Библия - 2Пет. 1:5 (2 Петра 1 глава 5 стих)

то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 1 глава 5 стих)

σπουδη (#5082) старание, усилие (TLNT; Bauckham). παρεισενεγκαντες aor. act. part, от παρεισφερω (#4210) прилагать. Используется как идиома со словом σπουδην и выражает приложение усилий. Мы со своей стороны должны вложить все усилия, какие только можем, в отношения с Богом, Который со Своей стороны сделал очень много (Green; Bigg; Kelly; Mayor; BS, 361). επιχορηγησατε aor. imper. act. от επιχορηγεω (#2220) снабжать дополнительно, обеспечивать всем необходимым хор (RWP). Aor. imper. призывает к специфическому действию с оттенком срочности. Предложное сочетание имеет накопительное значение: "добавлять средств", "снабжать большим, чем ожидалось и требовалось" (Mayor), "давать обильно, щедро" (Kelly; Green; Bigg; см. Гал. 3:5; 1 Пет. 4:11). εν (#1877) с dat. в. Значение таково: так как вы верите, давайте не будем хвалиться добродетелью (Huther). πιστις (#4411) вера. Здесь должна пониматься субъектно, как верность и преданность христианскому учению, а не само учение (Kelly), αρετη(#746) добродетель, моральная энергия. В классические времена это слово обозначало дарованную богом силу или способность к совершению героических дел: военных, спортивных или творческих подвигов или героического поведения. Эту способность приходилось демонстрировать в опасных ситуациях. Основное значение слова, таким образом, — исключительность выдающегося человека. Аристотель в своей этике обозначает этим словом правильное поведение, или умение придерживаться золотой середины. Стоики связывали его с природой, они учили, что совершенство добродетели заключается в гармонии с природой (Mayor; TDNT; ВВС; GPR, 25; КР, 1:530-31). γνωσις (#1194) знание.


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 1 глава 5 стих)

1:5 то Имея данные Богом в ст. 3,4 благословения, верующие не могут оставаться самодовольными и равнодушными. Такое обилие Божьей благодати призывает к полному посвящению. прилагая... все старание. Т. е. максимум усилий. Христианская жизнь не означает путь за Богом без усилий и преодоления трудностей. Хотя Бог и излил Свою чудесную силу в верующего, христианин сам должен прилагать усилия, для дисциплинирования себя одновременно с работой в нем Бога (ср. Флп 2:12,13; Кол 1:28,29). покажите в вере вашей «Покажите» иначе можно перевести как «дайте щедро и обильно». В греческой культуре это было характеристикой руководителя хора, который отвечал за обеспечение нужд хора и хористов. Слово означало не умеренное, бережливое, но щедрое, с избытком обеспечение. Бог дал нам веру и все необходимое для благочестия (ст. 3,4). Мы показываем это нашим усердным стремлением к личной праведности. добродетель В списке добродетелей, перечисленных Петром на первом месте стоит слово, которое в классическом греческом языке означало данную Богом способность совершать подвиги. Оно также могло означать совершенный образ жизни. Оно никогда не означало скрытую или показную добродетель, но добродетель, которая проявляется в жизни. Петр пишет здесь о моральной силе и стараниях, которые помогают совершенствоваться. рассудительность Означает интуицию, правильное понимание и применение истины. Эта добродетель включает прилежное изучение и исполнение истин Слова Божия.


Комментарии МакДональда (2 Петра 1 глава 5 стих)

1:5 Стихи 3 и 4 показывают, что Бог дал нам все необходимое для святой жизни. Бог свят, потому и мы должны неустанно стремиться к святости. Бог не делает нас святыми против нашего желания или без нашего участия. Он ожидает от нас желания, непреклонности и послушания.

Исходной в развитии христианского характера Петр считает веру. В конце концов, он обращается к христианам, тем, кто уже имел спасительную веру в Господа Иисуса. Он не призывает их верить; он предполагает, что они уже уверовали.

