Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 1 глава 6 стих)

εγκρατεια (#1602) самоконтроль; букв, "удержание себя в рамках" (RWP; Гал. 5:23).


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 1 глава 6 стих)

1:6 воздержание Буквально «удержание себя в». В дни Петра воздержание употреблялось по отношению к спортсменам, которым необходимо было ограничивать и дисциплинировать себя. Христианин должен контролировать страсти, телесные похоти, вместо того чтобы позволить им управлять собою (ср. 1Кор 9:27; Гал 5:23). Добродетель, направляемая познанием, дисциплинирует желания и ставит их в подчинение человеку. терпение Способность поступать правильно, не поддаваясь искушениям или испытаниям. Терпение — это духовная сдерживающая сила, дающая постоянную, непоколебимую выносливость: христианин скорее умрет, чем уступит врагу. Это добродетель, которая не только дает силы переносить все со смирением, но и дает трепещущую надежду. благочестие См. пояснения к ст. 3.


Комментарии МакДональда (2 Петра 1 глава 6 стих)

1:6 Каждого христианина Бог призывает к самодисциплине. Кто-то определил ее как способность контролировать желания при содействии Духа Божьего. Дисциплина необходима в молитве, в изучении Библии, в использовании времени, в подавлении плотских похотей, в жертвенной жизни.

Павел упражнялся в воздержании. «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор 9:26−27).

Аудюбон, великий натуралист, был готов испытывать длительный дискомфорт, чтобы лучше изучить мир птиц. Пусть Роберт Г. Ли расскажет об этом:

«Он считал физический комфорт за ничто ради успеха дела. Он мог часами неподвижно лежать на земле, в темноте и тумане, чувствуя себя вполне вознагражденным, если после недель ожидания получал один незначительный факт из жизни одной-единственной птицы. Он мог, затаив дыхание, стоять по шею в стоячей воде, в то время как бесчисленные ядовитые болотные змеи плавали возле его лица и огромные аллигаторы проплывали туда и обратно перед его взором. «Это было неприятно, — говорил он, хотя при этом лицо его пылало энтузиазмом. — Но что из того? Зато я имею полное представление о птице». Он шел на это только ради того, чтобы описать птицу». (Robert G. Lee, Seven Swords and Other Messages, p. 46.)

Мы видим примеры других, вопиющие нужды погибающего мира, личную опасность крушения нашего свидетельства, следовательно, мы должны дисциплинировать себя, чтобы Христос извлек лучшее из нашей жизни.

Воздержание должно быть дополнено терпением, то есть стойкой выносливостью в преследованиях и бедственных ситуациях. Мы должны постоянно помнить, что христианская жизнь призывает нас быть выносливыми. Недостаточно пребывать в сиянии славы; мы должны быть стойкими, несмотря на трудности. Представление о том, что христианство — это бесконечное наслаждение от пребывания на вершине горы — ошибочно.

Есть распорядок дня, черная работа, неутешительные обстоятельства, горькая печаль, разрушенные планы. Терпение — искусство держаться и быть настойчивым перед лицом всего, что, как нам кажется, действует против нас.

Следующее достоинство — благочестие. Наша жизнь должна быть богоподобной, включая все, относящееся к практической святости. Наше поведение должно содержать такое сверхъестественное качество, по которому другие узнают, что мы — дети Небесного Отца; семейное сходство должно быть безошибочным. Павел напоминает нам: «...благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим 4:8).


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 1 глава 6 стих)

Стихи 5−11. В этих стихах апостол приступает к главной цели своего послания побудить и обязать их к преуспеванию в благодати и святости, поскольку они уже получили драгоценную веру и соделались причастниками Божеского естества. Это очень хорошее начало, но не следует останавливаться на нем, как если бы уже было достигнуто совершенство. Апостол молился о том, чтобы благодать и мир умножались у них, теперь же он призывает их стремиться к получению большей благодати. Мы должны, когда представляется возможность, призывать тех, за кого молимся, и побуждать их использовать все подходящие средства для достижения того, о чем мы просим Бога для них; кто хочет иметь успех в благочестии, должен быть исключительно усердным и прилежным в своих усилиях. Если мы не приложим все старание, то нисколько не продвинемся в деле святости; ленивые в благочестии ничего в нем не достигнут, мы должны подвизаться, если хотим войти в тесные врата, Лк 13:24.

