Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 2 глава 15 стих)

καταλειποντες praes. act. part, от καταλειπω (#2901) оставлять, бросать. ευθειαν асс. sing, от ευθυς (#2318) прямой. Правильное поведение сравнивается в Библии с прямой дорогой (Kelly), επλανηθησαν aor. ind. pass, от πλαναω (#4414) блуждать, идти неправильной дорогой, εξακολουθησαντες aor. act. part, от εξακουθεω (#1979) следовать (см. 1:16). Part, средства ("следуя за ним") или причины ("потому что они последовали за ним"). Βαλααμ του Βοσορ (#962:1082) Валаам, сын Восора. Возможно, это игра слов, основанная на евр. слове, обозначающем плоть (בסר bsr), что указывает на аморальный характер Валаама (Bauckham; ВВС; ABD, 1: 569-72). αδικια (#94) неправедность, скверна. Gen. здесь может быть субъектным или obj. gen., обозначая возмездие, которое ждет неправедных, или возмездие, объектом которой является неправедность, ηγαπησεν aor. act. ind. от αγαπαω (#26) любить.


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 2 глава 15 стих)

2:15 Оставив прямой путь «Прямой путь» является в Ветхом Завете символом послушания Богу (ср. Деян 13:10). Валаама Ср. Иуд 11. Валаам служит примером лжепророков. В Ветхом Завете этот пророк пошел на компромисс ради обещанной ему платы: он предпочел богатство и славу верности и послушанию Богу (Чис 22−24). Бог удержал его от готовности проклясть Израиль с помощью говорящей ослицы (ст. 16; ср. Чис 22:21−35).


Комментарии МакДональда (2 Петра 2 глава 15 стих)

2:15 Во многом эти лжеучители походят на пророка Валаама, сына Восорова. Они лживо изображают из себя глашатаев Божьих (Чис 22:38). Они вводят в соблазн других (Откр 2:14).

Но главное сходство в том, что они используют служение как средство финансового обогащения. Валаам был мадиамским пророком, которого царь Моава нанял проклясть Израиль. Мотивом для выполнения этого задания послужили деньги.


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 2 глава 15 стих)

Стихи 10−22. Поскольку цель апостола состоит в том, чтобы предостеречь и вооружить нас против обольстителей, то он обращается теперь к более подробному обсуждению этих людей и дает описание их характера и поведения, которые вполне оправдывают праведного Судию, соблюдающего их для самого сурового и тяжелого наказания, подобно тому как Каин был взят под особую защиту, с тем чтобы сохранить его для необычайного возмездия. Но почему Бог таким образом поступает с лжеучителями? Апостол объясняет это далее.

I. Они идут вслед скверных похотей плоти, они следуют помыслам и желаниям своих сердец, предаются водительству своего собственного плотского ума, отказываясь склонить свой разум к божественным откровениям и привести всякое помышление в послушание Христу; они действуют в своей жизни прямо противоположно святым Божиим заповедям и сообразуются с требованиями своей испорченной природы. Порочные убеждения часто сопровождаются порочной жизнью, и кто выступает за распространение заблуждения, тот стоит и за преуспевание в нечестии. Они не хотят довольствоваться достигнутой ими меры беззаконий, им недостаточно отстаивать, сохранять и защищать беззаконие, которое они уже совершили, но они идут вслед скверных похотей плоти, продолжают свой греховный путь, и все более и более возрастают в нечестии и достигают все большей степени нечистоты и осквернения; они презирают тех, кого Бог поставил начальствовать над ними и к кому Он требует почтения. Они презирают установление Божие, и нам не следует этому удивляться, ибо они дерзки и своевольны, упрямы и непокорны, они не только питают презрение в своем сердце, но и не страшатся языками своими злословить высших.

II. Апостол усугубляет их вину, приводя в пример совершенно иное поведение более превосходных творений — ангелов, о которых он говорит, что:

1. Они превосходят крепостию и силою даже тех, кто облечен властью и силой среди сынов человеческих, и намного более — этих лжеучителей, злословящих власти и правителей; добрые ангелы значительно превосходят нас во всех природных и нравственных качествах: в силе, в разумении, а также в святости.

2. Божии ангелы — обвинители грешных тварей, либо таких же, как они сами, либо людей, либо тех и других. Те, кому позволено созерцать лицо Божие и стоять перед Его престолом, не могут не ревновать о Его чести и не обвинять тех, кто Его бесчестит.

3. Ангелы выносят обвинение согрешившим творениям перед Господом; они не разглашают об их грехах и не рассказывают об их преступлениях подобным себе, клевеща и злословя, но делают это пред Господом, Который есть Судия и воздаст за всякое нечестие и неправду.