Необходимо, чтобы веру сопровождали семь составных частей святости, которые не следуют одна за другой, а проявляются во всякое время.

Отец Тома Олсона имел обыкновение читать своим сыновьям следующую цитату:

«Добавьте к вашей вере добродетель и мужество Давида; к мужеству Давида — рассудительность Соломона; к рассудительности Соломона — терпение Иова; к терпению Иова — благочестие Даниила; к благочестию Даниила — братолюбие Ионафана; а к братолюбию Ионафана — любовь Иоанна». (Из выступления Тома Олсона, личного друга автора.)

Ленски предлагает:

«Список из семи добродетелей Петр составил, помня о лжепророках (2:1) и их жизни, которая вполне отвечает их притворной вере. Вместо достоинства они несут позор; вместо знания — слепоту; вместо воздержания — вседозволенность; вместо стойкости в добром — упорство в злом; вместо благочестия — нечестие; вместо братолюбия — ненависть к детям Божьим; вместо подлинной любви — ее ужасающее отсутствие». (R.C.H. Lenski, The Interpretation of the Epistles of St. Peter, St. John and St. Jude, p. 266.)

Первая характерная черта — добродетель. Под ней подразумевалось благочестие, добродетельная жизнь или моральная чистота, хотя позже все эти качества стали называться одним словом — «благочестие». Здесь слово «добродетель» может также означать духовное мужество перед враждебным миром, силу отстаивать истину.

Мы вспоминаем мужество мучеников. Архиепископа Кранмера поставили перед выбором: подписать отречение или быть сожженным на костре.

Сначала он отказывался, но потом, под огромным давлением его правая рука подписала отречение. Позже он осознал свою ошибку и попросил палачей привести приговор в исполнение. По его просьбе ему развязали руки. Тогда он, держа правую руку в огне, сказал: «Рука, написавшая это, должна быть наказана первой. Эта рука согрешила! Погибни же, недостойная правая рука!» (Это часто используемая известная история. См., например, S.M. Houghton, Sketches from Church History, pp. 114−116.)

Мужество должно сопровождаться рассудительностью, особенно знанием духовной истины. Этим еще раз подчеркивается важность изучения Слова Божьего и повиновения священным заповедям.

Больше узнавать об Иисусе из Его Слова,
Больше общаться с моим Господом,
Прислушиваться к Его голосу в каждой строке —
И тогда все Божественные откровения будут моими.

(Элиза Е. Хьюитт)

Через основанное на опыте знание Библии в нас развивается то, что Эрдман называет «практическими навыками в мелочах христианской жизни».


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 1 глава 5 стих)

Стихи 5−11. В этих стихах апостол приступает к главной цели своего послания побудить и обязать их к преуспеванию в благодати и святости, поскольку они уже получили драгоценную веру и соделались причастниками Божеского естества. Это очень хорошее начало, но не следует останавливаться на нем, как если бы уже было достигнуто совершенство. Апостол молился о том, чтобы благодать и мир умножались у них, теперь же он призывает их стремиться к получению большей благодати. Мы должны, когда представляется возможность, призывать тех, за кого молимся, и побуждать их использовать все подходящие средства для достижения того, о чем мы просим Бога для них; кто хочет иметь успех в благочестии, должен быть исключительно усердным и прилежным в своих усилиях. Если мы не приложим все старание, то нисколько не продвинемся в деле святости; ленивые в благочестии ничего в нем не достигнут, мы должны подвизаться, если хотим войти в тесные врата, Лк 13:24.