I. Здесь мы не можем не отметить, как апостол шаг за шагом прослеживает путь верующего.

1. Он должен обрести добродетель (под которой некоторые понимают праведность), а затем рассудительность, воздержание и терпение, которые, будучи связаны с добродетелью идут следом за ней; можно предположить, что апостол побуждает их стремиться к этим четырем главным добродетелям, или четырем элементам, как входящим в состав каждой добродетели или добродетельного поступка. Но если учесть то верное слово, которое должно постоянно подтверждаться, что уверовавшие в Бога должны стараться быть прилежными к добрым делам (Тит 3:8), то под добродетелью можно здесь понимать силу к мужество, так как без них верующий не может ни начать добрых дел, ни преуспевать и отличаться в них. Праведник должен быть смел, как лев (Притч 28:1), малодушные христиане, боящиеся исповедовать евангельское учение или практиковать евангельские обязанности, должны быть готовы к тому, что и Христос постыдится их в оный день. «Пусть ваши сердца не устрашаются в злой день, покажите себя храбрыми, противостоя всякой оппозиции и сопротивляясь всякому врагу — миру, плоти, сатане и даже смерти». Мы нуждаемся в этом мужестве как в настоящей жизни, так и в тот час, когда приблизимся к смерти.

2. К этой добродетели верующий должен добавить рассудительность, то есть благоразумие к мужеству; познание Божиего имени должно предшествовать нашей вере, Пс 8:10; мы не можем свидетельствовать о том, что воля Божия благая, угодная и совершенная, пока не познаем ее; существуют также определенные условия, которые необходимо знать и соблюдать при исполнении нашего христианского долга; надо использовать предписанные средства и наблюдать благоприятное время. Благоразумный христианин принимает во внимание, с кем он имеет дело, где и в какой компании находится. Каждый верующий должен стремиться к приобретению познания и мудрости, указывающих нам правильный метод и порядок при исполнении всех христианских обязанностей и пути, которыми мы должны исполнять их.

3. К рассудительности необходимо добавить воздержание. Мы должны быть трезвыми в нашей привязанности к земным благам и умеренными в пользовании ими; если у нас есть правильное понимание о материальных благах, то мы сознаем, что их ценность и полезность значительно ниже, чем духовных милостей. Телесные упражнения и телесные привилегии мало полезны и соответственно этому должны цениться и употребляться; Евангелие учит как воздержанию, так и целомудрию, Тит 2:12. Мы должны быть умеренными в своих желаниях и в пользовании благами естественной жизни, то есть пищей, питием, одеждой, сном, развлечениями и уважением в мире; неумеренное влечение к этим благам несовместимо с серьезным влечением к Богу и Христу; кто пользуется ими сверх должного, не может воздать должного ни Богу, ни человеку.

4. К воздержанию надо добавить терпение, которое должно иметь совершенное действие, так как иначе мы не сможем быть совершенными во всей полноте, без всякого недостатка, Иак 1:4; ибо мы рождены для страданий, и многими скорбями надлежит нам войти в Царство небесное, и именно скорби производят в нас терпение (Рим 5:3), то есть требуют упражнения в терпении и дают повод для возрастания в нем; благодаря терпению мы переносим все несчастья и печали спокойно и покорно, не ропща против Бога и не жалуясь на Него, но оправдывая Его во всех страданиях, какие Он посылает нам, признавая, что они значительно меньше того, что мы заслужили своими грехами, и веря, что они не больше того, в чем мы нуждаемся.

5. К терпению мы должны добавить благочестие; это то, что производится терпением, ибо от него происходит опытность, Рим 5:4. Когда христиане терпеливо переносят страдания, они на личном опыте достигают познания милости Небесного Отца, которую Он не отнимает от Своих детей, даже если посещает жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их (Пс 88:32−33), и тем самым приобретают сыновний страх и благоговейную любовь, в чем и заключается истинное благочестие.

6. К этому мы должны добавить братолюбие, нежную привязанность ко всем своим собратьям-христианам — детям того же самого Отца, слугам того же самого Господина, членам той же самой семьи, странникам, идущим в ту же самую страну, и наследникам того же самого наследия — почему мы должны любить их от чистого сердца как особенно близких и дорогих нам людей, общение с кем доставляет нам особое наслаждение, Пс 15:3.

7. Любовь. К той любви-наслаждению, какую мы испытываем к детям Божиим, надо добавить любовь-милосердие, то есть благорасположение к всему роду человеческому. Бог произвел от одной крови все народы, и все сыны человеческие — сопричастники одной человеческой природы, все одарены одними милостями и подвержены одним и тем же скорбям, поэтому хотя с духовной точки зрения христиане отличаются от тех, кто живет без Христа, тем не менее они должны сострадать им в их бедствиях, помогать им в их нуждах и содействовать их благополучию, как физическому, так и духовному, насколько это в их силах; таким образом все верующие во Христа докажут, что они — дети Бога, Который благ ко всем и особенно благ к Израилю.

II. Мы должны обладать всеми вышеупомянутыми добродетелями, а иначе не будем пригодными для всякого доброго дела — ни для исполнения заповедей первой и второй скрижали, ни для активного и пассивного послушания, ни для служения, требующего подражания Богу, ни для служения, где требуется лишь быть послушными Ему. Поэтому, чтобы побудить нас к усердному и неустанному стремлению к этим добродетелям, апостол показывает, какие преимущества обретают все, кто успешно трудится и достигает того, что они в них есть и умножаются, ст. 8−11. Эти преимущества представлены:

1. В общих чертах, ст. 8. Те, у кого это есть, не останутся без успеха и плода. Учитывая особенности языка Святого Духа, мы должны понимать под этими словами значительно больше, чем они выражают, ибо, когда об Ахазе, самом негодном и дерзком царе иудейском, говорится, что он не делал угодного в очах Господа (4Цар 16:2), мы должны понимать эти слова в том смысле, что он совершал самые отвратительные и мерзкие дела, как показывает дальнейшее повествование о его жизни. Так и здесь, если говорится, что наличие и умножение всех христианских добродетелей не оставит нас без успеха и плода, то под этим следует понимать, что они сделают нас очень ревностными, живыми, активными и энергичными в практической христианской жизни и исключительно плодотворными в делах праведности. Таковые приносят много славы Богу через принесение большого плода среди людей, они плодовиты в познании Господа нашего Иисуса Христа, признают Его своим Господом и доказывают изобилием плодов в порученном Им деле, что являются Его слугами. Это является неизбежным следствием добавления одной добродетели к другой, ибо когда в сердце присутствуют все христианские добродетели, они друг друга совершенствуют и усиливают, ободряют и поддерживают; таким образом они все растут и умножаются (как говорит апостол в начале ст. 8), а везде, где изобилует благодать, будут изобиловать и добрые дела. Как желательно такое состояние, апостол показывает в ст. 9. Он описывает жалкое состояние тех, у кого отсутствуют эти животворящие и плодоносящие добродетели, ибо кто не имеет вышеупомянутых добродетелей (хотя и притязает на них, или ему кажется, что он имеет их) или не развивает и не умножает их, тот слеп, то есть слеп к духовным и небесным вещам, как вытекает из следующих слов: Он не может видеть отдаленное (в англ. переводе. — Прим. переводчика). Этот настоящий злой мир он может видеть и страстно любит его, но совершенно не в состоянии узреть грядущего мира, так чтобы полюбить его духовные преимущества и небесные благословения. Кто видит превосходство христианской веры, тот должен усердно стремиться к приобретению добродетелей, совершенно необходимых для достижения славы, чести и бессмертия; но там, где нет этих добродетелей и нет стремления к ним, люди не способны видеть вещей, находящихся, в действительности, лишь на крайне малом расстоянии, хотя им кажется, что они очень удалены, потому что они сами далеко отложили их от себя; как жалок тот, кто так слеп в отношении великих, внушающих благоговейный страх вещей иного мира, кто не может видеть реальности и определенности, величия и близости славных наград, какие Бог дарует праведникам, и страшного наказания, какому Он подвергнет нечестивых! Но этим еще не исчерпывается несчастье тех, кто не показывает в вере добродетель, в добродетели рассудительность и т. д. Они не способны видеть не только то, что впереди, но и то, что позади них, их память ненадежна и неспособна хранить прошлое, так же как их близорукость не позволяет им различать будущее; они забыли, что были крещены, что на них была возложена обязанность быть святыми сердцем и свято жить, а также и даны средства для этого. Крещением мы вовлекаемся в святую борьбу против греха и торжественно обязуемся сражаться с плотью, миром и диаволом. Чаще вспоминайте и серьезно размышляйте о своем торжественном обещании принадлежать Господу, о дарованных вам преимуществах и поощрениях, чтобы вы могли отложить всякую нечистоту плоти и духа.

2. Апостол описывает два конкретных преимущества, вытекающих из усердия в деле благочестия или сопутствующих ему: твердое, устойчивое положение в благодати и свободный вход в славу. Он приходит к этому, возвращаясь к своему предыдущему увещанию и излагая его другими словами, ибо выраженное в ст. 5 словами: прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, и далее, в ст. 10 выражается следующим образом: ...Старайтесь делать твердым ваше звание и избрание... Здесь можно заметить:

(1) Долг верующих — делать твердым свое звание и избрание, то есть уяснить для самих себя, что они избраны Богом.

(2) Чтобы быть уверенным в своем вечном избрании, надо доказать действительность своего призвания; никто не может заглянуть в книгу вечных советов и определений Божиих, но поскольку сказано, что кого Бог предопределил, того и призвал, то, убедившись в действительности своего призвания, мы можем сделать заключение о нашем избрании к спасению.

(3) Для достижения уверенности в своем звании и избрании требуется большое усердие и огромный труд, необходимо тщательно проверять самих себя, очень внимательно и строго исследовать действительно ли мы обращены, просвещены ли наши умы, обновились ли наши желания, изменились ли наши души, их наклонности и привязанности; чтобы достичь твердой уверенности в этом, необходимо величайшее старание, и без Божией помощи мы не можем ни получить этой уверенности, ни сохранить ее, как видно из Пс 118:23; Рим 8:16. «Но как бы ни был велик этот труд, не считайте его слишком большим, ибо в результате его вы приобретете великое преимущество:

[1] Этим вы удержите себя от падения в любое время, а также когда это особенно необходимо, и даже во времена искушений, грядущих на землю». Когда другие будут впадать в гнусные, позорные грехи, те, кто был усердным, смогут поступать осмотрительно и останутся на пути послушания своему долгу; и когда многие впадут в заблуждение, они сохранят себя здравыми в вере и будут держаться совершенного и полного соблюдения всей воли Божией.

[2] Те, кто усерден в деле благочестия, будут иметь свободный вход в вечную славу; в то время как некоторые из достигающих неба едва спасаются (1Пет 4:18), с великими трудностями, как из огня (1Кор 3:15), другие, возрастающие в благодати и изобилующие в добрых делах, свободно войдут в радость Господина своего, то есть в вечное Царство, где царит Христос и где они будут царствовать с Ним во веки веков.


Толкование отцов церкви (2 Петра 1 глава 6 стих)

Григорий Двоеслов (~540−604)

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие

Напротив, следует увещевать воздерживающихся, чтобы все время тщательно следили, чтобы, когда они убегают от чревоугодия, у них не появились как будто из добродетели еще более тяжелые пороки, чтобы, в то время как изнуряют плоть, не впали в исступление духа, и нет уже никакой добродетели над победой плоти, если дух гневом одолевается. Иногда же, пока ум воздерживающихся от гнева себя подавляет, его портит радость, приходящая словно чужеземка, и из-за того губит благо воздержания, из-за чего слишком мало остерегается духовных пороков. Поэтому правильно сказано пророком: в дни ваших постов нападают ваши похоти. И немного после: в суде и доводит голод до драк, и бьете кулаками.

Источник: Пастырское правило 3.19.

Беда Достопочтенный (672−735)

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие

Вслед за тем как научаются делать благое, воздерживающиеся, если устраняются от земных соблазнов, вскоре отказываются от зла, чтобы знание небесное не оказывалось бы тщетным. <…> Воздержанность по необходимости всегда сопровождается терпением, поскольку всякий, кто от удовольствий мира научился воздерживаться, нуждается в твердости духа для того, чтобы выстоять против них, а именно, защищаясь с оружием правды в правой и левой руке (2Кор 6:7). В терпении же благочестие, поскольку благодаря тем вещам, которые терпеливо переносит, также становится добродетельным, согласно слову апостола Павла: Любовь долготерпит, милосердствует (1Кор 13:4).

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие

Воздержание: не просто воздержанность, но воздержание как самообладание, самоограничение, с усилием совершаемое, воздержание от господствующего в мире растления похотию (2Пет 1:4). Это — обуздание злых пожеланий и злоупотребления христианской свободой, великая и сильная добродетель в ряду прочих добродетелей. — Терпение: это устойчивость во всем образе мыслей, и действий, и жизни, противоположная легкости, нетерпеливости, непостоянству, которая то так делает, то иначе. Это высокая и твердая добродетель в ряду прочих добродетелей; это — как балласт на корабле, который не позволяет кораблю влаяться по всяким волнам, но делает его устойчивым среди всяческих бурь и треволнений, давая ему устой. Благочестие: это, в общем, такое духовное настроение, сообразное с действием и мыслию, при котором человек в Боге полагает всю свою жизнь, Его выше всего чтит, Ему во всем стремится угодить и при этом чувствует себя блаженным.

Источник: Толковый Апостол


Открыть окно