4. К своим обвинениям против самых нечестивых и самых страшных преступников добрые ангелы не примешивают ни грубых оскорблений, ни позорящих укоризн. И мы, молящиеся о том, чтобы воля Божия творилась и на земле, как на небе, будем подражать в этом ангелам; свои жалобы на нечестивых людей будем высказывать Богу, причем без гнева и оскорблений в их адрес, но с сочувствием к ним и в спокойном духе, чтобы доказать свою принадлежность Тому, Кто кроток и милостив.

III. Показав (ст. 11), как не похожи эти обольстители лжеучители на превосходнейшие творения, теперь апостол указывает (ст. 12) на их сходство с низшими творениями: они как конь, как лошак несмысленный, они как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление. Люди, находящиеся под властью греха, очень далеки от соблюдения божественного откровения, они не размышляют о нем и не живут соответственно его указаниям. Они ходят видением, а не верою и судят о вещах согласно своим чувствам, одобряя и ценя то, что приятно и приемлемо для их чувств. Бессловесные животные следуют своим инстинктивным потребностям, и грешники следуют наклонностям своего плотского ума, они отказываются использовать свой разум, данный им Богом, и поэтому невежественны относительно того, что должны и могли бы знать. Отсюда следует:

1. Причиной злословия является невежество.

2. Результатом этого невежества будет погибель. Эти люди истребятся в своем растлении. Их пороки не только навлекают на них грядущий гнев Божий, но и в этой жизни часто подвергают их несчастьям и гибели; эти дерзкие беззаконники, гордящиеся своим позором и находящие особое удовольствие в том, чтобы открыто грешить, справедливо заслуживают всех наказаний в этой жизни и величайших мучений в будущей. Поэтому все случающееся с ними есть всего лишь справедливое возмездие за беззаконие. Грешники, делающие развлечение из зла, обманывают самих себя и оскверняют все, к чему прикасаются, ибо одним грехом они подготавливают себя к другому; их расточительные пиршества, неумеренность в пище и питье приводят их ко всякого рода распущенности, так что глаза у них исполнены любострастия, их похотливые взгляды выдают их собственные нечистые страсти и направлены к тому, чтобы возжигать подобные похоти в других; и они делают это непрестанно — сердце их не может насытиться похотью, и глаза непрестанно ищут того, что могло бы удовлетворить их нечистые желания; кто сам постоянно и дерзко грешит, очень усердно и часто с успехом обольщает других, увлекая их в такой же разгул. Но заметим здесь, что самой большой опасности увлечения заблуждением подвергаются неутвержденные. Те, чьи сердца не утверждены благодатью, легко уклоняются на путь греха, а иначе над ними не смогли бы одержать победы эти презренные распутные твари, которые не только похотливы и разгульны, но также и алчны, их сердца приучены к любостяжанию; они жаждут богатства, стремление их душ направлено к благам этого мира; изобретение путей к обогащению составляет их главное занятие, в этом упражняются их сердца, и в результате они осуществляют свои замыслы. Не следует удивляться тому, что таких людей, предающихся похотям всякого рода, апостол называет сынами проклятия, ибо они подлежат проклятию Божиему, провозглашенному на нечестивых и неправедных людей, и они несут с собой это проклятие всем, кто слушает их и соглашается с ними.

IV. Апостол доказывает, что они — сыны проклятия (ст. 15−16), алчные люди, каковых гнушается Господь, отмечая:

1. Они оставили прямой путь; иначе и не могло быть, своекорыстные люди не могут идти прямым путем, так как он есть путь самоотречения.

2. Они свернули на неправильный путь: они заблудились и уклонились от пути жизни и вступили на путь, ведущий к смерти, в ад; апостол подтверждает это, показывая, что они идут по следам Валаама, сына Восорова.

(1) Путь, на который приводит человека мзда неправедная, есть путь неправды.

(2) Вознаграждение, которого ожидают и надеются получить грешники, — временные земные блага, но они часто разочаровываются в них.

(3) Чрезмерная любовь к благам этого мира совращает человека с пути, ведущего его к обладанию несравненно лучшими благами иного мира; любовь к богатству и почестям совратила Валаама с пути долга, хотя он знал, что избранный им путь неугоден Богу.

(4) Те, кто виновен в тех же самых делах и совершает их из тех же самых принципов, что и великие грешники, являются, согласно определению Бога, последователями этих отъявленных преступников, поэтому должны рассчитывать на то, что окажутся в конце концов там же, где и они; в ином мире они разделят участь с теми, кому подражали в этом.