I. Здесь мы не можем не отметить, как апостол шаг за шагом прослеживает путь верующего.

1. Он должен обрести добродетель (под которой некоторые понимают праведность), а затем рассудительность, воздержание и терпение, которые, будучи связаны с добродетелью идут следом за ней; можно предположить, что апостол побуждает их стремиться к этим четырем главным добродетелям, или четырем элементам, как входящим в состав каждой добродетели или добродетельного поступка. Но если учесть то верное слово, которое должно постоянно подтверждаться, что уверовавшие в Бога должны стараться быть прилежными к добрым делам (Тит 3:8), то под добродетелью можно здесь понимать силу к мужество, так как без них верующий не может ни начать добрых дел, ни преуспевать и отличаться в них. Праведник должен быть смел, как лев (Притч 28:1), малодушные христиане, боящиеся исповедовать евангельское учение или практиковать евангельские обязанности, должны быть готовы к тому, что и Христос постыдится их в оный день. «Пусть ваши сердца не устрашаются в злой день, покажите себя храбрыми, противостоя всякой оппозиции и сопротивляясь всякому врагу — миру, плоти, сатане и даже смерти». Мы нуждаемся в этом мужестве как в настоящей жизни, так и в тот час, когда приблизимся к смерти.

2. К этой добродетели верующий должен добавить рассудительность, то есть благоразумие к мужеству; познание Божиего имени должно предшествовать нашей вере, Пс 8:10; мы не можем свидетельствовать о том, что воля Божия благая, угодная и совершенная, пока не познаем ее; существуют также определенные условия, которые необходимо знать и соблюдать при исполнении нашего христианского долга; надо использовать предписанные средства и наблюдать благоприятное время. Благоразумный христианин принимает во внимание, с кем он имеет дело, где и в какой компании находится. Каждый верующий должен стремиться к приобретению познания и мудрости, указывающих нам правильный метод и порядок при исполнении всех христианских обязанностей и пути, которыми мы должны исполнять их.

3. К рассудительности необходимо добавить воздержание. Мы должны быть трезвыми в нашей привязанности к земным благам и умеренными в пользовании ими; если у нас есть правильное понимание о материальных благах, то мы сознаем, что их ценность и полезность значительно ниже, чем духовных милостей. Телесные упражнения и телесные привилегии мало полезны и соответственно этому должны цениться и употребляться; Евангелие учит как воздержанию, так и целомудрию, Тит 2:12. Мы должны быть умеренными в своих желаниях и в пользовании благами естественной жизни, то есть пищей, питием, одеждой, сном, развлечениями и уважением в мире; неумеренное влечение к этим благам несовместимо с серьезным влечением к Богу и Христу; кто пользуется ими сверх должного, не может воздать должного ни Богу, ни человеку.

4. К воздержанию надо добавить терпение, которое должно иметь совершенное действие, так как иначе мы не сможем быть совершенными во всей полноте, без всякого недостатка, Иак 1:4; ибо мы рождены для страданий, и многими скорбями надлежит нам войти в Царство небесное, и именно скорби производят в нас терпение (Рим 5:3), то есть требуют упражнения в терпении и дают повод для возрастания в нем; благодаря терпению мы переносим все несчастья и печали спокойно и покорно, не ропща против Бога и не жалуясь на Него, но оправдывая Его во всех страданиях, какие Он посылает нам, признавая, что они значительно меньше того, что мы заслужили своими грехами, и веря, что они не больше того, в чем мы нуждаемся.

5. К терпению мы должны добавить благочестие; это то, что производится терпением, ибо от него происходит опытность, Рим 5:4. Когда христиане терпеливо переносят страдания, они на личном опыте достигают познания милости Небесного Отца, которую Он не отнимает от Своих детей, даже если посещает жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их (Пс 88:32−33), и тем самым приобретают сыновний страх и благоговейную любовь, в чем и заключается истинное благочестие.

6. К этому мы должны добавить братолюбие, нежную привязанность ко всем своим собратьям-христианам — детям того же самого Отца, слугам того же самого Господина, членам той же самой семьи, странникам, идущим в ту же самую страну, и наследникам того же самого наследия — почему мы должны любить их от чистого сердца как особенно близких и дорогих нам людей, общение с кем доставляет нам особое наслаждение, Пс 15:3.

