Слепота. Тот, у кого отсутствуют семь характерных черт, перечисленных в стихах 5−7, слеп. Он не знает, что главное в жизни. У него нет способности распознавать истинные духовные ценности. Он живет в темном мире теней.
Забвение. Наконец, человек, не имеющий семи достоинств, забыл об очищении прежних грехов своих. Истина его искупления потеряла над ним власть. Он возвращается туда, откуда однажды был вызволен. Он заигрывает с грехами, которые стали причиной смерти Сына Божьего.
I. Здесь мы не можем не отметить, как апостол шаг за шагом прослеживает путь верующего.
1. Он должен обрести добродетель (под которой некоторые понимают праведность), а затем рассудительность, воздержание и терпение, которые, будучи связаны с добродетелью идут следом за ней; можно предположить, что апостол побуждает их стремиться к этим четырем главным добродетелям, или четырем элементам, как входящим в состав каждой добродетели или добродетельного поступка. Но если учесть то верное слово, которое должно постоянно подтверждаться, что уверовавшие в Бога должны стараться быть прилежными к добрым делам (Тит 3:8), то под добродетелью можно здесь понимать силу к мужество, так как без них верующий не может ни начать добрых дел, ни преуспевать и отличаться в них. Праведник должен быть смел, как лев (Притч 28:1), малодушные христиане, боящиеся исповедовать евангельское учение или практиковать евангельские обязанности, должны быть готовы к тому, что и Христос постыдится их в оный день. «Пусть ваши сердца не устрашаются в злой день, покажите себя храбрыми, противостоя всякой оппозиции и сопротивляясь всякому врагу — миру, плоти, сатане и даже смерти». Мы нуждаемся в этом мужестве как в настоящей жизни, так и в тот час, когда приблизимся к смерти.
2. К этой добродетели верующий должен добавить рассудительность, то есть благоразумие к мужеству; познание Божиего имени должно предшествовать нашей вере, Пс 8:10; мы не можем свидетельствовать о том, что воля Божия благая, угодная и совершенная, пока не познаем ее; существуют также определенные условия, которые необходимо знать и соблюдать при исполнении нашего христианского долга; надо использовать предписанные средства и наблюдать благоприятное время. Благоразумный христианин принимает во внимание, с кем он имеет дело, где и в какой компании находится. Каждый верующий должен стремиться к приобретению познания и мудрости, указывающих нам правильный метод и порядок при исполнении всех христианских обязанностей и пути, которыми мы должны исполнять их.
3. К рассудительности необходимо добавить воздержание. Мы должны быть трезвыми в нашей привязанности к земным благам и умеренными в пользовании ими; если у нас есть правильное понимание о материальных благах, то мы сознаем, что их ценность и полезность значительно ниже, чем духовных милостей. Телесные упражнения и телесные привилегии мало полезны и соответственно этому должны цениться и употребляться; Евангелие учит как воздержанию, так и целомудрию, Тит 2:12. Мы должны быть умеренными в своих желаниях и в пользовании благами естественной жизни, то есть пищей, питием, одеждой, сном, развлечениями и уважением в мире; неумеренное влечение к этим благам несовместимо с серьезным влечением к Богу и Христу; кто пользуется ими сверх должного, не может воздать должного ни Богу, ни человеку.
4. К воздержанию надо добавить терпение, которое должно иметь совершенное действие, так как иначе мы не сможем быть совершенными во всей полноте, без всякого недостатка, Иак 1:4; ибо мы рождены для страданий, и многими скорбями надлежит нам войти в Царство небесное, и именно скорби производят в нас терпение (Рим 5:3), то есть требуют упражнения в терпении и дают повод для возрастания в нем; благодаря терпению мы переносим все несчастья и печали спокойно и покорно, не ропща против Бога и не жалуясь на Него, но оправдывая Его во всех страданиях, какие Он посылает нам, признавая, что они значительно меньше того, что мы заслужили своими грехами, и веря, что они не больше того, в чем мы нуждаемся.
