самым заблуждениям и беззакониям, какие некогда оставили и, казалось бы, отвергли, и идут валяться в грязи, от которой как будто бы были очищены. Итак, если Писание дает такое описание христианства, с одной стороны, и греха — с другой, которое мы имеем в этих двух стихах, то нам, безусловно, следует высоко ценить первое и твердо держаться его, ибо это есть путь правды и святой заповеди, и отвращаться последнего, удаляясь от него как можно дальше, потому что он представлен как нечто отвратительное и омерзительное.


Толкование отцов церкви (2 Петра 2 глава 22 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи

Покаяние состоит в том, чтобы впредь не делать того же. А кто принимается за прежние дела, тот уподобится псу, который возвращается на свою блевотину.

Источник: Гомилии на Евангелие от Иоанна.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи

Не давайте святыню псам (Мф 7:6), то есть иудеям, которые неоднократно принимали Божие Слово и снова возвращаются на свою блевотину, или приступающим к истинному учению от ересей и опять предающимся прежнему злоумию.

Источник: Письма 143.

Максим Исповедник (580−662)

Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи

Познание Божественных вещей без приверженности к ним не убеждает ума совершенно презреть вещественное, но бывает подобно простому помыслу о чувственной вещи. Потому много можно найти людей, имеющих много познаний и в плотских страстях валяющихся подобно свиньям в тине. Ибо, очистившись несколько во время ревнования о добре и получив в известной мере познание о сем, потом же обленившись, они уподобились Саулу, который, удостоившись царского престола, но недостойно его начав жить, со страшным гневом был с него свержен.

Источник: Главы о любви.

Экумений († X в.)

Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи

[Пес] снова ест то, что природа его, отторгнув, заставила изблевать, и, поглощая испорченное и уже извергнутое природой, он еще больше наполняется скверной. Так же и [вымытая] свинья, если пойдет валяться и сделает это в грязи, то станет еще грязнее, чем прежде.

Источник: Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи

Но с ними случается и проч.: отпадение вновь от святого учения Христова как лжеучителей, так и обольщаемых ими объясняет апостол двумя приточными изречениями: о псе, возвращающемся на свою блевотину, и о свинье. Первое заимствовано с некоторым применением из книги Притчей Соломоновых (Притч 26:11), а второе, кажется, не из письменных собраний Притчей: «смысл речи такой: если те, которые через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа избегли скверн мира, опять запутываются в них и побеждаются ими, то они, без сомнения, и порабощаются ими, и положение их становится хуже, чем было до познания о рабстве, ибо сатана усиленно старается, чтобы они впали в большее зло. Посему-то апостол и говорит, что при такой будущности для тех, которые добровольно возвращаются на зло, лучше было бы им не познавать (правды), нежели, познав, впадать в большее зло. Потому что и пес, возвращающийся на свою блевотину, бывает еще отвратительнее, подобно как и свинья, ищущая омыться от грязи, если делает это в грязи же, оказывается еще грязнее прежнего» (Феофилакт).

Источник: Толковый Апостол


Открыть окно