(5) Упорные, ожесточенные грешники иногда получают обличение в своих беззакониях. Бог останавливает их на их путях, заставляя говорить их совесть, или изумляет и устрашает их каким-нибудь потрясающим происшествием.

(6) Хотя необычайные обличения могут на какое-то время остудить дерзость человека и помешать его продвижению по греховному пути, однако они не заставят его оставить путь неправды и встать на путь святости. Если бы обличение грешника в его беззаконии могло вернуть его на путь долга, то, конечно, и обличение Валаама возымело бы такое действие, ибо с ним произошло поразительное чудо: бессловесная ослица, из уст которой никто не мог ожидать обличения, заговорила, причем человеческим голосом, обратившись к своему владельцу и хозяину (названному здесь пророком, ибо Господь иногда являлся ему и говорил с ним, Чис 22:23−24; в действительности же он был среди пророков Божиих, как Иуда среди апостолов Иисуса Христа), обнаружила безумие его поступка и воспротивилась его продвижению по злому пути, однако все было напрасно. Тот, кто не поддается обычным обличениям, едва ли оставит греховный путь под воздействием какого-то чудесного явления. Валаам был удержан от проклятия народа, но он так сильно жаждал славы и богатства, обещанных ему, что при всех наложенных на него ограничениях он сделал все от него зависящее для получения их.

V. Апостол продолжает описание лжеучителей (ст. 17), представляя их:

1. Как безводные источники. Отметим:

(1) Служители должны быть подобны источникам, из которых народ Божий может черпать наставления, указания, утешения, но (2) Лжеучители ничего не могут дать тем, кто обращается к ним; слово истины — это слово жизни, оно оживляет принимающих его, а лжеучители содействуют распространению заблуждений, в них нет истины, они уподобляются пустым источникам. Поэтому напрасно ожидать от них, невежественных и пустых, что они могут напитать нас и наполнить знаниями.

2. Как облака и мглы, гонимые бурею. Когда мы видим облако, то ожидаем, что оно прольет освежающий поток, но обольстители подобны облакам, не проливающим дождя, потому что они гонимы ветром; они водимы не Духом Святым, а своими собственными честолюбием и корыстью. Они поддерживают и распространяют идеи, наиболее выгодные им самим; как облака препятствуют проникновению солнечных лучей и омрачают небо, так и они омрачают Провидение словами без смысла, не содержащими истины; поскольку эти люди распространяют тьму в этом мире, то вполне справедливо, что их участь в будущем мире — мрак тьмы. Абсолютная тьма была приготовлена для диавола, великого обольстителя, и его ангелов, помощников, используемых им, для того чтобы отвращать людей от истины; поэтому им приготовлен мрак тьмы, причем вечной тьмы; адский огонь тоже вечен, и дым из преисподней поднимается во веки веков. Такое обращение Бога с лжеучителями вполне справедливо, потому что:

(1) Они увлекают тех, с кем общаются, и улавливают их в сети, как рыбак ловит рыбу.

(2) Они достигают этого, произнося надутое пустословие — высокопарные изречения, в которых много шума, но мало смысла.

(3) Они воздействуют на плотские похоти и порочные наклонности человека, предлагая им приятное для них.

(4) Они обольщают людей, отставших и держащихся на расстоянии от распространяющих вредные и пагубные заблуждения. Отметим:

[1] Прилежанием и усердием обольстители достигают мастерства и ловкости в распространении заблуждений. Они искусны и удачливы, как рыбаки, ежедневно занимающиеся рыбной ловлей. Их задача состоит в том, чтобы увлекать учеников за собою, и в их методах есть нечто достойное замечания, — то, как они приготовляют приманку для людей, которых хотят уловить.

[2] У лжеучителей есть преимущество в борьбе за овладение человеком они улавливают его с помощью его же плотских похотей, в то время как служители Христа побуждают человека к самоотречению и умерщвлению тех самых похотей, которым другие потворствуют; неудивительно поэтому, что истина не преобладает, а заблуждения так широко распространяются.