5. К терпению мы должны добавить благочестие; это то, что производится терпением, ибо от него происходит опытность, Рим 5:4. Когда христиане терпеливо переносят страдания, они на личном опыте достигают познания милости Небесного Отца, которую Он не отнимает от Своих детей, даже если посещает жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их (Пс 88:32−33), и тем самым приобретают сыновний страх и благоговейную любовь, в чем и заключается истинное благочестие.
6. К этому мы должны добавить братолюбие, нежную привязанность ко всем своим собратьям-христианам — детям того же самого Отца, слугам того же самого Господина, членам той же самой семьи, странникам, идущим в ту же самую страну, и наследникам того же самого наследия — почему мы должны любить их от чистого сердца как особенно близких и дорогих нам людей, общение с кем доставляет нам особое наслаждение, Пс 15:3.
7. Любовь. К той любви-наслаждению, какую мы испытываем к детям Божиим, надо добавить любовь-милосердие, то есть благорасположение к всему роду человеческому. Бог произвел от одной крови все народы, и все сыны человеческие — сопричастники одной человеческой природы, все одарены одними милостями и подвержены одним и тем же скорбям, поэтому хотя с духовной точки зрения христиане отличаются от тех, кто живет без Христа, тем не менее они должны сострадать им в их бедствиях, помогать им в их нуждах и содействовать их благополучию, как физическому, так и духовному, насколько это в их силах; таким образом все верующие во Христа докажут, что они — дети Бога, Который благ ко всем и особенно благ к Израилю.
II. Мы должны обладать всеми вышеупомянутыми добродетелями, а иначе не будем пригодными для всякого доброго дела — ни для исполнения заповедей первой и второй скрижали, ни для активного и пассивного послушания, ни для служения, требующего подражания Богу, ни для служения, где требуется лишь быть послушными Ему. Поэтому, чтобы побудить нас к усердному и неустанному стремлению к этим добродетелям, апостол показывает, какие преимущества обретают все, кто успешно трудится и достигает того, что они в них есть и умножаются, ст. 8−11. Эти преимущества представлены:
1. В общих чертах, ст. 8. Те, у кого это есть, не останутся без успеха и плода. Учитывая особенности языка Святого Духа, мы должны понимать под этими словами значительно больше, чем они выражают, ибо, когда об Ахазе, самом негодном и дерзком царе иудейском, говорится, что он не делал угодного в очах Господа (4Цар 16:2), мы должны понимать эти слова в том смысле, что он совершал самые отвратительные и мерзкие дела, как показывает дальнейшее повествование о его жизни. Так и здесь, если говорится, что наличие и умножение всех христианских добродетелей не оставит нас без успеха и плода, то под этим следует понимать, что они сделают нас очень ревностными, живыми, активными и энергичными в практической христианской жизни и исключительно плодотворными в делах праведности. Таковые приносят много славы Богу через принесение большого плода среди людей, они плодовиты в познании Господа нашего Иисуса Христа, признают Его своим Господом и доказывают изобилием плодов в порученном Им деле, что являются Его слугами. Это является неизбежным следствием добавления одной добродетели к другой, ибо когда в сердце присутствуют все христианские добродетели, они друг друга совершенствуют и усиливают, ободряют и поддерживают; таким образом они все растут и умножаются (как говорит апостол в начале ст. 8), а везде, где изобилует благодать, будут изобиловать и добрые дела. Как желательно такое состояние, апостол показывает в ст. 9. Он описывает жалкое состояние тех, у кого отсутствуют эти животворящие и плодоносящие добродетели, ибо кто не имеет вышеупомянутых добродетелей (хотя и притязает на них, или ему кажется, что он имеет их) или не развивает и не умножает их, тот слеп, то есть слеп к духовным и небесным вещам, как вытекает из следующих слов: Он не может видеть отдаленное (в англ. переводе. — Прим. переводчика). Этот настоящий злой мир он может видеть и страстно любит его, но совершенно не в состоянии узреть грядущего мира, так чтобы полюбить его духовные преимущества и небесные благословения. Кто видит превосходство христианской веры, тот должен усердно стремиться к приобретению добродетелей, совершенно необходимых для достижения славы, чести и бессмертия; но там, где нет этих добродетелей и нет стремления к ним, люди не способны видеть вещей, находящихся, в действительности, лишь на крайне малом расстоянии, хотя им кажется, что они очень удалены, потому что они сами далеко отложили их от себя; как жалок тот, кто так слеп в отношении великих, внушающих благоговейный страх вещей иного мира, кто не может видеть реальности и определенности, величия и близости славных наград, какие Бог дарует праведникам, и страшного наказания, какому Он подвергнет нечестивых! Но этим еще не исчерпывается несчастье тех, кто не показывает в вере добродетель, в добродетели рассудительность и т. д. Они не способны видеть не только то, что впереди, но и то, что позади них, их память ненадежна и неспособна хранить прошлое, так же как их близорукость не позволяет им различать будущее; они забыли, что были крещены, что на них была возложена обязанность быть святыми сердцем и свято жить, а также и даны средства для этого. Крещением мы вовлекаемся в святую борьбу против греха и торжественно обязуемся сражаться с плотью, миром и диаволом. Чаще вспоминайте и серьезно размышляйте о своем торжественном обещании принадлежать Господу, о дарованных вам преимуществах и поощрениях, чтобы вы могли отложить всякую нечистоту плоти и духа.
2. Апостол описывает два конкретных преимущества, вытекающих из усердия в деле благочестия или сопутствующих ему: твердое, устойчивое положение в благодати и свободный вход в славу. Он приходит к этому, возвращаясь к своему предыдущему увещанию и излагая его другими словами, ибо выраженное в ст. 5 словами: прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, и далее, в ст. 10 выражается следующим образом: ...Старайтесь делать твердым ваше звание и избрание... Здесь можно заметить:
(1) Долг верующих — делать твердым свое звание и избрание, то есть уяснить для самих себя, что они избраны Богом.
(2) Чтобы быть уверенным в своем вечном избрании, надо доказать действительность своего призвания; никто не может заглянуть в книгу вечных советов и определений Божиих, но поскольку сказано, что кого Бог предопределил, того и призвал, то, убедившись в действительности своего призвания, мы можем сделать заключение о нашем избрании к спасению.
(3) Для достижения уверенности в своем звании и избрании требуется большое усердие и огромный труд, необходимо тщательно проверять самих себя, очень внимательно и строго исследовать действительно ли мы обращены, просвещены ли наши умы, обновились ли наши желания, изменились ли наши души, их наклонности и привязанности; чтобы достичь твердой уверенности в этом, необходимо величайшее старание, и без Божией помощи мы не можем ни получить этой уверенности, ни сохранить ее, как видно из Пс 118:23; Рим 8:16. «Но как бы ни был велик этот труд, не считайте его слишком большим, ибо в результате его вы приобретете великое преимущество:
[1] Этим вы удержите себя от падения в любое время, а также когда это особенно необходимо, и даже во времена искушений, грядущих на землю». Когда другие будут впадать в гнусные, позорные грехи, те, кто был усердным, смогут поступать осмотрительно и останутся на пути послушания своему долгу; и когда многие впадут в заблуждение, они сохранят себя здравыми в вере и будут держаться совершенного и полного соблюдения всей воли Божией.
[2] Те, кто усерден в деле благочестия, будут иметь свободный вход в вечную славу; в то время как некоторые из достигающих неба едва спасаются (1Пет 4:18), с великими трудностями, как из огня (1Кор 3:15), другие, возрастающие в благодати и изобилующие в добрых делах, свободно войдут в радость Господина своего, то есть в вечное Царство, где царит Христос и где они будут царствовать с Ним во веки веков.
А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих
Слыша это, всячески будем укреплять себя, внимая сказанному и очищая себя от мирского. Нам ничего не остается более, как то, чтобы это делать, а тем пренебречь; а если не так, то иначе погибнем. Какая разница, если погибнем не через богатство, а от нерадения; если не от нерадения, то вследствие слабодушия? Земледелец одинаково печалится, если так или иначе потеряет посев.
Источник: Фрагменты.
А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих
Если кто смешает букву закона, явленность зримых вещей и собственное чувство, сплетая их друг с другом, то тот слеп, закрыл глаза (2Пет 1:9) и хворает неведением сущих.
Источник: Вопросоответы к Фалассию 32.
См. Толкование на Деян 17:27
А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих
Как мы едим, пьем, говорим и слышим, так естественно должны и каяться. Однажды достойный смерти по закону бывает умерщвляем, а кто живет, тот живет верою ради покаяния. Если и не от своего, то от греха преступления мы очистились посредством крещения; очистившись, получили заповеди, не исполняющий же второго осквернил первое, забыл об очищении прежних грехов своих, от которых никто во всякий день не бывает свободен, хотя бы никогда не оставлял ничего из повеленного.
Источник: Слова З.
Ст. 9−10 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание
Слеп (μυωπάζων). Выражение это подразумевает мышей (μυων), которые под землею постоянно остаются в слепоте. Изречение апостола Петра подобно сказанному апостолом Иаковом, именно: кто слушает слово, и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале (Иак 1:23). Ибо узнав, что чрез очищение святым крещением он омыт от множества грехов, он должен знать, что вместе с очищением он получил и святость, должен бодрствовать, чтобы таким образом сохранить то освящение, без которого никто не увидит Господа; а он забыл. Посему, говорит, братия мои, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание, то есть то огласительное учение, которое вы слышали при вашем избрании, и быть неукоризненными в звании, чтобы не быть вам осужденными в забвении дара Божия, но пребыть твердыми в вашем звании.
так поступая, никогда не преткнетесь
См. Толкование на 2Пет 1:11
А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих
Ведь и этот [человек] познал, что, очистившись через святое крещение, он смыл с себя множество грехов. Ему бы следовало помнить, что, очистившись, воспринял он и освящение, и быть бдительным, дабы навсегда сохранить святость, без которой никто не узрит Господа, а он [об этом] забыл.
Источник: Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.
А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих
Глаз указывает на знание, а рука — на действие. Слеп тот, кто пытается действовать, не зная, что следует делать. Не имея света истины, он как бы прикладывает руку к делу, которого не понимает; следует путем, которого в целом не видит, чтобы затем ему, несчастному, неожиданно сгинуть в ужасном падении, которого он не мог предвидеть. Таковой же есть всякий, в ком нет сего, — тот, о ком говорит Петр.
Источник: О семи Кафолических посланиях.
А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих
А в ком нет сего, то есть нет в душе и жизни таких свойств и добродетелей, то это показывает, что таковой слеп, хотя, как и те лжеучители, думает и уверен, что видит; тот не знает ни себя самого, ни Бога, ни Христа, — тот ходит во тьме (ср. 1Ин 2:9; 11; Откр 3:17; Притч 4:19). — Закрыл глаза: греческое слово означает собственно человека, который может видеть только вблизи (близорукий) и который смежает глаза, чтобы видеть предметы вдаль, следовательно — человек, который худо видит и вдали, и вблизи, слепой и в отношении к настоящему, и в отношении к будущему, а равно и человек, который намеренно зажмурил глаза духовные, чтобы не видеть духовного света истины, так как истина ему неприятна, не нравится — противна. Таковой не только слеп, но и забывчив, не только не видит, но и забывает, что видел прежде, именно — забыл об очищении прежних грехов своих. В купели крещения чрез возрождение омывается, или очищается, скверна греховная верою во Иисуса Христа, снимается с человека вина за грех и первородный, и произвольный, — и он, оправдавшись пред Богом, делается чист и праведен, или оправдан, пред Богом; чрез таинство покаяния также очищается человек от всякой греховной скверны верою во Христа и становится вновь чистым и непорочным пред Богом. Тот, кто забывает об этом очищении прежних грехов, является вновь неочищенным, непримиренным с Богом, неоправданным.
Источник: Толковый Апостол