Не секрет, что религиозным лжелидерам, изображающим из себя служителей Христовых, нередко присущи низкие моральные стандарты. Они не только позволяют себе незаконные сексуальные поступки, но и открыто защищают вседозволенность. Епископальный священник школы для девушек в Балтиморе, штат Мэриленд, писал:
«Всем нам надо расслабиться и прекратить испытывать чувство вины по поводу наших сексуальных действий, мыслей и желаний. Я имею в виду следующее: какими бы ни были мысли — гетеросексуальными, гомосексуальными или аутосексуальными... секс — это радость... и значит, нет никаких законов, обязывающих вас делать что-либо или не делать. Так сказать, нет никаких правил игры». (Pageant Magazine, October, 1965.)
Также существенно то, что либеральные религиозные лидеры находятся обычно в центре движений, борющихся за насильственное свержение правительства. Модернистские служители часто присоединяются к подрывным политическим движениям.
Директор церковных и общественных дел пресвитерии Филадельфии сказал: «Я не думаю, что мы не прибегнем к этому (использованию церковью бомб и гранат) в будущем, если все ненасильственные методы окажутся неэффективными».
Эти люди дерзки и своевольны. Их бесстыдное отрицание всякой законной власти, кажется, не имеет пределов. Они не брезгуют никаким языком, оскорбляя своих правителей. То, что человеческие правительства установлены Богом (Рим 13:1) и их запрещено злословить (Деян 23:5), менее всего принимается ими в расчет. Кажется, им доставляет удовольствие шокировать других своим агрессивным обвинением высших (греч.: «прославленные» или «великолепные»). Это обобщающий термин, который включает всех — и Ангелов, и людей, наделенных верховной властью от Бога. Здесь это слово, вероятно, означает человеческих правителей.
I. Они идут вслед скверных похотей плоти, они следуют помыслам и желаниям своих сердец, предаются водительству своего собственного плотского ума, отказываясь склонить свой разум к божественным откровениям и привести всякое помышление в послушание Христу; они действуют в своей жизни прямо противоположно святым Божиим заповедям и сообразуются с требованиями своей испорченной природы. Порочные убеждения часто сопровождаются порочной жизнью, и кто выступает за распространение заблуждения, тот стоит и за преуспевание в нечестии. Они не хотят довольствоваться достигнутой ими меры беззаконий, им недостаточно отстаивать, сохранять и защищать беззаконие, которое они уже совершили, но они идут вслед скверных похотей плоти, продолжают свой греховный путь, и все более и более возрастают в нечестии и достигают все большей степени нечистоты и осквернения; они презирают тех, кого Бог поставил начальствовать над ними и к кому Он требует почтения. Они презирают установление Божие, и нам не следует этому удивляться, ибо они дерзки и своевольны, упрямы и непокорны, они не только питают презрение в своем сердце, но и не страшатся языками своими злословить высших.
II. Апостол усугубляет их вину, приводя в пример совершенно иное поведение более превосходных творений — ангелов, о которых он говорит, что:
1. Они превосходят крепостию и силою даже тех, кто облечен властью и силой среди сынов человеческих, и намного более — этих лжеучителей, злословящих власти и правителей; добрые ангелы значительно превосходят нас во всех природных и нравственных качествах: в силе, в разумении, а также в святости.
2. Божии ангелы — обвинители грешных тварей, либо таких же, как они сами, либо людей, либо тех и других. Те, кому позволено созерцать лицо Божие и стоять перед Его престолом, не могут не ревновать о Его чести и не обвинять тех, кто Его бесчестит.
3. Ангелы выносят обвинение согрешившим творениям перед Господом; они не разглашают об их грехах и не рассказывают об их преступлениях подобным себе, клевеща и злословя, но делают это пред Господом, Который есть Судия и воздаст за всякое нечестие и неправду.
4. К своим обвинениям против самых нечестивых и самых страшных преступников добрые ангелы не примешивают ни грубых оскорблений, ни позорящих укоризн. И мы, молящиеся о том, чтобы воля Божия творилась и на земле, как на небе, будем подражать в этом ангелам; свои жалобы на нечестивых людей будем высказывать Богу, причем без гнева и оскорблений в их адрес, но с сочувствием к ним и в спокойном духе, чтобы доказать свою принадлежность Тому, Кто кроток и милостив.