[3] Люди, в течение какого-то времени сохранявшие верность истине и чистоту от всяких заблуждений, могут быть так обмануты лукавством и усердием обольстителей, что снова впадут в заблуждения, от которых едва отстали. «Поэтому будьте всегда на страже, сохраняйте благочестивую ревность о самих себе, исследуйте Писания, молитесь, чтобы Дух Святой наставил и утвердил вас в истине, ходите смиренно перед Богом, остерегайтесь всего, что может вынудить Его предоставить вас превратному уму, чтобы лжеучители не уловили вас красивым и правдоподобным обманом, обещая свободу всем, слушающим их, не истинную христианскую свободу для служения Богу, а греховную распущенность, свободу следовать помыслам и похотям своего сердца». Чтобы предостеречь нас против этих людей, ищущих себе последователей, апостол говорит, что обещая другим свободу, они сами являются жалкими рабами, рабами тления, ибо их собственные похоти одержали над ними полную победу и, фактически, они находятся у них в полном порабощении, исполняя желания плоти, удовлетворяя ее страсти, соглашаясь с ее указаниями и подчиняясь ее велениям. Их умы повреждены, и сердца развращены настолько, что у них нет ни сил, ни желания отвергать то, что навязывается им. Они побеждены и пленены своими духовными врагами и предали свои члены в рабы неправедности; какой позор — быть побежденными и покоренными теми, кто сам является рабом тления, рабом собственных похотей! Размышление об этом должно предохранять нас от уловления обольстителями; к сказанному Петр добавляет (ст. 20): быть обольщенным теми, что сами являются рабами греха, быть плененным диаволом, к его великому удовольствию, — это не только позорно, но и приносит реальный вред тем, кто отстал от находящихся в заблуждении, ибо последнее для таковых бывает хуже первого. Здесь мы видим:

Во-первых, Очень хорошо избегать скверн мира и удерживаться от грубых и позорных грехов, хотя еще и нет полного обращения и изменения, которое производит спасительная благодать ибо таким образом мы храним себя от огорчения тех, кто поистине благочестив, и от поощрения тех, кто откровенно нечестив; если же мы вместе с другими ведем себя необузданно и предаемся грехам века сего, то смущаем и приводим в уныние стремящихся жить по Евангелию и укрепляем руки открыто восстающих против Всевышнего, а сами при этом все более отчуждаемся от Бога и ожесточаем против Него свои сердца.

Во-вторых, Некоторые люди на время избегают скверн мира чрез познание... Христа, не будучи при этом обновленными духом ума своего. Религиозное воспитание сдерживает многих, еще не обновленных Божией благодатью; если мы восприняли свет истины и имеем умозрительное познание о Христе, это может принести нам некоторую пользу, но мы должны полюбить истину и сокрыть Божие слово в своем сердце, так как иначе оно не освятит и не спасет нас.

В-третьих, Некоторые, избегшие на время скверн мира, с самого начала улавливаются и обольщаются лжеучителями, смущающими людей правдоподобными и обманчивыми возражениями против истин евангельских, в результате чего наиболее невежественные и неустойчивые начинают колебаться и сомневаться в истинности учения, принятого ими, потому что не могут решить трудные вопросы и ответить на все возражения, выдвигаемые лжеучителями.

В-четвертых, Если человек однажды запутывается в сквернах мира, то легко побеждается ими, поэтому христиане должны держаться Слова Божиего и остерегаться желающих смутить их, потому что если люди, избегши скверн мира.., опять запутываются в них.., то последнее бывает для таковых хуже первого.

VI. В последних двух стихах этой главы апостол доказывает, что состояние отступления хуже, чем состояние неведения, ибо является поношением пути истины: приобретя некоторое познание о пути истины и выразив некоторое расположение к нему, отступники своим поведением заявляют, что обнаружили какую-то неправду в этом пути праведности и в слове истины — какую-то ложь. Подвергать поношениям добрый путь Божий и вызывать ложные обвинения на путь истины означает навлекать на себя суровое осуждение; гибель таких отступников от Христа и предателей Евангелия более неизбежна, чем любых других грешников, ибо:

1. Наибольший гнев возгорается у Бога на тех, кто своим поведением выказывает презрение к Евангелию и непослушание закону, кто позорит и оскорбляет Его благодать.

2. Диавол наиболее пристально наблюдает за теми, удерживая их, кто возвратился назад после того, как ушел от него и исповедовал себя последователем Господа Иисуса Христа, Мф 12:45; они содержатся под более усиленной охраной, и неудивительно поэтому, что они лижут свою блевотину, возвращаясь к тем же самым заблуждениям и беззакониям, какие некогда оставили и, казалось бы, отвергли, и идут валяться в грязи, от которой как будто бы были очищены. Итак, если Писание дает такое описание христианства, с одной стороны, и греха — с другой, которое мы имеем в этих двух стихах, то нам, безусловно, следует высоко ценить первое и твердо держаться его, ибо это есть путь правды и святой заповеди, и отвращаться последнего, удаляясь от него как можно дальше, потому что он представлен как нечто отвратительное и омерзительное.


Толкование отцов церкви (2 Петра 2 глава 15 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 15−16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка

Если благодать Божия действовала на осла и на прорицателя, вследствие домостроительства и пользы израильтян, то, очевидно, и на нас будет действовать и возвысит это для нас.