7. Любовь. К той любви-наслаждению, какую мы испытываем к детям Божиим, надо добавить любовь-милосердие, то есть благорасположение к всему роду человеческому. Бог произвел от одной крови все народы, и все сыны человеческие — сопричастники одной человеческой природы, все одарены одними милостями и подвержены одним и тем же скорбям, поэтому хотя с духовной точки зрения христиане отличаются от тех, кто живет без Христа, тем не менее они должны сострадать им в их бедствиях, помогать им в их нуждах и содействовать их благополучию, как физическому, так и духовному, насколько это в их силах; таким образом все верующие во Христа докажут, что они — дети Бога, Который благ ко всем и особенно благ к Израилю.

II. Мы должны обладать всеми вышеупомянутыми добродетелями, а иначе не будем пригодными для всякого доброго дела — ни для исполнения заповедей первой и второй скрижали, ни для активного и пассивного послушания, ни для служения, требующего подражания Богу, ни для служения, где требуется лишь быть послушными Ему. Поэтому, чтобы побудить нас к усердному и неустанному стремлению к этим добродетелям, апостол показывает, какие преимущества обретают все, кто успешно трудится и достигает того, что они в них есть и умножаются, ст. 8−11. Эти преимущества представлены:

1. В общих чертах, ст. 8. Те, у кого это есть, не останутся без успеха и плода. Учитывая особенности языка Святого Духа, мы должны понимать под этими словами значительно больше, чем они выражают, ибо, когда об Ахазе, самом негодном и дерзком царе иудейском, говорится, что он не делал угодного в очах Господа (4Цар 16:2), мы должны понимать эти слова в том смысле, что он совершал самые отвратительные и мерзкие дела, как показывает дальнейшее повествование о его жизни. Так и здесь, если говорится, что наличие и умножение всех христианских добродетелей не оставит нас без успеха и плода, то под этим следует понимать, что они сделают нас очень ревностными, живыми, активными и энергичными в практической христианской жизни и исключительно плодотворными в делах праведности. Таковые приносят много славы Богу через принесение большого плода среди людей, они плодовиты в познании Господа нашего Иисуса Христа, признают Его своим Господом и доказывают изобилием плодов в порученном Им деле, что являются Его слугами. Это является неизбежным следствием добавления одной добродетели к другой, ибо когда в сердце присутствуют все христианские добродетели, они друг друга совершенствуют и усиливают, ободряют и поддерживают; таким образом они все растут и умножаются (как говорит апостол в начале ст. 8), а везде, где изобилует благодать, будут изобиловать и добрые дела. Как желательно такое состояние, апостол показывает в ст. 9. Он описывает жалкое состояние тех, у кого отсутствуют эти животворящие и плодоносящие добродетели, ибо кто не имеет вышеупомянутых добродетелей (хотя и притязает на них, или ему кажется, что он имеет их) или не развивает и не умножает их, тот слеп, то есть слеп к духовным и небесным вещам, как вытекает из следующих слов: Он не может видеть отдаленное (в англ. переводе. — Прим. переводчика). Этот настоящий злой мир он может видеть и страстно любит его, но совершенно не в состоянии узреть грядущего мира, так чтобы полюбить его духовные преимущества и небесные благословения. Кто видит превосходство христианской веры, тот должен усердно стремиться к приобретению добродетелей, совершенно необходимых для достижения славы, чести и бессмертия; но там, где нет этих добродетелей и нет стремления к ним, люди не способны видеть вещей, находящихся, в действительности, лишь на крайне малом расстоянии, хотя им кажется, что они очень удалены, потому что они сами далеко отложили их от себя; как жалок тот, кто так слеп в отношении великих, внушающих благоговейный страх вещей иного мира, кто не может видеть реальности и определенности, величия и близости славных наград, какие Бог дарует праведникам, и страшного наказания, какому Он подвергнет нечестивых! Но этим еще не исчерпывается несчастье тех, кто не показывает в вере добродетель, в добродетели рассудительность и т. д. Они не способны видеть не только то, что впереди, но и то, что позади них, их память ненадежна и неспособна хранить прошлое, так же как их близорукость не позволяет им различать будущее; они забыли, что были крещены, что на них была возложена обязанность быть святыми сердцем и свято жить, а также и даны средства для этого. Крещением мы вовлекаемся в святую борьбу против греха и торжественно обязуемся сражаться с плотью, миром и диаволом. Чаще вспоминайте и серьезно размышляйте о своем торжественном обещании принадлежать Господу, о дарованных вам преимуществах и поощрениях, чтобы вы могли отложить всякую нечистоту плоти и духа.