III. Показав (ст. 11), как не похожи эти обольстители лжеучители на превосходнейшие творения, теперь апостол указывает (ст. 12) на их сходство с низшими творениями: они как конь, как лошак несмысленный, они как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление. Люди, находящиеся под властью греха, очень далеки от соблюдения божественного откровения, они не размышляют о нем и не живут соответственно его указаниям. Они ходят видением, а не верою и судят о вещах согласно своим чувствам, одобряя и ценя то, что приятно и приемлемо для их чувств. Бессловесные животные следуют своим инстинктивным потребностям, и грешники следуют наклонностям своего плотского ума, они отказываются использовать свой разум, данный им Богом, и поэтому невежественны относительно того, что должны и могли бы знать. Отсюда следует:
1. Причиной злословия является невежество.
2. Результатом этого невежества будет погибель. Эти люди истребятся в своем растлении. Их пороки не только навлекают на них грядущий гнев Божий, но и в этой жизни часто подвергают их несчастьям и гибели; эти дерзкие беззаконники, гордящиеся своим позором и находящие особое удовольствие в том, чтобы открыто грешить, справедливо заслуживают всех наказаний в этой жизни и величайших мучений в будущей. Поэтому все случающееся с ними есть всего лишь справедливое возмездие за беззаконие. Грешники, делающие развлечение из зла, обманывают самих себя и оскверняют все, к чему прикасаются, ибо одним грехом они подготавливают себя к другому; их расточительные пиршества, неумеренность в пище и питье приводят их ко всякого рода распущенности, так что глаза у них исполнены любострастия, их похотливые взгляды выдают их собственные нечистые страсти и направлены к тому, чтобы возжигать подобные похоти в других; и они делают это непрестанно — сердце их не может насытиться похотью, и глаза непрестанно ищут того, что могло бы удовлетворить их нечистые желания; кто сам постоянно и дерзко грешит, очень усердно и часто с успехом обольщает других, увлекая их в такой же разгул. Но заметим здесь, что самой большой опасности увлечения заблуждением подвергаются неутвержденные. Те, чьи сердца не утверждены благодатью, легко уклоняются на путь греха, а иначе над ними не смогли бы одержать победы эти презренные распутные твари, которые не только похотливы и разгульны, но также и алчны, их сердца приучены к любостяжанию; они жаждут богатства, стремление их душ направлено к благам этого мира; изобретение путей к обогащению составляет их главное занятие, в этом упражняются их сердца, и в результате они осуществляют свои замыслы. Не следует удивляться тому, что таких людей, предающихся похотям всякого рода, апостол называет сынами проклятия, ибо они подлежат проклятию Божиему, провозглашенному на нечестивых и неправедных людей, и они несут с собой это проклятие всем, кто слушает их и соглашается с ними.
IV. Апостол доказывает, что они — сыны проклятия (ст. 15−16), алчные люди, каковых гнушается Господь, отмечая:
1. Они оставили прямой путь; иначе и не могло быть, своекорыстные люди не могут идти прямым путем, так как он есть путь самоотречения.
2. Они свернули на неправильный путь: они заблудились и уклонились от пути жизни и вступили на путь, ведущий к смерти, в ад; апостол подтверждает это, показывая, что они идут по следам Валаама, сына Восорова.
(1) Путь, на который приводит человека мзда неправедная, есть путь неправды.
(2) Вознаграждение, которого ожидают и надеются получить грешники, — временные земные блага, но они часто разочаровываются в них.
(3) Чрезмерная любовь к благам этого мира совращает человека с пути, ведущего его к обладанию несравненно лучшими благами иного мира; любовь к богатству и почестям совратила Валаама с пути долга, хотя он знал, что избранный им путь неугоден Богу.
(4) Те, кто виновен в тех же самых делах и совершает их из тех же самых принципов, что и великие грешники, являются, согласно определению Бога, последователями этих отъявленных преступников, поэтому должны рассчитывать на то, что окажутся в конце концов там же, где и они; в ином мире они разделят участь с теми, кому подражали в этом.
(5) Упорные, ожесточенные грешники иногда получают обличение в своих беззакониях. Бог останавливает их на их путях, заставляя говорить их совесть, или изумляет и устрашает их каким-нибудь потрясающим происшествием.
(6) Хотя необычайные обличения могут на какое-то время остудить дерзость человека и помешать его продвижению по греховному пути, однако они не заставят его оставить путь неправды и встать на путь святости. Если бы обличение грешника в его беззаконии могло вернуть его на путь долга, то, конечно, и обличение Валаама возымело бы такое действие, ибо с ним произошло поразительное чудо: бессловесная ослица, из уст которой никто не мог ожидать обличения, заговорила, причем человеческим голосом, обратившись к своему владельцу и хозяину (названному здесь пророком, ибо Господь иногда являлся ему и говорил с ним, Чис 22:23−24; в действительности же он был среди пророков Божиих, как Иуда среди апостолов Иисуса Христа), обнаружила безумие его поступка и воспротивилась его продвижению по злому пути, однако все было напрасно. Тот, кто не поддается обычным обличениям, едва ли оставит греховный путь под воздействием какого-то чудесного явления. Валаам был удержан от проклятия народа, но он так сильно жаждал славы и богатства, обещанных ему, что при всех наложенных на него ограничениях он сделал все от него зависящее для получения их.
V. Апостол продолжает описание лжеучителей (ст. 17), представляя их:
1. Как безводные источники. Отметим:
(1) Служители должны быть подобны источникам, из которых народ Божий может черпать наставления, указания, утешения, но (2) Лжеучители ничего не могут дать тем, кто обращается к ним; слово истины — это слово жизни, оно оживляет принимающих его, а лжеучители содействуют распространению заблуждений, в них нет истины, они уподобляются пустым источникам. Поэтому напрасно ожидать от них, невежественных и пустых, что они могут напитать нас и наполнить знаниями.
2. Как облака и мглы, гонимые бурею. Когда мы видим облако, то ожидаем, что оно прольет освежающий поток, но обольстители подобны облакам, не проливающим дождя, потому что они гонимы ветром; они водимы не Духом Святым, а своими собственными честолюбием и корыстью. Они поддерживают и распространяют идеи, наиболее выгодные им самим; как облака препятствуют проникновению солнечных лучей и омрачают небо, так и они омрачают Провидение словами без смысла, не содержащими истины; поскольку эти люди распространяют тьму в этом мире, то вполне справедливо, что их участь в будущем мире — мрак тьмы. Абсолютная тьма была приготовлена для диавола, великого обольстителя, и его ангелов, помощников, используемых им, для того чтобы отвращать людей от истины; поэтому им приготовлен мрак тьмы, причем вечной тьмы; адский огонь тоже вечен, и дым из преисподней поднимается во веки веков. Такое обращение Бога с лжеучителями вполне справедливо, потому что:
(1) Они увлекают тех, с кем общаются, и улавливают их в сети, как рыбак ловит рыбу.
(2) Они достигают этого, произнося надутое пустословие — высокопарные изречения, в которых много шума, но мало смысла.
(3) Они воздействуют на плотские похоти и порочные наклонности человека, предлагая им приятное для них.
(4) Они обольщают людей, отставших и держащихся на расстоянии от распространяющих вредные и пагубные заблуждения. Отметим:
[1] Прилежанием и усердием обольстители достигают мастерства и ловкости в распространении заблуждений. Они искусны и удачливы, как рыбаки, ежедневно занимающиеся рыбной ловлей. Их задача состоит в том, чтобы увлекать учеников за собою, и в их методах есть нечто достойное замечания, — то, как они приготовляют приманку для людей, которых хотят уловить.
[2] У лжеучителей есть преимущество в борьбе за овладение человеком они улавливают его с помощью его же плотских похотей, в то время как служители Христа побуждают человека к самоотречению и умерщвлению тех самых похотей, которым другие потворствуют; неудивительно поэтому, что истина не преобладает, а заблуждения так широко распространяются.
[3] Люди, в течение какого-то времени сохранявшие верность истине и чистоту от всяких заблуждений, могут быть так обмануты лукавством и усердием обольстителей, что снова впадут в заблуждения, от которых едва отстали. «Поэтому будьте всегда на страже, сохраняйте благочестивую ревность о самих себе, исследуйте Писания, молитесь, чтобы Дух Святой наставил и утвердил вас в истине, ходите смиренно перед Богом, остерегайтесь всего, что может вынудить Его предоставить вас превратному уму, чтобы лжеучители не уловили вас красивым и правдоподобным обманом, обещая свободу всем, слушающим их, не истинную христианскую свободу для служения Богу, а греховную распущенность, свободу следовать помыслам и похотям своего сердца». Чтобы предостеречь нас против этих людей, ищущих себе последователей, апостол говорит, что обещая другим свободу, они сами являются жалкими рабами, рабами тления, ибо их собственные похоти одержали над ними полную победу и, фактически, они находятся у них в полном порабощении, исполняя желания плоти, удовлетворяя ее страсти, соглашаясь с ее указаниями и подчиняясь ее велениям. Их умы повреждены, и сердца развращены настолько, что у них нет ни сил, ни желания отвергать то, что навязывается им. Они побеждены и пленены своими духовными врагами и предали свои члены в рабы неправедности; какой позор — быть побежденными и покоренными теми, кто сам является рабом тления, рабом собственных похотей! Размышление об этом должно предохранять нас от уловления обольстителями; к сказанному Петр добавляет (ст. 20): быть обольщенным теми, что сами являются рабами греха, быть плененным диаволом, к его великому удовольствию, — это не только позорно, но и приносит реальный вред тем, кто отстал от находящихся в заблуждении, ибо последнее для таковых бывает хуже первого. Здесь мы видим:
Во-первых, Очень хорошо избегать скверн мира и удерживаться от грубых и позорных грехов, хотя еще и нет полного обращения и изменения, которое производит спасительная благодать ибо таким образом мы храним себя от огорчения тех, кто поистине благочестив, и от поощрения тех, кто откровенно нечестив; если же мы вместе с другими ведем себя необузданно и предаемся грехам века сего, то смущаем и приводим в уныние стремящихся жить по Евангелию и укрепляем руки открыто восстающих против Всевышнего, а сами при этом все более отчуждаемся от Бога и ожесточаем против Него свои сердца.
Во-вторых, Некоторые люди на время избегают скверн мира чрез познание... Христа, не будучи при этом обновленными духом ума своего. Религиозное воспитание сдерживает многих, еще не обновленных Божией благодатью; если мы восприняли свет истины и имеем умозрительное познание о Христе, это может принести нам некоторую пользу, но мы должны полюбить истину и сокрыть Божие слово в своем сердце, так как иначе оно не освятит и не спасет нас.
В-третьих, Некоторые, избегшие на время скверн мира, с самого начала улавливаются и обольщаются лжеучителями, смущающими людей правдоподобными и обманчивыми возражениями против истин евангельских, в результате чего наиболее невежественные и неустойчивые начинают колебаться и сомневаться в истинности учения, принятого ими, потому что не могут решить трудные вопросы и ответить на все возражения, выдвигаемые лжеучителями.
В-четвертых, Если человек однажды запутывается в сквернах мира, то легко побеждается ими, поэтому христиане должны держаться Слова Божиего и остерегаться желающих смутить их, потому что если люди, избегши скверн мира.., опять запутываются в них.., то последнее бывает для таковых хуже первого.
VI. В последних двух стихах этой главы апостол доказывает, что состояние отступления хуже, чем состояние неведения, ибо является поношением пути истины: приобретя некоторое познание о пути истины и выразив некоторое расположение к нему, отступники своим поведением заявляют, что обнаружили какую-то неправду в этом пути праведности и в слове истины — какую-то ложь. Подвергать поношениям добрый путь Божий и вызывать ложные обвинения на путь истины означает навлекать на себя суровое осуждение; гибель таких отступников от Христа и предателей Евангелия более неизбежна, чем любых других грешников, ибо:
1. Наибольший гнев возгорается у Бога на тех, кто своим поведением выказывает презрение к Евангелию и непослушание закону, кто позорит и оскорбляет Его благодать.
2. Диавол наиболее пристально наблюдает за теми, удерживая их, кто возвратился назад после того, как ушел от него и исповедовал себя последователем Господа Иисуса Христа, Мф 12:45; они содержатся под более усиленной охраной, и неудивительно поэтому, что они лижут свою блевотину, возвращаясь к тем же самым заблуждениям и беззакониям, какие некогда оставили и, казалось бы, отвергли, и идут валяться в грязи, от которой как будто бы были очищены. Итак, если Писание дает такое описание христианства, с одной стороны, и греха — с другой, которое мы имеем в этих двух стихах, то нам, безусловно, следует высоко ценить первое и твердо держаться его, ибо это есть путь правды и святой заповеди, и отвращаться последнего, удаляясь от него как можно дальше, потому что он представлен как нечто отвратительное и омерзительное.
а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших
Теперь от вышеприведенных примеров апостол искусно перешел к главному предмету. Он говорит о проклятых николаитах, наасянах и кердониянах; ибо злоба их многоименна и рассматривается слитно, как сходная по скверным делам и именам Они представляли начатками бытия мира Бездну и Молчание и некоторые из этих начатков странно называли матерями и веками (αίώνας); отсюда же и Маркион взял дурные семена. Затем, отвергнув участие Господа в творении мира и промышлении, они бесстрашно вдались во всякую плотскую нечистоту. Кто желает полнее узнать об этом, тот пусть возьмет в руки книгу Иринея Кельтского, составленную о них и надписанную «Против лжеименного знания»; в ней описаны грехи их, особенно развратнейшего Марка и растленных им женщин, и прочие гнусности, совершенные прочими, которых, по их зловредности, никто не сможет изложить письменно, ни вспомянуть. Неудивительно, что те, которые презирают и не боятся господства, бесстрашно поведут себя и пред всякой славой. Яснее скажет об этом святой апостол Иуда Фаддей, когда упомянет и о теле Моисеевом. А Петр только намекнул на это, коснулся и кончил речь. Но получив от него повод, мы говорим и о предлежащем.
а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших
А наипаче тех и проч.: от общей речи апостол переходит частнее к тем лицам, против которых направляет слово обличения, к лжеучителям, которых далее и характеризует он. Это люди, идущие, или точнее — ходящие, вслед скверных похотей плоти, предающиеся похотям плотского осквернения. Разумеются всякие скверные плотские похоти, в особенности же, судя по связи речи и параллельным местам в послании Иуды (Иуд 1:7) и у апостола Павла (Еф 4:18 — 19; Рим 1:24 — 27), похоти содомской, вопиющей на небо. — Презирают начальство: разумеются все власти, поставленные Богом для начальствования, как в Церкви, о которой как о обществе организованном идет речь и в которую вторглись эти лжепророки или лжеучители, производя в ней разделения, так и в гражданском обществе, на котором так или иначе отражается нестроением тот разврат, против которого ратует здесь апостол (Рим 13:1 — 7; Тит 3:1 — 2). — Не страшатся злословить высших: или — не трепещут злословия славных. Под славными, или высшими, разумеются власти еще высшие, чем обычные начальственные власти, высшее начальственное достоинство. Начальство лжеучители презирают, власти же высшие злословят, вместо того чтобы со страхом и трепетом благоговеть пред ними. «Неудивительно, что те, которые презирают и не боятся господства (начальства), бесстрашно поведут себя и пред всякою славою (высшими)» (Феофилакт). Известно, что лжеучители времен апостольских (гностики, еще в не вполне определившемся их виде) презрительно и с злословием относились к самым высшим властям в Церкви — апостолам Христовым, не говоря уже о начальстве епископов и пресвитеров.
Источник: Толковый Апостол
Ст. 10−15 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную
Преподав читателям руководственные наставления касательно осторожности в отношении соблазнов лжеучителей, Апостол теперь переходит к подробнейшей характеристике этих последних. Нравственная распущенность с наклонностью к противоестественным плотским порокам (ст. 10, 14) и дерзость в отношении ко всякой власти (ст. 10−11) особенно выделяются в мрачной характеристике лжеучителей. «Смысл (целой характеристики) такой: они, говорит Апостол, не имеют ничего свойственного чистоте, но пристают к чистому обществу, как пятна на чистой одежде. Когда обольстят кого-нибудь и успеют сделать попавшихся в их сети мужей и жен нечистыми, почитают это дело наслаждением, дополняя свое развращение. Они, и пиршествуя с вами, делают это не по любви и общению с другими, но потому, что находят это время удобным для обольщения женщин Ибо они, имея глаза, смотрят не на что другое, как только на любострастие, и непрестанно имея это в виду и греша, как сыны проклятия, прельщают неутвержденные души. Ибо сердце их приучено ни к чему другому, как только к любостяжанию, т. е. к разврату или корысти, и через тот и другую оставив путь, могший привести их к спасению, они заблудились от него» (блаж. Феофил.).