Источник: Фрагменты.

Андрей Монах

Ст. 15−16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка

Чтобы мы и из этого узнали, что из-за своей сребролюбивой страсти, которая питалась безумным волхвованием, Валаам получил запрещение от Бога. Во второй же раз он поторопился отправиться в путь к Валаку по причине зависти, и только страхом Божиим он был научен и не ослушался в слове благословения только по причине ужасов, представших ему на дороге. А это было делом Божией силы, а не его негодного произволения и не его языка, изощрившегося на службе у лжи.

Об этом и толкователи говорят: ослица Валаама осуждает его, потому что послушалась ангела и удалилась, а он же, услышав Бога, не пошел и не благословил народ, и не послушался [Божией] воли. Посему его учителем стала ослица.

Источник: Фрагменты.

Иларий Арелатский (~401−449)

Ст. 15−16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка

Оставив прямой путь, то есть Христа, Который сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6).

Проговорив человеческим голосом, то есть чтобы человек понял, что Бог через животное говорил. Остановила безумие пророка, потому что те, кто переступает через заповедь Бога своего, безумцы, и неразумные животные разумнее их, потому что соблюдают закон своей природы.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную

Страсть к любостяжанию у лжеучителей апостол поясняет примером Валаама, который из-за любостяжания едва не решился изречь проклятие на народ Божий и научил ввести в соблазн евреев, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (ср. Чис 22:8; Чис 19:38; Чис 25:1 и далее; Чис 31:16; Откр 2:14). — Оставив прямой, или правый, путь: это — путь богооткровенной истины (2Пет 2:2), или путь правды. Он называется еще путем Господним (Быт 18:19), путем мира (Рим 3:17), путем премудрости (Притч 4:11), путем жизни (Притч 10:17), путем спасения (Деян 16:17). Изречение показывает, что лжеучители прежде следовали истинному учению и правилам доброй жизни, но впоследствии отпали от истины и предались умственному и нравственному разврату и нечестию, заблудились, пошли неправильным путем, именно — идя по следам, или путем, Валаама, путем, который проложил, или которым сам шел, Валаам, путем любостяжания. — История Валаама рассказывается в 22 главе и далее книги Чисел. — Сына Восорова: по древнему произношению и чтению — Всорова. — Возлюбил мзду неправедную: эта мзда неправедная есть подарки, которые от лица царя Валака принесли, или поднесли, посланные от него Валааму (Чис 22:7), и неправедной называется эта мзда потому, что Валаам надеялся чрез нее сделать неправедное и безбожное дело (изречение проклятия на Израиля). — Возлюбил: выражение несколько смягченное, впрочем, совершенно соответственное обстоятельствам, по повествованию. В рассказе не упоминается точно о любостяжании Валаама; представляется, что он действовал согласно воле Божией. Но из повествования видно и то, что когда он при втором посольстве получил еще более богатые подарки, то понудил посланцев подолее остаться у него, чтобы вновь вопросить Бога, что ему нужно делать, и как бы вынуждал тем, или вымогал, у Бога позволение отправиться в путь с послами Валака, почему и воспылал гнев Божий на Валаама за то, что он пошел с ними (Чис 22:22). — И сам Валаам понял скоро, по связи речи, что в сердце его была греховная страсть при этом (Чис 22:34); взор апостола усмотрел эту страсть в том, что он возлюбил мзду неправедную.

Источник: Толковый Апостол

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 15−16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка

См. Толкование на 2Пет 2:10

Нравственная распущенность и корыстолюбие современных апостолу и будущих лжеучителей поясняется здесь, как и у Ап. Иуды (Иуд 1:11) и в Апокалипсисе (Откр 2:14), сравнением их с Валаамом, тоже оказавшимся повинным в любостяжании (Чис 22:5 сл. Чис 22:22−34) и, кроме того, введшим израильтян в соблазн общения с мадианитянками (Чис 25:1; Чис 31:16). При этом Ап. Петр вспоминает, ст. 16, о сверхъестественном вразумлении, данном Богом через бессловесную ослицу пророку. «Отсюда научаемся, что Валаам, получив однажды запрещение от Бога идти к Валаку, снова побуждаем был к тому надменною своею страстью, которую он откармливал своим неистовым чародейством, но обузданный страхом Божиим и страшными знамениями, бывшими во время пути, не переменил слово благословения, которое было делом не чародейства. Ибо пророки с сознанием произносят свои вещания. Посему-то и Апостол назвал его «пророком», как сознававшего, ибо он говорил… Итак благословение его было делом не волхвования, но силы Божией» (блаж. Феофил.).


Открыть окно