2. Апостол описывает два конкретных преимущества, вытекающих из усердия в деле благочестия или сопутствующих ему: твердое, устойчивое положение в благодати и свободный вход в славу. Он приходит к этому, возвращаясь к своему предыдущему увещанию и излагая его другими словами, ибо выраженное в ст. 5 словами: прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, и далее, в ст. 10 выражается следующим образом: ...Старайтесь делать твердым ваше звание и избрание... Здесь можно заметить:

(1) Долг верующих — делать твердым свое звание и избрание, то есть уяснить для самих себя, что они избраны Богом.

(2) Чтобы быть уверенным в своем вечном избрании, надо доказать действительность своего призвания; никто не может заглянуть в книгу вечных советов и определений Божиих, но поскольку сказано, что кого Бог предопределил, того и призвал, то, убедившись в действительности своего призвания, мы можем сделать заключение о нашем избрании к спасению.

(3) Для достижения уверенности в своем звании и избрании требуется большое усердие и огромный труд, необходимо тщательно проверять самих себя, очень внимательно и строго исследовать действительно ли мы обращены, просвещены ли наши умы, обновились ли наши желания, изменились ли наши души, их наклонности и привязанности; чтобы достичь твердой уверенности в этом, необходимо величайшее старание, и без Божией помощи мы не можем ни получить этой уверенности, ни сохранить ее, как видно из Пс 118:23; Рим 8:16. «Но как бы ни был велик этот труд, не считайте его слишком большим, ибо в результате его вы приобретете великое преимущество:

[1] Этим вы удержите себя от падения в любое время, а также когда это особенно необходимо, и даже во времена искушений, грядущих на землю». Когда другие будут впадать в гнусные, позорные грехи, те, кто был усердным, смогут поступать осмотрительно и останутся на пути послушания своему долгу; и когда многие впадут в заблуждение, они сохранят себя здравыми в вере и будут держаться совершенного и полного соблюдения всей воли Божией.

[2] Те, кто усерден в деле благочестия, будут иметь свободный вход в вечную славу; в то время как некоторые из достигающих неба едва спасаются (1Пет 4:18), с великими трудностями, как из огня (1Кор 3:15), другие, возрастающие в благодати и изобилующие в добрых делах, свободно войдут в радость Господина своего, то есть в вечное Царство, где царит Христос и где они будут царствовать с Ним во веки веков.


Толкование отцов церкви (2 Петра 1 глава 5 стих)

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 5−7 То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь

Пётр показывает степени преуспеяния. На первом месте вера, так как она есть основание и опора добра. На втором месте добродетель, то есть дела, ибо без них, как говорит апостол Иаков (Иак 2:26), вера мертва. Далее рассудительность. Какая же рассудительность? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. Затем воздержание. Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собой дар (ибо страсти, несмотря на сдерживающую их свободу, всегда любят стремиться к худшему), то должно превзойти терпение. Оно произведет все, и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит. К благочестию присоединится братолюбие, а к всему этому любовь, которую апостол Павел называет совокупностью совершенства (Кол 3:14). Ибо любовь явила силу свою и над Сыном Божиим и над Отцом Его: Отца расположила отдать Возлюбленного Своего (1Ин 3:16), а Сына пролить Кровь Свою за нас (Ин 3:16).

Источник: Толкование на 2-е послание Петра.

Беда Достопочтенный (672−735)

То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность

Добродетель здесь он положил не в чудотворении, но в благом образе жизни, который с правой верой соединяется, чтобы при отсутствии дел вера не была бы бесполезна и мертва, к чему буквально все старание приложить предписывает, поскольку нерадивый в работе своей — брат расточителю (Притч 18:10).

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность

То вы, прилагая к сему и проч.: блаженный Феофилакт о связи речи здесь выражается так: «изложение растянуто, но мысль такая: силою Христовою получив бесчисленные блага, мы можем и сделаться причастниками Божеского естества, и достигнуть жизни и благочестия; посему должны жить так, чтобы к вере присовокупить добродетель и чрез добродетель преуспевать в благочестии, доколе достигнем совершеннейшего блага, которое есть любовь». — То вы: собственно — и вы, в таком смысле, что как Бог с своей стороны то и то сделал для вас, то и вы с своей стороны делайте то и то для Него. — Прилагая все старание: (см. 2Пет 1:10, 15; 2Пет 3:14), — так как Бог все сделал для вас, чтобы даровать вам все блага для жизни и благочестия, то и вы, с своей стороны, употребите все старание, чтобы воспользоваться как должно всем тем, что даровано вам — Покажите и проч.: убеждая, апостол показывает верующим высокую лествицу добродетелей, по которой должен идти верующий, чтобы достигнуть совершенства, начиная с веры, составляющей начало и основание сей лествицы добродетелей, и кончая любовию, составляющею союз совершенства (ср. Рим 13:10). — В вере добродетель: вера — и как духовное настроение, и как практическая добродетель — есть основание и корень всех добродетелей, как говорит блаженный Августин: «вера — мать и корень всех добродетелей». Здесь она означается как дар Божий, как дар благодати (Ин 6:29; Еф 2:8). — Добродетель: мужественный, твердый, решительный образ действий противу всех врагов нашего спасения во укрепление всех добрых дел. Она соответствует силе Божией, отклоняющей с энергией всякое зло (2Пет 1:4). Между прекрасными плодами на прекрасном дереве веры это лучший плод (ср. Флп 4:8). — Рассудительность: точнее, но общее — знание; это разумный и рассудительный образ действий и мыслей, при котором быстро соображают, что полезно и вредно, хорошо и худо, что нужно делать и чего избегать. Это же знание, или рассудительность, предохраняет от неразумной ревности и от всяких излишеств в мысли, действиях и жизни. Это — мудрость, это — глаз всех добродетелей, без этого глаза добродетель может быть слепа, может впадать в заблуждение. Это знание, рассудительность и мудрость, есть как бы путеводная нить добродетелей, руководит и умеряет всякую добродетель, так что руководствующийся ею делает ни мало, ни много, идет ни направо, ни налево, а прямой стезей, идет прямо к цели и не блуждает.

Источник: Толковый Апостол

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 5−7 То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь

Ответом со стороны христиан на действия благодати Божией не только удаление от господствующего в мире растления (2Пет 1:4), но и, главным образом, положительная добродетель в разных ее разветвлениях. Апостол в ст. 5−7 показывает степени преуспеяния. «На первом месте вера, так как она есть основание и опора добра. На втором месте добродетель, т. е. дела, ибо без них, как говорит Апостол Иаков (Иак 2:26), вера без дел мертва. Далее разум. Какой же разум? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. За ним воздержание. Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, — чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собою дар, то должно превзойти терпение. Оно произведет все, и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит. К благочестию присоединится братолюбие, а ко всему этому любовь…» (блаж. Феофил).


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(2 Петра 1 глава 5 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно